Научная статья на тему 'Мотивация выбора специальности «Фармация» и личностные качества выпускника ВУЗа'

Мотивация выбора специальности «Фармация» и личностные качества выпускника ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / SPECIALTY CHOICE MOTIVES / STUDENTS / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Н.А., Кокина Д.Г.

Практическая фармация это фармацевтическая, организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность, в которую помимо специалистов вовлекаются и потребители (пациенты) лекарственных средств. Проведено социологическое исследование по изучению личностных качеств, нравственно-этических позиций, интересов и стремлений студентов четвертого курса фармацевтического факультета. Для анонимного анкетирования были выбраны студенты четвертого курса в связи с тем, что изучение профильных выпускающих дисциплин начинается на третьем курсе и подойти более осмысленно к вопросам анкеты можно имея определенные знания, относящиеся к выбранной специальности. С другой стороны, по результатам анкетирования, можно на пятом курсе корректировать воспитательную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Н.А., Кокина Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACY" SPECIALTY CHOICE MOTIVATION AND UNIVERSITY GRADUATES PERSONALITY TRAITS

Practical pharmacy is the pharmaceutical, organizational, managerial, and research activity, which not only professionals, but also drugs consumers (patients) are involved in. A sociological study of the 4th year pharmaceutical students’ personality characteristics, moral and ethical positions, interests and aspirations has been conducted. Fourth year students were selected for the anonymous survey due to the fact that the study of relevant disciplines starts on the third year, so these students can comprehend the survey’s questions having some knowledge related to the chosen specialty. On the other hand, according to the results of the survey, it is possible to adjust educational work on the 5th year.

Текст научной работы на тему «Мотивация выбора специальности «Фармация» и личностные качества выпускника ВУЗа»

УДК 159.9.07.378+37.025 DOI: 10.23888/humJ20172211-216 © Платонова Н.А., Кокина Д.Г., 2017

© Platonova N.A., Kokina D.G., 2017

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА ВУЗА

"PHARMACY' SPECIALTY CHOICE MOTIVATION AND UNIVERSITY GRADUATES PERSONALITY TRAITS

Аннотация. Практическая фармация - это фармацевтическая, организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность, в которую помимо специалистов вовлекаются и потребители (пациенты) лекарственных средств. Проведено социологическое исследование по изучению личностных качеств, нравственно-этических позиций, интересов и стремлений студентов четвертого курса фармацевтического факультета. Для анонимного анкетирования были выбраны студенты четвертого курса в связи с тем, что изучение профильных выпускающих дисциплин начинается на третьем курсе и подойти более осмысленно к вопросам анкеты можно имея определенные знания, относящиеся к выбранной специальности. С другой стороны, по результатам анкетирования,

Abstract. Practical pharmacy is the pharmaceutical, organizational, managerial, and research activity, which not only professionals, but also drugs consumers (patients) are involved in. A sociological study of the 4th year pharmaceutical students' personality characteristics, moral and ethical positions, interests and aspirations has been conducted. Fourth year students were selected for the anonymous survey due to the fact that the study of relevant disciplines starts on the third year, so these students can comprehend the survey's questions having some knowledge related to the chosen specialty. On the other hand, according to the results of the survey, it is possible to adjust educational work on the 5th year.

можно на пятом курсе корректировать воспитательную работу.

Key words: specialty choice mo-Ключевые слова: мотивы выбо- tives, students, personality traits. ра специальности, студенты, личностные качества.

Актуальность исследования.

Деятельность специалиста квалификации - провизор, как и специалиста любой другой профессии, определяется не только уровнем профессиональной подготовки и готовностью к профессиональной деятельности, но и развитостью профессионально обусловленных личностных качеств, созданием профессионального имиджа, впечатления, складывающегося у окружающих людей. Большое значение в этой связи имеет нравственная оценка личности специалиста, строгое соблюдение им морального, корпоративного, правового и этического кодексов поведения [1]. Понимание общественной значимости профессии происходит в процессе обучения и воспитания в ВУЗе. Целями воспитательного процесса являются:

- формирование профессиональных ценностный приоритетов,

- развитие профессионального менталитета и личностного роста,

- обеспечение адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям,

- готовность работать в коллективе.

Цель исследования: изучение личностных качеств, нравственно-этических позиций, интересов и стремлений студентов фармацевтического факультета.

