Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ В ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ'

МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ В ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общины сестер милосердия / врачи / условия служения врачей / материальное обеспечение врачей / благотворительность / научно-исследовательская работа / сестры милосердия / communities of sisters of mercy / doctors / service conditions for doctors / financial support of doctors / charity / research work / sisters of mercy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харитонова Анастасия Викторовна

В статье рассматриваются возможные причины поступления врачей в общины сестер милосердия, действовавшие на территории Российской империи с середины XIX в. как в своем роде уникальные частные благотворительные организации, имевшие своей целью подготовку нового женского медицинского персонала. Выявление причин происходит в первую очередь путем изучения условий служения врачей в общинах, которые отражены в нормативных и делопроизводственных документах. Это материальное обеспечение, предоставлявшиеся врачам социальные выгоды, награды, материал для проведения врачебной практики и медицинских исследований. Называются и причины, зафиксированные в некоторых источниках личного происхождения. При анализе условий работы врачей в общинах учитывается исторический контекст — высказывания представителей медицинского персонала конца XIX — начала XX в. о своем материальном положении, имевшие негативный оттенок, и оценка ими качества подготовки врачебных кадров на медицинских факультетах российских университетов. В ходе исследования обращается внимание на кадровый состав врачей, их возраст, опыт работы. Определяемые мотивы поступления в общины соотносятся с категориями (выделенными по возрасту, профессиональному уровню, общественному положению) врачей, которым они были свойственны. Итогом исследования стало утверждение, что молодым врачам общины давали возможность получить место работы в столице и хорошую врачебную практику. Для более взрослых и опытных врачей мотивами устройства на работу были предоставляемые некоторыми общинами права государственной службы, а также благотворительные идеи рассматриваемых организаций, общение и сотрудничество с влиятельными представителями высшего света. Кроме этого, развитая в общинах научно-исследовательская работа привлекала врачей разных возрастов и уровня профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR DOCTORS TO ENTER THE COMMUNITIES OF SISTERS OF MERCY

The article discusses possible reasons for the admission of doctors to the communities of sisters of mercy that operated in the territory of the Russian Empire since the middle of the 19th century. The communities were unique private charitable organisations that had as their goal the training of new female medical personnel. The reasons are identified by studying the conditions of service of doctors in the communities, which are reflected in the regulatory and office documents. This is financial support, social benefits provided to doctors, awards, material for conducting medical practice and medical research. The reasons recorded in some sources of personal origin are also listed. The article takes into account the historical context of doctors’ life and work. Namely, the statements of representatives of the medical staff of the late 19th — early 20th centuries about their financial situation, which had a negative connotation, and their assessment of the quality of training of medical personnel at medical faculties of Russian universities. The study draws attention to the structure of medical staff, their age, and experience. The described reasons for entering the communities are correlated with the categories (identified by age, professional level, social status) of doctors. The result of the study is the following statements. Young doctors of the community were given the opportunity to get a job in the capital and a good medical practice. For older and more experienced doctors, the motives for getting a job in these communities were the rights of the civil service. They might also have been attracted to the idea of philanthropy from the communities of sisters of mercy and the communication and cooperation with influential representatives of higher society. In addition, the research work developed in the communities attracted doctors of different ages and levels of professionalism.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ В ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Харитонова Анастасия Викторовна, аспирант

историко-филологического факультета ПСТГУ stassy171995@mail.ru Россия, г. Москва, https://orcid.org/0000-0002-9227-7415

2023. Вып. 113. С. 27-46

Б01: 10.15382Миг112023113.27-46

Мотивация поступления врачей

В ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ А. В. Харитонова

Аннотация: В статье рассматриваются возможные причины поступления врачей в общины сестер милосердия, действовавшие на территории Российской империи с середины XIX в. как в своем роде уникальные частные благотворительные организации, имевшие своей целью подготовку нового женского медицинского персонала. Выявление причин происходит в первую очередь путем изучения условий служения врачей в общинах, которые отражены в нормативных и делопроизводственных документах. Это материальное обеспечение, предоставлявшиеся врачам социальные выгоды, награды, материал для проведения врачебной практики и медицинских исследований. Называются и причины, зафиксированные в некоторых источниках личного происхождения. При анализе условий работы врачей в общинах учитывается исторический контекст — высказывания представителей медицинского персонала конца XIX — начала XX в. о своем материальном положении, имевшие негативный оттенок, и оценка ими качества подготовки врачебных кадров на медицинских факультетах российских университетов. В ходе исследования обращается внимание на кадровый состав врачей, их возраст, опыт работы. Определяемые мотивы поступления в общины соотносятся с категориями (выделенными по возрасту, профессиональному уровню, общественному положению) врачей, которым они были свойственны. Итогом исследования стало утверждение, что молодым врачам общины давали возможность получить место работы в столице и хорошую врачебную практику. Для более взрослых и опытных врачей мотивами устройства на работу были предоставляемые некоторыми общинами права государственной службы, а также благотворительные идеи рассматриваемых организаций, общение и сотрудничество с влиятельными представителями высшего света. Кроме этого, развитая в общинах научно-исследовательская работа привлекала врачей разных возрастов и уровня профессионализма.

Ключевые слова: общины сестер милосердия, врачи, условия служения врачей, материальное обеспечение врачей, благотворительность, научно-исследовательская работа, сестры милосердия.

С середины XIX в. в Российской империи начали возникать, развиваться и распространяться общины сестер милосердия. Общины являлись благотворительными организациями, основываемыми по инициативе состоятельных высоко-

© Харитонова А. В., 2023.

поставленных лиц, некоторые из которых принадлежали к императорской семье. Идея благотворительности данных заведений заключалась как в условиях их существования — за счет пожертвований, так и в задачах деятельности учреждений. Деятельность общин была довольно разнообразной и главным образом нацеленной на помощь страдающим или в чем-то нуждавшимся слоям населения — бедным, обездоленным, сиротам, одиноким престарелым, больным, голодающим людям. Одной из основных целей существования общин была подготовка женского медицинского персонала — сестер милосердия, которые должны были помогать врачам и ухаживать за больными и ранеными в мирное и военное время. Ввиду названной цели общин, а также того факта, что при них учреждались собственные лечебные учреждения, необходимой и важной частью персонала должны были стать врачи. Их деятельность заключала в себе несколько сфер — медицинскую работу в общинных лечебных учреждениях, а также обучение сестер. Кроме этого, служение в общинах сестер милосердия как благотворительных организациях имело свои особенности — ведь инициаторы создания общин имели основания надеяться, что идея благотворительности будет поддерживаться сотрудниками и осуществляться благодаря их деятельности. К этому можно добавить, что участие в подготовке нового для Российской империи женского медицинского персонала являлось новаторством, некоторым экспериментом. Зарождавшееся в XIX в. женское медицинское образование (как и женское образование в целом) встречало непонимание и сопротивление правительства и части российского общества1. Подготовка сестер милосердия и участие их в оказании медицинской помощи в военное время сначала также сталкивались с возражениями и осуждением2. Из этого логично сделать вывод, что работники общин должны были быть людьми идейными и, наверное, весьма состоятельными (для участия в благотворительной деятельности, если она действительно имела место). Ввиду всего вышесказанного встает вопрос: в чем заключалась мотивация врачей, работавших в общинах сестер милосердия? Рассмотрению данного вопроса будет посвящена настоящая статья.

При изучении поставленного вопроса будет обращено внимание только на общины, располагавшиеся в Санкт-Петербурге и Москве. Ограничение рассматриваемых общин столичными обусловлено их наибольшей развитостью, по сравнению с провинциальными, а также максимальным сосредоточением врачей в крупных городах3.

