Научная статья на тему 'Женское служение милосердию в годы войн второй половины XIX -начала XX вв'

Женское служение милосердию в годы войн второй половины XIX -начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / SOCIAL MINISTRY / ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ / HISTORICAL INVESTIGATION OF THE SOURCES / ВИДОВ И ФОРМ ЖЕНСКОГО СЛУЖЕНИЯ МИЛОСЕРДИЮ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / KINDS AND FORMS OF WOMEN''S MINISTRY OF MERCY AND CHARITY / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисова Людмила Евгеньевна

Статья посвящена анализу милосердного служения женщин в годы войн второй половины XIX начала XX вв. В работе дается оценка основным направлениям участия женщин в военных кампаниях прошлого, произведен анализ основных научных подходов к исследованию женского служения милосердию и благотворительности в контексте отечественного и мирового исторического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN''S MINISTRY OF MERCY DURING THE WARS OF THE SECOND HALF OF THE XIX -EARLY XX CENTURIES

The article deals with the women's ministry of mercy during the wars of the late XIXearly XX centuries. The author estimates the participation of women in the military campaigns of the past and analyses the basic scientific approaches to the investigation of women's ministry of mercy and charity in the context of Russian and world historical heritage.

Текст научной работы на тему «Женское служение милосердию в годы войн второй половины XIX -начала XX вв»

УДК 364.044.68"18/19" Денисова Людмила Евгеньевна магистр по направлению

«Государственное и муниципальное управление», доцент Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе

ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ МИЛОСЕРДИЮ В ГОДЫ ВОЙН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА XX ВВ.

Аннотация:

Статья посвящена анализу милосердного служения женщин в годы войн второй половины XIX - начала XX вв. В работе дается оценка основным направлениям участия женщин в военных кампаниях прошлого, произведен анализ основных научных подходов к исследованию женского служения милосердию и благотворительности в контексте отечественного и мирового исторического наследия.

Ключевые слова:

общество, социальное служение, историческое исследование источников, видов и форм женского служения милосердию и благотворительности, социальная работа, социальные технологии.

Denisova Liudmila Evgenyevna

Master of Public Administration, Assistant Professor, Russian State Geological Prospecting University, PhD applicant, Russian History Department, Russian State Social University

WOMEN'S MINISTRY OF MERCY DURING THE WARS OF THE SECOND HALF OF THE XIX -EARLY XX CENTURIES

Summary:

The article deals with the women's ministry of mercy during the wars of the late XIX- early XX centuries. The author estimates the participation of women in the military campaigns of the past and analyses the basic scientific approaches to the investigation of women's ministry of mercy and charity in the context of Russian and world historical heritage.

Keywords:

society, social ministry, historical investigation of the sources, kinds and forms of women's ministry of mercy and charity, social work, social technologies.

Исследование проблемы женского служения милосердию и благотворительности в годы войн приобретает сегодня особую актуальность. Это обусловлено прежде всего празднованием 9 мая 2015 г. 70-летнего юбилея Великой Победы и связанным с этим событием широким освещением в научно-исторической литературе героического участия женщин в военных кампаниях прошлого.

В данном исследовательском контексте период второй половины XIX - начала XX вв. имеет особое значение:

1. Несмотря на то что примеры милосердной помощи женщин страждущим от войн и лихолетий имели место в более ранние периоды отечественной истории, массовое служение женщин делам милосердия, а также формирование женских объединений и организаций милосердия началось во второй половине XIX в.

2. Впервые в российской и мировой практике к уходу за ранеными и больными на поле битвы и в военных госпиталях были допущены сестры Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных, созданной в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Елены Павловны 5 ноября 1854 г.

Согласно Правилам об обязанностях и отношениях сестер Крестовоздвиженской общины по служению их в военных госпиталях [1], сестры осуществляли следующие виды служения:

- хозяек,

- аптекаршей,

- перевязывающих,

- дежурных в госпитальных палатах [2].

На каждую сестру, осуществлявшую постоянно, в любое время дня и ночи дежурство в госпитальных палатах, приходилось от 100 до 150 больных [3].

В обязанности сестер, определяемые особыми инструкциями, входили:

- раздача лекарств,

- перемена белья и перевязочных средств,

- непосредственный надзор за исполнением обязанностей фельдшером,

- производство небольших хирургических операций [4].

В соответствии с Правилами об определении в военно-сухопутные госпитали сестер милосердия для ухода за больными [5] взаимодействие между сестрами и госпитальной администрацией осуществляла старшая сестра, в обязанности которой входило присутствие при вра-

чебных обходах. Круг ее обязанностей, как и круг обязанностей сестер Общины, не ограничивался только уходом, но включал в себя также душепопечение о больных и умирающих и заботу об умерших. Старшая сестра вместе со священником, дежурным офицером и дежурным врачом присутствовала при составлении духовных завещаний находившихся на излечении в госпиталях воинов и утверждала своей подписью действительность воли умирающих [6].

