Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИИ ДЕРЕВА "ТАТАРСКАЯ СЛОБОДКА" НА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ "ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК"'

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИИ ДЕРЕВА "ТАТАРСКАЯ СЛОБОДКА" НА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ "ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ДЕРЕВЯННЫЕ ПОСТРОЙКИ / СВИЯЖСК / ЭКСПОЗИЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ARCHEOLOGY / ARCHAEOLOGICAL MUSEUM / WOODEN BUILDINGS / SVIYAZHSK / EXPOSITION / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснова Екатерина Юрьевна

В последнее время в российской музейной практике возрастает интерес к различного рода реконструкциям. В том числе к воспроизведению облика исчезнувших памятников истории и культуры. Данная статья посвящена реконструкциям в археологии на примере экспозиции музея археологического дерева «Татарская слободка». Он находится на территории музея-заповедника «Остров-град Свияжск» в Республике Татарстан. Это уникальное музейное пространство, в котором демонстрируются разнообразные виды археологических реконструкций: натурные (реконструкция интерьера, реконструкции-инсталляции, макеты), графические и виртуальные. В экспозиции музея представлена реконструкция археологического раскопа площадью 900 квадратных метров, где показаны остатки деревянных построек XVI-XVIII веков в том виде, в каком они были зафиксированы при полевых исследованиях. Одним из эксклюзивных проектов этого музея является 21-метровое анимированное панно «Свияжск XVII века», которое получило награду Международного комитета по аудиовизуальным, новым технологиям и социальным медиа AVICOM Mеждународного союза музеев в номинации «Цифровой интерактив». В результате анализа представленных реконструкций было установлено, что в музее археологического дерева «Татарская Слободка» реализован гармоничный музейный комплекс, где сочетаются различного вида археологические реконструкции. Их можно квалифицировать и как полноценные музейные экспонаты, и как вспомогательный материал. Подобная практика в экспозиции музея в итоге позволяет более доступно и подробно представить разнообразный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Краснова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL RECONSTRUCTIONS IN THE MUSEUM OF THE ARCHAEOLOGICAL TREE “TATAR SLOBODA” ON THE TERRITORY OF THE OBJECT OF CULTURAL HERITAGE “OSTROV-GRAD SVIYAZHSK”

Recently, there has been increasing interest in various types of reconstructions in Russian Museum practice. That goes also for the reproduction of disappeared historical and cultural monuments. This article is devoted to reconstructions in archeology on the example of the exposition of the Museum of the Archaeological Tree “Tatar Sloboda.” It is located on the territory of the Art Museum-Reserve “Ostrov-Grad Sviyazhsk” in the Republic of Tatarstan. This is a unique museum area that demonstrates various types of archaeological reconstructions: full-scale (interior reconstruction, installations, layouts), as well as graphic and virtual reconstructions. The Museum’s exposition presents a reconstruction of an archaeological excavation of 900 square meters area, which shows the remains of wooden buildings of the XVI-XVIII centuries in the same form as they were found during the field research. “Sviyazhsk of the XVII century,” a 21-meter animated panel, is one of the exclusive projects of the museum. It received the award of the International Committee for Audiovisual, New Technologies and Social Media, AVICOM of the International Association of Museums in the “Digital Interactive” category. The analysis of the presented reconstructions has shown that the Museum of the Archaeological Tree “Tatar Sloboda” is a balanced museum complex with the various types of archaeological reconstructions. They can be qualified as a full-fledged museum exhibit as well as additional material. As a result, such practice allows the museum’s exposition to present the variety of its material in a more accessible and detailed way.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИИ ДЕРЕВА "ТАТАРСКАЯ СЛОБОДКА" НА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ "ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК"»

4. Исайкина А. Ю. Музей и театр: исторические параллели // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. -2007. - № 1. - С. 50-53.

5. Кальницкая Е. Я. Театральная режиссура как метод дизайнерского проектирования музейного пространства // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 15, Искусствоведение. - 2018. - № 3. - С. 480-507.

6. Каштанова Е. Е. Театр в усадьбе Поленова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 5. -С. 76-80.

7. Ковешникова Е. А. Концепция создания мемориального музея актера театра и кино Андрея Панина как практика сохранения культурного наследия // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. - № 3(15). - С. 71-77.

