Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Никитина Елизавета Сергеевна

Авторы рассматривают вопрос важности самостоятельных занятий физической культурой, а также причины, по которым студенты уделяют или не уделяют должное внимание спорту, виды мотивации и способы её формирования у студентов. Актуальность. Занятия физической культурой формируют физическое здоровье, двигательные навыки, помогают организовать привычки и режим, играют роль в становлении личности. Все эти аспекты важны в повседневной и профессиональной жизни. Согласно многочисленным исследованиям, у многих студентов проблемы с мотивацией к самостоятельным занятиям физической культурой. Цель, задачи. Цель работы провести обзор научных публикаций по данной теме. Обозначить проблему потери мотивации студентов к занятиям физической культурой. Указать способы формирования мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой. Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники, размещённые в научной электронной библиотеке (сайт https://elibrary.ru). Методы исследования: изучение научных литературных источников, обзор научных публикаций. Результаты и их обсуждение. Существует множество способов повысить мотивацию. Основные - это соревновательный момент занятий, индивидуальный подход, определение конечного результата, правильно подобранный комплекс упражнений, соблюдение регулярности занятий. Заключение. Потеря мотивации студентов к самостоятельной работе физической культурой является важной проблемой. Её можно решить, правильно поставив перед собой цель и подобрав подходящий комплекс упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Никитина Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO SELF-STUDY PHYSICAL CULTURE

The authors consider the importance of independent physical education classes, as well as the reasons why students pay or do not pay due attention to sports, types of motivation and ways of its formation in students. Relevance. Physical education classes form physical health, motor skills, help to organize habits and regime, play a role in the formation of personality. All these aspects are important in everyday and professional life. According to numerous studies, many students have problems with motivation for independent physical education. Purpose, tasks. The purpose of the work is to review scientific publications on this topic. To identify the problem of loss of motivation of students to physical education. Specify the ways of forming motivation for independent physical education. Materials and methods of research. The research materials were scientific sources published in the scientific electronic library elibrary (website https://elibrary.ru). Research methods: study of scientific literary sources, review of scientific publications. Results and their discussion. There are many ways to increase motivation. The main ones are the competitive moment of classes, an individual approach, determination of the final result, a properly selected set of exercises, compliance with the regularity of classes. Conclusion. The loss of motivation of students to work independently with physical culture is an important problem. It can be solved by correctly setting a goal and choosing a suitable set of exercises.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

УДК 378.1

Psy<EM©gy (Off SpdDITttS

Мотивация студентов к самостоятельным занятиям физической культурой

Иванов В.Д.

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID:0000-0002-2952-3222. AuthorlD: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Никитина Е.С.

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0003-21010702. E-mail: elizavetanik2708@gmail.com

Аннотация. Авторы рассматривают вопрос важности самостоятельных занятий физической культурой, а также причины, по которым студенты уделяют или не уделяют должное внимание спорту, виды мотивации и способы её формирования у студентов. Актуальность. Занятия физической культурой формируют физическое здоровье, двигательные навыки, помогают организовать привычки и режим, играют роль в становлении личности. Все эти аспекты важны в повседневной и профессиональной жизни. Согласно многочисленным исследованиям, у многих студентов проблемы с мотивацией к самостоятельным занятиям физической культурой.

Цель, задачи. Цель работы провести обзор научных публикаций по данной теме. Обозначить проблему потери мотивации студентов к занятиям физической культурой. Указать способы формирования мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой. Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники, размещённые в научной электронной библиотеке elibrary (сайт https://elibrary.ru). Методы исследования: изучение научных литературных источников, обзор научных публикаций.

Результаты и их обсуждение. Существует множество способов повысить мотивацию. Основные - это соревновательный момент занятий, индивидуальный подход, определение конечного результата, правильно подобранный комплекс упражнений, соблюдение регулярности занятий.

Заключение. Потеря мотивации студентов к самостоятельной работе физической культурой является важной проблемой. Её можно решить, правильно поставив перед собой цель и подобрав подходящий комплекс упражнений.

Ключевые слова: физическое воспитание, уровень мотивации, мотивация, самостоятельные занятия, студенты.

