Научная статья на тему 'Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования'

Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / УРОВНИ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE INDIVIDUAL TEACHER / SELF-TEACHER / THE MOTIVATION OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко Т. В.

В статье рассмотрен процесс самообразования как важное средство мотивационной регуляции развития профессионально важных качеств личности педагога. Выделены уровни мотивации развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования. Приведены результаты эмпирического исследования готовности к саморазвитию и факторов, стимулирующих саморазвитие профессионально важных качеств учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвиненко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE TEACHER IN THE COURSE OF SEL-EDUCATION

In article self-education process as the important means of motivational regulation of development of professionally important qualities of the person of the teacher is considered. Levels of motivation of development of professionally important qualities of the person of the teacher in the course of self-education are allocated. Results of empirical research on revealing of readiness for self-development and the factors stimulating self-development of professionally important qualities of teachers of initial classes are resulted.

Текст научной работы на тему «Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования»

7. Меньшикова, Л.В. Прикладное значение концепции индивидуальности Б.Г. Ананьева / Л.В. Меньшикова // Психологический журнал.-2007. - Т.28. - № 5.

Статья поступила в редакцию 11.07.09

УДК 374.6

Т.В. Литвиненко, ст. преп. ОГПУ, г. Омск, Т: 8.908.104.87.45

МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрен процесс самообразования как важное средство мотивационной регуляции развития профессионально важных качеств личности педагога. Выделены уровни мотивации развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования. Приведены результаты эмпирического исследования готовности к саморазвитию и факторов, стимулирующих саморазвитие профессионально важных качеств учителей.

Ключевые слова: профессионально важные качества личности педагога, самообразование педагога, уровни мотивации развития профессионально важных качеств.

В современный период модернизации образования требования к качеству образования становятся все жестче, а, следовательно, растут требования и к педагогу, к его профессиональным качествам. На данном этапе развития общества особую актуальность приобретает и проблема конкурентоспособности специалистов.

Конкурентоспособность педагога определяется его профессионализмом, уровень которого зависит от наличия совокупности профессионально важных качеств личности как индивидуальных качеств субъекта деятельности, влияющих на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Предпосылкой эффективной деятельности педагога в сложных социально-экономических условиях является соответствие его профессионального уровня потребностям времени. На обеспечение этого соответствия направлена система повышения квалификации работников образования, приоритетным направлением деятельности которой, на наш взгляд, является стимулирование развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования и управление этим процессом. Самообразование выступает важнейшим путем общекультурного развития, становления профессионализма и развития профессионально важных качеств личности педагога.

Исследования отечественных педагогов и психологов показывают, что педагогическая деятельность очень многогранна и сложна. Она предъявляет требования, прежде всего, к качествам личности педагога. Личность учителя - центральный субъект педагогической деятельности, так как именно личность определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. В процессе выполнения педагогом своей профессионально деятельности в структуре его личности утверждается отношение к педагогическому труду, формируются профессионально важные качества.

Профессионально важные качества личности педагога представляют собой психограмму, понимаемую как выделение и описание качеств педагога, необходимых для успешного выполнения профессионально-педагогической деятельности. Развитие профессионально важных качеств личности педагога представляет собой целенаправленный процесс позитивных изменений, которые определяют развитие индивидуальных качеств педагога как субъекта профессиональной деятельности, влияющих на успешность освоения этой деятельности и ее эффективность.

В связи с актуальностью проблемы развития профессионально важных качеств личности педагога возрастает интерес исследователей к этой проблеме, что нашло отражение в увеличении числа научных публикаций. Анализ показывает, что в работах многих авторов, изучающих человека в профессии, саморазвитие в профессии определяется как процесс прогрессивного изменения личности, который детерминирован профессиональной деятельностью, социальной средой, собствен-

ной активностью человека (А.А. Деркач [1], А.К. Маркова [2]). С другой позиции, саморазвитие в профессии рассматривается как «особый род профессионального развития» и определяется как способность человека к самопроектированию жизнедеятельности, к творческой самореализации (Л.М. Митина [3]).

В современной педагогической науке накоплен богатый теоретический материал по различным аспектам профессионально-личностного развития учителя. Однако вопрос развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования остается малоизученным. Между тем, установлено, что качество получаемого образования зависит от степени субъектности человека в образовании.

