Научная статья на тему 'Индивидуальное задание как вид внеаудиторной работы обучающихся неязыкового вуза'

Индивидуальное задание как вид внеаудиторной работы обучающихся неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALIZED ASSIGNMENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EXTRACURRICULAR WORK / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / PERSONALIZED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестова Елена Васильевна, Куламихина Ирина Валентиновна, Лебеденко Ольга Николаевна

В статье рассматриваются подходы к организации внеаудиторной работы обучающихся в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Авторами описан опыт преподавателей Омского государственного аграрного университета по разработке и внедрению в образовательный процесс индивидуального задания как вида внеаудиторной работы обучающихся. Авторы статьи приходят к выводу о том, что самостоятельная работа обучающихся при выполнении индивидуального задания способствует развитию их языковой компетенции, самоконтроля, творческой самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестова Елена Васильевна, Куламихина Ирина Валентиновна, Лебеденко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalized Assignment as a Part of After-Classes Work of Students in a Non-Linquistic University

The article discusses the possibilities of the organization of students’ extra-curricular work in the foreign language study. The authors describe the teaching experience at the Omsk State Agrarian University. The teachers design and implement a personalized assignment as part of the students’ self-study after-classes work. The authors come to the conclusion that the students’ work on the assignment without a teacher’s help is an effective way to improve communicative competence in students, as well as their self-control skills.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное задание как вид внеаудиторной работы обучающихся неязыкового вуза»

Пестова Е. В., Куламихина И. В., Лебеденко О. Н. Индивидуальное задание как вид внеаудиторной работы обучающихся неязыкового вуза// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №1 (16) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/1/00704.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.016:378.147.88 Пестова Елена Васильевна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ev.pestova@omgau.org

Куламихина Ирина Валентиновна

Доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск irakula@yandex.ru

Лебеденко Ольга Николаевна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск olga.lebedenko@rambler.ru

Индивидуальное задание как вид внеаудиторной работы обучающихся неязыкового вуза

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации внеаудиторной работы обучающихся в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Авторами описан опыт преподавателей Омского государственного аграрного университета по разработке и внедрению в образовательный процесс индивидуального задания как вида внеаудиторной работы обучающихся. Авторы статьи приходят к выводу о том, что самостоятельная работа обучающихся при выполнении индивидуального задания способствует развитию их языковой компетенции, самоконтроля, творческой самостоятельности.

Ключевые слова: индивидуальное задание, языковая компетенция, внеаудиторная работа, неязыковой вуз, дифференцированный подход

В соответствии с реализацией основных требований законодательства Российской Федерации в области внедрения профессиональных стандартов, в вузах проводится работа по актуализации основных образовательных программ. При пересмотре программ по дисциплине «Иностранный язык» учитывается необходимость научить студента не только овладеть соответствующими умениями, но и создания условий для самостоятельного их приобретения. Поэтому значительное количество учебного времени сегодня отводится на внеаудиторную работу обучающихся с целью научить их самостоятельно приобретать знания, анализировать полученную информацию и мыслить [1].

Вопросу значимости самостоятельной работы обучающихся посвящены работы таких учёных, как П.И. Пидкасистого, К.Д. Ушинского и других. Их исследования доказывают, что

самостоятельная работа развивает творческую активность и инициативность обучающихся. П.И. Пидкасистый рассматривал сущность понятия «самостоятельная работа» как форму организации, метод и средство обучения [2].

Ушинский К.Д. считал, что самостоятельная работа является одним из основных принципов дидактической системы, так как самостоятельные мысли у обучающихся возникают только на основе самостоятельной работы [3]. Определённо, преподаватель не должен давать готовые знания. Его задачей является правильный подбор материала для развития умственной деятельности обучающихся. Обучающиеся при этом должны иметь желание получать знания и применить их в своей практической деятельности.

Основываясь на упомянутые выше толкования, самостоятельную работу следует рассматривать как систему, в которой, с одной стороны, речь идет о виде деятельности, направленной на стимулирование активности, самостоятельности, познавательного интереса, с другой стороны - как совокупность педагогических действий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов. И, как любая система, самостоятельная работа студентов должна подчиняться определенным дидактическим требованиям, следуя которым обучающийся вырабатывает устойчивые языковые умения и навыки:

1) способствовать приобретению студентами прочных знаний, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их в практической деятельности;

2) соответствовать принципу доступности, связи теории с практикой;

3) проводиться планомерно и систематически.

Необходимо также понимать, что объём предложенных на выполнение заданий должен быт посилен для выполнения. Поэтому правильным будет применять дифференцированное обучение, учитывая специфику высшего учебного заведения и курс обучения.

Под дифференцированным обучением понимают систему образования, обеспечивающую развитие личности каждого обучающегося с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей, а также форму организации образовательного процесса, при которой педагог работает с группой обучаемых, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Основной целью дифференцированного обучения является создание наиболее комфортных условий для эффективного обучения личности, обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который соответствует ее познавательным возможностям, способностям (но не ниже минимальных), а также развитие данных возможностей и способностей.

