Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА СЕМЬИ РЕРИХОВ'

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА СЕМЬИ РЕРИХОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ / АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / АТТРАКТИВНОСТЬ / МЕТОД ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Крук Юлия Васильевна

Археологические материалы можно считать одной из самых сложных для экспонирования категорией памятников. Данная категория объектов представлена в собраниях музеев самого разного профиля, однако из-за малой визуальной привлекательности типовых объектов и сложности для их самостоятельной интерпретации залы археологии часто остаются обделенными вниманием посетителей. Перед теоретиками и практиками музейного дела стоит задача повысить актуальность, аттрактивность и доступность археологических материалов для массового музейного зрителя. Трудности, сопряженные с музейной демонстрацией археологических коллекций, находятся в фокусе внимания современной музеологии. Это достигается за счет применения новых методов проектирования экспозиций и расширения традиционных представлений об информационном потенциале археологического источника. Практическое использование этих приемов можно проанализировать на примере экспозиционной деятельности музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGY AT THE ST. PETERSBURG STATE ROERICH FAMILY MUSEUM AND INSTITUTE

The difficulty of exhibiting archaeological collections is the focus of modern museology. The challenge for museum theorists and practitioners is to increase the relevance, attractiveness and accessibility of archaeological materials to mass museum viewers. This is achieved by applying new methods of designing exhibitions and expanding traditional knowledge of the information potential of an archaeological source. The practical use of these techniques can be analyzed with the example of the exposition activity of the museum-institute of the Roerich family in Saint Petersburg.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА СЕМЬИ РЕРИХОВ»

УДК [069:929Рерих(470.23-25)]:[069.53:902]

Ю. В. Крук

Археологическая экспозиция Санкт-Петербургского Государственного музея-института семьи Рерихов

Археологические материалы можно считать одной из самых сложных для экспонирования категорией памятников. Данная категория объектов представлена в собраниях музеев самого разного профиля, однако из-за малой визуальной привлекательности типовых объектов и сложности для их самостоятельной интерпретации залы археологии часто остаются обделенными вниманием посетителей. Перед теоретиками и практиками музейного дела стоит задача повысить актуальность, аттрактивность и доступность археологических материалов для массового музейного зрителя. Трудности, сопряженные с музейной демонстрацией археологических коллекций, находятся в фокусе внимания современной музеологии. Это достигается за счет применения новых методов проектирования экспозиций и расширения традиционных представлений об информационном потенциале археологического источника. Практическое использование этих приемов можно проанализировать на примере экспозиционной деятельности музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: музей-институт семьи Рерихов, археологическая экспозиция, аттрактивность, метод экспозиционного проектирования

Yuliya V. Kruk

Archaeology at the St. Petersburg State Roerich family Museum and Institute

The difficulty of exhibiting archaeological collections is the focus of modern museology. The challenge for museum theorists and practitioners is to increase the relevance, attractiveness and accessibility of archaeological materials to mass museum viewers. This is achieved by applying new methods of designing exhibitions and expanding traditional knowledge of the information potential of an archaeological source. The practical use of these techniques can be analyzed with the example of the exposition activity of the museum-institute of the Roerich family in Saint Petersburg.

Keywords: Roerich family Museum-Institute, archaeological exposition, attractiveness, exposition design method

DOI 10.30725/2619-0303-2022-3-58-62

Археологические материалы хранят информацию об истории, культуре, технологии и расселении создавших их народов. Эту категорию памятников культурного наследия можно увидеть в залах археологических, исторических, краеведческих и других музеев. Особое место они занимают в музее-институте семьи Рерихов. Николай Константинович Рерих высказал идею о том, что музей (в широком смысле) - «это обиталище всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» [1, с. 51-53]. Эта мысль была взята за основу при создании музея-института, среди задач которого - сохранение, презентация и изучение многообразного художественного, философского, научного, духовного наследия семьи Рерихов.

Музей-институт семьи Рерихов создан 11 мая 2001 г. как негосударственное уч-

реждение, а 12 марта 2007 г. реорганизован в государственный музей. Он располагается в особняке академика М. П. Боткина по адресу: Васильевский остров, 18-я линия, д. 1. В этом доме неоднократно бывал Николай Рерих.

