Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДСТВЕННИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДСТВЕННИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-образовательное сопровождение / социальнотехнологическое сопровождение / переподготовка / повышение квалификации / уход / компетенции / качество жизни / гражданское общество / солидарность / взаимопомощь / ресурсы / социальная защита

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Татьяна Сергеевна Киенко, Марина Николаевна Водолазская

В данной статье рассматриваются результаты проекта «Жить дома! Направленное на обучение основам паллиативного ухода, забота о больных и пожилых людях на территории Донбасса» и помогающего улучшить качество жизни людей и повысить компетенции ухаживающих специалистов и родственников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДСТВЕННИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ

ПОМОГАЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДСТВЕННИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ1

Татьяна Сергеевна Киенко

Кандидат социологических наук, доцент Южный федеральный университет

(Россия) skienko@sfedu.ru

Марина Николаевна Водолазская,

Руководитель АНО помощи людям в сложной жизненной ситуации «Старость в радость Ростов-на-Дону», Россия; svr-rostov@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются результаты проекта «Жить дома! Направленное на обучение основам паллиативного ухода, забота о больных и пожилых людях на территории Донбасса» и помогающего улучшить качество жизни людей и повысить компетенции ухаживающих специалистов и родственников.

Ключевые слова: научно-образовательное сопровождение, социально-технологическое сопровождение, переподготовка, повышение квалификации, уход, компетенции, качество жизни, гражданское общество, солидарность, взаимопомощь, ресурсы, социальная защита

Введение

Роль социальной заботы высока в любом государстве, типе общества, культуре. В последние десятилетия на постсоветском пространстве наблюдается значительное развитие правовых, организационных, технологических основ социальной поддержки. Растет число и статус помогающих специалистов, появляются новые технологии социальной работы, активно развивается некоммерческий сектор помощи, коллаборации

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-0С (https://rscf.ru/en/proiect/23-28-00134/) «СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД» в Южном федерализм у^рвб

2023 ©

48

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

государственных, частных и общественных субъектов заботы. В России, особенно с учетом опыта пандемии, системы ухода и помощи, двигаются в сторону межведомственного взаимодействия и объединения ресурсов и усилий профессиональной и непрофессиональной (семейной, соседской, добровольческой) помощи людям в сложной жизненной ситуации.

С 2022 года в состав Российской Федерации вошли новые территории, которые находятся в процессе перестройки систем социальной поддержки и осваивают российские технологии заботы. Значимую роль в этих процессах играют устойчивые социально-ориентированные некоммерческие организации Ростовской области, научно-образовательные и профессиональные сообщества, которые транслируют современные методы работы, обучают помогающих специалистов на местах, расширяют их профессиональную и социально-психологическую компетентность.

Проект «Жить дома! Обучение основам паллиативного ухода, забота о больных и пожилых людях на территории Донбасса»

С ноября 2022 года Марина Николаевна Водолазская, руководитель Автономной некоммерческой организации помощи людям в сложной жизненной ситуации «Старость в радость Ростов-на-Дону» (далее, АНО «Старость в радость Ростов-на-Дону» [1]) реализует проект «Жить дома! Обучение основам паллиативного ухода, забота о больных и пожилых людях на территории Донбасса» при поддержке Фонда Президентских грантов Российской Федерации2. Цель проекта - повышение качества жизни ухаживающих и забота о больных, старших, людях с ограниченной мобильностью в разных населенных пунктах Донбасса. Проект реализуется по договоренности с Министерством труда и социальной политики Луганской Народной Республики, представляет собой трехдневный образовательный интенсив для помогающих специалистов и родственников, которые заботятся о маломобильных, больных, пожилых. На начало мая 2023 г. проектом охвачены 6 населенных пунктов Донбасса (города Краснодон, Свердловск, Антрацит, Ровеньки, Луганск, станица Луганская). В обучающую программу включены учебные занятия, практикумы, консультации, тренинги для ухаживающих специалистов и родственников с предоставлением им материалов и средств ухода. В ходе занятий команда специалистов по уходу в

2 Проект «Жить дома! Обучение основам паллиативного ухода, забота о больных территории Донбасса» реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов России

2023

49

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

доступной и сжатой форме обучает людей, связанных с уходом общению с людьми с деменцией, основам гигиены, позиционирования, перемещения, профилактики пролежней, иным технологиям социальной заботы с применением современных средств косметологии и ухода. Высококвалифицированные психологи обучают основам коммуникации с подопечными, психологической саморегуляции, снятию эмоциональных перегрузок, оказывают психологическую поддержку. Команда подологов оказывает подологические услуги с использованием современных средств, оборудования и технологий. По окончании курса каждый слушатель получает в дар современные средства по уходу, оборудование и технологии.

