ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147
Е. В. Ломтева
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва E-mail: ¡[email protected]
Elena V. Lomteva
PhD (Education), Associate Professor, Senior Researcher the Center for Continuing Education Economics, Institute of Applied Economic Research, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
Л. Ю. Бедарева
Научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва E-mail: ¡[email protected]
Larisa Yu. Bedareva
Researcher, the Center for Economics of continuing education, Institute of applied economic research, Russian Presidential Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia
ПЕРЕХОД ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ ШКОЛ В СИСТЕМУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В последние годы отмечается увеличение доли выпускников 9-х классов, уходящих из школы и продолжающих дальнейшее обучение в системе среднего профессионального образования. Целью данной статьи является возможность показать выбор выпускниками 9-х классов общеобразовательных школ своего дальнейшего образовательного пути в различных регионах Российской Федерации в 2017 г., а также отметить некоторые особенности этого выбора. Статья затрагивает проблемы участия работодателей в профессиональной ориентации школьников, отражает преимущества ухода подростков из школы после окончания 9-го класса и поступления в профессиональные образовательные организации, показывает приоритетность у выпускников 9-х классов в выборе между продолжением обучения в школе и обучением в системе среднего профессионального образования в зависимости от социально-экономического положения региона. Для объективности и полноты картины исследование проводилось по всем регионам Российской Федерации. В результате некоторых схожестей ситуаций в регионах они были распределены на шесть групп. Комментарии даются по каждой группе в целом, а также по отдельным регионам, на которые хотелось бы обратить особенное внимание. В качестве исходных
Как цитировать статью: Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Переход выпускников 9-х классов школ в систему профессионального образования: проблемы и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 56-72. 001: 10.24411/2224-0772-2019-10017.
данных взята официальная региональная статистика о численности выпускников 9-х классов за 2017 г. и численности учащихся 9-х классов на начало 2016/2017учебного года.
Ключевые слова: мониторинг, среднее профессиональное образование, профессиональная ориентация, трудоустройство, ресурсное обеспечение, образовательная траектория, высшее образование, рынок труда.
Введение. Растущий с каждым годом перечень новых профессий и специальностей ставит перед образовательными организациями задачу построения грамотной системы профориентационной работы в школе. Поскольку в последние годы в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается рост оттока учащихся из школы после окончания 9-го класса и выбор ими дальнейшего обучения в профессиональных образовательных организациях, необходимо, чтобы выпускники могли объективно оценивать свои возможности при выборе будущей профессиональной карьеры.
Большинство выпускников 9-х классов не имеют представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о своей дальнейшей работе (67% опрошенных), а часть выпускников перекладывает свой выбор на родителей (46% опрошенных) или идут «за компанию» поступать с друзьями [3]. И конечно же, на выбор школьников оказывает влияние уровень образования родителей и экономическое положение семьи.
Среди основных преимуществ ухода из школы после 9-го класса можно выделить следующие [8]:
Программы обучения системы профобразования больше ориентированы на практическую составляющую, чем программы высшего образования. Профессиональные образовательные организации дают больше прикладных знаний, чем институты.
После окончания профессиональной образовательной организации есть реальная возможность оценить на практике выбранную специальность и при необходимости внести коррективы в свою карьеру, сделать более осознанный выбор при получении высшего образования.
После окончания профессиональной образовательной организации можно поступить на заочное отделение вуза и совмещать работу с учебой, тем более что форма обучения (очная или заочная) в дипломе не указывается. При этом, если не удалось поступить в выбранное высшее учебное заведение на бюджетной основе, работая, можно самосто-
ятельно оплачивать свою учебу на платном отделении.
После окончания профессиональной образовательной организации можно продолжить обучение по соответствующему профилю подготовки, поступив сразу на 2-й, а иногда даже и на 3-й курс института или университета.
Если СПО является промежуточным этапом между школой и вузом, то предпочтение отдается программам СПО, реализуемым организациями высшего образования.
