НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК. 378.147
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Высшее образование всегда было в приоритете у выпускников школ, хотя диплом не имеет ничего общего с полученными знаниями и практическими умениями выпускников вузов. Высшее образование прежде всего предполагает большую составляющую теоретических знаний. С введением демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации и подготовки к чемпионатам профессионального мастерства практическому обучению в системе среднего профессионального образования отводится все больше времени. Поэтому молодежь, которая нацелена именно на возможность успешного трудоустройства, выбирает после окончания 9-го класса систему СПО. Трудоустроившись после завершения обучения в профессиональных образовательных организациях, они продолжают свое обучение в организациях высшего образования, обычно на очно-заочной или заочной формах обучения.
В статье рассмотрены региональные особенности трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования, а также миграционные потоки молодежи, трудоустроившейся в первый год после окончания обучения. Особое внимание в статье уделено трудоустройству молодежи в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, которые являются центрами притяжения для выпускников профессиональных образовательных организаций соседних регионов,
Как цитировать статью: Ломтева Е. В., Бедаре-ва Л. Ю. Региональные особенности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 5 (71). С. 125-140.
Е. В. Ломтева
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва E-mail: [email protected]
Elena V. Lomteva
PhD (Education), Associate Professor, Senior Researcher, the Center for Continuing Education Economics, the Institute of Applied Economic Research, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
Л. Ю. Бедарева
Научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва E-mail: [email protected]
Larisa Yu. Bedareva
Researcher, the Center for Economics of Continuing Education, the Institute of Applied Economic Research, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
предпочитающих покидать свои регионы с перспективой лучшего трудоустройства. Авторами в статье представлены расчетные данные, характеризующие долю выпускников системы среднего профессионального образования, уехавших из своего региона в Москву и Санкт-Петербург, относительно общей численности уехавших из региона, что говорит о пространственной неравномерности системы СПО, которую необходимо учитывать при формировании контрольных цифр приема. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Ключевые слова: мониторинг, среднее профессиональное образование, трудоустройство, потребность в кадрах, требование работодателей, рынок труда.
Введение. На сегодняшний момент основным приоритетом у молодежи в выборе обучения в системе среднего профессионального образования (СПО) является возможность их быстрого выхода на рынок труда. Анализ текущего состояния региональных систем СПО показал, что данный уровень образования становится все более привлекательным для выпускников 9-х классов [4]. Предположение о том, что СПО является обходным путем поступления в организации высшего образования, не совсем верно: как показало исследование, большинство выпускников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) выходят на рынок труда. Обучение в вузах по очной форме (сразу после завершения обучения) продолжают не более 3,0-6,0% выпускников профессиональных образовательных организаций, за исключением Республик Адыгея и Северная Осетия, где данный показатель составил 15,6%. Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) было проведено исследование, где рассматривались региональные особенности трудоустройства выпускников ПОО в первый год после завершения обучения. Основными вопросами, которые затронуты в данной статье, являются трудоустройство и региональная миграция выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования. Проведенное исследование позволило выявить ряд закономерностей в выборе выпускниками профессиональных образовательных организаций своей карьеры. В статье представлены результаты
данного исследования, раскрывающие мотивы выбора профессиональной траектории выпускников СПО.
Целью статьи является рассмотрение миграционной картины трудоустройства выпускников системы СПО для принятия актуальных управленческих решений в системе СПО, а также разработки мер для уменьшения численности молодежи, переезжающей на работу в другие регионы.
Методология и методы исследования. Анализ выбора выпускниками системы СПО между продолжением обучения в организациях высшего образования или выходом на рынок труда требует понимания тех предпосылок, которые формируют профессиональный путь выпускника ПОО. Эмпирической базой исследования являются статистические данные, полученные на официальных сайтах федеральных и региональных органов власти, и данные трудоустройства выпускников ПОО за 2016 г.