Актуальность. Особую роль в формировании личности студентов играет физическое воспитание. Занятия спортом повышают двигательную активность, укрепляют здоровье, улучшают учебно-познавательную деятельность,

помогают держать тело в хорошей форме, позволяют самосовершенствоваться и самовыражаться, а также многое другое [5; 7; 11; 15]. Несмотря на все эти факторы, у студентов наблюдается недостаток мотивации к занятиям спортом, который увеличивается от курса к курсу.

Для поддержания оптимального физического состояния организма студентам необходимо заниматься физическими упражнениями не менее 8-10 часов в неделю, включая обязательные, секционные и самостоятельные занятия [1]. Обязательные занятия физической культурой в ВУЗах проводятся 1-2 раза в неделю. Отсюда следует, что обязательных занятий недостаточно для поддержания физической формы. Основную роль играют самостоятельные занятия.

Согласно опросам в исследовании В.В. Севастьянова, Е.А. Стеблецова и В.И. Воропаева, более четверти студентов занимаются физической культурой только в специально отведённые для этого часы во время учебных занятий в университете, при этом, около 20 % студентов выполняют физические упражнения только ради получения зачёта по предмету и ещё у 4 % опрошенных вовсе нет желания заниматься спортом. При этом большая часть студентов осознаёт значимость спорта [14]. Почему же тогда многие студенты не занимаются физической культурой самостоятельно?

В работе В.А. Колошкиной и Н.А. Дварак говорится о том, что многим студентам мешает заниматься физическими упражнениями самостоятельно отсутствие дисциплины и устойчивых привычек [9]. Большая часть опрошенных по этому вопросу ссылается на недостаток свободного времени, лень и отсутствие материально-технической базы для проведения занятий. Помимо этого, существуют также люди недовольные обязательными занятиями, из-за чего их мотивация к физическим упражнениям снижена в значительной степени [17].

Формирование интереса к занятиям физической культурой должно опираться на учет индивидуальных особенностей занимающихся. Отсутствие у студентов специальных знаний о способах движений, физической нагрузке, особенностях воздействия определенных видов нагрузки на организм человека ведет к неумению планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями и осуществлять самоконтроль в процессе их проведения, а

отсюда снижается мотивация к занятиям упражнениями. Чтобы повысить мотивацию у студентов нужно разнообразить учебные и секционные занятия, для девушек вести фитнес, а для юношей силовые тренировки; занятия не должны проходить монотонно, использовать игровой и соревновательный метод, шире использовать активные методы обучения; усилить творческую составляющую при организации занятий физической культурой и спортом

[4].

Согласно многочисленным исследованиям, значительно повышает мотивацию у учащихся заинтересованность в занятиях [16]. Отличным способом заинтересовать студентов в физической нагрузке является индивидуальный подход педагогов к учащимся на обязательных и секционных занятиях [12; 13]. Например, игровая форма занятий способна показать, что занятия спортом могут быть увлекательными. Во время опроса о занятиях физической культурой в вузах почти половина респондентов заявила, что учебные занятия должны быть интересными. Положительные эмоции хорошо закрепляются в памяти, в последствии, они будут ассоциироваться с занятиями спортом и побуждать студентов, имеющих положительный опыт, заниматься физическими упражнениями чаще и усерднее, в том числе самостоятельно. Следует также отметить соревновательный момент учебной деятельности. Педагогический эксперимент показал необходимость индивидуализации занятий со студентами, когда результат студента сравнивается только с его предыдущим результатом. Из всех основных двигательных качеств, при регулярных систематических занятиях, силовые способности человека имеют наибольший педагогический эффект. С ростом результатов у молодого человека повышается и мотивация к регулярным занятиям физической культурой

[3; 20].

Основная составляющая мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой у студентов складывается во время обязательных занятий в вузе и секционных занятий. Можно также повысить мотивацию самостоятельно. Прежде всего

стоит определиться с целью занятий. Например, целью может быть желание снять нервное напряжение после учёбы или работы, стремление похудеть или повысить работоспособность [18].