В основе экспозиции - наследие, сбереженное племянницей Елены Рерих Л. С. Ми-тусовой и ее семьей. Фонды музея пополняются благодаря дарам коллекционеров, художников и хранителей мемориальных, семейных собраний. На сегодняшний день в коллекции 15 тыс. предметов: личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов. Отдельное место занимает небольшая, но примечательная бинарная археологическая экспозиция. Представленные на ней материалы не только повествуют о создавших их народах, но

и служат дополнением к портрету Рериха-археолога, позволяя создать комплексное представление о нем как об ученом.

Археологические материалы можно считать одними из самых сложных для экспонирования. Извлеченные из земли артефакты могут быть частично утрачены и попадают в руки ученых в фрагментарном виде. Типичные археологические находки обладают исключительно высокой научной ценностью, однако часто лишены визуальной привлекательности, а заключенная в них информация сама по себе мало доступна или не актуальна для массового музейного зрителя, особенно если это посетитель непрофильного музея.

Теоретики и практики музейного дела работают над усилением визуальной ат-трактивности археологических коллекций, пытаются построить экспозицию таким образом, чтобы прочесть и оценить заключенную в ней информацию смог даже человек без специальной подготовки. Особенно остро проблема экспонирования археологических памятников стоит перед сотрудниками малых музеев, в собрании которых нет «сокровищ» в обывательском смысле этого слова. Поэтому опыт музея-института семьи Рерихов может быть полезен широкому кругу профессионалов.

Благодаря творческой работе экспозиционера, залы археологии стали в нем не только рамой для представленных в них объектов, но и самостоятельным произведением искусства. Археологическую экспозицию музея-института можно прочесть как историческую повесть, рассмотреть в качестве иллюстрации к биографии ученого, использовать как средство научной рефлексии или любоваться ей, получая подлинное эстетическое наслаждение.

Отчасти решить проблему помогает правильно выбранный метод проектирования экспозиционного пространства. В дополнение к традиционным систематическому и типологическому, активно внедряются новые методы экспонирования археологических материалов. Проложить мостик между прошлым и настоящим могут бинарные экспозиции, предложенные С. Ю. Каменским. Исследователь советует сопоставить в одном экспозиционном поле характеристики той или иной археологической культуры прошлого и нашей современной социокультурной реальности, «задать прошлому вопросы, которые интересуют нас сегодня» [2, с. 179].

Творчество Николая Рериха и членов его семьи повлияло на искусство, науку, музейное дело, философию. Осмысление пути Рерихов стало отправной точкой в эзотерических исканиях многих людей. В связи со спецификой этого наследия особую актуальность в музее-институте обретает сформулированный В. М. Андреевым метод контрастной (сопоставительной) презентации смыслов научной и профанной интерпретации памятников прошлого. По мнению ученого, созданные по этому принципу экспозиции демонстрируют многовариантность понимания артефактов прошлого в современной культуре и будут одинаково интересны специалисту и обывателю. Чешский музеолог Я. Долак пишет: «Автор выставки создает лишь одну половину выставочного проекта <...> вторую половину выставки будущий посетитель носит в голове» [3, с. 108]. Андреев предлагает спрогнозировать возможные ассоциации, оценить какие мифологические и псевдоисторические идеи посетитель может принести в музей, но не противопоставлять, а сопоставлять научное и профанное прочтение археологических материалов. Это ставит перед экспозиционером сложную задачу: избежать навязчивой пропаганды, но мягко подтолкнуть посетителя в сторону достоверного знания, «воздерживаясь от жестких оценочных суждений, взяв смыслы произвольных интерпретаций наследия „в кавычки музейности", можно получить действенный инструмент воспитания „здоровой" исторической грамотности современного человека. В ее состав, на наш взгляд, должно входить сознание произвольных интерпретаций наследия как альтернативных, но не равноценных научному» [4, с. 199].

Ярче всего на археологической экспозиции музея-института воплощен социо-археологический подход, разработанный А. В. Жуковой. Он заключается в реконструкции актуальных для современных людей аспектов жизни древнего общества и восстанавливает целостную картину бытования и использования вещи в социокультурной среде [5]. С помощью этого подхода на одном археологическом материале можно построить экспозиции разных типов. В зависимости от выбранного аспекта социальной жизни получится презентация экологической, конфессиональной, бытовой проблематики. При социоархеологическом проектировании экспозиции отражение находят не только отдельные, актуальные

сегодня стороны бытования вещи в обществе, но и определенная стадия научной работы. Это может быть показ исследования археологического объекта в полевых условиях (этапы раскопок, культурный слой), воспроизведение не памятника как такового, а социальной среды или экспозиция, реконструирующая по археологическим источникам модель образа жизни в широком историческом контексте. Таким образом экспозиция отражает процесс и результат научной работы, археологические артефакты демонстрируются не как реликты прошлого, а как актуальный компонент современной жизни. Извлеченные из земли объекты повествуют не только о людях, создавших и использовавших их в прошлом, но и об ученых, которые извлекли их из небытия, отреставрировали и интерпретировали.

