Научная статья на тему 'Вузовское образование и развитие личности'

Вузовское образование и развитие личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ФАРМАЦЕВТА И ПРОВИЗОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Н. А., Чекулаева Г. Ю.

В статье рассмотрены вопросы воспитательного процесса и развития личности студентов заочной формы обучения по специальности «Фармация». Приведены результаты исследования, проведенного среди студентов старших курсов заочной формы обучения, по изучению значимости деонтологических, профессиональных и этических норм для дальнейшей профессиональной деятельности провизора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Н. А., Чекулаева Г. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовское образование и развитие личности»

УДК [615:378]:615.07 © Платонова Н.А., Чекулаева Г.Ю., 2014 ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы воспитательного процесса и развития личности студентов заочной формы обучения по специальности «Фармация». Приведены результаты исследования, проведенного среди студентов старших курсов заочной формы обучения, по изучению значимости деонтоло-гических, профессиональных и этических норм для дальнейшей профессиональной деятельности провизора.

Ключевые слова: становление личности, качество образования, заочная форма обучения, этический кодекс фармацевта и провизора.

© Platonova N.A., Chekulaeva G.Yu., 2014 UNIVERSITY EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT

Abstract. The problems of the educational process and personal development of external students in the specialty «pharmacy» are considered. The results of a study conducted among senior external students in the study of the significance of ethical, professional and ethical standards for the further professional work of a pharmacist are shown.

Key words: formation of the personality, the quality of education, external from of students, a code of ethics of pharmacists.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что стоящие перед современным обществом масштабные социальные задачи могут ставить и продуктивно решать без значительных негативных издержек, только хорошо подготовленные, высокоразвитые, сплоченные и ответственные люди [1]. Успешная деятельность будущего провизора, как и специалиста любой другой профессии, определяется как уровнем профессиональной подготовки и готовно-

стью к профессиональной деятельности, так и развитостью профессионально обусловленных личностных качеств, созданием определенного профессионального имиджа, впечатления, которое складывается у окружающих людей. Большое значение в связи с этим имеет нравственная оценка личности специалиста, строгое соблюдение им морального, корпоративного, правового и этического кодексов поведения.

Совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист данного профиля для успешного решения производственной деятельности, а так же для саморазвития и самосовершенствования и представляют собой модель личности. В каждом трудовом коллективе складываются свои организационные отношения, обеспечивающие исполнение профессиональных должностных обязанностей. Эти отношения как объединяют, так и разделяют сотрудников, влияя на поведение каждого, на взаимодействие друг с другом и результаты труда. Большое влияние на профессиональное становление личности оказывает содержание профессиональной деятельности. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и, в конечном счете, инициируют перестройку всей структуры личности. Профессиональное становление как одна из форм становления личности в немалой степени зависит от уровня личных достижений человека, поскольку успехи и неудачи, сопровождающие его в жизни, в немалой степени определяют самовосприятие в целом.

Профессиональные знания и умения, полученные в процессе обучения в университете, личная ответственность за порученное дело - вот те важнейшие составляющие этапа профессионального становления специалиста - провизора, на котором происходит формирование предпосылок реализации себя в профессиональной сфере, в профессиональной деятельности.

Другим важнейшим компонентом в общей структуре готовности будущего специалиста к социальному, профессиональному и культурному самоопределению является морально-нравственный. Совокупность этических ном и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи отражена в Этическом кодексе фармацевта и провизора [2]. Основное условие деятельности фармацевтического работника - высокий профессионализм и компетентность в вопросах лекарственного обеспечения. Профессиональное чувство долга, нравственная убежденность, честность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу. Фармацевтический работник должен быть доброжелателен и внимателен к коллегам и пациентам, принципиален при принятии профессиональных решений.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой становления развития личности. Итоговая оценка качества образования может быть ясна только в среднесрочной перспективе по реальной способности выпускника вуза выполнять должностные обязанности. Качество предоставляемых образовательных услуг определяется не только уровнем знаний и умений преподавателей, технической оснащенностью кафедр, инновационными методами обучения, но в большой степени - умственными и волевыми способностями тех, кто учится.

