Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИН СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИН СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
953
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛОСЕРДИЕ / ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ / СЕРДОБОЛЬНЫЕ ВДОВЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЖЕНСКИЙ ТРУД / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / ПРОФЕССИЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пахомова Л.А.

В данной статье представлен анализ становления и развития общин сестер милосердия в России в конце XIX - начале XX века. Подробно рассказывается о делах милосердия первых общин сестёр милосердия, даётся анализ московских общин сестер милосердия и их деятельности во время военных действий и восстаний. В статье рассказывается о предшественницах сестер милосердия, деятельности сердобольных вдов, которые занимались делами милосердия и сострадания, безвозмездно оказывали медицинские услуги больным людям. В России образовываются первые общественные организации женщин - общины сестёр милосердия. Под знаменем Международного Общества Красного Креста (МОКК) в России общины сестер милосердия создаются во многих городах. Автор описывает особенности Устава, деятельности Попечительского совета данных общин, их основных инициаторов-попечительниц и отмечает разносторонность деятельность сестёр милосердия. Они были ассистентами на операциях, выносили раненых с поля боя, оказывали экстренную помощь раненым и нуждающимся в медицинской помощи воинам на фронтах первой мировой войны, русско-японской, балканской и греко-турецкой войн, а также Ихэтуаньского восстания в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNITIES OF SISTERS OF MERCY IN RUSSIA IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES

This article presents an analysis of the formation and development of communities of sisters of mercy in Russia in the late 19th - early 20th centuries. It tells in detail about the deeds of mercy of the first communities of sisters of mercy, provides an analysis of the Moscow communities of sisters of mercy and their activities during military operations and uprisings. The article tells about the predecessors of the sisters of mercy, the activities of compassionate widows who were engaged in deeds of mercy and compassion, and provided free medical services to sick people. The first public organizations of women - the community of sisters of mercy - were formed in Russia. Under the banner of the International Red Cross Society (ICRC) in Russia, communities of sisters of mercy are being created in many cities. The author describes the peculiarities of the Charter, the activities of the Board of Trustees of these communities, their main initiators-trustees, and notes the versatility of the activities of the sisters of mercy. They were assistants in operations, carried out the wounded from the battlefield, provided emergency assistance to the wounded and in need of medical assistance to soldiers on the fronts of the First World War, the Russo-Japanese, Balkan and Greco-Turkish wars, as well as the Ihetuan uprising in China.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИН СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 51-64

УДК 2-46

Пахомова Людмила Анатольевна, Смоленский Государственный Университет

Становление и развитие общин сестер милосердия в России в конце XIX — в начале XX века

Аннотация: В данной статье представлен анализ становления и развития общин сестер милосердия в России в конце XIX — начале XX века. Подробно рассказывается о делах милосердия первых общин сестёр милосердия, даётся анализ московских общин сестер милосердия и их деятельности во время военных действий и восстаний. В статье рассказывается о предшественницах сестер милосердия, деятельности сердобольных вдов, которые занимались делами милосердия и сострадания, безвозмездно оказывали медицинские услуги больным людям. В России образовываются первые общественные организации женщин — общины сестёр милосердия. Под знаменем Международного Общества Красного Креста (МОКК) в России общины сестер милосердия создаются во многих городах. Автор описывает особенности Устава, деятельности Попечительского совета данных общин, их основных инициаторов—попечительниц и отмечает разносторонность деятельность сестёр милосердия. Они были ассистентами на операциях, выносили раненых с поля боя, оказывали экстренную помощь раненым и нуждающимся в медицинской помощи воинам на фронтах первой мировой войны, русско-японской, балканской и греко-турецкой войн, а также Ихэтуаньского восстания в Китае.

Ключевые слова: милосердие; общины сестер милосердия; сердобольные вдовы; общественное женское движение; женский труд; благотворительность Русской Православной Церкви; Международное Общество Красного Креста; Российское Общество Красного Креста; профессия медицинская сестра.

Героическое прошлое русского народа на протяжении нескольких веков и передовой опыт служения ближним своим людям в области благотворительности и милосердия достаточно обширен. Мы знаем немало примеров такого милосердного служения в истории нашей страны. Наши прабабушки и прадедушки преподали нам великолепный урок служения людям: подчас они тратили немало сил и энергии для служения

больному, немощному человеку; расходовали свои денежные средства; в некоторых случаях такого служения шли на отчаянные шаги, рисковали собственной жизнью. Таким ярким примером является служение сестер милосердия. Во все века служение сестер милосердия вызывало в народе восхищение и уважение.

Сестра милосердия добровольно шла на помощь людям, несла своё христианское служение перед Господом Богом, являлась истинной православной христианкой, оказывала духовную, физическую, медицинскую поддержку больному человеку, служила искренне и добровольно, тем самым спасалась и спасала немощного, больного человека, несла добросовестное церковное послушание.

Возникновение первых общины сестёр милосердия связано с деятельностью великой княгини Мария Фёдоровны. Таким образом начался новый период в истории русского благотворения и милосердия. Благотворительность — неотъемлемая часть жизни всех членов Императорского Дома.