Немаловажную роль играет и тот факт, что в профессиональные образовательные организации легче поступить, чем в организации высшего образования (и к тому же не надо сдавать ЕГЭ), хотя последнее время отмечается тенденция к увеличению конкурса на прием по востребованным специальностям и профессиям среднего профессионального образования. И даже если не получается поступить на бюджетной, можно поступить на договорной основе, стоимость обучения в профессиональных образовательных организациях намного ниже, чем в организациях высшего образования (далее — ВО).
Однако, как показывают исследования ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС (Комментарий 1), заработная плата выпускников СПО ниже заработной платы выпускников организаций ВО [6], что не может не отразиться на выборе школьников, да и для работодателей зачастую диплом о высшем образовании является приоритетным. Кроме того, выпускники образовательных организаций системы СПО выходят на рынок труда намного раньше выпускников организаций ВО, а социологический опрос показал, что работодатели не готовы к приему на работу лиц моложе 21 года [1].
Цель статьи. Проанализировав выбор девятиклассников по Российской Федерации в целом за 2017/2018 учебный год, можно сказать, что число выпускников 9-х классов, выбравших обучение по программам среднего профессионального образования и число выпускников 9-х классов, выбравших дальнейшее обучение в общеобразовательной школе, примерно одинаково, с некоторым преимуществом выбора обучения в школе. Так, обучение в школе продолжили 53,6% выпускников 9-х классов, 41,6% выпускников перешли на обучение в профессиональные образовательные организации (ПОО). Приоритетом у молодежи в основном являются программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), их выбрали почти 3/4 выпуск-
ников 9-х классов, ушедших из школы, а программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) — 1/4. Оставшиеся 4,8% — это выпускники 9-х классов, ушедшие из школы и далее не продолжившие обучение ни в одной образовательной организации своего региона [6]. Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение региональных особенностей выбора выпускниками 9-х классов своих дальнейших образовательных траекторий.
Методология и методы исследования. ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС было проведено исследование, где рассматривался региональный аспект выбора выпускниками 9-х классов своей дальнейшей образовательной траектории. Схема, согласно которой рассматривалось распределение выпускников 9-х классов общеобразовательной школы по различным образовательным уровням в 2017 г., представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение выпускников 9-х классов общеобразовательной школы по выбору дальнейшей образовательной траектории
Для удобства проведения аналитических исследований все регионы Российской Федерации были условно разделены на шесть групп по значению показателя доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы в 2017 г. относительно всех девятиклассников, учившихся в школе в 2016/2017 учебном году.
Результаты исследования. В первую группу регионов (Рисунок 2), где доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы, менее 30%, входят: Москва, Санкт-Петербург и Республика Саха (Якутия).
100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
74,2
г.Москва
75,1
Республика Саха (Якутия)
70,7
г.Санкт-Петебург
я Доля учащихся 9-го класса, перешедшпх в 10-й класс 3 Доля учащихся, ушедших из школы после окончания 9-го класса
Рисунок 2. Регионы, в которых доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы, составляет менее 30% Источник: Расчетные показатели, полученные ЦЭНО, на основании исходных данных [10; 11; 12].
Такой выбор учащихся можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в Москве и Санкт-Петербурге большая концентрация образовательных организаций высшего образования, многие из которых занимают лидирующие позиции в российском рейтинге, что, естественно, является приоритетом для молодежи. Во-вторых, большая часть родителей в этих регионах имеет высшее образование, что, соответственно, также оказывает влияние на выбор детьми образовательной траектории, направленной на получение именно высшего образования.
В то же время Москва и Санкт-Петербург являются лидерами по числу выпускников 9-х классов, приезжающих из других регионов для поступления на программы среднего профессионального образования (Рисунок 3). Это можно объяснить несколькими причинами: большой выбор самих профессиональных образовательных организаций, а также специальностей, которые предлагают эти организации; лучшее материально-техническое обеспечение профессиональных образовательных организаций; достаточно большое число организаций ВО, осуществляющих программы СПО, что очень удобно, если в дальнейшем планировать продолжение своего образования с повышением его уровня. Кроме того, профессиональные образовательные организации Москвы и Санкт-Петербурга привлекательны с позиции дальнейшего
трудоустройства в этих регионах.
