Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ О СЛУЖЕНИИ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ О СЛУЖЕНИИ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ / ТИП СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / ФЕЛЬДШЕРИЦЫ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВРАЧЕЙ / МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ / ВЗГЛЯД ВРАЧЕЙ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харитонова Анастасия Викторовна

В центре исследования автора находятся архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве, которые появились в результате обращения в 1910 г. Главного управления Российского общества Красного Креста к врачам, работавшим с сестрами милосердия, с вопросом, какой должна быть сестра милосердия. Эти источники при сравнении их с высказываниями врачей предыдущего времени (с середины XIX в.) позволили рассмотреть представления докторов о необходимом профессиональном уровне и главном предназначении сестер милосердия середины XIX - начала XX в. Ответы были получены от врачей разных ведомств, имевших опыт работы с сестрами и в военное, и в мирное время. Сформулированные врачами требования к функционалу сестер позволили нам выделить три предпочтительных типа сестер милосердия: 1) сестра-служительница, главное предназначение которой заключается в бережном уходе и оказании нравственной поддержки больным и раненым, глубокие медицинские познания ей не нужны; 2) сестра с базовыми медицинскими знаниями, которые позволяют ей осуществлять сознательный уход за пациентами; 3) сестра-фельдшерица, по профессиональному уровню равная фельдшеру. При этом, как подчеркивалось всеми врачами, для этого медицинского персонала важно, чтобы они были воспитаны в духе любви к немощным, больным и раненым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTORS’ VIEWS ON THE SERVICE OF THE SISTERS OF MERCY (MID-19TH - EARLY 20TH CENTURIES)

This article focuses on archival materials kept in the Russian State Military Historical Archive. These materials appeared in 1910 after the Main Directorate of the Russian Red Cross Society appealed to doctors who worked with sisters of mercy. Doctors were asked about the qualities that the nurse should have. These historical sources are compared with the statements of doctors of earlier times (from the middle of the 19th century). This allowed us to consider the views of doctors about the necessary professional level and the main purpose of nurses in the mid-19th - early 20th centuries. The answers were provided by doctors from different departments who had diff erent experience working with nurses in war and peace times. The requirements formulated by doctors for the functionality of nurses allowed us to distinguish three types of nurses, which were mentioned by doctors. The first type is a sister-servant to suff ering people, whose main purpose is to carefully care for and provide moral support to the sick and wounded. She does not need deep medical knowledge. The second type is made up by the nurse with basic medical skills which allow her to care for patients. The third type is a nurse who is equal in professional level to a paramedic. At the same time, all doctors emphasised that for this medical staff, it is necessary to have education in the spirit of love for the infirm, sick and wounded.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ О СЛУЖЕНИИ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Харитонова Анастасия Викторовна, аспирант Исторического факультета ПСТГУ Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б [email protected] ОИСГО: 0000-0002-9227-7415

2021. Вып. 98. С. 47-59

БО1: 10.15382МшгП202198.47-59

Представления врачей

О СЛУЖЕНИИ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (середина XIX — НАЧАЛО XX века)

А. В. Харитонова

Аннотация: В центре исследования автора находятся архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве, которые появились в результате обращения в 1910 г. Главного управления Российского общества Красного Креста к врачам, работавшим с сестрами милосердия, с вопросом, какой должна быть сестра милосердия. Эти источники при сравнении их с высказываниями врачей предыдущего времени (с середины XIX в.) позволили рассмотреть представления докторов о необходимом профессиональном уровне и главном предназначении сестер милосердия середины XIX — начала XX в. Ответы были получены от врачей разных ведомств, имевших опыт работы с сестрами и в военное, и в мирное время. Сформулированные врачами требования к функционалу сестер позволили нам выделить три предпочтительных типа сестер милосердия: 1) сестра-служительница, главное предназначение которой заключается в бережном уходе и оказании нравственной поддержки больным и раненым, глубокие медицинские познания ей не нужны; 2) сестра с базовыми медицинскими знаниями, которые позволяют ей осуществлять сознательный уход за пациентами; 3) сестра-фельдшерица, по профессиональному уровню равная фельдшеру. При этом, как подчеркивалось всеми врачами, для этого медицинского персонала важно, чтобы они были воспитаны в духе любви к немощным, больным и раненым.

Ключевые слова: Российское общество Красного Креста, общины сестер милосердия, тип сестры милосердия, фельдшерицы, представление врачей, мнение врачей, взгляд врачей, средний медицинский персонал.

В современной историографии существует немало трудов, посвященных истории создания и деятельности общин сестер милосердия и работы сестер1. В отдельных исследованиях рассматриваются взгляды организаторов общин на ха-

© Харитонова А. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 47-59.

1 Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной историографии // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. 2019. № 29. С. 151-153; Общины сестер милосердия Российской империи в 1844-1917 гг.: Энциклопедический справочник / под общ. ред. свящ. А. В. Постернака. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 29-32.

