Научная статья на тему 'Идеи милосердия в профессиональной деятельности в России хiх-хх веков'

Идеи милосердия в профессиональной деятельности в России хiх-хх веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
587
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / ХРИСТИАНСТВО / СЛУЖЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХIХ-ХХ ВВ / MERCY / CHRISTIANITY / SERVICE / PROFESSIONAL MEDICAL ACTIVITY / XIX-XX CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перова Е.Ю.

В статье рассматривается поэтапное становление общин сестер милосердия в европейской и отечественной истории. Затронутые проблемы предлагают задуматься о значении милосердия и сострадания в профессиональной деятельности в целом на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF MERCY IN PROFESSIONAL ACTIVITYIN RUSSIA OF THE XIX-XX CENTURIES

In the article, step-by-step formation of the communities of nurses in the European and Russian history is considered. The affected problems make us think about the importance of mercy and compassion in professional activity in general at the present stage.

Текст научной работы на тему «Идеи милосердия в профессиональной деятельности в России хiх-хх веков»

УДК 008 + 17

Е. Ю. Перова

кандидат культурологии; доцент кафедры мировой культуры факультета гуманитарных наук МГЛУ; e-maiL: eperova71@List.ru

ИДЕИ МИЛОСЕРДИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Х1Х-ХХ ВЕКОВ

В статье рассматривается поэтапное становление общин сестер милосердия в европейской и отечественной истории. Затронутые проблемы предлагают задуматься о значении милосердия и сострадания в профессиональной деятельности в целом на современном этапе.

Ключевые слова: милосердие; христианство; служение; профессиональная медицинская деятельность; Х1Х-ХХ вв.

Perova E.

PhD (CuLturoLogy), Associate Professor, Department of WorLd CuLture, FacuLty of the Humanities, MSLU; e-maiL: eperova71@List.ru

IDEAS OF MERCY IN PROFESSIONAL ACTIVITY IN RUSSIA OF THE XIX-XX CENTURIES

In the articLe, step-by-step formation of the communities of nurses in the European and Russian history is considered. The affected probLems make us think about the importance of mercy and compassion in professionaL activity in generaL at the present stage.

Key words: mercy, Christianity, service, professionaL medicaL activity, XIX-XX centuries.

Когда Общество Красного Креста обратилось с призывом к желающим ухаживать за ранеными и больными воинами, сотни русских женщин и девушек отозвались на этот призыв... Под пулями, под дождем и снегом, в шалашах и в бараках, в вагоне и на тряской телеге, в лазарете и в госпитале, страдавший русский воин везде видел у своего изголовья светлый облик сестры Красного Креста и звал ее «сестричкой».

Из уведомления Комитета о сестрах Красного Креста (1882)

Воплощение идей милосердия в профессиональной деятельности - тема, которая действительно важна для современного человека и не только врача. Поскольку дело сестер милосердия, их повседневный труд показывает пример для подражания;

заставляет задуматься о сострадании, жертвенности и смысле жизни в целом. Тех традициях, которые сохраняются в отечественном этнокультурном типе. Кроме того, с деятельностью таких общин связано развитие медицины в России и в мире; традиция милосердия в медицинской деятельности начинает широко распространяться вместе с христианскими идеями.

В самом начале возникновения христианства не было специального общества, которое занималось бы благотворительностью, этим занимались диаконисы. Упоминание о диаконисах на Востоке относится к XII в.. Диакониссой могла стать вдова или дева не моложе 40 лет. Они посещали заключенных христиан, больных и нуждающихся людей.

Впоследствии один из главных юридических источников, -«Постановления святых апостолов», - в свое время обосновывавший служение диаконис, утратил свое значение (однако деятельность диаконис возродилась в XIX в.). Изменился состав низшего клира: диаконис сместили иподиаконы, но церковное служение женщин не прекратилось. Во времена Крестовых походов стали создаваться женские общины. Одна из первых таких общин была основана около 1184 г. на территории современной Бельгии священником Ламбертом ле Бегом. «Бегинки» носили платья голубого и коричневого цветов, затем - из черного сукна, а на голове - белые покрывала, наподобие апостольников. Они посещали больных, нуждающихся, основывали богадельни, приюты и даже училища.