В историографии вопрос о причинах поступления врачей в общины сестер милосердия, при наличии довольно обширной литературы, посвященной исто-

1 См.: Валькова О. А. Штурмуя цитадель науки. Женщины-ученые Российской империи. М., 2019; Маурер T. «Барометры» или «маяки» общества? М., 2015; Постернак А. В. Женское медицинское образование в России и за рубежом в XIX — нач. XX в. URL: https://www. catgallery.ru/rondtb/history/women-s-medical-education.html (дата обращения: 10.09.2022).

2 См.: Шалыгин Л. Д., Логинов А. Ф., Живтонева И. В., Глоба А. А. Н. И. Пирогов — организатор первого в мире отряда сестер милосердия // Медицинская сестра. 2010. № 5. С. 40; Илинский П. А. Русская женщина в войну 1877—1878 г.: Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. СПб., 1879. С. 99, 104.

3 См.: Гребенщиков В. И. Опыт разработки результатов регистрации врачей в России. СПб., 1890. С. 4.

рии и деятельности этих заведений4, никогда специально не обсуждался. В некоторых исследованиях встречаются упоминания о сочувствии врачей идеям благотворительности как одной из причин их участия в деятельности общин5. Существует ряд статей, посвященных работе студентов и преподавателей Московского университета в общинах6. По данным работам можно понять состав врачей-преподавателей общин. Например, в статьях упоминается о том, что «Иверская клиника (лечебное учреждение Иверской общины сестер милосердия. — А. Х.) являлась базой для научной работы хирургической школы профессора И. П. Дьяконова»7. В статье Г. Ковтюх и И. Захаровой отмечается, что обстановка общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста способствовала активной научно-исследовательской работе врачей8, и это могло привлекать туда ученых. В исследованиях, посвященных истории общин, обращается внимание на высокую квалификацию служившего в них медицинского персонала9. Часто перечисляются фамилии видных деятелей медицины XIX — начала XX в., которые служили в данных заведениях, этим отмечается значимость их присутствия в штате общин10, но находили ли врачи в данном служении пользу для себя и в чем именно, авторы не обсуждают.

Ответить на поставленный вопрос исследования помогают нормативные и делопроизводственные документы общин — уставы и отчеты, а также имеющиеся по некоторым общинам исторические очерки. Они позволяют проследить состав врачей-преподавателей, определить их материальное обеспечение, содержат сообщения о случаях награждения сотрудников (в том числе и врачей) и приводят списки написанных на материале общинных лечебных учреждений научных работ. Отдельно можно назвать отчеты по общинным больницам и лечебницам, составленные их врачами и заведующими11. В них содержится оценка доктора-

4 См.: Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной историографии // XXIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2019. С. 153.

5 См.: Сестры милосердия России / под ред. Н. А. Белякова. СПб., 2005. С. 39; Шема-нова О. Преподаватели медицинского факультета Московского университета в благотворительности начала XX в.: профессионализм и милосердие // Вестник РУДН. Серия «История России». 2006. №. 3 (7). С. 368-373.

6 См.: Зорин К. В. Работа профессоров и преподавателей Московского университета в московских общинах сестер милосердия РОКК // Дальневосточный медицинский журнал. 2016. № 2. С. 113-116; Волошун П. В. Привлечение студентов-медиков к деятельности РОКК // Историко-биологические исследования. 2017. Т. 9. №. 4. С. 79-85; Шеманова О. Указ. соч.

7 Зорин К. В. Указ. соч. С. 114.

8 См.: Ковтюх Г., Захарова И. Вклад медицинской профессуры в работу Российского общества Красного Креста // Полтора века милосердия. Российская империя: Материалы Международной научной конференции. М., 2018. С. 99-111.

9 См.: Козловцева Е. Н. Деятельность московских общин сестер милосердия во второй половине XIX — начале XX века // Вестник ПСТГУ. 2004. Вып. 3. С. 145.

10 См.: Власов П. В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М., 1991. С. 291; Олешкова А. М. Общины сестер милосердия во второй половине XIX — начале XX в.: институционализм уз гуманизм. Нижний Тагил, 2019. С. 104; Романюк В. П. История сестринского дела в России. М., 1998. С. 36; Сестры милосердия России. С. 67, 96, 114.

11 См.: Отчет о деятельности лечебницы Иверской общины от 15.10.1896 по 1.01.1900 год. М., 1900; Отчет о деятельности хирургической клиники Иверской общины сестер милосердия

ми устройства, оборудования и ресурсов лечебных заведений. Безусловно, при изучении мотивации поступления докторов в общины невозможно обойтись без источников личного происхождения — воспоминаний, автобиографий врачей и сотрудников общин12. Очень полезными для исследования являются сочинения, позволяющие оценить материальное и социальное положение врачей Российской империи второй половины XIX — начала XX в. в целом. Будут использованы публицистические сочинения, осветившие существовавшие в то время проблемы работы медицинского персонала13.

Одним из мотивирующих к поступлению на должность факторов могло быть материальное обеспечение. Из уставов и отчетов некоторых общин известно, что труд врачей оплачивался. Например, в Крестовоздвиженской общине главному врачу полагалось 1300 руб. жалованья и 700 руб. столовых (денег, предназначенных для расходов на питание14), что в итоге составляло 2 тыс. руб. в год15. Помощник главного врача (то есть врач, согласно уставу, «заступающий место главного врача в случае его болезни или отсутствия»16) и ординаторы (судя по уставу, рядовые врачи, работавшие в лечебных учреждениях общины17) в год должны были получать 500 (со столовыми 800) и 400 (со столовыми 600) руб. соответственно18.

Между тем в нормативных и делопроизводственных документах по общинам немало свидетельств бесплатного служения врачей. Например, в уставе Московской Иверской общины определено, кто может быть приглашен в нее на служение: «Врач и священник приглашаются Советом Общины из числа лиц, пожелавших добровольно служить христианской задаче Общины...»19 Там сказано, что «врач, который состоит членом Совета Общины, принимает на себя обязанности руководить сестрами в правилах ухода за больными и чтения лекций. и лечить сестер безвозмездно (здесь и далее курсив мой. — А. X.)»20. Из документа не совсем понятно, весь ли объем работы (руководство практикой сестер милосердия,

в Москве от 15.10.1896 по 31.12.1898 / под. ред. проф. П. И. Дьяконова. М., 1899; Отчет о деятельности хирургической клиники Иверской общины сестер милосердия в Москве с 1.01.1899 по 31.12.1900 год / под ред. проф. П. И. Дьяконова. М., 1901; Павлов Е. В. Отчет о хирургической деятельности в Александровской и Свято-Троицкой общинах за 1884 — 1885 годы. СПб., 1886.

12 ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 45; Павлов Е. В. Автобиография // Двадцатипятилетие врачей, бывших студентов Императорской Медико-хирургической академии выпуска 9-го декабря 1868 г. / под ред. К. Ф. Славянского, В. В. Клименко. СПб., 1893. С. 167-188.

13 См.: Гуревич А. Б. Незавидное положение современного врача в материальном и социальном отношениях. Киев, 1896; Гурин Е. Современное экономическое положение русских врачей (факторы, влияющие на заработную плату врачей) // Русская медицина. 1892. № 46; Вересаев В. В. Записки врача. М., 2019.

14 Столовый // Большой академический словарь русского языка. М.; СПб., 2021. Т. 27. С. 753.

15 См.: Устав Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. СПб., 1870. С. 20.

16 Там же. § 57.

17 См.: Там же. § 58-60.

18 См.: Там же. С. 20.

19 Устав Иверской общины сестер милосердия при московском местном комитете Российского общества Красного Креста. М., 1894. § 9.

20 Там же. § 12.

чтение им лекций, а также лечение сестер) врача должен был осуществляться им «безвозмездно» или только контроль над состоянием здоровья сестер. Однако из отчетов названной общины видно, что не только главные, но и рядовые врачи служили в ней, не получая никакого жалованья: в описаниях расходов Иверской общины отсутствует графа «жалованье врачам»21. О бесплатном труде упоминается и в письме врачей Иверской общины в редакцию журнала «Хирургия», содержавшемся в воспоминаниях одного из членов администрации общины — Владимира Федоровича Джунковского22.