8. Шагунова Ю. Театр + музей, кафе + библиотека... // Праздник. - 2015. - № 8. - С. 4-6.

9. Швецова О. Дети - детям, доступно и всерьёз. // Музей. - 2017. - № 11. - С. 63-66.

References

1. Bezrukova E.A. Rol' dizaynera ekspozitsii v sovremennoy praktike muzeynoy deyatel'nosti [The part of a designer in exposition of modern practice of museum activity]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 40, pp. 75-80. (In Russ.).

2. Biologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopaedic dictionary of biology]. (In Russ.). Available at: http:// gufo.me/dict/biology (accessed 28.01.2020).

3. Dolak Ya. Muzeynaya ekspozitsiya - muzeynaya kommunikatsiya [Museum communication museum presentation]. Voprosy muzeologii [The Issues of Museology], 2010, no. 1, pp. 106-117. (In Russ.).

4. Isaykina A.Yu. Muzey i teatr: istoricheskie paralleli [Museum and theater: historical analogy]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2007, no. 1, pp. 50-53. (In Russ.).

5. Kalnitskaya E.Ya. Teatral'naya rezhissura kak metod dizaynerskogo proektirovaniya muzeynogo prostranstva [Theatrical staging as a method of museum space designer's projecting]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Vestnik of Saint Petersburg University Arts], 2018, no. 3, pp. 480-507. (In Russ.).

6. Kashtanova E.E. Teatr v usad'be Polenova [Theater in the manor ofPolenov]. Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul 'tury [Guide of the Director of the cultural institution], 2010, no. 5, pp. 76-80. (In Russ.).

7. Koveshnikova E.A. Kontseptsiya sozdaniya memorial'nogo muzeya aktera teatra i kino Andreya Panina kak praktika sokhraneniya kul'turnogo naslediya [Conception of creation of memorial museum of actor of theatre and cinema Andrey Panina as practice of maintenance of cultural heritage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 2014, no. 3, pp. 71-77. (In Russ.).

8. Shagunova Yu. Teatr + muzey, kafe + biblioteka... [Theater + museum, coffeehouse + library.]. Prazdnik [Event], 2015, no. 8, pp. 4-6. (In Russ.).

9. Shvetsova O. Deti - detyam, dostupno i vser'ez. [Childrento children, accessible and serious.]. Muzey [Museum], 2017, no. 11, pp. 63-66. (In Russ.).

УДК 902:069

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА «ТАТАРСКАЯ СЛОБОДКА» НА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ «ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК»

Краснова Екатерина Юрьевна, аспирант кафедры истории, философии и культурологии, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: polyanina_e@mail.ru

В последнее время в российской музейной практике возрастает интерес к различного рода реконструкциям. В том числе к воспроизведению облика исчезнувших памятников истории и культуры. Данная статья посвящена реконструкциям в археологии на примере экспозиции музея археологического

дерева «Татарская слободка». Он находится на территории музея-заповедника «Остров-град Свияжск» в Республике Татарстан. Это уникальное музейное пространство, в котором демонстрируются разнообразные виды археологических реконструкций: натурные (реконструкция интерьера, реконструкции-инсталляции, макеты), графические и виртуальные.

В экспозиции музея представлена реконструкция археологического раскопа площадью 900 квадратных метров, где показаны остатки деревянных построек XVI-XVIII веков в том виде, в каком они были зафиксированы при полевых исследованиях. Одним из эксклюзивных проектов этого музея является 21-метровое анимированное панно «Свияжск XVII века», которое получило награду Международного комитета по аудиовизуальным, новым технологиям и социальным медиа AVICOM Международного союза музеев в номинации «Цифровой интерактив».

В результате анализа представленных реконструкций было установлено, что в музее археологического дерева «Татарская Слободка» реализован гармоничный музейный комплекс, где сочетаются различного вида археологические реконструкции. Их можно квалифицировать и как полноценные музейные экспонаты, и как вспомогательный материал. Подобная практика в экспозиции музея в итоге позволяет более доступно и подробно представить разнообразный материал.

Ключевые слова: археология, археологический музей, деревянные постройки, Свияжск, экспозиция, реконструкция.

