Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/47ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В. Роль системы образования в повышении эффективности воспроизводства трудовых ресурсов в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/47ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Strizhakova E.N., Strizhakov D.V. (2020). The role of the education system in improving the efficiency of reproduction of labor resources in the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/47ECVN220.pdf (in Russian)
УДК 331 ГРНТИ 06.77.59
Стрижакова Екатерина Никитична
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет», Брянск, Россия
Профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Доктор экономических наук, доцент E-mail: kathystr@inbox.ru
Стрижаков Дмитрий Валерьевич
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет», Брянск, Россия
Доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: dimasval@mail.ru
Роль системы образования в повышении эффективности воспроизводства трудовых ресурсов в Российской Федерации
Аннотация. Воспроизводство трудовых ресурсов страны тесным образом связано с образовательным процессом в стране. Авторами в работе проведен анализ существующих документов, регламентирующих процесс развития образования в Российской Федерации, представлены существующие программы и проекты в области образования, а также наглядно раскрыта система образования в Российской Федерации, показаны уровни общего и профессионального образования, а также их структура.
Авторами представлены вовлекаемые в систему образования Российской Федерации ресурсы: уровень государственных расходов на образование, ассигнования, предусмотренные на финансирование государственных программ развития образования. Выделены ключевые задачи и основные ожидаемые результаты программ и подпрограмм развития образования.
В представленной работе проанализирована динамика показателей, предоставляющие качественные и количественные характеристики системы образования: число организаций, осуществляющих образовательную деятельность; численность молодого населения Российской Федерации, численность студентов в ВУЗах, организациях среднего профессионального образования (СПО), общеобразовательных и дошкольных учреждений, охват населения высшим образованием, трудоустройство выпускников ВУЗов и организаций СПО, численность выпускников ВУЗов в целом и по отдельным направлениям подготовки.
Было продемонстрировано, что существует прямая зависимость уровня охвата населения высшим образованием от количества образовательных учреждений высшего образования. При этом отражено, что численность студентов высших учебных заведений с каждым годом снижается. Описаны основные причины наблюдаемого явления: снижение рождаемости после финансового кризиса 1998 года, рост привлекательности колледжей для молодежи в связи с тем, что средние специальные учебные заведения дают возможность поступления без ЕГЭ, а некоторые колледжи дают возможность своим выпускникам поступить в ВУЗ по профильной специальности без ЕГЭ. Отмечено, что до настоящего времени не решены вопросы обеспеченности местами в дошкольных учреждениях, перепроизводства специалистов по ряду направлений подготовки, миграции выпускников и обеспечения их трудоустройства в регионах Российской Федерации.
Для оценки качества функционирования системы общеобразовательных учреждений, авторы провели компаративный страновый сравнительный анализ образования 15-летних школьников с использованием международной системы оценки - PISA (Programme for International Student Assessment).
В заключении представлен анализ соответствия работы трудоустроенных выпускников с направлением подготовки по диплому, дан анализ вероятности устроиться на работу для выпускников вузов и колледжей.
Ключевые слова: трудовые ресурсы; образование; профессиональное образование; высшее образование; бакалавриат; специалитет; магистратура; общеобразовательные организации; обучающиеся; студенты
Экономический рост и благосостояние граждан страны напрямую зависят от качества воспроизводства трудовых ресурсов, что накладывает определенные обязательства на организацию и функционирование системы образования. Этот факт был подробно проанализирован в работах [1-10].
Основными государственными документами, регламентирующими развитие образования в Российской Федерации, являются:
• национальная доктрина образования в Российской Федерации;
• Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Государственная программа «Развитие образования»1;
• Подпрограмма «Развитие национального интеллектуального капитала» и подпрограмма «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»2;
• Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»3.
1 https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/02.
2 http://government.ru/docs/36310/.
3 https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/.
Система образования в Российской Федерации согласно Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» состоит из общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, причем реализация его происходит на разных уровнях.
Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования4. В составе общего образования выделяют четыре вида: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; и среднее (полное) общее образование.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности4. В состав профессионального образования входит среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат; специалитет), высшее образование (магистратура) и высшее образование (подготовка кадров высшей квалификации).
