Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРИЧИН И ФАКТОРОВ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИТУАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ ПРИ УНИВЕРСИТЕТЕ"'

ДИНАМИКА ПРИЧИН И ФАКТОРОВ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИТУАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ ПРИ УНИВЕРСИТЕТЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпикова Ирина Серафимовна, Хитрова Елена Михайловна

Статья посвящена рассмотрению результатов социологического исследования причин и факторов, определяющих образовательные траектории студентов среднего профессионального образования. Тенденцией последних лет в сфере профессионального образования становится постепенное увеличение количества выпускников школ, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, при одновременном снижении числа выпускников, поступающих на программы высшего образования. Сказанное объясняет актуальность изучения в динамике структуры причин и факторов, обусловливающих профессионально-образовательные траектории. Также авторами обоснована необходимость учета факторов, связанных при проведении подобных исследований особенностей той или иной категории учреждений среднего профессионального образования, к одной из которых относятся колледжи при вузах. Авторами было проведено два раунда анкетного опроса в 2018 и 2023 гг. студентов старших курсов всех специальностей Колледжа Байкальского государственного университета. Мониторинговый характер опроса дал возможность рассмотреть динамику структуры причин и факторов поступления в «колледж при университете» и определить изменения предпочтительных профессионально-образовательных траекторий студентов после получения ими среднего профессионального образования. Отмечены значительные отличия по изучаемым вопросам между студентами, обучающимися на базе основного и среднего общего образования. В целом наблюдается общее снижение значимости фактора возможности поступления в вуз без сдачи единого государственного экзамена после окончания колледжа. Для обучающихся на базе 9-ти классов возросло значение факторов, связанных с возможностью более быстрого получения профессии и рабочего места. Анализ динамики образовательных намерений выявил значимое снижение интереса к дальнейшему обучению в вузе как в ближайшей так и отдаленной перспективе, что особенно выражено среди поступивших в колледж на базе основного общего образования. В целом полученные данные подтверждают общую тенденцию укрепления значимости среднего профессионального образования как самостоятельного образовательного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпикова Ирина Серафимовна, Хитрова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CAUSES AND FACTORS OF OBTAINING SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: THE SITUATION OF "COLLEGE AT THE UNIVERSITY"

The article is devoted to the results of a sociological study of the causes and factors determining the educational trajectories of students of secondary vocational education. The trend of recent years in the field of vocational education has been a gradual increase in the number of school graduates entering secondary vocational education institutions, while at the same time reducing the number of graduates entering higher education programs. The above explains the relevance of studying the dynamics of the structure of causes and factors that determine professional and educational trajectories. The authors also substantiate the need to take into account the factors associated with conducting such studies of the characteristics of a particular category of secondary vocational education institutions, one of which includes colleges at universities. The authors conducted two rounds of a questionnaire survey in 2018 and 2023 of senior students of all specialties of the Baikal State University College. The monitoring nature of the survey made it possible to consider the dynamics of the structure of the reasons and factors of admission to the «ollege at the university» and to determine changes in the preferred professional and educational trajectories of students after they receive secondary vocational education. There are significant differences in the studied issues between students studying on the basis of basic and secondary general education. In general, there is a general decrease in the importance of the factor of the possibility of entering a university without passing a unified state exam after graduation from college. For students on the basis of 9th grades, the importance of factors related to the possibility of obtaining a profession and a workplace more quickly has increased. The analysis of the dynamics of educational intentions revealed a significant decrease in interest in further education at the university both in the near and long term, which is especially pronounced among those enrolled in college on the basis of basic general education. In general, the data obtained confirm the general trend of strengthening the importance of secondary vocational education as an independent educational level.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРИЧИН И ФАКТОРОВ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИТУАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ ПРИ УНИВЕРСИТЕТЕ"»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN223.pdf

DOI: 10.15862/45PDMN223 (https://doi.org/10.15862/45PDMN223)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Карпикова, И. С. Динамика причин и факторов получения среднего профессионального образования: ситуация «колледж при университете» / И. С. Карпикова, Е. М. Хитрова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN223.pdf DOI: 10.15862/45PDMN223

For citation:

Karpikova I.S., Khitrova E.M. Dynamics of causes and factors of obtaining secondary vocational education: the situation of «college at the university». World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 45PDMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15862/45PDMN223