В отчетах Санкт-Петербургской Свято-Троицкой общины говорится, что почти все ее врачи числились сверхштатными и работали бесплатно. Штатными в ней были только главный врач и два ординатора. Последние, по-видимому, также жалованья зачастую не получали: в финансовом отчете общины присутствует статья расхода, называемая «на жалованье служащим и прислуге», но, скорее всего, речь в ней идет не о врачах, потому что в основном тексте отчета нередко говорится об их безвозмездном служении23.

Однако можно ли бесплатное служение врачей в общинах принимать исключительно за их готовность участвовать в благотворительности? Для ответа на поставленный вопрос следует проследить, каким было материальное положение врачей в то время в Российской империи в целом, как оно оценивалось самими врачами, могли ли они себе позволить благотворительную деятельность.

Авторы конца XIX в. свидетельствуют о бедственном в материальном отношении положении врачей. Киевский врач Абрам Борисович Гуревич в докладе, читанном на VI съезде русских врачей в память Н. И. Пирогова, состоявшемся в 1896 г., заметил: «Среди нас, врачей, совершаются изо дня в день, из года в год систематические самоубийства в громадных размерах под разрушающим влиянием нужды, непосильного труда и переутомления»24. Гуревич отмечал, что плохое материальное обеспечение врачей существовало во всех городах империи, и столицы не являлись исключением25. Ссылаясь на статистические данные, собранные доктором Василием Ильичем Гребенщиковым, Абрам Борисович привел среднюю сумму, получаемую врачом в год: 800-1000 руб., которую тут же определил как «относительно жалкую сумму»26. Между тем, по сведениям исследователя Д. И. Раскина, в начале XX в. жалованье директора гимназии со-

21 См.: Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия РОКК за 1898 год. М., 1899. С. 24, 25; Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия РОКК за 1900 год. М., 1901. С. 22, 23; Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия РОКК за 1910 год. М., 1911. С. 25, 27, 29.

22 ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 45. Л. 173.

23 См.: Отчет общины сестер милосердия за 1869 год. СПб., 1870. С. 6; Отчет о состоянии и действиях общины сестер милосердия за 1870 год. СПб., 1871. С. 12; Отчет о состоянии и действиях общины сестер милосердия за 1871 год. СПб., 1872. С. 11; Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1874 год. СПб., 1874. С. 6; Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1880 год. СПб., 1881. С. 11, 17.

24 Гуревич А. Б. Незавидное положение современного врача в материальном и социальном отношениях. Киев, 1896. С. 4.

25 См.: Там же. С. 6.

26 Там же. С. 5.

ставляло 1800 руб. в год (правда, им доплачивались столовые деньги — 900 руб. или предоставлялась казенная квартира)27, так что сообщенную Гуревичем сумму, по-видимому, нельзя считать крайне малой. Однако им она оценивалась как недостаточная для содержания интеллигентных семей врачей, в которых родители стремились дать своим детям достойное образование28. Тем более, что, по словам Абрама Борисовича, годичное жалованье врача не всегда достигало 800 руб.: врачи, занимавшиеся частной практикой, получали до 500 или даже до 100 руб. в год29.

Плохое материальное положение врачей отмечается также в статье Евгения Гурина30. Судя по данным из Российского медицинского списка за 1892 г., он также являлся киевским доктором, был вольнопрактикующим врачом31. Он писал, что «Военно-медицинская Академия, семь факультетов ежегодно поставляют на рабочий рынок сотни молодых медиков, увеличение числа медиков производит ежегодно настоящее переполнение рабочего медицинского рынка»32. При этом заработная плата врачей, по его словам, только уменьшилась. В своем автобиографическом сочинении «Записки врача» врач-публицист Викентий Викентье-вич Смидович (писавший под псевдонимом Вересаев), привлекая информацию из сочинений В. И. Гребенщикова, мнение доктора Василия Константиновича фон Анрепа, отраженное в его докторской диссертации, и используя собственный опыт, также дает отрицательную оценку материального обеспечения врачей Российской империи33. Он пишет: «Мало есть интеллигентных профессий, труд которых вознаграждался бы хуже»34.

Современная исследовательница Л. А. Булгакова, описывающая материальное положение врачей первой половины XIX в., отмечает, что и тогда доходы докторов были невелики: «.в 1817 г. инспекторам врачебных управ было определено жалование в 1000 руб. ассигнациями, членам врачебных управ (оператору и акушеру) — 700 руб. и уездным врачам 500 или 600 руб.»35 (следует еще раз обратить внимание на то, что речь в статье Л. А. Булгаковой идет о первой половине XIX в., а служение врачей в общинах относится к его второй половине и началу XX в.). Недаром в то время создавались организации, имевшие целью материально поддержать медицинский персонал: Медико-фармацевтическое попечительство в Москве, Общество Мариинского капитала для врачей, их вдов

27 См.: Раскин Д. И. Исторические реалии биографий русских писателей XIX — нач. XX в. // Русские писатели 1800-1917 гг.: Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. М., 1992. Т. 2. С. 609.

28 См.: Гуревич А. Б. Указ. соч. С. 5.

29 См.: Там же.

30 Гурин Е. Современное экономическое положение русских врачей (факторы, влияющие на заработную плату врачей) // Русская медицина. 1892. № 46.

31 См.: Российский медицинский список, изданный медицинским департаментом Министерства внутренних дел на 1892 год. СПб., 1892. С. 66.

32 Гурин Е. Указ. соч. С. 3.

33 См.: Вересаев В. В. Записки врача. М., 2019. С. 275-276.

34 Там же. С. 276.

35 Булгакова Л. А. Материальное положение врачей в дореформенной России // Государственная власть и общественность в истории центрального и местного управления России. СПб., 2004. С. 166.

и сирот в Санкт-Петербурге, Вспомогательная медицинская касса36. По словам Булгаковой, «чаще всего скудное жалованье, выплачивавшееся врачу, далеко не соответствовало его квалификации и затратам труда, порой сопряженного с риском для жизни»37.

Важно, что одну из причин бедственного материального положения врачей авторы XIX в. видели в широком развитии благотворительной помощи, в том числе и благотворительных организаций, злоупотреблявших бесплатным трудом врачей!38 По их словам, «врачи-благотворители нищих и даже состоятельных больных сами превращаются в нищих»39.

Сложно сказать, насколько приведенные высказывания характеризовали ситуацию в целом, а не отражали единичные случаи и позиции. Тем не менее, исходя из вышесказанного, можно заключить, что вопрос о материальном положении врачей обсуждался в их среде, при этом финансовое обеспечение труда имело довольно низкую оценку. Ввиду нередко плохого или неудовлетворительного, с точки зрения врачей, материального положения поступление на служение в общины не всегда определялось стремлением участвовать в благотворительных инициативах организаторов этих учреждений.

Между тем необходимо отметить, что настоящие дела благотворительности со стороны врачей имели место и не являлись исключениями40 (как пишет современная исследовательница Г. Н. Ульянова, «благотворительность в России была частью христианско-православной этики»41). Но таковые (денежные пожертвования и конкретно зафиксированный в источниках отказ врача от оплаты своего труда в пользу общины) пока что были замечены преимущественно за главными врачами. Последние в столичных общинах являлись также преподавателями университетов и Военно-медицинской академии, то есть имели надежный дополнительный заработок и могли жертвовать деньги и свой бесплатный труд на общины. Можно предположить, что причиной их участия в делах благотворительности, помимо наличия стремления помочь людям, было еще и желание приобрести уважение в высших кругах, так как главные врачи входили в администрацию общины, которая состояла преимущественно из благотворителей — людей из богатых и привилегированных сословий.