В годы Крымской войны 120 сестер Крестовоздвиженской общины самоотверженно исполняли свое служение милосердию в центре военных действий, включая главный перевязочный пункт и военно-сухопутные госпитали на Северной и Южной сторонах Севастополя, на Инкер-манских высотах и Бельбеке, а также военные госпитали Симферополя и Бахчисарая. 68 сестер Общины были представлены к награждению медалью «За оборону Севастополя». В период с 1 декабря 1854 г. по 1 января 1856 г. при исполнении своих обязанностей умерли 17 сестер [7].

В дни осады Севастополя в эпицентре боев помощь раненым воинам оказывали:

- на Николаевской батарее на Южной стороне города - 8 сестер под руководством Е.О. Будберг и Е.М. Бакуниной;

- в Екатерининском дворце (гангренозное отделение) - 1 сестра;

- на Михайловской батарее на Северной стороне города - 5 сестер под начальством инокини Серафимы Ушаковой;

- на батарее № 4 на Северной стороне города - 1 сестра под руководством доктора В.И. Тарасова;

- в Северном укреплении, при раненых морских офицерах - 2 сестры (Селиванова и Са-прановская);

- в лагерном госпитале на Инкерманских высотах - 11 сестер;

- в лагерном госпитале на Бельбеке - остальные сестры под руководством А.П. Стахович, начальницы Общины [8].

Давая самую высокую оценку подвигу сестер Крестовоздвиженской общины, Н.И. Пирогов писал: «Во время Крымской кампании <...> я убедился a priori, <...> что сестры не только для ухода за страждущими, но даже в управлении многих общественных учреждениях более одарены способностями, чем мужчины, <...> женский такт, их чувствительность и независимое от служебных условий положение гораздо действеннее могут влиять на отвратительные злоупотребления администрации, чем официальная контрольная комиссия. <...> женщины должны занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностям» [9].

В Крымской войне участвовали также и сестры милосердия, оказывавшие помощь воинам противника. Согласно переписке пастора Теодора Флиднера с королем Фридрихом Вильгельмом IV и государственным министром Пруссии, первые кайзервертские сестры прибыли в Стамбул уже в 1852 г. Среди них была сестра-аптекарша, что, подчеркивается автором донесений, было особенно важным с учетом «царившего в то время в Турции положения вещей». Наряду с больницей и учебным заведением для сестер, открытыми в Стамбуле, было организовано также и учебное заведение по подготовке сестер милосердия в Смирне. В финансировании данных учреждений принимали самое активное участие английские, голландские, немецкие и американские коммерсанты, а также генеральный консул Пруссии в Стамбуле и даже сам король Фридрих Вильгельм IV. В Крымской кампании наряду с другими сестрами флиднеровской общины участвовала Флоренс Найтингейл [10].

В период Русско-турецкой войны на поле битвы и в военных госпиталях на Балканах самоотверженно трудились сестры Крестовоздвиженской, Свято-Георгиевской, Свято-Троицкой, Благовещенской общин Красного Креста, московской общины «Утоли моя печали», основанной княгиней Н.Б. Шаховской.

Незадолго до начала войны при Свято-Георгиевской общине открылись медицинские курсы, на которых было организовано обучение в размере, соответствующем фельдшерскому, для сестер Общины, а также находящихся на испытании в ней перед вступлением в сестры и приходящих учениц. Обучение на курсах проводилось практическим путем при постели больного и продолжалось три года: в каждом от 8 до 9 учебных месяцев. После успешной сдачи экзамена по завершении обучения ученицам присваивался диплом, дававший право на осуществление повсеместной фельдшерской практики [11].

В 1877-1878 гг. на территории Российской империи были развернуты многочисленные тыловые госпитали и лазареты, в которых уход за ранеными и больными воинами, сражавшимися на Балканах, осуществляли сестры общин Красного Креста, а также сестры общин и монастырей, находившихся в ведении местных епархиальных управлений. Так, в Курской губернии уход за больными и ранеными воинскими чинами осуществлялся силами сестер Курского Свято-Троицкого и Белгородского Рождество-Богородицкого монастырей [12].

Профессор С.Г. Зубанова подчеркивает, что согласно официальной документации комитета «Христианская помощь» Русского хирургического общества профессора Н.И. Пирогова на полях сражений и в лазаретах в период Русско-турецкой войны трудились 1 100 сестер милосердия [13].