Карпикова Ирина Серафимовна

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия

Доцент кафедры «Социологии и психологии» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: ikarpikova@mail.ru ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8313-9646 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=499660 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56809363000

Хитрова Елена Михайловна

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия

Колледж Директор

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: kotpro95@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5002-8402 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=129010

Динамика причин и факторов получения среднего профессионального образования: ситуация «колледж при университете»

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению результатов социологического исследования причин и факторов, определяющих образовательные траектории студентов среднего профессионального образования. Тенденцией последних лет в сфере профессионального образования становится постепенное увеличение количества выпускников школ, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, при одновременном снижении числа выпускников, поступающих на программы высшего образования. Сказанное объясняет актуальность изучения в динамике структуры причин и факторов, обусловливающих профессионально-образовательные траектории. Также авторами обоснована необходимость учета факторов, связанных при проведении подобных исследований особенностей той или иной категории учреждений среднего профессионального образования, к одной из которых относятся колледжи при вузах. Авторами было проведено два раунда анкетного опроса в 2018 и 2023 гг. студентов старших курсов всех специальностей Колледжа Байкальского государственного университета. Мониторинговый характер опроса дал возможность рассмотреть динамику структуры причин и факторов поступления в «колледж при университете» и определить изменения предпочтительных профессионально-образовательных траекторий студентов после получения ими среднего профессионального образования.

Отмечены значительные отличия по изучаемым вопросам между студентами, обучающимися на базе основного и среднего общего образования. В целом наблюдается общее снижение значимости фактора возможности поступления в вуз без сдачи единого государственного экзамена после окончания колледжа. Для обучающихся на базе 9-ти классов возросло значение факторов, связанных с возможностью более быстрого получения профессии и рабочего места. Анализ динамики образовательных намерений выявил значимое снижение интереса к дальнейшему обучению в вузе как в ближайшей так и отдаленной перспективе, что особенно выражено среди поступивших в колледж на базе основного общего образования. В целом полученные данные подтверждают общую тенденцию укрепления значимости среднего профессионального образования как самостоятельного образовательного уровня.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; колледж; высшее образование; основное среднее образование; общее среднее образование; образовательная траектория; единый государственный экзамен

Введение

К числу формирующихся в последние годы тенденций в сфере профессионального образования относится постепенное неуклонное увеличение количества выпускников школ, получающих свою первую специальность в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), при одновременном снижении числа выпускников, поступающих на программы высшего образования, и тенденцию эту мы наблюдаем начиная с середины 2010-х гг. В условиях высокой значимости и востребованности на рынке труда прикладных квалификаций, а в некоторых отраслях экономики квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена занимают в структуре кадрового потенциала до 60-80 % [1, с. 18], формирование подобной тенденции активно поддерживается на уровне государства путем реализации такого проекта как Профессионалитет, предполагающего активное участие в образовательном процессе потенциальных работодателей и позволяющего выпускнику СПО в сокращенные сроки получить требуемую специальность. Отметим, что складывающийся тренд подтверждается данными статистики образования (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности обучающихся по уровням профессионального образования

Уровни профессионального образования Численность обучающихся, на начало учебного года, тыс. чел.

2009/ 2010 2011/ 2012 2013/ 2014 2015/ 2016 2017/ 2018 2019/ 2020 2021/ 2022

Программы подготовки специалистов среднего звена 2142,1 2081,7 1982,1 2180,2 2387,7 2576,2 2856,2

Программы высшего образования 7418,8 6490,0 5646,7 4766,5 4245,9 4068,3 4044,2

Составлено авторами на основе данных статистических сборников1

Быстрый рост количества обучающихся в системе среднего профессионального образования актуализирует решение вопросов, связанных с ее развитием и перспективами. Число поступивших на программы СПО в 2020 г. впервые превысило количество продолживших свое обучение в системе высшего образования [2, с. 59-60], в связи с чем ряд

1 Образование в цифрах: 2013: кр. стат. сб. — М.: НИУ ВШЭ, 2013. — С. 38-41; Образование в цифрах: 2016: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Г.Г. Ковалева и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — С. 38-40; Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — С. 42-44; Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — С. 50-52; Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — С. 41-43.

исследователей и практиков высказывают обоснованные сомнения в готовности сферы среднего профессионального образования принять на обучение всех желающих в ситуации сохранения сложившегося тренда [2; 3].

