44 Высшее образование в России • М 5, 2006
Кансузян Л. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социол. ис-след. - 2003. - № 6.
2. Лисовский В.Т. Динамика социальных из-
менений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социол. исслед. - 1998. - № 5.
3. Щербакова В.П. Особенности адаптации
молодежи в период экономических реформ // Молодежь - 97: надежды и разочарования. - М., 1997.
4. Соколов А., Щербакова И. Ценностные ори-
ентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. - 2003. -№ 1.
5. Колесников Ю.С. Становление рыночных
стандартов поведения студентов // Молодежь - 97...
6. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и
динамика жизненных стратегий студентов // Социол. исслед. - 2003. - № 10.
7. Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институ-
циональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - Т. VII. - № 1.
8. Бойко Л.И. Трансформация функций высше-
го образования и социальные позиции студенчества // Социол. исслед. - 2002.- № 3.
9. Ценностные ориентации молодежи Во-
ронежской области. - Воронеж, 1996. - С. 7.
Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии
О. БОГОСЛОВСКАЯ, доцент Российский университет дружбы народов
Общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране не только изменило систему мировоззренческих ориентаций современной молодежи, но и внесло определенные коррективы в ее установки на получение высшего образования.
Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда. Естественно, что каждый представитель молодого поколения в перспективе хочет,
чтобы работа была престижной, то есть перспективной и хорошо оплачиваемой. Поэтому оценка престижности будущей профессии оказывает основное влияние на принятие решения о получении того или иного образования.
Анализ результатов всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1999-2002 гг.), проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в12 регионах Российской Федерации под руководством профессора В.И. Чупрова, позволил выделить по крайней мере три типовые модели социального старта.
Согласно полученным результатам, первую модель избирают представители молодежи, чьи жизненные планы ориентированы на ценности высшего образования (2530%). При этом далеко не все из них мотивированы на приобретение знаний. Каждый третий руководствуется сугубо инструментальными мотивами, например получения диплома или отсрочки от армии.
Социология образования
45
Вторую модель избирает большая часть молодежи, которая свой социальный старт также связывает с получением образования, но конкретные его формы после окончания школы не определяет (60-70%). Поведение этой группы часто зависит от «обстоятельств», к которым могут быть отнесены и наличие учебного заведения в районе проживания, и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы на коммерческой основе, и многое другое. Большинство молодых людей, действующих в соответствии с этой моделью, стремятся поступить в профессиональное училище или техникум, ставя во главу угла не столько его профиль, сколько доступность при поступлении. Некоторые делают попытку поступить в институт, но не очень огорчаются в случае неудачи.
Сторонники третьей модели (их около 10%) однозначно исключают для себя продолжение учёбы и направляют свою активность на поиск подходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. Косвенно к сторонникам этой модели можно отнести и часть молодёжи с так называемым «отложенным стартом», для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей [1].
Необходимо отметить, что стартовые позиции молодёжи и выбор стратегий поведения во многом определяются образовательным статусом родителей, уровнем материального благосостояния семьи, региональными условиями её жизни, гендерными факторами, а также фактором акселерации, благодаря которой девушки социализируются быстрее, чем юноши.
В течение 2005 г. кафедра сравнительной образовательной политики РУДН в рамках проекта Минобрнауки РФ проводила социологическое исследование, направленное на изучение социального развития молодежи в России. Особое внима-
ние было уделено изучению мотивации получения высшего образования и пониманию престижа будущей профессии российскими студентами.
В опросе в форме анкетирования на основе простой случайной выборки участвовали студенты вузов Москвы, Орла и Твери (учащиеся разных курсов технических, естественно-научных и гуманитарных факультетов).
Анализ мотивационной структуры получения высшего образования современных студентов выявил следующую картину. При ответе на вопрос анкеты: «Что дает высшее образование?» - большинство респондентов в Москве, Твери и Орле уверяют, что «пошли в вуз ради получения диплома». Второе место по популярности в указанных трех городах принадлежит суждению, что «высшее образование дает хорошую профессию в будущем», а третье -утверждению, что «высшее образование само по себе принесет успех в жизни в дальнейшем». Здесь следует указать, что в анкете имелся специальный вопрос, проясняющий мнение молодежи по поводу того, какие составляющие важны для достижения успеха в жизни. Во всех городах на первое место вышло такое личностное качество, как целеустремленность, а второе место заняло получение хорошего образования.
Любопытно сравнить результаты описываемого социологического исследования с показателями локального опроса студентов Российского университета дружбы народов (2005 г.), направленного на выявление их мотивации к получению высшего образования. Согласно собранным данным, для трети наших студентов доминирующим мотивом является получение определенного статуса в обществе; немногим более трети опрошенных студентов назвали предполагаемую возможность хорошего заработка в будущем. При этом в мужской и женской частях выборки обнаружились некоторые особенности. Так, юноши на первое место выдвигают мотив получения опреде-
46 Высшее образование в России • М 5, 2006
ленного статуса в обществе, а затем называют такие мотивы, как расширение своего культурного кругозора и возможность хорошо зарабатывать. Девушки же, напротив, на первое место ставят хороший заработок в будущем, а на второе или на третье - получение определенного статуса в обществе и возможность занять высокую руководящую должность. Результаты данного опроса не только не вошли в противоречие с результатами социологического исследования молодежи Центральной России, но и внесли в них интересные дополнения.
