УДК 316.44 йО!: 10.14529/взИ220211
ПЛАНЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
А. В. Меренков
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Сложная эпидемиологическая ситуация, возникшая в 2020 году, привела к росту безработицы в России, появлению трудностей в поиске рабочего места для выпускников вузов, соответствующего потребностям личности. В связи с этим важной задачей становится исследование изменений в требованиях работодателей к выпускникам вузов в новой социально-экономической ситуации. Они вынуждены конкурировать на рынке труда с имеющими опыт работы специалистами, потерявшими ее в результате сокращения персонала на многих предприятиях среднего, малого бизнеса или их ликвидации. Возникает необходимость оперативной перестройки образования в вузах с целью подготовки специалистов, способных обеспечить задачи преодоления страной последствий пандемии.
В конце 2020 года опрошено методом анкетирования 580 выпускников разных направлений подготовки вузов Свердловской области, 80 работодателей, представляющих крупный, средний, малый бизнес, систему общего и профессионального образования, здравоохранения, культуры, муниципального управления. Проведены глубинные интервью с 23 выпускниками вузов и 14 работодателями разных предприятий, организаций. Проведен анализ 35 сайтов крупных организаций, предоставляющих вакансии для молодых специалистов, 23 сайта организаций малого и среднего бизнеса. Исследование жизненных планов выпускников вузов показало, что стремящиеся найти работу по специальности, уверены в том, что полученные профессиональные компетенции позволят им быстро приобрести нужные практические навыки. Те, кто ищет работу по смежной специальности, считают, что развитие навыков самообразования позволит им освоить новую профессию. В планах на трудоустройство доминируют завышенные требования к заработной плате, карьерному продвижению, условиям работы.
Ключевые слова: высшее образование, молодые специалисты, выпускники вузов, пандемия, трудоустройство.
Введение
Пандемия, продолжающаяся с начала 2020 года, привела к существенному ухудшению экономического положения больших групп населения во многих странах мира, включая Россию. Специалисты, характеризуя состояние экономики в стране, отмечают рост безработицы на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса, связанного со сферой торговли, общественного питания, строительства, ремонта, отдыха, туризма, функционирования учреждений культуры, домов отдыха, санаториев, гостиниц и т. п. Так, за 2020 год в столице Свердловской области Екатеринбурге количество безработных выросло почти в 12 раз [1]. В других городах России наблюдается аналогичная ситуация [2].
Теряют работу как имеющие большой стаж специалисты, так и те, кто окончил вузы 2 - 3 года назад. Существенно возросла неопределенность трудоустройства выпускников вузов 2021-2023 годов [3].
Президент РФ В. В. Путин поручил обратить внимание на трудоустройство выпускников вузов в условиях пандемии [4].
В связи с этим актуальной проблемой становится поиск эффективных способов трудоустройства в условиях пандемии и при преодолении ее последствий. Важной задачей является выявление изменений в требованиях работодателей к выпускникам вузов в новой социально-экономической си-
туации. Как считают специалисты, возвращение к прежнему укладу жизни, трудовой деятельности у большинства работников, вероятнее всего, не произойдет [5]. Будет распространяться практика организации удаленной работы там, где это возможно. Востребованы те специалисты, которые в достаточной степени владеют разными компьютерными программами сбора, обработки данных, коммуникации с руководством, коллегами.
В связи с этим необходимо выявить представления выпускников вузов о том, какие практики поиска желаемой работы обеспечат решение этой проблемы. Следует учитывать, что не все из них сумеют найти работу по полученной специальности там, где проживают, из-за отсутствия вакантных мест. К тому же часть из них во время учебы убедилась в том, что приобретаемая профессия не соответствует индивидуальным склонностям. Это ведет к тому, что выпускники вузов при трудоустройстве делятся на три группы: желающие работать по специальности, по смежной с ней специальности и не по специальности. Исходя из этого, представители каждой группы оказываются в сложной ситуации планирования желаемого рабочего места и реализации своих желаний. Прежние практики трудоустройства могут не дать нужного результата в условиях возрастания конкуренции на рынке труда.
Обзор литературы
Сегодня рынок труда в работах исследователей предстает как социально-экономическая система, в которую включены общественные отношения, связанные с куплей и продажей рабочей силы [6-8]. Российский исследователь С. Г. Михнева подчеркивает, что на рынке труда объектом купли-продажи является такой специфический товар, как способность человека к труду [9]. Она базируется на основе знаний и компетенций, полученных и развивающихся в процессе деятельности, в том числе и образовательной.