Ранее делами милосердия и сострадания к больным людям в России активно занимались сердобольные вдовы. С начала XIX века, с 1814 года сердобольные вдовы служили в инфекционных лазаретах и частных больничных домах. Их деятельность заключалась в уходе за больными людьми и находилась под попечительством императрицы Марии Фёдоровны, которая была инициатором их создания.

По Уставу сердобольных вдов, «общее число призреваемых в Московском вдовьем доме не должно было превышать шестьсот человек, из них шестьдесят принадлежало к разряду сердобольных вдов»1. Автор выделяет момент первой ориентации русских женщин на оказание услуг больным людям в России, так появляется в русском обществе востребованный женский труд.

Членами Императорского Дома были учреждены Сестричества и определено основное направление их служения в России. Возникают общины сестёр милосердия. Это были первые общественные организации женщин, меняется отношение к ним в обществе, происходит организованный и плавный переход от труда сердобольных вдов к делам милосердия и сострадания больным людям общин сестер милосердия. К началу ХХ века в нашей стране таких общин уже более ста тридцати.

В основу фундамента их деятельности закладываются благотворительность и безвозмездное оказание медицинских услуг больным людям, проявляется русский сострадательный характер души сестер милосердия. Их деятельность имеет гуманистические корни, так выражается мирская и церковная забота о нуждающихся в помощи больных людях.

Возникновение общин сестер милосердия по всей России «стало новым этапом развития отечественной медицины, что выразилось не только в появлении новой медицинской профессии, но и в кардинальном изменении отношения к раненым»2.

В России впервые община сестер милосердия была образована в городе на Неве «в 1844 году в Петербурге великой княгиней Александрой Николаевной и принцес-

1 Жерихина Е.И. Сердобольные вдовы // Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга. Т 11. С. 679.

2 Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: ПСТГУ, 2001. С. 7.

сой Ольденбургской Терезией. Затем подобные общины стали возникать во многих городах, и к концу XIX века их было более ста»1. Общины сестер милосердия создаются по частной инициативе попечительниц благородного сословия и в основном «уже не на религиозном чувстве или патриотическом порыве, а на принципах гуманности, которые во второй половине XIX века распространяются и признаются уже повсеместно»2.

1863 год считается годом организации Международного Общества Красного креста (МОКК). Под его эгидой возникают благотворительные общественные организации, в том числе и женские — общины сестер милосердия. Фундаментально заложен принцип деятельности организации, который ориентирован на оказание безвозмездной помощи раненым воинам и больным людям на высоком профессиональном медицинском уровне.

Инициаторы-попечительницы общин сестер милосердия организовывают свою работу «на западные образцы — католические общины Винсента де Поля и лютеранские общины диаконис»3. Общины возникают «исключительно по частной инициативе, в их работе используется опыт института сердобольных вдов и женских монастырей»4.

По инициативе и на денежные средства попечительницы — Великой княгини Александры Николаевны образована Свято-Троицкая община сестер милосердия, которая была первой в нашей стране. Она была организована в марте 1844 года в Петербурге. Тогда же княгиня М.Ф. Барятинская, петербургская попечительница, создаёт в Литейной части города общину сестер милосердия. Затем по всей России стали образовываться женские общественные организации — общины сестер милосердия.

Так, в Одессе в 1850 году создается женская общественная организация — богадельня сердобольных сестер. Здесь осуществляется медицинская помощь больным женщинам и происходит обучение учениц правильному оказанию безвозмездных медицинских услуг.

В Петербурге в 1859 году инициатором-попечительницей Великой княгиней Александрой Петровной организована Покровская община сестер милосердия. Род её деятельности отличается от предыдущих общин сестер милосердия: кроме заботы о больных людях они берут на себя подготовку и обучение сестер милосердия опыту работы с больными людьми и бесприютными детьми.

В Псковской губернии общину сельских сестер милосердия в 1861 году организовала инициатор-попечительница княгиня М.М. Дондукова-Корсакова.

Смоленская община сестер милосердия начала существовать примерно с 1894— 1895 года, так как Отчет общины пишется в 1903 году в девятый раз, а в 1904 году в

1 Козловцева Е.Н. Московские общины сестёр милосердия в XIX—начале XX века. М.: ПСТГУ, 2010. С. 30.

2 ПостернакА.В. Очерки по истории общин сестер милосердия... С. 9.

3 КарпычеваЛ.А. Общины сестер милосердия и Православная Церковь // Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. 2005. № 1. С. 121.

4 Там же. С. 123.

десятый. Деятельностью общины с самого начала руководит её попечительница, меценатка Ольга Александровна Вонлярлярская (Лярская), яркая представительница талантливого и трудолюбивого дворянского рода. С 1894 года на протяжении многих лет она являлась членом Смоленской местной Управы РОКК. В Обществе работала лечебница для раненых воинов, а позже и аптека. Её помощницей на посту попечительницы общины была Мария Александровна Ромейко-Гурко. Наиболее заметной их деятельность стала в период русско-японской войны 1904 года.

