Научная статья на тему 'Изобразительные источники по истории общин сестер милосердия'

Изобразительные источники по истории общин сестер милосердия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2471
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ФОТОГРАФИИ / СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / ОБ ЩИНЫ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / ФЛОРЕНС ФАРМБОРО / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / GRAPHICAL SOURCES / SISTERS OF MERCY / COMMUNITIES / THE RUSSIAN RED CROSS COMMUNITY / FLORENCE FARMBOROUGH / THE FIRST WORLD WAR / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козловцева Елена Николаевна

При изучении истории общин сестер милосердия исследователи практически не уделяют внимания изобразительным источникам, которые, между тем, могут дать очень ценный для науки пласт информации. Большинство исследователей используют визуальные материалы только для иллюстрации повествования, не придавая им значения самостоятельных исторических источников. К изобразительным источникам относятся кинохроники, фотографии, живопись, иконы, рисунки, плакаты, открытки и другие виды изображений. Основное внимание в статье уделено фотографиям как наиболее распространенным и доступным для исследователей источникам. Фотоснимки сестер милосердия в большом количестве представлены в архивах, многие опубликованы в юбилейных отчетах, в тематических альбомах, монографиях и на различных электронных ресурсах. Приводится классификация фотографических изображений: отдельные фото сестер милосердия, групповые портреты целой общины или отряда, здания общин, больницы и другие места работы сестер, санитарные вагоны и средства перевозки раненых, медицинский персонал за работой, бытовые сцены. Особенностью изучения фотографий является их заведомая субъективность, связанная с постановочностью кадров. В статье сводятся воедино различные методологические приемы анализа фотографий в ходе исторических исследований по истории общин сестер милосердия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual Sources on the History of Sisters of Mercy Communities

While exploring the history of Sisters of Mercy communities, researchers hardly pay attention to graphical sources, which can provide the valuable information for the study. Mostly, researchers tend to use the visuals only for illustration without considering images as separate valuable historical units. Graphical sources provide historians with a range of opportunities for interpretation, revealing new aspects for study and adding new knowledge to written sources. Besides, it is necessary to utilize extra sources to discover all the layers of information. The graphical sources are considered to be newsreel, photos, painting, icons, pictures, posters, postcards and other types of images. The main attention is paid to the photos, which are the most widespread and available sources for the researchers. Many photos of the sisters are found in the archival files, as well as many of them were published at anniversary reports, theme albums, monographs and other electronic resources. There is a classification of graphical images: separate photos of Sisters of Mercy, portraits of the whole community or the group, communities’ buildings, hospitals, other Sisters of Mercy work places, hospital-cars and the means of transporting the injured, medical staff at work, everyday scenes. The special feature of the photos is that they were aimed to be personal. The article explores various methodological techniques of photo-analysis in relation to historical research of the history of Sisters of Mercy communities.

Текст научной работы на тему «Изобразительные источники по истории общин сестер милосердия»

Вестник ПСТГУ. Серия II: Козловцева Елена Николаевна,

История. История Русской канд. ист. наук, доцент,

Православной Церкви. зам. декана по научной работе

2017. Вып. 74. С. 144—152 Исторического факультета ПСТГУ

115184, Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23 б nauka-pstgu@bk.ru

Изобразительные источники

*

ПО ИСТОРИИ ОБЩИН СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ Е. Н. КОЗЛОВЦЕВА

При изучении истории общин сестер милосердия исследователи практически не уделяют внимания изобразительным источникам, которые, между тем, могут дать очень ценный для науки пласт информации. Большинство исследователей используют визуальные материалы только для иллюстрации повествования, не придавая им значения самостоятельных исторических источников. К изобразительным источникам относятся кинохроники, фотографии, живопись, иконы, рисунки, плакаты, открытки и другие виды изображений. Основное внимание в статье уделено фотографиям как наиболее распространенным и доступным для исследователей источникам. Фотоснимки сестер милосердия в большом количестве представлены в архивах, многие опубликованы в юбилейных отчетах, в тематических альбомах, монографиях и на различных электронных ресурсах. Приводится классификация фотографических изображений: отдельные фото сестер милосердия, групповые портреты целой общины или отряда, здания общин, больницы и другие места работы сестер, санитарные вагоны и средства перевозки раненых, медицинский персонал за работой, бытовые сцены. Особенностью изучения фотографий является их заведомая субъективность, связанная с постановочностью кадров. В статье сводятся воедино различные методологические приемы анализа фотографий в ходе исторических исследований по истории общин сестер милосердия.

