Научная статья на тему 'ПРИЁМЫ УСИЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ АТТРАКТИВНОСТИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ'

ПРИЁМЫ УСИЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ АТТРАКТИВНОСТИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ВИЗУАЛЬНАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ / ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крук Юлия Васильевна

Археологические материалы широко представлены в собраниях музеев различного профиля. Краеведческие музеи России могут похвастаться богатейшими археологическими коллекциями. Данная категория памятников является одной из самых сложных для экспонирования. Извлеченные из земли, часто фрагментированные и однотипные предметы являются бесценными свидетельствами прошлого, но малопривлекательны и малопонятны для неподготовленного музейного зрителя. По этой причине посетители часто проходят через залы, посвященные археологии, не останавливаясь. Перед музейными профессионалами стоит задача изменить сложившуюся ситуацию, однако это сопряжено с рядом трудностей. В данной работе рассмотрены проблемы экспонирования археологических коллекций в залах краеведческих музеев. Перечислены основные методы показа указанной категории памятников. Обоснована необходимость повышения зрительной привлекательности археологических объектов в музейном пространстве. Проведен анализ экспозиционных приёмов, позволяющих сфокусировать внимание посетителя на сложном для восприятия археологическом материале. На примере витрин краеведческих музеев России сделан вывод об эффективности рассмотренных приёмов и необходимости дальнейшей модернизации музейного пространства. Теоретическая разработка и практическое внедрение успешных экспозиционных приемов будут способствовать привлечению внимания посетителей к обширным археологическим собраниям, демифологизации науки и росту исторической грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES FOR ENHANCING THE VISUAL ATTRACTIVENESS OF ARCHAEOLOGICAL MATERIALS ON THE EXPOSITION OF THE LOCAL HISTORY MUSEUM

Archaeological materials are widely represented in the collections of museums of various kinds. Local museums of Russia can boast the richest archaeological collections. This category of objects is one of the most difficult to exhibit. Extracted from the ground, often fragmented and similar objects are priceless evidence of the past, but are not attractive or comprehensible to unprepared museum viewers. For this reason, visitors often pass through rooms dedicated to archaeology without stopping. Museum professionals face the challenge of changing the situation. However, there are several difficulties. In this work, the problems of exhibiting archaeological collections in the halls of local museums are considered. The main methods of displaying the mentioned category of monuments are listed. The need to increase the visual attractiveness of archaeological objects in museum space is justified. The analysis of exposition techniques allowing to focus the attention of the visitor on difficult to perceive archaeological material is made. On the example of showcases of local history museums of Russia, the conclusion was reached on the efficiency of examined techniques and necessity of further modernization of museum space. The theoretical development and practical implementation of successful exhibitions will help to draw visitors' attention to extensive archaeological collections, demythologize science, and to increase the population’s historical literacy.

Текст научной работы на тему «ПРИЁМЫ УСИЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ АТТРАКТИВНОСТИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ»

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-113-121 УДК: 069.536

Музееведение Museology

ПРИЁМЫ УСИЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ АТТРАКТИВНОСТИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Юлия Васильевна Крук

Санкт-Петербургский государственный институт культуры Санкт-Петербург, Россия ORCID ID: 0000-0003-2579-9405 e-mail: Julia.kruk@gmail.com

Аннотация: Археологические материалы широко представлены в собраниях музеев различного профиля. Краеведческие музеи России могут похвастаться богатейшими археологическими коллекциями. Данная категория памятников является одной из самых сложных для экспонирования. Извлеченные из земли, часто фрагментированные и однотипные предметы являются бесценными свидетельствами прошлого, но малопривлекательны и малопонятны для неподготовленного музейного зрителя. По этой причине посетители часто проходят через залы, посвященные археологии, не останавливаясь. Перед музейными профессионалами стоит задача изменить сложившуюся ситуацию, однако это сопряжено с рядом трудностей. В данной работе рассмотрены проблемы экспонирования археологических коллекций в залах краеведческих музеев. Перечислены основные методы показа указанной категории памятников. Обоснована необходимость повышения зрительной привлекательности археологических объектов в музейном пространстве. Проведен анализ экспозиционных приёмов, позволяющих сфокусировать внимание посетителя на сложном для восприятия археологическом материале. На примере витрин краеведческих музеев России сделан вывод об эффективности рассмотренных приёмов и необходимости дальнейшей модернизации музейного пространства. Теоретическая разработка и практическое внедрение успешных экспозиционных приемов будут способствовать привлечению внимания посетителей к обширным археологическим собраниям, демифологизации науки и росту исторической грамотности населения.