рактер и задачи служения этого медицинского персонала2. Немало внимания уделено деятельности хирурга Н. И. Пирогова, направленной на организацию работы первых отрядов сестер милосердия во время Крымской войны 1853— 1856 гг. Изучены принципы подготовки женщин для оказания помощи больным и раненым3. Ряд авторов отмечает возникновение кризиса института сестер милосердия в начале XX в., когда потребовалось некоторое переосмысление характера служения сестер4. Однако представление врачей о сестрах (и его изменение) в исследовательской литературе до сих пор не проанализировано. Поэтому было бы интересно рассмотреть мнения врачей о необходимом профессиональном уровне и главном предназначении сестер милосердия.

Основным источником для изучения взглядов врачей на служение сестер стало хранящееся в Российском государственном военно-историческом архиве дело 1910 г., сохранившееся в фондах Российского общества Красного Креста (далее — РОКК)5. В него вошло обращение Главного управления РОКК к врачам с вопросом, какими они видят сестер милосердия. В результате данного обращения возник целый комплекс писем, отражающих мнения докторов о предназначении и необходимом профессиональном уровне сестер. Источник интересен тем, что передает взгляды врачей, сформировавшиеся к началу XX столетия, то есть по прошествии полувека с момента открытия первых общин. Кроме писем 1910 г., будут привлечены сочинения врачей более раннего периода для возможности сравнения представлений докторов о сестрах разного времени.

Во время организации женской помощи в Крымскую войну 1853—1856 гг. Николай Иванович Пирогов разделил сестер милосердия на перевязывающих, аптекарш и хозяек6. Он определил им следующие функции: медицинские (помощь врачам в лечении больных и раненых), уход за пациентами, который помимо обеспечения пациентов всем необходимым, создания благоприятных для их выздоровления условий предполагал и нравственную поддержку, а также

2 Ефимушкина Е. В. Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 97-109.

3 Каспрук Л. И., Снасапова Д. М., Жакупова Д. Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Мая181га уйае: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. № 12(341). С. 43-47; Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. С. 56-57; Ткачев С. Е. Н. И. Пирогов и первые сестры (к 70-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1952. № 2. С. 3-5; Цвелев Ю. А., Абашин В. Г., Шмидт А. А. К 200-летию со дня рождения Н. И. Пирогова. Женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853-1856 гг.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. № 59(2). С. 100-108; Сонголов Г. И., Галеева О. П., Зайцев А. П. По велению сердца и зову чести. Пирогов и Крестовоздвиженская община сестер милосердия на Крымской войне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012. Т. 115. № 8. С. 127-132.

4 Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001; Правдиков-ская Е. Н. Движение сестер милосердия в России и его кризис в начале XX века // Наука и школа. 2012. № 2. С. 181-183.

5 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Заключение врачей о желательном типе сестры милосердия.

6 Сонголов Г. И., Галеева О. П., Зайцев А. П. По велению сердца и зову чести... С. 129.

контроль над действиями администрации. При этом в рассмотренных записках Пирогова большее внимание уделяется двум последним обязанностям сестер7. Вероятно, им доктор придавал наибольшее значение. Николай Иванович выдвигал высокие требования к нравственным качествам женского медицинского персонала. При этом Пирогов не хотел, чтобы сестры милосердия становились монахинями. Об этом он писал так: «Наша Церковь не имеет никаких преданий для подобных учреждений, и она настолько консервативна... что не в силах примениться к насущным требованиям нового времени. Поэтому я думаю, что наши учреждения сестер не должны ничего заимствовать у западных, а должны установиться на новых началах. Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце». «Если же мы вздумали бы вводить в наших общинах формально-религиозное направление, то непременно случилось бы то же самое, что произошло при введении в общину некоей госпожи Вуич: мы получим женских Тартюфов»8. По утверждению некоторых исследователей, Пирогов видел в общине, «прежде всего, медицинское учреждение с четкой специализацией труда сестер»9. Тем не менее сестры для Николая Ивановича не являлись медиками, коллегами. В записках хирурга женский персонал — лишь лица, сопровождающие лечение, осуществляющие уход за больными. Отсюда повышенный интерес к личностным качествам сестер.

По мере накопления опыта работы с сестрами врачи отмечали умение отдельных сестер качественно оказывать медицинскую помощь. Например, хирург Х. Я. Гюббенет указывал на способность сестер «с величайшим хладнокровием» ассистировать врачам при производстве ими операций — перевязывать кровоточащие сосуды. Хирург отмечает ловкость женских рук в этом кропотливом и ответственном деле: «самое устройство и подвижность пальцев дают им в этом случае преимущество»10.

Первым исследованием и достаточно подробным описанием работы женщин в качестве медицинского персонала на фронте (а следовательно, их возможностей, которые могли бы реализоваться в больницах в мирное время) стала книга Петра Алексеевича Илинского «Русская женщина в войну 1877-1878 гг. Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей», изданная в 1879 г. Помимо собственных впечатлений, автор использовал высказывания своих коллег11. Если Н. И. Пирогов и Х. Я. Гюббенет явились свидетелями самых первых шагов сестер милосердия, то есть начала организации их служе-

7 Пирогов Н. И. Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 гг. Ч. 1. СПб., 1879; Он же. Севастопольские письма Н. И. Пирогова. 1854-1855. СПб., 1899.