История общин сестер милосердия может изучаться в контексте разных научно-исторических проблем, на первый взгляд не связанных друг с другом. Чаще всего она рассматривается как один из аспектов частной и общественной благотворительности, необходимый для понимания механизмов практического взаимодействия общества и государства1. Общины сестер милосердия являлись также важным этапом в становлении женского профессионального образования. Они существенно расширили возможности самореализации для женщин всех сословий. Еще одна важная проблема — ретроспективное осмысление места и роли женщин внутри церковной общины. Сестры милосердия, с одной стороны,

* Статья подготовлена в рамках проекта «Общины сестер милосердия Российской империи (1844—1917 гг.)», осуществляемого при поддержке Фонда развития Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

1 См., например: Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.,

2001.

явились продолжательницами дела диаконисс Древней Церкви2, с другой — существовали параллельно с современными им протестантскими диакониссами3. В зависимости от контекста и поставленных задач исследователи выбирают круг необходимых источников. При этом историки, за редким исключением, ограничиваются письменными документами, практически не уделяя внимания изобразительным источникам, которые, между тем, могут дать очень ценный для науки пласт информации.

На изобразительный материал как ценный исторический источник по истории благотворительности обратили внимание всего несколько авторов. Так, Г. Н. Ульянова, выступая в 2015 г. на XXV Ежегодной международной богословской конференции ПСТГУ, представила доклад «Благотворительность Дома Романовых и высшей аристократии в годы Первой мировой войны на страницах журнала "Столица и усадьба" (1914—1917)», в котором основным источником были опубликованные фотографии. Частично этот материал использован также в некоторых публикациях автора4. В статье С. А. Кочукова5 рассматривается деятельность сестер милосердия в Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. через призму изображения русскими иллюстрированными журналами «Всемирная иллюстрация», «Иллюстрированная хроника войны». Еще одна публикация на примере анализа личных фотоснимков и письменных документов матроса эсминца «Расторопный» С. В. Тоначёва и сестры милосердия Елизаветинской общины сестер милосердия РОКК Ю. А. Алленовой раскрывает отдельные страницы их жизни в годы Русско-японской войны. Авторы статьи Л. А. Волкова и И. В. Рубанова6 делают вывод о значительной информационной емкости фотографий. Подавляющее же большинство авторов, пишущих о благотворительности вообще и о сестрах милосердия в частности, используют изобразительные источники только в качестве иллюстративного материала.

Как отмечает Л. А. Терентьева, видовое разнообразие изобразительных источников является составной частью методологической проблемы классифика-

2 Постернак А., свящ. К вопросу о статусе диаконисс в восточных церквах в ГУ-УГ вв. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 22. С. 387-389.

3 Постернак А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2013. № 3. С. 72-82.

4 См., например: Ульянова Г. Н. Благотворительная помощь общества жертвам войны в 1914-1918 гг. // Россия в годы Первой мировой войны, 1914-1918: Материалы Международной научной конференции. М.: ИРИ РАН, 2014. С. 230-237.

5 Кочуков С. А. Деятельность сестер милосердия в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. (по материалам визуальных источников) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. № 25. С. 218-221.

6 Волкова Л. А., Рубанова И. В. По следам старых фотографий: К истории Русско-японской войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (49): В 2 ч. Ч. Г. С. 31-36.

ции источников7. К изобразительным источникам относятся кинохроники, фотографии, живопись, рисунки, плакаты, открытки и другие виды изображений. В частности, если брать тему шире и касаться вопросов зарождения женского служения в Христианской Церкви, то важным источником будут являться иконописные изображения. Каждый из этих видов изобразительных источников имеет свои особенности. Из них наиболее массовым и доступным для исследователей являются фотографии, поэтому следует рассмотреть их подробнее.