Изучению проблем трудоустройства выпускников вузов посвящено значительное число работ российских и зарубежных исследователей [10, 11]. Отмечается, что большинство молодых людей выходят на рынок труда в возрасте 20 - 25 лет. Они должны удовлетворять не только текущие потребности рынка труда, но и те, которые появятся через 5 - 15 лет [12-14].
Им придется работать в условиях высоких темпов обновления технологий и технических устройств, которые сокращают «жизненные циклы» навыков ИКТ и требуют постоянного обучения. Анализ положения на рынке труда в российских регионах показывает, что значительная часть выпускников вузов не соответствует требованиям работодателей [15, 16].
В значительной степени это зависит от содержания планов выпускников реализовать полученные ими универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в будущей работе. В исследованиях Г. А. Чередниченко, проведенных в 2010-2015 годах, сравнивается ситуация с трудоустройством желающих работать по специальности, смежной или не связанной с той, которую получили в вузе [17].
Социально-экономическая ситуация, возникшая в условиях пандемии, ведет к тому, что представители каждой из этих групп выпускников столкнутся с новыми проблемами при реализации планов поиска желаемой работы. Все это требует детального анализа сложившейся ситуации, а также перспектив дальнейшего ее развития.
Методы исследования
В конце 2020 года нами было проведено исследование, методом анкетирования было опрошено 580 выпускников разных направлений подготовки вузов Свердловской области (38 % получают техническое, 27 % - естественно -научное, 35 % - гуманитарное образование); также было опрошено 80 работодателей, представляющих крупный, средний, малый бизнес, систему общего и профессионального образования, здравоохранения, культуры, муниципального управления. Проведены глубинные интервью с 23 выпускниками вузов и 14 работодателями разных предприятий, организаций.
В рамках исследования также был проведен анализ 35 сайтов крупных организаций, предоставляющих вакансии для молодых специалистов, 23 сайта организаций малого и среднего бизнеса. Изучено содержание прежних и новых требований работодателей к выпускникам вузов, их планы на трудоустройство в зависимости от желания работать по специальности, смежной с ней специальности или не по специальности в условиях сокращения рабочих мест из-за пандемии.
Целью исследования является выявление содержания планов молодых специалистов в зависимости от трудоустройства по специальности, смежной с ней или не по специальности в условиях сложной социально-экономической ситуации, возникшей в результате пандемии.
Результаты и дискуссия
Анализ сайтов крупных предприятий Свердловской области, на которых представлены вакансии для специалистов разных отраслей производства, показал, что подавляющее большинство работодателей предпочитает тех, кто имеет базовое образование. При этом резко сократилось количество выставляемых вакансий от предприятий среднего и малого бизнеса по сравнению с 2019 годом. Опрошенные работодатели в 86 % случаев отмечают соответствие компетенций выпускников их основным требованиям. Подчеркивается, что 73 % экспертов удовлетворены наличием высокого уровня теоретической подготовки выпускников, 79 % - коммуникативными навыками и 63 % -умением самостоятельной организации работы. В то же время только 54 % удовлетворены уровнем практической подготовки, 46 % - наличием критического мышления, 42 % - способностью к разработке и реализации новых проектов. Некоторые респонденты высказывали весьма критические мнение: «Из 10 выпускников только трое соответствуют требованиям производства» (начальник отдела завода).
Работодатели указали, какие требования они предъявляют к выпускникам вузов. Представители промышленных предприятий отметили следующее: «Мы берем тех, кто имеет профильное образование, так как это гарантирует разносторонность и универсальность, определенный профессионализм. К тому же такие выпускники имеют теоретические знания, без которых невозможно приобрести практические навыки» (начальник отдела кадров). Важным преимуществом является то, что «...выпускник, имеющий профильное образование, быстрее адаптируется к производственному процессу и должностным обязанностям по сравнению с теми, кто пытается работать не по специальности» (начальник технического отдела). Работодатели, нуждающиеся в выпускниках гуманитарных направлений подготовки, указывали, что им «.нужны люди, владеющие на высоком уровне коммуникативными навыками, способные ква-
лифицированно подготовить ответы на обращения клиентов, написать аналитический отчет» (начальник отдела министерства). У пытающихся найти работу по специальности осложняющим трудоустройство фактором является низкий уровень развития практических навыков. Это отметили 86 % работодателей. «Отсутствие практических навыков ведет к длительному периоду обучения молодого специалиста, необходимости постоянного контроля его работы» (главный инженер).