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования4. Дополнительное образование включает дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Схематично система образования в Российской Федерации представлена на рисунке 1.
Уровень государственных расходов на образование в Российской федерации и некоторых стран мира представлен в таблице 1.
Исходя из представленных сведений уровень расходов на образование в Российской Федерации отстает от уровня развитых стран, таких как Германия, Великобритания, США. Он ниже, чем в Беларуси и Украине.
Таблица 1
Государственные расходы на образование в процентах к ВВП5
Страна 2000 2004 2005 2006 2008 2012 2013 2014 2015 2016
Российская Федерация 2,94 3,55 3,77 3,87 4,10 3,79 3,76 4,01 3,83 3,74
Аргентина 4,58 3,49 3,86 4,13 4,84 5,35 5,44 5,36 5,78 5,55
Австралия 4,89 н/д 4,91 4,75 4,64 4,87 5,23 5,16 5,31 5,27
Беларусь 6,20 5,71 5,87 6,08 н/д 4,96 5,01 4,82 4,79 4,95
Бразилия 3,95 3,97 4,48 4,87 5,27 5,86 5,84 5,95 6,24 н/д
Германия н/д н/д н/д 4,28 4,41 4,93 4,93 4,92 4,81 4,80
Италия 4,30 4,40 4,25 4,54 4,40 4,08 4,16 4,08 4,08 3,83
Малайзия 5,97 5,92 н/д 4,49 3,96 5,74 5,48 5,21 4,97 4,82
Швейцария 4,78 5,45 5,20 4,96 4,87 5,03 5,04 5,05 5,10 5,11
Швеция 6,81 6,71 6,55 6,40 6,38 7,65 7,71 7,67 7,55 7,67
Украина 4,17 5,31 6,06 6,21 6,44 6,69 6,67 5,87 н/д 5,01
4 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N° 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
5 https://databank.worldbank.org/source/education-statistics-%5e-all-indicators#. Страница 3 из 18
Вестник Евразийской науки 2020, №2, Том 12 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today
Страна 2000 2004 2005 2006 2008 2012 2013 2014 2015 2016
США н/д н/д н/д н/д н/д н/д 4,93 4,96 н/д н/д
В еликобритания 4,07 4,76 4,97 5,01 4,92 н/д 5,59 5,66 5,61 5,49
Рисунок 1. Система образования в Российской Федерации6
Одним из ключевых документов, определяющих направления развития образования, является государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,7 которая ставит перед собой три основных цели:
качество образования;
доступность образования;
1. 2. 3.
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Качество образования, согласно программе, должно характеризоваться обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; увеличением удельного веса численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска.
Вторая цель - доступность образования характеризуется следующими ключевыми показателями - к 2025 году и в возрастной группе от 2 месяцев до 3 лет и от 3 до 7 лет должно достигать 100 %.
6 https://www.gosuslugi.ru/situation/obtain education/education system in Russia.
7 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/11438c397a53550b06a14dde6831a3de221a52d9/.
Третья цель распадается на две подцели: увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (в 2024 году их доля должна составлять 80 %) и повышение численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (в 2024 году данный показатель должен составлять 8,8 млн человек).
Финансирование рассчитано на период 2018-2025 гг., общая сумма финансового обеспечения составляет 4930,9 млрд рублей, структура финансового обеспечения по источникам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура финансового обеспечения по источникам
Период Доля бюджетных ассигнований федерального бюджета, % Доля бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ, % Доля средств из внебюджетных источников, %
2018 14,23 81,76 4,01
2019 86,61 13,14 0,25
2020 87,11 12,42 0,47
2021 87,54 12,00 0,46
2022 85,98 13,43 0,59
2023 86,09 13,35 0,55
2024 86,56 12,99 0,45
2025 90,56 9,40 0,03
За весь период 34,97 62,05 2,98
Рассчитано авторами по данным1
Наглядно видно, что в 2018 году значительная доля средств приходится на бюджетные ассигнования консолидированных бюджетов субъектов РФ (81,76 %), затем доля бюджетных ассигнований федерального бюджета превышает долю других источников. В целом за период 2018-2025 гг. среднее значение доли бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 34,97 %, доля бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ - 62,05 %, а доля средств из внебюджетных источников - 2,98 %.