Ключевые слова: краеведческий музей, археологические материалы, визуальная аттрактивность, экспозиционное проектирование

Для цитирования: Крук Ю.В. Приёмы усиления визуальной аттрактивности археологических материалов на экспозиции краеведческого музея // Культурный ландшафт регионов. 2022. Том 4. № 6. С. 113-121. DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-113-121

Original article

TECHNIQUES FOR ENHANCING THE VISUAL ATTRACTIVENESS OF ARCHAEOLOGICAL MATERIALS ON THE EXPOSITION OF THE LOCAL

HISTORY MUSEUM

Julia V. Kruk

St. Petersburg State Institute of Culture St. Petersburg, Russia ORCID ID: 0000-0003-2579-9405 e-mail: Julia.kruk@gmail.com

Abstract: Archaeological materials are widely represented in the collections of museums of various kinds. Local museums of Russia can boast the richest archaeological collections. This category of objects is one of the most difficult to exhibit. Extracted from the ground, often fragmented and similar objects are priceless evidence of the past, but are not attractive or comprehensible to unprepared museum viewers. For this reason, visitors often pass through rooms dedicated to archaeology without stopping. Museum professionals face the challenge of changing the situation. However, there are several difficulties. In this work, the problems of exhibiting archaeological collections in the halls of local museums are considered. The main methods of displaying the mentioned category of monuments are listed. The need to increase the visual attractiveness of archaeological objects in museum space is justified. The analysis of exposition techniques allowing to focus the attention of the visitor on difficult to perceive archaeological material is made. On the example of showcases of local history museums of Russia, the conclusion was reached on the efficiency of examined techniques and necessity of further modernization of museum space. The theoretical development and practical implementation of successful exhibitions will help to draw visitors' attention to extensive archaeological collections, demythologize science, and to increase the population's historical literacy.

Keywords: Museum of Local History, Archaeological Materials, Visual Attractiveness, Exhibition Design

For citation: Kruk J.V. Techniques for enhancing the visual attractiveness of archaeological materials on the exposition of the local history museum. Cultural landscape of the regions. 2022. Vol. 4. № 6. P. 113-121 (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-6-113-121

Краеведческие музеи - один из наиболее распространённых типов музеев в России. Посвященные документации и презентации культурного наследия определенного населённого пункта или географического региона, они являются центрами культурной жизни данной территории, местом притяжения учёных, любителей старины и туристов и своеобразной «точкой входа» в музейное пространство для детей и юношества.

На экспозиции краеведческого музея представлены естественнонаучные, этнографические, археологические материалы, мемориальные вещи, живопись и графика, фотодокументы, произведения местного ремесла и промышленности -всё то, что даёт широкое представление о прошлом и настоящем края. При таком богатстве экспонатов, археологические коллекции краеведческих музеев часто оказываются незаслуженно обделены вниманием публики.

Данные замечания справедливы не только в отношении археологических собраний краеведческих музеев. Перед историческими и археологическими музеями стоят те же проблемы. Однако, публика профильных музеев, как правило, более подготовлена, по сравнению с гостями комплексных краеведческих музеев. Извлеченные из земли артефакты сложны для интерпретации и не всегда обладают эстетической привлекательностью, поэтому залы археологии посетители зачастую проходят насквозь. Это является проблемой, так как систематическое знакомство с памятниками археологии способствует демифологизации прошлого и формированию научного мировоззрения, прививает бережное отношение к археологическому и культурному наследию и развивает региональное самосознание [7].

Одна из причин прохладного отношения публики - укоренившийся в музейной практике еще с середины XIX века систематический метод экспонирования, который раскрывает типологию археологических предметов [4]. Ряды черепков или наконечников о многом скажут учёному, но останутся немы для массовой музейной аудитории. Способом решения проблемы может стать социо-археологический подход к созданию экспозиции, который предполагает восстановление по предметным остаткам целостной картины бытования вещи в

обществе и через это «образа жизни» самого общества [2] или создание бинарных экспозиций [4] - сопоставление на одном выставочном пространстве характеристик археологической культуры прошлого и современной социокультурной реальности.

