Научная статья на тему 'Мотивация трудоустройства выпускников колледжей: анализ изменений'

Мотивация трудоустройства выпускников колледжей: анализ изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / трудоустройство / студенты колледжей / импортозамещение / работа по специальности / профессионалитет / работодатели / secondary vocational education / employment / college students / import substitution / specialty work / professionalism / employers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анатолий Васильевич Меренков, Николай Павлович Дронишинец, Владимир Сергеевич Шаврин

В условиях масштабного импортозамещения актуальной проблемой становится совер-шенствование подготовки рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства в системе среднего про-фессионального образования. Требуется создать условия, обеспечивающие формирование у выпускников колледжей мотивации на реализацию всего объема полученных во время учебы компетенций в работе по специальности или смежной с ней. В связи с этим возникает необходимость исследовать мотивы, которые определяют трудоустройство выпускников ссузов в настоящее время. На материалах трех социологических исследований, которые были проведены Уральским федеральным университетом в 2018, 2021, 2023 годах, раскрываются основные факторы, влияющие на выбор будущего места работы студентами старших курсов разных колледжей Среднего Урала. Показаны изменения в оценке уровня желаемой зарплаты, перспектив реализации способностей, профессионального и карьерного роста при принятии решения работать по спе-циальности или смежной с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анатолий Васильевич Меренков, Николай Павлович Дронишинец, Владимир Сергеевич Шаврин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives for Employment of College Graduates: Analysis of Changes

In the context of large-scale import substitution, improving the training of workers for all sectors of the national economy in the system of secondary vocational education becomes an urgent problem. It is neces-sary to create conditions that ensure the formation of motivation among college graduates for the implementation of the entire volume of competencies acquired during the study in the specialty or associated with it. In this regard, there is a need to investigate the motivations that determine the employment of current academic graduates. Based on the materials of three sociological studies conducted by the Ural Federal University in 2018, 2021, 2023, the main factors influencing the choice of a future place of work by senior students of different colleges of the Middle Urals are revealed. The article shows changes in assessment of the level of the desired salary, prospects of reali-zation of abilities, professional and career growth when making a decision to work in a profession or adjacent to it.

Текст научной работы на тему «Мотивация трудоустройства выпускников колледжей: анализ изменений»

Научная статья УДК 316.628

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.4

Мотивация трудоустройства выпускников колледжей: анализ изменений

Анатолий Васильевич Меренков1, Николай Павлович Дронишинец2, Владимир Сергеевич Шаврин3

1,3Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

2Новоуральский технологический институт НИЯУ МИФИ, Новоуральск, Россия 1anatoly.mer@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5900-0863 2NPDronishinets@mephi.ru 3v.s.shavrin@urfu.ru

Аннотация. В условиях масштабного импортозамещения актуальной проблемой становится совершенствование подготовки рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства в системе среднего профессионального образования. Требуется создать условия, обеспечивающие формирование у выпускников колледжей мотивации на реализацию всего объема полученных во время учебы компетенций в работе по специальности или смежной с ней. В связи с этим возникает необходимость исследовать мотивы, которые определяют трудоустройство выпускников ссузов в настоящее время. На материалах трех социологических исследований, которые были проведены Уральским федеральным университетом в 2018, 2021, 2023 годах, раскрываются основные факторы, влияющие на выбор будущего места работы студентами старших курсов разных колледжей Среднего Урала. Показаны изменения в оценке уровня желаемой зарплаты, перспектив реализации способностей, профессионального и карьерного роста при принятии решения работать по специальности или смежной с ней.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, трудоустройство, студенты колледжей, импортозамещение, работа по специальности, профессионалитет, работодатели Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Меренков А.В., Дронишинец Н.П., Шаврин В.С. Мотивация трудоустройства выпускников колледжей: анализ изменений // Теория и практика общественного развития. 2023. № 10. С. 4856. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.4.

Original article

Motives for Employment of College Graduates: Analysis of Changes Anatoly V. Merenkov1, Nikolay P. Dronishinets2, Vladimir S. Shavrin3

13Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. 2Novouralsk Institute of Technology of National Research Nuclear University MEPhI, Novouralsk, Russia.

