Научная статья на тему 'Мотивация при выборе вида спорта для регулярных занятий'

Мотивация при выборе вида спорта для регулярных занятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
969
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СПОРТ / SPORT / СПОРТСМЕНЫ / SPORTSMEN / МОТИВ / ВЫБОР ВИДА СПОРТА / CHOICE DIRECTION / НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЫБОРА / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL TEACHERS / MOTION / SPORT ALTERNATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионов А.А.

Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем целого комплекса потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION UNDER THE SPORT ALTERNATIVE FOR REGULAR TRAININGS

The person is able to choose one of the ways which he knows, but in real life his sphere of choice is limited. Sometimes different circumstances make him do the choice, but not the thoughts. Very often spontaneous choice of sport activity is the way to be satisfied at first, and then is able to be the complex of needs.

Текст научной работы на тему «Мотивация при выборе вида спорта для регулярных занятий»

УДК 796.01:159.9

МОТИВАЦИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ВИДА СПОРТА ДЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Кандидат педагогических наук, доцент А.А.Ионов, Камский государственный институт физической культуры,

г. Набережные Челны MOTIVATION UNDER THE SPORT ALTERNATIVE FOR REGULAR

TRAININGS A.A. Ionov, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: мотивация, спорт, спортсмены, мотив, выбор вида спорта, направленность выбора, личные качества.

Аннотация: Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его

выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства

подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного

осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как

способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей. Key words: motivation, sport, sportsmen, motion, sport alternative, choice direction, personal teachers

Summary: The person is able to choose one of the ways which he knows, but in real life his sphere of

choice is limited. Sometimes different circumstances make him do the choice, but not the thoughts. Very

often spontaneous choice of sport activity is the way to be satisfied at first, and then is able to be the

complex of needs.

Из анализа литературных источников, посвященных данной проблеме, следует, что особое место в

психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей.

Этот комплекс включает следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.

Мотив - побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Следует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев (см. табл. 1).

Таблица 1 Классификация мотивов спортивной деятельности

Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.

По направлен- По степени ус- По связи с целями По месту в По домини-

ности на про- тойчивости спортивной дея- системе "Дру- рующей уста-

цесс или ре- тельности гие Я" новке

зультат дея-

тельности

Процессуаль- Ситуативные Смыслообразую- Индивидуаль- Мотивация

ные мотивы (кратковремен- щие (прямо свя- ные (мотивы достижения

(интерес, удо- ные, проходя- занные с целью) личного само- успеха (преоб-

вольствие и щие) утверждения) ладание моти-

ДР-) вов на успех,

Стимулы (побуж- Групповые победу, даже

Результатив- Устойчивые дающие к деятель- (патриотизм путем риска)

ные мотивы (долговремен- ности, например всех уровней,

(ожидание на- ные, часто мно- материальные сти- мотивы чест- Мотивация из-

грады, пози- голетние) мулы) ной соревно- бегания неуда-

тивные соц. вательной чи

Последствия борьбы и др.)

победы и т. п.)

- На начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:

- стремление к самосовершенствованию;

- стремление к самовыражению и самоутверждению;

- социальные установки;

- удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями.

Мотив внутригрупповой симпатии выделяют как начальный мотив занятий спортом. Опрошено около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, выявлено, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:

- стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;

- стремление к совершенству;

- повышение социального статуса;

- потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;

- получение материальных поощрений.

Выделяют две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной "коллективистами", до минирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - "индивидуалистов" - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, - в личных соревнованиях.

Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.

Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.

Доминирование мотивов подтверждают данные исследований Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых

доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.

Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.

Обеспечение цикличности спортивных движений в ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях других видов, включающих локомоторные акты (прыжки - в легкой атлетике, опорные прыжки - в гимнастике, разбег - в акробатике и т.п.), предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерско-стайерский выбор, оптимизация энергозатрат, синергизм. Каждая из этих четырех групп мотивов, как указывают исследователи, формируется в ходе тренировок и соревнований, достигая по мере совершенствования спортивного мастерства высокого развития.

Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и многоборных качеств. Анализ литературных данных показывает, что к данной группе относится большинство технических видов состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают как рулевые (пилоты, шкиперы), а также виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом.

Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Из проведенного литературного анализа следует, что данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта.

Результаты практических исследований, проведенных спортивными психологами показывают, что контакт с противниками или партнерами также является важной мотивационной особенностью избранного

вида спорта.. Различают три основные разновидности контактов: непосредственные (в борьбе, боксе, регби и др.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы, теннис и др.) и условные (плавание, спортивная гимнастика и др.).

Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, - насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели - это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.

Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

- является пусковым механизмом деятельности;

- поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

- регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. Таким образом, одним из ведущих психических критериев при выборе вида спорта являются мотивы.

Список литературы

1. Бабушкин, Г. Д. Общая спортивная психология / Г.Д. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 192 с.

2. Волкова, И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И.П.Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 3 84 с.

3. Гогунов, Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

4. Попов, А. Л. Спортивная психология / А.Л.Попов. - М.: Флита, 2000. - 152 с. Glossary:

1. Babushkin, G.D. Sport psychology / Babushkin G.D., Melnikov V.M. - Omsk: SibGAFK, 2000. - 192 p.

2. Volkova I.P. Sport psychology in native land specialists works / Volkova I.P. - SPb.: Piter, 2002. - 384 p.

3. Gogunov, E.N. Psychology of Physical culture and sport / Gogunov E.N., Martianov B.I. - М.: Academy, 2000. - 288 p.

4. Popov, A.L. Sport psychology / Popov, A.L. - М.: Flita, 2000. - 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.