УДК 378 ББК 74.4
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧЗАСЫПКИН,
преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются значение мотивации учебной деятельности для профессиональной адаптации и становления молодого сотрудника в системе ОВД как сложный, многоплановый и динамичный процесс проявления профессиональной пригодности, ускорение времени вхождения в профессию, профессионального развития, профессионального личностного роста, профессиональной компетентности.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности; профессиональной адаптации; профессионализм; формирование компетенций; мотивационно-ценностный компонент; профессионального развития, профессионального личностного роста, профессиональной компетентности.
Abstract. Discusses the value of motivation of educational activity for professional adaptation and formation of a young employee in the system of the internal affairs as a complex, multi-faceted and dynamic process of the professional suitability, acceleration time of entering the profession, professional development, professional personal growth, professional competence.
Keywords: motivation of educational activity, professional adaptation, professionalism, formation of competence, motivational-evaluative component, professional development, professional personal growth, professional competence.
В настоящее время в научной литературе многими авторами уделяется большое внимание проблемам подготовки профессиональных сотрудников для органов внутренних дел. Понятие «профессионализм», с точки зрения А.К. Марковой, В.Г. Пищу-лина, включает наличие образования в соответствующей профессиональной области, которое обеспечивает формирование компетенций по той или иной специальности [9; 10].
В тоже время, особенности профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции выдвигают на первый план особые требования к процессу их отбора и профессиональной подготовки, а также к личности будущих специалистов. Как отмечает В.Л. Кубышко, для воспрепятствования проникновению в систему МВД России лиц, связанных с криминальной средой, страдающих наркотической
и алкогольной зависимостью, проводятся соответствующие мероприятия. К их числу относятся: кли-нико-лабораторные обследования на содержание в организме кандидатов на учебу наркотических и психотропных веществ, психофизиологические исследования, позволяющие определить соответствие морально-этических и психологических качеств кандидатов на учебу в образовательных учреждениях МВД России требованиям оперативно-служебной (учебной) деятельности. Все эти усилия в итоге направлены на формирование модели специалиста XXI века — сотрудника органов внутренних дел, способного противостоять новым вызовам и угрозам, умеющего применять передовые технические достижения и тактические приемы, обладающего необходимыми духовными и нравственными ценностями [8].
В своей работе С.А. Дружилов рассматривает понятие профессионализм как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в постоянно применяющихся условиях. Автор отмечает, что для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство [6].
По мнению целого ряда авторов В.В. Богуславского, Н.Н. Васягина, А.Д. Варару и др. в проблеме профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД России следует особое значение придавать мо-тивационно-ценностному компоненту модели [2; 4; 3].
Мотивационно-ценностный компонент характеризует мотивационную сторону профессиональной деятельности. Как отмечает Б.Г. Ананьев, мотивация может рассматриваться «как движущая сила человеческого поведения» [1].
В.Н. Дружининым была предложена модель мотивации профессиональной деятельности. По его мнению, осознанное переживание социальной значимости будущей профессиональной деятельности способствует закреплению мотива действия, внутренней мотивации [7].
С целью выявления особенностей мотивации учебной деятельности с точки зрения начала профессиональной адаптации будущих сотрудников органов внутренних дел, среди обучаемых образовательных организаций системы МВД России было проведено анкетирование, в котором приняло участие 585 курсантов и слушателей с 1-го по 5-й курс. Оценка мотивов учебной деятельности и их значи-
мости осуществлялась по методике изучения мотивов учебной деятельности разработанной на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина) [11]. Изучение полученных материалов позволило выявить ряд особенностей, так или иначе влияющих на мотивацию учебной деятельности. Отдельные результаты приведены в диаграмме № 1.
Из представленной диаграммы видно, что начиная с первого курса, мотивация учебной деятельности «стать высококлассным специалистом» и «успешное обучение на старших курсах» у обучаемых неуклонно снижается, с 97,6% до 89,6% и с 94.6% до 85,2%. Соответственно, процент понижения учебных мотиваций с первого по пятый курс составляет 8% и 9,9% соответственно. На основании сказанного можно сделать вывод, что у пятикурсников на первый план выходят мотивации учебной деятельности, связанные с осознанием значимости получения высшего образования для собственного будущего, так и как инструмента для реализации своих целей, но относительно слабо связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Из приведенных в диаграмме № 2 данных видно, что из всех мотиваций учебной деятельности возрастает на 4,4% лишь мотивация «быть примером сокурсникам». У остальных прослеживается устойчивая тенденция к снижению. Наибольшее снижение имеют учебные мотивации «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» на 7,7% и 7,1% соответственно. Далее мотивации учебной деятельности выстраиваются следующим образом:
Диаграмма № 1
7 6,8 6,6 6,4 6,2 6 5,8 5,6 5,4
к I
I Стать высоклассным спец.
Получить диплом
Успешное обучение на др.курсах
Успешно учиться, сдвать экз. на хор и отл
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
5 курс
Диаграмма № 2
8 7 6 5 4 3 2 1 О
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
■Обеспечить успешность будущ. п роф.делтел ьносн
■ Выполнять пед требования
■ Достич уважения препод
■ Быть примером сокурсникам
Добиться одобрения род и окружающих
■Избежать осуждения и наказания 3$ плохую учебу
«выполнять педагогические требования» на 5,7%, «добиться одобрения родителей и окружающих» на 4,5%, «достичь уважения преподавателей» на 3,3%.
Из приведенных данных можно сделать следующие выводы, что от первого курса к пятому прослеживается устойчивая тенденция к снижению учебных мотивов. Особенно настораживает тот факт, что вместе с мотивом «избежать осуждения и наказания за плохую учебу», при анкетировании обучаемых, выявлено падение интереса к будущей практической деятельности.