1anatoly.mer@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5900-0863

2NPDronishinets@mephi.ru

3v.s.shavrin@urfu.ru

Abstract. In the context of large-scale import substitution, improving the training of workers for all sectors of the national economy in the system of secondary vocational education becomes an urgent problem. It is necessary to create conditions that ensure the formation of motivation among college graduates for the implementation of the entire volume of competencies acquired during the study in the specialty or associated with it. In this regard, there is a need to investigate the motivations that determine the employment of current academic graduates. Based on the materials of three sociological studies conducted by the Ural Federal University in 2018, 2021, 2023, the main factors influencing the choice of a future place of work by senior students of different colleges of the Middle Urals are revealed. The article shows changes in assessment of the level of the desired salary, prospects of realization of abilities, professional and career growth when making a decision to work in a profession or adjacent to it.

Keywords: secondary vocational education, employment, college students, import substitution, specialty work, professionalism, employers Funding: Independent work.

For citation: Merenkov, A.V., Dronishinets, N.P. & Shavrin, V.S. (2023) Motives for Employment of College Graduates: Analysis of Changes. Theory and Practice of Social Development. (10), 48-56. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.10.4 (In Russian)

© Меренков А.В., Дронишинец Н.П., Шаврин В.С., 2023

С середины 2022 года в России отмечается резкий рост потребностей в рабочих кадрах. Он вызван тем, что страна вновь перешла к модели экономического развития с опорой на использование собственного научного, технологического, технического потенциала в сфере промышленного производства, других отраслях народного хозяйства. Санкции ряда стран Запада, которые были введены против России после начала Специальной военной операции, потребовали качественной перестройки всей системы развития национальной экономики. Начиная с 90-х годов прошлого века, она осуществлялась на основе технологий, оборудования, приобретаемых за границей. Такая ситуация не требовала массовой подготовки квалифицированных кадров рабочих, техников, инженеров для развития отечественной промышленности. Большинство вновь появляющихся предприятий строились иностранными корпорациями для производства своей продукции. Основные комплектующие поступали из-за границы, а наши рабочие занимались сборкой, не требующей постоянного роста квалификации.

У выпускников вузов и колледжей возникали проблемы поиска работы по специальности или смежной с ней, позволяющей реализовать в полном объеме приобретенные знания, умения (Устинова, Попов, 2018). Это существенно снижало эффективность затрат государства на подготовку кадров для разных отраслей общественного производства. Импортозамещение, активно осуществляемое с середины 2022 года, создает новые возможности в поиске работы, позволяющей удовлетворить потребности молодежи в приемлемой для них заработной плате, профессиональном и карьерном росте.

Основная масса специалистов, обеспечивающая производство товаров и услуг, торговлю, обслуживание, ремонт различных машин и механизмов, состоит из рабочих, техников, имеющих специальное профессиональное образование. Как начальное, так и среднее профессиональное образование в нашей стране в настоящее время осуществляется в колледжах, техникумах, численность которых «составляет более 3,6 тысяч. В них получают профессию около 3,3 миллионов студентов»1.

Их готовностью реализовать приобретенные знания, навыки для достижения технологического, технического суверенитета страны становится важнейшим условием постоянного роста отечественной экономики. В связи с этим актуальной проблемой становится выявление социологическими методами мотивации студентов колледжей на трудоустройство после окончания учебы.

При анализе мотивации, как элемента системы детерминации человеческого поведения, мы исходили из положения А. Маслоу (Маслоу, 1999) и П.И. Смирнова2 о ведущей роли потребностей в ее формировании. Потребности выступают в качестве внутреннего побудителя к деятельности по созданию условий для воспроизводства и развития социальных субъектов. Существуют разные варианты удовлетворения потребностей. Мотивация возникает, когда человек рационально обосновывает выбор способов реализации конкретных потребностей, возникающих в повседневной жизнедеятельности3. В процессе первичной социализации у личности формируются общие потребности в желаемом материальном достатке, реализации природных склонностей к определенной трудовой деятельности, общественной, досуговой активности. Возможность удовлетворить эти потребности появляется после получения общего, а затем профессионального образования. Наличие универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций является основой выбора личностью оптимальных способов их применения в конкретной трудовой деятельности. Размышление о тех возможностях, которые получает работник, занимая вакантное место на предприятии, в организации, составляет сущность мотивации трудоустройства молодых специалистов (Озерникова, 2012).