8 Пирогов Н. И. Из письма к Э. Ф. Раден. 27 февр. 1876. Вишня // Он же. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. С. 209.

9 Сонголов Г. И., Галеева О. П., Зайцев А. П. По велению сердца и зову чести... С. 129.

10 Гюббенет Х. Я. Очерк медицинской и госпитальной части русских войск в Крыму в 1854-1856 гг. СПб., 1870. С. 68.

11 Илинский П. А. Русская женщина в войну 1877-1878 гг.: Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. СПб., 1879. С. 4, 68.

ния, то П. А. Илинский и его коллеги, в свою очередь, наблюдали тот порядок работы сестер, который сложился уже в результате полученного опыта (по крайней мере двух войн). Кроме того, участие сестер в Русско-турецкую войну было более масштабным. Там они в большей мере показали свои возможности.

Основное предназначение сестер милосердия, как показало сочинение Илинского, все еще заключалось главным образом в уходе за больными и ранеными. Однако врачом высказывается мнение, что «служба и занятия сестер должны иметь профессиональный характер»12. То есть требование к нравственным качествам не должно превалировать над необходимостью наличия определенных знаний и умений. Более того, Петр Алексеевич пишет: «Ввиду же постоянного института сестер милосердия в госпиталях и больницах должные знания и умения становятся, конечно, на первый план»13.

Теперь обратимся к рассмотрению мнений врачей о сестрах милосердия более позднего времени — 1910 года. На заседании Особой комиссии Главного управления РОКК, прошедшем 13 января 1910 г., главный военно-санитарный инспектор А. Я. Евдокимов заявил: сестры милосердия отошли от своего «первоначального назначения»14, заключающегося в уходе за больными и ранеными, нравственном утешении их, заведовании хозяйственным столом, бельем и тому подобного. Он отметил, что в общинах сестры начали получать хорошее медицинское образование, близкое к фельдшерскому15. В связи с этим, по замечанию Евдокимова, возникла сложная ситуация. Подготовка сестер требовала все больших денежных затрат, в то время как, согласно нормативным документам, при укомплектованности госпиталей фельдшерами функции сестер сводились только к уходу за больными и ранеными, а также заботам по хозяйству. Следовательно, появилась необходимость «точно установить назначения и обязанности сестер как в военных госпиталях, так и в лечебных заведениях Красного Креста, то есть выяснить тип сестры милосердия»16. С вопросом о типе сестры Комиссия обратилась в первую очередь к старшим врачам общин сестер милосердия.

О количестве ответивших на вопрос Главного управления врачей сказать сложно. В рассматриваемом архивном деле17 содержатся ответы примерно из 50 общин. Некоторые главные врачи для обсуждения вопроса о типе сестры милосердия созывали в общинах Медицинские совещания из врачей-преподавателей18, вследствие чего письмо в Главное управление отражало мнение целого коллектива докторов. Встречаются ответы докторов, не работавших в общинах. Свои мнения предоставили военно-медицинские инспекторы19, совещание врачей Киевского военного госпиталя20, старший врач Пятигорского

12 Илинский П. А. Указ. соч. С. 139.

13 Там же. С. 229.

14 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 5.

15 Там же.

16 Там же. Л. 5 об.

17 Там же.

18 Там же. Л. 27, 32, 145.

19 Там же. Л. 21.

20 Там же. Л. 29 об.

местного лазарета21. Последний в своем письме подчеркнул, что его взгляд солидарен с мнением большинства врачей, с которыми ему приходилось общаться по вопросу о деятельности сестер милосердия.

В предоставленных ответах некоторые врачи, прежде чем высказаться по интересовавшему Главное управление вопросу, давали оценку опыту работы с сестрами (поскольку на его основании ими высказывались мнения о типе сестры милосердия). Так, врачи Омской и Курско-Знаменской общин отметили, что работают с сестрами непродолжительное время: первые — всего полгода, вторые — год, к тому же община имела маленький штат сестер. Это еще не дало им дблжного представления о работе сестер милосердия, поэтому врачи осторожны в своих суждениях. Однако больше указаний на довольно солидный опыт работы с сестрами, что должно было подчеркнуть значимость, обоснованность высказываемого врачом суждения. Встречается упоминание о десяти-, пятнадцати-, семнадцати- и двадцатилетнем опыте работы авторов писем с женским медицинским персоналом в военное и мирное время22. В основном это главные (или старшие) врачи общин — лица, на чьем попечении находились обучение и организация деятельности сестер милосердия. Но высказывались и врачи, работавшие с сестрами в военных госпиталях и городских больницах.

Таким образом, круг опрошенных Главным управлением РОКК врачей можно считать довольно широким. Их состав разнороден (отвечали врачи разных ведомств), и ббльшая часть в своем суждении о необходимом типе сестры милосердия исходила из личного опыта работы. Из анализируемых высказываний врачей можно выявить три предпочтительных типа (деление условное, но оно необходимо для того, чтобы показать весь спектр мнений). Словосочетание «тип сестры милосердия» взято из используемого источника. Под ним врачами подразумевалось сочетание необходимого профессионального уровня и основного назначения сестер23.