Самообразование, на наш взгляд, позволяет обеспечить осознанное развитие профессионально важных качеств личности педагога. Согласованность процессов повышения квалификации педагога и развития у него профессионально важных качеств личности возможно, если сам педагог определит направление и выработает методику своего развития.

Следовательно, одной из приоритетных задач учреждений повышения квалификации следует считать стимулирование субъектной позиции учителей, повышение их активности в образовательном процессе, увеличение доли самостоятельной работы, развитие потребности в самообразовании.

Самообразование педагога выступает как его целеустремленная самостоятельная работа по обновлению и совершенствованию имеющихся знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. Сегодня самообразование рассматривается не просто как желаемый, но и как обязательный компонент профессиональной деятельности любого педагога. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в вузе, быстро устаревают. В американской литературе фигурирует единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», который означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний, по мере появления новых знаний, новой информации, компетентность специалиста снижается. Это вызывает необходимость переосмысления сущности послевузовского педагогического образования, целью которого должно быть не «натаскивание учителя по преподаваемому предмету», а развитие профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования.

Личность, как известно, формируется в деятельности и, прежде всего, в ведущей деятельности. Для учителя таковой является профессионально-педагогическая деятельность, результатом которой являются объективные качественные изменения в психическом и личностном развитии не только учащихся, но и самого учителя. Педагогически целенаправленная деятельность «порождает» необходимые профессионально-личностные качества, которые затем обеспечивают успех профессионального труда.

Профессиональное становление личности педагога, развитие у него профессионально важных качеств предполагает процесс перестройки мотивационной сферы. В процессе педагогической деятельности мотивационная структура претерпевает заметные изменения.

Понятием мотивация в психологической науке обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность, приобретая для индивида личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивация-это внутренняя движущая сила действий и поступков личности, одно из необходимых условий ее активного включения в работу [4].

В процессе самообразования педагогов необходимо стимулирование мотивации развития профессионально важных качеств личности, так как мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности) лежит в основе любой деятельности. Объясняется это тем, что педагог, прежде всего, сам определяет цели своего самообразования, регулирует этот процесс и оценивает его успешность. При этом потребности, трансформированные в мотивы, способствуют формированию различных уровней мотивации развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования.

Можно выделить уровни мотивации развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования: начальный (внешний), основной (внутренний) и высший (внутренний).

Начальный (внешний) уровень мотивации выражается в том, что потребность в развитии профессионально важных качеств побуждается внешним социальным или узколичностным мотивом (должностные обязанности, служебная карьера и др.), что обусловливает внешнее (формальное) отношение педагога к своей профессии.

Основной (внутренний) уровень мотивации достигается тогда, когда потребность педагога «находит» себя в предмете своей деятельности, которым являются объективно необходимые для профессиональной деятельности знания, умения, навыки, профессиональные позиции и развитые профессионально важных качеств личности педагога. Такая «опредме-ченная потребность» становится внутренним мотивом профессионально-личностного развития педагога.

Высший (внутренний) уровень мотивации отражает потребность педагога в развитии и реализации своего творческого потенциала. Основой этого уровня выступают притязания педагога на самореализацию в педагогической деятельности. Задействование творческого потенциала обеспечивает наилучшее удовлетворение потребности личности в самореализации. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения, которая характеризуется стремлением педагога выполнить свою профессиональную деятельность на высоком качественном уровне, проявляя свое профессиональное мастерство и педагогические способности.

Среди форм самообразования выделяют коллективные и индивидуальные. К коллективным относят: методические объединения, школы передового опыта, участие в педсоветах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т.д. Индивидуальные формы самообразования способствуют предоставлению реальной свободы педагогам в выборе задач и содержания профессионального развития в зависимости от их индивидуальных способностей. Самообучение - это индивидуальная программа обучения со своими особенностями. На результат самообразования влияет умение учителя учиться самостоятельно, умение систематически находить время на самостоятельную работу.