Сравнение значений показателя притока выпускников 9-х классов показывает, что в Санкт-Петербург приток практически в 4,5 раза больше, чем в Москву. И связано это, в основном, с более развитым в Санкт-Петербурге промышленным комплексом, а также с небольшим числом профессиональных образовательных организаций в Ленинградской области, откуда и идет основной поток молодежи, окончившей девять классов.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 00%
60,7
13,1
г.Москва
г.Санкт-Петебург
Рисунок 3. Доля выпускников 9-х классов, приезжающих из других регионов Российской Федерации для обучения по программам среднего
профессионального образования, данные за 2017 г. Источник: Расчетные показатели, полученные ЦЭНО, на основании исходных данных [10; 11; 12].
Такой же приток выпускников 9-х классов из других регионов, поступающих на программы среднего профессионального образования, был отмечен еще в 14 субъектах Российской Федерации (Рисунок 4).
Следующие четыре группы регионов (со второй по пятую) представлены в Таблице 1. Во вторую и третью группы (в которых доли выпускников 9-х классов, далее не продолживших обучение в школе, находятся в интервалах 30-40% и 40-45%) попало соответственно по 11 регионов. Самыми многочисленными оказались четвертая и пятая группы, в которых доли выпускников 9-х классов, далее не продолживших обучение в школе, находятся в интервале 45-50% (35 регионов) и 50-55% (20 регионов).
Рисунок 4. Регионы, в которых отмечался приток выпускников 9-х классов из других регионов Российской Федерации в 2017 г. Источник: Расчетные показатели, полученные ЦЭНО, на основании исходных данных [10; 11; 12].
В шести регионах (из 77-ми) зафиксировано наибольшее значение (более 80% (Комментарий 2)) доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы и поступивших в ПОО на программы подготовки специалистов среднего звена. Сюда вошли: Калужская (81,1%), Смоленская (80,5%), Самарская (88,2%) и Рязанская (94,6%) области, а также республики Марий-Эл (80,6%) и Мордовия (93,3%).
Архангельская область (50,7%) и Севастополь (40,1%) имеют самые высокие показатели (более 40% (Комментарий 2)) доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы и поступивших в ПОО на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, не только среди уже вышеупомянутых 77-ми регионов, но и среди всех регионов Российской Федерации.
В число регионов с самым высоким показателем (более 50% (Комментарий 2) доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы и далее не продолживших обучение ни в одной образовательной организации своего региона, вошли четыре региона: Республики Дагестан
(50,8%), Тыва (63,1%), Чеченская Республика (66,5%) и Чукотский автономный округ (95,9%).
Таблица 1
Регионы, в которых доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы,
находятся в интервале:
Регионы Доля выпускников 9-х классов, перешедших в 10-й класс,% Доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы,%
от 30 до 40%
г. Севастополь 64,4 35,6
Кабардино-Балкарская Республика 61,9 38,1
Ненецкий авт. округ 60,1 39,9
Республика Ингушетия 60,6 39,4
Республика Калмыкия 64,6 35,4
Республика Карелия 61,3 38,7
Республика Крым 62,0 38,0
Республика Тыва 62,4 37,6
Тюменская область 65,2 34,8
Ханты-Мансийский авт. округ 61,6 38,4
Чукотский авт. округ 67,9 32,1
от 40 до 45%
Алтайский край 55,9 44,1
Иркутская область 55,8 44,2
Красноярский край 58,8 41,2
Новосибирская область 56,5 43,5
Приморский край 55,5 44,5
Республика Бурятия 57,2 42,8
Республика Северная Осетия —Алания 55,1 44,9
Сахалинская область 56,5 43,5
Томская область 59,9 40,1
Тульская область 56,8 43,2
Ямало-Ненецкий авт. округ 59,3 40,7
от 45 до 50%
Амурская область 53,2 46,8
Архангельская область 54,9 45,1
Брянская область 52,5 47,5
Волгоградская область 50,8 49,2
Воронежская область 53,1 46,9
Регионы Доля выпускников 9-х классов, перешедших в 10-й класс,% Доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы,%
Еврейская авт. область 52,8 47,2
Ивановская область 51,1 48,9