При изучении мотивации студентов колледжей выявляются факторы, побудившие получать профессию в системе специального профессионального образования (СПО), определяющие выбор будущей работы, исходя из потребностей в желаемых условиях труда, уровне его оплаты, перспективах профессионального развития и карьерного продвижения. Реализация этих потребностей зависит от уровня развития отечественной экономики. В течение последних тридцати лет она характеризовалась зависимостью предприятий, организаций от технологий, техники, которые поступали в Россию из-за границы. Темпы экономического роста были низкими, так как не создавались предприятия, производящие продукцию, способную конкурировать с иностранной. Особенно усилились негативные тенденции с 2016 года. Страна вступила в очередной экономический кризис,

1 Профессионалитет в 2023 году [Электронный ресурс] // Я знаю. Проект KP.ru. URL: https://clck.ru/35oUjq (дата обращения: 15.08.2023).

2 Смирнов П.И. Потребность: стимул деятельности и одно из основных понятий социологии [Электронный ресурс] // Credo New. 2010. № 4. URL: http://credonew.ru/content/view/958/62/ (дата обращения: 15.08.2023).

3 Меренков А.В. Система детерминации человеческой деятельности : монография. Екатеринбург, 2003. С. 141.

выход из которого, как в то время считал министр финансов А. Силуанов, будет долгим1. Происходило снижение общего уровня благосостояния больших масс населения. Для реализации своих материальных потребностей выпускники колледжей 2018-2021 годов были вынуждены искать любую работу, часто не требующую того образования, которое они получили.

Качественно новая экономическая ситуация, возникшая в результате разрыва торговых связей с рядом стран Запада, потребовала перехода к развитию государства с опорой на имеющиеся собственные материальные и людские ресурсы. В 2022 году Президентом В.В. Путиным была поставлена задача обеспечения устойчивого поступательного роста отечественной экономики на основе формирования научного, технологического, технического суверенитета2. Для этого необходимо готовить специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, способных активно включиться в создание, внедрение собственных научных разработок, технологий, машин и механизмов, не уступающих иностранным образцам, и квалифицированно их использовать. Это требует не только увеличения набора в системе СПО, но и перестройки учебы студентов.

Уральским федеральным университетом с 2018 года проведено три исследования среди студентов старших курсов ссузов мотивации выбора ими профессии, вариантов трудоустройства после окончания учебы (табл. 1). Применялся метод анкетного опроса по единому инструментарию, включающему 21 вопрос. Использовалась квотная выборка, исходя из распределения обучающихся по техническим специальностям, информатике, экономике, естественным и гуманитарным наукам. Численность респондентов варьировалась по годам, от 850 до 970 человек; из них по полу: 55 % юношей и 45 % девушек; обучающихся после 9 класса - 86 % и 11 класса -14 %. Методом глубинного интервью было опрошено 26 человек.

Таблица 1 - Мотивы выбора профессии (в % от числа ответивших)

Table 1 - Motives for Choosing a Profession (In % of Respondents)

Мотив 2018 2021 2023

Получить какую-нибудь профессию, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь 50 55 67

Получить профессию, которая интересует 48 50 48

Получить востребованную профессию 37 36 39

Получить профессию, соответствующую моим способностям 25 26 35

Учиться недалеко от места жительства 22 25 29

Получить модную профессию 9 5 3

Примечание: можно было дать несколько вариантов ответов.

Объектом исследования являлись студенты, получающие профессии, востребованные как на промышленных предприятиях, в строительных, транспортных, торговых организациях, так и в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, управления городов и поселков Свердловской области.

Каждый год выпускники 9 и 11 классов оказываются в ситуации выбора способов получения профессиональной подготовки. С 90-х годов ХХ века в сознании родителей школьников господствует установка, что их дети обязательно должны иметь диплом о высшем образовании. Исследования показали, что в среднем 80 % после получения полного среднего образования пытаются поступить в вузы на бюджет или учиться платно3. При этом оно доступно в основном выходцам из семей специалистов, представителей бизнеса. Исследования Д.Л. Константиновского и Е.С. Поповой (Константиновский, Попова, 2015) показали, что дети рабочих, особенно в сельской местности, имеют меньше шансов поступить в вуз. Они выбирают учебу в колледже, во-первых, из-за того, что у родителей отсутствует возможность оплачивать репетиторов для подготовки старшеклассников к ЕГЭ, финансировать обучение в вузе. Во-вторых, материальное положение семьи побуждает молодых людей как можно раньше получить профессию и самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.