Возвращаясь к теме материального обеспечения в общинах, а вернее нередкого его отсутствия, зададимся вопросом: если финансовое положение медицинского персонала оставляло желать лучшего и идея благотворительности, по-видимому, не могла быть для некоторых врачей мотивом к устройству в общину, то каким еще аргументом были движимы врачи, поступавшие на службу в эти организации?

36 См.: Булгакова Л. А. Указ. соч. С. 175, 178.

37 Там же. С. 178.

38 См.: Гуревич. А. Б. Указ соч. С. 9-10; Гурин Е. Указ соч. С. 4.

39 Гурин Е. Указ соч. С. 4.

40 См.: Харитонова А. В. Благотворительная деятельность врачей в общинах сестер милосердия Российского общества Красного Креста // ХХХ Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2020. С. 158-160.

41 Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи: XIX — начало XX века. М., 2005. С. 384.

У В. В. Вересаева встречается интересное описание положения недавних выпускников медицинских факультетов. Викентий Викентьевич пишет об отсутствии у молодых врачей медицинского опыта, в результате чего они боялись начинать самостоятельную практику в провинциальных городах и деревнях, а стремились устроиться на работу в больницы, чтобы трудиться под контролем более опытных докторов. При этом, как утверждал В. И. Гребенщиков, 1/3 всех гражданских врачей России служила в столичных и университетских городах42, в результате чего там у них, по-видимому, возникали большие проблемы с трудоустройством. Вересаев писал, что сам, поработав в провинции, вернулся в Санкт-Петербург и после длительных и тщетных поисков оплачиваемого места в больнице смог устроиться лишь сверхштатным врачом — без жалованья. В «Записках врача» он замечает: «В каждой больнице работают даром десятки врачей; те из них, которые хотят получать нищенское содержание штатного ординатора, должны дожидаться этого по пяти, по десяти лет; большинство же на это вовсе не рассчитывает, а работает только для приобретения того, что им должна была дать, но не дала школа»43. Таким образом, желавшие получить ценный медицинский опыт врачи могли работать за «одно лишь позволение работать»44.

Вполне вероятно, что поступавшие в общины сестер милосердия врачи стремились получить там хорошие практические навыки. Среди членов медицинского персонала общин было выявлено немало молодых врачей, недавно окончивших свое обучение. Используя списки личного состава, приведенные в отчетах общин, а также ежегодно выпускавшиеся «Российские медицинские списки», в которых сообщались краткие данные врачей, имевших право проведения медицинской деятельности, можно узнать год выпуска из университета каждого врача. Например, в Санкт-Петербургской Свято-Георгиевской общине среди сверхштатных (а значит, не получавших жалованья) довольно много было «вчерашних» выпускников. Такими были Петр Алексеевич Розов (свое обучение окончил в 1884 г., в общине служил с 1886 г.), Григорий Митрофанович Малков (год окончания обучения — 1894, в общине с 1896), Венедикт Николаевич Окунев поступил в общину на следующий год после своего выпуска — в 1894. Одним из первых мест работы Свято-Георгиевская община стала для ученика выдающегося акушера и гинеколога, профессора Военно-медицинской академии К. Ф. Славянского Дмитрия Оскаровича Отта, ставшего впоследствии директором Императорского клинического Повивального акушерско-гинекологического института и директором Женского медицинского института45. Окончив академию в 1879 г., в общине он начал работать с 1883 г. (правда, после годичной заграничной командировки).

При этом молодые врачи в общине могли занимать и штатные, оплачиваемые места. Так, с 1883 г. младшим ординатором служил Сергей Александрович Коренев, окончивший свое обучение в 1880 г. Николай Григорьевич Ушин-ский — будущий главный врач общины — окончил Императорскую военно-

42 См.: Гребенщиков В. И. Указ. соч. С. 4.

43 Вересаев В. В. Указ соч. С. 68.

44 Там же. С. 69.

45 См.: Современная Россия в портретах и биографиях выдающихся деятелей. СПб., 1904. С. 136.

медицинскую академию в 1888 г., а с 1891 г. исправлял в Георгиевской общине обязанности ординатора.

Стоит отметить, что среди сверхштатного персонала Свято-Георгиевской общины встречается немало женщин-врачей, тоже недавно окончивших обучение. Такими были, например, выпускницы Женских врачебных курсов при Николаевском военном госпитале: Раиса Андреевна Павловская (завершила обучение в 1877 г., в общине с 1883), Екатерина Николаевна Фортунатова (год окончания курсов — 1879, в общине с 1883), Фаина Алексеевна Траянова (курсы окончила в 1884, в общине работала в 1886) и другие. Примечателен пример врача Марии Карловны Эрнрот, которая, окончив врачебные курсы в 1880 г., через три года уже работала в общине (может быть, она поступила в нее раньше, но имеющиеся источники не дают возможности это определить). Мария Карловна проработала в общине длительное время — до начала XX в., лечила больных, преподавала сестрам и фельдшерицам. Если верить «Российским медицинским спискам», община в то время являлась единственным местом ее работы46. В 1900 г. женщина фигурирует уже как заведующая глазным отделением больницы и приемом пациентов с болезнями глаз, в том же году Эрнрот была избрана почетным консультантом общины47.

Интересно было определить примерное процентное соотношение количества молодых врачей общины к общей численности ее докторов за разные годы. Получился следующий результат: в 1888 г. количество недавно (менее 5 лет) окончивших обучение врачей из тех, о ком точно известен год выпуска, составил приблизительно 20% (9 из 46 врачей), т. е. 1/5 часть. В 1896 г. — 9% (6 из 64 врачей), а в 1908 — 8% (5 из 58 врачей). Заметно уменьшение количества молодых врачей, служивших в общине. Это можно объяснить тем, что, по-видимому, с течением времени формировался круг докторов, работавших в общине продолжительное время. Вполне вероятно, что по мере расширения деятельности общины и роста ее популярности к принимаемым в нее врачам начинали предъявляться более строгие требования.

Как видно из источников, в общинах врачи действительно могли получить хороший врачебный опыт, который, по-видимому, привлекал не только молодых людей. Во-первых, «старший» медицинский персонал общин (консультанты, главные врачи, заведующие общинными лечебными учреждениями) состоял из опытных и видных докторов своего времени. Например, такие не нуждающиеся в характеристике врачи, как Николай Иванович Пирогов и Сергей Петрович Боткин, являлись одними из главных организаторов Санкт-Петербургских Кре-стовоздвиженской и Свято-Георгиевской общин соответственно. Помимо этого, Николай Иванович трудился еще в Санкт-Петербургской Свято-Троицкой общине. В ее отчете сказано, что профессор Пирогов «кроме присутствия на совещаниях, производил важные операции» в общине в качестве ее консультанта48.

46 См.: Российский медицинский список, изданный медицинским департаментом Министерства внутренних дел на 1891 год. СПб., 1891. С. 269; То же на 1894 год. СПб., 1894. С. 314; То же на 1900 год. СПб., 1900. С. 393.

47 См.: Отчет общины святого Георгия за 1900 год. СПб., 1901. С. 4, 28.

48 Отчет общины сестер милосердия за 1849 год. СПб., 1850. С. 11.

Таким образом, у врачей была возможность непосредственно взаимодействовать с выдающимся профессором, наблюдать за его работой. Как упоминалось выше, главами медперсонала в столичных общинах зачастую являлись преподаватели университетов и академии: Николай Яковлевич Чистович, Густав Федорович Цейдлер, Иван Павлович Алексинский, Сергей Сергеевич и Евгений Сергеевич Боткины и так далее.

