Научная статья на тему 'Исторические предпосылки складывания института милосердия в России'

Исторические предпосылки складывания института милосердия в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
716
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / CHARITY / ВОЙНА / WAR / СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / SISTERS OF CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бухтоярова Ирина Михайловна, Панова Анна Владимировна

Статья рассматривает историю формирования института милосердия в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бухтоярова Ирина Михайловна, Панова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL CONDITIONS OF CHARITY INSTITUTE IN RUSSIA

The article examines the history of charity institute in Russia. In addition, attention is paid to the activity of charity sisters in the second half XIX century.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки складывания института милосердия в России»

Берегиня*777*Сова, 2016, № 1 (28)

УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СКЛАДЫВАНИЯ ИНСТИТУТА

МИЛОСЕРДИЯ В РОССИИ

Бухтоярова Ирина Михайловна, кандидат исторических наук

(г. Воронеж)

Панова Анна Владимировна, кандидат исторических наук

(г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает историю формирования института милосердия в России. Кроме того, особое внимание уделяется деятельности общин сестер милосердия XIX века. Ключевые слова: милосердие, война, сестры милосердия.

THE HISTORICAL CONDITIONS OF CHARITY INSTITUTE IN RUSSIA

Buhtoyarova I.M., Panova A.V.

(Voronezh)

Abstract. The article examines the history of charity institute in Russia.

In addition, attention is paid to the activity of charity sisters in the second half XIX century.

Key words: charity, war, sisters of charity.

«...Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Матф.5:7

Во все времена в России помощь ближнему осознавалась как долг, как умение сопереживать, способность вынести тяжкие испытания и проявить человеколюбие и доброту.

Сегодня недостаток милосердия - характерная черта современного мира, которая, к сожалению, проявляется и в российском обществе. Поэтому, возвращаясь к самым истокам возникновения и проявления этого качества, нам следует обратить внимание на духовный подвиг сестер милосердия, которые так искренне и беззаветно посвятили себя служению Отечеству.

В толковом словаре С.И. Ожегова под словом «милосердие» понимается «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Между тем, «сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными» [10, с.402].

Милосердие всегда было характерной чертой российского общества, традиции которого относят к началу складывания государственности. Известно, что еще в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.

В X веке дочь князя Рюрика княжна Ольга организовала первую больницу на Руси, а уже в XI веке появляются «баба-вдовицы» (повивальные бабки), в обязанности которых входило крещение

6

новорожденных и оказание помощи во время родов.

В XII - XIII веках при церквях и монастырях в Москве создаются «больничные палаты». Необходимое лечение больных и раненых в период эпидемии и войн проводилось в монастырских больницах.

Многочисленные летописные источники XIV

- XV веков упоминают имена крестьянской девушки Февронии, княжеской дочери Евросинии, Феодосии Морозовой, по зову сердца занимавшихся уходом за больными людьми.

Лишь к концу XVII в. государство постепенно перенимает обязанности по попечению нуждающихся. По указу Петра I все пожертвования стали отправлять организованно в благотворительные учреждения, выполняющие функции больниц, богаделен и сиротских домов. До него помощь оказывалась только частным образом. В 1715 году вышел Указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми [2, с.35]. Это был первый шаг по привлечению женщин к лечебной работе. Начинаниям Петра не суждено было сбыться: Екатерина I удалила женщин из больниц, и впоследствии роль сиделок выполняли отставные солдаты.

При Екатерине II открылись несколько воспитательных домов для подкидышей и бесприютных младенцев в Москве и Санкт-Петербурге.

Сестринское дело в России получает развитие в 1803 г. в связи с организацией службы сердобольных вдов - предшественниц сестер милосердия.

Благодаря императрице Марии Федоровне, русские женщины были привлечены к лечебной работе. И это было новым явлением в общественной жизни страны. Сердобольных вдов стали направлять для работы в больницах. В торжественной обстановке они давали клятву служению избранному делу по уходу за больными. Эта форма профессионального участия женщин в уходе за больными была единственной до середины XIX века.

Война 1812 года показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учреждения были не в состоянии обойтись без вспомогательного женского труда. Поэтому в 1816 году при Московском госпитале была открыта специальная фельдшерская школа на 150 мест; в 1818 году -курсы сиделок и Институт сердобольных вдов [3, с.137].

Трудно представить, но до середины XIX столетия в лечебных учреждениях ухаживали за больными и помогали врачам медбратья. Первая община сестер милосердия в России - Свято-Троицкая

- была создана в Петербурге в 1844 году. В сестры милосердия принимали вдов и девиц 20-40 лет. В

течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. Изучали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. В торжественной обстановке женщин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий женщин долгое время не привлекали - в обществе бытовало мнение, что только падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образована знаменитая Крестовоздви-женская община для подготовки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку у известных врачей, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподаватели в общине, в том числе и сам Н.И. Пирогов, позднее вспоминали, что «интерес к делу ухода за больными и ранеными просыпался у общества с началом крупных военных кампаний, когда перед глазами энтузиастов возникал в туманной дымке героический образ женщины, перевязывавшей кровавые раны умирающего солдата» [26, с.100].