1 Силуанов: Экономический кризис задержится в России надолго. «Отскока» не будет [Электронный ресурс] // Uralweb. URL: https://www.uralweb.ru/news/policy/454367-siluanov-ekonomicheskiy-krizis-zaderjitsya-v-rossii-nadolgo-otskoka-ne-budet.html (дата обращения: 16.08.2023).

2 Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума 7 сентября 2022 года [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.html (дата обращения: 17.08.2023).

3 Гаврилюк В.В. Образование и профессиональный выбор рабочей молодежи // Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса : коллективная монография / под ред. Т.В. Гаврилюк. М., 2020. С. 209.

Опрос студентов старших курсов СПО выявил основные мотивы поступления в колледж несколько лет назад, когда они окончили школу.

Ведущим и не меняющимся фактором принятия решения об учебе в системе СПО является желание стать самостоятельным человеком. Одной из причин значительного увеличения количества тех, кто в 2023 году указал этот мотив, является то, что респонденты поступали учиться два-три года назад, когда в условиях пандемии произошло сокращение занятости в отраслях, связанных с транспортом, общественным питанием, организацией образования, отдыха, досуга. Материальное положение многих семей ухудшилось. Поступление ребенка в колледж, где платят стипендию, обеспечивают общежитием, специальной одеждой, является средством его некоторого улучшения. «Мне родители настоятельно советовали после 9 класса получить рабочую специальность. Денег в семье не хватало. На всем экономили, а рабочим-станочникам платили хорошо. Я пошел учиться в колледж и правильно сделал» (муж., 17 лет).

Стимулом для принятия решения о получении рабочих профессий выпускниками 9 и 11-х классов в настоящее время становится возросшая потребность промышленности в дополнительных кадрах. Их стало катастрофически не хватать не только на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, но и в сфере здравоохранения, розничной торговли, ЖКХ, строительства, транспорта. «Рынок труда претерпевает глобальные изменения, но при этом по-прежнему находится в руках соискателя. Компании нуждаются в рабочей силе - рост числа вакансий в первом полугодии 2023 года составил 175 % по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Совокупное число вакансий выросло на 154 %. При этом в стране наблюдается рекордно низкий уровень безработицы - 3,3 %», - рассказал порталу 66.ru управляющий директор сервиса «Авито Работа» Артем Кумпель1. В ближайшем будущем возможно значительное увеличение доли тех, кто после получения основного или полного среднего образования пойдет учиться в систему СПО.

Сравнение мотивов принятия такого решения показывает, что устойчивым фактором, определяющим выбор профессии, является интерес к знаниям, умениям, которые можно приобрести во время учебы. Представления о них возникают на основе информации от родственников, друзей, сведений, полученных от представителей предприятий, занимающихся профориентацией учащихся старших классов. «У меня мама работает бухгалтером. Рассказывала, чем занимается. Я у нее была на работе, видела, что она делает. Мне понравилось. Поступила учиться в колледж, буду заниматься тем, что и она» (жен., 18 лет).

Влияние мнения людей, которые знают о содержании разных профессий, требований к работнику, отметило только около половины респондентов. Сказывается отсутствие системы формирования навыков профессионального самоопределения у школьников 8-11-х классов. На наш взгляд, следует воссоздать центры профориентационной работы, которые прежде существовали в каждом городе. Они, используя современные каналы получения информации, смогут ознакомить учащихся с содержанием той или иной специальности, условиями труда, перспективах профессионального роста, возможных заработках.

Часть опрошенных дополняют свой интерес к профессии наличием склонностей к ней. Однако убедиться в этом можно только во время самой учебы, при прохождении практики на предприятиях. Следует отметить, что доля тех, кто руководствуется данным мотивом, увеличивается. «Меня всегда интересовала техника, разные механизмы. Узнал, как работает микро-волновка, холодильник, телевизор, сотовый телефон. Еще в 8 лет научился работать на компьютере. Захотелось узнать, как собирают разную технику, ремонтируют. Это интересно. Пошел учиться на специалиста по приборам. Такие нужны на заводе, который есть в городе. Им хорошо платят» (муж., 18 лет).