В рамках данного исследования рассматривались вопросы преемственности школьного и среднего профессионального образования, а также была выдвинута гипотеза, что на миграционные потоки выпускников системы СПО значительное влияние оказывают материальное положение семьи, востребованность выпускников ПОО на региональных рынках труда, а также экономическое положение региона. Объектом исследования являлись выпускники профессиональных образовательных организаций.
Исследование проводилась на основе данных всех субъектов Российской Федерации для получения объективной и всесторонней картины по данному вопросу.
Результаты исследования. Роль среднего профессионального образования в социально-экономическом развитии регионов в первую очередь необходимо оценивать долей трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций в своем регионе в первый же год после завершения обучения.
Среди работ, в которых рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, хотелось отметить статьи, посвященные анализу зарубежного опыта трудоустройства и безработицы: «Анализ международного опыта повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи» Г. А. Красновой [3], и проблемам трудоустройства в городской и сельской местности: «Проблема трудоустройства как ограничение возможностей
городской и сельской молодежи» И. Н. Старик [11]. В работе Л. О. Зирне представлены итоги социологического исследования выпускников ПОО [2], а Б. С. Павлов в своей статье рассматривает несоответствие качества подготовки выпускников системы СПО требованиям работодателей [8]. Также вопросами подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в разное время занимались А. Т. Глазунов [1], М. В. Никитин [6], А. М. Новиков [7], Е. А. Полушкина [9], И. П. Смирнов [10] и многие другие.
В 2018 г. лидером по количеству трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций стал Чукотский автономный округ — 80,6%. В пяти регионах доля трудоустроенных выпускников ПОО была выше 70% — это Республика Татарстан (70,7%), Архангельская область (71,6%), Ненецкий автономный округ (71,7%), Свердловская область (71,8%) и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (73,1%) [12].
Самые низкие значения доли трудоустроенных выпускников ПОО — менее 40,0% — зафиксированы в следующих пяти субъектах Российской Федерации: Республика Северная Осетия — 30,4%, Республика Дагестан — 31,1%, Чеченская Республика — 34,2%, Республика Тыва — 34,5% и Кабардино-Балкарская Республика — 35,3%.
Исследование трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций проводилось в два этапа. На первом этапе анализировалась доля выпускников ПОО, уехавших из региона с целью трудоустройства в других регионах. На втором этапе были проанализированы данные трудоустройства выпускников ПОО в Москве и Санкт-Петербурге. Выбор этих городов не случаен и требует отдельного рассмотрения. Во-первых, эти субъекты Российской Федерации интересны тем, что сюда прибывают большие потоки выпускников 9-х и 11-х классов школ для поступления в ПОО (Комментарий 1), а во-вторых, эти города являются крупными агломерациями. Все данные брались за 2016 г. (Комментарий 2)
Для удобства проведения аналитических исследований все регионы Российской Федерации были условно разделены на четыре группы по значению показателя доли выпускников, трудоустроенных в других регионах, относительно всех трудоустроенных после завершения обучения в ПОО (Комментарий 3).
Остановимся подробно на регионах, в которых доля выпускников
профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных не в регионе обучения, составляла в 2016 г. минимальное и максимальное значения.
Регионы из первой группы (менее 10,0%) представлены на Рисунке 1. В эту группу вошло 9 регионов. Такой низкий процент уехавших можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, есть ряд регионов с высокой заработной платой, что вполне устраивает выпускников ПОО,— это Чукотский автономный округ, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия).
Камчатский край 8,9
Сахалинская область 8,5
Калининградская область 8,5
Республика Саха (Якутия) 7,9
Республика Крым 7,9
Чукотский автономный округ 6,8 Республика Тыва ^^^ 4,5
Чеченская Республика 4,3
Республика Ингушетия | 1,7
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 %
Рисунок 1. Регионы, в которых доля выпускников ПОО, уехавших из своего региона и трудоустроенных в других регионах, менее 10,0% (по данным за 2016 г.) [12],%
Во-вторых, в ряде регионов большой процент составили выпускники 9-х классов, уехавшие в другие регионы поступать в образовательные организации среднего (10-е и 11-е классы школ) и профессионального образования. Так, в Республике Ингушетия после окончания 9-го класса ушло из школы 39,4% молодежи, в Республике Тыва — 37,6%, в Республике Крым — 38,0%.
