Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1945-1991 ГОДОВ'

МОТИВАЦИЯ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1945-1991 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведческие музеи / руководители музеев / литературное и научное наследие / музейное послевоенное возрождение / Национальный музей Республики Татарстан / Ульяновский областной краеведческий музей / Пензенский государственный краеведческий музей / нарратив / ментальные скрепы / мотивация / local history museums / museum managers / literary and scientific heritage / museum post-war revival / National Museum of the Republic of Tatarstan / Ulyanovsk Regional Museum of Local Lore / Penza State Museum of Local Lore / narrative / mental bonds / motivati

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Желтоухова Дина Васильевна

На основе биографического анализа в статье анализируется мотивация руководителей краеведческих музеев Среднего Поволжья 1945-1991 годов. Показаны основные достижения в музейной практике. Для анализа были выбраны влиятельные деятели культуры и директора краеведческих музеев Среднего Поволжья, которые внесли вклад в развитие музейного дела и оставили литературные или научные свидетельства своей деятельности. Анализ проведен на примере основных краеведческих музеев Казани, Ульяновска и Пензы. В частности предпринята попытка выделить основные нарративы общности советских людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION IN THE MUSEUM BUSINESS OF THE MIDDLE VOLGA REGION 1945-1991

Based on the biographical analysis, the article analyzes the motivation of the heads of local history museums of the Middle Volga region in 1945-1991. The main achievements in museum practice are shown. Influential cultural figures and directors of local history museums of the Middle Volga region, who contributed to the development of museum business and left literary or scientific evidence of their activities, were selected for the analysis. The analysis is carried out on the example of the main local history museums of Kazan, Ulyanovsk and Penza. In particular, an attempt is made to identify the main narratives of the community of Soviet people.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1945-1991 ГОДОВ»

МОТИВАЦИЯ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1945-1991 ГОДОВ

Д.В. Желтоухова

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С .П . Королева

Россия, 443086, г. Самара, ул . Московское шоссе, д . 34

e-mail: dina-pomelova@mail . ru

Researcher ID: T-1452-2017

http://orcid. org/0000-0002-8625-0806

SPIN-код: 8240-3300

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

На основе биографического анализа в статье анализируется мотивация руководителей краеведческих музеев Среднего Поволжья 1945-1991 годов . Показаны основные достижения в музейной практике . Для анализа были выбраны влиятельные деятели культуры и директора краеведческих музеев Среднего Поволжья, которые внесли вклад в развитие музейного дела и оставили литературные или научные свидетельства своей деятельности . Анализ проведен на примере основных краеведческих музеев Казани, Ульяновска и Пензы . В частности предпринята попытка выделить основные нарративы общности советских людей .

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: краеведческие музеи, руководители музеев, литературное и научное наследие, музейное послевоенное возрождение, Национальный музей Республики Татарстан, Ульяновский областной краеведческий музей, Пензенский государственный краеведческий музей, нарратив, ментальные скрепы, мотивация

MOTIVATION IN THE MUSEUM BUSINESS OF THE MIDDLE VOLGA REGION 1945-1991

Dina Zheltoukhova

Samara National Research University

Russia, 443086, Samara, Moskovskoye shosse, 34

e-mail: dina-pomelova@mail . ru

ABSTRACT

Based on the biographical analysis, the article analyzes the motivation of the heads of local history museums of the Middle Volga region in 1945-1991. The main achievements in museum practice are shown . Influential cultural figures and directors of local history museums of the Middle Volga region, who contributed to the development of museum business and left literary or scientific evidence of their activities, were selected for the analysis . The analysis is carried out on the example of the main local history museums of Kazan, Ulyanovsk and Penza . In particular, an attempt is made to identify the main narratives of the community of Soviet people .

KEYWORDS: local history museums, museum managers, literary and scientific heritage, museum post-war revival, National Museum of the Republic of Tatarstan, Ulyanovsk Regional Museum of Local Lore, Penza State Museum of Local Lore, narrative, mental bonds, motivation .

Середина XX века стала непростым этапом в жизни советских граждан. После войны людей из всех слоев общества советская власть призывала к позитивным действиям по строительству мирного быта. В Среднем Поволжье, как и в других регионах страны, были известные в музейной сфере личности, которых можно назвать активистами в деле изучения местной истории. Благодаря их энергии и энтузиазму происходили качественные изменения в музейном строительстве и музейной работе. Их вклад сыграл ключевую роль в росте

популярности местных музеев. На основе биографического анализа в параграфе исследуется деятельность частных коллекционеров, руководителей и сотрудников краеведческих музеев Среднего Поволжья 19451991 годов. Особое внимание уделено мотивам и идеологическим установкам кадрового состава краеведческих музеев. Почему человек не просто выполнял свою работу, а подходил к ней с энтузиазмом и вдохновением? Какие нарративы позволяли вдохновлять коллег и подчиненных?