Принятие управленческих решений, связанных с развитием и перспективами системы СПО [3-6], не может не опираться на изучение причин повышения и поддержания спроса населения на получение профессионального образования данного уровня, анализ соответствующих мотивационно-поведенческих аспектов. Важной задачей при этом становится выявление роли и значимости отдельных факторов в принятии обучающимися и их родителями решения о получении образования в учреждениях СПО.

В проводимых в последние годы исследованиях данного аспекта функционирования системы среднего профессионального образования, результаты которых изложены в ряде публикаций [7-11], в качестве важнейшей и даже основной причины повышения интереса к рассматриваемому нами уровню профессионального образования отмечается так называемый «фактор единого государственного экзамена (ЕГЭ)». Постепенное усложнение процедуры прохождения единого государственного экзамена не только изменило соотношение числа обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования в пользу последнего, но и привело к увеличению в структуре студентов СПО поступивших после окончания 9-го класса. Согласно данным статистики профессионального образования, за период 2005-2021 гг. доля выпускников 9-х классов в численности поступивших на программы СПО выросла с 38,6 % до 73,1 % [11, с. 23].

В то же время перечень факторов увеличения количества студентов в учреждениях среднего профессионального образования характеризуется разнообразием, включая в себя аспекты, связанные с оценкой складывающейся ситуации на рынке труда, интересом к отдельным специальностям, профессиональными и материальными перспективами. При этом структура причин и факторов, обусловливающих выбор определенных образовательных траекторий, подвержена изменениям, что актуализирует мониторинговую составляющую проводимых исследований, позволяющих оценивать структуру факторов в динамике.

Изучение тенденций, формирующихся в сфере среднего профессионального образования, должно также учитывать неоднородность системы учреждений СПО. В самом общем виде колледжи, являющиеся на сегодняшний день наиболее распространенным типом учреждений системы среднего профессионального образования, могут быть сгруппированы с позиции образовательно-профессиональных траекторий выпускников следующим образом:

1. Узкопрофильные колледжи, работающие в тесном контакте с одним или несколькими крупными работодателями.

2. Многопрофильные колледжи, ориентированные на открытый рынок труда.

3. Колледжи при вузах, выпускники которых в большей степени «заточены» на получение в дальнейшем высшего образования [12].

Принадлежность учреждения СПО к той или иной вышеназванной группе гипотетически определяет преимущественную направленность обучающихся в нем студентов при выборе дальнейшей траектории — ориентация на более раннее профессиональное самоопределение в условиях выхода на рынок труда либо продолжение образования в вузе. Фактически же рассматривать влияние указанного фактора необходимо во взаимосвязи с другими процессами и тенденциями. Так процесс массового вхождения техникумов и колледжей в состав учреждений высшего образования, который наиболее активно происходил на рубеже 1990-2000-х гг. в рамках концепции построения системы непрерывного образования [13-15], на практике привел к значительному увеличению количества выпускников СПО, продолживших свое обучение в вузе сразу же после окончания колледжа. В то же время

исследованиями было неоднократно подтверждено, что значительная часть выпускников региональных многопрофильных колледжей и техникумов также рассматривала получение среднего профессионального образования лишь в качестве этапа на пути к обучению в вузе [7], а в период начала действия «фактора ЕГЭ» данная тенденция только усилилась.

С другой стороны, важнейшим фактором, определяющим образовательно-профессиональные траектории и мотивацию обучающихся в системе среднего профессионального образования, является состояние рынка труда в аспекте востребованности работодателями выпускников СПО [16-18]. Также к значимым факторам может быть отнесено снижение либо повышение престижа уровней образования. Например, снижение в обществе престижа высшего образования приводит к уменьшению его востребованности среди выпускников учреждений среднего профессионального образования, функционирующих, в том числе в структуре вузов.

Актуальность оценки тенденций формирования структуры причин и факторов выбора обучающимися СПО в качестве предпочтительного уровня образования предопределила содержание данной работы, цель которой состоит в рассмотрении динамики причин и факторов получения среднего профессионального образования студентами колледжа, входящего в структуру университета. Изучение данного вопроса проводилось среди студентов, обучающихся на программах среднего профессионального образования в Байкальском государственном университете.