Описание первого типа, которое встречается всего несколько раз, основано на убеждении врачей, что работа сестер милосердия — не профессия (как у фельдшериц), а служение Богу и ближнему. Основной задачей сестры является уход и утешение больных и раненых, а не лечение пациентов. Поэтому не нужно стремиться к повышению уровня медицинских знаний до такого, которым должен владеть фельдшер. Логическим выводом из этого стала убежденность отдельных врачей в должной безвозмездности сестринского служения24. Сестры не могли ожидать хорошего материального обеспечения от общины: жалованья как такового они не получали. Тем не менее у них была возможность проживать в общинах на полном содержании25. Кроме того, они получали профессиональные умения, благодаря которым можно было бы как-то обеспечивать себя своим трудом. Врачи, высказывавшиеся за безвозмездное служение сестер, имели в

21 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 142.

22 Там же. Л. 46, 74, 84, 91, 118, 155, 162.

23 Там же. Л. 5 об., 6.

24 Там же. Л. 15, 24.

25 Общины сестер милосердия Российской империи 1844-1917 гг.: Энциклопедический справочник / под общ. ред. свящ. А. В. Постернака. М., 2019. С. 111.

виду, что девушки должны идти в общину не ради упомянутого содержания или возможности получить профессиональные знания и навыки, а исключительно ради идеи помощи страдающим. Вот как изложил свои представления о таком типе сестры милосердия доктор Н. Мейнгард: «Сестра должна руководствоваться не желанием изучить правила ухода за больными для извлечения средств к своему существованию, но ради добровольного желания послужить страждущему человечеству»26. «Сестра милосердия должна отличаться честностью и правдивостью, она не врач, не фельдшер, не сиделка, хотя бы и "ученая", она именно сестра со всей любовью, душевностью и старанием»27, — писал доктор Н. Г. Ушинский, главный врач одной из крупнейших столичных общин — Свято-Георгиевской. Некоторыми врачами подчеркивается разница в условиях и назначении служения сестер милосердия в военное и мирное время. Доктора, определяющие работу сестер как служение ближнему, подчеркивают, что это служение женщин особо ценно именно на фронте, «так как в военное время сестра должна быть главным образом носительницей начал милосердия»28.

Следующий тип сестры милосердия очень схож с первым. Однако врачи, описывающие данный тип, не делают акцент на христианской составляющей служения, но больше внимания уделяется овладению женщинами медицинскими навыками. Сестра — не фельдшерица и не занимается лечением, но она должна быть опытной в оказании базовой медицинской помощи. Ей необходимо понимать течение болезней, осуществлять сознательный уход29. Этим сестра отличается от обычной сиделки.

Больше всего высказываний в пользу третьего типа сестры милосердия. Его представительницы, согласно мнению врачей, должны обладать довольно серьезными медицинскими знаниями, чтобы их профессиональный уровень был равен фельдшерскому. За этот тип помимо большинства главных врачей общин высказывались медицинские совещания общинных врачей-преподавателей, военно-медицинские инспекторы, совещание врачей киевского военного госпиталя30. Обращаясь к словам главного военно-санитарного инспектора А. Я. Евдокимова, доктор киевской Мариинской общины М. Ф. Миловидов писал: «Если современные общины в подготовке сестер милосердия и уклонились от первоначальных программ, давая сестрам более значительное медицинское образование, близкое к познаниям фельдшеров. то произошло это только в силу естественного стремления общины приспособиться к удовлетворению предъявляемых к ним жизненными условиями требований»31.

Важным аргументом в пользу данного типа сестер стал разбор врачами киевской общины всех родов деятельности женского медицинского персонала: служение в лечебных учреждениях общины, работа во время эпидемий и частные дежурства, труд в военно-врачебных учреждениях мирного и военного времени.

26 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 14 об.

27 Там же. Л. 16.

28 Там же. Л. 24.

29 Там же. Л. 163, 179.

30 Там же. Л. 27, 33, 74 об., 21, 29 об.

31 Там же. Л. 27 об.

В результате проведенного обзора было выяснено, что из-за общего недостатка грамотного медицинского персонала (и в мирное, и в военное время) от сестер зачастую требуются серьезные медицинские знания и умения32. И это необходимо учитывать руководству РОКК.

Врачи, поддерживающие идею расширения медицинской составляющей в подготовке сестер, возможно, имели более правильное представление о контингенте поступающих в общину девушек и женщин, чем те доктора, которые рассчитывали на безвозмездное служение сестер во имя помощи ближним. Так, главный врач таганрогской Николаевско-Александринской общины писал, что «в общину поступают. в большинстве случаев люди обездоленные»33. О стремлении поступающих в общину получить профессию сестры милосердия с целью обеспечить себя материально говорил и главный врач Херсонской общины34. Несмотря на то что, как упоминалось выше, жалованья сестры не получали (только небольшую сумму на мелкие расходы), проживание на полном содержании общины35 могло привлечь сильно нуждающихся девушек. Их желание получить материальное обеспечение, работая в качестве сестер милосердия, докторами не осуждалось. Напротив, для них это стало сигналом к тому, что пришло время сделать служение сестер милосердия профессией.