В Москве инициатор-попечительница княгиня А.В. Голицына создала в 1863 году общину сестер милосердия, приют для иногородних монахинь и больницу.

1863 год считается в России годом возникновения новой женской профессии — профессии медицинской сестры. Военный министр российского государства Д.А. Милютин издаёт Указ о предварительной договоренности с общиной сестер милосердия и об оказании постоянного качественного ухода за ранеными и больными воинами в лазаретах и больницах.

В 1863 году создаётся Общество попечения о раненых и больных воинах, которое в дальнейшем, в 1879 году будет называться Российское Общество Красного Креста (РОКК), а в 1867 году наша страна присоединилась к конвенциям Международного Общества Красного Креста (МОКК).

В 1866 году инициатор-попечительница княгиня Н.Б. Шаховская организовывает общину сестер милосердия под покровом иконы Божьей Матери «Утоли мои печали». Впоследствии община стала самой крупной в России.

В Петербурге в начале Крымской войны инициатором-попечительницей Великой княгиней Еленой Павловной создается Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Она является первым женским медицинским отрядом сестер милосердия, которые помогали на войне раненным воинам и выносили их с поля боя, оказывали первую медицинскую помощь больным военным. Благодаря этой общине в России в 1867 году организовывается Российское Общество Красного Креста.

Во второй половине девятнадцатого столетия сестры милосердия активно трудились непосредственно на месте военных действий. Они оказывали помощь раненым, самоотверженно трудились в госпиталях и на перевязочных пунктах. Оказание безвозмездной помощи раненым и больным воинам становится в нашей стране первостепенной задачей и имеет регулярный характер. Российское общество Красного Креста организованно проводило сборы денежных средств и теплой одежды, тем самым привлекало в свои ряды все больше людей разных сословий русской общественности.

Гуманистические идеи распространяются по всей России. Государство и народ все больше внимания уделяет делам милосердия и благотворительной деятельности. Император Александра II осуществляет Великие реформы, которые способствовали добрым делам по всей стране, тысячи людей стремились принять участие в сотворении новой жизни»1. Женская трудовая деятельность в общинах сестер милосердия

1 Пономарёва В.В. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. ХУШ—начало ХХ в. М.: «Искусство», 2008. С. 211.

считается очень востребованной и приносящей пользу всему русскому обществу. Ведь русской женщине присуще замечательные качества характера, а сестре милосердия «необходимы женские качества: мягкость, сострадательность, терпимость, хозяйственность и честность»1.

Женский труд становится в России востребованным, сами женщины все чаще проявляют общественную активность, становятся социальными лидерами. В нашей стране с середины XIX века поднимается «женский вопрос», говорится о необходимости просвещать и обучать женщин: «женщина должна получить образование, приобрести профессию и желательно саму себя материально обеспечить»2.

Одним из главных направлений деятельности Российского Общества Красного Креста становится создание общин сестёр милосердия по всей стране. По окончании Русско-турецкой войны, с 1877 по 1878 год образуются общины сестер милосердия не только при храмах, но и как самостоятельные женские общественные организации, по инициативе частных лиц, которые в дальнейшей их деятельности становятся их попечителями. Для служения в общинах сестер милосердия женщины тщательно отбирались: они должны были быть физически выносливыми и обладать твердыми нравственными качествами.

Затем общины должны были подготовить высококвалифицированных сестер милосердия и обучить женщин милосердному служению больным людям, а в некоторых общинах и воспитанию подрастающего поколения — детей-сирот. В «число сестёр милосердия принимались девушки всех христианских исповеданий, но предпочтение получили православные девушки, только они могли стать сёстрами общин»3.

Наша страна с 1863 года присоединилась к конвенции Международного Общества Красного Креста — это способствовало большему развитию сети общин сестер милосердия. Русские женщины становятся социально активными в обществе и получают специальное образование. Постепенно служение сестёр милосердия получает одобрение в глазах общественности и высоко ценится Императором Николаем II и императрицей Марией Фёдоровной.

Каждая община сестер милосердия имела свой Устав, Попечительский совет, куда входили богатые и знатные родовитые дворяне. Община окормлялась священниками Русской Православной Церкви, проходил в ней и педагогический процесс: ученицы, которые хотели стать сестрами милосердия, проходили обучение при общине по разным медицинским предметам и по русской грамматике.

По рангам сначала в общину принимались «ученицы», которые проходили обучение профессии сестры милосердия и проходили практику в лечебнице и военных лазаретах, трудились совершенно бесплатно. Затем, при условии положительного отношения к учёбе и старания на практических занятиях с больными, ученица переходила в ранг «испытуемая». У «испытуемой» было гораздо больше ответственно-

1 Минцлов С.Р. Каталог книг Публичной Библиотеки Новгородского Губернского Статистического Комитета: 1. Отдел исторический. М.: Книга по требованию, 2012. С. 6.

2 Пономарёва В.В. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба... С. 208.