До конца XIX в. дело попечения находилось в руках императорской фамилии. В 1879 г. было учреждено Российское общество Красного Креста, объединившее большинство общин сестер милосердия.

Многие русские женщины и девушки оказывали раненым помощь в условиях тяжелой боевой обстановки. Среди них - 15-летняя Даша Михайлова, любовно прозванная защитниками города Дашей Севастопольской, - личность легендарная. По зову сердца она ушла на фронт, в труднейших условиях оказывала помощь раненым на перевязочных пунктах, затем в госпиталях. Фактически она стала первой сестрой милосердия. Её заслуги высоко оценил именитый врач Н.И. Пирогов, а по приказу Николая I Даша Михайлова была награждена золотой медалью «За храбрость» и крупной денежной премией.

Оказание медицинской помощи силами сестер милосердия, входивших в общины, впервые практикуется в годы Крымской войны. Сто двадцать сестер милосердия Крестовоздвиженской общины прибыли в Крым для оказания помощи солдатам и офицерам.

Общины сестер милосердия в основном находились в Санкт-Петербурге и Москве. Так, в Санкт-Петербурге в указанный период действовало 6 общин численностью 300 сестер милосердия. По сути, такие общины представляли собой учрежде-

Берегиня»777»Сова, 2016, № 1 (28)

ния, для которых уход за больными был профессиональным делом. По мнению Е.Е. Беловой, все общины рассматриваемого периода можно условно разделить на 3 группы: 1) общины, осуществлявшие широкую благотворительную деятельность, включая призрение бедных, неимущих, воспитание бедных и брошенных детей; 2) общины, чья основная деятельность заключалась в помощи больным и раненым воинам (именно подобные общины тесно сотрудничали с дамскими комитетами Общества попечения о раненых и больных воинах); 3) общины, которые существовали при женских монастырях и находились в ведении Святейшего Синода (эти общины часто вели широкую благотворительную деятельность и существовали на основе монастырского общежития) [3, с. 33-34].

Помощь раненым силами сестер милосердия явилась предпосылкой к организации Общества Красного Креста. 22 августа 1864 г. в Женеве представители 16 государств заключили уже международный договор о помощи раненым во время войн - Женевскую конвенцию. Позднее к этому соглашению присоединились еще 26 стран, в том числе и Россия. Отличительным знаком организации стал герб Женевы как центра духовного единения стран-участниц: красный крест на белом флаге. По инициативе лейб-хирурга И.А. Нерановича и доктора Ф.Я. Кареля стали предприниматься шаги для создания Общества Красного Креста. 3 мая 1867 г. в Государственном совете был утвержден устав общества, получившего название «Российское общество попечения о больных и раненых воинах». В 1879 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста. Общество приняло на себя функции по подготовке опытного санитарного персонала для нужд военного времени, организации госпиталей на фронте, по сбору пожертвований и оказанию материальной помощи раненым и больным. В его деятельности на разных этапах активно участвовали многие выдающиеся медики -Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, С.П. Боткин, С.И. Спасокукоцкий, Н.А. Вельяминов, Н.Н. Бурденко и др.

Первая община Красного Креста была учреждена в 1868 г. в Москве.

Несомненно, что людских, материальных и других ресурсов одних только общин сестер милосердия, появившихся в 40-60-е гг. XIX в., явно не хватило бы в случае любой крупной военной кампании. В связи с этим, Общество попечения о больных и раненых воинах, созданное в России в 1867 г., как главный центр деятельности частной помощи на войне взяло на себя подготовку сестер милосердия для ухода за больными и ранеными воинами в

военное время. Именно под эгидой этого Общества сестринское движение достигает своей массовости в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Одной из ярких страниц военной истории, привлекающей внимание многих исследователей, является русско-турецкая война 1877-1878 гг., в которой сестры милосердия проявили особую самоотверженность. Следует отметить, что война эта стала крупнейшей во второй половине XIX в. и первой победоносной военной кампанией для России после поражения в Крымской войне. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что именно в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в российском обществе отмечался всплеск благотворительной деятельности и проявления милосердия. «Война с турками показала необходимость и благотворность частной помощи во время войны и на войне...» [4, с. 225].

События русско-турецкой войны 1877-1878 гг. позволили, впервые в истории, проявить себя на общественном поприще и русской женщине. «Барыни до сих пор славившиеся своими куриными мозгами и куриными наклонностями, вдруг точно прозрели. Красный крест сестры милосердия сманил многих из теплых насиженных мест. Первый раз за все последнее время - русская женщина, тщетно бившаяся в охватывающем ее со всех сторон омуте ничегонеделания, почувствовала под ногами что-то твердое. Вышла на тяжелый путь, но все-таки путь.» [11, с. 41]. Женщины создавали дамские комитеты, занимавшиеся сбором денежных средств на нужды фронта, заготовкой белья и перевязочных материалов для раненых, приемом и размещением раненых в госпиталях и лазаретах, созданных внутри империи. К 1 февраля 1878 г. в России насчитывался 81 дамский комитет [11, с. 42]. Кроме того, женщины активно участвовали в деятельности по уходу за ранеными и больными воинами.