Другая попытка организовать общину принадлежит католическому священнику Винсенту де Полю. Его проповеди производили огромное впечатление, и люди стремились помогать бедным и больным. Винсент де Поль решает создать «братство милосердия для ухода и духовной помощи бедным и больным» (первоначально туда входили в основном женщины). Здесь не давали обетов, ухаживали за больными. Умерших хоронили за счет братства. Со временем создается женская община, члены которой посвятят себя уходу за бедными больными. Через некоторое время сюда решено было принять нескольких детей-подкидышей, и был устроен приют на двенадцать человек. За 20 последующих лет община ежегодно принимала около 300 детей. В 1645 г. близ монастыря Сен-Лазар, начали строить приют для подкидышей. В случае возникновения

заразной болезни больных детей отделяли от здоровых. С двенадцати лет мальчики отправлялись на обучение к ремесленникам, а девочки оставались в приюте на более долгий срок, помогая в хозяйстве. Иногда родители, если могли, брали на себя расходы по их содержанию. Некоторых детей усыновляли - приемные родители обязывались воспитать их в духе христианской веры, обучить ремеслу и оставить в наследство немного денег.

В конце XVIII в. в общину сестер милосердия входило около 300 благотворительных заведений во Франции, Силезии, Нидерландах и других странах. Во время революции 1789-1793 гг. сестры были выгнаны из французских госпиталей и богаделен, а принадлежавшие им учреждения были конфискованы или разорены. Общину восстановили в 1801 г. Все права и постройки были возвращены.

К началу 1960-х гг. количество сестер во Франции достигало пятнадцати тысяч. Они трудились в Северной Америке, Мексике, Бразилии, Алжире, Палестине и других местах. В городе Нейдорф (Австрия) был набран персонал из восьми сестер для обслуживания женской исправительной тюрьмы из 260 арестанток. В другую, мужскую, тюрьму (около тысячи человек) города Штейна под Веной направлено 25 сестер. Заключенные ткали холсты, изготовляли мужскую одежду, производили столярные, сапожные, слесарные и токарные работы, несколько арестантов были поварами. Более образованные могли читать книги в особом зале; в тюрьме имелась своя школа по обучению письму и чтению, где в свободные часы репетировали арестантские хоры. Две сестры занимались тюремными финансами и вели переписку с различными конторами - бухгалтерскому делу их обучали сами заключенные, ранее бывшие счетоводами.

Возрождение диаконисс в XIX в. в Германии связано с именем Теодора Флиднера. «Бедные больные, - писал он, - с давних пор в моем сердце. Как часто я видел их, лишенных хорошего ухода, всеми оставленных, ютящихся в нездоровых каморках, поблекших, словно осенние листья, поскольку так много городов, даже с очень большим населением, где нет госпиталей! А там, где они были, - а я много повидал их во время своих путешествий по Голландии, Брабанту, Англии и Шотландии и по нашей Германии, -там подчас находил порталы с блестящим мрамором, но уход за

больными был ужасен». В 1833 г. пастор устроил в беседке своего дома приют для женщин, которые после тюрьмы не имели места жительства. Вскоре были построены новое здание, школа и приют для сирот. Так начала создаваться будущая община, которая сформировалась к 1836 г. как «Союз для ухода за больными в Рейнской провинции и Вестфалии». Члены Союза оказывали помощь бедным больным.

Диакониссой могла стать любая женщина не моложе двадцати пяти лет после особого обряда посвящения; она должна была трудиться в общине в течение пяти лет, но могла в любой момент покинуть общину. Если она выходила замуж, то вернуться в общину уже не имела права. Каждая обучалась ведению домашнего хозяйства. У диаконис была собственность, жалования они не получали, но имели бесплатное питание, деньги на мелкие расходы, одежду (обычно носили хлопчатое голубое платье, белый фартук, широкий воротник и покрывало из легкой и тонкой ткани, завязывавшееся под подбородком большим бантом).

