A.А. СЕМЁНОВ, сотрудник
B.А. ГУРТОВ, профессор Центр бюджетного мониторинга Петрозаводский государственный университет
Прогнозирование численности студентов в вузах России
Проведен расчет динамики численности студентов в вузах России до 2015 г. с учетом особенностей поведения объясняющих факторов. Показано, что, несмотря на резкий спад рождаемости в начале 90-х гг., численность студентов вузов не будет уменьшаться столь же быстро - за счет увеличения доли выпускников системы среднего профессионального образования, поступающих в вузы, а также за счет учета повторно поступающих выпускников 11-х классов прошлых лет, отчисленных с первых курсов.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, численность студентов, прием.
В настоящее время в России из года в год уменьшается число выпускников 11-х классов общеобразовательных школ, что обусловлено резким спадом рождаемости в начале 1990-х гг. Численность выпускников 9-х и 11-х классов школ в значительной мере определяет прием на 1-й курс в образовательные учреждения профессионального образования.С 2010 г. последствия демографического спада начинают влиять и на вузовскую сферу. Однако анализ статистических данных [1-6] за последние 8 лет показывает, что снижение приема в вузы, а следовательно, и студенческого контингента идет не такими быстрыми темпами, как сокращение выпуска 11-х классов школ.
Чтобы ответить на вопрос, за счет чего
прием на первый курс в вузы удерживается от резкого спада, пропорционального уменьшению числа выпускников 11-х классов, необходимо проанализировать структуру приема в вузы по уровню образования поступающих (табл. 1).
Как видно из табл. 1, выпускники 11-х классов школ текущего года обеспечивают примерно половину приема в вузы, 26% -это выпускники системы среднего профессионального образования, а 13% - выпускники 11 -х классов прошлых лет. Еще 10% приема примерно поровну делятся между лицами, имеющими начальное и высшее профессиональное образование. Рост числа лиц с высшим образованием в приеме
2009 г. связан с учетом в статистике перехода бакалавров в магистратуру. За выче-
Таблица 1
Структура приема на 1-й курс в вузы по уровню образования поступающих (% от приема, все формы обучения)
Годы Всего принято в текущем году в ГОУ+НОУ ВПО Имеют среднее полное общее образование имеют начальное профессиональное образование имеют среднее профессиональное образование Имеют высшее професси ональное образова ние
всего получили образование в текущем году получили образование в прошлые годы всего получили образование в текущем году получили образование в прошлые годы всего получили образование в текущем году получили образование в прошлые годы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 558 688 63,3% 50,3% 12,8% 4,9% 2,4% 2,5% 25,4% 12,7% 12,6% 6,4%
2003 1 692 665 66,8% 54,8% 11,7% 4,7% 2,2% 2,6% 24,2% 12,4% 11,9% 3,8%
2004 1 659 126 65,1% 52,7% 12,4% 4,8% 2,2% 2,5% 25,2% 13,2% 12,0% 4,9%
2005 1 640 480 64,7% 52,5% 12,2% 5,1% 2,6% 2,5% 25,4% 13,9% 11,5% 4,8%
2006 1 657 342 62,4% 50,7% 11,7% 5,2% 2,6% 2,6% 26,7% 14,5% 12,1% 5,3%
2007 1 681 633 60,6% 47,4% 13,2% 5,5% 2,4% 3,2% 27,9% 15,0% 12,8% 6,0%
2008 1 660 446 59,3% 45,5% 13,7% 5,6% 2,1% 3,5% 27,5% 14,2% 13,3% 6,3%
2009 1 544 157 55,3% 41,1% 14,2% 5,2% 1,5% 3,7% 28,8% 13,9% 14,9% 10,7%
том приема магистров доля лиц с ВПО в приеме на первый курс в вузы в 2009 г. выросла до уровня 8%, а доля выпускников 11-х классов школ текущего года уменьшилась до 41%.
Высокая доля выпускников системы среднего профессионального образования в приемах в вузы связана с тем, что в последние годы снижается доля выпускников
9-го класса, продолжающих обучение в
10-м, и растет доля девятиклассников, поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального образования (табл. 2); в дальнейшем они, по-видимому, продолжат свое обучение в вузах. Отметим, что такая схема получения высшего профессионального образования (9 классов + СПО + сокращенное по срокам обучения ВПО) требует почти того же времени, что и классическая схема (11 классов + ВПО). Развитие тенденции к получению высшего образования по схеме с участием СПО, возможно, объясняется отсутствием необходимости сдавать единый государственный экзамен, обязательный для выпускников 11-го класса.
