Образ идеального специалиста-провизора в представлении студентов фармацевтического факультета
Волчанский М.Е., Брель А.К., Болучевская В.В., Клочкова Е.А.
The image of the ideal pharmacist in the opinions of the pharmaceutical students
Volchansky M.Ye., Bret' A.K., Boluchevskaya V.V., Klochkova Ye.A.
Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград
© Волчанский М.Е., Брель А.К., Болучевская В.В., Клочкова Е.А.
Проведено исследование представлений студентов — будущих провизоров о том, какими профессионально важными качествами должен обладать идеальный специалист в сфере фармации, выявлена субъективная самооценка студентов на степень соответствия персональных свойств респондентов определенному набору личностных характеристик профессионала фармацевтической отрасли. Наиболее важными качествами респонденты посчитали: профессионализм, компетентность, образованность и ответственность. Свое полное соответствие требованиям к профессионально необходимым характеристикам в выбранной специальности отметили лишь 28% респондентов.
Ключевые слова: фармация, медицинское образование, профессионально важные качества, образ идеального специалиста-провизора.
We have investigated the opinions of the pharmaceutical students about the qualities and character traits of ideal pharmacist and the definition of their self-esteem of this image. The students have noted the most important qualities as professionalism, competence, education and responsibility. Only 28% of respondents have identified full compliance of the chosen specialty.
Key words: pharmacy, medical education, important professional qualities, the image of the ideal pharmacist.
УДК 615.15:614.2:378.046-057.875
Введение
профессиональной деятельности работника фармацевтической отрасли, о приоритетах и ценностных ориен-тациях этой специальности [1—3].
Учитывая социальную значимость и гуманистическую направленность профессии «провизор», а также ее принадлежность к медицинским специальностям, данную профессию в полной мере можно отнести к категории помогающих. Однако в результате трансформации фармацевтической отрасли в настоящее время можно констатировать определенное искажение ее восприятия в сознании современного общества. Исторически сложившиеся рыночные отношения привели к тому, что провизор, являясь промежуточным звеном в передаче денежных средств от потребителей лекарственных средств фармацевтической компании, в большей мере предстает в сознании людей как субъект торгово-экономических отношений, а не как представитель медицинского сообщества. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы соотношения, взаимосвязи медицинской и экономической составляющей
Несомненно, в современном обществе на фоне динамичного развития фармацевтической отрасли, роста конкуренции, глубоких структурных изменений в сфере занятости определяется насущная потребность в подготовке высокопрофессиональных работников этой сферы, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному совершенствованию [2]. В то же время в подготовке таких специалистов не должны уходить на второй план медицинская, помогающая, социальная и здоровьесбе-регающая функции. Тем более что в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «фармация» планируется качественно иной подход [3] к профессиональной подготовке провизоров, предполагающий формирование гуманистически направленных
Научный и учебный процесс: методический семинар
компетенций. Представляется важным, чтобы прежде всего сами специалисты-провизоры позиционировали себя как представителей именно медицинской профессии, а не торгово-экономической. Это станет возможным только при условии формирования у них верного образа профессии провизора как профессии соционо-мической и гуманистической.
Следует отметить, что формирование такого образа, так же как и развитие профессионального самосознания и профессионально важных качеств, начинается уже на этапе обучения в медицинском вузе [4]. Весомой составляющей образа профессии является образ идеального специалиста, который также играет значительную роль в становлении компетентного работника [5]. Имея представление о том, каким должен быть идеальный представитель их профессии, студенты-провизоры посредством рефлексии собственных индивидуально-личностных качеств приобретают возможность наметить пути самосовершенствования и саморазвития в будущей профессиональной деятельности [1]. В связи с этим одной из задач профессорско-преподавательского состава видится квалифицированная помощь в формировании у студентов образа профессионала-провизора, ориентированного прежде всего на гуманистические, а не экономические ценности. Для эффективного решения поставленной задачи необходим анализ объективных данных об уже сложившихся представлениях студентов.