Калининградская область 51,7 48,3
Калужская область 53,6 46,4
Камчатский край 51,9 48,1
Кировская область 53,9 46,1
Костромская область 51,6 48,4
Магаданская область 52,2 47,8
Московская область 54,1 45,9
Мурманская область 50,1 49,9
Новгородская область 52,5 47,5
Омская область 53,0 47,0
Орловская область 50,5 49,5
Пензенская область 52,3 47,7
Псковская область 53,9 46,1
Республика Алтай 53,3 46,7
Республика Коми 53,5 46,5
Республика Марий Эл 50,4 49,6
Республика Мордовия 52,6 47,4
Республика Хакасия 52,1 47,9
Рязанская область 51,6 48,4
Самарская область 52,6 47,4
Саратовская область 50,2 49,8
Смоленская область 52,4 47,6
Ставропольский край 50,8 49,2
Тверская область 52,4 47,6
Ульяновская область 52,5 47,5
Хабаровский край 54,3 45,7
Чувашская Республика — Чувашия 50,7 49,3
от 50 до 55%
Астраханская область 46,1 53,9
Белгородская область 45,6 54,4
Владимирская область 49,1 50,9
Забайкальский край 48,9 51,1
Карачаево-Черкесская Республика 45,0 55,0
Кемеровская область 45,7 54,3
Краснодарский край 48,2 51,8
Регионы Доля выпускников 9-х классов, перешедших в 10-й класс,% Доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы,%
Курганская область 46,6 53,4
Курская область 48,0 52,0
Липецкая область 49,0 51,0
Нижегородская область 49,1 50,9
Республика Башкортостан 48,0 52,0
Республика Дагестан 46,8 53,2
Республика Татарстан 47,7 52,3
Ростовская область 49,0 51,0
Свердловская область 48,3 51,7
Тамбовская область 48,1 51,9
Удмуртская Республика 47,3 52,7
Челябинская область 47,6 52,4
Чеченская Республика 49,5 50,5
Источник: Расчетные показатели, полученные ЦЭНО, на основании исходных данных [10; 11; 12].
Как показывает статистика численность подростков, предпочитающих не продолжать обучение в школе, увеличивается. И поэтому возникает вопрос, готова ли система среднего профессионального образования принять и «переварить» увеличивающийся поток поступающих.
По данным мониторинга качества образования за 2018 г. [5], ресурсное обеспечение профессиональных образовательных организаций не в полной мере соответствует требованиям подготовки востребованных на рынке труда специалистов. По данным, представленным МИРЭА (Московский институт радиотехники, электроники и автоматики) [9], в целом по Российской Федерации уровень трудоустройства выпускников образовательных организаций, осуществляющих подготовку по программам среднего профессионального образования, составил 61,8% от общего числа выпускников профессиональных образовательных организаций (далее ПОО).
Среди основных проблем трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций следует выделить слабое ресурсное обеспечение самих образовательных организаций. Например, удельный вес стоимости машин и оборудования не старше пяти лет в общей стоимости машин и оборудования ПОО Российской Федерации составляет 36,6% [5]. Мониторинг показал, что в 1 036
профессиональных образовательных организациях (26,7% от общего числа в России), в течение последних пяти лет не проводилась замена учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. При этом в 760 ПОО (19,6% от общего числа) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%.
Следует уделить особое внимание и кадровому ресурсу системы среднего профессионального образования. Доля штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях и в организациях не менее пяти лет со сроком давности не более трех лет в общей численности штатных преподавателей и мастеров производственного обучения составляет всего 6,1%, а удельный вес работников, имеющих сертификат эксперта WorldSkiUs, в общей численности работников образовательной организации всего 0,79% [5].
Возвращаясь к группам по распределению выпускников 9-х классов, хотелось бы отметить, что в последнюю, шестую, группу регионов, где доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы, составляет более 55% (относительно всех девятиклассников, учившихся в школе в 2016/2017 учебном году), вошли всего пять регионов Российской Федерации (Рисунок 5).
