Пестова Е. В., Лебеденко О. Н., Демидова С. Ю.Мотивация в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020 - № 1 (20) январь - март -URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/1/00813.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК [37.016:811] :316.628:378.6
Пестова Елена Васильевна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск [email protected]
Лебеденко Ольга Николаевна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск on.lebedenko@om gau.org
Демидова Светлана Юрьевна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск syu.demi dova@om gau.org
Мотивация в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыкового вуза. Рассматриваются способы стимулирования студенческой активности в процессе обучения. Описывается применение активных методов обучения на занятиях по иностранному языку в Омском ГАУ.
Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, неязыковой вуз, активные методы обучения, ролевая игра
В условиях набирающих силу процессах глобализации и интеграции России в мировое пространство, владение иностранными языками становится неотъемлемым компонентом подготовки специалистов любого профиля.
Сегодня молодым специалистам работодатели предъявляют достаточно высокие требования не только в области их профессиональной деятельности, но и к уровню владения одним или несколькими иностранными языками. Профессионалы должны уметь обсуждать профессиональные темы, выражать собственное мнение и воспринимать на слух речевые высказывания деловых партнёров на иностранном языке в обычном темпе. Очевидно, что студенты должны не только научиться общаться с представителями страны изучаемого языка, но и иметь возможность знакомиться с новейшими достижениями, разработками и технологиями, что определённо повысит уровень коммуникативной активности будущих молодых специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда.
Однако необходимо отметить, что все действия человека регулируются
определенными мотивами и направлены на осуществление определенных целей. Без понимания мотивов, нельзя понять, почему человек ставит цель, таким образом невозможно понять истинную причину действий человека.
Немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег отмечал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только поощрения [1].
Вопросом мотивации в разное время занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Впервые термин «мотивация» был применен Л. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» и стал использоваться в дальнейшем для объяснения причин поведения человека. Первой работой по проблематике мотивации в России был труд юриста Л. И. Петражицкого «О мотивах человеческих поступков» [2].
Б. Лоус, Ю.К. Балашов, А.Г. Коваль определяли мотивацию как совокупность таких понятий, как «мотив», «стимул» и «потребность» [3].
В области обучения иностранным языкам мотивации посвящены работы И.А. Зимней, Н.М. Симоновой [4, 5]. Зимняя И.А. называет мотивацию "запускным механизмом" человеческой деятельности, питает и поддерживает которую реальный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает. Основываясь на их труды, можно говорить о том, что мотивация является внутренним стимулом, побуждающим студента изучать иностранный язык, а также его самоцелью, поставленной под влиянием общества. Если студент может ответить себе на вопросы: «Зачем?», «Для какой цели?», то эти ответы и будут для него мощным стимулом при обучении иностранному языку. Если у студента имеются цели, связанные с его дальнейшем трудоустройством, то, как правило, уже в начале своего обучения в вузе он полностью осознаёт важность изучения иностранного языка.
Преподавателю, в свою очередь, при планировании занятий нужно уделять особое внимание в деятельности стимулированию активности и самостоятельности студентов в процессе их учебно-познавательной деятельности. При этом следует обратить особое внимание на ключевой принцип современной программы образования «Научить нельзя, научиться можно». Этот принцип станет одним из важнейших условий успешного протекания учебно-познавательной деятельности студентов, если преподаватель объяснит, что научить языку нельзя. Языку можно только научиться [6] для дальнейшего использования его в разных областях знаний и в будущей профессии.
Необходимо построить процесс обучения так, чтобы студенты на каждом этапе обучения чувствовали свой собственный прогресс. Во время объяснения нового материала на занятиях большую роль играет содержание материала, системность его подачи и контроль. Содержание материала должно быть доступно изучающему язык студенту в процессе всей учебной деятельности и базироваться на уже имеющихся знаниях. Формулировка учебной задачи и создание преподавателем учебно-проблемной ситуации являются для студента целью, на который они ориентируются в своей работе. Затем намечаются план и сроки предстоящей работы. Важно дать студентам прочувствовать свой прогресс, удовлетворение от выполняемой работы и радость познания нового и интересного. По итогам изучения темы необходимо проанализировать результаты своей учебной деятельности с поставленными изначально задачами, формируя тем самым устойчивую положительную мотивацию учебной деятельности.