В 1849 г. Флиднер снял с себя сан пастора, чтобы иметь возможность по всему миру основывать филиалы общины, которую не мыслил как церковную организацию. Именно он явился основателем дома диаконисс в Лондоне. К моменту смерти Флиднера в 1864 г. в мире уже насчитывалось около ста «домов»; к началу XX в. в Германии существовало более восьмидесяти общин с персоналом до двадцати тысяч человек.

Деятельность сестер Винсента де Поля и диаконисс пастора Флиднера лишь предварила возникновение профессионального сестринского ухода, начало которому положила Флоренс Най-тингейл, осмыслившая и переработавшая ранний опыт женщин на данном поприще. Ее деятельность была столь известна и значительна, что и позднее ее методы ухода за больными продолжали применяться. Например, во время Войны за независимость в Соединенных Штатах Америки. В 1912 г. Лига международного Красного Креста учредила медаль имени Найтингейл как высшую награду сестрам милосердия. К 1995 г. этой медалью наградили около 46 русских сестер.

История воплощения идей милосердия и служения больным имеет свои особенности в русской истории. Благотворительная лечебная помощь появилась на Руси в XI в., когда при монастырях

начали создаваться богадельни. В 1070 г. в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня (убежище, дом) во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных. За больными ухаживали монахи; при монастырях создавались больничные палаты. То место, где боль кладет человека ниц, стали называть больницами. Княгиня Ольга в X в. создала больницу, в которой уход за больными был поручен женщинам. И уже в XI в. внучка Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна создала трактат «Мази» и описала в нем вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики1 и профилактики некоторых заболеваний. В источниках XIV в. упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, Федосии Морозовой и других, занимавшихся уходом за больными. Также помощь больным проявлялась в виде пожертвований. Указ об организации мужских и женских богаделен с привлечением на работу женщин был издан Стоглавым собором в XVI в.

В Смутное время, в 1612 г. на территории Троице-Сергиевского монастыря был создан первый госпиталь, а вскоре возникла первая (в современном понимании) больница. В XVII в. многие русские монастыри богатели, что позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных. Большую помощь в создании таких богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, Гранатном дворе у Никитских ворот, Ново-Иерусалимском монастыре. В своем «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью.

Со вступлением на трон династии Романовых благотворительностью начали заниматься и представители знатных семей. Одним из таких людей был придворный дворянин Ф. М. Ртищев, который в 1650 г. на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, где трудились лекари и даже доктор. (Доктором назывался специалист с университетским образованием, в то время это были иностранцы; лекари имели монастырское образование.) В Москве, около 1707 г. был создан первый гражданский госпиталь.

1 Пропедевтика внутренних болезней - раздел медицины, включающий в себя основы диагностики и частной патологии.

Впервые женский уход за больными в госпиталях и лазаретах использовал Петр I. В 1715 г., по его Указу, были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Сиделками были отставные солдаты. Допетровская благотворительность, выражающаяся в случайной милостыне, способствовала появлению нищих-профессионалов. Поэтому Петр I активно боролся с нищими и полностью запретил частную благотворительность. Больше всего Петр I заботился о создании военных медицинских учреждений, которые в мирное время обслуживали больных. Результатом проведения реформ стало создание Медицинской коллегии (канцелярии), которая в 1728 г. ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. В 1735 г. в Генеральном регламенте о госпиталях была определена сфера деятельности женщин (уборка, стирка белья). Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем привело к тому, что в большинстве госпиталей со временем женский труд либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые, особенно в военное время, находились на полном самообеспечении. Женский труд в гражданских больницах снова начали использовать в середине XVIII в.