На рассматриваемой экспозиции археология представлена как важная составляющая жизни Н. К. Рериха. Дневниковые записи о первых самостоятельных раскопках в имении матери Извара датированы 1892 г., когда будущему художнику, ученому, путешественнику было всего 18 лет. К занятиям археологией Рерих подходил не только как исследователь, но как художник, даже поэт. Особое воодушевление охватывало его тогда, когда «с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывалось перед ним заманчивое тридесятое царство» [6]. На постоянной экспозиции, в простых прямоугольных витринах, без дополнительной подсветки: письма, фотографии, зарисовки, инструменты и, конечно же, древности, которые позволяют непосредственно общаться с прошедшей эпохой. Прием «взаимной документации» позволяет иллюстрировать даже неочевидные связи между объектами показа. В зале представлены изделия из кремня, фрагменты керамики, бусины. В отдельных витринах использована так называемая «массированная» демонстрация однотипных объектов, сконцентрированный на небольшой площади. При этом непосредственно археологические материалы как бы отступают на второй план уступая место личности исследователя. Шеренги кремневых наконечников не столько создают экспрессивный образ «каменного века», сколько иллюстрируют напряженный и плодотворный характер работы исследователя. Посетитель знакомится с Рерихом-археологом, исследует вместе с ним долину реки Изварки, осматривает городища в средней полосе России, ведет раскопки в южной части Новгородско-

го кремля, ищет неолитические предметы по берегам озер Валдайской возвышенности.

Создательница выставки, известный археолог, специалист по искусству скифского времени Тувы Марина Евгеньевна Килу-новская довела летопись археологических изысканий Н. К. Рериха до конца первого десятилетия двадцатого века. Его более поздние Азиатские экспедиции оказались обделены вниманием. Эту лакуну Музей-институт семьи Рерихов восполняет за счет временных выставок. В данный момент экспозиционное пространство с постоянной выставкой делит временная «Следы древних путников: менгиры, оленные камни, херексу-ры...» На ней представлены материалы, полученные Тувинской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН под руководством М. Е. Килу-новской совместно с Музеем-институтом семьи Рерихов в 2018 и 2019 гг.

Выступая организатором экспедиционной деятельности, Музей-институт продолжает научный поиск, начатый Николаем Константиновичем во время знаменитых путешествий по Центральной Азии во второй четверти прошлого века. Разработанная Музеем-институтом в 2005 г. комплексная программа Центральноазиатских исследований подразумевает анализ экспедиционного наследия Рерихов и современные международные археологические изыскания в регионе. В работе экспедиции участвуют не только специалисты Музея-института семьи Рерихов, но и Государственный Эрмитаж, Улан-Баторский государственный университет, Институт истории Академии наук Монголии, Университет Ховда, Международная ассоциация монголоведения, Алтайский государственный университет, Министерство культуры Республики Тува, Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Санкт-Петербургский государственный университет и множество других партнеров.

В 2018 и 2019 гг. исследования были проведены на юге Овюрского района Республики Тува, на границе России и Монголии. Выявлены наскальные рисунки (гора Кара-Туруг) и погребальные комплексы различных исторических эпох. В захоронениях бронзового века (могильнике Кара-Туруг-2) обнаружены уникальные костяная ложка и небольшие каменные нашивки, а также наконечниками стрел из кремня и кости.

Большое внимание привлекают находки из раннескифских курганов-храмов - херек-

суров (комплекс Ховужук-Аксы), в комплексе которых было зафиксировано большое количество оленных камней с изображениями. Один из них представлен на экспозиции. На могильнике Бора-Шай-2 были открыты погребальные памятники, которые внешне похожи на раннескифские херексуры. От последних их отличает наличие захоронения в глубоких ямах со срубами. В Туве прежде такие объекты не встречались. Керамическая посуда, украшения из зубов животных, бусы, костяные навершия, берестяные туески, бронзовые зеркала и многое другое -материалы по развитому этапу скифской культуры, тоже представлены в витринах.