3 Козловцева Е.Н. Московские общины сестёр милосердия в XIX—начале XX века... С. 30—31.

сти в лечебнице или аптеке, работала она почти как сестра милосердия, но плату за работу получала значительно меньше, иногда несла своё милосердное служение за пропитание и одежду. Затем «испытуемая», имея хорошую характеристику от начальства, переходила в ранг «сестры милосердия», которая работала за жалование и была на полном обеспечении проживания в общежитии и питания от общины сестер милосердия.

Обратимся к истории Московских общин сестер милосердия. Общины сестер милосердия в организации своей работы имели как сходные черты, так и отличия. Они были созданы по инициативе разных лиц и обществ, поэтому подчинялись различным структурам.

К середине XX века в Москве было открыто шесть общин сестер милосердия. В 1848 году при Дамском Попечительстве о бедных была сформирована первая Никольская община сестер милосердия. Её организовал доктор Ф.П. Гааз и учредила княгиня Софья Степановна Щербатова, супруга московского генерал-губернатора. В то время в Москве бушевала холерная эпидемия. «В 1855—1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины вместе с сердобольными вдовами и сестрами петербургской Крестовоздвиженской общины оказывали помощь раненым в госпиталях Крыма»1.

В 1872 году создается при московской епархии Владычне-Покровская община сестер милосердия. Инициатором открытия её, а затем попечительницей на протяжении нескольких лет была игуменья Митрофания (Розен). Община состояла из особо выносливых и квалифицированных сестер милосердия и подчинялась лично московскому митрополиту.

В 1865 году учреждается община сестер милосердия «Утоли моя печали» — Никольская община. Сестры милосердия помогали раненым и больным воинам во время боевых действий на фронтах сербо-турецкой, русско-турецкой, балканской и первой мировой войн. Никольскую общину возглавляла попечительница княгиня Наталия Борисовна Шаховская.

В 1894 году создается Иверская община сестер милосердия при Комитете Московского Дамского Российского Общества Красного Креста. Попечительницей в ней выступала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Сестры милосердия были высококвалифицированными и оказывали экстренную помощь раненым и нуждающимся в медицинской помощи воинам на фронтах первой мировой войны, русско-японской, балканской и греко-турецкой войн, а также Ихэтуаньского восстания в Китае.

В 1888 году создается убежище для сестёр милосердия Красного Креста при Александрийской общине сестер милосердия, попечителями которой выступают супруги Вишневские. В 1896 году происходит расширение полномочий общины сестер милосердия и при ней начинает работать стационарная дневная больница имени Великой княгини Ольги Николаевны.

1 Козловцева Е.Н. Московские общины сестёр милосердия в XIX—начале XX века... С. 63—64.

В 1877 году при Российском Обществе Красного Креста создается комитет «Христианская помощь» в городе Москве. Он начинает координировать работу приюта для солдат, которые во время Русско-турецкой войны стали калеками. В 1880 году при Александрийской общине сестер милосердия создают «Александровский приют для неизлечимо больных и калек, в 1883 году — лечебницу имени князя В.А. Долгорукова»1. На тот момент возглавила общину сама настоятельница и её старшая сестра Е.Ф. Кудрявцева, получившая в Иверской общине сестер милосердия опыт работы. Члены Александрийской общины сестёр милосердия активно работали на театре боевых действий первой мировой и русско-японской воин.

С началом нового XX века, образуются две общины сестер милосердия: Павловская — в 1901 году и в 1909 году Марфо-Мариинская обители в городе Москва. Павловскую общину сестер милосердия благословил к созданию святой праведный Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал на ее развитие денежные средства. Она была создана для поддержки бедных людей Москвы и стала самостоятельным звеном в работе общин сестер милосердия, которая занималась делами милосердия и благотворительностью.

Инициатором-попечительницей Марфо-Мариинской обители сестер милосердия стала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Она организовала её «с целью восстановить древнюю форму женского служения в Церкви — служения диаконис»2. Она образовала систему помощи немощным людям по образцу, который использовали в работе опыт западных благотворительных орденов, но члены общины все были православными, воцерковлёнными людьми. Самой главной целью деятельности общины сестер милосердия Великая княгиня Елизавета Федоровна считала «христианское духовно-нравственное просвещение нуждающихся людей из самых низших слоев общества»3.

В обители милосердия действовали Уставы для сестер милосердия и для самой общины. Был пошагово разработан план (чин) посвящения новоиспеченной сестры обители в сестру милосердия. Обязательными условиями нахождения в обители было наличие послушания и воцерковления сестер милосердия. Была выстроена иерархия между сестрами милосердия по чину от младшей до старшей сестры обители, отмечался строгий и высокоорганизованный уровень управления в общине. Послушания сестер милосердия назначались и выполнялись непосредственно от опыта работы сестры милосердия в обители. Во главе общины стоял священник, который окорм-лял и пас своих овец во Христе, являлся добрым пастырем и чутким духовником. В обители был почти монастырский уклад жизни. Послушания сестры милосердия выполняли тщательно и старательно. Проходило и обучение в обители. Несколько раз в неделю (до трёх) проводились лекционные занятия по медицинским наукам, затем были практические занятия в лазарете при обители. Обязательно три раза в неделю священник читал лекции по Закону Божьему.