В 2023 году, как показало наше исследование, существенное увеличение потребности в рабочих кадрах привело к тому, что представители предприятий, организаций стали чаще приходить в школы, рассказывая о том новом, что позволяет более полно раскрыть способности молодых рабочих, техников. Благодаря таким встречам растет доля тех, кто информирован о востребованности конкретных профессий на предприятиях своего района, города, региона. Это важно учитывать, так как около трети респондентов указали в качестве значимого для них фактора при поступлении в колледж возможность после окончания учебы работать недалеко от места жительства.

Изучение профессии, знакомство с условиями труда, возможностями работы на разных предприятиях определяет планирование студентами старших курсов трудоустройство после окончания учебы (табл. 2).

1 Смоленцев К. «Люди перестали откликаться на вакансии». С чем связан рекордно низкий уровень безработицы в России [Электронный ресурс] // Новости 66.ru. 2023. URL: https://66.ru/news/society/264889/ (дата обращения: 15.08.2023).

Таблица 2 - Планы выпускников по трудоустройству (в % от числа ответивших)

Table 2 - Employment Plans of Graduates (In % of Respondents)

Мотив 2018 2021 2023

Найти работу по специальности 47 43 55

Найти работу, позволяющую совмещать учебу в вузе с работой 37 39 35

Найти любую работу, которая высоко оплачивается 14 26 34

Сразу поступить в вуз 23 24 29

Не планирую работать по приобретенной или смежной специальности 8 14 15

Примечание: можно было дать несколько вариантов ответов.

Сравнительный анализ показывает, что более половины опрошенных в 2023 году ориентированы на работу по специальности для реализации в полной мере приобретенных профессиональных компетенций. Эти студенты убедились в том, что имеют склонности к выбранной трудовой деятельности, их устраивают условия труда, они надеются на свое дальнейшее профессиональное развитие. Количество таких выпускников увеличилось в условиях роста зарплат на промышленных предприятиях Среднего Урала, остро нуждающихся в рабочих кадрах. «Я решил работать по специальности потому, что на том заводе, который есть у нас в городе, стали хорошо платить станочникам, ремонтникам, сварщикам. Раньше такого не было. Надеюсь, что возьмут» (муж., 18 лет).

С другой стороны, увеличивается доля тех, кто не стремится в полном объеме реализовать в трудовой деятельности всю совокупность приобретенных знаний и умений. Видимо, эти студенты поняли, что профессия не в полной степени соответствует их ожиданиям. Они ищут любую работу, руководствуясь в первую очередь размерами заработка. Таких больше всего среди получающих медицинское, экономическое, педагогическое образование. Оплата труда этих специалистов остается до сих пор невысокой. Для импортозамещения нужны те, кто владеет 1Т-технологиями, может работать с современным сложным оборудованием, осваивать новую технику.

Основными источниками информации о возможных местах трудоустройства, как отметили 58 % опрошенных, являются преподаватели, а также родственники, знакомые, друзья - 41 %. Участие представителей предприятия в формировании ориентации выпускников на работу по специальности или смежной с ней указали в 2018 и 2021 годах 11 % респондентов, а в 2023 - 17 %. «В начале этого года к нам приходили начальники двух цехов завода, который у нас в городе. Приглашали на экскурсию. Покажут, что нужно будет делать. Обещали быстро научить и платить будут хорошо. Друзья считают, что можно попробовать поработать здесь» (муж., 18 лет).

Однако не все работодатели осознали необходимость активного поиска нужных работников среди студентов колледжей в условиях резкого снижения безработицы. Они надеются получить уже опытного, имеющего высокий разряд рабочего, техника, но за таких специалистов держатся в тех организациях, где они трудятся. Дефицит кадров в настоящее время можно решить, обеспечивая широкий приток на предприятия, в организации выпускников средних специальных и высших учебных заведений.

Растет количество выпускников ссузов, которые намерены продолжить свое образование, поступая в вузы. Большинство из них (70 %) среди тех, кто получил экономическое, юридическое, педагогическое образование. При этом устойчиво сохраняется доля тех, кто намерен совмещать учебу с работой. «Я поступила в колледж на экономиста после 11 класса. Конкурс на бюджет в университет был высокий. У родителей нет денег, чтобы платить за мою учебу. Но я всегда мечтала получить высшее образование. Хочу обязательно поступить в университет, хотя бы заочно. Когда закончу, зарплата будет выше и уважение появится. Найти хорошую работу станет легче» (жен., 19 лет).