Материал и методы
В 2010 г. на базе Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение представлений студентов-провизоров о том, какими качествами характера должен обладать идеальный специалист их профессии, и определение их субъективной оценки того, в какой степени они сами по своим персональным особенностям соответствуют требованиям будущей профессии.
Участниками исследования выступили 685 студентов фармацевтического факультета ВолгГМУ I—V курсов, из них 332 человека, обучающихся на очном отделении (00), и 353 — на заочном отделении (30). Подробное распределение респондентов по форме и уровню обучения представлено в табл. 1.
В опросе участвовали от 87 до 100% студентов всех курсов.
Таблица 1
Распределение состава респондентов по форме и уровню обучения
Фармацевтический факультет ВолгГМУ, июнь 2010 г.
Уровень и форма обучения Очное отделение Заочное отделение
Коли- Участвовало Коли- Участвовало
студентов чество в анкетировании чество в анкетировании
студентов Абс. % студентов Абс. %
I курс 67 66 98,5 55 50 90,9
II курс 65 65 100 71 68 95,8
III курс 66 62 93,9 74 55 74,3
IV курс 68 62 91,2 93 84 90,3
V курс 75+3 77 98,7 110 96 87,2
Всего 344 332 96,5 403 353 87,6
Общий итог по количеству — 747, участвующих в анкетировании — 685 (92%) студентов
Респондентам предлагалось ответить на вопросы специально разработанной в соответствии с требованиями к социологическому инструментарию анкеты [6]: «Какими качествами, по вашему мнению, прежде всего должен обладать идеальный специалист вашей профессии? (отметьте пять-семь качеств из предложенного списка, которые, на ваш взгляд, являются главными)» и «Как вы считаете, насколько вы по своим личностным характеристикам и качествам соответствуете требованиям своей профессии?». Степень соответствия необходимо было оценить по следующей шкале [2]: 1. Полностью соответствую. 2. Скорее соответствую, чем нет. 3. Скорее не соответствую. 4. Полностью не соответствую.
Обработка полученных в результате анкетирования данных производилась с помощью компьютерных программ Microsoft Excel и SPSS 16.0 for Windows. Для определения уровня статистической значимости различий между группами применялся ¿-критерий Стьюдента для независимых выборок (сравнивались признаки, представленные в количественной шкале) и угловое преобразование ф Фишера (сравнивались бинарные данные).
Результаты и обсуждение
Распределение ответов студентов на вопрос о качествах идеального специалиста представлено в табл. 2. В связи с тем что при ответе на данный вопрос предполагалось несколько вариантов ответов, общая сумма показателей превышает 100%.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос о качествах идеального специалиста-провизора, %
Качества специалиста Студенты очного отделения Студенты заочного отделения Всего
Ответственность, выполнение обещаний 60,2 55,5 57,8
Активность, энергичность, инициативность 34,3 44,2 39,4
Работоспособность, трудолюбие 53,3 57,8 55,6
Профессионализм, компетентность, образованность 78,3 81,3 79,8
Организаторские способности 25,0 28,6 26,8
Честность, порядочность 29,2 42,8 36,2
Доброта, человечность, забота о людях 34,8 40,5 38,8
Терпимость, тактичность 41,9 45,0 43,5
Альтруизм 2,1 1,7 1,9
Искренность 2,7 5,6 4,2
Справедливость 10,5 11,6 11,0
Принципиальность 3,9 4,5 4,2
Решительность, целеустремленность, воля, настойчивость 28,3 14,7 21,3
Твердость, жесткость, сильный характер 9,6 2,8 6,1
Дипломатичность, гибкость, способность к компромиссам 25,3 31,1 28,3
Сдержанность, выдержка 24,6 33,7 32,1
Доступность, открытость 5,4 2,8 4,1
Ум, интеллект 34,6 20,9 27,6
Коммуникабельность, общительность 40,7 41,1 40,9
Мудрость, опыт, знание жизни 10,8 8,5 9,6
Авторитет, способность быть лидером 8,1 5,4 6,7
Внешняя привлекательность, манера поведения 16,2 13,6 14,9
Независимость, самостоятельность 5,7 3,4 4,5
Так, в числе наиболее важных качеств специалиста-провизора респонденты чаще всего выделяли следующие: профессионализм, компетентность, образованность (процент выбора данных качеств составил 80%), ответственность, выполнение обещаний (58%), работоспособность, трудолюбие (56% ответов). Примечательно, что данные качества были определены студентами как приоритетные независимо от курса (с I по V) и формы обучения (очная или заочная).
