УДК 316.334.23 Воловская Нина Михайловна
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных коммуникаций и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»
Плюснина Лидия Константиновна
доктор социологических наук,
профессор кафедры социальных коммуникаций
и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»
Русина Анастасия Викторовна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социальных коммуникаций
и социологии управления
Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация:
В статье рассмотрены результаты социологического исследования социальной адаптации студентов в разрезе отдельных форм. Выявлен уровень адаптированности, сроки и трудности, возникающие у студентов в процессе адаптационного периода, произведен факторный анализ и типологизация респондентов («достиженцы», «прагматики» и «пассивные»). Авторы пришли к выводу о необходимости придания социальной адаптации статуса общеуниверситетской проблемы, что позволит воздействовать сразу на два процесса: сокращать сроки адаптации и повышать качество образования, а выявление вышеуказанных типов будет способствовать целенаправленной практической работе по ускорению адаптации.
Ключевые слова:
социальная адаптация, профессиональная адаптация, организационная адаптация, социально-психологическая адаптация, психофизиологическая адаптация, факторы адаптации, типы.
Volovskaya Nina Mikhailovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Head of Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
Plyusnina Lidia Konstantinovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
Rusina Anastasia Viktorovna
PhD in Social Science, Assistant Professor, Department for Social Communications and Sociology of Management, Novosibirsk State University of Economics and Management
STUDENTS AND SOCIAL ADAPTATION: THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
Summary:
The article deals with the results of the sociological research of students' social adaptation in the context of its forms. The research has identified the level of adaptation, the adaptation period, and the difficulties the students face in the process of adaptation. The authors carry out the factor analysis and the typology of respondents (diligent students, pragmatic students and passive students). It is concluded that it's necessary to consider the social adaptation as a general university issue, which can help to manage at once the two processes: reducing the period of adaptation and improving the quality of education. Also, identification of the aforesaid types of students promotes the dedicated practical work on making the adaptation more rapid.
Keywords:
social adaptation, professional adaptation, organizational adaptation, socio-psychological adaptation, psy-chophysiological adaptation, factors of adaptation, types of students.
Студенческая молодежь после окончания вузов призвана обеспечивать воспроизводство жизни общества во всех отраслях. Она формирует квалифицированный состав специалистов, которые в дальнейшем будут осуществлять управление различными сферами общественного производства и оказывать влияние на их эффективность. В период студенчества происходит дальнейшая социализация молодых людей, включение их в систему отношений в новом социальном взрослом окружении, вырабатываются новые механизмы взаимодействия и т. д. В связи с этим очень важно, чтобы молодые люди активно включались в учебный процесс в вузе, успешно справлялись с требованиями к обучению, овладевали набором необходимых компетенций, которые успешно в будущем смогли бы применять на практике. Однако адаптация студентов, включающая самоидентификацию с новой ролью, статусную характеристику, принятие культуры и ценностей вузовской среды, часто бывает затруднена и осложняется разными подходами к обучению в школе и в вузе.
Школьники в основном не приучены к лекционному обучению, к специфическим активным и инновационным формам проведения занятий, к ослаблению ежедневного контроля и т. д. В вузе, наоборот, от студентов в большей степени требуется гибкость поведения, мобильность в установлении коммуникаций, способность действовать в новом социальном окружении, самостоятельность, активность, творчество, умение организовать свой труд и правильно распределить время. Большое значение имеет также временной интервал адаптации, необходимо, чтобы данный процесс осуществлялся как можно скорее без особых социальных и психологических потерь.
Исследование адаптации берет начало из естественных наук и имеет длительную историю. В социологию понятие социальной адаптации впервые было введено в 20-е гг. XX в. зарубежными учеными, в отечественной социологической литературе впервые было использовано в середине 60-х гг. За этот период накоплен большой опыт, сформировано большое количество подходов, как в зарубежной, так и отечественной науке, которые в разной степени дополняют и противоречат друг другу. Мы не ставим целью проанализировать в одной статье различные подходы.
Отметим, что в научной литературе нет общепринятого понятия. Так, Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм под адаптацией понимали пассивное «приспособление» живого существа к окружающей среде [1; 2]. М. Вебер связывал адаптацию с рациональностью социального действия. Он писал, что не социальные нормы создают адаптацию человека, а человек развивает социальные нормы в процессе адаптации [3, с. 203-205]. В процессе социальной адаптации он отводил личности активную позицию и рассматривал адаптацию как приспособление личности к конкретной социальной организации [4]. Л.В. Корель пишет о том, что адаптация включает сложные приспособительные процессы, происходящие между людьми и обществом, связанные с тем, как люди приспосабливаются к изменениям в обществе и как общество приспосабливается к переменам в ценностях, символах, культурных кодах, то есть как люди создают и изменяют общество [5]. Г.Ф. Токарева считает, что главное отличие социальной адаптации заключается в том, что человек, человеческое общество выступают как система, которая не только сама приспосабливается, но и приспосабливает среду к своим потребностям [6, с. 9]. В «Социологическом энциклопедическом словаре» дается определение адаптации как «процесса и результата активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды... Чем менее выражено в личности активное начало, тем более адаптация социальная носит характер приспособления к условиям социальной среды» [7, с. 8]. Мы под социальной адаптацией будем понимать процесс активного взаимодействия субъекта (индивида) и среды для достижения наиболее оптимального их функционирования.
