Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В ОРИЕНТАЦИЯХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРИЕНТАЦИЯХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
293
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ОРИЕНТАЦИИ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПАНДЕМИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ В ОРИЕНТАЦИЯХ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меренков Анатолий Васильевич

В статье анализируются изменения в ориентациях выпускников вузов на трудоустройство, произошедшие в условиях сложной экономической ситуации, возникшей в результате пандемии коронавируса. Источником эмпирических данных стал онлайн-опрос, проведенный среди студентов Уральского федерального университета и Уральского горного университета. Выявлены основные изменения в ориентациях на трудоустройство среди тех, кто намерен искать работу по специальности, по смежной или не связанной с полученной в вузе. Отмечено увеличение доли желающих найти работу по специальности среди получивших инженерное образование, снижение численности имеющих такую ориентацию среди изучавших естественные, гуманитарные и общественные науки. Показано, что, по мнению респондентов, в условиях сокращения рабочих мест работодатели отдают предпочтение тем, кто владеет новыми программными средствами, может самостоятельно справляться с возникающими трудностями, способен трудиться удаленно, быстро включаясь в новую работу. Среди опрошенных большинство читают себя полностью готовыми к выполнению этих требований. Отмечено, что следует обратить внимание на развитие у студентов способности адекватно оценивать свои возможности при поиске работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Меренков Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERATIONS IN THE CAREER ORIENTATIONS OF UNIVERSITY...GRADUATES TO EMPLOYMENT AMIDST THE PANDEMIC

Based on the materials of empirical studies conducted in 2020 and 2021, the alterations to the employment orientations of university graduates that have occurred amidst the difficult economic situation due to the coronavirus pandemic. The source of empirical data was an online survey conducted in early May 2020 and 2021 amid students of the Ural Federal University, Ural Mining University (Yekaterinburg). The main changes to employment orientations among those who intend to seek employment by profession, related or unrelated to the studies they have taken at university are highlighted. There has been an increase in the proportion who want to seek professional employment among those who have studied engineering and a decrease in the number of those who have such an orientation among those who have studied natural sciences, humanities and social sciences. Respondents showed that in the face of job cuts, employers preferred those who were skilled in new IT tools, able to cope independently, able to work remotely and quickly incorporate into new employment. Among those surveyed, the majority consider themselves fully prepared to meet these requirements. Attention should be paid to developing the ability of students to adequately evaluate their own ability when seeking employment.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В ОРИЕНТАЦИЯХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 25-29. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 25-29.

Научная статья УДК 316.4.066

https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.2

Изменения в ориентациях выпускников вузов на трудоустройство в условиях пандемии Анатолий Васильевич Меренков

Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, anatoly.mer@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5900-0863

Аннотация. В статье анализируются изменения в ориентациях выпускников вузов на трудоустройство, произошедшие в условиях сложной экономической ситуации, возникшей в результате пандемии коро-навируса. Источником эмпирических данных стал онлайн-опрос, проведенный среди студентов Уральского федерального университета и Уральского горного университета. Выявлены основные изменения в ориентациях на трудоустройство среди тех, кто намерен искать работу по специальности, по смежной или не связанной с полученной в вузе. Отмечено увеличение доли желающих найти работу по специальности среди получивших инженерное образование, снижение численности имеющих такую ориентацию среди изучавших естественные, гуманитарные и общественные науки. Показано, что, по мнению респондентов, в условиях сокращения рабочих мест работодатели отдают предпочтение тем, кто владеет новыми программными средствами, может самостоятельно справляться с возникающими трудностями, способен трудиться удаленно, быстро включаясь в новую работу. Среди опрошенных большинство читают себя полностью готовыми к выполнению этих требований. Отмечено, что следует обратить внимание на развитие у студентов способности адекватно оценивать свои возможности при поиске работы.

Ключевые слова: трудоустройство, рынок труда, выпускники вузов, ориентации на трудоустройство, направления подготовки, требования работодателей, пандемия, изменения в ориентациях на трудоустройство

Для цитирования: Меренков А.В. Изменения в ориентациях выпускников вузов на трудоустройство в условиях пандемии // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 25-29. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.2.