Нами было проведено анкетирование 33 студентов 4-го курса фармацевтического факультета, средний возраст которых составляет 20,5 лет. Обучаясь в университете, никто из студентов не работает в аптечных организациях.

Выбор специальности «Фармация» объяснили как:

- интересная работа - 88 %;

- возможность карьерного роста - 91 %;

- высокая заработная плата - 76 %;

- простота в дальнейшем трудоустройстве - 67 %.

Информация, полученная от респондентов, дает реальность в том виде, как она отражается в сознании опрашиваемых. Вопросы анкеты, по заключенному в них содержанию, включали в себя два раздела:

- вопросы, связанные с социальной деятельностью,

- вопросы, направленные на внутреннее восприятие себя, как будущего специалиста.

Вопросы разделов не обозначены и идут вперемешку, что позволяет отследить логику мышления респондентов.

Основные требования, которым должен отвечать выпускник ВУЗа - специалист, это - компетентность, профессиональные знания и умения, организованность, умение работать в коллективе. Учитывая особенности специальности «Фармация», важными являются такие качества, как честность, принципиальность, доброжелательность, высокая общая культура, нравственная убежденность, личная ответственность за порученное дело. Требования к подготовке специалистов - провизоров отражены в ФГОС [2].

Аналогичное социологическое исследование нами было проведено в 2014 году [1].

Результаты анкетирования приведены к целочисленным значениям.

Сравнительные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные данные результатов анкетирования

Качество выпускника ВУЗа, отвечающие идеалу специалиста Баллы

2014 2017

Профессиональные знания и умения 9 8

Организаторские качества 7 7

Умение работать в коллективе 6 7

Личная ответственность за порученное дело 7 7

Высокая общая культура 5 5

Честность 5 5

Доброжелательность 5 5

Согласование личного поведения с интересами общества 4 4

Нравственная убежденность 4 4

Принципиальность 3 3

В таблице 1 видно, что за прошедшие годы после анкетирования 2014 года, несколько уменьшилось значение «профессиональных знаний и умений», но увеличилось значение качества «умение работать в коллективе». Все остальные позиции повторяют распределение баллов. Особо следует отметить, что важные для работы провизора качества, такие как «нравственная убежденность» и «принципиальность» получили низшие баллы. Интерес представляют сведения о распределении высшего (10 баллов) и низшего (1 балл) баллов по обозначенным позициям, что представлено в таблице 2.

Распределение баллов

Таблица 2

Качества специалиста-провизора Средний балл % респондентов, поставивших

Высший балл (10) Низший балл (1)

Профессиональные знания и умения 8 36% 6%

Организаторские качества 7 24% 6%

Личная ответственность за порученное дело 7 15% 3%

Умение работать в коллективе 7 6% -

Доброжелательность 5 3% 6%

Честность 5 - 3%

Высокая общая культура 5 9% 9%

Нравственная убежденность 4 - 9%

Согласование личного поведения с интересами общества 4 12%

Принципиальность 3 30% 39%

Положительный эмоциональный контакт провизора с потребителями лекарственных средств является неотъемлемой частью процесса лечения любого заболевания, а на положительный эмоциональный настрой провизора, помимо общения с клиентами аптек, большое влияние оказывает морально-психологический климат в коллективе. Отсутствие необходимых личностных качеств у молодых специалистов неизбежно приведет к проблемам в профессиональной деятельности. Согласование личного поведения с интересами общества (не только социума, но и коллектива) не получило высший балл, а низший балл поставили 12% респондентов.

Выводы. Необходимость усиления студентов по специальности «Фармация».

Конфликт интересов отсутствует.

этико-деонтологического воспитания

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Платонова Н.А., Чекулаева Г.Ю. Вузовское образование и развитие личности [электронный ресурс] /Н.А.Платонова, Г.Ю. Чекулаева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. №4 (7). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id= 107 (Дата обращения: 28.02.2017)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета), 2016

REFERENCES:

1. Platonova N.A., Chekulaeva G.Ju. Vuzovskoe obrazovanie i razvitie lichnosti [University education and personal development] [jelektronnyj resurs]/N.A.Platonova, G.Ju.Chekulaeva // Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie [«Personality in a changing world: health, adaptation, development»]: setevoj zhurn. 2014. №4 (7). Rezhim dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=107 (in Russian)

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po special'nosti 33.05.01 Farmacija [Federal State Educational Standard of Higher Education, specialty 33.05.01 Pharmacy] (uroven' specialiteta), 2016 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.