В письмах врачей не раз встречается идея о частичной (в лечебных учреждениях военного ведомства) или полной замене больничного среднего медицинского персонала (фельдшеров) сестрами милосердия36. Главный врач Санкт-Петербургской общины имени генерал-адъютанта М. П. Кауфмана Густав Федорович Цейдлер таким образом предлагал решить вопрос с запасными сестрами милосердия. Он писал: «.вышедшая из общины сестра. очень редко является на призыв (в случае начала войны. — А. Х.)... находят занятия, которые бросить ради призыва на войну не многие соглашаются. Кроме того, ни община, ни Главное управление не имеют права и возможности заставить сестру явиться на призыв»37. А постоянно работающих сестер мобилизовать было бы намного легче. Кроме того, сестры-фельдшерицы сами могли найти себе работу вне общины и сохранить навык оказания медицинской помощи.

Начальник Московского врачебного управления доктор К. Сулима путем замены фельдшеров на сестер милосердия стремился решить другого рода проблему — дисциплинарную. Он писал, что после Русско-японской войны под влиянием начавшегося революционного движения средний больничный персонал (фельдшеры, фельдшерицы, акушерки) начали борьбу за свои права. Доктор отмечал: «Эта глухая борьба продолжается до сих пор (1910 г. — А. Х.), а администрации и врачам приходится считаться с этим ненормальным явлением, что неблагоприятно отражается на больных и хозяйстве больниц»38. Далее он обращал внимание на опыт больниц Западной Европы, где весь средний персонал состо-

32 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 28-29 об.

33 Там же. Л. 134.

34 Там же. Л. 153.

35 Общины сестер милосердия Российской империи 1844-1917 гг. ... С. 111.

36 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 18, 84.

37 Там же. Л. 18.

38 Там же. Л. 84.

ит из сестер милосердия. Последние, по мнению Сулимы, не будут пренебрегать своими обязанностями по отношению к пациентам ради собственной выгоды.

В рассуждении доктора К. Сулимы содержится одна очень важная составляющая мнений многих врачей. Согласно их видению, при одинаковом профессиональном медицинском уровне от фельдшериц сестры милосердия должны были отличаться нравственностью. О моральной составляющей служения сестер говорили не только те врачи, которые поддерживали первый упомянутый нами тип сестер. Если сторонники типа сестры-служительницы ближнему идеализировали образ сестры милосердия, полагая, что оказание нравственной поддержки и бережного ухода — главное назначение представительницы этого медицинского персонала, то адепты сестры-фельдшерицы считали: хорошие профессиональные умения не мешают им быть сердобольными сестрами39. Ввиду этой нравственной составляющей деятельности сестер, их умению с особой заботой относиться к больным и раненым доктора, по сообщению главного врача Тифлисского военного госпиталя, предпочитали пользоваться их помощью, нежели фельдшерской40.

Отметим, что врачам второй половины XIX — начала XX в. вообще было свойственно особое гуманное отношение к пациентам. О. В. Бороева, говоря о гуманистической направленности в профессиональной подготовке медиков второй половины XIX в., поясняет, что это такая направленность, которая «признает жизнь человека как наивысшую ценность, учитывает его личностные особенности, эмоционально-психологическое состояние, требует конфиденциальности, уважения достоинства и прав личности»41. О необходимости присутствия высоких нравственных качеств у представителей медицинского персонала, о важности сердечного, внимательного и чуткого ухода за пациентами говорили многие врачи. Например, Е. С. Боткин посвятил две лекции (прочитанные перед учащимися Военно-медицинской академии) тому, как следует обращаться с пациентами42. В них врач призывает студентов иметь «искреннее сердечное участие к больному человеку», внимательно выслушивать любые его жалобы. Гуманное отношение к пациентам считалось залогом успешного лечения. И, конечно, врачи могли ожидать, что главным проводником этого отношения станет женский медицинский персонал.

По убеждению врачей, нравственная составляющая служения сестер формируется в результате специального воспитания, получаемого девушками и женщинами в общинах. Поэтому врачи подчеркивали необходимость существования при каждой общине собственного лечебного учреждения для обучения женщин, чтобы они морально и профессионально взращивались исключительно там. О необходимости устройства при общинах собственных больниц и амбулаторий говорилось в Нормальном уставе — общем для данных организаций до-

39 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 37, 97, 156 об.

40 Там же. Л. 188, 188 об.

41 Бороева О. П. Гуманистическая направленность в профессиональной подготовке медиков среднего звена (второй половины XIX века) // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 55-56.

42 Боткин Е. С. Больные в больнице // Лекции приват-доцента Военно-медицинской академии Е. С. Боткина. СПб., 2012. С. 9-20; Он же. Что значит «баловать больных» // Там же. С. 21-29.