Original article

Alterations in the career orientations of university graduates to employment amidst the pandemic

Anatoly V. Merenkov

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, anatoly.mer@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5900-0863

Abstract. Based on the materials of empirical studies conducted in 2020 and 2021, the alterations to the employment orientations of university graduates that have occurred amidst the difficult economic situation due to the coronavirus pandemic. The source of empirical data was an online survey conducted in early May 2020 and 2021 amid students of the Ural Federal University, Ural Mining University (Yekaterinburg). The main changes to employment orientations among those who intend to seek employment by profession, related or unrelated to the studies they have taken at university are highlighted. There has been an increase in the proportion who want to seek professional employment among those who have studied engineering and a decrease in the number of those who have such an orientation among those who have studied natural sciences, humanities and social sciences. Respondents showed that in the face of job cuts, employers preferred those who were skilled in new IT tools, able to cope independently, able to work remotely and quickly incorporate into new employment. Among those surveyed, the majority consider themselves fully prepared to meet these requirements. Attention should be paid to developing the ability of students to adequately evaluate their own ability when seeking employment.

Keywords: Employment, labor market, university graduates, employment orientations, training areas, employers' requirements, pandemic, employment orientation alterations

For citation: Merenkov A.V. Alterations in the career orientations of university graduates to employment amidst the pandemic // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 25-29. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.2.

Введение. В 2021 году продолжается пандемия, оказывая существенное влияние на развитие экономик разных стран, включая Россию. Периодически вводятся ограничения на деятельность учреждений образования, культуры, общественного питания, туризма. Часть сотрудников переводят на дистанционный формат работы. Не удается войти в привычный ритм трудовой деятельности предприятиям, организациям крупного, среднего и малого бизнеса, обеспечивая

устойчивую занятость работников. Анализ экономического состояния страны в начальный период пандемии показал, что уровень безработицы в июне - августе 2020 года составил 6,3 %, что на 1,9 пункта выше, что в предшествующем 2019 году. За этот период увеличилось количество регионов, в которых был отмечен рост безработицы на 10 %, в два раза - с 6 до 13 % [1]. В крупном промышленном регионе, которым является Свердловская область, также произошло увеличение ее показателей - с 4,2 % до 5,8 %. Государство оказало материальную помощь оставшимся без работы, подняв максимальное пособие до 13,9 тыс. р. в месяц [2].

Росстат в июне 2021 года объявил о том, что в стране в результате начавшегося общего подъема производства происходит возвращение уровня безработицы к тому, который был до пандемии, - 4,9 %. (в мае 2021 года 3,685 млн человек получили статус безработных) [3]. При этом отмечается, что количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, примерно в два раза больше. По данным Свердловскстата, уровень безработицы на Среднем Урале за I квартал 2021 года составил 4,8 %. До пандемии в тот же период 2020-го он был равен 4,5 % [4].

Существенно возросла доля имеющих высшее образование среди тех, кто ищет работу. В 2020 году среди безработных 21 % составляли те, кто окончил вуз, в 2019 году их было 15,7 % [5].

Происходящие в экономике изменения актуализируют проблему изучения ориентаций на трудоустройство выпускников вузов. В 2020 году многие из них в связи с общим падением производства, закрытием части предприятий, особенно малого бизнеса, столкнулись с проблемой поиска работы по специальности или близкой к ней. В 2021 году увеличение спроса работодателей на специалистов, способных активно участвовать в ускорении темпов преодоления последствий пандемии, должно было повлиять на ориентации выпускников, определяющих поиск желаемого места реализации приобретенных компетенций. Целью статьи является выявление изменений в ориентациях молодых специалистов на трудоустройство, произошедших с 2020 года по 2021 год.

Методология и методы. Методологической основой нашего исследования стали работы социологов, в которых рассматриваются факторы, влияющие на трудоустройство молодых специалистов, получивших высшее образование. В исследовании Н.В. Горбуновой анализируются стратегии поиска работы на рынке труда, которые применялись выпускниками разных вузов в нулевые годы нового столетия [6]. Е.В. Маслова выявила влияние сформированных во время учебы профессиональных компетенций выпускников вузов на результаты поиска ими желаемой работы [7]. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров рассматривают типичные проблемы, возникающие при подготовке молодых специалистов и их трудоустройстве после окончания учебы [8]. Эффективность этой деятельности определяется представлениями о том, какое трудоустройство можно считать успешным для выпускников разных направлений подготовки [9]. Г.А. Чередниченко провела анализ опроса Рос-стата РФ выпускников вузов 2010-2015 гг., проведенный в 2016 году. Исследователем выявлен уровень занятости, безработицы в целом и по отдельным специальностям обучения, распределения занятых по месту основной работы [10]. С.Ю. Демиденко представила обзор материалов круглого стола, на котором рассматривались результаты исследования «Молодежь и ее работа», проведенного в 2018 г. с использованием микс-стратегии, в рамках которого изучались актуальные проблемы трудоустройства молодежи в условиях нехватки рабочих мест, степень удовлетворенности выпускников трудом, результаты адаптации к требованиям работодателей [11]. Названные работы социологов позволили нам сформировать представление о содержании ориентаций выпускников вузов на трудоустройство и основные факторы, влияющие на их реализацию.