Проанализируем динамику числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в период 1960-2017 гг. (рис. 2-3).
Начиная с 60-х годов прошлого столетия вплоть до 1990 года численность учреждений дошкольного образования удвоилось, что отразилось на количестве воспитанников - оно увеличивалось с большими темпами, чем количество учреждений, так к 1990 году, численность воспитанников утроилась и составила 9 миллионов человек.
Затем к 2000 году наблюдается практически двукратное падение числа учреждений дошкольного образования. Численность воспитанников также снизилась более чем в два раза до 4,2 млн человек. Однако в дальнейшем, численность воспитанников начала постепенно медленно восстанавливаться и к 2017 году составляла уже 7,5 млн человек. В тоже время число учреждений продолжало постепенно уменьшаться вплоть до 2013 года, когда наблюдалось его минимальное значение 43,2 тыс. единиц, затем в 2014 году наблюдался скачек, обеспеченный расходами федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года №583-р на увеличение количества мест в дошкольных
учреждениях было направлено 40 млрд рублей8. Но после этого количество дошкольных учреждений продолжило постепенно снижаться, при этом количество воспитанников наоборот росло, что свидетельствовало о росте нагрузки на дошкольные учреждения в части вынужденного укрупнения групп и повышения вероятности нарушения норм пребывания ребенка в детском саду. Отсутствие обеспеченности местами в дошкольные учреждения (особенно это касается яслей) сохраняется до сих пор.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
1960 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, тыс. шт.
0
Рисунок 2. Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в период 1960-2017 гг.9
10000
9000
8000
7000
Ч 6000 и
у
S
5000 4000 3000 2000
1000
0 i-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1960 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
■Численность воспитанников, тыс.чел.
Рисунок 3. Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в период 1960-2017 гг.9
8 http://docs.cntd.ru/document/499090791.
9 Рисунок построен авторами по данным: Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018 - 694 с. - ISBN 978-5-89476-456-6. - С. 197-198; Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 728 с. - ISBN 978-5-89476-412-2 - С. 210-211; Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 813 с. - ISBN 978-5-89476-297-5 - С. 258-260.
Несколько иная динамика наблюдается в отношении числа общеобразовательных учреждений и числа обучающихся в них учеников (рис. 4 и 5).
Максимальное, по представленным данным, значение числа общеобразовательных организаций приходится на 1970 год - оно составило почти 97 тыс. организаций. Следует отметить, что в 1970 году количество учеников также максимально - 23,2 млн человек. Далее для числа общеобразовательных организаций, как и для числа учеников этих организаций за период 1970-1980 годов наблюдается резкое снижение. Но если число обучающихся после падения до 17,6 млн человек в 1980 году затем к 1995 году постепенно восстановилось и достигло 21,6 млн человек, то число организаций все годы демонстрировало практически неизменное снижение. Здесь необходимо заметить, что число учеников после роста в 1995 году далее к 2010 году упало более чем на 8 млн человек, и хотя затем оно росло, достичь значений 1995 года больше не удалось
Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), тыс.
Рисунок 4. Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), тыс. шт.9
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. человек
Рисунок 5. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. человек9
Для оценки качества школьного образования в стране с 1997 года Организация экономического сотрудничества и развития проводит тест 15-летних школьников по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Тест носит название PISA (Programme for International Student Assessment), проходит один раз в три года, число участвующих стран постоянно возрастает. В таблице 3 представлены сведения об оценке качества образования по программе PISA в Российской Федерации в 2006-2018 гг.
Таблица 3
Показатели оценки качества образования по программе PISA10
Направление оценки 2006 2009 2012 2015 2018
Количество баллов Место в рейтинге Количество баллов Место в рейтинге Количество баллов Место в рейтинге Количество баллов Место в рейтинге Количество баллов Место в рейтинге
Математическая грамотность 476 32 468 36 482 32 494 23 488 30
Читательская грамотность 440 38 459 40 475 40 495 26 479 31
Естественнонаучная грамотность 479 34 478 37 486 35 487 32 478 33
Как указанно в отчете 2018 года в Российской Федерации по читательской грамотности девочки набирают на 25 баллов больше, чем мальчики; по математической грамотности результат мальчиков в среднем на 25 баллов выше, чем у девочек; а естественнонаучная грамотность у девочек оказывается выше на 1 балл, чем у мальчиков. Интересно также то, что средняя разница между учащимися, находящимися в благоприятном и неблагоприятном положении, в чтении составляет 96 баллов по сравнению со средним показателем в 89 в странах ОЭСР11.