70,0%
Вологодская Ленинградская Оренбургская Пермскга! край Республика область область область Адыгея
Я Доля учащихся 9-го класса, перешедшпх в 10-й класс 0 Доля учащихся, ушедших из школы после окончания 9-го класса
Рисунок 5. Регионы, в которых доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы, составляет более 55% Источник: Расчетные показатели, полученные ЦЭНО, на основании исходных данных [10; 11; 12].
В Ленинградской области доля учащихся, ушедших из школы после окончания 9-го класса и поступивших в профессиональные образовательные организации, в 2017/2018 учебном году составила 72,0% от общего числа поступивших. Таким образом, основная доля студентов профессиональных образовательных организаций Ленинградской области — это выпускники 9-х классов. Кроме того, около 40,0% девятиклассников, ушедших из школы после окончания 9-го класса, далее не продолжили обучение ни в одной образовательной организации Ленинградской области. Как уже говорилось ранее, скорее всего они покинули регион, в котором жили и учились до окончания 9-го класса, и переехали в другие регионы для продолжение своего обучения. Такая ситуация, например, сложилась и в Московской области, где 31,4% девятиклассников, ушедших из школы после окончания 9-го класса, не продолжили обучение в данном регионе, а с большой долей вероятности уехали на обучение в соседний регион, т.е. в Москву.
В Вологодской и Оренбургской областях, а также в Пермском крае практически 50% учащихся, окончивших девять классов и ушедших из школы, далее поступили в местные профессиональные образовательные организации, из них % пошли на программы подготовки специалистов среднего звена и У — на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. В Республике Адыгея показатель поступивших в ПОО чуть ниже: всего 40% учащихся, окончивших девять классов и ушедших из школы, а вот соотношение в выборе программ такое же, как и предыдущих регионах.
В целом можно отметить неоднозначность выбора выпускниками 9-х классов общеобразовательных организаций своей дальнейшей образовательной траектории. Так, всего в восьми регионах России (из 85-ти) зафиксировано максимальное значение (более 80%) доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы и поступивших на программы подготовки специалистов среднего звена. Среди них:
- Калужская область—81,1%;
- г. Москва—98,0%;
- Республика Марий Эл—80,6%;
- Республика Мордовия—93,3%;
- Рязанская область — 94,6%;
- Самарская область — 88,2%;
- г. Санкт - Петербург —118,3%;
- Смоленская область—80,5%.
В четырех регионах этот показатель, наоборот, самый низкий — менее 30%:
- Еврейская автономная область—24,4%;
- Республика Тыва—23,6%;
- Чеченская Республика—25,3%;
- Чукотский автономный округ—4,1%.
Также можно выделить две группы регионов с максимальным и минимальным значением доли девятиклассников, ушедших из школы и поступивших на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. В группе с максимальным значением вышеуказанного показателя — более 40% — всего три региона:
- Архангельская область — 50,7%;
- г. Севастополь—40,1%;
- г. Санкт - Петербург—42,4%.
В группе с минимальным значением показателя — менее 10%, также три региона:
- Республика Дагестан—5,0%;
- Сахалинская область—2,5%;
- Чеченская Республика—8,2%.
Особого внимания заслуживают регионы, в которых доля выпускников 9-х классов, ушедших из школы и далее не продолживших обучение ни в одной образовательной организации своего региона, составила более 50% (Рисунок 6).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 00%
95,9
Республика Республика Чеченская Чукотский Дагестан Тыва Республика автономный
округ
Рисунок 6. Регионы, в которых доля выпускнико 9-х классов, ушедших из школы и далее не продолживших обучение ни в одной образовательной
организации своего региона, составляет более 50% Источник: Расчетные показатели, полученные ЦЭНО, на основании исходных данных [10; 11; 12].
Три региона: Республика Тыва, Чеченская Республика и Чукотский автономный округ, как уже отмечалось, попали в число регионов с самым низким показателем (менее 30%) доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы и поступивших на программы подготовки специалистов среднего звена. И два региона: Республика Дагестан и опять-таки Чеченская Республика попали в число регионов с самым низким показателем (менее 10%) доли выпускников 9-х классов, ушедших из школы и поступивших на программы квалифицированных рабочих и служащих.