кументе, утвержденном еще в 1903 г.43 Однако не все общины имели достаточно средств для устройства своих лечебных заведений. Главный врач Саратовской общины Б. Е. Рашкович писал, что сестры, проходившие медицинскую практику в городских больницах, «получаются чуждые общине», они далеки от задач и целей, которые ставит себе Общество Красного Креста44. Обучение женщин в собственных общинных лечебных заведениях также было важно ввиду необходимости контролировать медицинскую практику сестер.

Присутствие в больницах и госпиталях сестер милосердия, отличавшихся особой самоотверженностью, заботой и состраданием к больным и раненым, было важно не только для пациентов, но и для врачей. Это отразилось в их сочинениях, где упоминаются представительницы женского медицинского персонала. Своим по-настоящему материнским отношением к раненым сестры в суровых условиях военного времени поддерживали во врачах теплые чувства к пациентам, которые иногда было довольно трудно сохранить45. Доктор Е. С. Боткин писал, что именно от чутких к любым переживаниям раненого сестер он узнал о дорогих ему последних словах и впечатлениях умершего друга — есаула Николая Власова46.

Возвращаясь к рассмотрению представлений докторов о типе сестры-фельдшерицы, необходимо обратить внимание еще на одно интересное высказывание, сделанное главным врачом таганрогской Николаевско-Александринской общины Владимиром Григорьевичем Шимановским. Он написал, что для сестры, обладающей хорошими медицинскими знаниями, каждый больной будет представлять научный интерес. По его мнению, сестры в таком случае смогут способствовать развитию медицинской науки47. При этом его рассуждения касались перспективы развития сестринского служения. Он считал, что в тот момент сестры еще не обладали необходимым для научно-исследовательской работы профессиональным уровнем.

Заявление Шимановского очень интересно, если учесть, что в некоторых общинах имела место серьезная научно-исследовательская работа. Исследовательницы Г. Ковтюх и И. Захарова в своей статье48 отмечали, что «РОКК оказывал поддержку в усовершенствовании образования врачей. врачи имели возможность проводить клинические исследования в больницах Красного Креста»49. Кроме того, авторы статьи свидетельствуют о существовании в системе международной организации Красного Креста практики, при которой «ученые разных

43 Нормальный устав общин сестер милосердия РОКК. § 2.

44 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 118.

45 Василевский Л. М. По следам войны. Впечатления военного врача. Пг., 1916; Недостатки врачебной помощи в нашей действующей армии в кампанию 1877-1878 гг.: Заметки полевого хирурга, доктора медицины Ф. Фейгана. СПб., 1895. С. 31.

46 Боткин Е. С. Свет и тени Русско-японской войны 1904-1905 гг. // Ковалевская О. Т. С Царем и за Царя. Мученический венец Царских слуг. М., 2008. С. 248-249.

47 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 135 об.

48 Ковтюх Г., Захарова И. Вклад медицинской профессуры в работу Российского общества Красного Креста // Полтора века милосердия. Российская империя: Материалы международной научной конференции. М., 2018. С. 99-111.

49 Там же. С. 101.

стран. взаимодействовали между собой, обменивались опытом. публиковали клинические данные, результаты апробированных новых методов лечения и хирургических вмешательств.»50. Таким образом, в условиях активного содействия РОКК делу развития медицинской науки общины сестер милосердия, имеющие собственные лечебные учреждения, могли являться хорошей платформой, предоставляющей необходимый для исследовательской работы материал. К отчетам по общинам иногда прилагались списки научных работ, написанных на основе произведенных в лечебнице исследований51. Наличие сестер, способных вести научно-исследовательскую работу, было бы полезно для общин. Для них, таким образом, расширялось бы исследовательское поле, а сами женщины могли бы получить прекрасную возможность для саморазвития и самореализации.

При рассуждении о должном профессиональном уровне сестер милосердия врачи высказывались о желательном образовательном цензе для поступающих в общины девушек и женщин. Этот вопрос интересовал главных врачей общин, которым предстояло руководить обучением сестер. Самое распространенное требование к образовательному уровню будущих учениц — окончание четырехклассных городских училищ. Хорошая начальная подготовка могла способствовать более легкому и быстрому усвоению ученицами учебного материала. По убеждению некоторых врачей, сестре должна быть присуща интеллигент-ность52. С такими женщинами врачам как образованным людям, возможно, было приятнее и удобнее работать. Это были люди их круга. В интеллигентных сестрах врачи видели не только помощниц в деле лечения больных и раненых, но и товарищей, интересных собеседниц, соответствующих им интеллектуально.

Важно отметить, что, кроме всего вышеназванного, многие доктора, придерживающиеся разных мнений относительно типа сестры милосердия, часто сходились в признании необходимости наличия у сестер умения вести хозяй-ство53. По-видимому, это мнение основывалось на опыте, полученном врачами на войне. Доктора знали о существовании серьезных проблем в организации хозяйства госпиталей и медицинских пунктов и в деле урегулирования этих проблем надеялись на помощь общинных сестер милосердия, поскольку рассчитывали на их честность и особое отношение к помощи больным и раненым.