Указом Президента Российской Федерации наравне с прочими определены: совершенствование стандартов контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и качество подготовки специалистов здравоохранения [3]. В данной публикации речь идет об обучающихся по специальности «Фармация» заочной формы обучения, где студенты уже имеют жизненный и определенный профессиональный опыт. Всего было анкетировано в течение двух лет 116 студентов V курса (2013 г. - 57 студентов, 2014 г. - 59 студентов). Контингент студентов представлен таким образом: лица со средним фармацевтическим образованием - 63%, лица со средним медицинским образованием -

28,4%, лица с двумя средними вышеназванными образованиями - 8,6%, что по годам представлено на рис. 1.

Рис. 1. Контингент студентов, %

Очевидна устойчивая тенденция в желании получить высшее образование у специалистов со средним фармацевтическим образованием и со средним медицинским образованием.

Рис. 2. Контингент студентов, работающих в аптечных организациях, %

Одновременно с учебой работают в аптечных организациях (рис. 2): со средним фармацевтическим образованием - 57,7%, со средним медицинским образованием - 12,6%, с двумя средними вышеназванными образованиями -7,8%.Таким образом, только половина студентов со средним медицинским образованием на момент анкетирования работала в аптечных организациях.

Из числа студентов со средним фармацевтическим образованием 5% не работали на момент анкетирования в связи с рождением ребенка.

Возрастная градация студентов в среднем такова: со средним фармацевтическим образованием - 26 лет, со средним медицинским образованием - 29,9 лет с двумя средними вышеназванными образованиями - 26,8 лет и по годам представлена на рис. 3.

31 30 29 28 27 26 25 24 23 22

2013 год 2014 год

■ Фармацевтическое ■ Медицинское Два вышеназванных образования

Рис. 3. Возрастная градация, лет

Сравнивая два набора студентов заочной формы обучения, можно сделать вывод, что со средним медицинским образованием студентами фармацевтического факультета становятся гораздо позже. Предположительно, это связано с раздумьями об уходе из профессии. Семейными узами связано 54% анкетированных, что учитывая возрастную градацию, является настораживающим фактором демографической ситуации.

Становление личности длительный процесс, проходящий через всю жизнь и формирующийся под влиянием социума и собственного жизненного опыта. Влияние воспитательной работы вуза на формирование личности студентов заочной формы обучения крайне мало и осуществляется только через учебный процесс два раза в год. Какие же они - наши студенты, будущие специалисты с высшим образованием?

Студенты просили ответить на вопрос: «какими качествами должен обладать выпускник вуза, отвечающий идеалу специалиста высшей школы». Предложен список из десяти позиций, которые надо было оценить по 10-балльной шкале в порядке их значимости по личному мнению респондентов, при этом цифра балла могла быть использована только один раз.

Результаты анкетирования приведены к целочисленным значениям:

- организаторские качества - 7 баллов;

- высокая общая культура - 5 баллов;

- умение работать в коллективе - 6 баллов;

- профессиональные знания и умения - 9 баллов;

- принципиальность - 3 балла;

- согласование личного поведения с интересами общества - 4 балла;

- нравственная убежденность - 4 балла;

- честность - 5 баллов;

- доброжелательность - 5 баллов;

- личная ответственность за порученное дело - 7 баллов.

Социально значимые качества, которыми должен обладать провизор (профессиональные знания и умения, организаторские качества, личная ответственность за порученное дело) получили высокие баллы. Качества, в большей степени связанные с личностными особенностями (общая культура, нравственная убежденность, доброжелательность, честность, принципиальность) получили баллы

ниже. Особое внимание следует обратить на то, что такое качество как принципиальность, очень важное в работе провизора, получило самый низкий балл.

Таким образом, надо признать, что при заочной форме обучения воспитательный процесс практически не влияет на развитие и становление личности специалиста с высшим образованием, а переход к рыночным отношениям поставил проблему материальной заинтересованности в работе провизора на одно из первых мест, в то время как вопросы фармацевтической этики и деонтологии отошли на второй план.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стронгин Р.Г., Петров А.В. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе // Высшее образование в России. 2013. № 7. C. 3-9.

2. Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта). URL: http://www.fkdz.ru/sites/default/files (дата обращения 23.09.2014).

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/195521/ (дата обращения 23.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.