83 % работодателей считают, что профессиональный и карьерный рост молодых специалистов зависит от знания новейших технологий, применяемых на современном предприятии; 79 % - отмечают умение создавать и использовать инновации в работе, 74 % - отмечают проявление активности в освоении нового. Для обеспечения соответствия выпускников вузов требованиям современного производства нужно постоянно обновлять программы читаемых курсов, включая в них информацию о тех новинках, которые появились за рубежом и у нас в стране (88 %), изменить организацию практики, включая студентов старших курсов в производственный процесс (77 %). Работодатели считают, что для повышения качества подготовки выпускников вузов нужно обучать их на современной технике с применением программ, позволяющих обрабатывать большие объемы данных. Подготовка выпускных квалификационных работ должна осуществляться на площадках предприятий, для которых ведется подготовка молодых специалистов.
Работодатели были единодушны при высказывании мнения о том, изменились ли их требования к молодым специалистам в условиях пандемии. Все заявили, что она не ведет к их снижению, только к возрастанию, так как необходим новый навык работы в удаленном режиме, владение соответствующими компьютерными программами. Отмечалась важность умения сочетать удаленную работу с той, которая осуществляется непосредственно на рабочем месте.
Опрос выпускников 2020 года показал, что планируют работать по специальности среди получивших инженерную подготовку - 47 %, гуманитарную - 37 %, естественно-научную - 51 %. Причин этих различий несколько. Во-первых, отсутствие желаемого места, так как количество выпускников вузов по ряду специальностей не соответствует потребностям рынка труда. «Найти работу по специальности очень трудно даже в областном центре. С этой проблемой сталкиваются знакомые, получившие политологическое, философское образование» (историк). Во-вторых, желание остаться работать в большом городе при наличии вакантных мест на предприятиях небольших городов, поселков региона. «Я окончил горный университет, но работать на шахте не хочу, буду пытаться найти подходящее место в Екате-
ринбурге» (горное дело). В-третьих, не устраивает заработная плата молодого специалиста. Претендентам на инженерные должности заработная плата молодого специалиста составляет в среднем 75 % от средней по региону; у биологов, химиков - 60 %; у делопроизводителей - 40 %.
Подавляющее большинство тех, кто стремится найти работу по специальности (82 %), считают, что основным требованием работодателей к выпускникам вузов является наличие практических навыков; 73 % - умение приобретать новые знания и умения; 68 % - ответственное отношение к делу. Эти представления не в полной мере соответствуют тем требованиям, которые выдвигают работодатели. Более полно информированы о требованиях работодателей выпускники инженерных специальностей. Они получили эти знания в основном во время учебы от преподавателей, руководителей производственной практики. «Во время практики я видела, как происходит работа на производстве и что меня ждёт» (механик). Отмечается, что она дала ограниченные представления, «...поскольку задачи, которые решались мною на производственной практике, были простыми и не требовали специального образования» (политолог). Опрошенные предполагают, что в условиях сокращения рабочих мест во время пандемии и после нее возрастет конкуренция на рынке труда, так как «.станет больше безработных, предложение превысит спрос, а у владеющих информационными технологиями больше возможности удаленной работы» (энергетик). Опрошенные эксперты считают, что в скором времени повысятся требования работодателей к умению работника оперативно овладевать новыми программными средствами -74 %, самостоятельно справляться с возникающими трудностями - 63 %, работать удаленно - 60 %, быстро включаться в новую работу - 62 %.
Трудоустройство при поиске работы по специальности характеризуется следующими особенностями. Подавляющее большинство (72 %) станет искать работу, обращаясь к сайтам организаций, 53 % - с помощью знакомых, родственников, 27 % попытаются получить помощь от преподавателей вуза, которые их учили, являлись руководителями дипломных проектов. «Сначала попробую найти работу сам по информации на сайте hh.ru, где публикуются извещения о вакантных должностях. Посмотрю сайты тех организаций, которые являются крупными, известными. Если не получится, то обращусь к знакомым» (биолог). Трудоустройство по знакомству всегда было и остается одним из самых распространенных. Многие руководители считают, что если их сотрудник предлагает молодого специалиста, то он информировал его об особенностях будущей работы, и уверен, что тот сможет справиться с возложенными на него обязанностями. При этом претенденты на вакантные должности стремятся найти работу, которая
имеет перспективы карьерного роста - 57 % и профессионального роста - 67 %.