1 Там же. С. 35.

2 ПостернакА.В. Очерки по истории общин сестер милосердия... С. 216.

3 Гордеева В. Марфо-Мариинская обитель милосердия. М.: б. и., 2011. С. 219.

Сестры милосердия проводили катехизаторские беседы с тяжелобольными людьми и заведомо неизлечимыми, умирающими от тяжких болезней, готовили их к переходу в жизнь вечную и спасению во Христе. Проводя катахизаторские беседы, сестры милосердия, в своем роде, были первопроходцами в этой области. Сестры обители ходили по домам к бедным и нищим людям, помогали им переносить тяготы болезни, оказывали экстренную помощь по адресам их проживания.

В городе Москве «последней организованной общиной стала воссозданная в 1914 году Никольская община, названная в честь своих первых создателей — доктора Ф.П. Гааза и княгини С.С. Щербаковой»1. Сестры милосердия несли тяжелый крест христианского служения, работали с больными и бедными людьми. Они смиренно подчинялись руководству общины и четко выполняли свои послушания.

Для того чтобы попасть в обитель милосердия, необходимо было пройти экзамен. Сестры должны были быть физически крепкими, нравственными, православными и воцерковленными. В общине всегда был тщательный отбор и высокая подготовка кадров для больниц и лечебниц сестер милосердия.

Создание московских общин сестёр милосердия способствовало значительному росту числа общин в России. Особое место среди общин занимает Марфо-Мариин-ская обитель, сёстры милосердия которой первыми начали работу по катехизации населения. Повышается профессиональный медицинский уровень сестры милосердия по уходу за больными и ранеными. Служение сестры милосердия занимает определенное положение в структуре здравоохранения с четко обозначенными функциями и становится высокопрофессиональным. В армии и на флоте, в военное и мирное время широко применялся женский труд, он прочно вошел во все лечебные учреждения.

Возглавляли московские общины сестер милосердия высокопоставленные дамы, например, Елизавета Фёдоровна Романова, великая княгиня царствующего Дома Романовых, сестра российской императрицы, супруги царя Николая II Александры Фёдоровны. Общественную организацию сердобольных вдов возглавляла императрица Мария Фёдоровна Романова.

Сёстры милосердия служили там, где проходили военные действия, и активно ухаживали за ранеными и больными военными во время Крымской и до первой мировой войны. С 1853 до 1856 года во время Крымской войны сестры милосердия первый раз оказались на войне. «Воззвание к россиянкам» опубликовали на своих страницах «Московские ведомости» в апреле 1854 года. В нем выражалась идея «необходимости помощи раненым непосредственно на театре военных действий в качестве сестер милосердия»2.

Великая княгиня Елена Павловна организовала общину сестер милосердия — Крестовоздвиженскую, собрала «отряды любящих женщин, желавших послужить Господу Иисусу Христу в лице Его «меньшого брата»3. К сожалению, не всегда ру-

1 Козловцева Е.Н. Московские общины сестёр милосердия в XIX—начале XX века... С. 36.

2 Там же. С. 154.

3 Махаев С., свящ. Подвижницы милосердия. М.: ПСТБИ, 2013. С. 14.

ководство лазаретов и больниц хотело видеть в их стенах сестер милосердия, потому что сестры были принципиальными и честными, могли увидеть недостатки, а порой и воровство административных чиновников. «Само служение женщины у постели больного не имело ещё того ореола, каким оно стало заслуженно пользоваться после, и казалось дамам света даже грязным и «шокирующим» их занятием»1. «Сёстрам милосердия, работающим в военных госпиталях Крыма, пришлось наводить порядок в обеспечении раненых, порой доходя до открытых столкновений с госпитальной администрацией»2.

Сострадательное любящее женское сердце сестер милосердия сопереживало русским солдатам, которые по месяцу в немытой одежде лежали неподвижно, были голодными и мучились от жажды несколько дней, при этом страдая от неперевязанных ран. Сёстры милосердия обращали внимание на раненых и больных во время переезда с поля сражения в госпитали, из госпиталей на родину. «Сёстры начали сопровождать транспорт, перевязывая на остановках раненых, давали лекарства, заботились о пище и ночлеге»3.

Деятельность сестёр милосердия была разносторонней. Они были ассистентами у хирургов на операциях. Им приходилось не только выполнять медицинские задачи, но и следить за подачей больным таблеток и микстур, готовить еду себе и солдатам, стирать и сушить бинты и белье, курировать переезд больных из одного лазарета в другой. Своей физической выносливостью сестры милосердия удивляли окружающих людей. Так, «каждая палата, каждое отделение получило хозяйку, которая старалась, чтобы больные были покойны и довольны, чтобы прислуга была исправна и старательна, а палата достаточно снабжена всем необходимым»4.

Сестры милосердия морально поддерживали и подбадривали больных, помогали им переносить тяжелые заболевания, облегчали им страдания от невыносимой боли.