Большинство врачей предпочитало иметь один тип сестер милосердия и в военное время четко отделять (по наименованию и внешнему виду) их от волонтерок и сиделок. Условие, согласно которому последние отличались бы от сестер, могло бы помочь врачам быстро распознавать в среде женского медицинского персонала сестер милосердия, имевших необходимую подготовку и способных выполнить поручения докторов, а также не подрывать существовавший среди

50 Ковтюх Г., Захарова И. Указ. соч. С. 100.

51 Отчет о деятельности хирургической клиники Иверской общины сестер милосердия в Москве от 15.10.1896 по 31. 12. 1898 / сост. П. И. Дьяконов, Ф. А Рейн, Г. И. Волынцев и А. А. Дешин. М., 1899. С. 263; Отчет о деятельности хирургической клиники Иверской общины сестер милосердия в Москве с 1.01.1899 по 31.12.1900 год / сост. П. И. Дьяконов. М., 1901. С. 425; Отчет общины святого Георгия за 1900 год. СПб., 1901; Отчет общины святого Георгия за 1911 год. СПб., 1912. С. 40.

52 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 3. Д. 281. Л. 50.

53 Там же. Л. 15, 21 об., 42 об., 75, 94, 113.

солдат престиж служения сестры милосердия возможным предосудительным поведением волонтерок и непрофессионализмом сиделок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, суть служения сестер милосердия определялась на протяжении более 60 лет — почти всего времени существования данного института. Взгляд врачей на должный профессиональный уровень этого женского медицинского персонала и его главное предназначение менялся по мере накопления опыта работы с сестрами и с учетом возникавших потребностей в сфере медицинского обслуживания. У врачей сохранялось представление о том, что сестра милосердия должна быть утешительницей, нравственной поддержкой больных и раненых, а также способной вести хозяйство лечебного учреждения, однако менялось отношение к профессиональному медицинскому уровню сестер. В начале XX в. многими докторами уже четко формулировалось требование, чтобы сестры милосердия соответствовали профессиональному уровню фельдшерицы, их главное предназначение теперь виделось врачами не только в оказании сострадательного ухода за больными и ранеными, но и в предоставлении пациентам качественных медицинских услуг.

Список литературы

Бороева О. П. Гуманистическая направленность в профессиональной подготовке медиков среднего звена (второй половины XIX века) // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 55-56. Ефимушкина Е. В. Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 97-109. Каспрук Л. И., Снасапова Д. М., Жакупова Д. Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирого-ва // Magistra у^ае: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. № 12 (341). С. 43-47.

Ковтюх Г., Захарова И. Вклад медицинской профессуры в работу Российского общества Красного Креста // Полтора века милосердия. Российская империя: Материалы Международной научной конференции. М., 2018. С. 99-111. Общины сестер милосердия Российской империи в 1844-1917 гг.: Энциклопедический

справочник / под общ. ред. свящ. А. В. Постернака. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной историографии // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. 2019. № 29. С. 151-153. Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. Правдиковская Е. Н. Движение сестер милосердия в России и его кризис в начале

XX века // Наука и школа. 2012. № 2. С. 181-183. Сонголов Г. И., Галеева О. П., Зайцев А. П. По велению сердца и зову чести: Пирогов и Крестовоздвиженская община сестер милосердия на Крымской войне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012. Т. 115. № 8. С. 127-132. Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пи-

рогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. 56-57. Ткачев С. Е. Н. И. Пирогов и первые сестры (к 70-летию со дня смерти Н. И. Пирого-

ва) // Медицинская сестра. 1952. № 2. С. 3-5. Цвелев Ю. А., Абашин В. Г., Шмидт А. А. К 200-летию со дня рождения Н. И. Пирогова. Женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853-1856 гг.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. № 59(2). С. 100-108.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 98. P. 47-59 DOI: 10.15382/sturII202198.47-59

Anastasia Kharitonova, Graduate Student, Faculty of History, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 23B Novokuznetskaya Str., Moscow, 115184, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-9227-7415

Doctors' views on the Service of the Sisters of Mercy (mid-19th — early 20th Centuries)

А. Kharitonova

Abstract: This article focuses on archival materials kept in the Russian State Military Historical Archive. These materials appeared in 1910 after the Main Directorate of the Russian Red Cross Society appealed to doctors who worked with sisters of mercy. Doctors were asked about the qualities that the nurse should have. These historical sources are compared with the statements of doctors of earlier times (from the middle of the 19th century). This allowed us to consider the views of doctors about the necessary professional level and the main purpose of nurses in the mid-19th — early 20th centuries. The answers were provided by doctors from different departments who had different experience working with nurses in war and peace times. The requirements formulated by doctors for the functionality of nurses allowed us to distinguish three types of nurses, which were mentioned by doctors. The first type is a sister-servant to suffering people, whose main purpose is to carefully care for and provide moral support to the sick and wounded. She does not need deep medical knowledge. The second type is made up by the nurse with basic medical skills which allow her to care for patients. The third type is a nurse who is equal in professional level to a paramedic. At the same time, all doctors emphasised that for this medical staff, it is necessary to have education in the spirit of love for the infirm, sick and wounded.