Характер и особенности развития высшего образования в Российской Федерации определяется прежде всего подпрограммами «Развитие национального интеллектуального капитала» и «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Задачи подпрограммы «Развитие национального интеллектуального капитала» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» следующие:
• расширение влияния науки на общество, понимания ценности результатов интеллектуального труда, повышение престижа карьеры в сфере науки, технологий и инноваций;
• выявление талантливой молодежи и обеспечение возможности построения их карьеры, в том числе построения индивидуальной научной, инженерной и предпринимательской траектории;
• развитие конкурентной среды, стимулирующей целевую мобильность, и современной социальной инфраструктуры, необходимой для такой мобильности;
• привлечение к работе в России ученых мирового класса и молодых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, создание и
10 Таблица составлена авторами по данным http://www.oecd.org/.
11 Источник https ://gpseducation. oecd. org/CountryProfile?primaryCountry=RUS&treshold=10&topic=PI.
развитие конкурентоспособных научных и инженерных школ на территории страны.
Основные ожидаемые результаты: рост количества занятых исследованиями, разработками и технологическим предпринимательством более чем на 10 процентов, увеличение численности молодых исследователей (до 39 лет), доля которых в общей численности исследователей должна составить 51,5 процента.
Сроки и этапы реализации подпрограммы - 2019-2030 годы, объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы - 71,5 млрд рублей.
Задачи подпрограммы «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» следующие:
• модернизация высшего образования с учетом запросов реального сектора экономики и мировых образовательных и научно-технологических трендов;
• увеличение экспортного потенциала системы высшего образования;
• обеспечение доступности качественного высшего образования;
• развитие непрерывного образования на базе образовательных организаций высшего образования.
Сроки и этапы реализации подпрограммы - 2019-2030 годы, объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы - 7 446 млрд рублей.
Основные ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
• обеспечены государственные гарантии реализации права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (ежегодно не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет);
• сформирована и устойчиво функционирует сеть из не менее 30 университетов-лидеров, входящих в глобальные рейтинги, реализующих прорывные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образовательные программы, востребованные на глобальном рынке;
• сформирована и устойчиво функционирует сеть из не менее 80 университетов, решающих задачи кадрового обеспечения базовых и высокотехнологичных отраслей экономики, технологического и социального развития регионов;
• не менее 60 университетов реализуют не менее 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию;
• к 2024 году не менее 3 млн граждан ежегодно пройдут обучение по программам непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения) в образовательных организациях высшего образования;
• к 2024 году в 100 процентах государственных образовательных организациях высшего образования будут внедрены элементы моделей «Цифровой университет».
Приведем краткий анализ некоторых показателей, характеризующих текущую ситуацию, а также перспективы развития высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации.
Динамика числа образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и динамика числа образовательных организаций высшего образования имеют разнонаправленные тенденции. Число организаций среднего профессионального образования за период 1990-2015 годов (до значительного скачка) было в рамках численности 2600-2800 единиц. В 2016 году их общее число скачкообразно увеличилось более чем на 36 %. Далее ситуация стабилизировалась на уровне около 4 тыс. единиц (рис. 6).
Число образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
Рисунок 6. Число образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, шт.9
Число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
Рисунок 7. Число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, шт.9
В свою очередь, число образовательных организаций высшего образования, наоборот, сначала возросло более чем в два раза с 514 единиц в 1990 году до 1134 единиц в 2008 году, затем начиная с 2008 года наметилась отрицательная тенденция, что привело к более чем 32 % снижению их числа за период 2008-2017 годов (с 1134 единиц до 766 единиц) (рис. 7). Однако, несмотря на существенное снижение число организаций высшего образования на 2019 год (741 единица), значительно превышает их количество в 1990 году (514 единиц).