ARCHAEOLOGICAL RECONSTRUCTIONS IN THE MUSEUM OF THE ARCHAEOLOGICAL TREE "TATAR SLOBODA" ON THE TERRITORY OF THE OBJECT OF CULTURAL HERITAGE "OSTROV-GRAD SVIYAZHSK"

Krasnova Ekaterina Yuryevna, Postgraduate of Department of History, Philosophy and Culturology, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: polyanina_e@mail.ru

Recently, there has been increasing interest in various types of reconstructions in Russian Museum practice. That goes also for the reproduction of disappeared historical and cultural monuments. This article is devoted to reconstructions in archeology on the example of the exposition of the Museum of the Archaeological Tree "Tatar Sloboda." It is located on the territory of the Art Museum-Reserve "Ostrov-Grad Sviyazhsk" in the Republic of Tatarstan. This is a unique museum area that demonstrates various types of archaeological reconstructions: full-scale (interior reconstruction, installations, layouts), as well as graphic and virtual reconstructions.

The Museum's exposition presents a reconstruction of an archaeological excavation of 900 square meters area, which shows the remains of wooden buildings of the XVI-XVIII centuries in the same form as they were found during the field research. "Sviyazhsk of the XVII century," a 21-meter animated panel, is one of the exclusive projects of the museum. It received the award of the International Committee for Audiovisual, New Technologies and Social Media, AVICOM of the International Association of Museums in the "Digital Interactive" category.

The analysis of the presented reconstructions has shown that the Museum of the Archaeological Tree "Tatar Sloboda" is a balanced museum complex with the various types of archaeological reconstructions. They can be qualified as a full-fledged museum exhibit as well as additional material. As a result, such practice allows the museum's exposition to present the variety of its material in a more accessible and detailed way.

Keywords: archeology, archaeological museum, wooden buildings, Sviyazhsk, exposition, reconstruction.

DOI: 10.31773/2078-1768-2020-51-118-123

В настоящее время в России большое внимание начинает уделяться археологическим музеям. Археологический музей - исторический музей, осуществляющий собирание, хранение, изучение и экспонирование археологических источников, а основу его собрания составляют предметы, обнаруженные в процессе исследования памятников археологии [5, с. 45]. На примере Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» (Республика Татарстан) демонстрируются большие возможности в развитии этого направления музейной деятельности. Включение Успенского собора, расположенного на территории острова, в Список культурного наследия ЮНЕСКО в 2017 году дало толчок к новым достижениям в сфере музейного строительства [10, с. 87]. Одним из таких объектов стал первый в России музей археологического дерева «Татарская слободка», который был открыт 5 сентября 2018 года.

Общая площадь музея более 2500 квадратных метров. Основная экспозиция условно разделена на две части. Первая, расположенная в центре, - «Археологический раскоп». Вторая часть - традиционная - расположена на галерее, окружающей центральную часть. В ней материал сгруппирован по тематическим блокам, разделенным на несколько тем. Это в целом интересный пример визуализации археологии как науки в экспозиционном пространстве музея [8, с. 20].

На данной музейной площадке показан оптимальный способ актуализации археологических артефактов, который ориентирован на сохранение подлинных объектов наследия [1, с. 126]. Археологические памятники находятся в особом положении для наблюдения и тем более демонстрации музейными средствами, так как их визуально нельзя видеть: они незаметны на поверхности, скрыты травяным покровом или находятся под застройкой [9, с. 112]. С этой точки зрения сам музей археологического дерева «Татарская слободка» можно рассматривать, как реконструкцию археологического памятника: его внешний фасад выполнен наподобие холма и не выбивается из природного ландшафта, располагаясь на фоне Услонских гор на краю острова. А его внутреннее содержание - это все, что было скрыто от глаз людей под слоем земли как в археологической реальности.

Реконструкция - это «научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры» [6, с. 136]. В музее в целом и в музее «Татарская слободка» можно выделить такие виды реконструкций, как: натурные (реконструкция интерьера, реконструкция-инсталляция, макеты), графические (рисунки и чертежи) и виртуальные (инновации в использовании специально созданных мультимедийных виртуальных продуктов) [7, с. 152].