Представители музейного сообщества оставили после себя большое научное и автобиографическое наследие. Многие научные статьи и воспоминания посвящены периоду возрождения и становления музейной сети второй половины XX века (Дьяконов 1963; 2006; Мясников 1986; 2008; Валкин 2001; 2010; Валеева 2005).

«ДВИГАТЕЛИ» МУЗЕЙНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Отметим, что после Великой Отечественной войны были предприняты попытки возродить краеведение по всему СССР: в октябре 1946 года по решению Совета Министров Татарской Республики при Национальном музее Татарской Республики было создано краеведческое общество «Татарстан»; в 1946-1947 годах в десяти районах Татарской Республики были открытые отделения, образовавшие сеть филиалов. В октябре 1947 года, в связи с 30-летием Октябрьской революции, состоялась научная краеведческая конференция. Такая же конференция прошла в городах Бугульма и Чистополь; в ее работе приняли участие ученые-краеведы В.И. Баранов, Н.И. Воловьев, В.М. Голохов, Г.Х. Гимади, композитор Н.Г. Жиганов и другие. В это же время было создано объединение юных краеведов «Волга» для популяризации краеведения среди школьников (Синицына 2002: 156). Такими процессами характеризуются музеи Второй волны (по теории Э. Тоффлера). Этому периода характерна стандартизация систем и подъем энтузиазма в обществе (Тоффлер 1999: 104-106).

Отметим, что советской властью полностью было координировано музейное возрождение второй половины XX века. После XX съезда Коммунистической партии СССР в 1956 году повышается интерес к краеведению, а точнее сказать, он обусловлен решениями партии. В стране стали возникать различные краеведческие организации и объединения, в том числе клубы краеведов, «Путеводители красных дорог», клубы ветеранов революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Так, по инициативе учителя С.Х. Ахметшина был открыт музей истории села Елхово; в 1966 году было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, главной задачей которого стало содействие государству в изучении, охране и популяризации памятников всех видов (Синицына 2002: 157). Впоследствии этот период был подробно проанализирован преподавателями Казанского педагогического института Е.Г. Бушканцом, К.Р. Синициной, Научной библиотеки Казанского государственного университета В.В. Аристовым, Н.В. Ермолаевой и другими1.

В Татарской АССР музейное возрождение было выражено ярко. Осталось много трудов и воспоминаний руководства государственного музея о проделанной работе и с впечатлениями от внутренней составляющей музейного строительства. С 1950-х гг. плодотворным и быстро развивающимся направлением стало формирование коллекций, представляющих историю татарской духовной культуры, литературы и искусства, чем обусловлено значение нового музея, созданного в ре-

1 Национальный музей Республики Татарстан / Электронный ресурс: http://www.museum.ru/m1299 (Дата обращения -17.04.2024).

спублике по поручению правительства сотрудниками Национального союзного музея ТАССР во главе с Л.Г. Ва-леевой. Формировались личные коллекции видных деятелей татарской культуры Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Салика Сайдашева, Наджиба Зиганова и других деятелей культуры (Синицына 2002: 160).

После окончания войны стала очевидной необходимость восстановления довоенной экспозиции в Национальном музее Республики Татарстан: в 1949-1950 годах был создан новый раздел о советском периоде и природе, открыт литературный раздел, посвященный татарскому писателю Шарифу Камалу; в 1952 году - был создан большой раздел «Социалистическая экономика и культурное строительство в Татарстане». Британские гаубицы, вывезенные казанскими рабочими из Белой Шефы, оружие красногвардейцев времен Октябрьской революции, первый трактор «Фордзон Петиловец», поэты Хади Тахташ, Муса Джалиль, композитор Салик Сайдашев, ученые Ф. Самойлов, А. Вишневский, В. Чер-дынцев и другие коллекции уникальных материалов и артефактов стали «золотыми» находками музейных работников того времени (Суслов 2021: 433-437).

Благодаря всем усовершенствованиям стационарная экспозиция приобрела качественно иной характер, а ее приоритеты кардинально изменились. С 1950-х годов Национальный музей Республики Татарстан стал ведущим музейным центром, обращенный к запросам посетителей, живущим не только прошлым, но и настоящим (Суслов 2021: 433-437).