В Москве в 1763 г. была учреждена Павловская больница. За больными ухаживали бабы-сидельницы (жены или вдовы больничных солдат). В это же время в России появились фельдшеры. Тогда их называли рудометами или цирюльниками. В первых русских медицинских школах, было объединено фельдшерское и врачебное образование. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание подлекарей (что может соответствовать званию фельдшера), затем еще через 1-2 года им присваивалось звание лекаря. Вместе с тем до конца XVIII в. специальных сестер для ухода за больными в светских больницах не было.

Первые попытки создать общину сестер милосердия относятся к началу XIX в., когда в 1803 г. при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны «вдовьи дома», а при них -отделения сердобольных вдов. Считается, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда началась подготовка женского сестринского персонала.

В 1812 г., во время Отечественной войны, помощь раненым на добровольно оказывали женщины. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, члены которого помогали населению, пострадавшему от войны. Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она предложила привлечь вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию вдов. Например, в состав Санкт-Петербургского вдовьего дома, входили: отделение для малолетних детей, сиротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военнослужащих. В 1814 г. женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома были направлены на работы в больницы. Они следили за порядком в палатах, раздавали больным еду, питье и лекарства, следили за чистотой. Доктора учили вдов уходу за больными и медицинским приемам, чтобы в случае необходимости они сами могли оказать помощь больным. После годичного испытания обучающиеся приводились к присяге и императрица каждую награждала особым знаком - «Золотым крестом», на одной из сторон которого написано «Сердолюбие». «Сердобольные вдовы» могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. В 1822 г. для медицинского персонала было написано «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших». Это было первое руководство по уходу за больными на русском языке. В нем впервые давались основы деонтологии и требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. Также подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны и др. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

По желанию Марии Федоровны в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома и рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской Империи.

Неизменными условиями устава общин были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Однако сестры имели право на собственное имущество, могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Но все они находились в общине на равных правах, с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы, лишения и опасности фронтовой жизни. Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.

Во второй половине XIX в. начинается расцвет сестрического дела в России. И стремительное распространение подобных общих было связано с частыми войнами и эпидемиями. Самыми известными были Свято-Троицкая, Крестовоздвиженская, Покровская и Община сестер милосердия Литейной части. Сестры обязывались заботиться о бедных больных, наставлять на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитывать бесприютных детей и исправлять детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, аптеку. В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не давали монашеских обетов, если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины, не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были пройти испытательный срок в течение года. По его истечении Комитет общины и сама женщина принимали решение. Посвящение в сестры милосердия проходило так же, как посвящение в «сердобольные вдовы». После литургии на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой - «Милосердие». Принимаемые сестры произносила присягу, в которой были слова о готовности быть нужным для восстановления здоровья вверенных болящих. Впоследствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больными в малоимущих и бедных семьях.

Великий русский хирург Н. И. Пирогов часто посещал общины, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции. Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи.

В 1846 г. в Санкт-Петербурге появилась еще одна община сестер милосердия Литейной части, основанная М. Ф. Барятинской. Цель общины - помощь нуждающимся больным, проживающим в Литейной части Петербурга. В небольшом деревянном доме помещались: приют для 24 старушек с платой, ясли-приют для грудных младенцев и детей до 3 лет на 12 колыбелей, где матери могли оставлять детей на всё время отлучек на работы (без ночевки); ру-кодельня для бедных девочек. После смерти княгини попечительство Общиной было передано дочери умершей учредительницы гр. О. И. Орловой-Давыдовой, которая пожертвовала Общине капитал в 97 379 руб. Во время заведования гр. Ольгой Ивановной были учреждены при Общине детская и женская больницы.

В 1854 г. при этой общине была открыта больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом призрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. Позже добавилась детская больница и больница для призреваемых и прочих женщин и детей - за плату и без платы, при ней бесплатная лечебница для приходящих.

Расцвет христианской женской медицинской помощи связан с образованием Крестовоздвиженской общины.

В результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война (1853-1856). Боевые действия велись преимущественно в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первыми оказывать помощь раненым на поле боя отправились сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

Эту общину создали великая княгиня Е П. Романова и Н. И. Пирогов для попечения о раненых и больных. При назначении врачей следует «руководствоваться, - писала Елена Павловна, - не только продолжительностью их занятий при лечебнице, но в особенности научным образованием и опытностью. Вообще желательно, чтобы

на службу при лечебнице были определены, по возможности, только врачи, занимавшиеся уже в больницах, как это положено правилом при Крестовоздвиженской общине» [Серебренников 1991, с. 118-119]. Сестры обязывались ухаживать за ранеными и больными не только на поле битвы, но и в госпиталях.

Н. И. Пирогову посвящено много статей и книг. Так, проф. Н. С. Епифанов опубликовал статью «Наставник первых русских медицинских сестер», где не только напоминает о значительных событиях из жизни знаменитого врача, но и обращает внимание на его участие в становлении сестринского дела в России. Сам Н. И. Пирогов в своих «Севастопольских письмах» и письмах, относящихся к Крымской войне, писал: «Поведение сестер было примерное и достойное уважения; обращение их со страждущими было самое задушевное... И замечательно, что самые простые и необразованные из них выделяли себя более всех своим самоотвержением и долготерпением в исполнении своих обязанностей. Многие из них пали жертвами прилипчивых госпитальных болезней» [Епифанов 1983, с. 49-50]. Н. И. Пирогов считал, что сестра милосердия должна быть благочестивой женщиной с практическим рассудком и «хорошим техническим образованием, но непременно должна сохранить чувствительное сердце». По мнению Пирогова, сестры милосердия должны были сохранять максимальную независимость от госпитальной администрации, а старшие сестры нравственно влиять на больничный персонал - в этом и состояло главное назначение сестер во время Крымской войны. Н. И. Пирогов для каждой категории сестер общины разработал подробную инструкцию деятельности и устав. Однако и от врачей, особенно от молодых, он требовал «исполнения опыта сестер», считая, что сестры не слепые исполнительницы. Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования.

Н. И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились «хозяйки», «аптекарши», перевязочные и операционные сестры, появилось понятие «старшая медсестра» вместо должности «главной начальницы». Также Пирогов отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчины) и высоко ценил способности сестер. Продуманная структура в последующее время легла в основу устройства большинства российских заведений подобного типа.

Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны стала Даша Севастопольская (Михайлова), безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки ран обычный уксус как средство дезинфекции. Солдаты и матросы называли Дашу «сестричкой». Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За усердие» и 500 руб. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 тыс. руб. серебром на обзаведение.

После Крымской войны в Санкт-Петербурге в 1859 г. появилась Покровская община сестер милосердия. Члены общины заботились о больных и воспитывали бедных и бесприютных детей, была обязательной подготовка опытных сестер милосердия. Община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдшериц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял четыре года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.

В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия. В Москве в 1863 г. княгиня А. В. Голицына организовала приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия. А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Шаховская (община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория). С течением времени община стала самой крупной в России.

Общины сестер милосердия в России возникли не только как специальные организации по уходу за больными, но и как религиозные учреждения, основанные на искреннем порыве женщин ухаживать за больными, ранеными и детьми. В этом смысле им более близкой была монашеская традиция. Сестрам, прослужившим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.

В 1897 г. Общество Красного Креста учредило в Санкт-Петербурге институт братьев милосердия. В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передовых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными. Сестры милосердия принимали участие во всех событиях, связанных с военными действиями: в Крымской войне (18531856), в Русско-турецкой войне (миссия Красного Креста в Яссах 1877-1878), в Русско-японской войне (1904-1905), Первой мировой войне (1914-1918). Всего в военных действиях до революции работало 160 сестер, 17 их них погибли при исполнении долга.