В 2017 г. удельный вес молодых людей в возрасте от 15-ти до 24-х лет, которые не учатся и не работают, составил 12,9% от общей численности населения соответствующей возрастной группы по России [4]. По данным статистики, используемым для анализа, невозможно дать четкого ответа, куда дальше идут подростки, не захотевшие продолжить свое обучение ни в местных школах, ни в местных ПОО [2]. Можно предположить, что часть из них устраивается на работу из-за сложного материального положения в семье. Скорее всего, работают они нелегально, так как в последнее время работодатель не стремится принимать на работу несовершеннолетних. Некоторые из них уезжают в другие регионы ввиду отсутствия в своем регионе интересующих их специальностей. В большинстве случаев молодые люди в дальнейшем пытаются трудоустроиться там же, где учились, что не совсем хорошо для региона, откуда они уехали, поскольку он теряет молодые трудовые ресурсы. Возможен также вариант, когда выпускники 9-х классов, покинувшие школу и далее не поступившие в ПОО или на работу, пополняют ряды неформальных и криминальных группировок.
Заключение. Таким образом, статистика говорит о том, что число учащихся, закончивших девять классов общеобразовательной школы и далее выбравших обучение в профессиональных образовательных организациях, растет. Прежде всего это можно связать с нежеланием сдавать ЕГЭ и страхом не набрать нужное количество баллов для поступления в организации высшего образования. Поэтому возрастает роль профориентационной работы в школах, которая поможет выпускникам сориентироваться в выборе своей будущей профессии и не ошибиться, а также иметь объективную информацию о рынке труда своего региона. Недостаточно разработанные механизмы взаимодействия школ с работодателями региона по профориентационной работе
и ограниченный набор специальностей в региональных профессиональных образовательных организациях вынуждают молодежь переезжать в другие регионы.
К факторам, ограничивающим поступление в профессиональные образовательные организации многих регионов, можно отнести: устаревшее материально-техническое обеспечение системы среднего профессионального образования, нехватку квалифицированных преподавательских кадров (включая мастеров производственного обучения), отсутствие возможности трудоустройства по выбранной специальности (в силу рассогласованности между потребностями региональных рынков труда и специальностями в профессиональных образовательных организациях), а также более низкие заработные платы работников со средним профобразованием по сравнению с работниками с высшим образованием. Поэтому улучшение материально-технического обеспечения ПОО, повышение заработной платы преподавателям и мастерам производственного обучения этих организаций, более тесное взаимодействие с потенциальными работодателями (которое включает как производственную практику, так и дальнейшее трудоустройство выпускников), согласованность между специальностями, по которым обучают в ПОО, и профессиями, на которые есть спрос в регионе, позволят в будущем повысить престиж среднего профессионального образования и ликвидировать возникшие дисбалансы.
Комментарии
1) Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
2) Относительно выпускников 9-х классов, ушедших из школы.
Литература
1. Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. и др. Трудоустройство молодежи. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования (20162018 гг.) / под ред. Т. Л. Клячко. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. 19 с.
2. Беляков С. А., Куклин В. Ж., Токарева Г. С. Анализ целей и задач региональных программ развития образования // Экономика образования. 2015. № 2. С. 81-91.
3. Блинов В.И., Сергеев И.С. и др. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // М.: Издательство «Перо», 2014. С.11.
4. Индикаторы достойного труда // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages (дата обращения: 15.12.2018).
5. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/?m=spo_(дата обращения: 15.11.2018).
6. Клячко Т.Л. Молодым всегда быть трудно, а сейчас — вдвойне // ПроОБРАЗ. 2016. № 2(4). С. 5-6.
7. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев С. Г. Стратегия для России: образование // М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018 г. 118 с.
8. Ломтева Е. В. Методики прогнозирования потребности экономики регионов в кадрах: опыт и новые подходы // Профессиональное образование. 2018. № 10. С. 17-20.
9. О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году // Информационный бюллетень. М.: МИРЭА — Российский технологический университет, 2018. С. 15.
10. Форма ОО-1 на начало 2016/2017 учебного года по субъектам РФ // Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education (дата обращения: 31.08.2018).
