Научная статья на тему 'Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны'

Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
616
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ОБЩИНА / КОНГРЕГАЦИЯ СЕСТЕР ДОБРОЙ ПОМОЩИ / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОБЩИНЫ ДИАКОНИСС / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА / Н. И. ПИРОГОВ / Е. М. БАКУНИНА / Э. Ф. РАДЕН / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / SISTERS OF MERCY / KRESTOVOZDVIZHENSKAYA COMMUNITY OF SISTERS OF MERCY / CONGREGATION OF SISTERS OF MERCY / PROTESTANT COMMUNITY OF FEMALE DEACONS / RUSSIAN EMPIRE / GRAND DUCHESS ELENA PAVLOVNA / N. I. PIROGOV / E. M. BAKUNINA / E. F. RADEN / RUSSIAN RED CROSS SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимушкина Екатерина Владимировна

Статья посвящена исследованию формирования взглядов ближайшего окружения великой княгини Елены Павловны на создание первой в России Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Созданная великой княгиней Еленой Павловной община с первых же дней оказалась в центре общественного внимания и нашла свое место на театре боевых действий в разгар Крымской войны (1853-1856). Первоначально община мыслилась как место подготовки женского медицинского персонала для оказания помощи на театре военных действий, но вопрос дальнейшего ее развития оставался открытым. Великой княгине Елене Павловне был представлен ряд проектов дальнейшего устройства общины, первым из которых был проект Н. И. Пирогова. Из Западной Европы ей присылали уставы различных женских католических орденов и протестантских общин диаконисс. По ее просьбе западноевропейскую традицию женского служения изучали прот. Иоанн Янышев, Е. М. Бакунина, Н. Л. Зайцев и др. Долгий поиск путей развития Крестовоздвиженской общины привел Елену Павловну к идее возрождения служения древних диаконисс, но эта идея не нашла поддержки у окружавших ее людей. Окончательный устав общины был принят только в 1870 г., спустя 16 лет после ее создания. Цель общины заключалась не только в медицинском уходе, но и в безвозмездном служении бедным, неимущим, сиротам, заключенным, в обучении бедных детей и в различных делах христианского милосердия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ефимушкина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE COMMUNITY OF SISTERS OF MERCY IN RUSSIA IN THE VIEWS OF THE MILIEU OF GRAND DUCHESS ELENA PAVLOVNA

This article deals with the development of views of the closest milieu of Great Duchess Elena Pavlovna on the establishment of Krestovozdvizhenskaya community of sisters of mercy, which was the first in Russia. The community created by Elena Pavlovna from its first days came to be in the focus of public attention and found its place in military actions of the hardest time of the Crimean War (1853-1856). Originally, the community was conceived as a place of training of female medical staff for providing help during military campaigns, but its further fate was unclear. Elena Pavlovna was offered a number of projects of the subsequent arrangement of the community, the fi rst of which was the project by N. I. Pirogov. From Western Europe she received statutes of various female Catholic orders and Protestant communities of female deacons. She requested Revd. Ioann Yanyshev, E. M. Bakunin, N. L. Zaytsev and others to examine the West European tradition of women’s service. The long search for the ways of developing Krestovozdvizhenskaya community has led Elena Pavlovna to the idea of revival of the service of ancient female deacons, but this idea was not supported by people around her. The final statute of the community was adopted only in 1870, after 16 years since it had been established. The aim of the community was not solely to offer medical care, but also to serve for free the poor, the impoverished, orphans, the imprisoned, to teach children from poor families and to exercise Christian mercy.

Текст научной работы на тему «Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны»

Вестник ПСТГУ.

Ефимушкина Екатерина Владимировна, аспирант Исторического факультета ПСТГУ Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б [email protected]

Серия II: История. История Русской

Православной Церкви.

2019. Вып. 86. С. 97-109 ОСИ: 10.15382/8шГ11201986.97-109

СЖСГО: 0000-0001-7431-2953

Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны

Е. В. Ефимушкина

Аннотация: Статья посвящена исследованию формирования взглядов ближайшего окружения великой княгини Елены Павловны на создание первой в России Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Созданная великой княгиней Еленой Павловной община с первых же дней оказалась в центре общественного внимания и нашла свое место на театре боевых действий в разгар Крымской войны (1853—1856). Первоначально община мыслилась как место подготовки женского медицинского персонала для оказания помощи на театре военных действий, но вопрос дальнейшего ее развития оставался открытым. Великой княгине Елене Павловне был представлен ряд проектов дальнейшего устройства общины, первым из которых был проект Н. И. Пирогова. Из Западной Европы ей присылали уставы различных женских католических орденов и протестантских общин диаконисс. По ее просьбе западноевропейскую традицию женского служения изучали прот. Иоанн Янышев, Е. М. Бакунина, Н. Л. Зайцев и др. Долгий поиск путей развития Крестовоздвиженской общины привел Елену Павловну к идее возрождения служения древних диаконисс, но эта идея не нашла поддержки у окружавших ее людей. Окончательный устав общины был принят только в 1870 г., спустя 16 лет после ее создания. Цель общины заключалась не только в медицинском уходе, но и в безвозмездном служении бедным, неимущим, сиротам, заключенным, в обучении бедных детей и в различных делах христианского милосердия.