Изменения в экономике, возникшие в условиях пандемии, потребовали от молодых специалистов, только получивших диплом о высшем образовании, внести коррективы в жизненные планы. С целью выявления актуальных тенденций в трудоустройстве в 2020 и в 2021 годах нами было проведено социологическое исследование с участием выпускников Уральского федерального университета и Уральского государственного горного университета. Методом анкетирования в 2020 году было опрошено 620 человек, в 2021 г. - 430. Среди респондентов - 58 % женщин, 42 % мужчин в возрасте 21-24 лет. Методом глубинного интервью было охвачено 20 выпускников бакалавриата и магистратуры.

Результаты исследования. Исследование показало, что среди окончивших вуз традиционно выделяются три группы молодых людей в зависимости от их готовности искать работу по специальности, по смежной с ней или не связанной с полученной в вузе. В 2020 году намеревались работать по профилю 47 % получивших инженерную подготовку, 37 % специалистов гуманитарной сферы и сферы общественных наук, 51 % выпускников естественно-научной, математической направленности и специалистов по информационным технологиям. В 2021 году ориентации выпускников изменились. Наиболее это заметно среди тех, кто намерен трудиться по специальности. Таких среди молодых инженеров стало 56 %. Опрошенные приводили следующие аргументы. «Я знаю, что большие заводы продолжали работать в 2020 году. Их фактически

не останавливали даже во время локдауна. У некоторых увеличилась потребность в специалистах... Буду пытаться найти работу по специальности» (муж., энергетик). Респондентами отмечалось, что на предприятиях металлургической промышленности растет заработная плата: «Там, где мы проходили производственную практику, подняли зарплату благодаря росту потребностей в производимой продукции. Она всегда будет востребована» (муж., металлург); «Я оканчиваю строительный институт, в Екатеринбурге продолжают строить жилье. Найду работу проектировщика» (жен., строитель).

Важно подчеркнуть, что намерения молодых специалистов, получивших инженерное образование, опираются на реальные возможности, возникшие в результате развития экономики Свердловской области в январе - мае 2021 года. «Объем отгруженной промышленной продукции... составил 1143,6 млрд р., или 124 % к уровню января - мая 2020 года в действующих ценах, в том числе: обрабатывающие производства - 923,1 млрд р., или 119,7 %, обеспечение электрической энергией, газом и паром - 120,5 млрд р., или 115,4 %, добыча полезных ископаемых -59,1 млрд р., или в 1,9 раза. По данным Свердловскстата, в январе - мае 2021 года за счет всех источников финансирования введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 934,6 тыс. кв. метров, что в 1,5 раза выше уровня января - мая 2020 года» [12].

Среди получивших в 2021 году профильное образование по химии, физике, биологии, математике, информационным технологиям отмечается снижение количества планирующих трудиться по специальности с 51 % до 44 % в тех организациях, которые прежде принимали на работу выпускников соответствующих факультетов. В первую очередь это вызвано сокращением заказов на услуги таких работников в лабораториях, отделах при уменьшении объемов производства на ряде предприятий. Однако более значимым фактором оказался переход в условиях пандемии многих специалистов на удаленную работу. У работодателей снизилась потребность брать сотрудников в качестве постоянно трудоустроенных. Стало выгоднее давать заказы тем, кто официально оформляет себя как самозанятый и выполняет работу на дому. В этом случае не нужно платить за него налог в пенсионный фонд, предоставлять социальный пакет, обеспечивать требуемые условия труда и т. п. К тому же данная категория работников получила в 2020 году от государства некоторые льготы по налогообложению. Оформить себя таким специалистом стало выгодно для самого труженика. Видимо, по этой причине «за последние восемь месяцев число самозанятых выросло примерно на 1 млн - до 2,4 млн., как сообщил на Петербургском международном экономическом форуме глава Минтруда Антон Котяков» [13].

В ходе опроса один из респондентов выразил следующее мнение: «У меня есть знакомый, который несколько лет назад окончил наш факультет. Он стал работать в прошлом году самозанятым. Считает, это лучше, так как больше свободы, сам распоряжаешься временем, ищешь то, что тебе интересно... Попытаюсь попробовать работать самостоятельно» (муж., программист).

Такие специалисты, с одной стороны, чаще всего выполняют работу, связанную с полученной специальностью. С другой стороны, их трудовая деятельность включает целый перечень новых занятий: поиск заказчика, оформление договоров на выполнение определенных работ, документов на получение гонорара, взаимодействие с налоговыми органами.