Также из табл. 2 видно, что практически все выпускники 9-х классов продолжают дальнейшее обучение, реализуя «де факто» обязательное (общее или профессиональное) среднее образование. Число
выпускников 9-х классов, не продолживших обучение, в различные годы меняется от 2% до 5%.
Построенные ранее модели для прогнозирования динамики приема в образовательные учреждения профессионального образования учитывали такие факторы, как численность выпускников 11-х классов текущего года и выпускников 11-х классов, не поступивших годом ранее [7, 8]. В работе [9] в модель было внесено уточнение, позволяющее учесть влияние на прием выпускников 11-х классов, не поступивших в год окончания школы, за три предыдущих года.
Высокую численность выпускников 11 -х классов прошлых лет в приемах на первый курс вузов не удается объяснить (с помощью существующих моделей) лишь за счет выпускников, не поступивших в год окончания школы и предпринимающих новые попытки к поступлению в последующие годы, так как их число с каждым годом уменьшается (табл. 3, ст. 6) и в 2009 г. составляло менее 40 тыс. чел. В то же время прием в вузы лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в предыдущие годы, сохраняется стабильно высоким и в 2009 г. составил 219 тыс. чел., что даже больше, чем число таких лиц в 2006 г. - 194 тыс. чел. При этом число не посту-
Таблица 2
Распределение выпускников 9-го класса текущего года по приемам в 10-й класс
Год Выпуск 9 кп. всего Выпуск 9 кп. дневное ГОУ Численность 10 кп (дневное ГОУ) в тек.году Прием выпускников 9-го класса текущего года Итого поступили в текущем ГОДУ Итого не поступили в текущем ГОДУ % от общего числа выпускников 9-х классов текущего года % выпускнике в 9-кпасса, не продолжив ших обучение в текущем ГОДУ
ОУНПО ОУСПО перешли в 10 кп (дневное ГОУ) поступили в ОУНПО поступили в ОУСПО
1 2 3 4 5 6 т=4*5*6 д=2-7 9 10 11 12
2002 2 341 ООО 2 248 267 457 112 275 801 732 913 19,5% 11,8%
2003 2 282 ООО 2 188 654 1 434 984 452 734 294 610 2 182 328 99 672 62,9% 19,8% 12,9% 4,4%
2004 2135 ООО 2 150 334 1 329 435 418 993 299 341 2 047 769 87 231 62,3% 19,6% 14,0% 4,1%
2005 1 944 ООО 1 864 236 1 207 355 328 968 295 761 1 832 084 111 916 62,1% 16,9% 15,2% 5,8%
2006 1 668 ООО 1 594 297 1 039 951 315 487 268 903 1 624 341 43 659 62,3% 18,9% 16,1% 2,6%
2007 1 478 ООО 1 409 280 901 279 243 842 265 575 1 410 696 67 304 61,0% 16,5% 18,0% 4,6%
2008 1 344 ООО 1 282 162 803 563 239 430 273 239 1 316 232 27 768 59,8% 17,8% 20,3% 2,1%
2009 1 281 668 1 226 556 736 959 202 504 290 600 1 230 063 51 605 57,5% 15,8% 22,7% 4,0%
Распределение выпускников 11-го класса текущего года по приемам
Таблица 3
Годы Выпуск из 11 КП. текущего года Прием выпускников 11 класса текущего года в ОУ Итого поступили а текущем году ' в ОУ Итого не поступили в текущем году в ОУ % от общего числа выпускников 11-х классов текущего года % выпускников 11-х классов текущего года, не продолжиеш их обучение вОУ в текущем году
ЕПО* СПО НПО поступили в ОУ ВПО поступили в ОУ СПО поступили в ОУ НПО
1 2 3 4 5=2+3+4 6=1-5 7 8 9 10
2002 1 477 000 686 560 343 861 137 610 1 168 031 308 969 46,5% 23,3% 9,3% 20,9%
2003 1 519 000 811 016 342 277 130 672 1 283 965 235 035 53,4% 22,5% 8.6% 15,5%
2004 1 546 000 874 1 37 338 054 123 707 1 335 898 210102 56,5% 21,9% 8,0% 13,6%
2005 1 466 000 860910 316 786 91 298 1 268 994 197 006 58,7% 21,6% 6,2% 13,4%
2006 1 365 000 839 861 288 283 97 028 1225172 139 828 61,5% 21,1% 7,1% 10,2%
2007 1 246 000 796 634 254 548 79 054 1 130 236 115 764 63,9% 20,4% 6,3% 9,3%
2008 1 088 000 766 071 199 040 66 683 1 021 794 66 206 69,5% 18,3% 6,1% 6,1%
2009 898 962 634 429 172 532 54 766 861 727 37235 70,6% 19,2% 6,1% 4,1%
пивших выпускников 11-х классов текущего года в 2006 г. было 140 тыс. чел., что на 100 тыс. чел. больше, чем в 2009 г.