5 ноября 1854 г. в Санкт-Петербурге в разгар Крымской войны (1853—1856) состоялось открытие самой известной из первых общин сестер милосердия — Крестовоздвиженской. На торжественной церемонии после молебна в храме архангела Михаила Михайловского дворца в сестры милосердия были посвящены 30 человек, после чего их отправили на театр военных действий. Идея учреждения общины принадлежала великой княгине Елене Павловне (урожденной Фредерике-Шарлотте-Марии, принцессе Вюртембергской), супруге великого князя Михаила Павловича.

Начиная с конца XIX в. исследователи уделяют этой общине особое внимание и изучают ее в разных аспектах. С ее созданием связывают начало организованной медицинской помощи на фронте1. Сестричество рассматривают как учреждение,

1 См., например: Илинский П. А. Русская женщина в войну 1877—1878 гг. СПб., 1879. С. 28, 150; Мокеев С. И. Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины в Севастопольской

ставшее прообразом Российского общества Красного Креста2. Однако до сих пор не исследован вопрос, как представляли это учреждение великая княгиня Елена Павловна и ее ближайшее окружение, к которому она обращалась за помощью.

Одной из первых свою помощь по воплощению в жизнь идеи «организации женской помощи больным и раненым на поле битвы»3 предложила Эдита Федоровна Раден. 4 апреля 1854 г. Эдита Федоровна подготовила записку на французском языке о распределении назначений среди сестер будущей Крестовозд-виженской общины, об их обязанностях, о моральных обязательствах каждой сестры, а также предложила привлечь известного врача Н. И. Пирогова к руководству общиной4.

Профессор Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга Николай Иванович Пирогов, ожидавший назначения на театр военных действий, был приглашен на аудиенцию к Елене Павловне в сентябре 1854 г. В личном разговоре с великой княгиней он согласился взять на себя руководство учреждаемой общиной и подготовить медицинский персонал5. В письме к Э. Ф. Раден от 27 февраля 1876 г. Н. И. Пирогов следующим образом описал реакцию Елены Павловны: «И зачем Вы ранее не обратились ко мне! Давно бы уж ваше желание быть полезным на поле битвы было бы исполнено! И мой план тогда также давно бы уже состоялся...»6.

обороне // Медицинская сестра. 1946. № 9—10. С. 18—20; Ткачев С. Е. Н. И. Пирогов и первые сестры (к 70-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1952. № 2. С. 3—5; Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. С. 56—57; Щупак Б. Н. Сестры милосердия в Крымскую войну // Медицинская сестра. 1963. № 4. С. 58—60; Цвелев Ю. А., Абашин В. Г., Шмидт А. А. К 200-летию со дня рождения Н. И. Пирогова. Женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853—1856 гг.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. № 59(2). С. 100—108; Каспрук Л. И., Сна-сапова Д. М., Жакупова Г. Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Мая181га уйае: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. № 12(341) С. 43—47; Жукова Л. А. Деятельность Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых во время Крымской войны (к 160-летию создания) // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015. № 3. С. 72—73; БорзьхА. С. Деятельность российских сестер милосердия в период Крымской войны (1853—1856) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 25. С. 228—230; Втулкина А. С. Роль Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в годы Крымской войны 1854—1856 гг. // Вестник науки и образования. 2016. № 4(16). С. 30—32.

2 См., например: Мельникова Л. В. Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых как прообраз Красного Креста // Российская история. 2009. № 5. С. 119-134; Соколова В. А. Организация общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста (1854-1918 гг.) // Клио. 2013. № 4(76). С. 42; Харламов Е. В., Склярова Е. К., Семёнова Н. О. Служение обществу российских сестёр милосердия (к 150-летию Российского Красного Креста) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 2(93). С. 91-96.

3 Загробный свидетель за женщин. Наблюдения, опыты и заметки Н. И. Пирогова, изложенные в письме к баронессе Э. Ф. Раден // Исторический вестник. 1886. Т. 26. С. 256.

4 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 332. Записка (написанная рукой Э. Ф. Раден) о распределении назначений среди сестер Крестовоздвиженской общины и их обязанностях (1854 г.).

5 Загробный свидетель за женщин... С. 256.

6 Там же. С. 256-257.

Встреча с Пироговым заставила Елену Павловну вновь активно заняться разработкой вопроса организации общины. 25 октября 1854 г. Николай I утвердил проект «Правил Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях»7. Согласно тексту правил, общество сестер учреждалось на полном иждивении великой княгини Елены Павловны и состояло под ее покровительством8. В черновом варианте Правил поначалу было указано, что оперативное руководство общиной должно осуществляться местным начальством Крыма9, однако впоследствии этот пункт был убран10. Сестры попечения давали обязательство пробыть в общине не менее года11. В обязанности сестер входило выполнение указаний врачей и начальницы общины: «тщательный уход за ранеными и больными»12. Начальница общины назначалась на эту должность великой княгиней Еленой Павловной и подчинялась непосредственно Пирогову13.