Во-вторых, в общинных лечебных учреждениях можно было найти интересный материал для практики. Состав пациентов в них был довольно разнообразный: от представителей бедного рабочего класса, принимаемых в бесплатные больницы и амбулатории (как, например, в Елизаветинской и Свято-Троицкой общинах49), до состоятельных лиц, поступавших на лечение в платные отделения (например, лечебница Александровской общины). Имея в виду свою основную цель — обучение и расширение практических медицинских навыков сестер милосердия — администрация общин могла «фильтровать» приходивших пациентов, выбирать более интересные случаи. Так, составители отчета Свято-Троицкой общины отмечали, что в ее лечебные заведения преимущественно принимались острые больные, а хронические — в виде исключения50. В другом отчете той же общины говорится: «Нельзя не отметить для отчетного года еще одного весьма важного явления, обязанного благоустройству больницы Общины, имеющимся средствам и встречающемуся подбору хирургических болезненных форм, лечимых в ней — это посещение больницы врачами с целью усовершенствования в практической хирургии»51.

Кроме этого, во многих лечебных учреждениях общин хорошо была развита научная деятельность. Этому, во-первых, способствовало поощрение развития медицинской науки Российским обществом Красного Креста, осознававшим большую пользу данного предприятия. Исследователи, обращая внимание на действия РОКК, направленные на повышение квалификации врачей и проведение научных исследований, пишут: «.это позволяло делать передовые научные открытия в медицине и переносить их в практику. полученные данные активно распространялись среди специалистов. результаты исследований публиковались и использовались в образовательном процессе»52. Во-вторых, научная работа имела место благодаря заинтересованности в ней руководителей медицинской части общин. И наконец, ей способствовала хорошая оснащенность общинных больниц и лечебниц современным, новейшим в медицинской практике оборудованием53. Возможность заниматься наукой также привлекала в общины новые врачебные силы. Тем более что получение ученой степени могло иметь

49 См.: Общины сестер милосердия Российской империи в 1844-1917 гг.: Энциклопедический справочник / под общ. ред. свящ. А. В. Постернака. М., 2019. С. 478, 500.

50 См.: Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1874 год. СПб., 1874. С. 13.

51 То же за 1885 год. СПб., 1886. С. 26.

52 Ковтюх Г. С., Волошун П. В., Захарова И. А., Хрептус Е. С. К 150-летию образования Российского общества Красного Креста. Долг врача и милосердие в России // Лечебное дело. 2017. № 4. С. 52.

53 См.: Харитонова А. В. Научно-исследовательская деятельность врачей в общинах сестер милосердия // XXXI Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. 2021. С. 214.

значение в материальном смысле: Л. А. Булгакова отметила, что если у врача не было чина, то размер жалованья зависел от его ученой степени. Например, заработная плата доктора медицины составляла 700 руб. в год54 (из сказанного выше можно заключить, что это было немного, но при большом количестве врачей в столицах всё же давало определенную выгоду). Известно, что по материалам работы общин писались диссертации55.

Безусловно, для талантливых ученых, которым община предоставляла необходимые для их научной деятельности средства, эти заведения становились любимым и основным местом работы. После смерти профессора Евгения Васильевича Павлова в некрологе, напечатанном о нем в «Медицинском обозрении», говорилось: «Хирургическая больница Александровской общины была его созданием и любимым детищем. Он довел ее до такого совершенства, что она приобрела себе заслуженную известность»56. В очерке жизни Павлова сказано, что «им впервые была устроена операционная-фонарь, то есть операционная со стеклянным потолком и стенами»57.

Кроме всего вышесказанного, ввиду того что организаторами, руководителями и покровителями столичных общин являлись люди из высшего общества — в их числе члены императорской семьи, — служение в общине могло дать полезные связи, которые впоследствии должны были способствовать карьерному росту лиц, ими воспользовавшихся. Врач Евгений Васильевич Павлов, благодаря службе в общине, смог остаться в Санкт-Петербурге (из его автобиографии видно, что он всегда стремился получить выгодные связи, желая остаться в столице)58. Впоследствии Евгений Васильевич стал главным врачом Александровской общины, больницу которой смог обустроить в соответствии со своими желаниями и интересами. Второй пример — врач Ольга Яковлевна Назимова, 11 лет заведовавшая женской больницей Свято-Троицкой общины, оставила там служение из-за своего назначения начальницей Института Принцессы Терезии Ольденбургской59, а последняя была одной из основательниц названной общины. Здесь снова можно вспомнить высказанное ранее предположение о возможной причине участия врачей в благотворительности общин — их желание привлечь к себе внимание высокопоставленных руководителей данных организаций и приобрести полезные связи.

54 См.: Булгакова Л. А. Указ. соч. С. 163.

55 См.: Голубев Ф. А. Бактериологические исследования при асептическом способе лечения ран в хирургической лечебнице Александровской общины Красного Креста: дис. ... д-ра медицины. СПб., 1893; Лезин В. В. Отчет по хирургической деятельности в больнице Александровской общины сестер Красного Креста за период времени с 1884 по 1892 год: дис. ... д-ра медицины. СПб., 1893.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 Некролог о Е. В. Павлове // Медицинское обозрение. 1916. Т. ЬХК^. № 3-4. С. 207.

57 Смирнов Е. В. Хирург Е. В. Павлов: краткий очерк жизни и деятельности. Л., 1951. С. 14.

58 См.: Павлов Е. В. Автобиография // Двадцатипятилетие врачей бывших студентов императорской медико-хирургической академии / сост. под ред. К. Ф. Славянского, В. В. Клименко. СПб., 1893. С. 183.

59 См.: Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1892 год. СПб., 1893. С. 11.

Хотелось бы также отметить замеченный по источникам некоторый семейный характер взаимоотношений, существовавших между сотрудниками общин. Профессора университетов и академии определяли на службу в общины своих учеников, и это уже могло способствовать установлению особых «родственных» отношений. Есть примеры, когда в общинах трудились члены одной семьи. Например, как упоминалось выше, организатором Свято-Георгиевской общины являлся Сергей Петрович Боткин, а позже, уже после смерти профессора, главой медицинской части там стал его сын — Евгений Сергеевич. О том, что в названной общине учились и служили в качестве сестер милосердия представительницы женской части семьи — Мария Сергеевна (сестра главного врача общины Е. С. Боткина), Елена Михайловна и Елизавета Михайловна Боткины, — сообщила в одном из своих докладов на Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ петербургская исследовательница Елена Вячеславовна Бакалдина60. Говоря еще об одной девушке из этого рода — Любови Михайловне Боткиной, поступившей в Санкт-Петербургскую Кауфманскую общину, — Елена Вячеславовна задалась вопросом: почему та не пошла вслед за родственницами в Георгиевскую общину. При этом докладчица обращает внимание на то, что одним из организаторов Кауфманской общины также был врач из семьи Боткиных — Сергей Сергеевич61. Таким образом, и там Любовь Михайловна не выходила за границы семейных связей. В Свято-Георгиевской общине в одно время работали братья Николай Яковлевич и Федор Яковлевич Чистовичи. Причем старший, Николай, с 1896 г. был главным врачом, а младший, 26-летний Федор, за три года до этого окончивший Императорскую военно-медицинскую академию, поступил служить в общину специалистом по детским болезням62 — вполне вероятно, что на работу его устроил Николай Яковлевич.

В 1901 г. в Московской Иверской общине произошел конфликт, причина которого, по утверждению администрации, заключалась в отказе сестер соблюдать дисциплинарные требования начальства. В итоге инцидента из общины почти в полном составе ушли сестры и врачи. Уход врачей, по мнению составителей отчета общины, произошел в результате неправильного понимания докторами всего произошедшего, а также возникшего у них мнения об «изменившемся будто бы отношении к ним совета общины»63. Эта цитата, вероятно, также может свидетельствовать о существовании личных отношений между сотрудниками общины.