Среди получивших образование по гуманитарным и общественным наукам в 2021 году произошло сокращение ориентированных на работу по специальности с 37 % до 26 %. Основной причиной такого поворота стало то, что в организациях, которые прежде брали на работу окончивших исторический, филологический, психологический факультет, получивших образование по социологии, политологии, международным отношениям, искусствоведению, произошло существенное сокращение штата. В течение всего прошлого года и в первой половине настоящего музеи, театры, концертные залы, исследовательские центры периодически закрывались, работали с меньшей нагрузкой, не гарантируя постоянное трудоустройство сотрудникам. Подтверждением сказанному служит сообщение одного из респондентов: «Я знаю, что многие выпускники прошлого года так и не нашли работу по специальности. Устроились по смежной или вообще другой» (жен., искусствовед).

Подавляющее большинство тех, кто окончил вуз в 2021 году и хочет работать по специальности, считают, что основным требованием работодателей к выпускникам вузов является наличие практических навыков (82 %); умение приобретать новые знания и умения - 73 %; ответственное отношение к делу - 61 %. Более полно информированы о требованиях работодателей выпускники инженерных специальностей. Они получили эти знания в основном во время производственной практики.

Опрошенные предполагают, что в условиях сокращения рабочих мест во время пандемии повысились требования работодателей к умениям работника. Среди них респонденты назвали следующие: оперативно овладевать новыми программными средствами - 74 %, самостоятельно

справляться с возникающими трудностями - 63 %, работать удаленно - 62 %, быстро включаться в новую работу - 62 %. Большинство опрошенных считают себя полностью готовыми к новым требованиям - 56 % участников исследования, частично - 28 %.

Станут искать работу, обращаясь к сайтам организаций 76 % выпускников, с помощью знакомых - 46 % молодых специалистов.

Основными требованиями к желаемой должности являются: перспективы карьерного роста - для 68 % респондентов, возможности профессионального развития - для 65 % опрошенных. В этом отношении ситуация практически не изменилась с 2020 года.

Работать по смежной специальности среди получивших инженерное образование в 2020 году намеревались 19 %, а через год - уже 17 %. Причины остались прежние. Во-первых, приобретенная специальность не очень востребована в областном центре, где хотят найти работу опрошенные. Это касается в первую очередь выпускников горного университета, изучавших горное дело, технологию геологической разведки. Во-вторых, не всех молодых специалистов устраивает предлагаемая работодателями заработная плата.

Факторами, побуждающими работать по смежной специальности среди получивших естественно-научное образование, являются не только трудности в поиске работы, соответствующей профессии. В условиях пандемии возросла потребность в химиках, биологах, готовых работать в центрах, ведущих анализ тестов на наличие вирусной инфекции, антител. Их специалисты имеют достаточно высокие заработки. Поэтому среди выпускников 2021 года возросла с 28 % до 42 % доля ориентированных на трудоустройство по смежной специальности.

Также увеличилось количество выпускников гуманитарной подготовки, готовых заниматься трудом, позволяющим хотя бы частично использовать полученные знания и умения. Таких стало 34 %, что на 8 % больше, чем в 2020 году.

Среди планирующих после окончания вуза в 2021 году трудиться по смежной специальности 69 % приняли такое решение из-за трудностей найти работу по профилю (больше всего -среди гуманитариев). 27 % опрошенных заявили, что им будет труднее найти работу, так как работодатели предъявляют к ним те же требования, что и к имеющим специальное образование. 41 % респондентов опасаются отказа в работе по этой причине, а 38 % - ожидают снижения зарплаты. Однако, несмотря не отсутствие нужного образования, 77 % выпускников ищут работу, которая позволит им осуществить карьерный рост, а 72 %молодых специалистов хотят трудиться в комфортных условиях.

В целом среди опрошенных возросла доля тех, кто еще не определился с возможным будущим местом работы, - с 18 % до 24 % в 2021 году. Больше всего их среди гуманитариев -27 %. Намерены трудиться не по специальности около 10 % тех, кто дал ответ на этот вопрос. Один из респондентов заявил: «Пока я не могу точно сказать, где я буду работать, но скорее всего не по специальности... Надо было получить высшее образование. Родители искали ту специальность, на которую был низкий конкурс. Поступил, убедился, что это точно не мое» (муж., механик).