Натурная реконструкция интерьера воссоздает в натуральную величину реальную обстановку, в данном случае - археологического раскопа с подлинными артефактами - это центральная часть экспозиции. Здесь, как и на настоящем раскопе (площадь 900 квадратных метров), из 79 обнаруженных построек демонстрируется 45 сооружений, оград и дворовых настилов. Вдоль обнаруженной при раскопках улицы был установлен стеклянный настил, по которому можно пройтись и поближе рассмотреть древние постройки. Общий свет в экспозиции приглушенный, но для более детального рассмотрения и понимания общей картины каждый объект выделен точечным освещением. Интересным решением было условное многоуровневое разделение объектов по строительным горизонтам: нижний ярус - XVI век, на подиуме - XVII век, на подвесах - ХУШ век. Также в углу раскопа воспроизвели полевую рабочую обстановку археолога.

Натурная реконструкция-инсталляция находится в определенном тематическом экспозиционном комплексе, «где музейные предметы представлены в среде своего бытования благодаря воспроизведению существовавших между ними связей» [5, с. 354]. К данному виду можно отнести художественное оформление входной зоны музея перед основным залом экспозиции, где проектировщики на плоскости стены воссоздали слои культурных отложений Свияжска в музейном пространстве, поскольку они уникальны для нашего региона: в раскопе был «влажный» культурный слой, в котором сохраняются недолговечные органические останки. В стену вмонтированы экраны, которые демонстрируют процесс археологических исследований, а на стенде демонстрируется план построек по периодам строительства:

1) конец XVII - начало XVIII века, 2) середина XVII - конец XVII века, 3) начало XVII - середина XVII века, 4) середина XVI - начало XVII века.

Натурные реконструкции представлены макетами - трехмерными изображениями подлинников, воспроизводящих, как правило, их внешние формы с допустимой долей условностей и в соответствующем масштабе [3, с. 50]. В фойе музея представлен деревянный макет реконструкции застройки Свияжского посада конца XVII века на участке археологического раскопа в масштабе 1:15. Он заранее знакомит посетителей с объектом экспозиции и помогает представить, как было «вживую» в реконструированном археологическом раскопе. Располагается макет на открытом постаменте, который вмонтирован в стену с прозрачным ограждением с одной стороны. Авторы - А. В. Попов (архитектор, реставратор, автор научной концепции), А. С. Старков (археолог). Тему средневекового деревянного зодчества раскрывают макеты Троицкой церкви первой половины XVII века и конца XVII века, выполненные в масштабе 1:10 на постаментах с прозрачными ограждениями, с возможностью кругового обзора. Автор А. В. Попов.

В открытом доступе вдоль витрин на постаментах экспонируются макеты фрагментов избы, демонстрирующие технологические приемы средневекового плотничества: рубка угла «в обло с остатком» (более 90 % построек в Сви-яжске), рубка угла «в лапу» (одна постройка XVII века), рубка угла «в охряпку», доски - «тесины» (еловые, липовые, дубовые), колотая плаха, теска по технологии XVI-XVII веков, спилы стволов (дуб, ель, сосна и липа); фрагменты построек: желобленный тес для крыши, пол, завалинка (подобная конструкция выявлена в нижней части деревянных построек XVII века), дверь, окно; а также плотницкие инструменты.

Графические реконструкции, разъясняющие и дополняющие экспонаты и макеты, иллюстрируют сюжеты использования орудий труда, чертежи частей разнообразных построек, а также чертежи Троицкой церкви первой половины и конца XVII века. Автор А. В. Попов.

В конце экспозиции в нише стены за стеклом выполнен рисунок, на котором закреплены подлинные археологические находки, обнаруженные на территории острова [2, с. 97]. Это реконструк-

ция костюмов - мужского, женского и детского, -которые позволяют представить образ горожан

XVI-XVII веков.