Во второй по значимости группе качеств оказались: терпимость, тактичность (44%); коммуникабельность, общительность (41%); активность, энергичность, инициативность (39%); доброта, человечность, забота о людях (39%); честность, порядочность (36%); сдержанность, выдержка (32%); дипломатичность, гибкость, способность к компромиссам (28%); ум, интеллект (28%); организаторские способности (27%); решительность, целеустремленность, воля, настойчивость (21%).
Наименее важными качествами специалиста-провизора, по мнению респондентов, являются: внешняя привлекательность, манера поведения (15%); справедливость (11%); мудрость, опыт, знание жизни (10%); авторитет, способность быть лидером (7%); твердость, жесткость, сильный характер (6%); искренность (4%); принципиальность (4%); доступность, открытость (4%); независимость, самостоятельность (4%), альтруизм (2%).
При этом обнаружены значимые различия образа идеального специалиста-провизора в представлении студентов очного и заочного отделений. Данные, представленные в табл. 1, позволяют говорить о том, что студенты заочного отделения, как правило уже работающие в сфере фармации, идеального специалиста видят более человечным и гуманным в отличие от студентов очного отделения, которые в большей степени ориентированы на коммерческие и предпринимательские качества. Можно предположить, что выявленные различия обусловлены приобретенным в ходе работы студентами заочного отделения опытом взаимодействия с клиентами, благодаря чему их степень понимания гуманистических оснований будущей специальности как одной из помогающих профессий, ориентированных на благо клиента, выше, нежели у студентов очного отделения.
В частности, студенты-заочники чаще отмечали такие черты, как доброта, человечность, забота о людях (30 - 41% и 00 - 35% ответов; p < 0,05); честность и порядочность (43 и 29% соответственно; p < 0,05); искренность (6 и 3%; p < 0,05); дипломатичность, гибкость,
Научный и учебный процесс: методический семинар
способность к компромиссам (31 и 25%, р < 0,05) и сдержанность, выдержка (34 и 25%, р < 0,05).
В то же время студенты очного отделения по сравнению со студентами заочной формы обучения отмечают, что специалист-провизор должен обладать решительностью, целеустремленностью, настойчивостью (28 и 15% соответственно; р < 0,01); твердостью, жесткостью, сильным характером (10 и 3% ответов соответственно; р < 0,01); умом, интеллектом (35 и 21%; р < 0,05); независимостью и самостоятельностью (6 и 3%, р < 0,05). В качестве наметившейся тенденции можно отметить и такие качества, как наличие авторитета и способности быть лидером (8 и 5%; р < 0,05).
Далее производился анализ субъективной оценки студентов того, насколько они по своим личностным характеристикам и качествам соответствуют требованиям своей профессии. Диаграмма, представленная на рисунке, иллюстрирует распределение ответов респондентов на этот вопрос.
Полностью не соответствую (1%)
Скорее
не соответствую (4%) / ^е могу ответить на вопрос (1%)
Полностью соответствую (28%)
Скорее соответствую, чем нет (66%)
Распределение ответов респондентов по вопросу соответствия своих индивидуально-личностных характеристик образу идеального специалиста-провизора
0коло 28% студентов-провизоров определили себя как полностью соответствующих требованиям специальности, а 66% отвечающих признали, что они скорее им соответствуют, чем нет.