Однако движение сестер милосердия не всегда отличалось однородностью. В этот период времени война была популярна среди дворянства и русской аристократии. Зачастую возросший патриотизм многих женщин можно было объяснить ростом общественного мнения. Большинство девушек понятие не имело о том, что их могло ждать на фронте. Часть из них рассматривала помощь раненым как новые знакомства и развлечения. Для других - малоимущих - это было единственным способом заработать на пропитание. Но были и те, для кого милосердие к больным рассматривалось как сознательный выбор и служение Отечеству.

Начало обучению женщин-добровольцев было положено в 1877 г. в Санкт-Петербурге Врачебной

Общиной. Курс читался профессиональными медиками для всех желающих. Число слушательниц достигло 500 человек, но лишь 171 из них были выданы удостоверения после окончания [9, с.106]. Позднее подобные курсы возникли в Полтаве, Чернигове, Тамбове, Курске и других городах. Главный недостаток подобных курсов - невысокая степень профессионализма выпускниц.

В 1907 году великая княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, которая к 1911 году стала центром милосердия в Москве.

С началом Первой мировой войны в России насчитывалось 150 школ при обществе Красного Креста. Социальный состав - самый разнообразный, даже женщины из трудовой среды, дворянского происхождения, даже женщины из рода Романовых. Императрица Александра Федоровна с дочерью Татьяной и Ольгой, окончив курсы сестер, оказывали помощь раненым и больным в Царскосельском лазарете.

Самоотверженный труд и воинский подвиг российских сестер милосердия достойно оценивало государство. Для награждения сестер милосердия и сестер Красного Креста, отличившихся в оказании помощи раненым и больным воинам и населению, пострадавшему от стихийных бедствий, в Российской империи была учреждена система наград. Помимо правительственной Георгиевской медали за героизм и мужество при оказании помощи раненым в период войны, сестер милосердии награждали особой медалью РОКК (Российское общество Красного Креста), которая приравнивалась к государственной награде.

После событий 1917 года в Российском обществе Красного Креста произошли коренные изменения. На I Всероссийском съезде сестер милосердия было основано Всероссийское общество сестер милосердия.

В 1922 году Общество Красного Креста было реорганизовано в Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Годы социалистического правления в России полностью уничтожили деятельность православных общин сестер милосердия.

Основой сестринской деятельности наших русских женщин всегда были милосердие и бескорыстие, но с 1926 года сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, так как посчитали, что милосердие - это «поповское» слово.

Сестринская помощь в России не всегда имела основательную теоретическую, практическую и организационную базу. Лучшие профессиональные качества медицинских сестер сформулированы в этом историческом отрезке. Сестры ассоциировались в общественном сознании как положительные, героические личности, способные на самоотверженность, титанический безвозмездный труд.

Литература:

1. Белова, Е.Е. Сестры милосердия в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. // Ярославский педагогический вестник, 2010. - № 2. - С. 33-37.

2. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М.: Центрполиграф, 2001. - 445 с.

3. Война и милосердие. - М.: Свято-Димитр. училище сестер милосердия, 2003. - 320 с.

4. Илинский, П.А. Русская женщина в войну 18771878. Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей. - СПб.: Типо-Литография Л. И. Шмидта, 1879. - 277 с.

5. Каспрук, Л.И., Снасапова, Д.М., Жакупова, Г.Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Вестник Челябинского государственного университета, 2014. - № 12. - С. 43-47.

6. Кацнельбоген, А.Г. Героиня трех войн // Клиническая медицина. 1990. - № 2. - С. 139-142.

7. Козловцева, Е.Н. Социальная деятельность московских общин сестер милосердия // Вестн. Моск. ун-та.

- Сер. 8: История. - М., 2005. - № 5. - С. 66-83.

8. Махаев, С.К. Подвижницы милосердия. Русские сестры милосердия: (краткие биографические очерки). -М., 1914. - 143 с.

9. Немирович-Данченко, В.И. Боевая Голгофа. - СПб.: Т-во Просвещение, 1911. - 410 с.

10. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство: ИТИ Технологии, 2005. - 944 с.

11. Пирогов, Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

- 655 с.

12. Постернак, А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия в России. - М.: Издательство «Свято-Дми-триевское училище сестер милосердия», 2001. - 304 с.

13. Цвелев, Ю.В., Абашин, В.Г., Шмидт, А.А. К 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853-1856 г.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. - 2010. - Т. LIX. №2. - С. 100-108.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.