Мониторинг проекта и актуальные проблемы в разрезе компетентности и самочувствия помогающих на территории Донбасса Для того, чтобы оценить эффективность проекта проводится социологическое исследование. Помогающие специалисты и родственники в каждом городе на старте и на финише проекта заполняют компактные анкеты, разработанные авторами проекта совместно с кафедрой социальных технологий Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (Ростовская область, Россия) под руководством автора настоящей статьи. Вопросы анкеты направлены на изучение самооценок слушателей по ряду значимых показателей и их динамики под воздействием мероприятий проекта. Слушателям в начале и в конце обучающего курса предлагается оценить собственную компетентность, знания основ гигиены, социальной поддержки и ухода за маломобильными людьми, психологическое состояние, условия и мотивацию труда. В анкету также включены вопросы о проблемах и потребностях помогающих специалистов и родственников. Это позволяет отследить, как меняется профессиональная компетентность и социально-психологическое состояние слушателей в результате вовлечения в проект, какие знания и навыки они получают и развивают, какие проблемы у ухаживающих имеются до начала проекта, какие из них преодолеваются, какие остаются. В целом, аналитика помогает увидеть проблемы и задачи, которые стоят перед руководителями социальных служб и помогающими людьми на Донбассе и то, как они могли бы решаться при участии профессиональных и научных сообществ, образовательных организаций, добровольцев, некоммерческих организаций и иных субъектов.

50

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

Анализ данных опросов первых 180 слушателей курса 6 населенных пунктов Донбасса (города Краснодон, Свердловск, Антрацит, Ровеньки, Луганск, ст. Луганская) показывает, что среди ухаживающих 98% составляют женщины. По статусу можно выделить 3 категории людей, которые заботятся о маломобильных, больных и пожилых: социальные работники (их большинство, около 85%), ухаживающие родственники (12%) и медицинские работники (3%). Средний стаж их работы составляет около 10 лет, а количество людей, находящихся на обслуживании социальных работников варьирует от 6 до 16 человек (среднее значение - 10). Среди находящихся на обслуживании доминируют следующие категории по характеристикам здоровья: люди с инвалидностью и ОВЗ, в т.ч. немобильные и малоподвижные, инвалиды-колясочники; люди с нарушениями слуха, глухие, с нарушениями зрения, слепые; люди с деменцией; перенёсшие инсульт. В последние месяцы встал вопрос об уходе за раненными.

Среди самых востребованных услуг, которые помогающие оказывают своим благополучателям и родственникам отмечаются покупка и доставка продуктов, товаров, лекарств, бытовая помощь по дому, помощь в решении социальных вопросов (получение рецептов на медикаменты, оплата коммунальных услуг, обращения в службы, отправка писем, помощь в трудоустройстве, оформлении документов и пр.), гигиенические процедуры, психологическая, моральная поддержка. Реже всего выполняются такие услуги как бытовая помощь на придомовом участке (выполняется только ухаживающими за родственниками и специалистами сельских территорий), педагогическая помощь, обучение, в т.ч. основам ухода, пользования ТСР, самообслуживания. Большинству опрошенных в разной мере приходится оказывать медицинскую, психологическую и моральную поддержку. Однако большинство помогающих специалистов и родственников никогда не проходили курсы повышения квалификации и не имеют профильного образования, что существенно затрудняет их работу, снижает самооценку и приводит к редукции личных достижений [2]. При этом им остро не хватает знаний в области социальной работы, основ психологии и медицины, а также личной стрессоустойчивости и умений преодолевать риски профессионального «выгорания».

Слушателям предлагалось оценить свой график работы по уходу, уровень оплаты труда, его качество, интерес и

2023

51

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

мотивацию к работе, свое здоровье. Большинство опрошенных высоко оценивают роль своей работы по уходу (9,8 баллов по 10-балльной шкале), мотивацию к работе (8,9 из 10), но уровень оплаты труда (7,4), ее условия, график ухода (7,4) и свое здоровье (8,0) они оценили значительно ниже. Результаты демонстрируют необходимость повышения оплаты труда в сфере социальной работы и ухода, а также повышения внимания к здоровью и вопросам социальной поддержки самих помогающих.