Работать по смежной специальности из тех, кто получил инженерное образование, планируют 19 %, гуманитарное - 28 %, естественно-научное -19 %. Получившие специальность социолога, филолога, историка, культуролога, вынуждены соглашаться на работу маркетолога, менеджера, учителя в школе, колледже, специалиста в отделе кадров, так как имеют определенные знания, позволяющие организовать работу с людьми. «Я старалась получить дополнительные знания, так как хочу работать в более расширенной профессиональной сфере, так легче трудоустроиться» (культуролог). «У меня универсальный характер полученного высшего образования» (философ). Выделяется группа желающих трудиться по смежной специальности, поскольку они стремятся «...расширить кругозор, получить новые знания, умения, проверить себя в том, что еще не пробовал». Таких около 30 % от представителей данной общности выпускников.
Анализ данных глубинных интервью продемонстрировал, что работодателям нужно «...умение освоить то, что знаешь не в полной мере, высокой ответственности, развитого научного мышления, пунктуальности» (социолог), «стрессо-устойчивость, наличие опыта работы, грамотно поставленная речь, уверенное владение компьютерными программами, готовность и умение переучиваться, коммуникабельность» (политолог). Отмечается особое требование работодателей к тому, чтобы «.отсутствовали явные отличия от тех претендентов на должность, которые устраиваются по специальности» (социальный работник).
Главными трудностями трудоустройства выпускников, по мнению участников опроса, являются: высокая конкуренция на рынке труда с теми, кто уже имеет требуемую подготовку, а также ограниченность рабочих мест, где можно трудиться по смежной специальности. Стратегия трудоустройства отличается тем, что основные надежды возлагаются на помощь друзей, которые уже нашли желаемую работу, имея схожее базовое образование.
Намерены трудиться не по специальности -32 % опрошенных. Причин оказалось несколько. Во-первых, 85 % из них поступили вуз, чтобы только получить диплом о высшем образовании. Четких представлений о том, чем придется заниматься после окончания учебы, не было. «Я поступил на эту специальность потому, что был низкий конкурс. Желаний получить какую-то конкретную профессию не было. С 16 лет стал заниматься тем, что не требовало обязательного образования. Уже зарабатывал небольшие деньги» (социальный работник). Во-вторых, подчинение давлению родителей, считающих, что нужно обязательно получить высшее образование. «Отец настаивал на том,
что я должен стать врачом, как он и мой дедушка. Поступил платно в медицинский институт, но не смог учиться и бросил через год. Сейчас доучиваюсь в горном университете также платно. Специальность не нравится. Работать по ней не буду» (горное дело). В-третьих, отсутствие представлений о том, какая работа соответствует способностям личности. Природа сравнительно редко в раннем детстве, подростковом возрасте показывает, какая деятельность будет приносить человеку удовольствие. Поэтому, как показали наши исследования, среди поступающих на первый курс только около трети уверены, что выбранная профессия соответствует их склонностям. Около половины абитуриентов осуществляют выбор на основе рекомендаций родственников или под влиянием друзей. Учеба им дается с большим трудом, и после окончания вуза утверждается установка на поиск работы не по специальности. В-четвертых, трудно найти работу не только по специальности, но и в смежной области. Чаще всего с этим сталкиваются выпускники гуманитарных направлений.
Среди ищущих работу не по специальности 27 % заявили, что они осознают все трудности, с которыми им придется столкнуться. Работодатели будут требовать от них «.максимальной обучаемости в новой сфере, работать не хуже тех, кто имеет специальную подготовку, умение самостоятельно приобрести нужные профессиональные навыки» (политолог). Поэтому 41 % респондентов опасаются отказа по этой причине, 38 % - ожидают, что смогут найти только ту работу, которая не требует большой подготовки и позволяет ее освоить за короткий промежуток времени. «Найти работу мне будет крайне трудно, скорее всего это будет низкооплачиваемая работа» (культуролог). Нужно будет учиться на примере коллег, следуя их указаниям. Несмотря не отсутствие нужного образования, 67 % опрошенных ищут работу, которая позволит осуществить карьерный рост, 72 % - трудиться в комфортных условиях. Вера в жизненный успех ограничивает готовность принять реальность, заключающуюся в том, что только очень способные люди, не имея профессионального образования, становятся специалистами высокого уровня, руководителями крупных подразделений, организаций. Мы не можем не согласиться с мнением Ю. А. Зубок о том, что, работая не по специальности, «.выпускник утрачивает многие из приобретенных знаний, зачастую вынужден переучиваться, что может надолго задержать его становление и дальнейшую мобильность» [18]. Однако такая перспектива не останавливает тех, кто стремится найти работу, которая потребует от них значительных усилий и времени. Стратегия трудоустройства представителей этой группы характеризуется надеждой на то, что родственники, друзья, знакомые помогут найти работу, которая
обеспечит достойный заработок и будет приносить удовольствие от самореализации.