Следует отметить, для того чтобы побудить мо-тивационные процессы к учебной деятельности, особенно ее практической составляющей, важно чтобы обучаемый стремился реализовать свой образовательный потенциал, для этого необходимо создавать различные ситуации носящие мыслительно-познавательный характер (выделение проблемы, поиск путей ее решения, проведение дискуссии, выявление и поиск противоречий, преодоление возможных кризисных ситуаций; использовать игровые формы обучения с познавательным эффектом, активно организовывать и проводить занятия в форме состязания (соревнования); учитывать эмоциональную составляющую успеха, увлеченности изучаемой темой. На значимость эмоций в профессиональной деятельности обращает свое внимание и В.К. Вилюнас, который отмечал, что они (эмоции) побуждают, стимулируют, активируют специалиста-профессионала [5].
Основываясь на сказанном можно сделать следующие выводы и выделить три этапа начала профессиональной адаптации молодых специалистов в органах внутренних дел:
• первый этап — это этап профессиональной ориентации и отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, в нашем случае он продолжается до зачисления молодых людей на учебу в образовательную организацию системы МВД России;
• второй этап — это непосредственное начало профессиональной адаптации с момента прохождения молодым человеком начальной профессиональной подготовки. Далее она продолжается основным периодом обучения в образовательной организации, с одновременным выполнением в процессе обучения отдельных элементов службы сотрудника полиции (охрана общественного порядка при проведении общественно-политических и спортивных мероприятий) и заканчивается выпуском его уже как молодого специалиста;
• третий этап — это профессиональная адаптация молодого специалиста в коллективе территориального органа внутренних дел.
На каждом этапе организация работы требует согласованных действий всех участников процесса профессиональной адаптации: руководство факультета, профессорско-преподавательского состава, руководителей территориального органа внутренних дел. Необходимо подчеркнуть, что профессиональная адаптация и становление специалиста в системе ОВД является сложным, многоплановым и динамичным процессом, включающим в себя мотивационные составляющие, способные вызвать осуществление профессионального самоопределения, проявления профессиональной пригодности, рост профессиональной подготовки, ускорение времени вхождения в профессию, профессиональной адаптации, профес-
сионального развития, профессионального личностного роста, профессиональной компетентности.
Таким образом, можно сказать, что профессиональная адаптация, начинаемая с момента подбора будущего сотрудника, всего периода его обучения в образовательной организации системы МВД России, стажировках в территориальных органах, позволит максимально уменьшить возможность ошибок в выборе профессии, неудовлетворенности, разочарований, связанных с началом службы, что исключит создание предпосылок развития для формирования негативных явлений (пьянства, профессиональной деформации и т. п.), с другой стороны, будет способствовать закреплению на службе сотрудников, сокращению текучести кадров, улучшит профессиональную подготовку всего личного состава органов внутренних дел.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, 2001. 288 с.
2. Богуславский В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: дисс. ... к.п.н. М., 1988. 176 с.
3. Варару А.Д.Формирование ценностных ориентаций, личных перспектив и отношений у курсантов вузов ВВ МВД России. дисс. ... к.п.н., Спб., 2007. 160 с.
4. ВасягинаН.Н. Особенности ценностной структуры профессионального самосознания курсантов ГПС МЧС России / Н.Н. Васягина, О.Ю. Демченко // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии образования. № 2 (59), 2009. / Гл. ред. В.И. Загвязинский. Екатеринбург: Уральское отделение РАО, ГОУ ВПО «Российский профессионально-педагогический университет», 2009. С. 64—70.
5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 2007. 135 с.
6. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2002. 242 с.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 48 с.
8. Кубышко В.ЛВедомственное профессиональное образование в системе Министерства
Внутренних Дел Российской Федерации/ http:// federalbook.ru/news/analitics/22.04.2011.html.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. Гуманит. Фонд «Знание», 1996.
10. Пищулин В.Г. Модель выпускника университета. Педагогика, 2002, № 9. С. 22—27.
11. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб. 2001.
References
1. Anan'ev B.G. Man as an object of knowledge. Peter, 2001. 288 p.
2. Boguslavsky V.V. the Development and formation of motivation of educational activity of students of military schools of the Ministry of internal Affairs of the USSR]. ... Ph. D. Moscow, 1988. 176 p.
3. Vararu A.D. the Formation of value orientations, personal perspectives and relations of students of universities of the MIA of Russia. Diss. ... Ph. D., St. Petersburg, 2007. 160 p.
4. Vasyagina N.N. Features of the value structure of professional identity of cadets of the state fire service of EMERCOM of Russia / N.N. Vasyagina, O.Y. Demchenko // Education and science: proceedings of the Ural branch of the Russian Academy of education. № 2 (59), 2009. / GL. edited by V. I. Zagvyazinsky. Ekaterinburg: Ural branch of RAO, GOU VPO «the Russian vocational pedagogical University», 2009. P. 64—70.
5. Vilyunas V.K. the Main problems of the psychological theory of emotion // Psychology of emotions. M., 2007. 135 p.
6. Druzilov S.A. Formation of professionalism of human as realization of individual resource of professional development. Novokuznetsk Institute of advanced training, 2002. 242 p.
7. Druzhinin V.N. Psychology of General abilities. SPb.: Publishing house «Piter», 1999. 48 p.
8. Kubyshko V.L. Departmental professional education in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation/ http://federalbook.ru/news/ analitics/22.04.2011.html.
9. Markova A.K. Psychology of professionalism. Moscow: Mezhd. Gumanit. Fund «Znanie», 1996.
10. Pishchulin V.G. Model of a University graduate. Pedagogy, 2002, № 9. P. 22—27.
11. Rean A.A. Practical psychodiagnostics personality. SPb. 2001.