Еще один мотив для переезда — это экономический фактор, т.е. переезд в другие регионы связан с тем, что в них выше заработная плата.
Третья причина — в регионе проживания нет вакансий по профессии / специальности, которую молодой человек получил в ПОО.
Во второю группу, в которой доля уехавших выпускников ПОО из своего региона относительно всех трудоустроенных составляла в 2016 г. от 10,0% до 20,0%, вошло 23 региона, а в третью группу, где данный показатель был от 20,0% до 30,0%, вошло 39 регионов. Таким образом, в 2016 г. миграционная ситуация, при которой доля выпускников ПОО, уехавших с целью трудоустройства вдругиерегионы, со ставлялаот 10,0% до 30,0%, была характерна для большинства регионов Российской Фгдертщш Св 6у-х иг 85дти).
1С четвертую грсппо, в ктгорнйдоо я итшуск ни ков ПОО, сехадших из акоего всгнтдн и тррууусгрденные вдругих регионах, состасо— более 30,0% (относительно всех трудоустроенных) вошло 9 регионов (Риаугтоу2).
Ульяновская область 42,2
Московская область 40,7
Ямало-Ненецкий автономный округ 37,5
Еврейская автономная область 36,1
Удмурская Республика 36
Республика Мордовия 32,3
Приморский край 31,9
Ленинградская область 31,8
Калужская область 31,3
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 %
Рисунок 2. Регионы, в которых доля выпускников ПОО, уехавших из своего региона и трудоустроенныхв другихрегионах, более 30,0%(поданным за2016 г.) [12],%
Такие высокие значенияпоказателя миграции выпускников профессиональных образовательных организаций можно объяснить близостью
наиболее перспективных мест для переезда, как в плане карьерного роста, так и с целью повышения уровня заработной платы. Например, после завершения обучения в ПОО большая доля выпускников из Московской и Калужской областей в 2016 г. переезжала в Москву, а из Ленинградской области в Санкт-Петербург.
Выпускники ПОО Удмуртской Республики предпочитали в качестве переезда Пермский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Выпускники ПОО Ульяновской области предпочитали переезд в Москву и Ханты-Мансийский автономный округ, а Еврейской автономной области — в Хабаровский край.
Рассматривая миграционные потоки выпускников 9-х и 11-х классов в другие регионы для поступления в профессиональные образовательные организации, мы наблюдали, что наибольшая численность приехавших из других регионов в 2016 г. была зафиксирована в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому на втором этапе исследования, чтобы показать, насколько эти два региона привлекательны для молодежи после завершения обучения в ПОО, мы проанализировали доли уехавших выпускников ПОО из своего региона в Москву и Санкт-Петербург с целью трудоустройства (Рисунки 3-10).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
,
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ у
Я- „«• .4- -Я. ^ -ч- -9- -ч- -4- -4- <••
4
Доля выпускников ПОО, уехавших в Москву
Доля выпускников ПОО, уехавших в Санкт-Петербург
РисунокЗ. ДолявыпускниковПОО,уехавшихизрегионовЦФОвМоскву и Санкт-Петербург, относительно общей численности уехавших из региона
(поданным2016 г.)[5],%
В Центральном федеральном округе преобладала доля выпускников системы СП О, трудоустроившихся в Москве, что подтверждает гипотезу о том,что выпускники субъектов ЦФО предпочитают переезжать на работу в Мо скву (Рисун ок 3). Иная карта на на блюдал ась в СевероЗападном <0едеральном округе — выпкскники ПОО в 2016 г. предпочли переезд нар аботу в Санкв-Пет <гр бург, а не в Москву (Рисунок 4).