Очевидна необходимость организации на Донбассе системной, доступной и качественной работы по переподготовке и повышению квалификации социальных работников, обучению их современным и эффективным технологиям социального обслуживания. Однако эта проблема связана, во-первых, с начальным этапом интеграции Донбасса в российское социальное, образовательное, правовое поле, прежде всего нормативно и организационно. Во-вторых, в регионе не хватает профильных кафедр, вузов, иных социальных, научных и образовательных организаций, способных предоставить качественное обучение ухаживающих специалистов и родственников. Эта проблема могла бы успешно решаться путем привлечения к обучению научно-образовательных организаций и центров ближайшего региона - Ростовской области, их интеллектуальных, учебных, научных, материальных и технологических возможностей. ВУЗы и ССУЗы Ростовской области (в частности, кафедра социальных технологий Южного федерального университета [3]) могут предложить различные варианты обучения, от краткосрочных курсов повышения квалификации до переподготовки, получения среднего и высшего образования, как с отрывом от работы помогающих специалистов, так и путем создания базовых кафедр и центров в городах Донбасса. Одним из эффективных инструментов на сегодня является широко развитая система дистанционного обучения, однако на текущий момент в регионе нет устойчивого скоростного интернета, иных средств связи и технических средств, позволяющих организовать обучение дистанционно.

Отдельного внимания требует задача развития систем долговременного ухода на территории Луганской и Донецкой Народных Республик с гибкой возможностью выбора форм, видов и объемов поддержки ухаживающих родственников со стороны социальных работников, медиков и иных специалистов. По данным исследования, ухаживающие родственники абсолютно не удовлетворены

2023

52

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

графиком работы (2-3 балла по 10-балльной шкале), психо-эмоциональное состояние и здоровье (от 4 до 7), что свидетельствует об остроте проблемы поддержки их труда. Проблемы ухаживающих родственников подтверждаются также пониженными показателями оценки ими собственной мотивации и качества труда в сравнении с оценками социальных работников и медиков на фоне повышенной оценки значимости своей работы.

Рост самооценок профессиональной компетентности и самочувствия помогающих под влиянием проекта

Основная часть анкеты состоит из вопросов, которые анализировались в динамике и измеряли эмоционально-психологическое состояние и уровень имеющихся знаний в области профессиональной деятельности на момент начала и после завершения занятий и тренингов. Данные этих опросов позволяют судить о том, что в результате включения в проект уверенность и спокойствие слушателей значительно возрастают (с 7,5 до 9,2 баллов по 10-балльной шкале). Слушатели наполняются вдохновением, положительными эмоциями, настроем на продуктивную деятельность (отмечен прирост с 8 баллов до начала курса до 9,5 по окончании проекта в разрезе самооценки). Существенный рост наблюдается в области компетенций, знаний, навыков в области ухода. В начале проекта опрошенные оценивают свою компетентность в среднем на 5,5 баллов, а на выходе на 8,5. При этом стоит отметить тот факт, что слушатели во всех городах после прохождения курса говорили о том, что сильно переоценивали свои знания и умения в области ухода, но осознали это только после прохождения всего цикла обучения, то есть, они даже не знали, что так многого не знают. Но самый значительный прирост отмечается в области самооценок профессиональной и психологической компетентности. Наблюдается двойной и даже тройной рост некоторых показателей.

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

Динамика самооценки профессиональной и психологической компетентности до и после прохождения обучения

51,8%

9,5

116,7%

100,0%%

129,8%

9,1

9.2

9.3

181,4%

9,1

0,0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0 ■ Прирост, % ■ Общее среднее Выход ■ Общее среднее Вход

Рис. 1. Динамика самооценки профессиональной и психологической компетентности до и после прохождения обучения

Знания в области основ гигиены и ухода выросли в результате прохождения курса от 6,2 до 9,5 баллов по 10-балльной шкале (показатель № 1, Рис. 1); умение предотвращать и лечить пролежни увеличивается с 4,2 до 9,1 балла (показатель №2); умение перемещать в постели больного повысилось с 4,6 до 9,2 баллов (показатель №3); оценка информированности о признаках деменции и о том, как вести себя с человеком с деменцией повысилась с 4 до 9,3 баллов (показатель №4); самооценка информированности о том, как предотвратить психологическую защиту от выгорания при уходе за родственниками возросла с 3,2 до 9,1 баллов (показатель №5). Столь значительный рост самооценок компетентности и профессионализма ведет к росту уверенности в своих силах, повышает работоспособность, мотивацию труда ухаживающих, их самочувствие в целом.

