УДК 316.334.23 Воловская Нина Михайловна
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных коммуникаций и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»
Плюснина Лидия Константиновна
доктор социологических наук,
профессор кафедры социальных коммуникаций
и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»
Русина Анастасия Викторовна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социальных коммуникаций
и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация:
В статье рассмотрены результаты социологического исследования мотивации студентов. Изучены потребности, интересы, ценности, мотивы современного студента, проведен факторный анализ и осуществлена типологизация респондентов. Выделены четыре типа студентов согласно преобладающему типу мотивации: прагматики, профессионалы, интеллектуалы, коммуникаторы. Со-ставлен социально-мотивационный портрет студентов, входящих в каждую из типологических групп. Исследование показало, что у большей части респондентов мотив саморазвития в совокупности с мотивом достижения являются доминирующими, а материальный мотив и мотив самоутверждения -второстепенные по отношению к ним.
Ключевые слова:
мотивация, мотив, потребности, интересы, ценности, инструментальные ценности, социально-мотивационный портрет, типологизация студентов согласно преобладающему типу мотива-ции, удовлетворенность процессом обучения, стратегия обучения.
Volovskaya Nina Mikhailovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Head of Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
Plyusnina Lidia Konstantinovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
Rusina Anastasia Viktorovna
PhD in Social Science, Assistant Professor, Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
STUDENTS' MOTIVATION IN HIGHER SCHOOLS: SOCIOLOGICAL ASPECT
Summary:
The article describes the results of the survey concerned with the student motivation. As a result, the authors have investigated the needs, interests, values, motives of a modern student. The authors carried out a factor analysis and compiled a typology of the respondents; identified four types of respondents: pragmatists, professionals, intellectuals and communicators. A social and motivational image of students belonging to each typological group has been drawn up. The research has shown that most of the respondents are prompted by the motives of self-development and achievement predominantly, while the tangible motive and the motive of self-assertion are secondary.
Keywords:
motivation, motives, needs, interests, values, instrumental values, social and motivational image, typology of students according to the prevailing type of motivation, satisfaction with the learning process, learning strategy.
В современных условиях развития общества, сопровождающегося различного рода реформами, тема мотивации не перестает быть актуальной. Глобальные перемены, происходящие в обществе, оказывают существенное воздействие на студенческую молодежь, у которой под влиянием изменений формируется отношение к учебе, будущей профессиональной деятельности и карьере, жизненным стратегиям. Высшая школа решает важнейшую задачу - формирует личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы основы соответствующей специальности. Мотивационная составляющая учебной деятельности оказывает огромное влияние на ее результативность, успешность в овладении выбранной профессией, на готовность студента к конкуренции на рынке труда и на эффективность высшего образования в целом.
Мотивация - это очень сложный и противоречивый процесс, и не случайно на протяжении многих лет ученые пытаются в нем разобраться. Известны две группы теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Содержательные (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд и т. д.)
делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. Процессуальные (В. Врум, Дж. Адамс, Л. Портер, Э. Лоулер, Э. Лок, В. Скиннер и т. д.) раскрывают, при каких условиях и каким образом это становится возможным, то есть объясняют действие механизма мотивации.
В современной научной литературе имеются различные точки зрения на понимание мотивации. Ряд исследователей трактуют ее как совокупность внешних и внутренних сил или побуждений к какой-либо деятельности [1]. Многие авторы [2; 3; 4], характеризуя мотивацию, применяют два термина: «внешняя» и «внутренняя» мотивация, что, по сути, мало чем отличается от предыдущей точки зрения. Некоторые авторы не видят принципиальной разницы между мотивацией и стимулированием и рассматривают их как синонимы. Например, Н.А. Сидоренко в статье под названием «Пути повышения мотивации деятельности работников» пишет о стимулировании [5].
Но все же большинство ученых, в том числе и авторы статьи, считают, что не стоит путать означенные понятия, что трудовая деятельность работника, его поведение определяются взаимодействием различных побудительных сил [6, с. 157]. Мы полагаем, что формирование внутренних побудительных сил трудового поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности, а формирование внешних побудительных сил - стимулирования трудовой деятельности [7, с. 89].
В статье мы рассмотрим некоторые результаты социологического исследования, проведенного в 2014 г. в Новосибирском государственном университете экономики и управления. Выборка в 360 респондентов репрезентирует генеральную совокупность; в ней представлены студенты всех курсов и факультетов, специальностей и направлений. Основными задачами исследования являлись: изучение потребностей, интересов, ценностей, мотивов современного студента, факторный анализ и выявление типов и социально-мотивационного портрета студентов.