Археологический памятники сгруппированы по материалам, выразительно подсвечены, не конфликтуют друг с другом в расстановке. Вокруг наиболее важных экспонатов много воздуха - пустого пространства. Такая «разрядка» помогает сфокусировать внимание на уникальной деревянной ложке, представленной в экспозиции. Рядом размещены фотографии предметов, расчищенных, но не извлеченных из раскопа. Такое сопоставление позволяет посетителю приобщиться к романтике научных открытий и оценить мастерство реставраторов, способных тысячу черепков превратить в вазу. Куратор выставки, хранитель археологических сборов музея-института семьи Рерихов, Юлия Николаевна Куликова позаботилась о том, чтобы проявить не только историческую, но и художественную ценность предметов. Контраст цвета и формы приковывает внимание к туескам из бересты, которые при другой раскладке могли бы затеряться. Пояснительные материалы не отвлекают внимание от экспонатов. В глазах не рябит от пестроты. Спокойно и лаконично. Как само древнее искусство. Подобная экспозиция созвучна словам Н. К. Рериха: «Мы завидуем ясности мысли обобщения исчезнувших народов. Быть может, именно заветы каменного царства стоят ближе всего к исканиям нашего времени» [7].

Текущая выставка - это не только отчет о работе экспедиции, но и форма археологической рефлексии. Вновь акцент смещается с предметов и народов, их создавших, на людей, которые извлекли их из земли. Героем выставки становится не отдельный ученый, а целая экспедиция или даже археология в целом. Это достигается с помощью приема «экспозиция в окне», в качестве которого выступает прочное стекло,

прикрывающее макет раскопа. Метровое углубление в полу нельзя не заметить. Посетитель может заглянуть в яму, своими глазами увидеть материк и культурный слой, инструменты археолога. Раскопки ведутся у оленного камня. Вот он, опрокинутый, лежит перед нами. Горизонтальное положение камня обусловлено архитектурными особенностями помещения (низкий скошенный потолок зала). Камень предстает перед зрителем не в том виде, в каком он служил древним кочевникам, а в том, в котором его нашли современные археологи. Это композиционный центр экспозиции. Он несет максимальную смысловую и образную нагрузку. Еще один оленный камень стоит рядом. Его можно коснуться рукой. Специально изготовленный муляж позволяет задействовать визуальный и тактильный канал восприятия информации. Фоном служат баннеры с репродукциями картин Рериха. Пейзажи переносят зрителя в далекую Туву, к подножию скалы, испещренной петроглифами. Баннер, коллаж из нескольких азиатских плотен живописца, напечатан таким образом,чтобы срисованные Рерихом знаки древних культур рельефно проступали под пальцами любознательного ребенка или слабовидящего человека. Использование живописи Н. К. Рериха для оформления экспозиции формирует пространство и протягивает мостик из прошлого в настоящее. Говорит о преемственности поколений и непрерывности научного процесса. Соединяет в единое целое постоянную и временную выставки. И делает все пространство более привлекательным в визуальном плане.

М. Т. Майстровская замечает, что «важнейшей формой современной экспозиции стал энвайромент (окружение, среда), то есть композиция, составленная из различных трехмерных предметов, объединенных одним творческим замыслом целостного визуального образа, такой выразительно-пространственной структуры, которая представляла бы собой самостоятельное произведение искусства» [8, с. 27]. Такая сложная и динамичная экспозиционная схема реализована на экспозиции Музея-института семьи Рерихов.

Особенностью данной экспозиции является смещение акцента с археологических памятников на людей, посвятивших свою жизнь их изучению. Такой подход расширяет представление о информационном потенциале археологического наследия. Оно может красноречиво свидетельствовать не

только о прошлом, но и о настоящем. Создание подобных выставок может способствовать повышению интереса к археологии и демистификации истории. Важно показать на основе каких материалов и в результате каких процедур делаются научно обоснованные выводы о хронологии, территории расселения, культурных связях, жизненном укладе и верованиях древних народов. Иначе человек без специального исторического образования может стать жертвой так называемой альтернативной хронологии и других псевдонаучных идей. Выставки, посвященные работе археологов, как бы снимают вуаль таинственности с научного процесса. Он поэтапно разворачивается перед глазами зрителя, который может проследить за ходом мысли профессионалов и убедиться в обоснованности их выводов.