Выводы

На основе полученных в ходе исследования данных можно говорить о том, что проект «Жить дома! Обучение основам паллиативного ухода, забота о больных и пожилых людях на территории Донбасса», реализуемый при поддержке Фонда Президентских грантов Российской Федерации АНО «Старость в радость Ростов-на-

2023

5

4

3

2

1

54

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

Дону» при научно-исследовательском сопровождении кафедры социальных технологий Института философии и социально-политических наук ЮФУ с ноября 2022, решает важнейшие задачи. Так, повышая (причем, в разы) уровень компетенций ухаживающих специалистов и родственников, в т.ч. их знания основ гигиены, ухода, коммуникаций, профессиональной оценки состояний, оснащая их современными средствами и технологиями ухода, авторы и исполнители проекта повышают качество жизни людей, находящихся на обслуживании. Отдельно стоит отметить роль включения в курс цикла обучающих и практических занятий команды подологов с использованием современного оборудования, которые открыли для специалистов и жителей Донбасса новое направление социально-медицинской помощи высокого качества, не представленное ранее в регионе, недоступное жителям. Снятие стресса и напряженности ухаживающих снимает остроту их собственных психологических проблем, повышается качество жизни ухаживающих лиц, уровень их профессионализма, коммуникаций. В то же время, развивается система социальной заботы в регионе, новые территории начинают интегрироваться в современную систему социальной защиты Российской Федерации, ее социально-технологическое, организационное и правовое пространство, и при этом искать и развивать собственные ресурсы. В целом, благодаря повышению компетентности помогающих специалистов усиливается спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, чувство защищенности, причастности к социальным процессам у всех жителей Донбасса. Проект позволяет интегрироваться территориям Донбасса в российское социально-правовое пространство, способствует развитию современных технологий заботы и дает возможность населению Луганской и Донецкой Народных Республик и специалистам социальной сферы почувствовать стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

В то же время, анализ результатов реализации первого этапа проекта показывает круг проблем. Одной из актуальнейших видится задача научно-образовательного и социально-технологического сопровождения процессов становления на Донбассе системной, доступной и качественной работы по переподготовке и повышению квалификации социальных работников, обучения их современным и эффективным технологиям социального обслуживания. Эта задача могла бы успешно решаться с

помощью интеллектуальных, учебных, научных,

2023

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-48-56

материальных и технологических возможностей научно-образовательных организаций и центров ближайшего региона - Ростовской области, на основе различных образовательных и коммуникативных форм, методов и технологий, прежде всего дистанционных. Это требует как организационно-правовых, так и технологических решений, в т.ч. охвата территорий современными средствами связи, скоростным интернетом. Актуальной видится задача развития систем долговременного ухода на территории Луганской и Донецкой Народных Республик и иных современных технологий социальной работы. Отсутствие услуг подологов в регионе актуализирует проблему создания системы подологической помощи на новых территориях и подготовки специалистов данного профиля. В условиях дефицита ресурсов и перегрузок социальных служб и ведомств очевидна необходимость интеграции ресурсов профессиональной и непрофессиональной (семейной, соседской, добровольческой), государственной, частной и общественной заботы и помощи людям Донбасса, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Одним из эффективных инструментов заботы сегодня является социальное участие, в том числе поиск, обучение и поддержка активистов старшего возраста [4], развитие гражданского общества, ценностей и практик солидарности и взаимопомощи.

REFERENCES:

1. АНО «Старость в радость» Ростов-на-Дону. URL: https://svr-rostov.ru/ (дата обращения: 25.02.2023)

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - № 4. - 17-27.

3. Кафедра социальных технологий Южного федерального университета. URL: https://vk.link/socialworkinrnd (дата обращения: 25.02.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Расширение возможностей («empowerment») людей старшего возраста в практиках самоорганизации и активности. / Т.С. Киенко, Н.А. Птицына, Е.К. Маркова, М.В. Певная, Д.Ф. Телепаева, Л.А. Кайгородова, И.Н. Гнедышева, В.Р. Тихомирова, Д.В. Браверман, М.В. Лаптурова, А.Д. Акаева, М.В. Давыдова, А.В. Коптева. Отв. ред. Т.С. Киенко. Ростов/н/Д:

Фонд науки и образования. - 2022. - 302 с.

2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.