Виртуальная реконструкция - 3D-реконст-рукция объектов историко-культурного наследия, которая может «не только наглядно демонстрировать внешний облик, но и визуализировать различные гипотезы, связанные с представленным объектом» [4, с. 303]. В музее археологического дерева - это 21-метровое анимированное панно «Свияжск XVII века» - монументальное художественное произведение, соединяющее традиционные техники изобразительного искусства, анимацию и компьютерные технологии. Здесь показана реконструкция облика города и быта его жителей на основе исторических источников с 450 персонажами в сопровождении приглушенных звуковых эффектов (ржание лошади, стук топора и т. д.). Мультимедийная реконструкция создавалась на основе Писцовой книги города Свияжска 1565-1567 годов, исторических планов и гравюр

XVII-XIX веков, материалов археологических раскопок, проводимых в 1970-2018 годах.

Удобно и функционально обустроено музейное пространство между панно и «Археологическим раскопом». Их объединяют своеобразные ступени, которые одновременно служат как местом отдыха при изучении «Свияжска XVII века», так и обзорной площадкой на него и реконструкцию раскопа.

Каждую витрину дополнительно сопровождают интерактивные информационные экраны, выполненные в едином стиле. Они детально и наглядно раскрывают определенные темы: реконструкция археологических слоев, методы археологического датирования, деревянное зодчество (строительные материалы), плотницкое дело (узлы и соединения, обработка древесины, инструменты плотника). Посетитель музея может выбрать наиболее удобный способ получения информации: при схематичном изучении и просмотре реконструкции чертежа или специально снятых видеороликов. Экран с реконструкцией археологических слоев наглядно демонстрирует, как менялось расположение построек в зависимости от периода.

На отдельном постаменте напротив виртуальной реконструкции Свияжска XVII века создана интерактивная игра «Стань свияжцем»,

в которой можно создать персонажа определенной социальной категории, с моментальной фотографией своего лица, а также выбрать себе дом и место проживания на острове Свияжск.

Ряд небольших деталей, которые стоит отметить, касаются чтения этикетажа и осмотра реконструкций. Распечатанные на прозрачной пленке ведущие тексты на стеклянных ограждениях археологического раскопа плохо видны. Из-за перегрузки большим количеством подлинных археологических находок и неяркого цветового решения фонового рисунка-реконструкции разрушается общее представление о костюме как таковом.

Музей ориентирован на широкую аудиторию, с учетом разных вкусов и пожеланий. Так, молодежь, в первую очередь, привлекут виртуальные реконструкции, а более старшее поколение оце-

нит разнообразие и хорошую сохранность уникальных подлинных экспонатов. Размещенная в экспозиции информация дублируется: аннотациями к экспонатам, макетами и рисунками, интерактивными экранами, поэтому посетителям легко ориентироваться в экспозиционном пространстве.

Таким образом, музей археологического дерева «Татарская слободка» обладает уникальной музейной экспозицией, выдержанной в едином художественном и идейном стиле, который как бы переносит посетителя под землю, в археологическое пространство, где артефакты находятся в естественной среде пребывания - культурном слое. Такая атмосфера создает условия для объединения под одной крышей разнообразных реконструкций, не сталкивая их друг с другом, а соединяя в единое целое и раскрывая историю Свияжска в полном объеме и с разных сторон.

Литература

1. Глушкова П. В. Актуализация этнокультурного наследия музейными средствами // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2019. - № 48. - С. 125-134.

2. Краснова Е. Ю. Опыт археологических реконструкций в Национальном музее РМЭ им. Т. Евсеева // Музейный вестник: ежегод. сб. - Йошкар-Ола, 2017. - Вып. 11. - С. 95-99.

3. Основы музееведения. - М.: ЛИБРОКОМ, 2015. - 432 с.

4. Разувалова Е. В., Руденко К. А. Визуальные и виртуальные реконструкции в музейном пространстве [Электронный ресурс] // Электрон. б-ки. - 2015. - no. 6 (18). - URL: https://elbib.ru/article/view/374/465 (дата обращения: 12.01.2020).

5. Российская музейная энциклопедия. Т. 1. А-М. - М.: Прогресс, 2001. - 416 с.

6. Российская музейная энциклопедия. Т. 2. Н-Я. - М.: Прогресс, 2001. - 436 с.

7. Руденко К. А. Виртуализация и визуализация современного российского музея и экономика впечатлений // Стратегии построения инновационной системы непрерывного образования специалистов социокультурной сферы в условиях модернизации общества: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Казан. ун-т, 2011. -С. 152-156.