Keywords: Russian Red Cross Society, communities ofnurses, type ofnurse, paramedics, opinions of doctors, views of doctors, secondary medical personnel.

Boroeva O. P. (2013) "Gumanisticheskaia napravlennost' v professional'noi podgotovke medikov srednego zvena (vtoroi poloviny XIX veka)" [Humanistic orientation in the professional training of middle-level physicians (second half of the 19th century)]. Srednee professional'noe obrazovanie, 2013, vol. 4. pp. 55—56 (in Russian).

Efimushkina E. V. (2019) "Obshchina sester miloserdiia v Rossii v predstavleniiakh okruzheniia velikoi kniagini Eleny Pavlovny" [The community of Sisters of Mercy in Russia in the Views of the Milieu of Grand Duchess Elena Pavlovna]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 2: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2019, vol. 86. pp. 97-109. doi: 10.15382/sturII201986.97-109 (in Russian).

References

Kaspruk L. I., Snasapova D. M., Zhakupova D. T. (2014) "Istoriko-meditsinskie aspekty stanovleniia instituta sester miloserdiia v Rossii kak razvitie idey N. I. Pirogova" [Historical and Medical Aspects of Introduction of the Institution of Sisters of Mercy in Russia as a Development of N. I. Pirogov's Ideas]. Magistra vitae: elektronnyi zhurnalpo istoricheskim naukam i arkheologii, 2014, vol. 12 (341), pp. 43—47 (in Russian).

Kovtiukh G., Zakharova I. (2018) "Vklad meditsinskoi professury v rabotu Rossiiskogo obshchestva Krasnogo Kresta" [Contribution of medical professors to the work of the Russian red cross society]. Poltora veka miloserdiia. Rossiiskaia imperiia. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [A century and a half of mercy. Russian empire. Proceedings of the international scientific conference]. Moscow, pp. 99—111 (in Russian).

Posternak A. V. (ed.) (2019) Obshchiny sester miloserdiia Rossiiskoi imperii v 1844—1917 gg.: Entsiklopedicheskii spravochnik [Communities of the Sisters of Charity of the Russian Empire in 1844—1917: Encyclopedic Handbook]. Moscow (in Russian).

Posternak A. V. (2019) "Obshchiny sester miloserdiia Rossiiskoi imperii v otechestvennoi isto-riografii" [Communities of sisters of mercy of the Russian Empire in Russian historiography], in Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitar-nogo universiteta [Annual Theological Conference of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities], 2019, vol. 29. pp. 151-153 (in Russian).

Posternak A. V. (2001) Ocherkipo istorii obshchin sester miloserdiia [Essays on the History of the Sisters of Charity Communities]. Moscow (in Russian).

Pravdikovskaya E. N. (2012) "Dvizhenie sester miloserdiia v Rossii i ego krizis v nachale XX veka" [Movement of sisters of charity in Russia and its crisis in the early 20th century] Nauka ishkola, 2012, vol 2. pp. 181-183 (in Russian).

Songolov G. I., Galeeva O. P., Zaytsev A. P. (2012) "Po veleniiu serdtsa i zovu chesti. Pirogov i Krestovozdvizhenskaia obshchina sester miloserdiia na Krymskoi voine" [Following the dictates of the heart and the call of honor: N. I. Pirogov and the sisters of mercy of the Kresto-vozdvizhenskaya community at the Crimean war]. Sibirskii meditsinskii zhurnal (Irkutsk), 2012, vol. 8. pp. 127-132 (in Russian).

Suslov V. (1969) "Pirogov i pervye meditsinskie sestry (k 85-letiiu so dnia smerti N. I. Pirogova)" [Pirogov and the First Sisters of Mercy (85 Years after N. I. Pirogov's Death)]. Meditsinskaia sestra, 1969, vol. 6, pp. 56-57 (in Russian).

Tkachev S. (1952) "N. I. Pirogov i pervye sestry (k 70-letiiu so dnia smerti N. I. Pirogova)" [N. I. Pirogov and the First Sisters (70 Years after N. I. Pirogov's Death)]. Meditsinskaia sestra, 1952, vol. 2, pp. 3-5 (in Russian).

Tsvelev Iu., Abashin V., Shmidt A. (2010) "K 200-letiiu so dnia rozhdeniia N. I. Pirogova: zhen-skii trud na voine. Sestry miloserdiia v Krymskoi (1853-1856 gg.) voine. Ekaterina Bakunina. Dasha Sevastopol'skaia (Mikhailova)" [The 200 th Anniversary of N. I. Pirogov. Women's Service in the War. Sisters of Mercy in the Crimean War. Ekaterina Bakunina. Dasha Sevas-topolskaya]. Zhurnalakusherstva i zhenskikh boleznei, 2010, vol. 59 (2), pp. 100-108 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.