Полное содержание сестер, отправление их в Крым и возвращение в Петербург производились за счет сумм Елены Павловны14. Для них была предусмотрена форма одежды, месячное жалованье и суточные дорожные деньги15. Для сестры было разработано «Клятвенное обещание», в котором она торжественно обещала отдать все силы «на богоугодное служение больным братьям»16, а также утреннее и вечернее правило17. Корпус молитв для общины был составлен духовником Елены Павловны, епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии Порфирием (Успенским)18.

7 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 330: Правила общества сестер попечения о раненых и больных в Крыму. 1854. Л. 1.

8 Там же. Д. 335: Письма великой княгини Елены Павловны Н. И. Пирогову по делам Крестовоздвиженской общины. Л. 1; Мельникова Л. В. Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых как прообраз Красного Креста // Российская история. 2009. № 5. С. 120.

9 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 330: Правила общества сестер попечения о раненых и больных в Крыму. 1854. Л. 1.

10 ФГУ РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Д. 210. Л. 1: Правила Общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях во время Крымской войны 1853—1856 гг. (печатные экземпляры).

11 Там же. Л. 2—2 об.

12 Там же. Л. 1.

13 Наставления Главной начальнице Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях // ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 329. Л. 40—41 об.

14 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 329: Проект устава Крестовоздвиженской общины и «обязанности сестер общины (на рус. и нем. яз.). Л. 38.

15 Там же. Л. 40 об.

16 Клятвенное обещание // ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 329. Л. 45—45 об.; Более подробно см.: Мельникова. Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых как прообраз Красного Креста. С. 120—122.

17 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 329: Проект устава Крестовоздвиженской общины... Л. 2528.

18 Лисовский Н. Сердце, вместившее Восток: К 200-летию со дня рождения великого русского церковного историка, основателя Русской духовной миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского) // Православный паломник. 2004. № 4. С. 55-60.

Сестрам, которые проявят особое попечение о раненых и больных и это будет засвидетельствовано врачами и начальницею общины, было предусмотрено особое вознаграждение от великой княгини Елены Павловны19.

27 октября великая княгиня сообщила Николаю Ивановичу, что его прошение удовлетворено и она приглашает его к себе для окончательной доработки плана предпринятого дела20. Пирогов по просьбе Елены Павловны подготовил черновой вариант проекта устава (на русском и французском языках) вновь образующейся общины. Согласно этому проекту основную цель общины он видел в «безвозмездной службе страждущим»21, а для достижения этой цели в общину принималось неограниченное число сестер всех сословий от 18 до 40 лет, грамотных, имеющих при себе письменное разрешение от родителей или попечителей, рекомендацию от духовника и метрическое свидетельство22. Управление общиной, согласно проекту, осуществлялось настоятельницей и членами Комитета, избираемыми Еленой Павловной23. Сестры делились на испытуемых, младших и старших. Каждая испытуемая «обучалась служить» больным не менее трех месяцев, а после Комитет избирал ее в младшие сестры24. Через год девушка, если она того пожелает, должна была принести обет служения сроком на один год25. Если она желала остаться в общине и Комитет не видел в этом препятствий, обет служения продлевался26. Все сестры подчинялись старшей сестре, которая избиралась Комитетом на три года. Она же заведовала хозяйственными вопросами в общине и отвечала за работу сестер в госпиталях27. При общине в обязательном порядке находился священник, в обязанности которого входило нравственное наставление сестрам, и врач, который занимался обучением и лечением сестер28.

Вероятнее всего, на основе предложений Пирогова подготовлен проект устава «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о больных в Санкт-Петербурге»29. К проекту приложена записка, посвященная сестрам милосердия, написанная сестрам от Пирогова 30 октября 1855 г. «для их прочтения и

19 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 330: Правила общества сестер попечения о раненых и больных в Крыму. 1854. Л. 3 об.

20 Петухов Е. В. Из переписки Н. И. Пирогова с баронессой Э. Ф. Раден. Юрьев: тип. К. Маттисена, [1911]. С. 4.

21 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 328: Проект устава Крестовоздвиженской общины, продиктованный Н. И. Пироговым. Черновик (1854 г.). Л. 2.

22 Там же. Л. 2.

23 Там же Л. 6.

24 Там же. Л. 2 об.

25 Там же. Л. 3.

26 Там же.

27 Там же. Л. 3 об.-5.

28 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 328: Проект устава Крестовоздвиженской общины, продиктованный Н. И. Пироговым. Черновик (1854 г.). Л. 5 об.- 6.

29 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 329: Проект устава Крестовоздвиженской общины и обязанности сестер общины (на русском и немецком языках). В ГА РФ этот документ сохранился на русском и немецком языках.

исполнения»30. В ней Николай Иванович призывает девушек с достоинством исполнять свой долг и не забывать бережно относиться к своему здоровью31.