Весьма характерными являются данные, полученные при анализе структуры мотивации к учению. Студенты орловских, московских вузов и Тверского госуниверсите-та называют в качестве ведущих мотивов к получению знаний желание освоить выбранную профессию и стремление закончить учебное заведение. Именно эти два мотива находятся на первом и втором месте, причем с очень небольшим отрывом. Студенты орловских вузов на третье место помещают такой мотив, как «проверка своих сил и возможностей», и лишь на четвертое - интерес к учебе, в чем они солидарны с учащимися Тверского госуниверситета. Что же касается студентов московских вузов, то для них интерес к учебе находится на третьем месте по значимости.
Оценки российской студенческой молодежи позволили выстроить следующий рейтинг популярности предложенных девяти профессий: 1) программист - 18,3%; 2) юрист - 18,2%; 3) бизнесмен - 16,6%; 4) экономист-финансист - 14,2%; 5) менеджер - 13,7%; 6) профессии, связанные с криминалом - 6,5%; 7) психолог - 4,4%; 8) бухгалтер - 4,3%; 9) журналист, филолог - 3,3%.
Анализ ответов студентов по опрошенным российским регионам раздельно выявил следующую картину. Так, для орловских студентов на первом месте по привлекательности стоит профессия юриста, на втором - программиста, на третьем - экономиста (финансиста), на четвертом - биз-
несмена, на пятом - менеджера. Рейтинг престижных профессий сточки зрения студентов Тверского госуниверситета выглядит следующим образом: на первом месте
- программист, на втором - юрист, на третьем - менеджер, на четвертом - бизнесмен, на пятом - экономист (финансист). Анализ ответов студентов московских вузов позволил выстроить такой рейтинг: на первом месте - экономист (финансист), на втором - программист, на третьем - юрист, на четвертом - менеджер, на пятом - бизнесмен.
Итак, три наиболее популярные профессии среди молодежи - программист (профессия, котирующаяся на мировом рынке труда), юрист (хорошо оплачиваемая профессия на внутреннем рынке труда), бизнесмен (предприниматель).
Интересным дополнением к описываемому социсследованию студенческой молодежи Центральной России могут считаться результаты социологического опроса абитуриентов российских вузов, проведенного ежедневной аналитической газетой «RBC daily» совместно с call-центром «Горячие линии» группы компаний Imageland летом 2004 г. [2]. Они показали, что приоритетом при поступлении остается интерес к той или иной специализации, тогда как престижность вуза, а также его положение на рынках образования и труда интересуют респондентов куда меньше.
Кроме того, участники опроса указали, что для них более значим высокий уровень преподавания и престиж учебного заведения (по 36%) и в гораздо меньшей степени важно, насколько диплом вуза котируется за рубежом и среди работодателей. Поскольку в нашей стране мобильность студенческой молодежи невысока, признание российских дипломов за рубежом имеет значение лишь для тех, кто предполагает продолжить обучение за границей.
Результаты же региональных социссле-дований абитуриентов показывают, что на потребительский выбор в регионах качество образования и престижность влияют
Социология образования
47
в меньшей степени, чем, например, близость учебного заведения к дому.
Наиболее интересным оказался подход к выбору профессии. Участники опроса, как выяснилось, в большей мере руководствуются своим интересом к ней (69%) и гораздо меньше - ее доходностью (14%). По всей вероятности, это связано с тем, что в выборе специальности у российских абитуриентов существует серьезный ограничитель - неуверенность в жизни, неспособность ставить перед собой цели и достигать их.
Что же касается самой ситуации на российском рынке труда для современной молодежи, то здесь, по мнению экспертов, опрошенных осенью 2004 г. газетой «RBK Daily», в течение последующих четырехпяти лет сохранится спрос на молодых выпускников российских вузов [3]. Так, по данным департамента Федеральной службы занятости города Москвы, в первом полугодии 2004 г. уровень зарегистрированных молодых безработных в столице составил всего 0,6%. Эксперты утверждают, что в тех регионах России, где наблюдается относительный по сравнению с прошлым десятилетием рост экономики, рынок труда постепенно расширяется. Вместе с тем в последние годы в целом по стране наметилась тенденция постоянного уменьшения доли трудоспособного населения - граждан в возрасте от 25 до 40 лет. Это, вероятно, приведет к тому, что при подборе молодых специалистов на ва-
кантные должности работодатели будут гораздо меньше уделять внимание наличию у претендентов опыта работы, а также развивать спонсорские программы обучения и «вести» талантливых студентов уже во время учебы, начиная с первых курсов высших учебных заведений. Уже сейчас менеджеры по подбору персонала в различных компаниях отмечают тот факт, что работодатели начали ориентироваться на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.
Что же касается прогнозов на ближайшее будущее, то мнения по этому вопросу большинства экспертов совпадают. В скором времени практически равное количество запросов придется на технических специалистов и специалистов в области продаж. В сумме эти категории составят около 55% всего объема запросов. Около 15% придется на финансовых специалистов, еще 10% - на маркетологов и специалистов в сфере РИ-технологий и около 20% рынка
- на администраторов, специалистов в области логистики, информационных технологий и юристов.
Литература
1. Положение молодежи и реализация госу-
дарственной молодежной политики в
Российской Федерации. - М, 2003. - С. 15.
2. Российская молодежь хочет поумнеть. -
www.rbcdaily.ru_i12.08.2004)
3. Российский рынок труда готовится к штур-
му. - www.rbcdaily.ru (10.11.2004)
g