Так как основной целью краеведческого музея является не демонстрация археологических памятников, а иллюстрация с их помощью истории древнего сообщества данной местности, то для проектирования археологической экспозиции данного типа музеев, вероятно, стоит отдавать предпочтение тематическому, социоархеологическому методу.

Широкой общественности будет интересна также музейная презентация исследования, предметом которого выступает археологическое наследие как «живой» компонент современной культуры, а не как реликт прошлого. Это возможно благодаря предложенному Андреевым методу контрастной (сопоставительной) презентации смыслов научной и обывательской интерпретации наследия. В рамках этого подхода предполагается сопоставить научные и профанные интерпретации наследия, последние будут поданы публике как альтернативные, но не равноценные научным [1]. Своеобразная «магия и ее разоблачение» точно привлечет внимание музейной аудитории, станет поводом для общественной дискуссии, но музейному куратору или экспозиционеру, избравшему эту модель, нужно обладать чутьём и аккуратностью сапёра, чтобы способствовать повышению исторической грамотности, а не наоборот.

Популярность сюжетов типа «10 глупых вопросов профессионалу», свидетельствует о том, что археологическая экспозиция, построенная не от предмета, а от человека его нашедшего и посвященная секретам археологии и полевой работе, также будет востребована публикой. Возможность проследить путь артефактов из-под земли, через руки реставратора, в зал музея привлечёт к ним внимание в витрине.

Представленный в зале краеведческого музея макет раскопа, наглядно иллюстрирующий отложение культурного слоя, должен показать, что памятники прошлого находятся буквально у людей под ногами. Фотографии или карты с отмеченными местами находок позволяют проложить еще один мостик между прошлым и настоящим, актуализировать наследие. Особенно эффектно этот приём выглядит, когда удаётся выполнить привязку к конкретным узнаваемым городским объектам. Когда посетитель осознаёт, что этот предмет найден во время раскопок на его улице или рядом с его школой, он как бы «присваивает» этот артефакт себе, наделяет его особой личной ценностью. Это позволяет музейными средствами воспитывать в людях интерес и бережное отношение к археологическому наследию, а также демистифицировать процесс получения научного знания.

Однако, у этой медали есть и обратная сторона. Убедившись в близости археологических материалов, кто-то может поддаться соблазну и пополнить ряды «чёрных копателей». Интересный воспитательный приём использован сотрудниками краеведческого музея в г. Жлобин (Республика Беларусь). На экспозиции, посвященной животному миру Гомельской области, размещена шкура рыси, конфискованная у браконьеров, а рядом фотография из уголовного дела и информация о последствиях нарушения природоохранного законодательства. Возможно, создателям археологических экспозиций стоит взять этот опыт на вооружение. Представляется не лишним напомнить посетителям о правовом регулировании и охране памятников прошлого. С одной стороны, экспонат с «криминальным прошлым» может служить назидательным предостережением, а с другой - стать еще одним пунктом интереса так как сюжеты из серии «человек и закон» очень популярны.

Археологическая коллекция должна привлекать внимание публики. Ведь, какой бы метод построения экспозиции не выбрали музейные профессионалы, их сообщение не будет прочитано, если посетитель пройдёт мимо не останавливаясь.

Всвязи с этим остро встаёт вопрос усиления визуальной аттрактивности археологических материалов. Зрительный канал восприятия информации - основной для большинства людей и главный, задействованный в музее [3]. При этом, выставленные в витринах движимые археологические памятники, не всегда отличаются внешней выразительностью. Перед создателем выставки стоит задача раскрыть красоту предмета, помочь зрителю во фрагменте увидеть целое, приглядевшись к частному сделать выводы об общем.

Привлечь внимание к отдельному экспонату можно выделив его из ряда типовых: поместить на постамент или в раму, подсветить или использовать контрастную подложку для демонстрации, а то и вовсе выставить в отдельной витрине. Ознакомившись с выделенным предметом, зритель пробежит глазами по его соседям в витрине и сделает самостоятельный вывод о его типичности или уникальности [6, с. 132].