Интересно отметить, что вместе с основными документами по учреждению общины хранится «Статут конгрегации сестер доброй помощи». Конгрегация была основана в Париже в 1824 г. епископом Гиацинт-Луи де Келеном. В статуте прописывается, что конгрегация является религиозным орденом, который подчиняется парижскому архиепископу. В конгрегацию принимались девушки от 20 до 30 лет, здоровые, состоящие в законном браке, набожные и т. п. Девушки шесть месяцев проходили обучение, два года состояли в общине в статусе послушниц, а затем избирались на три года в сестры милосердия, и по желанию их служение могло быть продлено еще на два года32. Тексты проекта устава Кресто-воздвиженской общины и устава конгрегации по своему содержанию схожи не только идеей служения ближним, но и видением внутренней организации жизни сестер.

Согласно проекту устава общины, основной функцией являлось обеспечение военных и гражданских больниц г. Санкт-Петербурга достаточным числом сестер милосердия33, отправление сестер в частные дома для ухода за больными и обеспечение ими госпиталей вблизи действующей армии во время войны. В случае эпидемии предполагалось отправлять сестер в те госпитали, где возникнет очаг болезни34. Община находилась под «непосредственным покровительством Ея императорского высочества великой княгини Елены Павловны»35 и должна была входить в число учреждений вверенного ей ведомства36. Для успешной деятельности община прикреплялась к Максимилиановской лечебнице для приходящих больных, в которой сестры проходили обучение37. Согласно уставу, директор, смотритель и письмоводитель общины считались находящимися на государственной службе38. Интересен тот факт, что в число членов общины приветствовалось избрание лиц из купеческого сословия «для содействия развитию круга благотворительной деятельности сестер попечения о больных»39. В присутствии попечительницы, директора, начальницы и священника сестра давала клятвенное обещание исполнять свои обязанности с полной самоотверженностью и получала золотой крест на голубой ленте для ношения на груди40.

В этот же период (в 1854 г.) неустановленным лицом была подготовлена записка о Крестовоздвиженской общине сестер попечения о больных (о преи-

30 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 329. Л. 29-38.

31 Там же.

32 Там же. Л. 4-4 об.

33 Там же Л. 6.

34 Там же. Л. 6 об.

35 Там же.

36 Ведомство учреждений императрицы Марии. — Примеч. авт.

37 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 329: Проект устава Крестовоздвиженской общины и обязанности сестер общины (на русском и немецком языках). Л. 7 об.

38 Там же. Л. 9.

39 Там же. Л. 9 об.

40 Там же. Л. 11 об.

муществах женского ухода за больными)41. Записка содержала вступительную часть, в которой автор поднимает проблему плохого ухода в военных госпиталях и гражданских больницах, из-за того что эти обязанности возложены на мужчин, которым присущи «твердость характера и жестокость сердца»42. В свою очередь женщинам, которые привыкли заботиться о детях, муже, отце с присущей им любовью и лаской, будет намного проще возложить на себя обязанность ухода за больными43. Поэтому в обществе существует необходимость создать учреждение, в котором женщины могли бы получить необходимые навыки ухода за страждущими44.

Согласно этому проекту устава, уход за больными должен осуществляться представителями любого социального статуса и возраста, но пока, по мнению автора, такое возможно лишь в Санкт-Петербургской Максимилиановской больнице для бедных45. Число сестер в общине на первых порах не должно было превышать 50 человек. Кроме того, они должны были получить навыки изготовления разного рода бандажей, повязок и т. п., необходимых в условиях военного времени, и прослужить в общине не менее трех лет. Исключением из этого правила являлись болезнь и неспособность к служению46. Высшее попечение над общиной, согласно уставу, возлагалось на великую княгиню Елену Павловну, а надзор за поведением сестер и качественным исполнением ими своих обязанностей — на настоятельницу47. Автор добавляет, что если его проект Елена Павловна одобрит, то он готов составить более подробный проект положения, но, к сожалению, об авторе данного проекта ничего неизвестно.

По окончании Крымской войны главный врач Тульчинского военно-временного госпиталя статский советник П. Я. Сергеев48 15 мая 1856 г. предоставил великой княгине Елене Павловне на рассмотрение свой проект учреждения «Кре-стовоздвиженской Лавры сестер милосердия»49. Впервые этот документ в научный оборот ввела Л. В. Мельникова50. Хочется обратить внимание на то, что Сергеев видел во вновь учреждаемой общине идею создания «монашеского ордена»51, но

41 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 331: Записка неустановленного лица «Предварительная записка о Крестовоздвиженской общине сестер попечения о больных (о преимуществах женского ухода за больными)». 1854 г.

42 Там же. Л. 2 об.

43 Там же. Л. 3 об.

44 Там же.

45 Там же. Л. 4.

46 Там же. Л. 5.

47 Там же. Л. 5 об.

48 Сергеев Петр Яковлевич (1796-188?) происходил из духовного сословия, окончил врачебный курс в Петербургской медико-хирургической академии, служил врачом в военных госпиталях. В 1861 г. был уволен по собственному желанию (см.: Змеев Л. Ф. Русские врачи. СПб., 1886. Вып. 1. С. 99).

49 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 346: Проект учреждения Крестовоздвиженской Лавры сестер милосердия, составленный главным доктором Тульчинского военно-временного госпиталя Петра Сергеева.

50 См.: Мельникова. Крестовоздвиженская община сестер попечения. С. 130.