Доля отрицательных ответов оказалась совсем немногочисленной — всего 6%, вариант ответа «скорее не соответствую» отметили 4% респондентов, около 1% студентов ответили, что полностью не соответствуют требованиям специальности. 0бращает на себя внимание тот факт, что в этой доле респондентов нет ни одного студента выпускного курса как очной, так и заочной форм обучения. Менее 1% опрошенных затруд-
нились ответить на этот вопрос.
Полученные результаты позволяют составить обобщенный портрет идеального провизора в представлении студентов фармацевтического факультета. Это компетентный, образованный, трудолюбивый и работоспособный, ответственный и исполнительный специалист, обладающий необходимым набором ценностных личных качеств, таких как терпимость, тактичность, общительность, инициативность, доброта, человечность, честность, порядочность, сдержанность. В то же время это человек, не склонный к бескорыстию, о чем свидетельствует довольно низкий уровень значимости в целом по выборке таких качеств, как искренность, альтруизм.
Определение наиболее важными качествами в идеальном образе провизора профессионализма, компетентности и образованности, а также в основном положительное мнение студентов о собственном соответствии требованиям будущей специальности могут расцениваться как заинтересованность и желание будущих специалистов в сфере фармации в получении качественного образования. Однако особое внимание при формировании образа профессии и идеального специалиста-провизора в процессе обучения студентов необходимо уделять качествам, позволяющим оптимизировать взаимодействие с клиентами, — искренности, справедливости и альтруизму, поскольку они также занимают важное место в ряду профессионально важных качеств специалиста помогающей профессии.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что изучение представлений самих студентов о том, какими качествами и чертами характера должен обладать идеальный, по их мнению, специалист-провизор, позволит обнаружить возможное противоречие представлений о будущей специальности еще на момент формирования основных ценностных ориентиров для будущей трудовой деятельности. Своевременное выявление сложившегося образа профессионала и субъективной оценки собственного соответствия ему у студентов позволит обозначить ресурсы и наметить основные пути его корректировки и усиления гуманистической, социально ориентированной, здоровьесберегающей составляющей профессии «провизор»; более целенаправленно формировать у них необходимые компетенции и активизировать их стремление к личностному и про-
фессиональному развитию. Что, в свою очередь, будет способствовать оказанию более качественной медицинской помощи в сфере лекарственного обеспечения населения.
Литература
1. Белова C.B., Бобрышева И.В., Черникова Т.В. и др. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. пособие / под. ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.
2. Болучевская В.В, Кривйшеев C.A., Золотарёва O.C. Конкурентоспособность и альтруизм в личности специалиста социономической профессии помогающей практики //
Вестн. Костром. гос. ун-та им. H.A. Некрасова. Научно-методический журнал, сер. психологические науки «Ак-меология образования». 2007. № 1. С. 22—25.
3. Мальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н. и др. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (фармацевтическое образование). Вып. 6. М., 2005. 255 с.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 256 с.
5. Шнейдер А.Б. Профессиональная идентичность. М.: Просвещение, 1984.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2001. 596 с.
Поступила в редакцию 15.04.2011 г.
Утверждена к печати 01.06.2011 г.
Сведения об авторах
М.Е. Волчанский — д-р социол. наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ВолгГМУ (г. Волгоград).
A.К. Брель — д-р хим. наук, профессор кафедры химии ВолгГМУ (г. Волгоград).
B.В. Болучевская — канд. психол. наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ВолгГМУ (г. Волгоград). Е.А. Клочкова — ст. преподаватель кафедры химии ВолгГМУ (г. Волгоград).
Для коореспонденции
Клочкова Елена Александровна, тел 8 (442) 38-53-50, 8-904-753-7008; e-mail: [email protected]