Приведенные данные показывают, что большинства вып^кников профессиональных образоваделоных организаций в качестве перспективных ме ст для трудоустройства выбирают регионы, расположенные близко к регионам, где они непосредственно проживают.
Так, наибольшее количество трудоустроившихся в Москве выпускников ПОО (относительно всех трудоустроенных в регионе), приехали в нее в 2016 г. из следующих регионов: Брянская область (54,1%), Владимирская область (51,1%), Калужская область (59,9%), Орловская область (53,4%), Смоленская область (62,4%) и Тульская область (60,8%).
В Санкт-Петербург в 2016г.выпускники ПОО в основном для трудоустройства приезжали из Ленвнградоввй обласги(рв,е%),Мурманской области (49,3%),НовнородвкоО области (58,9%), Псковской области (53,7%), Республики Карелия (51,5%).
100
90 80
7е
60 <0
40 30 20
10 0
I
:А да ~„со сч
м о сч
II. I
сч
I
I
/ У У
^ У У У
^ о« * * *
^ ¿г ¿г ¿г ¿г
У V
.с/
Доля выпускников Паа, уехавших а Москву Доля выпускников Паа, уехавших в Санкт-Петербург
Рисунок 4. Доля выпускников ПОО, уехавших из регионов СЗФО в Москву и в Санкт-Петербург, относительно общей численности уехавших из региона (по данным 2016 г.) [5],%
В ходе исследования было установлено, что практически в каждом регионе Российской Федерации определенная доля выпускников ПОО уезжала в другие регионы с целью трудоустройства вследствие предложения более высокой заработной платы или же в связи с отсутствием в своем регионе рабочих мест по выбранной специальности. 100 90 80 70 60 ^ 50
40 -
30 -
20 13,4
10 0
7,2
36,5 35 2
35,2 32
23,2 ■ 2"
|133 |„ 13,1 1» 7,1 -
у
/у
ч/
/ /
^ у
л?
/ / *
Л?
У
о®
Доля выпускников ПОО, уехавших в Москву
Доля выпускников ПОО, уехавших в Санкт-Петербург
Рисунок5.ДолявыпускниковПОО,уехавших изрегионовЮФО вМоскву и Санкт-Петербург, относительно общей численности уехавших из региона
(поданным2016 г.)[5],%
Рассматривая трудовую миграцию выпускников системы среднего профессионального образования из регионов Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов в Москву и Санкт-Петербург, можно наблюдать одинаковую картину: порядка 30,0% трудоустроенных выпускников ПОО устраиваются наработу в Москве (Рисунки 5-10). Привлекательность трудоустройства в Москве посравнению с Санкт-Петербургом отмечает и профессор кафедры экономической и социальнойгеографии МГУ, директор региональной программыНезависимогоинститута социальной политики Наталья Зубаревич (Комментарий 4). Она отметила, что средняя зарплата в Санкт-Петербурге по первому полугодию 2019 г. в полтора раза ниже московской, а в Московской области — на 70,0% ниже московской.