Работа сестер милосердия при оказании экстренной помощи больным воинам была полезна и востребована обществом — это был первый положительный опыт их деятельности вблизи театра боевых действий.

Во время Сербо-турецкой война 1876 года сёстры милосердия несли своё послушание там, где не могли находиться военные формирования. Славянское благотворительное общество и Российское Общество Красного Креста «снарядило и направило в Сербию для оказания помощи раненым санитарные отряды, в которые входили и 118 сестёр милосердия»5.

Княгиня Н.Б. Шаховская возглавила первый отряд общины «Утоли моя печали» сестер милосердия в составе тридцати девяти человек. За две недели в городе Па-рачин скопилось огромное количество раненых солдат, которые прибывали каждые сутки на более чем 500 человек. Они лежали под открытым небом на улице и ждали

1 Там же. С. 13.

2 Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Военная литература, 2018. С. 60.

3 Махаев С., свящ. Подвижницы милосердия... С. 19.

4 Козловцева Е.Н. Московские общины сестёр милосердия в Х1Х—начале XX века... С. 157.

5 Золотарёв В.А. Военная история России. М.: Кучково поле, 2018. С. 393.

помощи от сестер милосердия. Там «не осталось места в доме, раненых стали класть в саду, а затем и прямо на улице, где некоторые из них провели 3 — 4 дня. Изуродованные люди лежали практически друг на друге в лужах крови и при этом, к изумлению русских врачей, даже не стонали»1. Сестры сбивались с ног от усталости, старались каждому перевязать раны и сказать теплые, добрые слова утешения. Они пытались каждому уделить максимум внимания, накормить горячей едой и напоить теплым чаем. У сестёр было очень много дел и по лазарету, они спали не более трех часов в сутки поочередно.

Во время Русско-турецкой войны Российское Общество Красного Креста организовало отряд из опытных сестер милосердия для помощи в эвакуации раненых воинов с поля боя в безопасные районы страны. «Красный Крест должен был устроить на всей территории Российской империи лазареты на 16 тысяч кроватей, снарядить 10 санитарных поездов, обеспечить походные лазареты в районах боевых действий сестрами и братьями милосердия, лекарствами и материалами для перевязок»2.

Сёстры милосердия служили более девятнадцати часов в сутки, спали урывками, но они мужественно держались и не падали духом. Многие сестры милосердия общины «Утоли моя печали» после войны остались служить в лазаретах Болгарии и Румынии. К большому сожалению, раненых доставляли в лазарет только через несколько дней (четыре, пять) после ранения с серьёзными проблемами: потерей крови, её заражением, раны гнили, возникала гангрена.

В период Ихэтуаньского восстания (1898—1901) Российское Общество Красного Креста 13 июня 1900 года командировало для оказания экстренной помощи раненым и больным воинам сестер милосердия Иверской общины. Направили «старшую сестру Анну Куликову с пятью сестрами милосердия в Забайкалье, где собирались части русской армии союзнического экспедиционного корпуса»3.

В Хабаровске госпитали были переполнены ранеными и больными воинами, которые лежали в грязи, одежда их была в лоскутах, пропитана потом и запекшейся кровью. Хозяйственные и опытные сестры милосердия правильно организовали работу: умыли, переодели в новую теплую одежду больных, обработали кровоточащие раны. В лечебницу, где трудились сестры милосердия из Иверской обители, в холодный период времени года начали поступать тяжко болящие солдаты близлежащих больниц и военных госпиталей. Все сестры милосердия за усердное служение были удостоены высочайших наград.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. задачи, стоящие перед РОКК, заключались в организации опытных сестер милосердия для работы в лазаретах и госпиталях. В места боевых действий Иверская община командировала несколько отрядов сестер милосердия. Долго находиться в лазарете больным воинам было

1 Киняпина Н.С. Балканы и проливы во внешней политике России в конце XIX века. М.: Высшая школа, 2014. С. 182.

2 Минцлов С.Р. Каталог книг Публичной Библиотеки Новгородского Губернского Статистического Комитета... С. 3.

3 Ихэтуаньское восстание 1898—1901 // Военная энциклопедия. 1977. Т. 3. С. 423—424.

нельзя, и как только они шли на поправку, их перевозили в другую больницу, а в лазарет принимали новых тяжелораненых бойцов. У сестер было очень много работы, они уставали духовно и физически. На тысячу раненых приходилось часто всего две — три сестры. На один вагон военного поезда-госпиталя, который был до отказа набит ранеными, приходилось по одной сестре милосердия, которая не могла выйти из вагона, так как поезд быстро ехал, а остановки делал редко и небольшие по времени, такие, что сестра милосердия имела время только для перехода из одного вагона в другой. Шли бесконечные споры и среди администрации поезда-госпиталя, доктора спорили с хозяйственными служащими.