51 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 346: Проект учреждения Крестовоздвиженской Лавры сестер милосердия, составленный главным доктором Тульчинского военно-временного госпиталя Петра Сергеева. Л. 5.

так как в России это название могло не найти отклик, то он предложил назвать ее «Крестовоздвиженской Лаврой»52, которая будет иметь свой штат, дом, церковь, устав и фонды53. В состав лавры он предложил принимать всех желающих женщин любого сословия из монастырей и общин (о каких общинах идет речь, автор не уточняет). Штат и канонические правила, а также правила ухода за больными автор предлагал составить Святейшему Синоду и Медицинскому совету54, и, безусловно, по мнению Сергеева, такая Лавра сестер милосердия принесет многочисленную пользу армии55.

После Крымской войны перед великой княгиней Еленой Павловной встал вопрос о дальнейшем развитии общины. 7 октября 1856 г. она обратилась к императору Александру II с просьбой разрешить Крестовоздвиженской общине стать постоянным учреждением56, но вопрос о характере и направлениях деятельности общины оставался открытым57. Великая княгиня искала сотрудников, способных разрешить ее сомнения. Одним из таких конфидентов стал протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, которому было поручено изучить устройство и деятельность католических и протестантских общин сестер милосердия. С 1851 г. прот. Иоанн Янышев служил священником в православном храме в Висбадене, а с 1864 г. преподавал в Копенгагене Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре58. По воспоминаниям прот. Ивана Ивановича Базарова (духовника вюртембергской королевы Ольги Николаевны, дочери Николая I), отец Иоанн Янышев съездил во «Францию, в которой монашеские ордена давно довели эту часть христианской деятельности до возможного совершенства, а также на Рейн в Кайзерверт, где находился знаменитый рассадник протестантских сестер милосердия»59. На основе своих наблюдений отец Иоанн составил записку, в которую в Штутгарте вносил правку прот. Иоанн Базаров, и предоставил ее на рассмотрение Елене Павловне и митрополиту Филарету (Дроздову) 24 августа 1858 г.60

В записке протопресвитер Иоанн Янышев дает подробную характеристику общинам в Европе, как католическим, так и протестантским, но особое внимание обратил на то, что «это есть святое общество избранных христианок, ради любви ко Христу Спасителю и ради своего спасения добровольно оставивших все в мире, чтобы служить Господу в лице его меньшей братии: больных, сирот, детей, странников и странниц»61. В России, по мнению отца Иоанна, такое общество можно создать только в том случае, если в Православной Церкви обнаружится оскуде-

52 ГА РФ. Ф. 647. Оп. 1. Д. 346. Л. 5.

53 Там же.

54 Там же. Л. 6.

55 Там же. Л. 8 об.

56 Очерк 25-летней деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. С. 27.

57 Бакунина Е. М. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854-1860 гг.) // Вестник Европы. 1898. № 3. С. 582.

58 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1904. Т. XLI. С. 696.

59 Воспоминания протоиерея И. И. Базарова // Русская старина. 1901. Т. 106. С. 509-510.

60 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. 1886. Т. 4. С. 341-343.

61 Там же. С. 341.

ние любви и частной благотворительности, а в сознании общественности будет неоспорим тот факт, что женщины способны посвятить себя этому служению. Должны появиться люди, которые на собственном примере покажут это служение ближним и Христу, но пока в Церкви нет нужды в создании такого общества и нет людей, которые могут на это пойти. Поэтому любые попытки учреждения общины, заботы о ее материальной оставляющей, создание проектов устава и правил будут оставаться бесплодными62. Даже община сердобольных вдов и сестер попечения о больных (Свято-Троицкая), по мнению прот. И. Янышева, существует без духовной основы63. Записка получила отклик митрополита Филарета (Дроздова), который заметил, что рассуждения отца Иоанна основательны и справедливы64. Великую княгиню Елену Павловну, по всей видимости, такой ответ прот. Иоанна Янышева не удовлетворил. По воспоминаниям Е. М. Бакуниной, после окончания Крымской войны у Елены Павловны и ее ближайшего окружения начался долгий период изучения различных уставов и записок об общинах, как католических, так и протестантских65. Елена Павловна сама лично ездила в Берлин и изучала общины диаконисс. Туда же она пригласила Е. М. Бакунину, чтобы она самостоятельно ознакомилась с особенностями этих учреждений66. Они посетили «Вифа-нию» — дом диаконисс, учрежденный в 1858 г. будущей германской императрицей и польской королевой Августой (Августа Мария Луиза Катерина Саксен-Веймар-Эйзенахская), супругой Вильгельма I, и католическую общину сестер святой Гед-виги в Нанси (Париж), которая, по утверждению Бакуниной, напоминала монастырь, где сестры после 10-дневного молчания, постоянной молитвы и причастия Святых Христовых Тайн произносили вечные обеты служения67. Посетив большое количество католических и протестантских общин, Екатерина Михайловна во всех увидела минусы68. По ее мнению, Крестовоздвиженская община — «произведение патриотического чувства», совершенно не похожее на то, что существует в Европе69. Вопрос, какой должна быть учреждаемая в России община, для Бакуниной окончательно не был решен. Ее сомнения подтверждал и Николай Иванович Пирогов: «Я что-то сомневаюсь, чтобы у нас в наше время можно было с успехом сделать из общины религиозный орден. Во-первых: наше Православие как-то худо клеится с орденскими учреждениями; оно не довольно самостоятельно для этого; во-вторых, вообще в наше время нельзя учредить хорошо того, что так хорошо учреждалось в средние века или за три-четыре столетия до нас. Впрочем, если бы уже пошло на то, чтобы дать общине орденский характер, то, мне кажется, удобнее бы было определить для этой цели один из женских монастырей»70.