Характеризуя «поле» проведенного исследования, отметим, что реализация программ среднего профессионального образования началась в Байкальском государственном университете (ранее — Иркутский институт народного хозяйства, Байкальский государственный университет экономики и права) еще в середине 1990-х гг. — в первую волну присоединения техникумов к вузам. В тот период в структуру университета был включен лесотехнический техникум, на базе которого продолжилась реализация образовательных программ по специальностям лесного профиля, а также были открыты специальности среднего профессионального образования в области экономики и права. Через 10 лет к вузу присоединился торгово-экономический колледж с соответствующим набором специальностей в сфере экономики, торговли и сервиса.

В настоящее время в Колледже Байкальского государственного университета реализуются 12 программ среднего профессионального образования по 8 укрупненным группам специальностей: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника; 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии; 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия; 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство; 38.00.00 Экономика и управление; 40.00.00 Юриспруденция; 43.00.00 Сервис и туризм; 46.00.00 История и археология. На всех из них осуществляется обучение на базе основного среднего образования (9-ти классов) и общего среднего образования (11-ти классов).

Оценка динамики причин и факторов получения среднего профессионального образования проводилась на основе результатов двух раундов анкетного опроса студентов старших курсов очной формы обучения, проведенного с интервалом в пять лет — в апреле — мае 2018 г. и в марте — апреле 2023 г. В выборочную совокупность вошли представители всех специальностей пропорционально количеству обучающихся. Также при формировании выборочной совокупности было учтено соотношение студентов, получающих специальность на базе основного и на базе среднего общего образования. С учетом увеличения общего контингента обучающихся колледжа с 2200 чел. в 2018 г. до 3600 чел. в 2023 г. количество

Методы

респондентов также было увеличено с 475 до 722 чел. соответственно. Объем выборки при этом в обоих случаях составил 25 % от числа обучающихся очно.

Содержание вопросов анкеты дало возможность не только рассмотреть динамику структуры причин и факторов поступления в «колледж при университете», но и определить, какие изменения характеризуют предпочтительные профессионально-образовательные траектории респондентов после получения ими среднего профессионального образования.

Результаты

При изучении структуры причин и факторов поступления в колледж авторы еще при проведении первого исследования придерживались гипотезы о том, что различия между обучающимися, поступившими на базе основного и среднего общего образования, весьма существенны. Анализ полученных ответов подтверждает первоначальное предположение (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «По каким основным причинам Вы решили получить среднее профессиональное образование?» по степени значимости причин

Наиболее распространенные варианты ответов для обучающихся на базе 9-ти классов Доля ответивших по годам, в % Наиболее распространенные варианты ответов для обучающихся на базе 11-ти классов Доля ответивших по годам, в %

2018 г. 2023 г. 2018 г. 2023 г.

Захотел быстрее обрести самостоятельность, получить профессию и идти работать 21,4 23,9 Низкие баллы ЕГЭ не позволили сразу поступить в вуз, а после окончания обучения смогу поступить в вуз без результатов ЕГЭ 46,2 47,7

Смогу поступить в вуз не сдавая ЕГЭ 21,2 16,4 В колледже можно быстрее получить профессию, чем в вузе, и идти работать 18,6 18,7

Решил одновременно получить среднее образование и профессию 20,6 17,9 Послушался совета родителей, родственников, знакомых 12,2 15,4

Послушался совета родителей, родственников, знакомых 18,8 16,8 Обучение в вузе слишком дорогое, а в колледже оплата меньше 10,9 7,8

Получать среднее профессиональное образование сейчас престижно 7,1 10,1 Получать среднее профессиональное образование сейчас престижно 4,5 3,7

Составлено авторами на основе эмпирических данных

При ответе на данный вопрос респондент мог выбрать два варианта ответа, поэтому в ходе обработки результаты были приведены к итогу в 100 %. Кроме того, в таблице 2 не указаны варианты причин поступления, набравшие незначительное количество ответов респондентов.

Изучение структуры причин в динамике позволяет сделать вывод о том, что произошедшие за пять лет изменения незначительны, особенно для студентов колледжа, поступивших на базе среднего общего образования (11 классов). По-прежнему около половины из них рассматривают получение среднего профессионального образования в качестве вынужденной «ступеньки» в вуз, не набрав необходимых баллов по итогам ЕГЭ, а все остальные причины поступления для респондентов гораздо менее значимы.