Выводы
Исследование планов выпускников вузов, оказавшихся в условиях пандемии в сложной ситуации поиска желаемой работы, показало, что подавляющее большинство из них считает, что может справиться с требованиями работодателей независимо от того, имеет базовое образование или нет. Стремящиеся найти работу по специальности уверены в том, что полученные профессиональные компетенции позволят им быстро приобрести нужные практические навыки. Те, кто ищет работу по смежной специальности или той, которая с ней не совпадает, надеются на свою способность самостоятельно адаптироваться к требованиям рабочего места.
У выпускников существует убеждение в том, что само наличие высшего образования позволяет найти работу в достаточно комфортных условиях, с достойной заработной платой и перспективами карьерного роста. Рост безработицы в условиях пандемии пока не повлиял на это мнение. В ходе исследования также выявилась ограниченность представлений об изменениях в системе требований работодателей к молодым специалистам в условиях пандемии и преодоления ее последствий. Сохраняется прежняя практика трудоустройства с завышенными требованиями к заработной плате, карьерному продвижению претендентов на вакантные должности. Возникающее через некоторое время разочарование из-за невозможности быстро реализовать эти планы ведет к частой смене рабочего места молодого специалиста. Эффективность его трудовой деятельности везде оказывается весьма низкой. Для ее повышения необходимо формировать у студентов в течение всего периода учебы соответствующие реальности ориентации и установки на поиск рабочего места, обеспечивающего устойчивый профессиональный и карьерный рост при реализации постоянно возрастающих требований работодателей.
Литература
1. Количество безработных в Екатеринбурге увеличилось в 12 раз. - URL: https://veved.ru/eburg/ news/ekonomika/153741 -kolichestvo -bezrabotnyh-v-ekaterinburge-uvelichilos-v-12-raz.html (дата обращения: 05.02 2021).
2. В Петербурге почти 80 тыс. безработных. - URL: https://tass.ru/obschestvo/10731725 (дата обращения: 09.02 2021).
3. Пойдут на сокращение. - URL: https://iz. ru/1070747/elena-sidorenko-anna-ivushkina/ neudachnyi-kadr-kazhdaia-piataia-kompaniia-v-rf-pla niruet-sokrashchenie-shtatov (дата обращения: 10.10. 2020).
4. Путин поручил обратить внимание на трудоустройство выпускников в условиях пан-
демии. - URL: https://riamo.ru/article/432644/putin-poruchil-obratit-vnimanie-na-trudoustrojstvo-vypusk-nikov-vuzov-v-usloviyah-pandemii.xl 12 20 2020) (дата обращения: 20.12. 2020).
5. Эпидемиолог раскрыл, как изменится жизнь из-за пандемии. Прогноз неутешительный. -URL: https://yandex.ru/turbo/ura.news/s/news/10524 53631?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 11.10.2020).
6. Нуреев, P. M. Социальные субъекты постсоветской России: история и современность / P. M. Нуреев // Мир России. - 2001. - № 3. - С. 3-66.
7. Рагулина, Ю. В. Рынок труда: структура, методы государственного регулирования / Ю. В. Рагулина, М. Д. Пузырева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 1. - С. 131-134.
8. Глухова, З. В. Региональный рынок труда и формирование механизма социального партнерства / З. В. Глухова, С. С. Стаурский. - Омск, 2009.
9. Михнева, С. Г. Теория и методология системно-эволюционного исследования рынка труда : монография / С. Г. Михнева ; науч. ред. Л. С. Шаховская. - М. : Высшая школа, 2002.