Дифференцировать индивидуальное задание по иностранному языку можно следующим образом:

1) дифференцированная сложность задания (текста) и одинаковые условия его выполнения (лексико-грамматические задания) для всех обучающихся группы;

2) дифференцированная сложность задания и дифференцированные условия его выполнения;

3) одинаковая сложность задания и дифференцированные условия его выполнения;

4) одинаковая сложность задания и одинаковые условия выполнения [4].

При обучении иностранному языку используются такие виды работ, как выполнение домашних заданий, упражнений по образцу, подготовка проектов и т.д.

Внеаудиторная академическая работа обучающихся включает в себя выполнение фиксированных видов внеаудиторных самостоятельных работ, среди которых предусмотрена подготовка и выполнение индивидуального задания.

В Омском ГАУ индивидуальное задание выполняется обучающимися в первом и третьем семестрах и ориентировано на расширение лексического запаса обучающихся и включает в себя разделы рабочей программы дисциплины: «Я и моя семья» (первый семестр) и «Я и моя будущая профессия» (третий семестр). Задание выполняется на основе перевода

иноязычного текста объемом до 5000 печатных знаков и включает в себя выполнение лексическо-грамматических упражнений и вопросы по содержанию текста.

В ходе работы студентам Омского ГАУ предлагается одинаковая сложность задания (текст) и дифференцированные условия его выполнения (задания по содержанию прочитанного текста). Основной целью данной работы являлся контроль уровня сформированности навыка чтения, понимание основной идеи текста. Для достижения поставленной цели обучающимся нужно выполнить ряд заданий, связанных с пониманием предложенного текста.

Студентам, чей уровень подготовки выше среднего, по содержанию прочитанного текста предлагаются задания с вопросами, требующие полного, развернутого ответа. Остальные студенты выполняют задания на соответствие информации в тексте. Следующие задания дифференцируются по тому же критерию. Выполненные задания выставляются студентами в личном кабинете в ИОС.

Задачей преподавателя является подбор текстов, указание сайта с выбранным текстом, подготовка листа с заданиями, оценивание, фиксирование результатов в рубежной аттестации в соответствии с рабочей программой дисциплины и информирование студентов о результатах проделанной ими работы.

Оценивание осуществляется по следующим критериям:

• соответствие языковым нормам;

• содержательный аспект;

• самостоятельность выполнения.

Оценка «зачтено» ставится обучающемуся, выполнившему задания без грубых лексико-грамматических ошибок, ответы на вопросы соответствуют содержанию исходного текста. Работа представлена в установленные сроки. Самостоятельность выполнения не вызывает сомнений. «Не зачтено» ставится в случае невыполнения задания или при наличии в задании грубых лексико-грамматических ошибок. Ответы на вопросы искажают или не соответствует содержанию исходного текста. Работа не представлена в установленные сроки. Самостоятельность выполнения вызывает сомнения.

При этом контроль самостоятельной работы (в нашем случае индивидуального задания) студента не является самоцелью для преподавателя. Он является, прежде всего, мотивирующим фактором для самого обучающегося неязыкового вуза.

Следовательно, можно сделать вывод, что самостоятельная работа в форме выполнения индивидуального задания является сегодня одной из важных составляющих учебного процесса. При выполнении задания закрепляются полученные знания, формируются такие навыки, как самодисциплина, активность и ответственность.

Ссылки на источники

1. М.И. Баликоева Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку неязыковых вузов// https://cyberleninka.ru/аг11с1е/у/organizatsiya-samo stoyatelnoy-raboty-studentov-po-inostrannomu-yazyku-neyazykovyh-vuzov

2. П.И. Пидкасистый. Самостоятельная деятельность учащихся // М.: Педагогика, 1972. - 183 с

3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский / / Собрание соч. Т. 1. - М.: Л., 1990. - 820 с.

4. Шемякина В.В. Активные формы и методы обучения иностранному языку // Специалист. 2006. № 2. С.26-27

Elena Pestova

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

ev.pestova@omgau.org

Irina Kulamikhina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

irakula@yandex.ru

Olga Lebedenko

Senior Lecturer FSBEI HE Omsk SA U, Omsk olga.lebedenko@rambler.ru

Personalized Assignment as a Part of After-Classes Work of Students in a Non-Linquistic University

Abstract. The article discusses the possibilities of the organization of students' extracurricular work in the foreign language study. The authors describe the teaching experience at the Omsk State Agrarian University. The teachers design and implement a personalized assignment as part of the students' self-study after-classes work. The authors come to the conclusion that the students' work on the assignment without a teacher's help is an effective way to improve communicative competence in students, as well as their self-control skills.

Keywords: personalized assignment, communicative competence, extra-curricular work, non-linguistic university, personalized approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.