На первую Балканскую войну, начавшуюся в 1912 году, из Москвы были отправлены пять медицинских отрядов сестер милосердия. Старшей сестрой отрядов назначили Екатерину Ситникову. Сёстры милосердия перевозили тяжелораненых, нуждавшихся в экстренной помощи и тщательном уходе воинов, всем им оказывалась неотложная помощь круглосуточно. Так, «дамы белградского общества работали в качестве сестер милосердия в Иверском госпитале. Они владели русским и сербским языками, что было очень полезным: они оказывали постоянному персоналу посильную помощь, выполняя различные поручения. Сёстры милосердия сопровождали больных и раненых в санитарном поезде до Белграда»1.

Затем, в течение Первой мировой войны, с 1914 до 1918 год, по согласованию с Российским Обществом Красного Креста опытная сестра милосердия В. Тарасевич была включена в состав делегации, которая совершила командировку в немецкое государство для выяснения условий содержания раненных и больных воинов русской армии. Её задачи заключались в «защите пленных от произвола противника и улучшение их положения»2. Для реабилитации больных воинов в Москве был оборудована солдатская больница имени Московского городского кредитного общества. Туда поступали больные воины, которых сопровождали сестры милосердия, трудившиеся в медицинских санитарных поездах и военных лечебницах.

Московская Павловская община сестер милосердия направила свою основную деятельности для медицинской помощи раненым и больным воинам. Помогал воинам быстро набираться сил и восстанавливать здоровье шестинедельный курс грязелечения, их раны быстро затягивались и заживали.

Для заграничной командировки во Францию было отобрано тридцать квалифицированных сестер милосердия, которые знали французский язык и умели свободно на нем общаться. Это было необходимо для ухода за ранеными и больными русскими военными. Судьба сестер милосердия во Франции оказалась очень трудной. Огромный размах работы общин сестер милосердия пришелся на первую мировую войну. Они совершали многочисленные выезды на поля боев, порой их количество было более сотни сестер. «Сестер милосердия назначали не только в лазареты и на сани-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Вельяминов И.А. Исторический очерк деятельности русских женщин на войне. СПб.: б. и., 1998. С. 12-15.

2 Нагорная О.С. Русские генералы в германском плену в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 2008. № 6. С. 102.

тарные поезда, но и в летучие отряды, которые до этого состояли только из санитаров и врачей-мужчин. Медицинский персонал, остававшийся в Москве, тоже напряженно трудился, создавая временные госпитали и лазареты, оказывая посильную помощь семьям солдат. Сестры милосердия терпеливо и самоотверженно выполняли незаметную работу, это говорит о том, что в самих общинах истинный дух христианского служения ближним не был утерян вплоть до 1917 года»1.

Сестрам милосердия необходимо было во время военных действий, на поле брани, во время тяжелых эпидемиологических ситуаций иметь крепкую выдержку, физическую выносливость и напрягать неимоверное количество сил. Колоссальные денежные средства, которые тратили попечители, благотворители и государство для формирования отрядов сестер милосердия, увеличивали их престиж и уважение со стороны государственных чиновников и всего российского общества. Основная тяжелая работа, которая легла на хрупкие женские плечи сестер милосердия, требовала определенных знаний и умений в медицине, поэтому членов новых общин необходимо было научить ремеслу сестры милосердия. Это и стало главной причиной организации общин сестер милосердия, так как их труд в военное время был необходим всему обществу и государству в целом.

Широкая деятельность московских общин сестер милосердия началась в середине XIX века, во время эпидемии холеры в Москве, а закончилась в начале ХХ века, по окончании первой мировой войны. Деятельность сестер милосердия проходила под знаменем Российского Общества Красного Креста. Их труд был востребован во всех военных лазаретах и больницах. Раненые солдаты считали их «ангелами» в белых халатах. Они лечили, утешали словом, давали надежду на выздоровление. Сестры милосердия также являлись лучшими помощницами медицинскому персоналу военных лазаретов, помогали врачам, ассистировали при операциях, занимались перевязками ран, стирали и сушили бинты, одежду, помогали собирать необходимых вещи для солдат, которые были готовы к выписке из военного лазарета. Труд сестер милосердия был и остается очень необходимым обществу, он всегда будет востребован, так как женское мягкое любящее сердце готово всегда прийти на помощь людям, попавшим в беду и нуждающимся в профессиональном уходе.

Источники и литература:

1. Вельяминов И.А. Исторический очерк деятельности русских женщин на войне. СПб.: б. и., 1998. 230 с.

2. Гордеева В. Марфо-Мариинская обитель милосердия. М.: б. и., 2011. 259 с.

3. Жерихина Е.И. Сердобольные вдовы // Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга. 1994. Т. 11. С. 679.

4. Золотарёв В.А. Военная история России. М.: Кучково поле, 2018. 735 с.

5. Ихэтуаньское восстание 1898—1901 // Военная энциклопедия. 1977. Т. 3. С. 660—661.

1 Козловцева Е.Н. Московские общины сестёр милосердия в XIX—начале XX века... С. 192.

6. Карпычева Л.А. Общины сестер милосердия и Православная Церковь // Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. 2005. № 1. С. 120138.