В то же время для обучающихся на базе основного общего образования (9-ти классов) изменения структуры причин носят более выраженный и направленный характер. Наблюдается изменение рангов значимости тех или иных причин. В частности, уменьшение количества обучающихся после 9-го класса, рассматривающих обучение в колледже в качестве

возможности поступления в вуз без сдачи ЕГЭ, переместило данную причину по значимости со 2-го места на 3-е. Одновременно мы видим некоторое укрепление важности для обучающихся на базе 9-го класса профессиональной составляющей, возможности раньше начать работать по полученной в колледже профессии. Также обращает на себя внимание факт небольшой позитивной динамики престижа среднего профессионального образования как фактора выбора данного уровня образования.

Динамика значимости возможности получения высшего образования на основе СПО верифицируется ответами на вопрос о причинах выбора конкретного колледжа. Вариант ответа «колледж находится при университете, есть возможность дальше получить высшее образование на более легких условиях» в целом в структуре ответов переместился со 2-го на 1-е место, но при этом доля респондентов, выбравших данную причину, снизилась с 28,6 % до 26,4 %, что подтверждает рассмотренную нами ранее тенденцию снижения значимости фактора выбора СПО в качестве «ступеньки в вуз» для обучающихся на базе 9-ти классов.

Наибольшую определенность в изучении значимости фактора возможности получения выпускниками СПО высшего образования вносит ответ респондентов на вопрос «Планируете ли Вы получать высшее образование после окончания учебы?». Анализ ответов в динамике был проведен как в разрезе специальностей (табл. 3), так и распределения обучающихся по уровню предшествующего образования — на базе 9-ти либо 11-ти классов (табл. 4).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы получать высшее образование после окончания учебы в колледже?» в зависимости от специальности и раунда исследования, % от числа респондентов

Наименование специальности Варианты ответов

да, сразу же после окончания учебы да, но не сразу, сначала планирую поработать (или пройти службу в армии) не планирую еще не решил(а)

2018 г. 2023 г. 2018 г. 2023 г. 2018 г. 2023 г. 2018 г. 2023 г.

Информационные системы 68,8 40,0 12,5 17,1 6,3 11,4 12,5 31,4

Технология продукции общественного питания 35,3 25,0 35,3 34,4 8,8 12,5 20,6 28,1

Земельно-имущественные отношения 63,7 45,1 25,0 34,1 5,0 4,4 6,3 16,5

Лесное и лесопарковое хозяйство 28,6 37,4 0,0 25,0 14,3 9,3 57,1 28,3

Экономика и бухгалтерский учет 75,9 36,0 11,1 44,0 1,9 4,0 11,1 16,0

Коммерция 59,4 38,0 31,3 28,0 0,0 16,0 9,4 18,0

Финансы 81,8 55,0 18,2 35,0 0,0 0,0 0,0 10,0

Банковское дело 66,7 44,1 22,2 20,6 0,0 11,8 11,1 23,5

Право и организация социального обеспечения 78,9 70,0 13,7 15,5 2,1 7,0 5,3 7,5

Туризм 60,0 48,4 28,0 20,6 2,0 11,1 10,0 19,8

Гостиничный сервис 50,0 35,3 25,0 17,6 25,0 11,8 0,0 35,3

Документационное обеспечение управления и архивоведение 87,5 50,0 9,4 22,2 0,0 16,7 3,1 11,1

Составлено авторами на основе эмпирических данных

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет оценить некоторые характеристики изучаемого вопроса. Прежде всего, практически по всем специальностям наблюдается снижение доли желающих продолжить обучение в вузе сразу же после окончания

колледжа с соответствующим увеличением в структуре числа тех, кто еще не определился либо вовсе не планирует получать высшее образование. Также отмечается рост количества желающих сначала попробовать себя в трудовой деятельности, а затем уже принять решение о возможном получении высшего образования.