Во многом помимо краеведческой работы на музеи возлагались и задачи воспитания и идеологической пропаганды. Этот процесс начался с первой половины 1960-х гг. с издания Постановления ЦК КПСС от 9 января 1960 г. «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», которое поставило задачу улучшения работы культурно-просветительных учреждений, в том числе и музеев, чтобы они стали «подлинными центрами агитационно-пропагандистской работы» и «своими специфическими приемами умело и доходчиво пропагандировали коммунистическую идеологию, помогая воспитанию нового человека» (КПСС в резолюциях 1972). Таким же образом, июньский пленум (1963 г.) ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии» указывал на важность усиления внимания к «деятельности культурно-просветительных учреждений - опорных пунктов воспитательной работы партийных организаций» (КПСС в резолюциях 1972). На расширенных заседаниях комиссии в ноябре 1963 г. и января 1964 г. указывалось на серьезные недостатки в деле организации музеев и руководстве ими со стороны органов культуры, на недостаточно рациональное распределение музеев по ведомствам в плане их подчиненности. Что, по мнению партии, приводило к разобщенности музеев, затрудняло работу по обмену методическим опытом, вызывало распыление и дубляж экспонатов. Поэтому наметилась необходимость в их ведомственной подчиненности и объединения по профилям (КПСС в резолюциях 1972: 154).

В 1966-1980-е года в Татарской АССР появились новые музеи, возникали новые формы массовой, научно-про-

светительской работы, участие ветеранов партии, войн, труда. Росла посещаемость, вызванная во многом празднованием 50-летия и 60-летия образования ТАССР. Работа по привлечению людей в музеи стала более целенаправленная и активная. Большое значение в этом имело предпринятое НИИ культуры РСФСР социологических исследований «Музей и посетитель» (Музей и посетитель 1976; Музей и посетитель 1978).

Научные сотрудники музея помогали своим коллегам в других городах Татарстана. Так, в 1972 году был открыт музей города Набережные Челны и музей КАМАЗа2.

Значимой фигурой в деятельности Национального музея ТАССР музея стал Владимир Михайлович Дьяконов. Он стал директором в 1941 году и оставался руководителем до 1978 года. По воспоминаниям коллег, Владимир Михайлович был человеком решительным, уважающим себя и всегда верным своему делу. На его трудовом пути возникали тяжелые обстоятельства, которые он преодолевал. Им написано несколько мемуаров, осталось много научного наследия (Дьяконов 2006: 125).

Говоря об особенностях музейной работы, Владимир Дьяконов говорил о своих коллегах: «Нам нужны люди беспокойные, неугомонные, остро мыслящие, исследующие, умеющие увлекаться и очаровываться чужим трудом. Люди, «ушибленные» своим делом». Владимир Михайлович Дьяконов начал с карьеры журналиста, освоил все тонкости музейной теории и практики, и именно на музейном поприще лучше всего проявил свой незаурядный талант, творческое чутье и организаторские способности. Он начал работать в Национальном музее Татарской АССР с 1947 года, сначала как научный сотрудник отдела финансирования, а через год его назначили заведующим отделом истории советского периода (Валеева 2005: 265).

Владимир Михайлович в своих воспоминаниях часто говорил о том, что важно не просто выполнять свою работу на должности, а быть примером для других. Человеком, который является лидером в деле объединения людей. На наш взгляд, вклад личности в историю заключается именно в том, чтобы быть человеком, способным взять ответственность за происходящие вокруг него события, а главное, который может вдохновлять себя и воодушевлять других. Обратимся к личности не менее активного и глубоко радеющего за музейный труд директора Люции Галеевны Валеевны.

За время работы на посту директора Государственного объединенного музея Республики Татарстан (19821987 гг.) Л.Г. Валеева стала признанным профессионалом музейного дела, внесшим значительный вклад в развитие музея. Благодаря своим организаторским способностям и практическому опыту Л.Г. Валеева нашла оптимальный подход к решению насущных проблем не только основного здания музея, но и его филиалов.

2 Музей КАМАЗА: как строили автогигант и город на Каме. Из блога

директора Музея истории КАМАЗа А. Чухонцева // Общественно-политическое издание «Татарстан» / Электронный ресурс: https://protatarstan.ru/news/dobroe/muzey-kamaza-kak-stroili-

ау^^ап^а-кате (Дата обращения - 17.04.2024).

Люция Галеевна создала принципиально новый тип музея - многопрофильный объединённый музей, в который входили музеи системы Министерства культуры Республики Татарстан. Под руководством Л.Г. Валеевой были воссозданы краеведческие музеи: в Чистополе, Бу-гульме, Техушаве, Куйбышеве, музей А.М. Горького в Казани (Лоренц 2002: 174-177). Были созданы новые музеи: музей М. Джалиля, музей Ш. Камала, музей Я. Купалы. Музей Купалы в селе Печищи, Музей народного творчества и этнографии в Зеленодольске, Музей нефтехимии в Нижнекамске, Музей Надежды Дуровой в Елабуге, Музей Салиха Сайдашева в Ибре (Гущина 1997: 88-90). Особый статус и значение приобрели два музея в Ар-ском районе Республики Татарстан - Мемориальный музей тукайской литературы в Новом Килрае и музей Тукая Габдуллы в селе Кошраучи, Музей тукайской литературы в Казани (Краева 1995: 5). Штаб-квартира музея стала научно-методическим центром для всех музеев республики.