Фотографии сестер милосердия представлены в архивах в большом количестве. В первую очередь их можно найти в фондах отдельных общин сестер милосердия. Такие фонды хранятся в Российском государственном архиве, Российском государственном военно-историческом архиве, Российском государственном архиве кинофотодокументов, региональных архивах. Среди опубликованных материалов выделяются юбилейные отчеты и очерки по истории той или иной общины, которые, как правило, доставлялись высшим лицам государства и сопровождались многочисленными иллюстрациями. Примером может служить очерк, выпущенный к 30-летнему юбилею московской Александровской общины сестер милосердия «Утоли моя печали»8. Он снабжен большим количеством фотографий, отражающих разные стороны жизни этого благотворительного учреждения. Кроме того, фотографии сестер милосердия и тематические иллюстрации публиковались в периодической печати, чаще всего в толстых иллюстрированных журналах. В начале ХХ века выпускались и специальные альбомы с фотографиями. К примеру, сестры милосердия представлены на многих фотографиях альбома, выпущенного Московским городским управлением по организации помощи больным и раненым воинам, семьям призванных в 1915 г.9 Многие фотографии из архивов и частных собраний на данный момент опубликованы в альбомах, монографиях и на различных электронных ресурсах.

Изучение фотодокументов, их использование в научном исследовании вызывают определенные трудности. Связанные с этим методологические проблемы отразили в своих работах В. М. Магидов10, С. В. Туровцева11 и Г. Н. Ланской12.

7 Терентьева Л. А. Изобразительные источники: видовое разнообразие // Мультикультур-ная и многонациональная Россия: Материалы III Международной междисциплинарной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки, почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ Тамары Васильевны Батаевой: В 2 ч. Ч. I: Актуальные проблемы отечественной истории и исторической науки: II половина XIX — начало XXI века. М.: РУДН, 2010. С. 470.

8 Александровская община сестер милосердия «Утоли моя печали», состоящая под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Государя императора: Очерк 30-летия существования Общины. Отчет за 1895—1896 гг. / С. А. Кельцев, сост. М., 1897.

9 Альбом деятельности Московского Городского Управления по организации помощи больным и раненым воинам и семьям призванных 1914—1915 гг. М., 1915.

10 Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ,

2005.

11 Туровцева С. В. Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX — начала ХХ века: Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования: Авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1995.

12 Ланской Г. Н. Актуальные проблемы архивоведческого и источниковедческого изучения фотодокументов // Вестник архивиста. 2014. № 2 (126). С. 8—17.

Авторы отмечают наличие вполне определенных границ фотокадра, возможность использования технических средств, искажающих содержание фотоизображения (ретушь, фотомонтаж), намеренную или непроизвольную нерепрезентативность комплексных фотоматериалов, опасность ошибочных трактовок изображения. Все эти моменты необходимо обязательно учитывать при анализе фотодокументов.

Фотографии, дающие исследователям информацию по истории общин сестер милосердия, очень разнообразны. В зависимости от того, что на них изображено, их можно поделить на группы. Разумеется, эта классификация будет во многом условной, тем не менее она необходима для анализа такого вида источников.

Наиболее распространенными являются отдельные фотографии сестер милосердия. Это связано с тем, что такие фотографии хранились в личных архивах. Сестры делали их для себя, отправляли родным. Во время военных действий корреспонденты любили делать портреты героинь. На втором месте стоят групповые портреты целой общины или санитарного отряда. Подобные фотографии могли быть парадными, когда медицинский персонал располагался правильными рядами в одном из помещений или на фоне здания общины. Санитарные отряды часто фотографировались перед отправлением на фронт стоя у поезда. На многих снимках запечатлены места работы сестер милосердия: здания общин, больниц (интерьеры и внешний вид), операционные и перевязочные, мастерские и палаты, санитарные вагоны и средства перевозки раненых, комнаты сестер. Эти фотографии статичны. Чаще всего они находятся в отчетах и архивных фондах общин.