В современных условиях интенсивного роста объема научных знаний, повышения требований к научно-методической подготовке учителя возникает постоянная необходимость взаимосвязи коллективных форм учебы педагогов с их самообразованием. Обучение педагогов становится более эффективным, если в коллективных формах учебы (курсах, семинарах, методических объединениях и др.) самостоятельной работе учителя отводится ведущее место. Формами самостоятельной работы на занятиях в ходе теоретических семинаров

выступают: подготовка докладов, выступления, написание рефератов; на курсах и факультетах повышения квалификации - подготовка курсовых работ, выступления на семинарах и конференциях, выполнение лабораторно-практических работ и зачетных заданий и др.

Тенденция к индивидуализации процесса самообразования предполагает возможность педагога сравнивать и сопоставлять личные достижения с передовым педагогическим опытом коллег, приводить уровень своих педагогических способностей и возможностей в соответствие с требованиями профессии, что положительно влияет на эмоциональное состояние педагога и позволяет ему обрести уверенность в своем профессиональном труде, стимулирует самообразование учителя. Это создает психологически благоприятную обстановку для формирования мотивации к развитию профессионально важных качеств личности педагога.

В процессе самообразования педагоги получают необходимую профессиональную информацию, что поддерживает их профессиональную компетентность, укрепляет уверенность в себе, обеспечивает личностный рост педагогов и, тем самым, стимулирует внутреннюю мотивацию к развитию профессионально важных качеств. Процесс самообразования находится под контролем самого педагога, поэтому усиливается ответственность за собственную квалификацию. Педагог объясняет причины своего успеха не внешними факторами, а собственным старанием и усердием, следовательно, у педагога проявляется внутренний (интернальный) уровень субъективного контроля. По мнению психологов, схема «неуспех-недостаточность усилий» является наилучшей для развития мотивации не только учебной, но и профессиональной деятельности.

Побудительными мотивами развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования выступают: ответственность за собственную квалификацию, самостоятельность, самообразовательная активность и организованность личности; стимулирует мотивацию педагогов и применение активных средств обучения, необычность групповых занятий и др.

Отметим, что степень осознанности потребности развивать у себя профессионально важные качества у разных педагогов не одинакова, поэтому особенно важно поддержание у педагогов положительной мотивации к этой деятельности, стимулирование мотивации педагогов к самообразованию. Развитие профессионально важных качеств педагога возможно, если он сам определит направление своего развития. Для этого необходимо, на наш взгляд, прежде всего, педагогическое аутоисследование, которое выступает в роли средства профессионально-личностного роста педагога, повышающего собственную квалификацию, средства мотивации учителя на развитие у себя профессионально важных качеств личности.

Для стимулирования мотивации развития профессионально важных качеств в процессе самообразования также необходимо вовлечение педагогов в самостоятельную деятельность по развитию профессионально важных качеств личности в условиях, имитирующих педагогическую практику, что способно усилить возможности анализа и синтеза педагогических явлений и процессов. Это позволяет реализовать применение активных средств повышения квалификации: тренингов, организационно-деятельностных и деловых игр, конкурсов и т. п. Использование активных средств повышения квалификации создает необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации к развитию профессионально важных качеств в процессе самообразования педагогов. В этом случае педагоги начинают получать удовольствие от самого процесса самообразования, независимо от внешних мотивационных факторов.

В процессе самообразования видами деятельности, способствующими развитию профессионально важных качеств личности педагога, являются:

- чтение педагогической, психологической и методической литературы, литературы по учебному предмету,

- чтение педагогических периодических изданий,

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации,

- овладение современными информационными технологиями,

- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег, участие в дискуссиях, круглых столах и др.

Как показывает анализ, большинство педагогов, еще на стадии обучения в вузе, осознают необходимость постоянного самообразования в своей профессионально педагогической деятельности. В этом случае результативна такая методика создания мотивации, при которой преподаватель вуза обращается к формированию представления студента о роли избранной научной области знания в его будущей педагогической деятельности для успешного решения профессиональных задач. Основное внимание при этом должно уделяться, прежде всего, формированию позитивных ценностных ориентаций будущих педагогов по отношению, как к изучаемому предмету, так и к самообразованию, и в целом к педагогической деятельности.

Задачу формирования мотивации к развитию профессионально важных качеств личности педагога, как показывает наш опыт, можно успешно решать с помощью такой учебной дисциплины, как «Практикум по решению профессиональных задач», включенную в блок общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005 г.) по направлению «Педагогика».