Следует отметить, что с 2022 года во многих вузах страны происходит переход от заочного к очно-заочному образованию, которое требует увеличения времени на прохождение обучения с отрывом от производства. Тем, кто намерен сочетать работу с учебой в университете, нужно найти работодателя, готового создавать желаемые для таких молодых работников условия.

Исследование выявило иерархию мотивов выбора предприятия, на котором выпускник колледжа хотел бы реализовать приобретенные общепрофессиональные и профессиональные компетенции (табл. 3).

Таблица 3 - Мотивы трудоустройства выпускников (в % от числа ответивших)

Table 3 - Motives for Employment of Graduates (In % of Respondents)

Мотив 2018 2021 2023

1 2 3 4

Приемлемый уровень зарплаты 73 70 61

Перспективы карьерного роста 61 63 58

Возможности профессионального роста 49 50 47

Соответствие моим способностям 52 49 45

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4

Хорошие условия труда 46 42 37

Соответствие работы полученному образованию 24 28 34

Перспективы приобретения жилья 32 29 36

Близость к месту жительства 21 23 20

Возможности сочетания работы с учебой в вузе 28 26 19

Примечание: можно было дать несколько вариантов ответов.

Сравнение показывает, что сохраняется сложившаяся в течение многих лет иерархия мотивов выбора места будущей работы. Ведущим остается, естественно, получение заработной платы, позволяющей удовлетворить материальные и духовные потребности личности. Поскольку при наличии постоянной работы появляется возможность создать семью, то зарплата должна обеспечивать содержание детей, приобретение своего жилья. В 2023 году ее рост из-за дефицита рабочих кадров1 привел к тому, что у выпускников, планирующих трудоустройство на промышленных предприятиях региона, возникло представление, что их доходы позволят удовлетворить имеющиеся в настоящее время потребности. Этим вызвано некоторое снижение требований респондентов к размерам желаемой зарплаты.

Несколько снизилось влияние такого фактора, как соответствие работы способностям. Во время учебы молодому человеку точно узнать о том, что ему дала природа для занятия каким-то делом, сложно. Нужно изучить технику, с которой предстоит работать, попробовать самостоятельно справиться с возникающими трудностями, получить высокие результаты в труде, тогда можно убедиться в том, что занимаешься своим делом.

Сохраняется высокая ориентация на получение молодым специалистом возможности постоянного профессионального роста: 48 % надеются, что у них будет первое время наставник, который позволит повысить рабочий разряд, приобрести нужные навыки; 36 % считают, что организация будет их направлять на специальные курсы для повышения квалификации; самообразование в качестве основного способа профессионального роста выбрало 18 %. Это не соответствует требованиям работодателей к молодым специалистам, они должны уметь самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать свое мастерство.

Могут возникнуть трудности при реализации желания выпускников колледжей найти организации, в которых существуют реальные перспективы карьерного продвижения. Тот, кто получил рабочую специальность, может обеспечить горизонтальную мобильность, повышая квалификационный разряд, становясь наставником для молодежи. Схожая перспектива существует у того, кто имеет квалификацию техника со средним профессиональным образованием. Он может стать, при наличии стажа и опыта работы мастером, руководителем участка, отдела. Только высшее образование дает возможность в будущем возглавить большой коллектив. Завышенные ожидания выпускников ссузов вызваны, на наш взгляд, отсутствием у них представлений о реальных возможностях и условиях реализации планов профессионального и карьерного продвижения, что может привести к разочарованию в полученном образовании. Вопросы планирования своего будущего должны стать, на наш взгляд, важной частью воспитательной работы со студентами колледжей.

Следует отметить особую роль такого фактора, как наличие работы поблизости от жилья. На его влияние не всегда обращают внимание при анализе мотивации трудоустройства молодых специалистов. Следует учитывать, что подавляющее большинство предприятий, организаций, остро нуждающихся в рабочих кадрах не только на Среднем Урале, но и в России в целом, находятся в сравнительно небольших по численности населения городах. Для удовлетворения потребностей местных предприятий в молодых специалистах еще в советское время открывали техникумы, профессионально-технические училища. Для закрепления молодых работников заводы строили дома. Люди после получения образования связывали свою судьбу с родным городом. Обеспечивалось воспроизводство человеческого капитала в регионе.