Немало фотографий запечатлели медицинский персонал за работой. Чаще всего мы можем видеть первичный осмотр врачами и сестрами милосердия амбулаторных больных, перевязки и операции в больницах. Это самые распространенные сюжеты фоторепортажей, печатавшихся в периодической печати в годы Первой мировой войны13. Такие фотографии создают впечатление движения, живого момента. Однако необходимо помнить, что в рассматриваемый период развитие техники еще не позволяло легко фотографировать движущиеся объекты, поэтому на этих фотографиях люди в большинстве случаев позируют, замирая в определенных положениях. Если же фотографии делались в условиях реальной работы, то мы видим снимки с размытыми изображениями рук персонала, с нечеткими фигурами в сочетании с четким изображением окружающей их обстановки. Отчасти из-за технических ограничений, отчасти в силу ставившихся перед фотографом задач даже репортажная съемка носила в большинстве случаев статичный и постановочный характер. Исследователь фотографий Первой мировой войны В. Смородина объясняет эту особенность двумя факторами: во-первых, «своеобразным взглядом на войну русских художников, фотографов, публицистов, которые пытались оценить события Первой мировой с философских позиций, найти ее "духовный смысл"», а во-вторых, иллюстративной функцией фотографии, приведшей к использованию готовых шаблонов, которые показывали «не жизненную ситуацию, а некую ожидаемую читателем схему»14.

13 Смородина В. Мифы и реальность Первой мировой в документальной фотографии // Первая мировая: Война и миф. Б.м., 2014. С. 182.

14 Там же. С. 178-182.

Постановочность фотографий определяет одну из основных их особенностей как исторического источника. На снимке всегда представлен определенный ракурс и избранный фрагмент действительности, определяемый замыслом фотографа, а также его навыками и техническими возможностями. Тем не менее, как отмечает Ю. Л. Троицкий, «даже постановочная съемка для самого фотографа таит неизвестность: готовая фотография всегда не совпадает с намерением фотографа» 15.

Благодаря дневнику английской сестры милосердия Флоренс Фармборо, работавшей в русском санитарном отряде в годы Первой мировой войны, можно представить, как проходил процесс фотосъемки. Причем мисс Фармборо рассказывает, как она сама фотографировала: «Однажды я посетила Мариупольский полк, который был в резерве и располагался в соседнем лесу приблизительно в версте от нас. Когда-то я пообещала сфотографировать их лагерь, и, вооружившись фотокамерой, штативом и достаточным количеством пластинок, в полдень я отправилась в путь в сопровождении медбрата, вызвавшегося меня проводить. <...> Моя фотокамера пользовалась огромным успехом. Офицеры были сфотографированы быстро, иначе дело обстояло с рядовыми. Все они настаивали на том, чтобы их сняли немедленно, опасаясь, что вторая и третья очередь окажутся всего лишь мифом. Много смеха и веселья вызвало позирование. Один солдат прижал к плечу скрипку, другой принес гармонь, третий — свою любимую балалайку. Нужно было увековечить общего любимца — черного котенка; один молоденький солдат сделал вид, что поглощен чтением письма, в то время как его юный товарищ держал фотографию молодой девушки»16.

Очевидно, что наличие собственной фотокамеры у сестры милосердия было скорее исключением, хотя известно, в начале ХХ в. процесс фотографирования настолько упростился, что стал общедоступным и приобрел огромную популярность у населения России. По данным статистики, перед Первой мировой войной в страну ежегодно ввозилось более 25 тыс. фотоаппаратов, а фотографы использовали за год более 70 млн фотопластинок17. Однако в походных условиях сделать фотографии было все-таки очень трудно. «Я израсходовала по крайней мере полдюжины пластинок, пытаясь сфотографировать пункт и местность перед ним, но без особого успеха, — вспоминает та же сестра милосердия, — а один или два негатива, которые были настолько удачны, что можно было печатать с них фотографии, все еще влажные, вместе с другими были вывешены у стен моей палатки, чтобы они смогли высохнуть за ночь. Но тут вмешалась судьба в виде утреннего порывистого ветра, который сорвал их и расшвырял по песчаной почве»18. Кроме того, сама работа сестер милосердия была, как правило, настолько напряженной, что не оставляла времени для подобного рода развлечений. Флоренс Фармборо на протяжении всего повествования лишь три

15 Троицкий Ю. Л. Визуальные исторические источники: Типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: Новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: Колл. монография / Под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлыти-ной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 114.