Проведенное нами исследование было направлено на выявление готовности учителя к саморазвитию профессионально важных качеств. Оно предполагало использование методики Т.М. Шамовой, с помощью которой можно выявить готовность к саморазвитию профессионально важных качеств и факторы, стимулирующие саморазвитие профессионально важных качеств педагога. Методика основана на анкетировании, которое проводилось среди педагогов общеобразовательных учреждений.

В ходе обработки полученных данных были выявлены три группы педагогов в соответствии со степенью их готовности к саморазвитию профессионально важных качеств:

1) педагоги, нацеленные на активное саморазвитие профессионально важных качеств;

2) педагоги, у которых готовность к саморазвитию профессионально важных качеств зависит от внешней мотивации, внешнего стимулирования;

3) педагоги, не готовые к саморазвитию профессионально важных качеств.

Анализ результатов анкетирования показал, что готовность к активному саморазвитию профессионально важных качеств выявлена у 63,6% опрошенных; у 36,4% респондентов выявлена выраженная зависимость готовности к саморазвитию профессионально важных качеств от внешних условий. Педагогов, не готовых к саморазвитию профессионально важных качеств, не выявлено.

Ведущими стимулирующими факторами готовности к саморазвитию профессионально важных качеств, по мнению

Библиографический список

опрошенных учителей, являются обучение на курсах повышения квалификации, занятие самообразованием, новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. Факторами, препятствующими саморазвитие профессионально важных качеств личности педагога, являются недостаток времени, ограниченные материальные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Необходимо отметить, что факторы, стимулирующие готовность педагогов к саморазвитию профессионально важных качеств, преобладают над факторами, препятствующими этой деятельности: средний балл, которым респонденты оценили влияние стимулирующих факторов, оказался равным 46,7 балла, а средний балл оценки влияния препятствующих фак-торов-24,7 балла. Большинство педагогов, стаж которых превышает 20-летний рубеж, из всех утверждений выделили как более значимое для себя суждение «Я анализирую свои чувства и опыт». Молодые специалисты, педагогический стаж работы которых не превышает пяти лет, отметили, что для них важно получать удовольствие от освоения нового. Интересен следующий факт: только 10% анкетируемых учителей положительно бы отнеслись к продвижению по службе.

Итак, в результате проведенного исследования было выявлено, что для учителей ведущими факторами саморазвития профессионально важных качеств являются стимулирующие факторы. Педагоги заинтересованы в работе, желают достичь высоких результатов в образовании детей и получить признание в коллективе. Многие педагоги стремятся изучить себя, верят в свои возможности, получают удовольствие от освоения новых знаний, которые могут применить в процессе воспитания и обучения школьников. Имея достаточно большой стаж педагогической работы, многие педагоги полагаются на свои чувства и опыт. Большинство педагогов проявляют активность в саморазвитии профессионально важных качеств, однако у некоторых педагогов не сформирована готовность к саморазвитию профессионально важных качеств.

Таким образом, процесс самообразования является важным средством мотивационной регуляции развития профессионально важных качеств личности педагога. Самообразование позволяет обеспечить осознанное развитие профессионально важных качеств личности педагога, если сам педагог определит направление и выработает методику своего развития. Педагогическими условиями эффективности процесса развития профессионально важных качеств личности педагога являются: ориентация процесса самообразования на формирование представлений о профессионально важных качествах педагога (знание психограммы педагога); обеспечение самооценивания педагогом развития профессионально важных качеств в ходе анализа эффективности своей педагогической деятельности (рефлексия развития профессионально важных качеств личности педагога); применение средств формирования мотивации развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования.

1. Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. - М., 2000.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.

3. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М., 2004.

4. Шахова, В. А. Мотивация трудовой деятельности / В. А. Шахова. - М., 2003.

Статья поступила в редакцию 18.06.09

УДК 378

Ю.В. Киселева, доц. АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: [email protected] Н.В. Попова, доц. ААЭП, г. Барнаул, Е-mail:[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В работе рассматриваются теоретические и практические основы культуры учебной деятельности студентов, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Раскрывается специфика учебной деятельности в вузе, определяются педагогические условия становления культуры учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.