Благодаря воле и настойчивости Люции Галеевны впервые в истории Главного музея была проведена полная сверка музейных коллекций и учетных документов (1978-1984гг.); в 1980 году под руководством Валеевой была организована выставка «Достижения и перспективы развития ТАССР». В 1982 году она экспонировалась на международной выставке в Лейпциге (Германская Демократическая Республика); в 1982 году участвовала в национальной экспозиции СССР в Мехико; в 1985 году участвовала с коллекцией в национальной экспозиции СССР в Дюссельдорфе. В 1984 году музей Республики Татарстана за высокие достижения в культуре по итогам музейных смотров был награжден Красным знаменем Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры за высокие достижения в культурном шефстве над селом. Национальный музей вышел на новый уровень развития после проведения в Казани Всероссийского форума музейных работников «Взаимодействие музеев с научными и высшими учебными заведениями» (1982) и «Всесоюзного семинар-совещание Министерства культуры СССР» (Гущина 1997: 88-90).

В период директорства Л.Г. Валевой Татарский государственный музей своими коллекциями, экспозициями и своей работой сумел выполнить поставленные задачи и успешно влиял на историческое воспитание советского населения. В этот период Л.Г. Валеева активно участвовала в общественной деятельности, представляла Республику в Министерстве культуры, как член научно-методического совета по работе с музеями, член коллегии Министерства культуры ТАССР. Под руководством Л.Г. Валеевой ленинградскими специалистами и Казанским архитектурно-планировочного управления Казани был разработан проект реконструкции центрального музейного комплекса Казани. Проект был одобрен Казанским градостроительным советом (Лоренц 2002: 174-177).

В Татарстане музеи объединялись в один ключевой центр. Таким центром стал многопрофильный объединенный музей. Во второй половине XX века Национальный музей Татарстана является важным центром культурного и исторического влияния. Следствием этих

процессов является формирование и создание в 1994 году музея-заповедника «Казанский Кремль», который является хоть и поздним, но ярким воплощением принципа концентрации, так как представляет полностью сформированный культурный ландшафт, сосредотачивающий ряд объектов в едином пространстве (Антипо-ва 2022: 83; Калуцков, Матасов, Шульгин 2015: 97-108).

Далее, обратимся, к примеру, яркой личности в музейной сфере Ульяновской области второй половины XX века. Рассмотрим деятельность Марка Харитоновича Валкина. В сентябре 1950 года по приглашению Ульяновского областного управления культуры и просвещения Марк Харитонович переехал в Ульяновск на должность директора краеведческого музея. С именем Марка Харитоновича Валкина связано послевоенное возрождение краеведческого музея и превращение его в ведущее научно - образовательное и научно-исследовательское учреждение Ульяновской области. По его инициативе был создан ученый совет, в который вошли видные ученые и краеведы, а с 1953 года музей издает сборник «Краеведческие записки». Марк Харитонович был автором многих научных работ по истории края и редактором собрания сочинений (Валкин 2010: 109).

Выдающимся вкладом М.К. Валкина в краеведение стало открытие имен отца и сына Бутурлиных (революционера-народника Александра Сергеевича и ученого Сергея Александровича). В музее есть мемориальная комната С.А. Бутурлина, а с 2002 года проводятся научные Бутурлинские чтения3.

В 1960-1970 годах музей стал организационным центром по координации деятельности общественных (ныне негосударственных) музеев в области; в 1970-1980 гг. под руководством Марка Харитоновича была создана сеть филиалов Ульяновского областного краеведческого музея и РСДРП (1904 г. Симбирская группа в РСДРП (1904-1906 гг.), «Народное образование в Симбирском крае в 70-80-е годы XIX в.», «Димитровградский областной фольклорный музей» (Валкин 2010: 116).

Важнейшей работой Марка Харитоновича стало создание единственного в мире музея, посвященного жизни и творчеству великого русского писателя из Симбирска И.А. Гончарова, который открылся в июне 1982 года на части первого этажа Дома Гончарова; через 30 лет музей стал целым трех этажным зданием, а в июне 2012 года был открыт Историко-мемориальный центр И.А. Гончарова - Историко-мемориальный центр и музей, открытие которого было приурочено к двухсотлетию со дня рождения И.А. Гончарова. Его основу заложили разработки и исследования, начатые при Марке Харитоновиче (Валкин 2001: 136).