16 Фармборо Ф. Первая мировая война: Дневники с фронта. М., 2014. С. 63—65.

17 Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894—1994: Очерки истории отечественной фотографии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. С. 15-16.

18 Фармборо. Указ. соч. С. 47.

раза упоминает о том, что ей удалось сделать фотографии. «У нас было свободное утро, и я не смогла устоять против искушения сделать несколько снимков фортов. Вооружившись камерой, треногой и пластинками, захватив Анну в качестве добровольной спутницы, я отправилась в путь»19, — так описывает она те благоприятные обстоятельства, которые позволили ей заняться своим хобби во время затишья на фронте.

Редкие фотографии представляют бытовую сторону жизни сестер милосердия. Одним из таких примеров могут быть фотографии сестры в якутском лепрозории. Они хранятся в фонде Главного управления РОКК20 и принадлежат сестре милосердия Пятигорской Александро-Георгиевской общины Феоктисте Никан-дровне Слепченко, которая несла свое служение в 1906-1915 гг.21 Подвиг служения прокаженным был чрезвычайно трудным. Здоровые люди боялись приближаться к их поселениям. Живя в полной изоляции, прокаженные теряли человеческий облик, опускаясь прежде всего нравственно. Сестрам милосердия приходилось выполнять тяжелейшую работу по облегчению физических страданий этих неизлечимо больных людей, по устройству элементарных удобств их быта. На фотографиях Феоктиста Никандровна предстает в абсолютно естественном виде. На одной она сидит в кругу прокаженных якутов с изуродованными болезнью лицами, на другой — в брюках и телогрейке верхом на лошади. Ведь только так можно было добраться до ближайшего города, чтобы купить все необходимое для жизни. На третьей фотографии она уже в обычном форменном платье сестры милосердия сидит с врачом и служащими лепрозория в редкие минуты отдыха.

Фотографии в качестве исторического источника несут в себе разные слои информации. С одной стороны, они предлагают исследователю возможность интерпретации изображения в соответствии с поставленными научными задачами, с другой — требуют обязательного дополнения информацией из письменных источников, помогая, в свою очередь, правильно ее интерпретировать. Благодаря тщательному анализу фотодокументов можно установить информацию о биографиях тех или иных изображенных на них лиц, уточнить датировки и хронологию событий, реконструировать форму сестер милосердия определенной общины, а также определить награды и знаки общин. Для установления личности неизвестных лиц, изображенных на фотографиях, применяется специальная методика, основанная на методах криминалистической экспертизы22.

Особенно важно, что, несмотря на все вышеперечисленные обстоятельства, при которых создавались фотографии, они дают визуальное представление об условиях работы медицинского персонала. В качестве примера можно привести фотографии санитарного транспорта. Только увидев на снимке, что представляли собой двуколки и телеги для перевозки больных, можно понять жалобы

19 Фармборо. Указ. соч. С. 109.

20 РГВИА. Ф. 12651. Оп. 2. Д. 55.

21 Подробнее см.: Аймурзаева В. Б. Деятельность сестер милосердия в Якутских лепрозориях в 1890-х гг. — 1917 г. // Сборник студенческих научных работ. 2014. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 20-25; Козловцева Е. Н. Московские общины сестер милосердия. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.С. 173.

22 Зинин А. М. Методические проблемы исследования портретных изображений как видов исторических документов // Фотография. Изображение. Документ. 2015. № 6 (6). С. 75-79.

сестер милосердия на невыразимую тяжесть транспортировки в тыл, которую многие раненые не могут пережить, умирая в дороге от ужасной тряски.

Необходимость тщательного изучения изобразительных источников очевидна. Они помогают исследователям установить новые факты, уточнить и дополнить, а также правильно интерпретировать данные письменных источников. Внимательное, кропотливое изучение информации, которую несут фотографии, позволит раскрыть новые аспекты исследуемой темы.

Ключевые слова: изобразительные источники, фотографии, сестры милосердия, общины, Российское общество Красного Креста, Флоренс Фармборо, Первая мировая война, благотворительность.