Помимо всего сказанного, в источниках встречаются упоминания о возможности получения в общинах прав государственной службы (несмотря на то что это были частные благотворительные организации). Государственная служба была интересна и важна. Исследовательница О. А. Валькова пишет: «Статус государственного служащего обещал. льготы и бонусы: регулярное повышение

60 См.: Бакалдина Е. В. Представительницы семьи Боткиных — сестры милосердия // XXXII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2022. С. 161-164.

61 См.: Там же.

62 См.: Отчет общины святого Георгия за 1896 год. СПб., 1897. С. 20, 21.

63 ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 45. Л. 150; Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста в Москве за 1901 г. М., 1902. С. 26.

по службе, сопровождавшееся увеличением окладов и присвоением орденов, оплату различных служебных расходов. и, наконец, что было особенно важным, пенсию по выслуге лет»64. Врачи могли рассчитывать на получение этих прав: лица, окончившие высшие учебные заведения (ими в XIX веке уже не обязательно могли быть дворяне), имели возможность устроиться на государственную службу65. Исследователь Д. И. Раскин отмечает: «Наряду с происхождением право на поступление в государственную службу давало и образование. Независимо от происхождения им пользовались лица, получившие ученые степени. в российских университетах, степени и звания доктора медицины, лекаря, магистра фармации.»66

Упоминание о правах государственной службы для врачей встречается, например, уже в уставе Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской общины, утвержденном в 1870 г., и в Историческом очерке Свято-Георгиевской общины, описывающем первые 25 лет ее существования (1870-1895). При этом права распространялись на всех врачей, а не только главных и заведующих общинными лечебными учреждениями. Но в названных документах оговорено, что «все служащие при общине как получающие содержание из собственных сумм учреждения не пользуются правом на пенсии из Государственного Казначейства»67. Правда, в Свято-Георгиевской общине это правило действовало лишь до 1895 г. Позже попечительницей общины М. А. Сольской для некоторых сотрудников учреждения, в том числе лиц медицинского персонала, была исходатайствована пенсия из средств государственного казначейства68.

Далее в отчете о деятельности лечебницы Московской Иверской общины за 1896-1900 гг. сказано следующее: «Вследствие ходатайства общины, не имеющей еще штатных должностей, перед главным управлением Красного Креста врачи. постановлением от 2 декабря 1899 г. утверждены в правах государственной службы с 13 октября 1898 г. Ходатайство это относилось к тем врачам, которые вообще не имели государственной службы и работали в лечебнице общины более 3-х лет»69. В начале XX в. уже высочайше утвержденным мнением Государственного Совета (а не только администрацией отдельных общин) было определено наличие прав государственной службы для врачей общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста70.

64 Валькова О. А. Штурмуя цитадель науки. Женщины-ученые Российской империи. М., 2019. С. 104.

65 См.: Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословное общество Российской империи (XVIII — начало XX в.). М., 2009. С. 109, 111; Раскин Д. И. Исторические реалии биографий русских писателей XIX — нач. XX в. // Русские писатели 1800-1917 гг.: Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. М., 1992. Т. 2. С. 598.

66 Раскин Д. И. Указ. соч. С. 598.

67 Устав Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. СПб., 1870. С. 3.

68 См.: Исторический очерк общины сестер милосердия св. Георгия в Санкт-Петербурге за двадцатипятилетие (1870 — 1895). СПб., 1895. С. 36.

69 Отчет о деятельности лечебницы Иверской общины от 15-го октября 1896 г. по 1-е января 1900 года. М., 1900. С. 18.

70 См.: Нормальный устав общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста. Киев, 1903. С. 34.

Возможность пользоваться правами государственной службы тоже могла быть хорошей мотивацией для поступления на работу в общины сестер милосердия. Однако этот фактор, скорее всего, мог быть привлекателен преимущественно для старших и уже приобретших некоторый медицинский опыт врачей, которые не были обременены задачей закрепиться, по крайней мере, в каком-нибудь лечебном учреждении столицы.

Нормативные и делопроизводственные источники по общинам сообщают о том, что руководители заботились о предоставлении служащим в этих учреждениях наград. Интересен результат сравнения двух уставов Московской Александровской общины, утвержденных в 1881 и 1890 гг. Разница между ними состоит лишь в наличии в более позднем уставе нескольких дополнительных параграфов: о чинах почетных членов общины, а также параграфа, в котором говорится, что «лица, служащие в общине. могут быть представлены Советом Общины к наградам, законами установленным»71. Очевидно, что создание второго устава, зафиксировавшего прибавление некоторых новых социальных и материальных выгод служащим общины, имело целью привлечение в нее большего количества сотрудников.

В ежегодных отчетах общин встречается немало упоминаний о награждении того или иного врача. Награждались и сверхштатные врачи, безвозмездно работавшие в общинных лечебных учреждениях. Члены медицинского персонала удостаивались орденов святого Станислава (встречены примеры награждения орденом святого Станислава III, II и I степеней), святой Анны (III и II степеней), святого Владимира (IV — II степеней). Кроме этого, некоторые врачи в качестве награды получали чины. Например, чином статского советника был награжден сверхштатный врач амбулаторной лечебницы Свято-Троицкой общины Д. А. Франк72. С. М. Яновичу-Чаинскому, сверхштатному врачу той же общины, был присвоен чин действительного статского советника73. В отчетах названы и такие награды, как орден Заслуг Великого Герцога Ольденбургского I степени для ношения в петлице74 и подарки из Кабинета Его Императорского Величества75.

Кроме почетного отличия и знака высочайшего поощрения труда награды давали некоторые выгоды. В сборнике «Важнейшие узаконения о поступлении на государственную службу, производстве в первый классный чин, награждении орденами и медалями.» указано: «Лица, пожалованные орденом св. Анны 2, 3 или 4 степени после 22 июля 1845 г. или орденом св. Станислава 2 или 3 степени после 28 июня 1855 г. или Владимира 4 степени после 28 мая 1900 г. приобретают по сему пожалованию права дворянства личного, если они дотоле не имели сих прав или высших»76. Кроме этого, «в каждом ордене. производятся

71 Устав Александровской общины сестер милосердия в Москве, состоящей под непосредственным Его Императорского Величества покровительством. М., 1891. § 40.

72 См.: Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1879 год. СПб., 1880. С. 26.

73 См.: То же за 1880 год. СПб., 1881. С. 33.

74 См.: То же за 1874 год. СПб., 1874. С. 24.

75 См.: То же за 1894 год. СПб., 1895. С. 44.

76 Важнейшие узаконения о поступлении на государственную службу, производстве в первый классный чин, награждении орденами и медалями, приобретении дворянства и почетного гражданства, на основании последних изданий соответствующих томов Свода зако-

кавалерам пенсии по расписанию, при сем приложенному»77. Правда, пенсии доставались не всем кавалерам, а только «поступающим в установленные комплекты по старшинству пожалования каждого из них орденом»78. Правительство также брало на себя заботы о малолетних дочерях малоимущих кавалеров: обеспечивало обучение девочек в училищах ордена святой Екатерины и в институте императрицы Марии в Санкт-Петербурге и Москве79. Безусловно, возможность получить награду должна была быть заманчива как для молодых, так и для более взрослых и опытных врачей, как для сверхштатных докторов и лекарей, так и для занимавших штатные оплачиваемые места в общине.