Марк Харитонович в должности директора Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова работал с 1950 по 1982 год4.

Объединение и укрупнение музеев происходило и в Ульяновской области. В 1984 году был создан му-

3 Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова / Электронный ресурс: http://old.sauokm.beget.tech/ sc¡ence.php (Дата обращения - 17.04.2024).

4 Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова / Электронный ресурс: http://old.sauokm.beget.tech/ sc¡ence.php (Дата обращения - 17.04.2024).

зей-заповедник «Родина В.И. Ленина». Большой вклад в создание и развитие этого музейного комплекса внес Александр Николаевич Зубов, руководивший им с 1988 по 2012 год5.

Александр Николаевич также был талантливым управленцем, не просто директором, а видным общественным деятелем, боролся за неповторимый облик центральной части города. На сохранение традиционного вида исторического центра были направлены усилия этого директора. Интересными нам кажутся несколько высказываний Александра Николаевича о своей работе: «...Мое личное кредо можно обозначить несколькими словами: "Честно каждый день делай свою работу". Стараюсь не забывать гоголевского персонажа Хому Брута из повести "Вий". Всем нам нужно не выходить "за круг", молиться, молиться. и не предавать свое дело» и «.Воспитывать надо только через культуру. Нужно читать хорошие книжки и обязательно ходить в музеи, чтобы знать историю. Это и рождает трепетное чувство к своему краю. Без патриотизма мы все потеряем. За олигархов сейчас под танки не пойдут. Пойдут только за Родину, если только будет к ней любовь. ... Патриота видно, когда он не говорит, а делает». На наш взгляд, именно такой подход является ключевым и показательным в советском менталитете. Именно в этом синтезе патриотизма, направленного на хорошие дела, чтении «хороших» книг и беззаветной любви к своему делу заключается основной нарратив советского общества. Эти идеи очень показательны в «Балладе о борьбе» Владимира Высоцкого, который являлся «голосом» советского человека и в чьих стихах и песнях нашли отражение нарративы и ментальные установки советских граждан6.

Схожие процессы во второй половине XX века стали происходить и в Пензенской области. В середине 1950-х годов началось оживление музейной жизни. В Пензенский краеведческий музей стали приходить новые сотрудники, возрождается интерес к истории края, создавались новые экспозиции (директор А.А. Магдеев, М.Р. Полесских, заслуженный работник культуры Ю.И. Суворова, А.Р. Раджувейт). В 1959 году на базе Пензенского краеведческого музея (ПКМ) был проведен семинар краеведческих музеев РСФСР7.

В 1960-1980-х годах в Пензенской области активное развитие Музейного дела связано с именем Георга Васильевича Мясникова. Георг Васильевич Мясников -советский партийный, государственный и обществен-

5 Официальный сайт музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Дирекция / Электронный ресурс: https://ulzapovednik.ru/ (Дата обращения - 21.07.2024).

6 «Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почём, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

«Баллада о борьбе» была написана в 1975 году. В ней В.С. Высоцкий объявляет книгу единственным ориентиром в жизни, который не даст человеку сбиться с пути. Сайт «Культура.РФ». Текст песни «Баллада о борьбе» / Электронный ресурс: https://www.culture. ru/poems/19515/ballada-o-borbe (Дата обращения - 21.07.2024).

7 Пензенский Государственный Краеведческий Музей. История музея / Электронный ресурс: http://km-penza.ru/o-nas/istoriya/ (дата обращения: 17.04.2024).

ный деятель, историк-краевед, второй секретарь Пензенского обкома КПСС, секретарь Пензенского обкома КПСС, первый заместитель председателя правления Советского фонда культуры, заместитель председателя правления Российского фонда культуры.

Краеведы и музейные работники нашли в его лице поддержку, что дало повод говорить в центральной печати о «музейном ренессансе на пензенской земле».8 Была поставлена задача расширения музейной сети, создания районных краеведческих музеев, музеев предприятий, школ, сел, колхозов. К началу 1980-х годов в области работало более 900 музеев на общественных началах. Появлялись музеи, связанные с именами известных земляков и исторических деятелей: музей-читальня И.Н. Ульянова (Пенза, 1970), музеи А.Г. Малышки-на (Мокшан, 1977), А.И. Куприна (Наровчат, 1981), музей сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда (Пенза, 1984), литературный музей (Пенза, 1989), музей В.О. Ключевского (Пенза, 1991). В 1983 году открыт уникальный для своего времени и первый в стране музей одной картины. В пензенском отделении Художественного фонда создана группа художников, разрабатывающих дизайн музеев Пензы (А.Н. Косырев, И.К. Климов и др.)9.