В зависимости от цели занятий выбирается соответствующий род деятельности [19]. Это могут быть силовые упражнения или упражнения на растяжку мышц, также возможно совершенствование в определённом занятии. Например, для тех, кто хочет повысить свою работоспособность и снять нервное напряжение, прекрасно подойдёт оздоровительный бег, ходьба на лыжах или плавание [10].

Выводы. Одно из преимуществ индивидуальных занятий - самостоятельно выбирать для себя оптимальную нагрузку. В первую очередь она должна подбираться в соответствии с уровнем физической подготовки, который можно определить с по-

мощью многочисленных тестов, находящихся в открытом доступе в интернете и различных пособиях. Нехватку технических знаний можно восполнить, обратившись к педагогу по физической культуре или поискав в открытом доступе [6; 8]. Главное правило, которое нужно соблюдать во время самостоятельных занятий -регулярность. Единичные нерегулярные занятия могут нанести больше вреда, чем пользы.

Заключение. В настоящее время большая часть студентов осознаёт важность физических упражнений. Несмотря на это, проблема мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой является актуальной. Для формирования мотивации важны многие факторы, но самое главное - заинтересованность студента в выполнении физических нагрузок и чётко обозначенная цель.

Литература

1. Бутько А.В. Формирование мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у студентов / А.В. Бутько, П.А. Абрамович // Физическая культура, спорт и туризм: достижения теории и практики на современном этапе : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Минск, 15-16 ноября 2019 года. Минск, 2019. С. 31-34.

2. Бутько А.В. Формирование мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями студентов учреждений высшего образования / А.В. Бутько, Г.М. Цыркунова // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов : Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 01-02 ноября 2018 года. Минск, 2018. С. 81-85.

3. Веденина О.А. Роль мотивации в технологии привлечения студентов к самостоятельным занятиям физической культурой / О.А. Веденина // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций : Сборник статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 07-08 апреля 2020 года. Екатеринбург, 2020. С. 39-42.

4. Галич И.С., Личностная мотивация студентов к занятиям по физической культуре и спорту / И.С. Галич, Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова, Л. Б. Дижонова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 94-95.

5. Жеребцова И.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.В. Жеребцова, Т.А. Кошурина // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2014. № 1. С. 76-81.

6. Ивахина О.В. Мотивация и потребность в самостоятельных занятиях физической культурой студентов вузов / О.В. Ивахина // Аллея науки. 2018. Т. 3, № 4(20). С. 3-7.

7. Исматов П.А. Мотивация как способ повышения эффективности физического воспитания у студентов вуза / П.А. Исматов // Наука и мир. 2020. № 2-2(78). С. 44-45.

8. Козенко Е.Ю. Формирование у студентов вузов мотивации к самостоятельным занятиям по физической культуре / Е.Ю. Козенко, Н.Н. Гордеев, А.Д. Кудря // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2017. № 1(58). С. 107-110.

9. Колошкина В.А. Мотивация студентов к самостоятельным занятиям физической культурой / В.А. Колошкина, Н.А. Дварак // Психологическая студия : Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск, 2019. С. 83-86.

10. Кольцова О.Г. Воспитание у студентов мотивации к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом / О.Г. Кольцова, Т.А. Галашевская, И.Г. Васильева // Спортивно-массовая работа и студенческий спорт: возможности и перспективы : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2018 года. Санкт-Петербург, 2018. С. 62-67.

11. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В.К. Макаренко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 10. С. 140-144.

12. Пинчук О.С. Проблема формирования мотивации к занятиям физической культуры у студентов / О.С. Пинчук, Д.В. Сергеев // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 05 января 2020 года. Пенза, 2020. С. 211-213.

13. Савкина Н.В. Мотивация студентов на самостоятельные занятия физической культурой и спортом / Н.В. Савкина, Д.П. Глобенко // Наука-2020. 2018. № 2-2(18). С. 118-122.

14.Севастьянов В.В. Вопросы физического воспитания студентов / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, В.И. Воропаев. Воронеж, 2021. 155 с.

15. Третьяков А.С. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий физической культурой у студентов / А.С. Третьяков, Я.Я. Волкова // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития : материалы X Юбилейной международной научно-практической конференции, Красноярск, 01 июня 2020 года. Красноярск, 2020. С. 155-158.