Другая выявленная особенность в разрезе специальностей также характеризует динамику процесса. Так в 2018 г. в первом раунде исследования нами был отмечен повышенный спрос на получение высшего образования среди студентов определенных специальностей — экономического, юридического профиля, а также связанных с документоведением. Среди студентов, обучавшихся по специальностям, связанным с природой, техникой и технологией, сервисом доля определенно желающих получить высшее образование была значительно ниже, что на тот момент могло быть связано с более вероятными перспективами трудоустройства по данным специальностям. Опрос 2023 г. показал снижение влияния получаемой специальности на дальнейшую образовательную траекторию в части получения высшего образования. В данной тенденции выявилось исключение — обучающиеся по специальности «Право и организация социального обеспечения» по-прежнему в высокой степени ориентированы на получение высшего образования сразу после завершения обучения в колледже.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы получать высшее образование после окончания учебы в колледже?» в зависимости от уровня предшествующего СПО образования и раунда исследования, % от числа респондентов

Уровень образования, предшествующего СПО Варианты ответов

да, сразу же после окончания колледжа да, но не сразу, сначала планирую поработать (или пройти службу в армии) нет, не планирую еще не решил(а)

2018 г. 2023 г. 2018 г. 2023 г. 2018 г. 2023 г. 2018 г. 2023 г.

Основное общее образование (9 классов) 63,0 45,0 24,4 24,8 3,1 11,3 9,6 18,9

Среднее общее образование (11 классов) 73,5 58,0 13,2 22,4 4,6 6,6 8,6 13,0

Составлено авторами на основе эмпирических данных

Анализ динамики образовательных намерений, проведенный в разрезе принадлежности респондентов к группам, получающим среднее профессиональное образование на базе 9-ти и 11-ти классов (табл. 4), ожидаемо выявил более значимое снижение интереса к дальнейшему обучению в вузе, как в ближайшей, так и отдаленной перспективе, среди поступивших в колледж на базе основного общего образования. В то же время полученные данные подтверждают общую тенденцию укрепления значимости СПО как самостоятельного уровня профессионального образования.

Обсуждение

Наблюдаемое в последние годы постепенное изменение фокуса профессиональных и образовательных траекторий, отмечаемое специалистами, изучающими вопросы профессионального образования [2; 4; 10-12], требует эмпирического подтверждения, что актуализирует проведение соответствующих исследований, позволяющих оценить динамику происходящих процессов. В то же время, полученные нами результаты опросов, проведенные по идентичной методике с интервалом в пять лет, отразили недостаточность такого периода для формирования устойчивых и четко определяемых тенденций, что свидетельствует о необходимости продолжать отслеживание складывающейся ситуации в режиме мониторинга.

Вместе с тем полученные данные подтверждают укрепление позиции и статуса среднего профессионального образования, которое во все большей степени перестает играть роль «ступеньки в вуз», а его получение рассматривается студентами СПО в качестве возможности более быстрого выхода на рынок труда с востребованной профессией. Достоверность указанного утверждения подкрепляется тем обстоятельством, что исследовательские данные получены на примере колледжа, входящего в структуру университета, студенты которого изначально в гораздо большей степени ориентированы на получение в дальнейшем высшего образования, при этом в качестве основной причины выбора колледжа многие из них называют более благоприятные возможности поступления в вуз, минуя процедуру ЕГЭ. Поэтому формирование тренда ослабления позиций высшего образования как варианта профессионально-образовательной траектории выпускников СПО в условиях колледжа при университете свидетельствует об общей тенденции укрепления в общественном мнении и на практике статуса среднего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дёмин В.М. Стратегические направления развития профессионального образования / В.М. Дёмин // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 6. — С. 16-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ломтева Е.В. Готовность системы среднего профессионального образования к росту контингента поступающих / Е.В. Ломтева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2021. — № 3(43). — С. 58-64.

3. Блинов В.И. Об инструментах развития среднего профессионального образования / В.И. Блинов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2022. — № 2. — С. 6-12.

4. Блинов В.И. Стратегические ориентиры развития среднего профессионального образования / В.И. Блинов // Педагогический поиск. — 2020. — № 7-8. — С. 2-7.

5. Подвербных У.С. Концептуальные подходы к формированию системы подготовки рабочих кадров: зарубежный опыт / У.С. Подвербных // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25. — № 4.

— С. 621-629.

6. Даниленко Н.Н. Роль и место социального партнерства в процессе модернизации системы среднего профессионального образования России / Н.Н. Даниленко, Т.В. Чечурова // Global and regional research. — 2020. — Т. 2. — № 1. — C. 409417. URL: http:// grr-bgu.ru/reader/article.aspx?id=23597 (дата обращения: 08.04.2023).