Результаты исследования показали, что первоочередной потребностью респондентов стала потребность в самовыражении («заниматься любимым делом» - 56 % опрошенных). Близки к ней по значению физиологические потребности («быть здоровым» и «материально благополучным» - по 51 % респондентов), потребности в безопасности (38 %). Необходимо также отметить высокую оценку потребностей принадлежности и причастности (38 %). Менее всего выражена потребность в признании и самоутверждении.
Среди интересов наиболее ярко выражены «общение с друзьями, любимым человеком» (41 %), «учеба в вузе» (39 %), «чтение» (30 %). Посредством двух последних интересов удовлетворяется потребность в саморазвитии. Вместе с тем, несмотря на высокое положение в иерархии интереса «учеба в вузе», подготовка к учебе не является значимым интересом (5 %). Поэтому можно говорить о том, что учеба в вузе ценится не сама по себе, не как собственно процесс получения знаний, а в совокупности с рядом других факторов (например, как способ общения).
При изучении ценностей было выявлено, что доминирующее положение занимают ценности «семья» и «здоровье» (77 и 60 % респондентов соответственно), эти ценности являются базовыми в структуре личности. Также в число основных ценностей входят: «материально обеспеченная жизнь» (50 %), «интересная работа» (47 %), «саморазвитие» (44 %), «наличие хороших и верных друзей» (40 %). Что касается инструментальных ценностей, то они выражены не так явно. Можно сказать, что у студентов уже сформированы убеждения об определенной конечной цели, но пока нет понимания того, что должно помочь в достижении ее, то есть нет осознания важности инструментальных ценностей. В то же время в группе инструментальных ценностей первое место занимает «образованность» (24 %). Это говорит об осознании студентами необходимости заниматься собственным развитием для достижения таких жизненных целей, как получение интересной работы, материально обеспеченная жизнь, успешность и прочее.
Среди мотивов обучения на первом месте оказался мотив «стать высококвалифицированным специалистом» (45 %), далее по значимости следуют мотивы «обеспечение успешной будущей профессиональной деятельности» (33 %) и «развитие собственных сил и возможностей» (30 %). Значимой группой мотивов являются мотивы самоутверждения: «получить диплом» (32 %) и «после окончания учебы занять высокую руководящую должность» (26 %). Это позволяет говорить о том, что респонденты стремятся утвердить себя в социуме, получить определенный социальный статус. Большое значение на раннее формирование мотивации обучения оказывает «способность адаптироваться к новым условиям» [8, с. 3].
С помощью процедуры факторного анализа в программе SPSS нами была проведена группировка мотивов, в соответствии с которой осуществлена типологизация студентов. В результате были выделены четыре типа студентов:
1. «Прагматики». В эту группу вошли студенты со статусно-престижной мотивацией, мотивами обучения которых являются: «получить диплом», «после окончания учебы занять высокую должность», «занять высокое положение в обществе», «много зарабатывать». Основная учебная
стратегия данной группы - успех в жизни и достижение определенного социального статуса. Это самая многочисленная группа.
2. «Профессионалы» - это студенты с профессиональной, достиженческой мотивацией. Основные мотивы данных студентов: «стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Главной целью получения высшего образования является получение профессии.
3. «Интеллектуалы» - студенты, у которых ведущее место занимают интеллектуальные мотивы. Они в большей степени руководствуются такими мотивами, как «развивать свои способности и возможности», «приобрести глубокие и прочные знания». Их доминирующей учебной стратегией является саморазвитие.
4. «Коммуникаторы» - студенты с коммуникативной (побочной) мотивацией. Мотивы данной группы студентов напрямую не направлены на учебную деятельность, они учатся для того, чтобы иметь возможность «общаться в процессе учебы со студентами», а также «с преподавателями». Данная группа не имеет явной стратегии обучения.
Следует заметить, что типология основывалась на самых значимых мотивах обучения. Остальные мотивы, такие как «возможность оказывать влияние на деятельность других людей», «принести пользу обществу», «добиться одобрения окружающих», оказались востребованными лишь небольшим количеством студентов. Они, скорее, подчинены основным и служат дополнением к ним.
Для того чтобы выделить значимые факторы, формирующие мотивационные типы, и представить более подробную характеристику студентов, входящих в различные типы, нами были рассчитаны коэффициенты взаимосвязи и корреляции. В результате были определены следующие факторы: представление о характере будущей профессиональной деятельности; уровень материальной обеспеченности семьи; удовлетворенность содержанием обучения, мотивами и каждым показателем, включенным в рассматриваемый фактор; цель учебной деятельности; трудовая деятельность по окончании вуза. С учетом данных факторов был составлен социально-мотивационный портрет студентов, входящих в каждую из типологических групп.