В 1975 году было создано Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области (организатор и первый директор В.П. Арзамасцев). В 1988 году под руководством Пензенского краеведческого музея были объединены районные и краеведческие музеи. Благодаря вниманию и поддержке управления пензенские музеи стали базами для проведения научных семинаров и конференций. Их опыт активно пропагандировался и получал высокую оценку профессионалов и специалистов. С 1980-х годов выпускаются сборники научных трудов. На протяжении всей жизни Г.В. Мясников записывал свои мысли и переживания в своих дневниках, которые были опубликованы после его смерти. В 2002 году по инициативе губернатора Пензенской области Василия Бочкарева имя Георга Мясникова было присвоено созданному им Музею одной картины. На здании была торжественно открыта мемориальная доска10.

Этих специалистов, управленцев объединяют на наш взгляд общие ценности и идеи: неравнодушное отношение к своей работе, патриотизм и любовь к малой Родине, желание менять и напрямую влиять на ситуацию. Подтверждает это запись Георга Васильевича Мясникова в своем дневнике: «Идеал мещанина - уют своего семейного гнезда, до остального ему дела нет. Страсти, волнения - не его удел» (Мясников 2008: 304). Дневники дают некоторое понимание целей людей: «Мое устремление: сделать Пензу интересным городом, пробудить

8 Краеведческий портал «Пензенские хроники». Г.В. Мясников / Электронный ресурс: http://www.penzahroniki.ru/index.php/ spravochnik/147-penzenskaya-personaliya/2335-myasnikov-georg-vasilevich-20-03-1926-18-07-1996 (Дата обращения - 17.04.2024).

9 Государственный музей-усадьба В.Г. Белинского. Георг Мясников. «Создатель Пензенского Ренессанса» / Электронный ресурс: https://dzen.rU/a/YkLlGA6JKGYCZjxq (Дата обращения -17.04.2024).

10 Краеведческий портал «Пензенские хроники». Г.В. Мясников

/ Электронный ресурс: http://www.penzahroniki.ru/index.php/ spravochnik/147-penzenskaya-personaliya/2335-myasnikov-georg-

vasilevich-20-03-1926-18-07-1996 (Дата обращения - 17.04.2024).

у жителей настоящую любовь к городу, патриотизм. Но одними лозунгами сделать это сложно, нужна материальная основа. Надо иметь то, чем гордиться» (Мясников 2008: 304).

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из сведений биографий, выбранных нами краеведов и музейных деятелей, можно сделать вывод, что им всем присущи особенности талантливых людей, согласно классификации Джима Ландрема11. В мемуарах, характеристиках от других сотрудников, воспоминаниях о них можно выделить следующие личностные особенности: интуиция, сила воли, граничащая с одержимостью (энтузиазм), высокая работоспособность, упрямство, склонность к решительным действиям и честная конкуренция (желание сделать что-то лучше, чем остальные) (Ландрам 1997: 11-15).

Подводя итог, можно сделать вывод, что изучаемый период являлся значимым в истории развития музеев Среднего Поволжья. Проведенный биографический анализ показывает высокий профессиональный потенциал и интеллектуальный уровень руководителей советских краеведческих музеев.

Анализ биографий руководящего состава показывает, что они были упорны в своей работе, преданы делу и талантливы. Исходя из анализа их дневников, статей и высказываний мы пришли к выводу, что основным нарративом для достижения поставленных целей для них было воплощение идеала советского человека. Здесь мы исходим из того, что мысли и действия человека определяет его окружение и социум, в котором он существует (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 491)12. Такие люди, которых воспевала советская власть, были активными, трудолюбивыми, готовыми пожертвовать собой ради общего дела, преданными идеям коммунизма и способными вдохновить других людей. На наш взгляд руководители учреждений культуры были яркими представителя советского общества, которые воплощали в себе идеал «советского человека».

Идеал «советского человека» возникал на основе культа признанных вождей (В. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса), Эти идеи ложились в основу системы общественного поведения и взглядов советского человека и формирования отдельной общности - советского народа. Для подкрепления наших выводов можно привести примеры отзывов посетителей мемориальных музеев. Для людей в советском союзе эталоном сверхчеловека был образ Ленина. Посетители дома-музея В.И. Ленина в Куйбышеве 1964-1965 гг. в книге отзывов писали «наш великий и мудрый учитель» (Учащиеся техникума 1 курс) (СОГАСПИ. Ф. 426. Оп. 1. Д. 33. Л. 5). Студенты 2-го курса КТУ после посещения музея обещали «воспитывать молодое поколение в духе коммунистической морали и преданности своему народу» (СОГАСПИ.

11 Мы обратились к одному из многих исследователей проблем личностной мотивации. Нам показалось, что данный исследователь наиболее емко систематизировал основные мотивационные характеристики.