8. Руденко К. А. Исторические экспозиции музеев Татарстана: проблемы и концепции // Развитие национальных традиций в условиях полиэтнического региона: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во М-ва образ. и науки Республики Татарстан, 2012. - С. 17-21.

9. Руденко К. А. Некоторые проблемы непрерывного образования по направлению «Музейное дело и охрана памятников» // Новая формация специалиста сферы культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентоспособность: сб. мат-лов - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. - С. 111-116.

10. Штеле О. Е. Музей археологического дерева в Свияжске как пример современного музейного комплекса на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО // Наследие и современность. - 2018. - Т. 1, № 3 (3). -С. 87-94.

References

1. Glushkova P.V. Aktualizatsiya etnokul'turnogo naslediya muzeynymi sredstvami [Actualization of the ethnocultural heritage by museum means]. Vestnik kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture andArts], 2019, no. 48, pp. 125-134. (In Russ.).

2. Krasnova E.Yu. Opyt arkheologicheskikh rekonstruktsiy v Natsional'nom muzee RME im. T. Evseeva [The experience of archaeological reconstructions in the National Museum of the Republic of Mari El named after

T. Evseev]. Muzeynyy vestnik: ezhegodnyy sbornik [Museum Herald: Annual Collection], 2017, no. 11, pp. 95-99. (In Russ.).

3. Osnovy muzeyevedeniya [The Basics of Museology]. Moscow, LIBROCOM Publ., 2015. 432 p. (In Russ.).

4. Razuvalova E. V., Rudenko K. A. Vizual'nye i virtual'nye rekonstruktsii v muzeynom prostranstve [Visual and virtual reconstructions in museum environments]. Elektronnye biblioteki [Russian Digital Libraries Journal], 2015, no. 6 (18), pp. 302-317. (In Russ.). Available at: https://elbib.ru/article/view/374/465 (accessed 12.01.2020).

5. Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya. T. 1. A-M[Russian Museum Encyclopedia. Vol. 1. A-M]. Moscow, Progress Publishers, 2001. 416 p. (In Russ.).

6. Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya. T. 2. N-Ya [Russian Museum Encyclopedia. Vol. 2. N-Ya]. Moscow, Progress Publishers, 2001. 436 p. (In Russ.).

7. Rudenko K.A. Virtualizatsiya i vizualizatsiya sovremennogo rossiyskogo muzeya i ekonomika vpechatleniy [Virtu-alization and visualization of a modern Russian museum and economics of impressions]. Strategii postroeniya in-novatsionnoy sistemy nepreryvnogo obrazovaniya spetsialistov sotsiokul 'turnoy sfery v usloviyakh modernizatsii ob-shchestva: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Development of National Traditions in a Multi-Ethnic Region: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Kazan, Kazan University Publ., 2011, pp. 152-156. (In Russ.).

8. Rudenko K.A. Istoricheskie ekspozitsii muzeev Tatarstana: problemy i kontseptsii [Historical expositions of museums in Tatarstan: problems and concepts]. Razvitie natsional'nykh traditsiy v usloviyakh polietnicheskogo regiona: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Development of National Traditions in a MultiEthnic Region. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Kazan, Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan Publ., 2012, pp. 17-21. (In Russ.).

9. Rudenko K.A. Nekotorye problemy nepreryvnogo obrazovaniya po napravleniyu "Muzeynoe delo i okhrana pa-myatnikov" [Some problems of continuing education in the direction of "Museum business and the protection of monuments"]. Novaya formatsiya spetsialista sfery kul'tury i iskusstva: kompetentnost', tvorchestvo, konkurentospo-sobnost': sbornik materialov [A new formation of a specialist in the field of culture and art: competence, creativity, competitiveness. A collection of materials], Kazan. Kazan University Publ., 2009, pp. 111-116. (In Russ.).

10. Shtele O.E. Muzey arkheologicheskogo dereva v Sviyazhske kak primer sovremennogo muzeynogo kompleksa na territorii ob"ekta Vsemirnogo naslediya YUNESKO [Archaeological wood museum in Sviyazhsk as modern museum complex example within the territory of UNESCO World Heritage Object]. Nasledie i sovremennost'[Heritage and Modern Times], 2018, vol. 1, no. 3 (3), pp. 87-94. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.