Необходимо показать, за счет чего возможна такая ситуация, когда резерв не поступивших выпускников 11-х классов уже исчерпан, а выпускники 11-х классов предыдущих лет тем не менее присутствуют в приемах в ОУ ВПО и СПО. Этот дополнительный элемент в приеме может быть объяснен за счет студентов, отчисленных с первых курсов ОУ ВПО и СПО текущего года и вновь поступающих на первый курс в следующем году.
Анализ динамики отчисления студентов с первых и вторых курсов показывает, что в период с 2002 по 2009 гг. эта величина ежегодно составляла в государственных и негосударственных вузах около 180 тыс. чел., в ОУ СПО - около 70 тыс. чел. Таким образом, отчисленные с первых курсов являются резервом выпускников 11-х классов предыдущих лет, которые могут быть зачислены вновь на первый курс, и его величина составляет 250 тыс. чел.
Учет этого элемента существенно меняет прогнозную динамику приема на первый курс образовательных учреждений профессионального образования, в особенности
вузов. Прием на первый курс вузов определяет в дальнейшем динамику общей численности студентов.
Ниже приведены результаты расчета динамики приема и контингента студентов вузов России (государственные и негосударственные, все формы обучения, бюджет + полное возмещение затрат) на период до 2015 г. в рамках базовой модели [7, 8] для двух вариантов учета выпускников 11-х классов прошлых лет в приеме:
• учитывая только выпускников 11-х классов прошлых лет за три последних года, не поступивших в год окончания школы;
• учитывая вклад отчисленных с первых курсов студентов, поступающих вновь на следующий год как выпускников 11-х классов прошлых лет.
На рис. 1 представлена прогнозная динамика приема в систему ВПО в период с
2010 по 2015 гг. для двух вариантов учета выпускников 11-х классов прошлых лет в структуре приема. Значения приема с 2002 по 2009 гг. - фактические данные [5, 6]. Различие в прогнозных значениях приема на первый курс ВПО для этих вариантов составляет около 150 тыс. человек, что составляет величину более 10%.
Студенческий контингент рассчитывал-
2004 2006 2008 2010
Прием ГОУ+НОУ ВПО (без учета повторного приема) Прием ГОУ+НОУ ВПО (учет повторного приема)
Рис. 1. Динамика приема в ОУ ВПО с учетом и без учета повторного приема отчисленных студентов (2002-2009 гг. - фактические данные, 2010-2015 гг. - расчет)
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
■Контингент (фактический)
•Контингент расчет (без учета повторного приема) ■Контингент расчет (учет повторного приема) ■Пост-прогноз
Рис. 2. Динамика контингента студентов вузов с учетом и без учета повторного приема отчисленных студентов (2002-2009 гг. - фактические данные, 2010-2015 гг. - расчет)
ся как сумма численности обучающихся на каждом курсе. Численность студентов 1-го курса определялась приемом, а 5-го курса - выпуском. При расчете численности студентов остальных курсов для обоих вариантов расчета используются коэффициенты перехода с курса на курс: с первого на второй - 0,910; со второго на третий и с третьего на четвертый - 0,975, определенные на ретроспективном периоде.
На рис. 2 приведена рассчитанная таким образом численность студенческого контингента также для двух вариантов учета выпускников 11-хклассов прошлых лет. На этом же рисунке представлены результаты постпрогноза в период с 2000 по 2009 гг. на основе использованной модели. Максимальная величина относительной ошибки на этом временном интервале составляет 1,8%, что говорит о хорошем соответствии результатов моделирования эмпирическим данным.
Прогнозная численность студенческого контингента на период с 2010 по 2015 гг. для двух вариантов учета выпускников 11 -х классов прошлых лет в приеме существенно различается. К 2015 г. это различие достигает величины 1 млн. человек.
Оба варианта учета выпускников 11-х классов прошлых лет показывают значительно меньшую скорость снижения студенческого контингента, чем скорость снижения численности выпускников 11-х классов со сдвигом на 5 лет. Это можно объяснить тем, что в студенческом контингенте вузов будет возрастать доля выпускников средних специальных учебных заведений, продолжающих свое обучение в вузах.