Типовые вещи не обязательно выставлять в ряд. Некоторый беспорядок обращает на себя внимание зрителя, за счёт того, что выбивается из стереотипного представления о музейной сфере, как сфере порядка. Так монеты из клада можно разложить стройными рядами, на одинаковом расстоянии друг от друга, а можно показать их высыпавшимися из сосуда, в котором их нашёл счастливый искатель, как это сделано на экспозиции Тульского областного краеведческого музея1. Интересного эффекта можно добиться, объединив эти экспозиционные

1 Тульский областной краеведческий музей. Официальный сайт. [электронный ресурс]. URL: https://www.museum-tula.ru/muzei/muzej-tokm/ (дата обращения 8.12.2022)

приёмы. На фоне классической систематической раскладки выбивающийся из ритма вещей предмет обязательно привлечет к себе внимание.

Рекомендуется выставлять в одной витрине предметы, относящиеся к одной сфере деятельности человека, тематически связанные между собой. В таком случае, узнав по аналогии назначение одной группы памятников, посетитель самостоятельно догадается о функции остальных предметов. Например, витрина Свердловского областного краеведческого музея1, посвящённая рыболовству. Зацепившись за рыболовный крючок, вид которого мало изменился до наших дней, можно сделать вывод о назначении остальных предметов. Радость узнава-

• • /*—' и ~1 Х-/ и и

ния даёт заряд энергии необходимой для преодоления специфической музейной усталости.

Энергию узнавания можно активировать, познакомив посетителя с артефактом до визита в музей. Публикация материалов, продвижение своих коллекции в социальных сетях, выпуск сувенирной продукции с изображением артефактов могут считаться превентивным приёмом повышения визуальной привлекательности археологических материалов.

Если речь идёт о крупных объектах, целесообразно построить экспозицию так, чтобы дать посетителю возможность почувствовать их масштаб. Так построена экспозиция Хакасского краеведческого музея2. Оказавшись в окружении оленных камней, чувствуешь себя в центре древнего святилища, ощущаешь себя причастным тайне. Иммерсивность - телесное, когнитивное, эмоциональное погружение зрителя в среду преодолевает статичность экспонатов, повышает их зрелищность. Даёт возможность зрителю получить уникальный опыт участия, при этом защищает его от перенасыщенности пространства визуальной информацией [5, с. 3].

Визуальными средствами рассказать о создании вещи можно разместив рядом с ней макет приспособления для ее создания. Так на экспозиции «Праистория Воронежского края: начало эры металлов» Воронежского краеведческого музея фоном для каменных топоров служит баннер с изображением выхода горных пород, необходимых для их изготовления, а рядом представлена фотография приспособления для сверления отверстий в камне, изготовленная археологами-экспериментаторами. Посетитель удовлетворяет закономерное любопытство и убеждается, в том, что люди могли обходиться без помощи инопланетян.

Использование всевозможных задников и фонов, иллюстрирующих бытование археологического памятника в социокультурной среде тоже надёжный

1 Свердловский областной краеведческий музей. Официальный сайт. [электронный ресурс]. URL: http://uole-museum.ru/ (дата обращения 8.12.2022)

2 Хакасский краеведческий музей. Официальный сайт. [электронный ресурс]. URL: https://hnkm.ru/ (дата обращения 8.12.2022)

приём усиления визуальной аттрактивности. Однако, важно найти баланс и не позволить подлинному предмету затеряться на фоне красочных сцен. К сожалению, нащупать тонкую грань между усилением привлекательности и вытеснением музейного предмета на второй план удаётся не всегда. Часто получив финансирование на обновление экспозиции, краеведческие музеи закупают новые витрины, а принципы экспонирования оставляют старыми. В результате посетитель замечает зал, но не обращает внимание на то, что в нём представлено

Добиться желаемого результата - повышения внимания публики к археологическим коллекциям краеведческих музеев возможно только сочетая различные методы экспонирования и усиливая визуальную привлекательность объектов показа. При этом важно соблюсти баланс между зрелищностью, информативностью и научной достоверностью. Грамотно составленная экспозиция будет привлекательна и доступна для восприятия широкого круга зрителей, при этом не будет вызывать нареканий у специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев В.М. Интерпретативность археологического наследия и его музейная презентация // Фундаментальные исследования. № 11 (часть 1). М.: издательский дом Академия естествознания, 2014. С. 195-200.

2. Жукова А.В. Возможности применения социоархеологического подхода в музейной экспозиции // Современные концепции первобытной истории: Проблемы интерпретации памятников археологии в экспозициях исторических, краеведческих и археологических музеев. Вып. 113. Москва: Изд-во Труды ГИМ, 2000. С. 46 - 49.