При этом, если сопоставить динамику охвата молодежи (в процентах) в возрасте 17-25 лет программами высшего образования (рис. 8) и динамику числа образовательных организаций высшего образования (рис. 7), то можно найти сходные тенденции. При росте числа организаций - растет охват, при их снижении - охват падает.
Охват молодежи в возрасте 17-25 лет программами высшего образования, 2001-2017 гг., %
38 36 34 32 30 28 26 24 22 20
%
^ ^ дЗ> ^ ^ ^ ^ Л? ^ Q<V ^ ^ ^
Рисунок 8. Охват молодежи в возрасте 17-25 лет программами высшего образования, 2001-2017 гг., % [11]
Далее проанализируем динамику численности студентов образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования (рис. 9-13).
За последние годы численность студентов высших учебных заведений, как и численность населения в возрасте 17-30 лет снижается. Исходя из сложившейся тенденции в 2021 году в Российской Федерации ожидается наименьшая численность студентов, которая составит около 4 млн человек. По такому специфическому показателю как число обучающихся в Вузах на 10 000 населения ситуация следующая. В целом по Российской Федерации в период 2010-2018 гг. наблюдается значительное снижение значения данного показателя. В 2010 году в Российской Федерации приходилось 493 человека, обучающихся в высших учебных заведениях на 10000 населения, в 2018 году их число составило 284 человек на 10000 населения. Таким образом, происходит уменьшение числа обучающихся в высших учебных заведениях в Российской Федерации в целом за указанный период в 1,7 раза. Причины такой ситуации кроятся в снижении рождаемости после финансового кризиса 1998 года, так называемой «демографической яме»; а также росте привлекательности колледжей для молодежи. Средние специальные учебные заведения дают возможность поступления без ЕГЭ; некоторые колледжи дают возможность своим выпускникам поступить в ВУЗ по профильной специальности также без ЕГЭ.
Рисунок 9. Численность населения и студентов в ВУЗах в 2016-2051 гг. (прогноз) [11]
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, на 10000 человек населения
Российская Федерация Брянская область
Рисунок 10. Численность студентов в ВУЗах в 2010-2018 гг.9
Проанализируем число студентов, принятых на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена в Российской Федерации в 1940-2014 гг. Так в период до 2000 года данный показатель ежегодно возрастал (867 тыс. человек), затем с 2000 года до 2013 года плавно снижался до 637,7 тыс. человек (рис. 11).
Численность выпускников, окончивших ВУЗы в 2015-2017 гг. по данным Федеральной службы статистики составило 2,63 млн человек, а закончивших обучение по программе подготовки специалистов среднего звена - 1,14 млн человек.
На рис. 12 отображена динамика изменения численности поступающих в колледжи в 2005-2016 гг. в Российской Федерации. По прогнозу Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС число обучающихся по программам высшего образования в 2024 году в Российской Федерации составит около 4 млн человек, а обучающихся в СПО - 3,2 млн человек.
1000 900 800 700
3 600
г
Я, 500 ыт 400 300 200 100 0
1940 1950 1960 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Принято студентов на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена
Рисунок 11. Число студентов, принятых на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. чел.9
Прием в организации СПО, чел.
950000 900000 850000 800000 750000 700000
650000 600000 550000 500000
Рисунок 12. Изменение числа поступающих в колледжи12
Следует отметить, что по имеющимся данным, вероятность не устроиться на работу для выпускников ВУЗов в два раза ниже, чем для выпускников колледжей - уровень безработицы среди выпускников составил 6,9 % и 10,6 % соответственно; при этом в городе эти показатели составляют 6,0 % и 9,0 %, а в селе - 10,8 % и 15,1 % соответственно. Следовательно, с точки зрения будущего трудоустройства намного более перспективно поступать в ВУЗ с тем, чтобы работать в городе. На рис. 14 отображена динамика изменения численности занятых (трудоустроенных) выпускников 2015-2017 гг. по годам выпуска.
12 Рисунок Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС.
Рисунок 13. Динамика численности студентов организаций СПО и ВО в Российской Федерации [11]
Численность занятых (трудоустроенных) выпускников 2015-2017 гг., имеющих образование
выпускники выпускники выпускники
2015 г. 2016 г. 2017 г.