Возвращаясь к поставленному в начале статьи вопросу, выделим основные мотивы поступления врачей в общины сестер милосердия. Во-первых, работа в общине могла дать хороший медицинский опыт, который должен был привлекать в первую очередь молодых врачей, готовых работать безвозмездно ради приобретения недостающих у них практических навыков. Стремление участвовать в благотворительных инициативах организаторов общин также являлось мотивом для поступления в эти организации, но ему могли следовать преимущественно врачи-руководители медицинской части общин, ввиду своего статуса и лучшего, по сравнению с другими врачами, материального положения. Группе более взрослых и опытных докторов должны были быть интересны обеспеченные руководителями общин для врачей права государственной службы. Ввиду того факта, что общины возглавлялись лицами из высшего общества, названная группа врачей могла стремиться получить уважение и признание в их среде. Молодым врачам общины предлагали приобретение полезных, способствовавших карьерному росту связей. В общинах была хорошо поставлена научная работа, которая привлекала как опытных докторов, преподавателей университетов и академии, так и молодых, заинтересованных в науке врачей. Таким образом, данное небольшое исследование показало, что служение в столичных общинах должно было быть интересно врачам различных возрастов, степеней профессионализма и общественного положения.

Список литературы

Бакалдина Е. В. Представительницы семьи Боткиных — сестры милосердия // ХХХП Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2022. С. 161-164. Голубев Ф. А. Бактериологические исследования при асептическом способе лечения ран в хирургической лечебнице Александровской общины Красного Креста: дис. ... д-ра медицины. СПб., 1893. Столовый // Большой академический словарь русского языка / под ред. А. С. Герд. М.;

СПб., 2021. Т. 27. С. 753. Булгакова Л. А. Материальное положение врачей в дореформенной России // Государственная власть и общественность в истории центрального и местного управления России. СПб., 2004. С. 163-178._

нов Российской империи и высочайше утвержденных 1 августа 1898 г. и 2 августа 1900 г. Правил об испрошении наград и изменений этих правил / сост. А. Н. Вандер. СПб., 1904. С. 21.

77 Там же.

78 Там же.

79 См.: Там же. С. 24.

Валькова О. А. Штурмуя цитадель науки. Женщины-ученые Российской империи. М., 2019.

Власов П. В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М., 1991.

Волошун П. В. Привлечение студентов-медиков к деятельности РОКК // Историко-биологические исследования. 2017. Т. 9. №. 4. С. 79-85.

Гребенщиков В. И. Опыт разработки результатов регистрации врачей в России. СПб., 1890.

Зорин К. В. Работа профессоров и преподавателей Московского университета в московских общинах сестер милосердия РОКК // Дальневосточный медицинский журнал. 2016. № 2. С. 113-116.

Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословное общество Российской империи (XVIII — начало XX в.). М., 2009.

Илинский П. А. Русская женщина в войну 1877-1878 г.: Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. СПб., 1879.

Ковтюх Г. С., Волошун П. В., Захарова И. А., Xрептус Е. С. К 150-летию образования Российского общества Красного Креста. Долг врача и милосердие в России // Лечебное дело. 2017. № 4. С. 51-56.

Ковтюх Г., Захарова И. Вклад медицинской профессуры в работу Российского общества Красного Креста // Полтора века милосердия. Российская империя: Материалы Международной научной конференции. М., 2018. С. 99-111.

Козловцева Е. Н. Деятельность московских общин сестер милосердия во второй половине XIX — начале XX века // Вестник ПСТГУ. 2004. № 3. С. 137-159.

Лезин В. В. Отчет по хирургической деятельности в больнице Александровской общины сестер Красного Креста за период времени с 1884 по 1892 год: дис. ... д-ра медицины. СПб., 1893.

Маурер Т. «Барометры» или «маяки» общества? М., 2015.

Общины сестер милосердия Российской империи в 1844-1917 гг.: Энциклопедический справочник / под общ. ред. свящ. А. В. Постернака. М., 2019.

Олешкова А. М. Общины сестер милосердия во второй половине XIX — начале XX в.: институционализм уз гуманизм. Нижний Тагил, 2019.

Постернак А. В. Женское медицинское образование в России и за рубежом в XIX — нач. XX вв. URL: https://www.catgallery.ru/rondtb/history/women-s-medical-education.html (дата обращения: 10.09.2022).

Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной историографии // XXIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. 2019. С. 151-153.

Раскин Д. И. Исторические реалии биографий русских писателей XIX — нач. XX в. // Русские писатели 1800-1917 гг.: Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. М., 1992. Т. 2. С. 593-613.

Романюк В. П. История сестринского дела в России. М., 1998.

Сестры милосердия России / под ред. Н. А. Белякова. СПб., 2005.

Смирнов Е. В. Xирург Е. В. Павлов (краткий очерк жизни и деятельности). Л., 1951.

Современная Россия в портретах и биографиях выдающихся деятелей. СПб., 1904.

Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи: XIX — начало XX века. М., 2005.

Xаритонова А. В. Благотворительная деятельность врачей в общинах сестер милосердия Российского общества Красного Креста // XXX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2020. С. 158-160.

Xаритонова А. В. Научно-исследовательская деятельность врачей в общинах сестер милосердия // XXXI Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. 2021. С. 213-215.

Шалыгин Л. Д., Логинов А. Ф., Живтонева И. В., Глоба А. А. Н. И. Пирогов — организатор первого в мире отряда сестер милосердия // Медицинская сестра. 2010. № 5. С. 39-43.

Шеманова О. Преподаватели медицинского факультета Московского университета в благотворительности начала XX в.: профессионализм и милосердие // Вестник РУДН. Серия «История России». 2006. №. 3 (7). С. 368-373.

Список источников

Важнейшие узаконения о поступлении на государственную службу, производстве в первый классный чин, награждении орденами и медалями, приобретении дворянства и почетного гражданства, на основании последних изданий соответствующих томов Свода законов Российской империи и высочайше утвержденных 1 августа 1898 г. и 2 августа 1900 г. Правил об испрошении наград и изменений этих правил / сост. А. Н. Вандер. СПб., 1904. Вересаев В. В. Записки врача. М., 2019.

ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 45. Воспоминания В. Ф. Джунковского за 1898-1904 гг. Гуревич А. Б. Незавидное положение современного врача в материальном и социальном

отношениях. Киев, 1896. Гурин Е. Современное экономическое положение русских врачей (факторы, влияющие

на заработную плату врачей) // Русская медицина. 1892. № 46. Исторический очерк общины сестер милосердия св. Георгия в Санкт-Петербурге за двадцатипятилетие (1870-1895). СПб., 1895. Некролог о Е. В. Павлове // Медицинское обозрение. 1916. Т. LXXXV. № 3-4. С. 207. Нормальный устав общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста. Киев, 1903.

Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия РОКК за 1898 год. М., 1899. Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия РОКК за 1900 год. М., 1901. Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия РОКК за 1910 год. М., 1911. Отчет о деятельности Иверской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста в Москве за 1901 г. М., 1902. Отчет о деятельности лечебницы Иверской общины от 15.10.1896 по 1.01.1900 год. М., 1900.

Отчет о деятельности хирургической клиники Иверской общины сестер милосердия в

Москве от 15.10.1896 по 31.12.1898 / под. ред. проф. П. И. Дьяконова. М., 1899. Отчет о деятельности хирургической клиники Иверской общины сестер милосердия в

Москве с 1.01.1899 по 31.12.1900 год / под ред. проф. П. И. Дьяконова. М., 1901. Отчет о состоянии и действиях общины сестер милосердия за 1870 год. СПб., 1871. Отчет о состоянии и действиях общины сестер милосердия за 1871 год. СПб., 1872. Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1874 год. СПб., 1874.

Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1885 год. СПб., 1886.

Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1892 год. СПб., 1893.

Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1879 год. СПб., 1880.

Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1880 год. СПб., 1881.

Отчет о состоянии и деятельности Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 1894 год. СПб., 1895.

Отчет общины святого Георгия за 1896 год. СПб., 1897.

Отчет общины святого Георгия за 1900 год. СПб., 1901.

Отчет общины сестер милосердия за 1849 год. СПб., 1850.

Отчет общины сестер милосердия за 1869 год. СПб., 1870.

Павлов Е. В. Автобиография // Двадцатипятилетие врачей, бывших студентов Императорской Медико-хирургической академии выпуска 9-го декабря 1868 г. / под ред. К. Ф. Славянского, В. В. Клименко. СПб., 1893.