11. Форма ОО-1 на начало 2017/2018 учебного года по субъектам РФ // Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education (дата обращения: 31.08.2018).
12. Форма СПО-1 на начало 2017/2018 учебного года по субъектам РФ // Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education (дата обращения: 31.08.2018).
TRANSITION OF GRADUATES OF 9TH CLASSES SCHOOLS TO THE VOCATIONAL EDUCATIONAL SISTEMS: PROBLEMS AND PROSPECTS
In last years was an increase in a part of graduates of the 9th class, they left school and continued their further education in the system of secondary vocational education. The purpose this article is to show a choice graduates of 9th class general education schools their further educational path in various regions of the R ussian Federation in 2017, and to highlight some of the features of this choice. The article touches upon the problems of participation of employers in the vocational orientation of schoolchildren. It shows the advantages of leaving teenager out of school after graduating from 9th class and go to vocational educational organizations. It shows priority of graduates 9th class in choosing between continuing education in school or education in the secondary vocational education system, which depending on the socio-economic situation of the region. For objectivity research was conducted in all regions of the Russian Federation. As a result of some similarities of situations in the regions, all of them were divided into 6 groups. For each group, comments are given in general, as well as comments on individual regions, to which we would like to pay special attention. The initial data was taken as official statistics on the number of graduates of the 9th class of 2017 and the number of students in the 9th class at the beginning of the 2016/2017 school year.
Keywords: monitoring, secondary vocational education, vocational orientation, employment, resource provision, educational trajectory, the higher education, labor market.
References
• Avraamova E. M., Klyachko T. L., Loginov D. M. i dr. Trudoustrojstvo molodezhi. Trudoustrojstvo vy-
pusknikov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya (2016-2018 gg.) / pod red. T. L. Klyachko. M.: Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii, 2019. 19 s. [In Rus].
• Belyakov S. A., Kuklin V. Zh., Tokareva G. S. Analiz celej i zadach regional'nyh programm razvitiya obrazovaniya // Ekonomika obrazovaniya. 2015. № 2. S. 81-91. [In Rus].
• Blinov V.I., Sergeev I.S. i dr. Koncepciya organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya // M.: Izdatel'stvo «Pero», 2014. S.11.
• Forma OO-1 na nachalo 2016/2017 uchebnogo goda po sub"ektam RF // Edinaya informacionnaya sistema obespecheniya deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education (data obrashcheniya: 31.08.2018). [In Rus].
• Forma OO-1 na nachalo 2017/2018 uchebnogo goda po sub"ektam RF // Edinaya informacionna-ya sistema obespecheniya deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education (data obrashcheniya: 31.08.2018). [In Rus].
• Forma SPO-1 na nachalo 2017/2018 uchebnogo goda po sub"ektam RF // Edinaya informacionna-ya sistema obespecheniya deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education (data obrashcheniya: 31.08.2018). [In Rus].
• Indikatory dostojnogo truda // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages (data obrashcheniya: 15.12.2018). [In Rus].
• Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa kachestva podgoto-vki kadrov // Glavnyj informacionno-vychislitel'nyj centr (GIVC) Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=spo (data obrashcheniya: 15.11.2018). [In Rus].
• Klyachko T. L. Molodym vsegda byt' trudno, a sejchas — vdvojne // ProOBRAZ. 2016. № 2 (4). S. 5-6. [In Rus].
• Klyachko T. L., Sinel'nikov-Murylev S. G. Strategiya dlya Rossii: obrazovanie // M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2018 g. 118 s. [In Rus].
• Lomteva E. V. Metodiki prognozirovaniya potrebnosti ekonomiki regionov v kadrah: opyt i novye podhody // Professional'noe obrazovanie. 2018. № 10. S. 17-20. [In Rus].
• O rezul'tatah analiza trudoustrojstva vypusknikov programm SPO v ramkah monitoringa kachest-va podgotovki kadrov v 2018 godu // Informacionnyj byulleten'. M.: MIREA — Rossijskij tekhno-logicheskij universitet, 2018. S. 15. [In Rus].