3. Именнова Л.С. Специфика источников визуальной информации и реализация их потенциала в музеях образовательных организаций // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / ред. Воронцова Е.А. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2019. С. 847 - 861.

4. Каменский С.Ю. Археологическое наследие: на пути к оживлению прошлого // Омский научный вестник. № 2 (66). Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2008. С. 176-180.

5. Панасенко С.В., Никишкин В.В., Твердохлебова М.Д. Иммерсивный подход в театральном и музейном маркетинге // Практический маркетинг. М., 2017. №10. С 3-6.

6. Проектирование музейных экспозиций и выставок: история - теория -практика: учебно-методич. пособие / ред. Мастеница Е. Н. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2020. 184 с.

7. Ютина Т.К. Археологические коллекции музеев и университетов: возможности популяризации историко-культурного наследия // Археология евразийских степей: материалы Всероссийского научно -практического семинара "Арехолог и музей: диалог о вечном". Казань, 2019. С. 48-56.

REFERENCES:

1. Andreev V.M. Interpretativnost' arheologicheskogo nasledija i ego muzejnaja prezentacija [Interpretativeness of the archaeological heritage and its museum presentation]. Fundamental'nye issledovanija. № 11-1. Penza: Izd-vo Iz-datel'skij Dom "Akademija Estestvoznanija". 2014. P. 195-200. (in Rus).

2. Zhukova A.V. Vozmozhnosti primenenija socioarheologicheskogo podhoda v muzejnoj jekspozicii [The possibilities of applying a socioarchaeological approach in a museum exhibition]. Sovremennye koncepcii pervobytnoj istorii: Problemy interpretacii pamjatnikov arheologii v jekspozicijah istoricheskih, kraevedcheskih i arheologicheskih muzeev. Vyp. 113. Moskva: Izd-vo Trudy GIM. 2000. P. 46-49. (in Rus).

3. Imennova L.S. Rol' izobrazitel'nykh istochnikov v informatsionnom obespeche-nii istoricheskoi nauki: sbornik statei [Specificity of visual information sources and realization of their potential in museums of education]. Otv. Redaktor. Vo-rontsova E.A. Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN. Moskwa. 2019. P. 847-861. (in Rus).

4. Kamenskii S.Y. Arheologicheskoe nasledie: na puti k ozhivleniyu proshlogo [Archaeological heritage: towards a revitalized past]. Omskii nauchnyi vestnik. 2008. №2 (66). P. 176-180. (in Rus).

5. Proektirovanie muzeinykh ehkspozitsii i vystavok: istoriya - teoriya - praktika: uchebno-metodich. Posobie [Design of museum expositions and exhibitions: history - theory - practice: educational and methodical manual]. Otv. red. Mas-tenitsa E. N. Sankt-Peterburg: SPBGIK. 2020. P. 184. (in Rus).

6. Panasenko S.V., Nikishkin V.V. and Tverdokhlebova M.D. Immersivnyj pod-hod v teatral'nom i muzejnom marketing [Immersive approach in theatre and museum marketing]. Prakticheskii marketing. 2017. №10. P. 3-6. (in Rus).

7. Yutina T.K. Arheologicheskie kollekcii muzeev i universitetov: vozmozhnosti populyarizacii istoriko-kul'turnogo naslediya [Archaeological collections of museums and universities: opportunities for popularization]. Arkheologiya ev-raziiskikh stepei. Proc. Of the national scientific conference "Arekholog i mu-zei: dialog o vechnom", Kazan'. 2019. P.48-56. (in Rus).

Информация об авторе: Юлия Васильевна Крук, аспирант, Санкт-

Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург

Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.2;

ORCID ID: 0000-0003-2579-9405

SPIN 5213-8765

e-mail: Julia.kruk@gmail.com

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Yuliya V. Kruk, Saint Petersburg State Institute of

Culture, Saint Petersburg, Russia, bld. 2, Palace emb.,

Saint Petersburg, Russia, 191186;

ORCID ID: 0000-0003-2579-9405

SPIN 5213-8765

e-mail: Julia.kruk@gmail.com

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.11.2022

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and

revision: 19.12.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.12.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

© Крук Ю.В. 2022 © «Культурный ландшафт регионов». 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.