62 Собрание мнений и отзывов Филарета... С. 342.

63 Там же. С. 341-343.

64 Там же. С. 343.

65 Бакунина Е. М. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854-1860 гг.) // Вестник Европы. 1898. № 3. С. 585.

66 Там же. С. 587.

67 Там же. С. 590.

68 Там же. С. 593.

69 Там же.

70 Пирогов Н. И. Письмо к Е. М. Бакуниной. № 4 (6). Одесса. 5 августа 1857 г. // Севастопольские письма. М.; СПб., 2011. С. 201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По всей видимости, увиденное в западноевропейских общинах Еленой Павловной было воспринято иначе. Как писала Бакунина, после ее возвращения стали возникать трудности в общении и недопонимание между Екатериной Михайловной и Еленой Павловной, с одной стороны, и Эдитой Федоровной Ра-ден — с другой. В результате последняя была вынуждена оставить общину.

В свою очередь, по утверждению настоятеля посольской церкви в Берлине протоиерея В. П. Полисадова, в 1859 г. Елена Павловна «выписала из Франции католических сестер милосердия для устройства своей общины»71. Здесь интересен тот факт, что, будучи протестанткой по вероисповеданию, Елена Павловна приглашает не протестантских диаконисс, а католических сестер милосердия. По воспоминаниям протоиерея И. И. Базарова, присутствуя на похоронах своей дочери Елизаветы Михайловны в Висбадене в 1845 г., великая княгиня Елена Павловна уже тогда нелестно отзывалась об обрядах Протестантской Церкви. «По окончании панихиды, — вспоминал прот. Иоанн, — великая княгиня обратилась ко мне со словами: "Как я довольна, что тело моей дочери находится теперь в католической церкви, а не у протестантов, которые не понимают и не признают наших молитв за умерших!"»72 Позже великая княгиня пожертвовала крупную сумму не на протестантскую, а на католическую церковь73. Можно было бы предположить, что великая княгиня Елена Павловна симпатизировала Католической Церкви и католическим орденам, но последующие ее действия это опровергают. В 1861-1863 гг. по поручению великой княгини Елены Павловны в Западную Европу был отправлен преподаватель Калужской духовной семинарии Николай Лазаревич Зайцев для изучения устройства аналогичных общин в Англии (где уже начал применяться опыт Флоренс Найтингейл), Франции, Германии и Италии. По возвращении он представил отчет, текст которого до сих пор неизвестен74, но в этот же период Елена Павловна попросила священника Крестовоздвиженской общины Александра Васильевича Гумилевско-го разработать устав «Крестовоздвиженской общины православных диаконисс». По всей видимости, Елена Павловна хотела придать общине характер духовного учреждения и подчинить ее Святейшему Синоду, предполагая даже преобразовать ее в общину диаконисс, но перед глазами современников в Европе на тот момент был только пример диаконисс лютеранских. Проект отца Александра не был осуществлен, а сам он по неизвестным причинам был отстранен от участия в делах общины75.

Окончательный устав был утвержден только в марте 1870 г., спустя 16 лет после ее создания. Согласно ему, община находилась под покровительством и непосредственным руководством великой княгини Елены Павловны, в ведении

71 Из письма настоятеля посольской церкви в Берлине протоиерея В. П. Полисадова 10 (22) февраля 1859. К истории сношения с иноверцами // Русский архив. 1894. Кн. 2. № 5. С. 12.

72 Воспоминания протоиерея И. И. Базарова // Русская старина. 1901. Т. 105. С. 531.

73 Там же.

74 Козловцева Е. Н. Зайцев Николай Лазаревич // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 536.

75 Троицкий С. В. Диакониссы в русской церкви // Служение женщин в Церкви. М., 2013. С. 317-324.

которой были вопросы по назначению и увольнению всех лиц, связанных с руководством общиной, а также распределению их обязанностей, она же с разрешения императрицы обладала правом назначить на свое место преемника. Делами общины ведал комитет, который она формировала76. Цель общины заключалась не только в медицинском уходе, но и в безвозмездном служении бедным, неимущим, сиротам, заключенным, в обучении бедных детей и в различных делах христианского милосердия77. По сути, окончательный проект устава соединил в себе отчасти те идеи, которые были предложены в первые годы существования общины, — христианское служение и профессиональная медицинская помощь.