В начале XX столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 г. была открыта Марфо-Мариинская обитель, которая к 1911 г. становится «центром милосердия» в Москве. В 1914 г. община была превращена в госпиталь в связи с началом Первой мировой войны. Подготовка сестринского персонала осуществлялась при общинах. Важно отметить, что в наше время восстановлена деятельность этой московской общины.

До 1917 г. в России насчитывалось 10 тыс. сестер милосердия. 26 августа 1917 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия. После революции в России существовало 109 общин и около 10 тыс. сестер милосердия. С началом Первой мировой войны все находившиеся в России женщины Дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже к декабрю 1914 г. в Москве было открыто 800 лазаретов, а также госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Организовали лазареты и все великие княжны. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со

старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы по уходу за ранеными. Они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете простыми сестрами милосердия: подавали на операциях инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В сохранившихся дневниках великой княгини Ольги Николаевны особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых и смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить. В 1914 г. вышло распоряжение пригласить на добровольных началах вдов и направить их в Санкт-Петербургскую больницу для «прямого назначения как ходить и смотреть за больными». Женский труд в медицине стал заметным явлением и занял подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение страдающим людям стали традицией русских сестер милосердия.

Эти традиции продолжились и в последующее время. Так, например, в среде русского зарубежья. Для эмигрантов, вынужденно оказавшихся вне России и в труднейших обстоятельствах, огромную помощь оказывало Российское общество Красного Креста (РКК), основанное еще в 1867 г. С момента основания сохранялись его основные принципы: оказание помощи раненым во время военных и стихийных бедствий, пострадавшим при пожарах, от эпидемий и т. п. Общество заслужило высокий международный авторитет. После 1917 г. для русских беженцев за рубежом были устроены инвалидные дома, осуществлялось бесплатное лечение, оказывалась социальная помощь, не только на территории России, но и в отдаленных точках мира. РКК к 1917 г. располагало квалифицированным медперсоналом (2,5 тыс. врачей, 20 тыс. сестер милосердия, 50 тыс. санитаров), собственным транспортом (в том числе, госпитальные суда и спецпоезда), лабораториями и амбулаториями, лечебными заведениями и перевязочными пунктами. Материальная база формировалась за счет благотворительных поступлений [Соловьев 2016]. Кроме того, в это трудное время ХХ в. появляются и другие благотворительные организации. Например, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым

воинам, Всероссийский союз городов и др. В их задачи входили организация лазаретов, госпиталей, санитарных поездов, пунктов бесплатного питания, выдача одежды, предметов гигиены, закупка медикаментов [Соловьев 2016, с. 11-12].

Затронутые проблемы заставляют каждого из нас задуматься о значении милосердия и сострадания в профессиональной деятельности, тем более врачебной. Сестры милосердия часто подавали пример своей жертвенностью, бесстрашием, принимая участие в военных действиях и приходя на помощь больным и страждущим во время эпидемий. «Крестьянские женщины, видя старание сестры при уходе за больными в доме милосердия, - писал один из врачей, - выражали свое удивление, говоря, что редкая мать будет так ухаживать за своими собственными детьми» [Кохан 1983, с. 49].

Часто в труднейших обстоятельствах идеи милосердия помогали найти в себе мужество, бескорыстие и самоотверженность, показать пример человечности и тех качеств, без которых невозможно представить настоящего врача и медсестру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Епифанов Н. С. Наставник первых русских медицинских сестер // Медицинская сестра. 1983. № 3. С. 48-50 Кохан А. И., Милявский В. М. Сестры милосердия в борьбе с эпидемией

дифтерии // Медицинская сестра. 1983. С. 48-49. Серебренников А. Б. Великая княгиня Елена Павловна и отечественная

медицина // Клиническая медицина. 1991. № 10. С. 116-119. Соловьев В. М. Три волны эмиграции. Xроника Русского зарубежья: Одиссея длиною в век. М. : ЛЕНАНД, 2016. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.