10. Humanities Fall From Favor. Far Fewer Harvard Students Express Interest in Field With Weak Job Prospects // The Wall Street Journal. - 2013. - 6th of June. - URL: http://www.wsj.com/articles/SB1000142 4127887324069104578527642373232184 (дата обращения: 11.10.2020).
11. Gokuladas, V. K. Technical and NonTechnical Education and the Employability of Engineering Graduates: an Indian Case Study / V. K. Gokuladas // International Journal of Training and Development. - 2010. - Vol. 14. - Iss. 2. - P. 131.
12. Groh, M. Reducing Information Asymmetries in the Youth Labor Market of Jordan with Psychomet-rics and Skill Based Tests / M. Groh, D. McKenzie, T. Vishwanath // World Bank Econ. Rev. 29, 2015. P. 106-117.
13. Lissitsa, S. Life Satisfaction in the Internet Age-Changes in the Past Decade / S. Lissitsa, S. Chachashvili-Bolotin // Computers in Human Behavior. - 2016. - 54. - P. 197-206.
14. McGuinness, S. Skills Mismatch: Concepts, Measurement and Policy Approaches / S. McGuinness, K. Pouliakas, P. Redmond // Journal of Economic Surveys. - 2018. - P. 38-46.
15. Стукен, Т. Ю. Качество занятости выпускников на региональных рынках труда / Т. Ю. Стукен // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. -2018. - № 1. - С. 33-39.
16. Tavokin, E. P. Russian Youth in the Labor Market in the Expert Assessments / E. P. Tavokin // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. - 2016. - № 2. - P. 175-184.
17. Чередниченко, Г. А. Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росста-
та) / Г. А. Чередниченко // Социологическая наука и социальная практика. - 2020. - Т. 8, № 3. -С. 108-124.
18. Зубок, Ю. А. Молодые специалисты: про-
блема подготовки и положение на рынке труда / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2015. - № 5. - С. 116.
Меренков Анатолий Васильевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0001-5900-0863
Поступила в редакцию 15 марта 2022 г.
DOI: 10.14529/ssh220211
EMPLOYMENT PLANS FOR YOUNG PROFESSIONALS IN THE PANDEMIC
A. V. Merenkov
Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation
The complicated epidemiological situation that emerged in 2020 has resulted in the unemployment increase in Russia, the emergence of difficulties while searching for a job relevant for the individual needs of university graduates. In this regard, it becomes a vital task to study the changes in employers' requirements for university graduates in the new socio-economic situation. They are forced to compete in the labor market with experienced professionals who have lost their jobs due to staff reductions in many medium- and small-scale businesses or business winding up. There is a need for a prompt restructuring of education at universities in order to train specialists who are able to solve the tasks of overcoming the country's pandemic consequences.
At the end of 2020 in Sverdlovsk region, 580 university graduates in different majors; 80 employers representing large-, medium- and small-scale businesses as well as the system of general and vocational education, health, culture, municipal administration participated in the questionnaire survey. In-depth interviews were conducted with 23 university graduates and 14 employers from different enterprises and organizations. The authors analyzed 35 websites of large organizations providing vacancies for young professionals and 23 websites of small- and medium-sized scale businesses. The study of life plans of university graduates showed that those striving to find a major-based job are confident that the professional competencies acquired will allow them to quickly gain the necessary practical skills. Those looking for a job in a related major believe that developing self-education skills will allow them to learn a new profession. Exaggerated requirements for salary, career advancement, and working conditions dominate employment plans.
Keywords: tertiary education, young professionals, university graduates, pandemic, employment.
References
1. Kolichestvo bezrabotnyh v Ekaterinburge uvelichilos' v 12 raz [The Number of Unemployed in Yekaterinburg Increased 12-fold]. URL: https://veved.ru/eburg/news/ekonomika/153741-kolichestvo-bezrabotnyh-v-ekaterinburge-uvelichilos-v-12-raz.html (data obrashcheniya: 05.02.2021).
2. V Peterburge pochti 80 tys. bezrabotnyh [There are Almost 80 Thousand Unemployed in St. Petersburg]. URL: https://tass.ru/obschestvo/10731725 (data obrashcheniya: 09.02 2021).
3. Pojdut na sokrashchenie [Going Downsizing]. URL: https://iz.ru/1070747/elena-sidorenko-anna-ivushkina/neudachnyi-kadr-kazhdaia-piataia-kompaniia-v-rf-planiruet-sokrashchenie-shtatov (data obrashcheniya: 10.10. 2020).