100 90 80 70 60
■ Доля выпускников ПОО, уехавших в Москву Доля выпускников ПОО, уехавших в Санкт-Петербург
Рисунок 6. Доля выпускников 6СО0,уехавших изрегионов СКФО вМоскву и Санкт-Петербург, относительно общей численности уехавших из региона
(по Окнгым 2016 г.) [0],%
90 80 70
Доля выпускников ПОО, уехавших в Москву
Доля выпускников ПОО, уехавших в Санкт-Петербург
Рисунок 7. Доля выпускников ПОО, уехавших из регионов ПФО в Москву и Санкт-Петербург,относительнообщейчисленностиуехавшихизрегиона
(поданным2016 г.)[5],%
100 90 80 70 60 ^ 50
Доля выпускников ПОО, уехавших в Москву
Доля выпускников ПОО, уехавших в Санкт-Петербург
Рисунок 8. Доля выпускников ПОО, уехавших из регионов УФО в Москву и Санкт-Петербург, относительно общей численности уехавших изрегиона
(поЬанным2016г.) [5],%
10100
90 80 70 60
^ 50
Доля выпускников ПОО, уехавших в Москву
Доля выпускников ПОО, уехавших в Санкт-Петербург
Рисунок9.ДолявыпускниковПОО,уехавших изрегионовСФОвМоскву иСанкт-Петербург,относительнообщейчисленностиуехавшихизрегиона
(поданным2016 г.)[5],%
100
90 -
80
70 -
Доля выпускников ПОО, уехавших в Москву
Доля выпускников ПОО, уехавших в Санкт-Петербург
Рисунок 10.Долявыпускников ПОО,уехавшихизрегионовДФОвМоскву и Санкт-Петербург, относительно общей численности уехавших из региона
(поданным2016 г.)[5],%
Заключение. Выпускники 9-х и 11-х классов школ считают для себя приемлемым переезжать послеокончания школыв другиерегионы с цельюпродолженияобученияв интересующихобразовательныхорга-низациях среднего и профессиональногообразования. Однако следует обратить внимание на тот факт, что трудовая миграция выпускников ПОО в разы превосходит образовательную миграцию выпускников 9-хклассов. Невсе выпускники профессиональныхобразовательных организацийтрудоустраиваютсяв своем регионепосле окончанияоб-учения. Большая часть выпускников ПОО предпочитает устраиваться на работу в других регионах, наиболее престижных, на их взгляд. На это можетбыть несколькопричин:
- молодежьнеможеттрудоустроитьсяпополученнойспециальности врегионе,где ониобучалисьв ПОО;
- выпускников ПОО не устраивает уровень заработной платы на предлагаемыхв своемрегионерабочихместах;
- молодежьневидитперспектив карьерного роста, оставаясь в регио-не,гдеонизавершилиобучение вПОО.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что территориальная
сеть региональных профессиональных образовательных организаций, а также близость наиболее перспективных регионов с более высоким уровнем заработной платы играют не последнюю роль в выборе дальнейшего профессионального пути для большинства выпускников ПОО. Повышение доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, возможно при условии создания эффективной системы взаимодействия профессионального образования и работодателей, соответствующей актуальным требованиям регионального рынка труда.
На основе вышеизложенного можно сделать заключение, что подготовка в региональных образовательных организациях среднего профессионального образования должна быть связана с программами социально-экономического развития регионов. Следует отметить также достаточно слабую связь регионов между собой, с преобладанием притяжения к крупнейшим городам — Москве и Санкт-Петербургу.
Решением в данной ситуации может служить ряд мер, направленных на:
- совершенствование системы профориентационной работы с целью профессионального самоопределения выпускников школ и знания ими специфики рынка труда своего региона;
- ориентацию программ подготовки специалистов среднего звена на экономику своего региона;
- участие в образовательном процессе, в том числе в государственной итоговой аттестации выпускников ПОО, ведущих работодателей области;
- увеличение контрольных цифр приема на профессии и специальности, востребованные в регионе.
Комментарии
1. Особенности поступления выпускников 9-х и 11-х классов школ в ПОО были рассмотрены в статье «Переход выпускников 9-х классов школ в систему профессионального образования: проблемы и перспективы» [11] и в бюллетене «СПО: короткий путь на рынок труда или ступенька к высшему образованию» [12].
2. Это последний год, за который в открытом доступе есть данные по трудоустройству выпускников ПОО.
3. К сожалению, данных по Карачаево-Черкесской Республике, Магаданской области, Республике Бурятия и Республике Дагестан
на Портале трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, созданного Министерством образования и науки Российской Федерации, нет [12].