Большинство ориентированных на работу не по специальности считают, что они смогут успешно справляться с обязанностями организатора различных мероприятий - 74 %, стать менеджерами в сфере образования, искусства, торговли - 67 %. Желаемой сферой их деятельности является та, где нужно работать с людьми, проявлять коммуникативные навыки. Приобретенные в процессе обучения в вузе универсальные компетенции помогут им за сравнительно короткое время освоить новую работу. Респонденты (62 %) понимают, что работодатели будут предъявлять к ним такие же требования, как и к молодым специалистам, имеющим профильное для этой специальности образование. Однако опрошенные считают, что они способны самостоятельно приобрести необходимые трудовые навыки, научиться качественно выполнять свои обязанности, осваивая новые виды работы.

Выпускники, ищущие работу не по специальности, и сами предъявляют определенные требования к организации, в которой станут трудиться. Они согласятся устроиться, если имеются перспективы карьерного роста (63 %), гарантируется достаточно высокая заработная плата (67 %) и приемлемые условия труда (57 %).

Заключение. Исследования показали, что выпускники вузов оперативно реагируют на изменения, которые происходят на рынке труда в условиях продолжающейся пандемии и адаптации экономики страны, региона к новым условиям работы. При трудоустройстве они выбирают те предприятия, организации, которые находят возможности наращивать объемы производства, привлекая молодых специалистов. Возрастает ценность труда по специальности, позволяя полнее и быстрее осваивать новые требования работодателей к выпускникам вузов. В то же время выпускники, ориентированные на работу по смежной специальности или не связанной с той, ко-

торую получили в вузе, считают, что они смогут, обучаясь у более опытных сотрудников, за короткое время приобрести необходимые навыки для работы на новом поприще. Проявляется некоторая самоуверенность, которая может осложнить процесс формирования личности в качестве ценного для работодателя специалиста, предъявляющего такие же требования к уровню заработной платы, условиям труда, возможностям карьерного роста, как и выпускники, имеющие профильное образование. В связи с этим актуальной задачей становится развитие у студентов способности адекватно оценивать свои возможности, перспективы при поиске первого места работы, готовя себя к конкурентной борьбе за желаемое трудоустройство.

Список источников:

В России за год выросло число регионов с повышенным уровнем безработицы [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f961 cd89a7947ecd81 a29d1?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 17.01.2021).

В Свердловской области уровень безработицы за ковидный год вырос в полтора раза [Электронный ресурс] // ZNAK. URL: https://www.znak.com/2021-03-30/v_sverdlovskoy_oblasti_uroven_bezraboticy_za_kovidnyy_god_vyros_v_poltora_raza (дата обращения: 05.04.2021).

В России сократилось число зарегистрированных безработных [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1182613/2021 -06-22/v-rossii-sokratilos-chislo-zaregistrirovannykh-bezrabotnykh (дата обращения: 05.07.2021 ). Уровень безработицы в Свердловской области приближается к доковидным показателям [Электронный ресурс] // Облгазета.ру. URL: https://www.oblgazeta.ru/economics/123994/ (дата обращения: 4.07.2021). В Свердловской области уровень безработицы за ковидный год вырос в полтора раза ...

Горбунова Н.В. Стратегии поведения молодого специалиста на рынке труда в условиях конкуренции. М., 2012. 112 с. Маслова Е.В. Рынок труда и регулирование занятости: развитие профессиональных компетенций и способности трудоустройства молодых специалистов. Воронеж, 2017. 121 с.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5 (373). С. 114-122.

Степанова Ю.Б. Успешное трудоустройство в представлениях выпускников образовательных организаций высшего образования (по результатам социологических исследований) // Среднерусский вестник общественных наук. Серия: Социология. 2017. Т. 12, № 6. С. 75-83. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2017-12-6-75-83.

Чередниченко Г.А. Положение на рынке труда выпускников вузов (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. 2018. № 11 (415). С. 95-105. https://doi.org/10.31857/S013216250002789-0. Демиденко С.Ю. Трудоустройство, карьера, мобильность молодежи: институциональные и личностные факторы // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 160-162. https://doi.org/10.31857/S013216250008523-8. Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области в январе - мае 2021 года [Электронный ресурс] // Министерство экономики и территориального развития Свердловской области. URL: http://economy.midural.ru/con-tent/osnovnye-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-mae-2021 (дата обращения: 07.07.2021) В России прорабатывают создание новых форм занятости. [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1182613/2021 -06-22/v-rossii-sokratilos-chislo-zaregistrirovannykh-bezrabotnykh (дата обращения: 15.07.2021 ).

Информация об авторе А.В. Меренков - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=158726.

Information about the author A.V. Merenkov - D.Phil., Professor, Head of the Applied Sociology Department, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=158726.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.08.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.