В процессе приватизации подавляющее большинство промышленных предприятий стали частными. Их владельцы не проявляют той заботы о жилищных условиях своих работников, которая была у руководства государственных предприятий. Исследование показало, что только большие по численности сотрудников заводы, работающие в моногородах, пытаются решать проблему закрепления кадров, предоставляя жилье на льготных условиях. Современная работающая молодежь стремится жить отдельно от родителей, особенно после создания своей семьи. При выборе места учебы они рассматривают перспективы трудоустройства на тех предприятиях, которые находятся поблизости от жилья, способствуют решению проблемы приобретения своего дома.

1 Мингазов С. Рекрутеры предупредили об усиливающемся кадровом голоде в России при росте зарплат [Электронный ресурс] // Forbes. 2023. URL: https://www.forbes.ru/biznes/492060-rekrutery-predupredili-ob-usilivausemsa-kadrovom-golode-v-rossii-pri-roste-zarplat (дата обращения: 25.08.2023).

Выявленные при сравнительном анализе результатов трех исследований изменения в мотивации трудоустройства выпускников СПО приводят к выводу, что важным условием реализации задач достижения экономического суверенитета страны является создание системы постоянного взаимодействия колледжей и предприятий, нуждающихся в квалифицированных специалистах. Так было в советское время, когда техникумы прямо работали для удовлетворения потребностей конкретных производств. Выявленные с февраля 2022 года проблемы в обеспечении различных организаций молодыми кадрами, актуализируют необходимость возвращения к практике закрепления колледжей за определенными предприятиями, заинтересованными в постоянной подготовке нужных кадров для региона.

В марте 2022 года принято Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет"». «Целью является разработка, апробация и внедрение новой образовательной технологии, предусматривающей интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных педагогических подходов и автоматизированное конструирование образовательных программ с использованием цифрового образовательного ресурса, создаваемого Министерством просвещения Российской Федерации в рамках эксперимента»1.

Осуществляется переход к новому уровню СПО, обеспечивающему гарантированное трудоустройство на тех предприятиях, которые включаются в подготовку необходимых им кадров. Сокращается срок обучения будущих рабочих до двух лет, а специалистов более высокого уровня - до трех лет2.

В настоящее время в реализации эксперимента участвуют «619 образовательных организаций и 380 предприятий реального сектора экономики различных отраслей в 55 регионах страны. В 2022 году в 43 регионах России открылся 71 образовательно-производственный кластер»3. В ряде регионов уже проводятся чемпионаты по профессиональному мастерству среди студентов колледжей.

Эти новации существенно повлияют на мотивацию трудоустройства молодых специалистов, так как ознакомление с современной техникой, ее изучение будет осуществляться специалистами предприятий, готовящих кадры для себя. У каждого студента появится возможность показать способности к освоению нового, самообразованию, чтобы соответствовать требованиям работодателей.

Как показал опрос, проведенный в 2023 году, для этого следует, по мнению 54 % опрошенных, информировать студентов о тех предприятиях города, района, которые нуждаются в молодых специалистах, заканчивающих учебу в колледже, требованиях работодателей к ним. 39 % считают, что следует предлагать выпускникам колледжей достойную зарплату, позволяющую удовлетворить основные материальные и духовные потребности современной молодежи. 36 % респондентов заявили о желании получить информацию о том, как и при каких условиях, работая на предприятии, в организации, у них появится возможность карьерного продвижения, в чем оно будет выражаться. 27 % считают, что существенно повлияет на трудоустройство по специальности наличие заявок от разных предприятий с указанием содержания предстоящей работы, условий труда, размеров возможных заработков. По мнению 22 %, следует показывать перспективы профессионального роста в процессе работы.

Эти предложения позволяют сделать следующие выводы из проведенных исследований. Необходимо создать систему постоянного взаимодействия работодателей с учреждениями среднего профессионального образования. Она включает следующую последовательность действий. Первый шаг - определение каждым предприятием совместно с соответствующими федеральными министерствами количества специалистов, которые потребуются в ближайшие 3-5 лет для устойчивого воспроизводства и развития организации, региона, всей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет"» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/139812/ (дата обращения: 16.08.2023).