4. Интервью Натальи Зубаревич на ОТР. Эфир от 26 сентября 2019 года. URL: https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ natalya-zubarevich-moskva-vsyo-menshe-ponimaet-stranu-i-vliyaet-na-nee-potomu-chto-kogda-vy-gde-to-v-kosmose-vy-otorvany-ot-, она отмечает, что ostalnyh-38746.html
Литература
1. Глазунов А. Т. Образовательные округа: трудный выбор регионов // Мир образования — образование в мире. 2008. № 1. С. 131-142 [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals. ru/mpsi_worldeducation/2008/n11/ (дата обращения: 28.04.2020).
2. Зирне Л. О. Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 449-452 [Электронный ресурс]. URL: https:// moluch.ru/archive/100/22541/ (дата обращения: 26.06.2020).
3. Краснова Г. А. Анализ международного опыта повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2015. № 14 (211), Т. 33. С. 36.
4. Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Переход выпускников 9-х классов школ в систему профессионального образования: проблемы и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). C. 56-72.
5. Мониторинг трудоустройства выпускников // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://spo.graduate.edu.ru (дата обращения:
19.05.2019).
6. Никитин М. В. Прикладная направленность возрождения семейного бизнеса на базе колледжа // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография / авт.-сост. С. Н. Чистякова. М.: РАО, 2019. С. 172-186 [Электронный ресурс]. URL: http://www.instrao.ru/index.php/sotrudniki-podrazdeleniy/item/1873-nikitin-mihail-valentinovich (дата обращения: 28.02.2020).
7. Новиков А. М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография. М.: Эгвес, 2008. 136 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0225/3_0225-1. shtml (дата обращения: 28.06.2020).
8. Павлов Б. С. Профессиональная подготовка молодых специалистов: проблемы соответствия спроса и предложения на рынке труда // Управленец. 2010. № 7-8. С. 36-38 [Электронный ресурс]. URL: http://upravlenets.usue.ru/download/upravlenets_7_8_2010.pdf (дата обращения:
26.06.2020).
9. Полушкина Е. А. СПО: короткий путь на рынок труда или ступенька к высшему образованию // СПО: короткий путь на рынок труда или ступенька к высшему образованию. М.: РАНХиГС. 2019. C. 1-22. URL: https://www.ranepa.ru/repository/publication/?id=b2f295b2-9a3f-4227-bf63-e8eef81d094f (дата обращения: 09.04.2019).
10. Смирнов И. П. Профессиональное образование: реформирование путем переименования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 6-14. URL: http://prof-obr42.ru/Archives/3(19)2015.pdf (дата обращения: 28.06.2020).
11. Старик И. Н. Проблема трудоустройства как ограничение возможностей городской и сельской молодежи // Фундаментальные исследования. 2012. № 6 (часть 1). С. 82-86.
12. Характеристика системы СПО в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2018/index.php?m=spo (дата обращения: 09.04.2019).
REGIONAL PECULIARITIES OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Higher education has always been a priority for school graduates, although a diploma has nothing to do with the knowledge and practical skills of university graduates. Higher education, first of all, involves a large component of theoretical knowledge. With the introduction of the demonstration exam as a form of state final certification and preparation for the championships of professional excellence, practical training in the secondary vocational education system, more and more time is allocated. Therefore, young people who are aimed specifically at the possibility of successful employment choose a system of open source software after graduating from the 9th grade. Having found jobs after completing studies in professional educational organizations, they continue their studies in higher education organizations, usually in part-time or part-time forms of study.
This article discusses the regional characteristics of the employment of graduates of the secondary vocational education system, as well as the migration flows of young people employed in the first year after graduation. Particular attention is paid to youth employment in megacities such as Moscow and St. Petersburg, which are the center of attraction for graduates of professional educational organizations in neighboring regions who prefer to leave their regions with the prospect of better employment. The authors of the article present calculated data characterizing the share of secondary vocational education graduates who left their region to Moscow and St. Petersburg regarding the total number of those who left the region, which indicates the spatial unevenness of the ACT system and the specific socio-economic situation of the regions, which must be taken into account when forming check digits of the reception. The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.