7. Киняпина Н.С. Балканы и проливы во внешней политике России в конце XIX века. М.: Высшая школа, 2014. 440 с.

8. Козловцева Е.Н. Московские общины сестёр милосердия в XIX—начале XX века. М.: ПСТ-ГУ, 2010. 208 с.

9. Махаев С., свящ. Подвижницы милосердия. М.: ПСТБИ, 2013. 143 с.

10. Минцлов С.Р. Каталог книг Публичной Библиотеки Новгородского Губернского Статистического Комитета: 1. Отдел исторический. М.: Книга по требованию, 2012. 40 с.

11. Нагорная О.С. Русские генералы в германском плену в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 2008. № 6. С. 94-108.

12. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: Военная литература, 2018. 191 с.

13. Пономарёва В.В. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVШ—начало ХХ в. М.: «Искусство», 2008. 320 с.

14. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: ПСТГУ, 2001. 292 с.

Formation and development of communities of sisters of mercy in Russia in the late 19th and early 20th centuries

Abstract: This article presents an analysis of the formation and development of communities of sisters of mercy in Russia in the late 19th - early 20th centuries. It tells in detail about the deeds of mercy of the first communities of sisters of mercy, provides an analysis of the Moscow communities of sisters of mercy and their activities during military operations and uprisings. The article tells about the predecessors of the sisters of mercy, the activities of compassionate widows who were engaged in deeds of mercy and compassion, and provided free medical services to sick people. The first public organizations of women - the community of sisters of mercy - were formed in Russia. Under the banner of the International Red Cross Society (ICRC) in Russia, communities of sisters of mercy are being created in many cities. The author describes the peculiarities of the Charter, the activities of the Board of Trustees of these communities, their main initiators-trustees, and notes the versatility of the activities of the sisters of mercy. They were assistants in operations, carried out the wounded from the battlefield, provided emergency assistance to the wounded and in need of medical assistance to soldiers on the fronts of the First World War, the Russo-Japanese, Balkan and Greco-Turkish wars, as well as the Ihetuan uprising in China.

Keywords: mercy; communities of sisters of mercy; compassionate widows; social women's movement; female labor; charity of the Russian Orthodox Church; International Committee of the Red Cross; Russian Red Cross Society; profession of a nurse.

References

Vel'iaminov I.A. Istoricheskii ocherk deiatel'nosti russkikh zhenshchin na voine [Historical sketch of the activities of Russian women in the war]. Saint-Petersburg, 1998.

Gordeeva V. Marfo-Mariinskaia obitel'miloserdiia [Martha and Mary Convent of Mercy]. Moscow, 2011.

Zherikhina E.I. 1994. Serdobol'nye vdovy [Compassionate widows]. Entsiklopedicheskii slovar'Sankt-Peterburga [Encyclopedic Dictionary of St. Petersburg]. 1994, vol. 11, p. 679.

Zolotarev V.A. Voennaia istoriia Rossii [Military history of Russia]. Moscow, 2018.

1977. Ikhetuan'skoe vosstanie 1898—1901 [Ichetuan uprising of 1898—1901]. Voennaia entsiklopediia [Military encyclopedia]. 1977, vol. 3, pp. 660—661.

Karpycheva L.A. Obshchiny sester miloserdiia i Pravoslavnaia Tserkov' [Communities of Sisters of Mercy and the Orthodox Church]. Blagotvoritel'nost'v Rossii: Istoricheskie isot-sial'no-ekonomicheskie issledovaniia — Charity in Russia: Historical and Socio-Economic Research, 2005, no. 1, pp. 120-138.

Kiniapina N.S. Balkany i prolivy vo vneshnei politike Rossii v kontse XIXveka [The Balkans and Straits in Russian Foreign Policy at the End of the 19th Century]. Moscow, 2014.

Kozlovtseva E.N. Moskovskie obshchiny sester miloserdiia v XlX—nachale XX veka [Moscow Communities of Sisters of Mercy in the 19th — early 20th centuries]. Moscow, 2010.

Makhaev S., sviashch. Podvizhnitsy miloserdiia [Devotees of mercy]. Moscow, 2013.

Mintslov S.R. Katalog knig Publichnoi Biblioteki Novgorodskogo Gubernskogo Statistich-eskogo Komiteta: 1. Otdel istoricheskii [Catalog of books of the Public Library of the Novgorod Provincial Statistical Committee: 1. Historical Department]. Moscow, 2012.

Nagornaia O.S. Russkie generaly v germanskom plenu v gody Pervoi mirovoi voiny [Russian generals in German captivity during the First World War]. Novaia i noveishaia istoriia — New and Contemporary History, 2008, no. 6, pp. 94—108.

Pirogov N.I. Sevastopol'skie pis'ma i vospominaniia [Sevastopol letters and memoirs]. Moscow, 2018.

Ponomareva V.V. Mir russkoi zhenshchiny: vospitanie, obrazovanie, sud'ba. XVIII-na-chalo KhKh v. [The world of a Russian woman: upbringing, education, destiny. XVIII — early XX century]. Moscow, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.