Литература
1. Сведения о дневных общеобразовательных
учреждениях на начало учебного года / Форма государственной статотчетности № 76-РИК. М.: ГМЦ Росстата, 2002-2009.
2. Сведения о составе учащихся, принятых в
дневные учебные заведения начального профессионального образования (ПУ,
профлицеи, центры непрерывного профессионального образования) / Форма государственной статотчетности №3 (профтех) сводная. М.: ГМЦ Росстата, 2002-2008.
3. Сведения о государственных и муниципаль-
ных средних специальных учебных заведениях или высших учебных заведениях, реализующих программы среднего профессионального образования / Таблицы по форме государственной статотчетно-сти № 2-НК. М.: ГМЦ Росстата, 20022008.
4. Сведения о государственном образователь-
ном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования / Таблицы по форме государственной статотчетности № СПО-1. М.: ГМЦ Росстата, 2009.
5. Сведения о государственных и муниципаль-
ных высших учебных заведениях / Форма государственной статотчетности № 3-НК. М.: ГМЦ Росстата, 2002-2008.
6. Сведения об образовательном учреждении,
реализующем программы высшего профессионального образования / Форма государственной статотчетности № ВПО-1. М.: ГМЦ Росстата, 2009.
7. Питухин Е.А., Гуртов В.А. Математичес-
кое моделирование динамических процессов в системе «Экономика - рынок труда - профессиональное образование». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 350 с.
8. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А.
и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007. 680 с.
9. Гуртов В.А. Разработка математической
модели распределения потоков 9- и 11-классников по приемам в учреждения профессионального образования с учетом ограничений на их численность и новых социально-экономических факторов / В.А. Гуртов, Е.А. Питухин, Л.М. Серова // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам V Всероссийской научнопрактической Интернет-конференции. Кн. I. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 79-91.
SEMENOV A., GURTOV V. THE PREDICTION OF STUDENTS’ QUANTITY IN INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
A calculation of dynamics of students’ quantity in higher education institutes in Russia until 2015 with a glance at peculiarities of behavior of explaining factors was carried out. It was shown, that, in spite of abrupt decrease of birth-rate in the early 90»s, the quantity of students of HEIs’ will go down not so fast, because of increase of the rate of graduates of secondary vocational education in the enrolment to HEIs, and also at the expense of school leavers of past years, who was excluded from HEIs and goes to HEI again.
Keywords: higher vocational education, the quantity of students, enrolment.
Б.В. КОРНЕЙЧУК, профессор Е.А. ДРАГОМИРОВА, ст. преподаватель
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Слабое звено в подготовке инженеров (экономика в техническом вузе)
В статье обоснована необходимость модернизации системы экономической подготовки в технических вузах на основе инновационно-ориентированного подхода. Показана взаимосвязь различных инновационных задач с темами курса экономики и компетенциями, сформулированы принципы организации инновационно-ориентированного обучения в техническом вузе.
Ключевые слова: экономическая теория, технический вуз, инновационные технические задачи, инновационно-ориентированное обучение, метапрофессиональные компетенции.
Как показывает опыт общения с выпускниками вуза, новоиспеченные инженеры оказываются не подготовленными к работе в условиях рыночной экономики и зачастую не могут реализовать свои профессиональные знания из-за слабой экономической подготовки и отсутствия навыков решения инновационных задач. Поскольку качество экономической подготовки в технических вузах явно не удовлетворяет современным требованиям, актуальной задачей становится формирование у будущих инженеров специфических компетенций, ориентированных на их успешную профессиональную самореализацию в инновационной среде. Важнейшим элементом этой системы должен стать общий курс экономики, который изучается первым из всех дисциплин экономического профиля. Он призван сформировать убудущих инженеров систему знаний об основах функционирования современной экономики, пока-
зать им определяющую роль инноваций в современном общественном развитии, научить использовать рыночные механизмы для эффективного осуществления инновационной деятельности в производственной сфере. Но именно курс экономики, на наш взгляд, является слабым звеном в инновационно-экономической подготовке будущих инженеров. Мы видим здесь три основные причины.
Первая причина - это груз интеллектуальной традиции марксизма, тормозящей становление инновационной парадигмы в отечественной экономической науке и образовании. Марксистская политэкономия несовместима с инновационным мышлением, поскольку рассматривает продукт производства исключительно как результат труда наемных рабочих, а роль предпринимателя («капиталиста ») сводит лишь к незаконному присвоению части этого продукта, т.е. к эксплуатации рабочих. В марксист-