16. Туренков А.Н. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Туренков, Л.Н. Скотникова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 3(39). С. 90-94.

17. Хайруллин И.Т. Мотивация студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом / И.Т. Хайруллин, Р.Р. Галиев, Э.Р. Шайхиев // Наука и образование: новое время. 2019. № 2(31). С. 405-410.

18. Храмкова Я.С. Повышение уровня мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом как одного из раздела учебной программы / Я.С. Храмкова, М.Н. Клейменова // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. 2015. Т. 5, № 1а(14). С. 169-171.

19. Шубина М.А. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой / М.А. Шубина // Образование. Наука. Производство : Материалы X Международного молодежного форума с международным участием, Белгород, 01-15 октября 2018 года. Белгород, 2018. С. 3120-3123.

20. Юров В.В. Мотивация студентов к самостоятельным занятиям силовыми упражнениями / В.В. Юров, С.И. Мануйлов, Е.В. Бодюков // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2019. № 1. С. 328-334.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Иванов В.Д. Особенности формирования и подготовки университетской команды по морскому многоборью / В.Д. Иванов, Е.С. Никитина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 12. С. 29-36.

Сведения об авторах

Иванов Валентин Дмитриевич - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. Author ID: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Никитина Елизавета Сергеевна - студент 3 курса математического факультета, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0003-2101-0702. Email: elizavetanik2708@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 12, pp. 29-36.

MOTIVATION OF STUDENTS TO SELF-STUDY PHYSICAL CULTURE Ivanov V.D.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID:0000-0002-2952-3222. AuthorlD: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Nikitina E.S.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0003-2101-0702. E-mail: elizavetanik2708@gmail. com

Abstract. The authors consider the importance of independent physical education classes, as well as the reasons why students pay or do not pay due attention to sports, types of motivation and ways of its formation in students.

Relevance. Physical education classes form physical health, motor skills, help to organize habits and regime, play a role in the formation of personality. All these aspects are important in everyday and professional life. According to numerous studies, many students have problems with motivation for independent physical education.

Purpose, tasks. The purpose of the work is to review scientific publications on this topic. To identify the problem of loss of motivation of students to physical education. Specify the ways of forming motivation for independent physical education.

Materials and methods of research. The research materials were scientific sources published in the scientific electronic library elibrary (website https://elibrary.ru). Research methods: study of scientific literary sources, review of scientific publications.

Results and their discussion. There are many ways to increase motivation. The main ones are the competitive moment of classes, an individual approach, determination of the final result, a properly selected set of exercises, compliance with the regularity of classes.

Conclusion. The loss of motivation of students to work independently with physical culture is an important problem. It can be solved by correctly setting a goal and choosing a suitable set of exercises.

Keywords: physical education, motivation level, motivation, independent studies, students.

References

1. Butko A.V., Abramovich P.A. Formirovanie motivatsii k samostoyatelnyim zanyatiyam fizicheskimi uprazhneniyami u studentov [Formation of motivation for independent physical exercises among students / A.V. Butko, P.A. Abramovich]. Fizicheskaya kultura, sport i turizm:

dostizheniya teorii i praktiki na sovremennom etape : sbornik materialov HI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Minsk, 15-16 noyabrya 2019 goda [Physical culture, sport and tourism: achievements of theory and practice at the present stage : collection of materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Minsk, November 15-16, 2019]. Minsk, 2019. Pp. 31-34. (In Russ.).

2. Butko A.V., Tsyirkunova G.M. Formirovanie motivatsii k samostoyatelnyim zanyatiyam fizi-cheskimi uprazhneniyami studentov uchrezhdeniy vyisshego obrazovaniya [Formation of motivation for independent physical exercises of students of institutions of higher education]. Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy podgotovki studentov vuzov : Materialyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Minsk, 01-02 noyabrya 2018 goda [cientific and methodological support of physical education and sports training of university students : Materials of the international scientific and practical conference, Minsk, November 01-02, 2018]. Minsk, 2018. Pp. 81-85. (In Russ.).

