Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ'

МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

60
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / теория мотивации / социальная работа / социальная служба / социальный работник / потребности / мотивы / антимотивы / качество услуг. / motivation / theory of motivation / social work / social service / social worker / needs / motives / antimotives / service quality.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — М Д. Махмудова

В данной статье изучена взаимосвязь качества социальных услуг с трудовой мотивацией специалистов социальных служб. Коротко описана теоретическая основа феномена мотивации. Так же перечислены мотивы и антимотивы, служащие фактором определения мотивации социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the relationship between the quality of social services and the labor motivation of social service specialists. The theoretical basis of the phenomenon of motivation is briefly described. The motives and anti-motives that serve as a factor in determining the motivation of social workers are also listed.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ»

National University of Uzbekistan

Modern Trends of Social Sphere Development

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-200-204

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, КАК ФАКТОР

КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ

М. Д. Махмудова

докторант кафедры Социальная работа Национального Университета Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучена взаимосвязь качества социальных услуг с трудовой мотивацией специалистов социальных служб. Коротко описана теоретическая основа феномена мотивации. Так же перечислены мотивы и антимотивы, служащие фактором определения мотивации социальных работников.

Ключевые слова: мотивация, теория мотивации, социальная работа, социальная служба, социальный работник, потребности, мотивы, антимотивы, качество услуг.

ABSTRACT

This article examines the relationship between the quality of social services and the labor motivation of social service specialists. The theoretical basis of the phenomenon of motivation is briefly described. The motives and anti-motives that serve as a factor in determining the motivation of social workers are also listed.

Keywords: motivation, theory of motivation, social work, social service, social worker, needs, motives, antimotives, service quality.

Мотивация — одна из основных функций управления людьми. Внешние относительно «человека работающего» средства, которые в той или иной мере побуждают его в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, «проходит через его сознание» и может побуждать или не побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы. Процесс применения системы стимулов и соответственно возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей, задач представляет собой стимулирование, мотивацию. В современной науке и

2023

200

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-200-204

практике управления чаще применяется понятие «мотивация», поскольку приходится учитывать индивидуальные и групповые (коллективные) потребности людей.

В науке управления теории мотивации делятся на два вида — содержательные и процессуальные.

Иерархическая модель мотивации была создана американским психологом Абрахамом Маслоу (1906—1970). В соответствии с этой моделью высшие потребности могут направлять поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. [1]

Руководители вынуждены считаться с индивидуальными особенностями работников, «улавливая» их мотивы и антимотивы. Антимотивы представляют значительный интерес прежде всего с практической точки зрения, так как зная их, можно определить, какие потребности «человека работающего» не удовлетворяются или удовлетворяются в незначительной мере. По сути дела, «совершенствование мотивации» труда сводится к следующему: выявление мотивов и антимотивов; выработка мер, направленных на снижение «роли» и количества антимотивов, практическая реализация мер, способствующих преодолению антимотивов, антимотивации.

В научных исследованиях, в практической деятельности применяется методология выявления как индивидуальных, так и обобщенных (усредненных) мотивов, используя которые изучают мотивацию руководителя того или иного уровня системы социальной защиты (помощи), специалиста по социальной работе, «полевого» социального работника.

Материальная мотивация. Мотивы: стабильная заработная плата и своевременность ее выплаты; выплата ежемесячной премии в размере 100%; выплата надбавки ежемесячно за стаж работы; выплата материальной помощи в размере двух окладов к отпуску и по итогам работы за год; бесплатный проезд на городском транспорте; стабильность рабочего места. Антимотивы: низкий должностной оклад; оплата труда не учитывает личный трудовой вклад и компетентность; не производится доплата за выполнение функций, не свойственных занимаемой должности; отсутствуют материальные стимулы к повышению уровня образования. [2]

Организационная мотивация. Мотивы: удобно добираться до места работы; близость дома к месту работы

позволяет более полно выполнять функцию материнства.

2023

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-200-204

Антимотивы: плохая работа городского транспорта; суровые санкции за малейшее нарушение трудовой дисциплины; необходимость выполнять работу, не входящую в круг должностных обязанностей; неправильная организация труда, что не позволяет выполнять нормативы по приему населения; отсутствие нормального обеспечения рабочего места канцтоварами.