Способность адаптироваться к новым условиям является основой дальнейшего становления первокурсников, так как включает в себя приспособление не только к новым особенностям обучения, получения знаний, но и к новому социальному окружению, условиям проживания, а также в целом приспособление к самостоятельной, взрослой жизни. Поэтому студенческая молодежь на начальном этапе обучения нуждается в особой заботе со стороны администрации вузов.
В связи с вышеизложенным в Новосибирском государственном университете проводятся исследования социальной адаптации первокурсников с целью выявления особенностей, трудностей и проблем, с которыми сталкиваются студенты, и возможных путей ускорения этого процесса. Опрос, по результатам которого написана данная статья, осуществлялся во втором семестре 2014 г. Выборка репрезентативна, в ней представлены все специальности и направления вуза, было опрошено 751 человек, что составляет 66 % общей численности первокурсников.
Анализ адаптированности студентов проводился в разрезе различных форм. Изучение профессиональной адаптации показало, что 75 % респондентов в основном адаптировались к учебному процессу (27 % полностью адаптировались и 48 % скорее адаптировались), пятая часть респондентов адаптировалась частично, а 4 % опрошенных не адаптировались на момент опроса. По нашему мнению, это высокий уровень адаптированности, обусловленный преодолением первого основного рубежа - сессии, породившим чувство уверенности у данных студентов. Выявлено, что в течение 3 месяцев студенты привыкли к составлению конспекта лекций (91 % опрошенных), выполнению индивидуальных заданий (82 %), составлению доклада на семинарское занятие (81 %), поиску учебной и научной литературы (75 %), вступлению на семинаре (74 % опрошенных).
При изучении возникших трудностей в процессе профессиональной адаптации к лекционно-практическим занятиям на основе факторного анализа (снижения размерности) были определены следующие группы трудностей: сложность усвоения большого объема информации, недостаток необходимых навыков, умений и личностных качеств, ведение лекций и семинаров разными преподавателями по одному предмету, неготовность студентов к активной систематической работе.
Анализ данных по организационной форме адаптации показал, что 78 % опрошенных студентов считают себя адаптировавшимися к данной форме (33 % полностью адаптировались и 45 % скорее адаптировались, чем нет), частично адаптировались 18 % респондентов, скорее не адаптировались 3 %. Что же касается сроков данной формы адаптации, то в течение трех месяцев
обучения привыкли к разному времени начала занятий 87 % опрошенных, продолжительности занятий - 86 %, лекционно-семинарской форме - 91 %, наличию сдвоенных пар - 80 % и двух недель с разным расписанием занятий - 92 % респондента. Факторный анализ трудностей организационной адаптации позволил определить такие группы трудностей, как трудности, связанные с расположением корпусов вуза, новой системой контроля знаний, занятий, соблюдением формальных требований со стороны структурных подразделений, расписанием занятий (наличием «окон», неравномерным распределением нагрузки).
Анализ социально-психологической формы адаптации показал, что около 78 % респондентов адаптировались (37 % полностью и 41 % скорее адаптировались), частично адаптировались 15 %, неадаптированными себя считают 6 % респондентов. Изучение сроков адаптации показывает, что в течение первого семестра около 90 % респондентов установили контакт с одногрупп-никами, преподавателями, обрели друзей среди одногруппников. Следует заметить, что с преподавателями установление контакта занимало больше времени, чем со студентами, что является достаточно обусловленным явлением. Данные о наличии конфликтов в новом социальном окружении показывают, что более половины студентов не конфликтуют (59 % респондентов), имеют конфликты с одногруппниками 15 %, с преподавателями - 9 %, с теми и другими - 13 % респондентов. Такое поведение обусловлено особенностями процесса социально-психологической адаптации, который предполагает возможности непринятия норм, ценностей окружающих, ориентации студентов на сохранение и распространение своих.
К числу основных трудностей, возникающих в процессе социально-психологической адаптации, студенты отнесли: знакомство, установление контактов (21 % респондентов), ощущение стеснения в новой группе (16 %), утверждение себя в группе и нежелание общаться: «все чужие для меня» (по 10 % респондентов). Около трети респондентов отметили, что никаких трудностей у них не возникало, что говорит об их ориентированности на взаимодействие и общение с другими. В качестве факторов, способствующих социально-психологической адаптации, студенты выделили: личные качества (62 %) и совместные неофициальные мероприятия (17 %), так как неформальная обстановка помогает человеку раскрыться.
Вместе с тем большинство студентов (44 %) не могут охарактеризовать свою группу как целостную, только треть опрошенных считает, что сложилась очень сплоченная и дружная группа, 6 % - «каждый в группе живет сам по себе». Это свидетельствует об отсутствии устойчивой системы социальных отношений и о невысокой степени внутриколлективной сплоченности.