3. Vedenina O.A. Rol motivatsii v tehnologii privlecheniya studentov k samostoyatelnyim zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [The role of motivation in the technology of attracting students to independent physical education] Problemyi kachestva fizkulturno-ozdorovitelnoy i zdorovesberegay-uschey deyatelnosti obrazovatelnyih organizatsiy : Sbornik statey 10-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem, Ekaterinburg, 07-08 aprelya 2020 goda [Quality problems of physical culture and health-saving activities of educational organizations : Collection of articles of the 10th All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Yekaterinburg, 07-08 April 2020]. Ekaterinburg, 2020. Pp. 39-42. (In Russ.).

4. Galich I.S., Slepova L.N., Hairova T.N., Dizhonova L.B. Lichnostnaya motivatsiya studentov k zanyatiyam po fizicheskoy kulture i sportu [Personal motivation of students to physical culture and sports classes]. Mezhdunarodnyiy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2014, no. 7-2, pp. 94-95. (In Russ.).

5. Zherebtsova I.V., Koshurina T.A. Formirovanie motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [Formation of motivation for physical culture and sports]. Fizicheskaya kultura i sport v sovremennom mire: problemyi i resheniya [Physical culture and sport in the modern world: problems and solutions], 2014, no. 1, pp. 76-81. (In Russ.).

6. Ivahina O.V. Motivatsiya i potrebnost v samostoyatelnyih zanyatiyah fizicheskoy kulturoy studentov vuzov [Motivation and the need for independent physical education of university students]. Alleya nauki [Alley of Science], 2018, Vol. 3, no. 4(20), pp. 3-7. (In Russ.).

7. Ismatov P.A. Motivatsiya kak sposob povyisheniya effektivnosti fizicheskogo vospitaniya u studentov vuza [Motivation as a way of increasing the efficiency of physical education of students of a University]. Nauka i mir [Science and the world], 2020, no. 2-2(78), pp. 44-45. (In Russ.).

8. Kozenko E.Yu., Gordeev N.N., Kudrya A.D. Formirovanie u studentov vuzov motivatsii k samostoyatelnyim zanyatiyam po fizicheskoy kulture [Formation of University students ' motivation to self-employment on physical culture]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federalnogo universiteta [Bulletin of the North Caucasus Federal University], 2017, no. 1(58), pp. 107-110. (In Russ.).

9. Koloshkina V.A., Dvarak N.A. Motivatsiya studentov k samostoyatelnyim zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [Motivation of students to self-study physical culture]. Psihologicheskaya studiya : Sbornik statey studentov, magistrantov, aspirantov, molodyih issledovateley kafedryi prikladnoy psihologii VGU imeni P.M. Masherova /Pod redaktsiey S.L. Bogomaza, V.A. Karaterzi, S.F. Pash-kovicha [Psychological Studio : Collection of articles by students, undergraduates, postgraduates, young researchers of the Department of Applied Psychology of the Masherov VSU / Edited by S.L. Bogomaz, V.A. Karaterzi, S.F. Pashkovich]. Vitebsk, 2019. S. 83-86. (In Russ.).

10. Koltsova O.G., Galashevskaya T.A., I.G. Vasileva I.G. Vospitanie u studentov motivatsii k reg-ulyarnyim samostoyatelnyim zanyatiyam fizicheskimi uprazhneniyami i sportom [Education of students' motivation for regular independent physical exercises and sports]. Sportivno-massovaya rabota i studencheskiy sport: vozmozhnosti i perspektivyi : Materialyi IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem, Sankt-Peterburg, 29-30 noyabrya 2018 goda [Mass sports work and student sports: opportunities and prospects : Materials of the IV All-

Russian Scientific and Practical Conference with international participation, St. Petersburg, November 29-30, 2018]. Sankt-Peterburg, 2018. S. 62-67. (In Russ.).

11. Makarenko V.K. Formirovanie motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [Formation of motivation for physical culture and sports]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo [News of the Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky], 2008, no. 10, pp. 140-144. (In Russ.).