Павлов Е. В. Отчет о хирургической деятельности в Александровской и Свято-Троицкой общинах за 1884 — 1885 годы. СПб., 1886.

Российский медицинский список, изданный медицинским департаментом Министерства внутренних дел на 1891 год. СПб., 1891.

Российский медицинский список, изданный медицинским департаментом Министерства внутренних дел на 1892 год. СПб., 1892.

Российский медицинский список, изданный медицинским департаментом Министерства внутренних дел на 1894 год. СПб., 1894.

Российский медицинский список, изданный медицинским департаментом Министерства внутренних дел на 1900 год. СПб., 1900.

Устав Александровской общины сестер милосердия в Москве, состоящей под непосредственным Его Императорского Величества покровительством. М., 1891.

Устав Иверской общины сестер милосердия при московском местном комитете Российского общества Красного Креста. М., 1894.

Устав Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. СПб., 1870.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 113. P. 27-46 DOI: 10.15382/sturII2023113.27-46

Anastasia Kharitonova, Graduate Student, Faculty of History, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities,

Moscow, Russia stassy171995@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9227-7415

Motivation for Doctors to Enter the Communities of Sisters of Mercy

A. Kharitonova

Abstract: The article discusses possible reasons for the admission of doctors to the communities of sisters of mercy that operated in the territory of the Russian Empire since the middle of the 19th century. The communities were unique private charitable organisations that had as their goal the training of new female medical personnel. The reasons are identified by studying the conditions ofservice ofdoctors in the communities, which are reflected in the regulatory and office documents. This is financial support, social benefits provided to doctors, awards, material for conducting medical practice and medical research. The reasons recorded in some sources of personal origin are also

listed. The article takes into account the historical context of doctors' life and work. Namely, the statements of representatives of the medical staff of the late 19th — early 20th centuries about their financial situation, which had a negative connotation, and their assessment of the quality of training of medical personnel at medical faculties of Russian universities. The study draws attention to the structure of medical staff, their age, and experience. The described reasons for entering the communities are correlated with the categories (identified by age, professional level, social status) of doctors. The result of the study is the following statements. Young doctors of the community were given the opportunity to get a job in the capital and a good medical practice. For older and more experienced doctors, the motives for getting a job in these communities were the rights of the civil service. They might also have been attracted to the idea of philanthropy from the communities of sisters of mercy and the communication and cooperation with influential representatives of higher society. In addition, the research work developed in the communities attracted doctors of different ages and levels of professionalism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: communities of sisters of mercy, doctors, service conditions for doctors, financial support of doctors, charity, research work, sisters of mercy.

References

Bakaldina E. (2022) "Predstavitel'nitsy sem'i Botkinykh — sestry miloserdiia", in Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, Moscow, vol. 32, pp. 161-164 (in Russian).

Beliakov N. (ed.) (2005) Sestry miloserdiia Rossii. St. Petersburg (in Russian).

Bulgakova L. (2004) "Material'noe polozhenie vrachei v doreformennoi Rossii", in Gosudarstvennaia vlast' i obshchestvennost' v istorii tsentral'nogo i mestnogo upravleniia Rossii, St. Petersburg, pp. 163-178.

Gerd A. (ed.) (2021) Bol'shoi akademicheskii slovar' russkogo iazyka, Moscow, vol. 27 (in Russian).

Ivanova N., Zheltova V. (2009) Soslovnoe obshchestvo Rossiiskoi imperii (XVIII — nachalo XXv.). Moscow (in Russian).

Kharitonova A. (2020) "Blagotvoritel'naia deiatel'nost' vrachei v obshchinakh sester miloserdiia Rossiiskogo obshchestva Krasnogo Kresta", in Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, Moscow, vol. 30, pp. 158-160 (in Russian).

Kharitonova A. (2021) "Nauchno-issledovatel'skaia deiatel'nost' vrachei v obshchinakh sester miloserdiia", in Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, Moscow, vol. 31, pp. 213-215 (in Russian).

Kovtiukh G., Zakharova I. (2018) "Vklad meditsinskoi professury v rabotu Rossiiskogo obshchestva Krasnogo Kresta", in Poltora veka miloserdiia. Rossiiskaia imperiia. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Moscow, pp. 99-111 (in Russian).

Kovtiukh G., Voloshun P., Zakharova I., Khreptus E. (2017) "K 150-letiiu obrazovaniia Rossiiskogo obshchestva Krasnogo Kresta. Dolg vracha i miloserdie v Rossii". Lechebnoe delo, 2017, vol. 4, pp. 51-56 (in Russian).

Kozlovtseva E. (2004) "Deiatel'nost' moskovskikh obshchin sester miloserdiia vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vekov". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarno-go universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2004, vol. 3, pp. 137-159 (in Russian).

Maurer T. (2015) "Barometry"ili "maiaki"obshchestva?Moscow (in Russian).

Oleshkova A. (2019) Obshchiny sester miloserdiia vo vtoroi polovine XIX — nachale XX vv. institutsionalizm vs gumanizm. Nizhny Tagil (in Russian).

Posternak А. (ed.) (2019) Obshchiny sester miloserdiia Rossiiskoi imperii v 1844—1917 gg.: Entsiklopedicheskii spravochnik. Moscow (in Russian).

Posternak A. Zhenskoe meditsinskoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom vXIX — nach XXvv., available at www.catgallery.ru/rondtb/history/women-s-medical-education (accessed 10.09.2022, in Russian).

Posternak A. (2019) "Obshchiny sester miloserdiia Rossiiskoi imperii v otechestvennoi istoriografii", in Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, Moscow, vol. 29, pp. 151—153 (in Russian).

Raskin D. (1992) "Istoricheskie realii biografii russkikh pisatelei XIX — nach. XX vv.", in P. Nikolaev (ed.) Russkiepisateli 1800—1917gg., Moscow, vol. 2, pp. 593—613 (in Russian).

Romaniuk V. (1998) Istoriia sestrinskogo dela v Rossii. Moscow (in Russian).

Shalygin L., Loginov A., Zhivtoneva I., Globa A. (2010) "N. I. Pirogov — organizator pervogo v mire otriada sester miloserdiia". Meditsinskaia sestra, 2010, vol. 5, pp. 39—43 (in Russian).

Shemanova O. (2006) "Prepodavateli meditsinskogo fakul'teta Moskovskogo universiteta v blagotvoritel'nosti nachala XX v.: professionalizm i miloserdie". VestnikRUDN. Seriia "Istoriia Rossii", 2006, vol. 3 (7), pp. 368-373 (in Russian).

Smirnov E. (1951) Khirurg E. V. Pavlov (kratkii ocherk zhizni i deiatel'nosti). Leningrad (in Russian).

Ul'ianova G. (2005) Blagotvoritel'nost' v Rossiiskoi imperii: XIX — nachalo XX veka. Moscow (in Russian).

Val'kova O. (2019) Shturmuia tsitadel' nauki. Zhenshchiny-uchenye Rossiiskoi imperii. Moscow (in Russian).

Vlasov P. (1991) Obitel' miloserdiia: O dorevoliutsionnykh moskovskikh blagotvoritel'nykh uchrezh-deniiakh. Moscow (in Russian).

Voloshun P. (2017) "Privlechenie studentov-medikov k deiatel'nosti ROKK". Istoriko-biolog-icheskie issledovaniia, 2017, vol. 9/3, pp. 79-85 (in Russian).

Zorin K. (2016) "Rabota professorov i prepodavatelei Moskovskogo universiteta v moskovskikh obshchinakh sester miloserdiia ROKK". Dal'nevostochnyi meditsinskii zhurnal, 2016, vol. 2, pp. 113-116 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 22.05.2023

The article was submitted 22.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.