Большинство студентов с прагматической мотивацией к обучению выросли в семьях со средним доходом, поэтому они больше, чем студенты остальных типов, ориентированы на профессиональную деятельность, которая принесет хороший заработок, даже без гарантий на будущее, им неважно, в какой сфере будет работа, а также они думают об открытии собственного дела. Основными целями обучения студентов данного типа являются: получение диплома, подготовка к трудовой деятельности и получение хороших оценок. Закономерным можно считать то, что показатели удовлетворенности процессом обучения у данного типа ниже, чем у других (особенно это проявляется в аспекте соответствия учебы ее ожиданиям).
Студенты, которые относятся к типу с профессиональной мотивацией, выросли в материально обеспеченных семьях (показатель выше среднего). В будущем они хотят иметь хороший заработок, выполняя любимое дело, а также у них присутствует ориентация на открытие собственного дела. После окончания учебы студенты данного типа нацелены на получение работы по специальности. Также стоит отметить, что только студенты данного типа стремятся к работе за границей. Целью своей учебной деятельности они закономерно ставят освоение профессии на высоком уровне, подготовку к будущей профессиональной деятельности и получение прочных знаний умений и навыков. Их уровень удовлетворенности учебой является высоким.
Студенты, обладающие интеллектуальной мотивацией, росли в семьях как со средним, так и с высоким уровнем достатка. Особенностью их ориентации на будущую профессиональную деятельность является то, что они хотели бы заниматься любимым делом, проявляя творчество. Приоритетными занятиями после окончания вуза они считают следующие: «продолжение обучения в магистратуре» и «работа, соответствующая направлению обучения». Цель обучения для данных студентов проявляется в первую очередь в получении прочных знаний, умений, навыков, а также в подготовке к трудовой деятельности. Удовлетворенность обучением у данного типа высока, так же как и у предыдущего. Можно отметить, что студенты с профессиональной и интеллектуальной мотивацией похожи тем, что они проявляют высокий уровень мотивации к учебной деятельности.
Студенты коммуникационного типа проявляют слабую мотивацию к учебной деятельности, в процессе обучения они руководствуются мотивами, лишь косвенно относящимися к данному виду деятельности. Эти студенты представляют семьи со средним достатком, но, в отличие от студентов с прагматической ориентацией, свою будущую профессиональную деятельность видят в работе с небольшим заработком, способной обеспечить уверенность в завтрашнем дне и оставляющей много свободного времени. После окончания учебы студенты этого типа планируют работать в любой сфере, необязательно по специальности. Целью обучения для части из них является получение диплома и избегание осуждения со стороны близких людей. Необходимо
отметить, что среди студентов данного типа большая часть затруднилась в определении целей своего обучения. Что касается удовлетворенности процессом обучения, то она у данных студентов находится на среднем уровне по всем параметрам.
Таким образом, исследование показало, что у большей части респондентов мотив саморазвития в совокупности с мотивом достижения являются доминирующими, а материальный мотив и мотив самоутверждения - второстепенными по отношению к ним. Но тем не менее у части респондентов мотив самоутверждения в мотивации к обучению («получение диплома») является преобладающим, для данной группы образование выступает в качестве инструмента, при этом не являясь значимой ценностью. При ближайшем рассмотрении факторов, влияющих на формирование и состояние мотивации студентов к учебной деятельности, было выявлено, что наибольшее влияние на рассматриваемый процесс оказывают показатели содержания образовательного процесса, а также личностные и социально-психологические характеристики. А социально-экономические характеристики и фактор ближайшего окружения оказывают значительное влияние на мотивацию поступления в вуз и выбора специальности.
Ссылки:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 670 с.
2. Жданкин Н.А. Восемь правил эффективной мотивации, или Как правильно мотивировать персонал // Управление персоналом. 2008. № 3. С. 32-39.
3. Пичурин И.И., Селецкий Э.Б. Роль внутренней мотивации персонала в инновационной экономике // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 5. С. 150-156.
4. Шкляр Т.Л., Васильев С.В. Мотивация как составная часть контроллинга персонала [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN414.pdf (дата обращения: 08.01.2015).
5. Сидоренко Н.А. Пути повышения мотивации деятельности работников // Science Time. 2014. № Ii. С. 331-336.
6. Воловская Н.М. Экономика и социология труда : учеб. пособие. М. ; Новосибирск, 2001. 204 с.
7. Воловская Н.М. Социально-трудовые отношения : учеб. пособие. Новосибирск, 2014. 210 с.
8. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Студенческая молодежь и социальная адаптация: результаты социологического исследования [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2014/21/sociology/volovskaya-plyusnina-rusina.pdf (дата обращения: 21.01.2015).