Существуют различные способы создания положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов. Так, например, студента на занятии можно поощрить, подбодрить, создавая тем самым атмосферу доверия. Важным для успешного изучения иностранного языка обучающимися является личная заинтересованность преподавателя, а также предоставление студентам интересных заданий, основанных на взаимодействии друг с другом (например, групповая работа или работа в парах).
Использование групповых форм работы имеют большое значение в мотивировании даже незаинтересованных студентов. Попав в группу, такие студенты не могут отказаться от
выполнения задания, иначе рискуют подвергнуться критике со стороны своих одногруппников. Также, работая в микрогруппе, каждый старается быть не хуже других. Так формируется атмосфера здоровой конкуренции и придает учебной деятельности эмоциональную окраску. Видя, что результат работы группы зависит от своего собственного результата, студент начинает активно включаться в работу и достигать успехов. Групповое обучение является процессом «интенсивного обмена энергией, идеями, опытом, эмоциональными переживаниями, где в результате каждый получает мощный стимул личностного роста и самосовершенствования» [7].
К наиболее популярным групповым формам работы можно отнести активные методы обучения, например, учебные ролевые и деловые игры.
Во время учебной ролевой игры воспроизводятся проблемные ситуации через систему игровых заданий. Осуществляется диалогическое общение партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки, принятия согласованных решений. Студенты приобретают навыки взаимодействия в коллективе, навыки межличностного и межкультурного общения в игровой форме, что позволяет им эмоционально «раскрепоститься» и проявлять творческую инициативу.
По структуре в любой ролевой игре выделяют такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Роли делят на социальные (например, профессиональные) и межличностные (например, дружеские). После распределения ролей создаётся исходная речевая ситуация на определённую тему.
Преподаватели кафедры иностранных языков Омского ГАУ широко используют в своей практике учебные ролевые игры со студентами первого курса при изучении таких тем как:
> Ich und meine Umwelt;
> Hochschulausbildung in Deutschland / England / Russland;
> Meine Universität;
> Die größten Städte der Welt.
Создаются типичные ситуации общения, например:
> Bekanntschaft;
> Beim Arzt;
> Im Cafe;
> Führung durch unsere Universität;
> In einer anderen Stadt и т.д.
В каждой ситуации участникам игры раздаются роли, нацеленные на достижение конкретных целей. Студенты, как правило, с удовольствием включаются в ролевые действия, живо представляя себя в роли потерявшегося туриста, хозяина отеля, экскурсовода, декана факультета, студента, приехавшего по программе обмета студентов, и так далее. В игре они свободно могут высказывать не свою личную точку зрения, которую часто стесняются озвучивать, а мнение вымышленного персонажа, что располагает к более свободному общению.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что используемые в учебном процессе ролевые игры повышают качество усвоения учебного материала, способствуют формированию умения ставить задачи и самостоятельно находить способы их решения, способствуют формированию навыков работы с информацией, а также помогают студентам строить партнерские отношения.
Ссылки на источники
1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1936. - С 118
2. Петражицкий, Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях / [Соч.] проф. Л.И. Петражицкого. - СПб. : Тип. Э.Л. Пороховщиковой, 1904. - [4], 75 с.
3. Балашов Ю.К., Коваль А.Г. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования [Электронный ресурс] / Ю.К. Балашов, А.Г. Коваль // Кадры предприятия. - 2002.- № 7. - Режим доступа: http://www.kapr.m/artides/2002/7/444.html
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-изд. доп., испр.и перераб.-М.: Логос, 2005
5. Симонова И.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении ин.языкав вузе: Автореф.дис.___канд.психол.наук._М., 1982.
6. Пестова Е.В., Саитова Н.А, Марус М.Л. Коммуникативный подход при обучении иностранному языку в аграрном вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/474-00219. - ISSN 2413-4066
7. Китайгородская Г.А. Не только иностранные языки... / Метод активизации возможностей личности и коллектива 25 лет спустя. М. Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской». - М., 2000.- С. 7-12.
Elena Pestova
Senior Teacher
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk [email protected]
Ol'ga Lebedenko
Senior Teacher
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk on.lebedenko@om gau.org
Svetlana Demidova
Senior Teacher
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk syu.demi dova@om gau.org
Motivation in the Process of Foreign Language Teaching at a Non-Linguistic University
Abstract. The article proves the need to create motivation to study a foreign language among students of a non-linguistic university. The ways of students' activity stimulation in the learning process are considered. The use of active teaching methods during foreign languages classes in Omsk State Agrarian University are described.
Keywords: motivation, foreign language, non-linguistic university, active teaching methods, role game.