12 Здесь мы исходим из утверждения Карла Маркса и Фридриха Энгельса в работе «К критике политической экономии»,

что «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Соч. Т. 13. С. 491).

Ф. 426. Оп. 1. Д. 33. Л. 9). Многие хотели бы быть похожими на «великого вождя», также учиться и жить (СОГАС-ПИ. Ф. 426. Оп. 1. Д. 33. Л. 12-13). Также часто использовалось слово «по-ленински» - жить по-ленински, строить быт по-ленински и т.д. (СОГАСПИ. Ф. 426. Оп. 1. Д. 33. Л.

54). На наш взгляд, определенный подъем энтузиазма сотрудников краеведческих музеев был идеологически обоснован. Такое отношение к работе было естественным и закономерным, основанным на ментальном ощущении безграничных возможностях советских людей.

ЛИТЕРАТУРА

Антипова 2022 - Антипова Е.А. Музей как социальный феномен: структура и динамика. Саратов . 2022.

Валеева 2005 - Валеева Л.Г. Страницы прошлого листая: из истории Государственного объединенного музея ТАССР 1970-1980 годов . Казань: Kazan-Казань, 2005.

Валкин 2001 - Валкин М.Х. Музей И.А. Гончарова: из истории создания. Ульяновск, 2001.

Валкин 2010 - Валкин М.Х. Из записок старого музейщика: воспоминания и размышления. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2010 .

Гущина 1997 - Гущина Л.К. Коллег моих прекрасные черты... (Л.Г Валеева) // Ежегодник-1996. Государственный объединённый музей Республики Татарстан . Казань, 1997. Дьяконов 1963 - Дьяконов В.М. Жизнь и музей . М. , 1963.

Дьяконов 2006 - Дьяконов В.М. Моя жизнь и музей. Сорок лет участия в музейном строительстве / Сост . С .В . Морозова . Казань: Kazan-Казань, 2006.

Калуцков, Матасов, Шульгин 2015 - Калуцков В.Н., Матасов В.М., Шульгин П.М. Прикладное культурно-ландшафтное районирование малых исторических территорий (на примере Казанского Кремля) // Псковский регионологический журнал. 2015. № 21 .

КПСС в резолюциях 1972 - КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК . Т. 8 . М. , 1972. Краева 1995 - Краева Л.Г. «Они делали музей и историю» // Казанские ведомости. Казань, 1995. Ландрам 1997 - Ландрам Д. Четырнадцать гениев, которые ломали правила . Ростов-на-Дону, 1997. Лоренц 2002 - Лоренц М.К. Первый генеральный // Ежегодник-2001. Национальный музей Республики Татарстан . Казань, 2002

Музей и посетитель 1976 - Музей и посетитель / Сост. В .А. Пронин . Труды НИИ культуры . Вып. 2 . М. , 1976.

Музей и посетитель 1978 - Музей и посетитель. Вопросы социологического исследования в области музееведения / Сост. В.А. Пронин . Труды НИИ культуры . Вып. 3 . М. , 1978.

Мясников 1986 - Мясников Г.В. Отчизна в сердце нашем . М. , 1986.

Мясников 2008 - Мясников Г.В. Страницы из дневника. Страницы из дневника / Под редакцией М.Г. Мясникова и М. С . Полубоярова . М. : Институт национальных проблем образования, 2008.

Синицына 2002 - Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарстана . Очерки истории 1917-1967 годов. Казань, 2002. СОГАСПИ - Самарский областной государственный архив социально-политической истории .

Суслов 2021 - Суслов А.Ю. Формирование и развитие музейного пространства Республики Татарстан // Манускрипт . 2021. Т. 14 . Вып. 3 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тоффлер 1999 - Тоффлер Э. Третья волна. М. , 1999.

REFERENCES

Antipova 2022 - Antipova E.A. Muzej kak social'nyj fenomen: struktura i dinamika [Museum as a social phenomenon: structure and dynamics], Saratov, 2022 [in Russian].

D'yakonov 1963 - D'yakonov V.M. ZHizn' i muzej [Life and Museum], Moscow, 1963 [in Russian].

D'yakonov 2006 - D'yakonov V.M. Moya zhizn' i muzej. Sorok let uchastiya v muzejnom stroitel'stve / Sost . S .V. Morozova [My life and the museum . Forty years of participation in museum construction / Compiled by S .V. Morozov], Kazan, Kazan-Kazan' Publ. , 2006 [in Russian].

Gushchina 1997 - Gushchina L.K. Kolleg moih prekrasnye cherty... (L . G . Valeeva) [My colleagues have beautiful features. . . (L . G . Valeeva)], in: Ezhegodnik-1996. Gosudarstvennyj ob"edinyonnyj muzej Respubliki Tatarstan [Yearbook-1996. The State United Museum of the Republic of Tatarstan], Kazan, 1997 [in Russian].