высшее
среднее профессиональное по программе подготовки специалистов среднего звена
Рисунок 14. Изменение числа трудоустроенных выпускников в 2015-2017 гг.9
Следует отметить значительные показатели региональной миграции выпускников.
Так наблюдается существенный отток выпускников вузов регионов в Москву и московскую область. По ряду регионов Российской Федерации миграция выпускников составляет до 57 % (таблица 4).
Страница 14 из 18
47ECVN220
Таблица 4
Регионы-лидеры по доле трудоустроенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области [11]
Регионы-лидеры по доле трудоустроенных в Москве и Московской области Доля трудоустроенных в Москве и Московской области, % Регионы-лидеры по доле трудоустроенных выпускников в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Доля трудоустроенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, %
Тверская область 30 Новгородская область 20
Рязанская область 28 Псковская область 20
Брянская область 24 Республика Карелия 15
Тульская область 24 Мурманская область 14
Орловская область 23 Вологодская область 8
Республика Мордовия 23 Архангельская область 8
Тамбовская область 23 Калининградская область 7
Калужская область 23 Республика Коми 6
Владимирская область 23 Тверская область 5
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров по группе специальностей экономика и управление
Рисунок 15. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров, тыс. чел 9
Проанализируем количество бакалавров, специалистов, магистров, которые были выпущены в Российской Федерации в 1990-2017 году. Наглядно видно, что в период 1990-2010 число данного показателя возрастало, а затем стало постепенно снижаться. Средний темп прироста составлял 10 % ежегодно, а снижение в последние годы происходит со средним ежегодным темпом 5 %.
Количество выпущенных бакалавров, специалистов, магистров по группе специальностей «экономика и управление» в период 1990-2016 гг. изменялось примерно аналогично: с 1990 по 2010 рост числа выпускников происходил со средним темпом 17 %, а снижение происходит в 2010-2016 гг. со средним темпом 5 %.
Из всех групп специальностей самый стабильный практически без падений рост наблюдается по группе специальностей «Архитектура и строительство». В период 1990-2016 гг. показатель по данной группе растет со средним темпом 4,6 % ежегодно.
Следует заметить, что как для специальностей «Архитектура и строительство», так и для специальностей «Экономика и управление», наблюдается существенно более высокое число
выпускников в 2016 году по сравнению с 1990 годом. Для архитекторов это число выше в два раза, для экономистов в пять раз.
450 400 350 . 300 Р 250 У 200
150 100 50
<# оР)Ь аФ ^ rfP # ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
•Выпущено бакалавров, специалистов, магистров по группе специальностей экономика и управление
0
Рисунок 16. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров по группе специальностей «Экономика и управление», тыс. чел.9
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров по группе специальностей "архитектура и строительство"
Рисунок 17. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров по группе специальностей «Архитектура и строительство», тыс. чел.9
В целом по ряду факторов, характеризующих современное состояние системы образования, наблюдается отрицательная динамика. Уровень охвата молодежи высшим образованием и число студентов вузов падает, падает число общеобразовательных учреждений, не решен до конца вопрос обеспеченности местами в дошкольных учреждениях, не снят вопрос перепроизводства специалистов по ряду гуманитарных направлений подготовки, не решен вопрос высокой миграции выпускников в Москву и Санкт-Петербург, вопрос обеспечения их трудоустройства в регионах Российской Федерации.
При этом в статье не затрагивался вопрос современной острой проблемы с материально-технической обеспеченностью школ, вузов и организаций СПО, особенно в регионах. Если учесть еще и данную проблему, то становится очевидным, что без существенных организационных и финансовых подвижек, в том числе кадровых, материальных и денежных вливаний в систему образования ни о каких перспективах стабильного экономического роста не может быть и речи.
Надеемся, что в решении поставленных в области развития образования задач будут заинтересованы и примут участие не только государственные структуры и учреждения, но и представители бизнеса. Понимание бизнесом своей социальной ответственности, а кроме того заинтересованность в высоком качестве человеческого капитала, как обязательной составляющей конкурентоспособности и успешности предпринимательства, является условием эффективного функционирования системы образования России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стрижакова, Е.Н. Наука, образование и промышленность: взаимодействие, проблемы и возможности / Е.Н. Стрижакова // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 26-31.