Keywords: monitoring, secondary vocational education, employment, need for personnel, requirement of employers, labor market.
References
• Glazunov A. T. Obrazovatel'nye okruga: trudnyj vybor regionov // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. 2008. № 1. S. 131-142 [Elektronnyj resurs]. URL: https://psyjournals.ru/mpsi_worldeduca-tion/2008/n11/ (data obrashcheniya: 28.04.2020). [In Rus].
• Harakteristika sistemy SPO v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://indicators.mic-cedu.ru/monitoring/2018/index.php?m=spo (data obrashcheniya: 09.04.2019). [In Rus].
• Krasnova G. A. Analiz mezhdunarodnogo opyta povysheniya zanyatosti i snizheniya bezraboticy sredi molodezhi // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 14 (211), T. 33. S. 36. [In Rus].
• Lomteva E. V., Bedareva L. Yu. Perekhod vypusknikov 9-h klassov shkol v sistemu professional'nogo obrazovaniya: problemy i perspektivy // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 3 (60). C. 56-72. [In Rus].
• Monitoring trudoustrojstva vypusknikov // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://spo.graduate.edu.ru (data obrashcheniya: 19.05.2019). [In Rus].
• Nikitin M. V. Prikladnaya napravlennost' vozrozhdeniya semejnogo biznesa na baze kolledzha // Sovremennye problemy professional'nogo i vysshego obrazovaniya: sostoyanie i ocenka: kollektivna-ya monografiya / avt.-sost. S. N. Chistyakova. M.: RAO, 2019. S. 172-186 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.instrao.ru/index.php/sotrudniki-podrazdeleniy/item/1873-nikitin-mihail-valentinovich (data obrashcheniya: 28.02.2020). [In Rus].
• Novikov A. M. Postindustrial'noe obrazovanie: publicisticheskaya polemicheskaya monografiya. M.: Egves, 2008. 136 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0225/3_0225-1.shtml (data obrashcheniya: 28.06.2020). [In Rus].
• Pavlov B. S. Professional'naya podgotovka molodyh specialistov: problemy sootvetstviya sprosa i pred-
lozheniya na rynke truda // Upravlenec. 2010. № 7-8. S. 36-38 [Elektronnyj resurs]. URL: http://up-ravlenets.usue.ru/download/upravlenets_7_8_2010.pdf (data obrashcheniya: 26.06.2020). [In Rus].
• Polushkina E. A. SPO: korotkij put' na rynok truda ili stupen'ka k vysshemu obrazovaniyu // SPO: korotkij put' na rynok truda ili stupen'ka k vysshemu obrazovaniyu. M.: RANHiGS. 2019. C. 1-22. URL: https://www.ranepa.ru/repository/publication/?id=b2f295b2-9a3f-4227-bf63-e8eef81d094f (data obrashcheniya: 09.04.2019). [In Rus].
• Smirnov I. P. Professional'noe obrazovanie: reformirovanie putem pereimenovaniya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2015. № 3 (19). S. 6-14. URL: http://prof-obr42.ru/ Archives/3(19)2015.pdf (data obrashcheniya: 28.06.2020). [In Rus].
• Starik I. N. Problema trudoustrojstva kak ogranichenie vozmozhnostej gorodskoj i sel'skoj molodezhi // Fundamental'nye issledovaniya. 2012. № 6 (chast' 1). S. 82-86. [In Rus].
• ZirneL. O. Problema trudoustrojstva vypusknikov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij // Molodoj uchenyj. 2015. № 20. S. 449-452 [Elektronnyj resurs]. URL: https://moluch.ru/ar-chive/100/22541/ (data obrashcheniya: 26.06.2020). [In Rus].