Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал
Омского ТЯУHfl
Паршукова С.С. Организация процесса изучения иностранных языков // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №1 (16) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/1/00703.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК. 378.147:811
Паршукова Светлана Сергеевна
старший преподаватель
Тарский филиал ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Тара [email protected]
Организация процесса изучения иностранных языков
Аннотация. В статье рассмотрены этапы подготовки специалиста для сельского хозяйства в условиях реформирования высшей школы. Особое внимание уделяется организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Автор указывает на то, что реорганизация учебного процесса и модернизация учебно-методического комплекса способствуют более эффективному процессу изучения иностранных языков.
Ключевые слова: образование, самообразование, самостоятельная работа, познавательная деятельность, учебно-методический комплекс.
Для современного этапа развития высшей школы характерны многочисленные изменения в формах и содержании обучения.
Подготовка специалиста сельского хозяйства в условиях проведения реформ высшей школы невозможна без организации самостоятельной учебной деятельности студентов. В современном возрастающем потоке информации остро встает проблема самостоятельного приобретения и применения знаний и умений, как в повседневной жизни, так и в учебной и профессиональной деятельности. Будущему специалисту сельского хозяйства знания необходимы, чтобы самостоятельно обнаружить проблему, определить пути её разрешения и быть готовым восполнить недостаток знаний.
Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методического комплекса, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала [1].
Сегодня нашему государству требуются специалисты, подготовленные к жизни и работе в условиях информационного общества. Объём и уровень знаний и умений, необходимых будущему специалисту постоянно растет. Именно поэтому будущему специалисту необходимо наличие способности к самообразованию.
Для организации более эффективного процесса изучения иностранных языков преподавателями кафедры был усовершенствован учебно-методический комплекс. Главной целью обучения в неязыковом вузе является практическое овладение студентами иностранным языком в объёме, позволяющим ведение диалога в повседневной и профессиональной сферах общения, беседы на профессиональные темы и работу с иноязычными источниками в профессиональной сфере [2]. На занятиях по иностранному языку важным видом деятельности является устная самостоятельная работа в парах сменного состава. Такая работа дает возможность увеличить время речевой активности каждого обучающегося и время активного восприятия партнера. При проведении учебного
занятия первая его часть направлена на обучение всех студентов, а вторая часть занятия предусматривает два параллельных процесса: самостоятельная работа обучающихся и индивидуальная работа преподавателя со студентами.
Занятия по иностранному языку планируются на весь семестр с точным указанием текстов и упражнений, которые могут быть выполнены и проверены самостоятельно. При современной организации занятий объем заданий остается прежним, но предусмотрено значительное увеличение времени аудиторной самостоятельной работы параллельно с уменьшением количества времени, затрачиваемого на самоподготовку. Наличие данного плана дает возможность каждому обучающемуся выбирать последовательность выполнения заданий в соответствии со своими индивидуальными особенностями, уровнем имеющихся знаний и умением организовать самостоятельно свою учебную деятельность. Это дает возможность рационально использовать аудиторное и свободное время обучающихся.
К сожалению, в последние годы студенты уделяют недостаточно времени самостоятельной познавательной деятельности. Для эффективной организации самообразовательной деятельности преподавателями был разработан учебно-методический комплекс по иностранному языку. Комплекс составлен на основе учебного плана факультета (рассчитан на весь период обучения). Данный комплекс включает: методические указания по организации самообразовательной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка; методические рекомендации по выполнению грамматических внеаудиторных заданий.
Практика показала, что потребность в планировании самообразовательной деятельности у обучающихся от курса к курсу возрастает. Научиться рационально распределять свое время и осуществлять самоконтроль за работой - вот одна из главных задач в решении проблемы организации самообразования обучающихся.
Для решения этой задачи преподаватели иностранного языка разработали специально учебные пособия, подготовили тексты для аудирования, тексты для полного и частичного понимания, а также тексты для внеаудиторного чтения.
Организация самообразовательной деятельности обучающихся ведется по нескольким направлениям:
-использование в учебном процессе инновационных методов самообразовательной деятельности;
-формирование реальной самооценки обучающихся;
-создание учебно-методического комплекса, способного повысить уровень самообразования студентов.
Результаты последних промежуточных аттестаций по работе с незнакомыми текстами показали, что обучающиеся добились значительных успехов в самостоятельной познавательной деятельности. Удалось достичь значительного улучшения результатов обучения по всем показателям. К примеру, подавляющим большинством обучающихся текст был переведен полностью. Преподаватели также отмечают значительное снижение ошибок в переводах и улучшение их качества.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что качество перевода улучшилось, произошло радикальное изменение отношения обучающихся к изучению дисциплины Иностранный язык, студенты научились самостоятельно разрешать возникающие трудности при изучении иностранного языка. Все это можно отнести к появлению у обучающихся нового представления о языке и методике его изучения.
Достижение базового уровня позволяет обучающимся получить необходимый минимум знаний по разным направлениям изучаемого языка. В свою очередь, именно базовый уровень позволяет использовать иностранный язык в практических целях в повседневной жизни.
Следующий уровень предполагает получение обучающимися знаний, умений и навыков в области иностранного языка, необходимых для решения профессиональных задач. С этой целью по иностранному языку ежегодно разрабатываются специальные задания.
Слабо развитые коммуникативные и творческие способности затрудняют процесс организации коллективной самообразовательной деятельности. Повышению уровня самообучения способствуют: развитие познавательной мотивации, стимулирование умений самоорганизации обучающихся, использование студентами своих творческих сил. К сожалению, невозможно добиться повышения активности среди всех обучающихся. Но инициативные студенты с высоким творческим потенциалом становятся лидерами, на которых равняются все остальные. Все это позволяет сделать вывод о том, что образовательный процесс вуза способствует эффективной организации самообразовательной деятельности обучающихся.
Ссылки на источники
1. Воронова Е.В., Крохалева Л.А.; Болонский процесс: самостоятельная работа студента: информационной сборник/ Ряз. гос. университет им. С.А. Есенина - Рязань, 2008. -№4. - 40 с.
2. Паршукова С.С. Речевое общение в процессе обучения иностранному языку в высшей школе / С.С. Паршукова // Язык науки и техники в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Омск: Омский государственный технический университет, 2017. - С. 172.
Svetlana Parshukova
Tara branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara [email protected]
Organization of the Process of Learning Foreign Languages
Abstract. The article considers the ways of training a specialist for agriculture within Higher School Reforming. Particular attention is paid to the organization of independent cognitive activity of students. The author points out that the reorganization of the educational process and the modernizations of the educational-methodical complex contribute to a more efficient process of learning foreign languages.
Keywords: education, self-education, independent work, cognitive activity, educational-methodical complex.