4. Putin poruchil obratit' vnimanie na trudoustrojstvo vypusknikov v usloviyah pandemii [Putin Instructed to Pay Attention to the Employment of Graduates in a Pandemic]. URL: https://riamo.ru/article/ 432644/putin-poruchil-obratit-vnimanie-na-trudoustrojstvo-vypusknikov-vuzov-v-usloviyah-pandemii.xl 12 20 2020) (data obrashcheniya: 20.12. 2020).
5. Epidemiolog raskryl, kak izmenitsya zhizn' iz-za pandemii. Prognoz neuteshitel'nyj [Epidemiologist Reveals how Life will Change because of the Pandemic. The Prognosis is Disappointing]. URL: https://yandex.ru/turbo/ura.news/s/news/1052453631?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (data obrashcheniya: 11.10.2020).
6. Nureev P.M. Social'nye sub'ekty postsovetskoj Rossii: istoriya i sovremennost' [Social Entities of Post-Soviet Russia: History and Modernity] // Mir Rossii. 2001. № 3. S. 3-66.
7. Ragulina Y.V., Puzyreva M.D. Rynok truda: struktura, metody gosudarstvennogo regulirovaniya [Labor Market: Structure, Methods of State Regulation] // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2014. № 1. S. 131-134.
8. Gluhova Z.V., Staurskij S.S. Regional'nyj rynok truda i formirovanie mekhanizma social'nogo partnerstva [The Regional Labor Market and the Formation of a Social Partnership Mechanism]. Omsk, 2009.
9. Mihneva S.G. Teoriya i metodologiya sistemno-evolyucionnogo issledovaniya rynka truda: monografiya [Theory and Methodology of System-Evolutionary Study of the Labor Market: Monograph]; nauch. red. L.S. Shahovskaya. M.: Vysshaya shkola, 2002.
10. Humanities Fall From Favor. Far Fewer Harvard Students Express Interest in Field With Weak Job Prospects // The Wall Street Journal. 2013. 6th of June. URL: URL: http://www.wsj.com/articles/ SB10001424127887324069104578527642373232184 (data obrashcheniya: 11.10.2020).
11. Gokuladas V.K. Technical and Non-Technical Education and the Employability of Engineering Graduates: an Indian Case Study // International Journal of Training and Development. 2010. Vol. 14. Iss. 2. p. 131.
12. Groh M., McKenzie D., Vishwanath T. Reducing Information Asymmetries in the Youth Labor Market of Jordan with Psychometrics and Skill Based Tests // World Bank Econ. Rev. 2015. 29. P. 106-117.
13. Lissitsa S., Chachashvili-Bolotin S. Life Satisfaction in the Internet Age-Changes in the Past Decade // Computers in Human Behavior. 2016. 54. P. 197-206.
14. McGuinness S., Pouliakas K., Redmond P. Skills Mismatch: Concepts, Measurement and Policy Approaches // Journal of Economic Surveys. 2018. P. 38-46.
15. Stuken T.Y. Kachestvo zanyatosti vypusknikov na regional'nyh rynkah truda [The Quality of Graduate Employment in Regional Labor Markets] // Vestnik KemGU. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i ekonomicheskie nauki. 2018. № 1. S. 33-39.
16. Tavokin E.P. Russian Youth in the Labor Market in the Expert Assessments // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016. № 2. P. 175-184.
17. Cherednichenko G.A. Vypuskniki rossijskih vuzov na rynke truda (dannye oprosa Rosstata) [Russian University Graduates in the Labor Market (Rosstat Survey Data)] // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2020. T. 8, № 3. S. 108-124.
18. Zubok Y.A., Chuprov V.I. Molodyye spetsialisty: problema podgotovki i polozheniye na rynke truda [Young Specialists: the Problem of Education and the Situation on the Labor Market] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2015. № 5. P. 116.
Anatoly V. Merenkov - D. Sc. (Philosophy), Professor, Dean of the Department of Applied Sociology, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (Ekaterinburg), e-mail: [email protected]
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Меренков, А. В. Планы трудоустройства молодых специалистов в условиях пандемии / А. В. Меренков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2022. - Т. 22, № 2. - С. 83-89. Ш1: 10.1 4529^^20211
Received March 15, 2022
FOR CITATION
Merenkov A. V. Employment Plans for Young Professionals in the Pandemic. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2022, vol. 22, no. 2, pp. 83-89. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh220211