7. Теплов Е.В. Факторы выбора абитуриентом образовательного учреждения / Е.В. Теплов, И.М. Филинова // Среднее профессиональное образование. — 2013.

— № 10. — С. 43-44.

8. Иванова И.Н. Практика внедрения прикладного бакалавриата в систему СПО / И.Н. Иванова, О.Л. Шарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 32-36.

9. Александров Д.А. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» / Д.А. Александров, К.А. Тенишева, С.С. Савельева // Вопросы образования. — 2015. — № 3. — С. 66-91.

10. Ломтева Е.В. Особенности мотивации молодежи к обучению: перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование / Е.В. Ломтева, Л.Ю. Бедарева // Экономическое развитие России. — 2021. — Т. 28. — № 8. — С.58-62.

11. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад / Ф.Ф. Дудырев, К В. Анисимова, И.А. Артемьев и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 100 с.

12. Листвин А.А. Среднее профессиональное образование: время структурных изменений / А.А. Листвин, М.А. Гарт // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 3(47). — С. 5-16.

13. Пережовская А.Н. Особенности развития систем непрерывного и среднего профессионального образования как важнейшего звена интеграции уровней образования в России / А.Н. Пережовская // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 11. — С. 10-15.

14. Дряхлова В.Р. Современные тенденции развития среднего профессионального образования (на примере Нижегородского института — филиала РАНХиГС) /

B.Р. Дряхлова // Вестник Нижегородского института управления. — 2021. — № 1(59). — С. 52-57.

15. Короткова М.В. Практика взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования как условие развития профессионального образования / М.В. Короткова, А.М. Шарафутдинов, К.В. Шленкин // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. — 2022. — № Б3 (38). — С. 20-22.

16. Клячко Т.Л. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования / Т.Л. Клячко, Е.А. Семионова // Экономическая политика. — 2018. — Т. 13. — № 2. — С. 100-125.

17. Сидорова Н.П. Перспективы трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования в оценках работодателей / Н.П. Сидорова // Власть и управление на востоке России. — 2018. — № 3(84). — С. 84-91.

18. Трофимов Е.А. Экономико-теоретические и практические аспекты молодежного рынка труда Иркутской области / Е.А. Трофимов, Е.Л. Андреянова // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30. — № 3. —

C.351-358.

Karpikova Irina Serafimovna

Baikal State University, Irkutsk, Russia E-mail: ikarpikova@mail.ru ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8313-9646 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=499660 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56809363000

Khitrova Elena Mikhailovna

Baikal State University, Irkutsk, Russia E-mail: kotpro95@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5002-8402 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=129010

Dynamics of causes and factors of obtaining secondary vocational education: the situation of «college at the university»

Abstract. The article is devoted to the results of a sociological study of the causes and factors determining the educational trajectories of students of secondary vocational education. The trend of recent years in the field of vocational education has been a gradual increase in the number of school graduates entering secondary vocational education institutions, while at the same time reducing the number of graduates entering higher education programs. The above explains the relevance of studying the dynamics of the structure of causes and factors that determine professional and educational trajectories. The authors also substantiate the need to take into account the factors associated with conducting such studies of the characteristics of a particular category of secondary vocational education institutions, one of which includes colleges at universities. The authors conducted two rounds of a questionnaire survey in 2018 and 2023 of senior students of all specialties of the Baikal State University College. The monitoring nature of the survey made it possible to consider the dynamics of the structure of the reasons and factors of admission to the «ollege at the university» and to determine changes in the preferred professional and educational trajectories of students after they receive secondary vocational education. There are significant differences in the studied issues between students studying on the basis of basic and secondary general education. In general, there is a general decrease in the importance of the factor of the possibility of entering a university without passing a unified state exam after graduation from college. For students on the basis of 9th grades, the importance of factors related to the possibility of obtaining a profession and a workplace more quickly has increased. The analysis of the dynamics of educational intentions revealed a significant decrease in interest in further education at the university both in the near and long term, which is especially pronounced among those enrolled in college on the basis of basic general education. In general, the data obtained confirm the general trend of strengthening the importance of secondary vocational education as an independent educational level.

Keywords: secondary vocational education; college; higher education; basic secondary education; general secondary education; educational trajectory; unified state exam

45PDMN223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.