2 Профессионалитет в 2023 году...

3 Действуй как профессионал: В России проходят Чемпионаты по профессиональному мастерству [Электронный ресурс] // Московский комсомолец. URL: https://www.mk.ru/nationalprojects/edu/2023/04/17/deystvuy-kak-professional-v-rossii-prokhodyat-chempionaty-po-professionalnomu-masterstvu.html?from=mat-po-teme (дата обращения: 25.08.2023).

Второй шаг - на основе полученной информации колледжам предоставляются бюджетные места для набора абитуриентов. Работодатель и руководство образовательной организации согласуют задание на обучение кадров, владеющих нужным набором общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Третий шаг - специалисты со стороны организации принимают участие в обучении студентов, постоянно проверяя во время занятий и производственной практики уровень приобретения ими необходимых навыков и умений. При внедрении инновационных технологий, технических устройств оперативно разрабатываются новые курсы, позволяющие научить ими пользоваться.

Четвертый шаг - на выпускном курсе отбираются те, кто в полной мере соответствует требованиям того или иного работодателя. Будущий молодой специалист знакомится с условиями труда, размерами его оплаты, перспективами профессионального роста, карьерного продвижения при наличии собственной активности в приобретении востребованных знаний, умений, личных достижений работника.

Такая система взаимодействия работодателя, колледжа, студента, на наш взгляд, обеспечит повышение качества обучения и усилит мотивацию выпускников на трудоустройства в соответствии с потребностями рынка труда.

Список источников:

Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования. // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37-48.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.,1999. 479 с.

Озерникова Т.Г. Трудовая мотивация: институциональные и внутриорганизационные аспекты. Иркутск, 2012. 315 с.

Устинова К.А., Попов А.В. Объективные и субъективные барьеры трудоустройства молодежи в современной России. Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 51-64.

References:

Konstantinovskiy, D.L. & Popova, E.S. (2015) Youth and Education: Expectation and Motivation. Sotsiologicheskie issledo-vaniya. (11), 37-48. (In Russian).

Maslow, A. (1999) Motivation andpersonality. Saint Petersburg. 479 p. (In Russian).

Ozernikova, T.G. (2012) Trudovaya motivatsiya: institutsional'nye i vnutriorganizatsionnye aspekty [Labor motivation: institutional and intra-organizational aspects]. Irkutsk. 315 p. (In Russian).

Ustinova, K.A. & Popov, A.V. (2018) Objective and Subjective Barriers to Employment for Youth in Modern Russia. Vestnik NSUEM. (3), 51-64. (In Russian).

Информация об авторах

A.В. Меренков - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=158726

Н.П. Дронишинец - доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарный наук, Новоуральский технологический институт, НИЯУ МИФИ, Новоуральск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=502769

B.С. Шаврин - кандидат технических наук, руководитель по качеству УрФУ, доцент кафедры теплофизики и информатики в металлургии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=848217

Вклад авторов:

A.В. Меренков - разработка концепции исследования и методологии анализа данных; разработка инструментария исследования; написание исходного текста; итоговые выводы.

Н.П. Дронишинец - участие в разработке инструментария; сбор эмпирических данных; доработка текста.

B.С. Шаврин - участие в сборе эмпирических данных; обработка полученных результатов; доработка итоговых выводов.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

A.V. Merenkov - D.Phil., Professor, Head of the Department of Applied Sociology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=158726

N.P. Dronishinets - D.Phil., Head of the Department of Humanities, Novouralsk Institute of Technology of National Research Nuclear University MEPhI, Novouralsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=29140466

V.S. Shavrin - PhD in Technical Sciences, UrFU Quality Manager, Associate Professor at the Department of Thermophysics and Informatics in Metallurgy, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=848217

Contribution of the authors: A.V. Merenkov - development of the research concept and methodology of data analysis; development of research tools; writing the source text; final conclusions.

N.P. Dronishinets - participation in the development of tools; collection of empirical data; revision of the text.

V.S. Shavrin - participation in the collection of empirical data; processing of the results obtained, finalizing the final conclusions.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.