2. Стрижакова, Е.Н. Развитие инновационной экономики: проблемы и возможности / Е.Н. Стрижакова, Д.В. Стрижаков // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 1. - С. 41.
3. Стрижакова, Е.Н. Трудовые ресурсы в Российской Федерации: проблемы формирования и перспективы развития / Е.Н. Стрижакова, Д.В. Стрижаков // Менеджмент в России и за рубежом. 2020. №2.
4. Стрижакова, Е.Н. Человеческий капитал и проблемы формирования его структуры, измерения и методов оценки / Е.Н. Стрижакова // Государственный советник. 2013. № 2 (2). С. 28-41.
5. Сухарев О.С. Стратегия развития науки, образования и производства. - М.: Ленанд, 2014 - 144 с.
6. Сухарев, О.С. Дисфункция образования и науки России: траектория преодоления // О.С. Сухарев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014, № 1. - С. 2-17.
7. Сухарев, О.С. Новая индустриализация - путь к повышению производительности труда в промышленности / Е.Н. Стрижакова, О.С. Сухарев // Экономист. 2014. № 5. С. 6-17.
8. Стрижакова, Е.Н. Производительность труда в промышленности: факторы роста, резервы и модели / Е.Н. Стрижакова // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-4 (52). С. 493-497.
9. Стрижаков, Д.В. Увеличение производительности труда в российской федерации как главный фактор экономического роста / Д.В. Стрижаков, Е.Н. Стрижакова // Вестник Брянского государственного технического университета. 2016. № 5 (53). С.309-317.
10. Сухарев, О.С. Производительность труда в промышленности: системная задача управления / Е.Н. Стрижакова, О.С. Сухарев // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №8. - С. 389-402.
11. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д.П. Платонова, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин; науч. ред.: Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. - 320 с. - ISBN 978-5-75982043-7 (e-book).
Strizhakova Ekaterina Nikitichna
Bryansk state technical university, Bryansk, Russia E-mail: kathystr@inbox.ru
Strizhakov Dmitry Valerievich
Bryansk state technical university, Bryansk, Russia E-mail: dimasval@mail.ru
The role of the education system in improving the efficiency of reproduction of labor resources in the Russian Federation
Abstract. The reproduction of the country's labor resources is closely related to the educational process in the country. The authors analyzed the existing documents governing the development of education in the Russian Federation, presented the existing programs and projects in the field of education, and also clearly revealed the education system in the Russian Federation, showing the levels of general and vocational education, as well as their structure.
The authors presented the resources involved in the education system of the Russian Federation: the level of government spending on education, the appropriations provided for financing state education development programs. The key tasks and the main expected results of the programs and subprograms of the development of education are highlighted.
In this paper, we analyze the dynamics of indicators that provide qualitative and quantitative characteristics of the education system: the number of organizations engaged in educational activities; the number of young people in the Russian Federation, the number of students in universities, organizations of secondary vocational education (VET), general education and preschool institutions, the coverage of higher education, the employment of graduates of universities and organizations of VET, the number of graduates of universities in general and in certain areas of training.
It was demonstrated that there is a direct correlation between the level of population coverage with higher education and the number of educational institutions of higher education. At the same time, it is reflected that the number of university students is decreasing every year. The main reasons for the observed phenomenon are described: a decrease in the birth rate after the financial crisis of 1998, an increase in the attractiveness of colleges for young people due to the fact that secondary specialized educational institutions provide an opportunity to enroll without an unified state exam, and some colleges allow their graduates to enter a university in a specialized specialty without the USE. It is noted that the issues of providing places in preschool institutions, overproduction of specialists in a number of areas of training, migration of graduates and ensuring their employment in the regions of the Russian Federation have not yet been resolved.
To assess the quality of the functioning of the system of educational institutions, the authors conducted a comparative country comparative analysis of the education of 15-year-old students using the international assessment system - PISA (Program for International Student Assessment).
In conclusion, an analysis of the conformity of the work of employed graduates with a degree in diploma is presented; an analysis of the probability of finding a job for graduates of universities and colleges is given.
Keywords: labor resources; education; vocational education; higher education; bachelor's degree; specialty; master's degree; general educational organizations; pupils; students