Список литературы

Аймурзаева В. Б. Деятельность сестер милосердия в Якутских лепрозориях в 1890-х гг. — 1917 г. // Сборник студенческих научных работ. 2014. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 20—25. Волкова Л. А., Рубанова И. В. По следам старых фотографий: К истории Русско-японской войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (49): В 2 ч. Ч. I. C. 31-36. Зинин А. М. Методические проблемы исследования портретных изображений как видов исторических документов // Фотография. Изображение. Документ. 2015. № 6 (6). С. 75-79.

Козловцева Е. Н. Московские общины сестер милосердия. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. Кочуков С. А. Деятельность сестер милосердия в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. (по материалам визуальных источников) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. № 25. С. 218-221.

Ланской Г. Н. Актуальные проблемы архивоведческого и источниковедческого изучения

фотодокументов // Вестник архивиста. 2014. № 2 (126). С. 8-17. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005.

Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. Постернак А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2013. № 3. С. 72-82. Постернак А., свящ. К вопросу о статусе диаконисс в восточных церквах в IV-VI вв. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 22. С. 387-389. Смородина В. Мифы и реальность Первой мировой в документальной фотографии //

Первая мировая: Война и миф. Б.м., 2014. С. 177-192. Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии.

М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. Терентьева Л. А. Изобразительные источники: видовое разнообразие // Мультикуль-турная и многонациональная Россия: Материалы III Международной междисциплинарной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки, почетного профессора РУДН, академика МАН ВШ Тамары Васильевны Батаевой: В 2 ч. Ч. I: Актуальные проблемы отечественной истории и исторической науки: II половина XIX — начало XXI века. М.: РУДН, 2010. С. 470-484.

Троицкий Ю. Л. Визуальные исторические источники: Типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: Новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике: Колл. монография / Под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 104-123.

Туровцева С. В. Фотографические альбомы по истории войн России второй половины XIX — начала ХХ века: Опыт архивоведческого и источниковедческого исследования: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1995.

Ульянова Г. Н. Благотворительная помощь общества жертвам войны в 1914-1918 гг. // Россия в годы Первой мировой войны, 1914-1918: Материалы Международной научной конференции. М.: ИРИ РАН, 2014. С. 230-237.

Фармборо Ф. Первая мировая война: Дневники с фронта. М., 2014.

St Tikhon's University Review. Elena Kozlovtseva,

Series II: History. Russian Church History. PhD in History, Associate Professor,

2017. Vol. 74. P. 144—152 The deputy dean for academic affairs,

Faculty of History at St. Tikhon's Orthodox University, 23 B, Novokuznetskaya ul., Moscow, 115184, Russian Federation nauka-pstgu@bk.ru

Visual Sources on the History of Sisters of Mercy Communities

E. Kozlovtseva

While exploring the history of Sisters of Mercy communities, researchers hardly pay attention to graphical sources, which can provide the valuable information for the study. Mostly, researchers tend to use the visuals only for illustration without considering images as separate valuable historical units. Graphical sources provide historians with a range of opportunities for interpretation, revealing new aspects for study and adding new knowledge to written sources. Besides, it is necessary to utilize extra sources to discover all the layers of information. The graphical sources are considered to be newsreel, photos, painting, icons, pictures, posters, postcards and other types of images. The main attention is paid to the photos, which are the most widespread and available sources for the researchers. Many photos of the sisters are found in the archival files, as well as many of them were published at anniversary reports, theme albums, monographs and other electronic resources. There is a classification ofgraphical images: separate photos of Sisters of Mercy, portraits of the whole community or the group, communities' buildings, hospitals, other Sisters of Mercy work places, hospital-cars and the means of transporting the injured, medical staff at work, everyday scenes. The special feature of the photos is that they were aimed to be personal. The article explores various methodological techniques of photo-analysis in relation to historical research of the history of Sisters of Mercy communities.

Keywords: Graphical sources, Sisters of Mercy, communities, the Russian Red Cross Community, Florence Farmborough, The First World War, charity.

References

Ajmurzaeva V. B. 2014. Dejatel'nost'sester miloserdija v Jakutskih leprozorijah v 1890-h gg. — 1917 g. [Activities of the Sisters of Mercy in Yakutsk leper colony in the 1890s. — 1917] // Sbornik studencheskih nauchnyh rabot 2014. Moscow, 20-25.