Социальная мотивация. Мотивы: достаточно большая общественная значимость выполняемой работы; часто испытываю удовлетворение от выполняемой работы; возможность получения второго высшего образования; предоставление дополнительного 12-дневного отпуска за общий стаж работы свыше 15 лет; хорошие отношения с отдельными членами коллектива. Антимотивы: не очень благоприятный социально-психологический климат в коллективе; недемократичность, некорректность вышестоящего руководителя; редкое использование коллегиальной формы принятия решений; отсутствие стимулов к повышению своей квалификации; невозможность продвижения по службе; конфликты с вышестоящим руководителем.

Информационная мотивация. Мотивы: доступность необходимой информации; возможность предоставления нужной информации людям, которые испытывают в ней соответствующую потребность. Антимотивы: поиск нужных документов с использованием личных связей; отсутствие различной литературы по теории и практике социальной работы с разными группами населения; слабое использование компьютерной техники в повседневной работе.

Человеческий капитал, личностные и интеллектуальные особенности работников, система трудовой мотивации начинают играть первостепенную роль в современных экономических отношениях.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения особенностей трудовой мотивации социальных работников. Можно выделить ряд особенностей трудовой мотивации социальных работников. [3]

1. Гуманистическая направленность деятельности - социальные работники играют роль посредников между индивидами, социальными группами, частными и государственными учреждениями и оказывают огромное влияние на формирование ценностей гражданского общества.

2. Творческая природа труда социальных работников -решая множество социальных проблем социальному

работнику необходимо творческих подходить к их решению,

2023

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-200-204

учитывать изменяющиеся социокультурные обстоятельства, индивидуальные и др. особенности клиентов. Творческий потенциал социального работника строится на основе накопленного социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения и творчество.

3. Высокая степень развития мотивационно-ценностной сферы личности социального работника. Одним из важнейших требований к профессиональной деятельности социального работника является необходимость соблюдения этических принципов и норм, справедливости, тактичности, толерантности, доброты и любви к людям, который порой не всегда способны вызвать к себе подобное отношение.

4. Повышенные эмоционально-психологические нагрузки. В социальной работе персоналу социальных служб приходиться иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами (инвалидами, многодетными семьями, беженцами, безработными, одинокими, престарелыми, наркоманами и т.п.). Данные категории клиентов имеющие трудности возрастные (снижение памяти), эмоциональными (гнеливость) , что вызывает и повышенную нагрузку на эмоционально-психологическую сферу личности социального работника.

5 Ненормированность рабочего дня, т.е. отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов профессионального труда. Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности самого персонала социальных служб и коллектива в целом. И, как правило, является причиной перегрузки социальных работников, недостатка свободного времени для их профессионального роста, что часто ведет к возникновению стрессов.

6. Преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к данной профессиональной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов социально-психологического воздействия.

7. Неадекватность социально-экономической поддержки социальных работников и их профессионального труда. Традиционно отечественная система социальной защиты финансируется по остаточному принципу, что существенно снижает ее эффективность, негативно влияет на

качество услуг и мотивацию работников данной сферы.

2023

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-200-204

8. Дефицит знаний и необходимых навыков. Очевидным препятствием в профессионализации отечественной социальной работы является недостаток опыта в осуществлении данной профессиональной деятельности, что приводит к снижению качества оказываемых услуг, несовершенству социальной поддержки населения [4].

Повышение эффективности управления в учреждениях системы социальной защиты определяет необходимость дальнейшего изучения этой проблемы, разработки эффект виной системы кадровой политики и системы стимулирования трудовой мотивации специалистов социальной сферы.

REFERENCES:

1. А. Маслоу. Мотивация и личность. С.-Петербург.2019. стр.67

2. Е. Камарова. Менеджмент социальной работы. Москва 1996. стр. 76.

3. Митрофанова С.В., Савченко В.В. Проблемы внедрения новых механизмов финансирования учреждений бюджетной сферы // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 26. - С. 47

4. Савченко В.В. Модели воспроизводства человеческого капитала в современном российском обществе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2010. - № 1. - С. 175

2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.