Археологическая экспозиция Музея-института семьи Рерихов является примером воплощения на практике современных методов проектирования археологических экспозиций. Она интересна широкому кругу зрителей, доступна людям разного возраста, физических возможностей и уровня подготовки. Уникальные экспонаты, интерактивные объекты, современный дизайн, подробный и интересный справочный материал, с которым можно ознакомиться, а можно проигнорировать, делают ее приятной для посещения и интересной для изучения. Представляется, что анализ данной экспозиции может стать важным подспорьем для сотрудников малых мемориальных, краеведческих и художественных музеев.

Список литературы

1. Мазаева-Каненга А. К. Востребованность рериховского наследия в современном обществе: социологические наблюдения на базе работы Музея-института семьи Рерихов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. Т. 203. С. 51-58.

2. Каменский С. Ю. Археологическое наследие: на пути к оживлению прошлого // Омский научный вестник. 2008. № 2 (66). С. 176-180.

3. Долак Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопросы музеологии. 2010. № 1. С. 106-117.

4. Андреев В. М. Интерпретативность археологического наследия и его музейная презентация // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (ч. 1). С. 195-200.

5. Жукова А. В. Возможности применения социо-археологического подхода в музейной экспозиции // Современные концепции первобытной истории: Проблемы интерпретации памятников археологии

в экспозициях исторических, краеведческих и археологических музеев. Москва, 2000.. С. 46-49. (Труды Государственного исторического музея; вып. 113).

6. Шапошникова Л. В. Н. К. Рерих как мыслитель и историк культуры // Тверская областная Рериховская общественная организация. URL: https://www.toroo. ru/biblioteka/l-v-shaposhnikova-filosofiya-kosmicheskoj-realnosti?start=3 (дата обращения: 14.06.2021).

7. Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде // Музей усадьба Н. К. Рериха в Изваре. URL: http://www.roerich-izvara.ru/roerich-life/roench-in-peterburg-40.htm (дата обращения: 14.06.2021)

8. Майстровская М. Т. Композиционные тенденции и формы музейной архитектуры, теории и экспозиционной практики конца ХХ века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА / Моск. гос. худож.-промышл. акад. им. С. Г. Строганова. 2018. № 4, ч. 1. С. 11-31.

References

1. Mazaeva-Kanenga A. K. Relevance of Roerich's legacy in modern society: Roerich Family Museum's work based sociological observation. Works of Saint Petersburg State University of Culture and Arts. 2014. 20, 51-58 (in Russ.).

2. Kamenskij S. Ju. Archaeological heritage: on the way to reviving the past. Omsk Scientific Bulletin. 2008. 2 (66), 176-180 (in Russ.).

3. Dolak Ya. Museum exposition-museum communication. Questions of museology. 2010. 1, 106-117 (in Russ.).

4. Andreev V. M. Archaeological heritage's interpretativeness and its museum presentation. Fundamental Research. 2014. 11 (1), 195-200 (in Russ.).

5. Zhukova A. V. The possibilities of applying the socio-archaeological approach in the museum exposition. Modern concepts of primitive history: Problems of interpretation of archaeological monuments in the expositions of historical, local history and archaeological museums. Moscow, 2000. 46-49 (Proceedings of the State Historical Museum; 113) (in Russ.).

6. Shaposhnikova L. V. N. K. Roerich as a thinker and cultural historian. Tver Regional Roerich Public Organization. URL: https://www.toroo.ru/ biblioteka/l-v-shaposhnikova-filosofiya-kosmicheskoj-realnosti?start=3 (accessed: June 14. 2021) (in Russ.).

7. Korotkina L. V. Roerich in St. PetersburgPetrograd. The Museum of N. K. Roerich's estate in Izvara. URL: http://www.roerich-izvara.ru/roerich-life/ roerich-in-peterburg-40.htm (accessed: June 14. 2021).

8. Maystrovskaya M. T. Compositional trends and forms of museum architecture, theory and exposition practice of the late twentieth century. Decorative Art and environment. Gerald of the MGHPA / Moscow State Acad. of Applied Art and Design named after Sergei Stroganov. 2018. 4 (1), 11-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.