Kaluckov, Matasov, SHul'gin 2015 - Kaluckov V.N., Matasov V.M., SHul'gin P.M. Prikladnoe kul'turno-landshaftnoe rajonirovanie malyh istoricheskih territorij (na primere Kazanskogo Kremlya) [Applied cultural and landscape zoning of small historical territories (on the example of the Kazan Kremlin)], in: Pskovskij regionologicheskij zhurnal [Pskov Regional Journal], 2015, № 21 [in Russian].

KPSS v rezolyuciyah 1972 - KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s'ezdov, konferencij i plenumov CK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee], Vol . 8, Moscow, 1972 [in Russian]. Kraeva 1995 - Kraeva L.G. «Oni delali muzej i istoriyu» ["They were making a museum and history"], in: Kazanskie vedomosti [Kazan Vedomosti], Kazan, 1995 [in Russian].

Landram 1997 - Landram D. CHetyrnadcat' geniev, kotorye lomali pravila [Fourteen geniuses who broke the rules], Rostov-na-Donu, 1997 [in Russian].

Lorenc 2002 - Lorenc M.K. Pervyj general'nyj [The first General], in: Ezhegodnik-2001. Nacional'nyj muzej Respubliki Tatarstan [Yearbook-2001. National Museum of the Republic of Tatarstan], Kazan, 2002 [in Russian].

Muzej i posetitel' 1976 - Muzej i posetitel' / Sost. V.A. Pronin. Trudy NII kul'tury [Museum and visitor / Compiled by V.A. Pronin. Works of the Scientific Research Institute of Culture], Vol. 2, Moscow, 1976 [in Russian].

Muzej i posetitel' 1978 - Muzej i posetitel'. Voprosy sociologicheskogo issledovaniya v oblasti muzeevedeniya / Sost . V.A. Pronin. Trudy NII kul'tury [The museum and the visitor. Questions of sociological research in the field of museology / Compiled by V. A. Pronin. Works of the Scientific Research Institute of Culture], Vol . 3, Moscow, 1978 [in Russian]. Myasnikov 1986 - Myasnikov G.V. Otchizna v serdce nashem [The Fatherland is in our heart], Moscow, 1986 [in Russian].

Myasnikov 2008 - Myasnikov G.V. Stranicy iz dnevnika... Stranicy iz dnevnika / Pod redakciej M. G. Myasnikova i M. S . Poluboyarova [Pages from the diary. Pages from the diary / Edited by M. G . Myasnikov and M. S . Poluboyarov], Moscow, Institut nacional'nyh problem obrazovaniya Publ. , 2008 [in Russian].

Sinicyna 2002 - Sinicyna K.R. Polveka muzeev Kazani i Tatarstana . Ocherki istorii 1917-1967 godov [Half a century of museums in Kazan and Tatarstan. Essays on the history of 1917-1967], Kazan, 2002 [in Russian].

SOGASPI - Samarskij oblastnoj gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii [Samara Regional State Archive of SocioPolitical History] [in Russian].

Suslov 2021 - Suslov A.YU. Formirovanie i razvitie muzejnogo prostranstva Respubliki Tatarstan [Formation and development of the museum space of the Republic of Tatarstan], in: Manuskript [The manuscript], 2021, Vol . 14, Part 3 [in Russian]. Toffler 1999 - Toffler E. Tret'ya volna [The third wave], Moscow, 1999 [in Russian].

Valeeva 2005 - Valeeva L.G. Stranicy proshlogo listaya: iz istorii Gosudarstvennogo ob'edinennogo muzeya TASSR 1970-1980 godov [Flipping through the pages of the past: from the history of the State United Museum of the TASSR 1970-1980], Kazan, Kazan-Kazan' Publ. , 2005 [in Russian].

Valkin 2001 - Valkin M.H. Muzej I. A. Goncharova: iz istorii sozdaniya [I. A. Goncharov Museum: from the history of its creation], Ul'yanovsk, 2001 [in Russian].

Valkin 2010 - Valkin M.H. Iz zapisok starogo muzejshchika: vospominaniya i razmyshleniya [From the notes of an old museum worker: memories and reflections], Ul'yanovsk, Korporaciya tekhnologij prodvizheniya, 2010 [in Russian].

Желтоухова Дина Васильевна

- Соискатель кафедры отечественной истории и историографии Самарского национального исследовательского университета имени академика С .П. Королева (Самара, Россия).

Dina Zheltoukhova

- The applicant of the Department of the Russian history and historiography of the Samara National Research University (Samara, Russia) .

dina-pomelova@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.