И, хотя в обобщенном виде статистика по общинам сестер милосердия в XIX в. отсутствует, известно, что сестры, самоотверженно исполняя свой христианский долг, трудились во всех лечебницах, больницах, госпиталях [14].

В годы Русско-японской войны в военных госпиталях и лазаретах, включая частные, помощь раненым и больным воинам оказывали около 2 000 женщин, среди них сестры общин Красного Креста и вольнонаемные [15].

По инициативе великой княгини Е.Ф. Романовой в 1904 г. был организован Особый комитет для оказания помощи воинам, пострадавшим в Маньчжурии. Для координации деятельности по бесплатному размещению больных и раненых воинов, оказанию благотворительной помощи пострадавшим при Особом комитете создается Исполнительная комиссия, в задачи которой входят:

- организация сбора пожертвований и устройство вещевых и продовольственных складов,

- снаряжение перевязочных палаток и походных лазаретов,

- снаряжение санитарных поездов,

- эвакуация и размещение в госпиталях и лазаретах пострадавших на полях битвы воинов,

- оказание благотворительной помощи семьям погибших [16].

Согласно представленному ниже объявлению учрежденная 8 июня 1904 г. Штабом Московского военного округа Внутренняя эвакуационная комиссия предоставила Особому комитету в пределах Московского военного округа «все дело безплатнаго размещения прибывающих с театра войны больных и раненых. В силу такового распоряжения образованная при особом Комитете по повелению Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Фео-доровны Исполнительная Комиссия обращается с просьбой ко всем добрым людям, желающим принять к себе больных и раненых воинов, подавать о том заявления согласно нижеуказанных правил...» [17].

По окончании Русско-японской войны было принято решение о более интенсивном развитии «внеобщинной формы подготовки сестер милосердия», что позволяло «сохранять реальные размеры общин в мирное время и располагать достаточным контингентом квалифицированных сестер в периоды военных действий» [18].

Важным источником для исследования женского служения милосердию и благотворительности в начале XX в. выступает статья Александры Дьяконовой «Православно-русская трудовая община диаконисс», вышедшая в июле 1906 г. [19].

Работа А. Дьяконовой написана в период Первой русской революции 1905-1907 гг., следствием чего явилась обеспокоенность автора потрясениями, затрагивающими духовно-нравственную и социальную сферы российского общества того времени. По мнению автора статьи, «никто другой, как женщины» способны выступить «первыми истинными служительницами добру, несущими своей любовью и деятельностью желаемый мир и благоденствие своей родной православной стране» [20].

Следует подчеркнуть, что период второй половины XIX - начала XX вв. имеет особое значение в контексте исследования феномена женского служения милосердию и благотворительности как в отечественной, так и в мировой исторических традициях. Одним из наиболее важных факторов общественного развития данного периода выступает формирование женских объединений и организаций милосердия и их активное участие в помощи больным и раненым воинам на полях сражений и в тылу. Изучение источников, видов и форм милосердного участия женщин в военных кампаниях прошлого, таким образом, может способствовать в решении таких важных исследовательских задач, как, например, формирование целостного представления об общих и национальных проблемах социального служения в христианстве, и рассматриваться как одно из перспективных направлений теории и практики социальной работы [21].

Ссылки:

1. РГВИА. Ф. 545. Оп. 1. Д. 1. 219 л.

2. Там же. Л. 9.

3. Там же. Л. 1.

4. Там же. Л. 9 об.

5. РГВИА. Ф. 545. Оп. 1. Д. 2. 74 л.

6. Там же. Л. 4-7 об.

7. Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях в Крыму и в Херсонской губернии с 1 декабря 1854 г. по 1 декабря 1855 г. // Война и милосердие. М., 2003. С. 99-117.

8. Там же. С. 111.

9. Н.И. Пирогов о Крестовоздвиженской общине (Из письма к Э.Ф. Раден) // Война и милосердие. С. 130-144.

10. Felgentreff R. Das Diakoniewerk Kaiserswerth: 1836-1998; von der Diakonissenanstalt zum Diakoniewerk - ein Überblick. Düsseldorf, 1998. S. 36-45, 59-65.

11. РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 22. Л. 1-23.

12. Там же. Д. 17. Л. 152.

13. Зубанова С.Г. Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 128-134.

14. Там же. С. 130.

15. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. С. 150.

16. РГВИА. Ф. 12651. Оп. 8. Д. 104. 299 л.

17. ГАРФ. Ф. 656. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.

18. Зубанова С.Г. Указ. соч. С. 130.

19. Денисова Л.Е. Женщины в контексте диаконического служения Русской Православной Церкви // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 157-160.

20. Там же. С. 160.

21. Денисова Л.Е. Институционализация христианской диаконии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 288-291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.