После смерти великой княгини Елены Павловны в 1873 г. община перешла в ведение Совета управления учреждениями великой княгини Елены Павловны, а непосредственное руководство было вверено ее дочери, великой княгине Екатерине Михайловне. В 1894 г. община вошла в введение Российского общества Красного Креста (РОКК), в связи с чем ее функции претерпели существенные изменения: руководство общиной сосредоточилось на обучении сестер и оказании помощи раненым и больным, что послужило разработке и утверждению нового устава общины78.

Создавая для России благотворительное учреждение, великая княгиня Елена Павловна видела его развитие в духе западноевропейской традиции подобно католическим или протестантским общинам. Однако практически все предлагаемые проекты 1854-1856 гг. (Н. И. Пирогова, Э. Ф. Раден и Е. М. Бакуниной) ставили главной целью деятельности общины подготовку квалифицированного медицинского персонала. Даже П. Я. Сергеев, несмотря на то что предполагал создать духовный орден, в первую очередь видел в общине учреждение, готовившее медицинские кадры для армии. Учитывая, что никаких записок или проектов общины, написанных самой Еленой Павловной, не обнаружено, можно предположить, что она сама окончательно не понимала, что из себя должна представлять ее община, а первые проекты появились уже после того, как она озвучила свою идею. По всей видимости, со стороны Елены Павловны это была спонтанная идея, навеянная западноевропейской традицией и происходившими военными событиями в стране. Долгий поиск путей развития привел Елену Павловну к идее возрождения служения древних диаконисс, не встретившей поддержки окружавших ее людей, из-за чего было принято решение создать нечто синкретическое, что очевидно по уставу 1870 г.

Ключевые слова: сестры милосердия, Крестовоздвиженская община, Конгрегация сестер доброй помощи, протестантские общины диаконисс, Российская империя, великая княгиня Елена Павловна, Н. И. Пирогов, Е. М. Бакунина, Э. Ф. Раден, Российское общество Красного Креста.

76 Устав Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. СПб., 1970. § 4-6.

77 Там же. § 1.

78 РГИА. Ф. 1284. Оп. 185 Д. 58. (1899). Крестовоздвиженское общество сестер милосердия. Л. 1-2.

Список литературы

Борзых А. С. Деятельность российских сестер милосердия в период Крымской войны (1853-1856) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 25. С. 228-230.

Втулкина А. С. Роль Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в годы Крымской войны 1854-1856 гг. // Вестник науки и образования. 2016. № 4(16). С. 30-32.

Жукова Л. А. Деятельность Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых во время Крымской войны (к 160-летию создания) // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н. А. Семашко. 2015. № 3. С. 72-73.

Каспрук Л. И., Снасапова Д. М, Жакупова Г. Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Magistra у^ае: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. № 12(341) С. 43-47.

Мельникова Л. В. Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых как прообраз Красного Креста // Российская история. 2009. № 5. С. 119-134.

Мокеев С. И. Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины в Севастопольской обороне // Медицинская сестра. 1946. № 9-10. С. 18-20.

Соколова В. А. Организация общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста (1854-1918 гг.) // Клио. 2013. № 4(76). С. 40-50.

Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. С. 56-57.

Ткачев С. Е. Н. И. Пирогов и первые сестры (к 70-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1952. № 2. С. 3-5.

Харламов Е. В., Склярова Е. К., Семёнова Н. О. Служение обществу российских сестер милосердия (к 150-летию Российского Красного Креста) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 2(93). С. 91-96.

Цвелев Ю. А., Абашин В. Г., Шмидт А. А. К 200-летию со дня рождения Н. И. Пирогова. Женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853-1856 гг.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. № 59(2). С. 100-108.

Щупак Б. Н. Сестры милосердия в Крымскую войну // Медицинская сестра. 1963. № 4. С. 58-60.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.

2019. Vol. 86. P 97-109

DOI: 10.15382/sturII201986.97-109

Ekaterina Efimushkina, Graduate Student, St. Tikhons Orthodox University for the Humanities, 23B Novokuznetskaya Str., Moscow, 115184, Russian Federation. Ekaterina-Petr [email protected]

ORCID: 0000-0001-7431-2953

The Community of Sisters of Mercy in Russia in the Views of the Milieu of Grand Duchess Elena Pavlovna

E. Efimushkina

Abstract: This article deals with the development of views of the closest milieu of Great Duchess Elena Pavlovna on the establishment of Krestovozdvizhenskaya community of sisters of mercy, which was the first in Russia. The community created by Elena Pavlovna from its first days came to be in the focus of public attention and found its place in military actions of the hardest time of the Crimean War (1853-1856). Originally, the community was conceived as a place of training of female medical staff for providing help during military campaigns, but its further fate was unclear. Elena Pavlovna was offered a number of projects of the subsequent arrangement of the community, the first of which was the project by N. I. Pirogov. From Western Europe she received statutes of various female Catholic orders and Protestant communities of female deacons. She requested Revd. Ioann Yanyshev, E. M. Bakunin, N. L. Zaytsev and others to examine the West European tradition of women's service. The long search for the ways of developing Krestovozdvizhenskaya community has led Elena Pavlovna to the idea of revival of the service of ancient female deacons, but this idea was not supported by people around her. The final statute of the community was adopted only in 1870, after 16 years since it had been established. The aim of the community was not solely to offer medical care, but also to serve for free the poor, the impoverished, orphans, the imprisoned, to teach children from poor families and to exercise Christian mercy.