Volkova L. A., Rubanova I. V. 2014. Posledamstaryh fotografij(kistoriiRussko-japonskojvojny) [In the footsteps of old photos: On the history of Russo-Japanese war] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: 11 (49), 31-36.

Zinin A. M. 2015. Metodicheskie problemy issledovanja portretnyh izobrazhenj kak vidov istoricheskih dokumentov [Methodological problems in the study of portrait images as the kinds of historical documents] //Fotografija. Izobrazhenie. Dokument. 6 (6), 75-79.

Kozlovtseva E. N. 2010. Moskovskie obshhiny sester miloserdija [The Moscow community of the Sisters of Mercy]. Moscow.

Kochukov S. A. 2015. Dejatel'nost' sester miloserdja v Russko-tureckuju vojnu 1877—1878 gg. (po materialam vizual'nyh istochnikov) [Activities of the Sisters of mercy in the Russian-Turkish war of 1877-1878 (Based on visual sources)] // Ezhegodnaja bogoslovskaja konferencja PSTGU. Moscow, 25, 218-221.

Lanskoj G. N. 2014. Aktual'nye problemy arhivovedcheskogo i istochnikovedcheskogo izuchenja fotodokumentov [New approaches to the study of photographic documents] // Vestnik arhivista. 2 (126), 8-17.

Magidov V. M. 2005. Kinofotofonodokumenty v kontekste istoricheskogo znanja [Audiovisual in the context of historical knowledge]. Moscow.

Posternak A. V. 2001.Ocherki po istorii obshhin sester miloserdja [Essays on the history of the community of Sisters of Mercy]. Moscow.

Posternak A. V. 2013. Cerkovnoesluzhenie zhenshhin vAnglikanskojcerkvipo reshenjam Lambetskih konferencj [Church ministry of women in the Anglican Church according to the Solutions of Lambeth conference] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Istorja ipolitologja. 3, 72-82.

Posternak A. 2012. Kvoprosu o statuse diakoniss vvostochnyh cerkvah v IV—VIvv. [On the question of the status of deaconesses in the Eastern Church in the IV-VI centuries] // Ezhegodnaja bogoslovskaja konferencja PSTGU. 22, 387-389.

Smorodina V. 2014. Mify i real'nost' Pervoj mirovoj v dokumental'noj fotografii// Pervaja mirovaja: vojna i mif. 177-192.

Stigneev V. T. 2015. Vekfotografii. 1894—1994: Ocherki istorii otechestvennoj fotografii [Century of the photography. 1894-1994: Essays on the history of Russian photography]. Moscow.

Terent'eva L. A. 2010. Izobrazitel'nye istochniki: vidovoe raznoobrazie [Pictorial sources: diversity] // Mul'tikul'turnaja i mnogonacional'naja Rossja: Materialy III Mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj konferencii, posvjashhennoj pamjati zasluzhennogo dejatelja nauki, pochetnogo professora RUDN, akademika MAN VSh Tamary Vasil'evny Bataevoj. V2-h ch. Ch. I: Aktual'nye problemy otechestvennoj istorii i istoricheskoj nauki: II polovina XIX — nachalo XXIveka. Moscow, 470-484.

Troickij Ju. L. 2014. Vizual'nye istoricheskie istochniki: tipologja i informacionnyj potencial [The visual historical sources: Details and Information potential] //Vizual'nye obrazy proshlogo: novye strategii ispol'zovanja v obrazovatel'noj i issledovatel'skoj praktike: kollektivnaja monografija / Pod red. V. A. Zvereva, O. M. Hlytinoj. Novosibirsk, 104-123.

Turovceva S. V. 1995. Fotograficheskie al'bomy po istorii vojn Rossii vtorojpoloviny XIX — nachala XXvekov. Opyt arhivovedcheskogo i istochnikovedcheskogo issledovanja. Moscow.

Ul'janova G. N. 2014. Blagotvoritel'naja pomoshh' obshhestva zhertvam vojny v 1914—1918gg. // Rossja v gody Pervoj mirovoj vojny, 1914—1918: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moscow, 230-237.

Farmboro F. 2014. Pervaja mirovaja vojna. Dnevniki s fronta. Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.