12. PinchukO.S., Sergeev D.V. Problema formirovaniya motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul-turyi u studentov [The problem of formation of motivation for physical culture classes among students]. Obrazovanie, vospitanie i pedagogika: traditsii, opyit, innovatsii : sbornik statey Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Penza, 05 yanvarya 2020 goda [Education, upbringing and pedagogy: traditions, experience, innovations: collection of articles of the All-Russian Scientific and practical Conference, Penza, January 05, 2020]. Penza, 2020. Pp. 211-213. (In Russ.).

13. Savkina N.V., Globenko D.P. Motivatsiya studentov na samostoyatelnyie zanyatiya fizicheskoy kulturoy i sportom [The motivation of the students for self-studies in physical culture and sport]. Nauka-2020 [Science-2020], 2018, no. 2-2(18), pp. 118-122. (In Russ.).

14. Sevastyanov V.V., Stebletsov E,A., V.I. Voropaev V.I. Voprosyi fizicheskogo vospitaniya studentov [Physical education of students]. Voronezh, 2021. 155 s. (In Russ.).

15. Tretyakov A.S., Volkova Ya.Ya. Motivatsiya i tselenapravlennost samostoyatelnyih zanyatiy fizicheskoy kulturoy u studentov [Motivation and purposefulness of independent physical culture classes among students]. Fizicheskoe vospitanie, sport, fizicheskaya reabilitatsiya i rekreatsiya: problemyi i perspektivyi razvitiya : materialyi X Yubileynoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Krasnoyarsk, 01 iyunya 2020 goda [Physical education, sport, physical rehabilitation and recreation: problems and prospects of development : materials of the X Anniversary International scientific and practical Conference, Krasnoyarsk, June 01, 2020]. Krasnoyarsk, 2020. S. 155-158. (In Russ.).

16. Turenkov A.N., Skotnikova L.N. K voprosu o povyishenii urovnya motivatsii studentov vyis-shih uchebnyih zavedeniy k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [On the issue of increasing the level of motivation of students of higher educational institutions to engage in physical culture and sports]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2009, no. 3(39), pp. 90-94. (In Russ.).

17. Hayrullin I.T., Galiev R.R., Shayhiev E.R. Motivatsiya studentov k samostoyatelnyim zanyatiyam fizicheskimi uprazhneniyami i sportom [Motivation of students to independent physical exercises and sports]. Nauka i obrazovanie: novoe vremya [Science and Education: new time], 2019. # 2(31). S. 405-410. (In Russ.).

18. Hramkova Ya.S., Kleymenova M.N. Povyishenie urovnya motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom kak odnogo iz razdela uchebnoy programmyi [Increasing the level of motivation of students to engage in physical culture and sports as one of the sections of the curriculum]. Biologicheskiy vestnik Melitopolskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. Bogdana Hmelnitskogo [Biological Bulletin of Melitopol State Pedagogical University. Bogdan Khmelnitsky], 2015, Vol. 5, no. 1a(14), pp. 169-171. (In Russ.).

19. Shubina M.A. Formirovanie motivatsii studentov k samostoyatelnyim zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [Formation of students' motivation for independent physical education]. Obrazovanie. Nauka. Proizvodstvo : Materialyi X Mezhdunarodnogo molodezhnogo foruma s mezhdunarodnyim uchastiem, Belgorod, 01-15 oktyabrya 2018 goda [Education. The science. Production : Materials of the X International Youth Forum with International Participation, Belgorod, October 01-15, 2018]. Belgorod, 2018. S. 3120-3123. (In Russ.).

20. Yurov V.V., Manuylov S.I., Bodyukov E.V. Motivatsiya studentov k samostoyatelnyim zanyatiyam silovyimi uprazhneniyami [Motivation of students to self-study strength exercises]. Problemyi sovershenstvovaniya fizicheskoy kulturyi, sporta i olimpizma [Problems of improving physical culture, sports and Olympism], 2019, no. 1, pp. 328-334. (In Russ.).

Information about the authors

Valentin Dmitrievich Ivanov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports. Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0002-2952-3222. Author ID: 229821. E-mail: vdy-55@mail.ru

Nikitina Elizaveta Sergeevna - 3rd year student of the Faculty of Mathematics, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ORCID ID: 0000-0003-2101-0702. E-mail: elizavetanik2708@gmail. com

Поступила в редакцию 28.10.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.