Keywords: sisters of mercy, Krestovozdvizhenskaya Community of Sisters of Mercy, congregation of sisters of mercy, Protestant community of female deacons, Russian Empire, Grand Duchess Elena Pavlovna, N. I. Pirogov, E. M. Bakunina, E. F. Raden, Russian Red Cross Society.

Borzykh A. (2015) "Deiatel'nost' rossiiskikh sester miloserdiia v period Krymskoi voiny (1853— 1856)" [Activities of Russian Sisters of Mercy during the Crimean War], in Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Annual Theological Conference of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities], vol. 25, pp. 228-230 (in Russian).

References

Kaspruk L., Snasapova D., Zhakupova G. (2014) "Istoriko-meditsinskie aspekty stanovleniia instituta sester miloserdiia v Rossii kak razvitie idei N. I. Pirogova" [Historical and Medical Aspects of Introduction of the Institution of Sisters of Mercy in Russia as a Development of N. I. Pirogov's Ideas]. Magistra vitae: elektronnyizhurnalpo istoricheskim naukam iarkheologii, 2014, vol. 12 (341), pp. 43-47 (in Russian).

Kharlamov E., Skliarova E., Semenova N. (2017) "Sluzhenie obshchestvu rossiiskikh sester miloserdiia (k 150-letiiu Rossiiskogo Krasnogo Kresta)" [Public Service of Russian Sisters of Mercy (150th Anniversary ofthe Russian Red Cross)]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2017, vol. 2 (93), pp. 91-96 (in Russian).

Mel'nikova L. (2009) "Krestovozdvizhenskaia obshchina sester popecheniia o ranenykh kak proobraz Krasnogo Kresta" [Krestovozdvizhenskaya Community of Sisters of Care for the Wounded as a Predecessor of Red Cross]. Rossiiskaia istoriia, 2009, vol. 5, pp. 119-134 (in Russian).

Mokeev S. (1946) "Sestry miloserdiia Krestovozdvizhenskoi obshchiny v Sevastopol'skoi oborone" [Sisters of Mercy of Krestovozdvizhenskaya Community during the Defence of Sevastopol]. Meditsinskaia sestra, 1946, vol. 9-10, pp. 18-20 (in Russian).

Shchupak B. (1963) "Sestry miloserdiia v Krymskuiu voinu" [Sisters of Mercy during the Crimean War]. Meditsinskaia sestra, 1963, vol. 4, pp. 58-60 (in Russian).

Sokolova V. (2013) "Organizatsiia obshchin sester miloserdiia Rossiiskogo obshchestva Krasnogo Kresta (1854-1918 gg.)" [Organisation of Communities of Sisters of Mercy of the Russian Society of Red Cross (1854-1918)], Klio, 2013, vol. 4 (76), p. 42 (in Russian).

Suslov V. (1969) "Pirogov i pervye meditsinskie sestry (k 85-letiiu so dnia smerti N. I. Pirogova)" [Pirogov and the First Sisters of Mercy (85 Years after N. I. Pirogov's Death)]. Meditsinskaia sestra, 1969, vol. 6, pp. 56-57 (in Russian).

Tkachev S. (1952) "N. I. Pirogov i pervye sestry (k 70-letiiu so dnia smerti N. I. Pirogova)" [N. I. Pirogov and the First Sisters (70 Years after N. I. Pirogov's Death)]. Meditsinskaia sestra, 1952, vol. 2, pp. 3-5 (in Russian).

Tsvelev Iu., Abashin V., Shmidt A. (2010) "K 200-letiiu so dnia rozhdeniia N. I. Pirogova: zhenskii trud na voine. Sestry miloserdiia v Krymskoi (1853-1856 gg.) voine. Ekaterina Bakunina. Dasha Sevastopol'skaia (Mikhailova)" [The 200th Anniversary of N. I. Pirogov. Women's Service in the War. Sisters of Mercy in the Crimean War. Ekaterina Bakunina. Dasha Sevastopolskaya]. Zhurnalakusherstva i zhenskikh boleznei, 2010, vol. 59 (2), pp. 100-108 (in Russian).

Vtulkina A. (2016) "Rol' Krestovozdvizhenskoi obshchiny sester miloserdiia v gody Krymskoi voiny 1854-1856 gg." [The Role of Krestovozdvizhenskaya Community of Sisters of Mercy during the Crimean War]. Vestniknauki i obrazovaniia, 2016, vol. 4 (16), pp. 30-32 (in Russian).

Zhukova L. (2015) "Deiatel'nost' Krestovozdvizhenskoi obshchiny sester popecheniia o ranenykh vo vremia Krymskoi voiny (k 160-letiiu sozdaniia)" [Activities of Krestovozdvizhenskaya Community of Sisters of Care for the Wounded during the Crimean War (160th Anniversary)]. Biulleten' natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ia im. N. A. Semashko, 2015, vol. 3, pp. 72-73 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.