При изучении процесса психофизиологической адаптации студентов для нас было важным выяснить отношение студентов к условиям обучения, так как они являются значительным фактором, повышающим степень утомляемости, негативно сказывающимся на здоровье и самочувствии студентов. Были выявлены две равные совокупности (по 48 % респондентов) - это те, кому комфортно находиться в существующих условиях, и те, кому отчасти комфортно. Лишь 4 % опрошенных чувствуют себя некомфортно. Основные причины, по которым возникает дискомфорт, -это нестабильный температурный режим (35 %), неудобная мебель в аудиториях (20 %), отсутствие жалюзи на окнах (16 %).
В числе трудностей психофизиологической адаптации студенты выделяют: запоминание большого объема информации (33 %), длительность концентрации внимания и быстрый темп работы (по 21 %), монотонность работы (20 %). Помогают студентам адаптироваться к данной форме личные качества (63 %), занятия спортом (25 %), уход с занятий (11 %).
В целом самооценка студентами психофизиологической адаптированности показала, что 80 % в основном адаптированы (33 % полностью адаптировались и 47 % скорее адаптировались), пятая часть респондентов отмечает частичную адаптированность, и лишь 3 % говорят о том, что они скорее не адаптировались.
В части социально-бытовой адаптации, связанной с условиями проживания, выявлено, что 56 % респондентов продолжают жить с родителями дома, а остальные сменили условия проживания и стали жить отдельно. Смена условий проживания накладывает отпечаток на адаптацию студентов, затрудняя и удлиняя ее. У данных студентов возникают трудности с распределением денежных средств (41 %), необходимостью в самостоятельном обслуживании (23 %), в отношениях с соседями (15 %). Среди социально-бытовых трудностей, связанных с обучением в вузе, в большинстве случаев студенты отмечают наличие очередей в столовой (33 %), недостатки в работе пунктов продаж и питания в вузе (21 %), ограниченный доступ к интернет-ресурсам (20 %).
Результаты проведенного описательного и факторного анализа социальной адаптации позволили нам типологизировать респондентов. Основу типологии составляет фактор активности студентов: стремление добиваться больших результатов в обучении. Данный фактор использован как основополагающий, потому что, во-первых, учебная деятельность для студента должна быть приоритетной, во-вторых, конструктивная активность свидетельствует об эффективности
адаптации и мотивирует к действиям. В качестве основных переменных для типологизации использованы такие, как мотивы обучения, активность в студенческой группе, соблюдение дисциплинарных норм, самооценка общего процесса адаптации. В результате нами выделены три типа респондентов - «достиженцы», «прагматики» и «пассивные».
«Достиженцы» - самый многочисленный тип в изучаемой совокупности респондентов (309 человек, 41 % опрошенных). Эти студенты стремятся добиваться успехов в обучении и соблюдать дисциплинарные нормы. Они идентификацируют себя с группой, легко адаптируются в целом к студенческой жизни, их ведущим мотивом является общение с друзьями.
«Прагматики» - также довольно распространенный тип (265 человек, 35 % опрошенных). Это студенты, которым свойственно не стабильное, а периодическое стремление достигать лучших результатов в учебе, ведущими мотивами у них являются получение хороших оценок, признание и уважение со стороны одногруппников. Они характеризуют процесс адаптации как сопровождающийся трудностями. Представители данного типа не имеют полной идентификации с группой, некоторые даже готовы перейти в другую.
«Пассивные» - таких студентов немного (19 человек, 2,5 % опрошенных). Эти студенты не стремятся к достижению лучших результатов, не проявляют активности в группе, не участвуют в решении ее проблем и планировании мероприятий. Они ориентированы в основном только на обучение, в связи с этим имеют трудности в процессе адаптации к студенческой жизни в целом, так как от них требуется включение и вживание в новые социальные статусы, выполнение новых социальных ролей, требований и норм.
Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство первокурсников, порядка 80 %, говорят о своей адаптированности по каждой из выделенных форм. Выявленная самооценка успешности адаптации подтверждается результатами о сроках приспособления. Студенты отмечают, что они овладели необходимыми навыками и умениями, установили контакты в новом социальном окружении в течение первых трех месяцев обучения. Вместе с тем исследование показало, что есть ряд трудностей и проблем, которые должны быть решены вузом, а выявление вышеуказанных типов будет способствовать целенаправленной практической работе по ускорению адаптации.
Ссылки:
1. Дюркгейм Э. Ценностные изречения и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106-114.
2. Осянин А.Н. Анализ процесса адаптации и социализации личности: (теоретический аспект) // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социологические науки. 2006. № 1. С. 335-341.
3. История социологии в Западной Европе и США. М., 2001. 576 с.
4. Вебер М. Образ общества // Избранное. Образ Общества; пер. с нем. М., 1994. 704 с.
5. Корель Л.В. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск, 2005. 424 с.
6. Токарева Г.Ф. Адаптация молодежи в системе образования: управленческий аспект : монография. Уфа, 2009. С. 90.
7. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. 386 с.