Научная статья на тему 'Мотивация осужденных к труду как одно из условий их ресоциализации'

Мотивация осужденных к труду как одно из условий их ресоциализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
723
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / МОТИВ / ТРУД / ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / CONVICTS / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / MOTIVATION / VALUES / MOTIVE / LABOUR / ATTITUDE TO LABOUR / RE-SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александров Борис Владимирович

В современных условиях деятельности пенитенциарных учреждений остаются неразрешенными проблемы вовлечения осужденных в трудовой процесс, создания предпосылок к формированию правопослушного поведения у лиц, совершивших преступления и отбывающих уголовные наказания, посредством использования такого основного средства исправления, как общественно полезный труд. Это во многом и обусловливает необходимость применения методов психологии в деятельности сотрудников исправительных учреждений, где обязателен учет анализа результатов диагностики отдельных сторон мотивации осужденных к труду. Изучение особенностей мотивации осужденных к труду в местах лишения свободы становится актуальным в свете исследования их ресоциализации. Автор отмечает ценности, которые, являясь структурными компонентами мотивации, способствуют процессу ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания. По результатам исследования, для трудоустроенных осужденных сфера профессиональной жизни и образования значима. Напротив, у осужденных, нежелающих работать, выявлено преобладание состязательного мотива, который определяет их отрицательную позицию в среде осужденных. В целом содержание статьи охватывает исследования мотивационных компонентов, таких как: мотивы, ценности и отношение, оказывающих влияние на ресоциализацию лиц, отбывающих уголовное наказание, которые следует учитывать при психолого-педагогическом воздействии на осужденных, с учетом социально-психологической характеристики этих лиц и в зависимости от критериев их занятости в исправительных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александров Борис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of engagement of the convicts in labour, creation of preconditions for developing of law-abiding behavior in persons who have committed crimes and are serving criminal sentences by means of such correctional measure as socially useful work remains an unsolved one for modern penal institutions. This has resulted in the necessity to apply psychological methods when analysis of different aspects of motivation of prisoners to labour is indispensable. Examination of the problem of convictsmotivation to labour becomes topical in the context of re-socialization of the latter and the objective of the work is to study peculiarities of convictsmotivation to labour and motives that encourage them to work in prison. The author also describes values which as structural components of motivation further the process of re-socialization of prisoners. The results of the study reveal the significance of professional life and education as the main characteristics of employed convicts. On the contrary, prisoners who do not whant to work are characterized by the prevalence of cometative motive that determines their negative position among convicts. In general, the article covers study of such motivational components as motives, values and attitudes that affect the convictsre-socialization and should be taken into account when rendering psychological and pedagogical influence on the convicts; their socio-psychological characteristics and criteria for their employment in correctional institutions should be taken into account as well.

Текст научной работы на тему «Мотивация осужденных к труду как одно из условий их ресоциализации»

УДК 343.823

DOI 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).077-083

МОТИВАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Б. В. Александров

Для цитирования

Александров, Б. В. Мотивация осужденных к труду как одно из условий их ресоциализации / Б. В. Александров // Прикладная юридическая психология. -2019. - № 1 (46). - С. 77-83. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).077-083.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В современных условиях деятельности пенитенциарных учреждений остаются неразрешенными проблемы вовлечения осужденных в трудовой процесс, создания предпосылок к формированию правопослуш-ного поведения у лиц, совершивших преступления и отбывающих уголовные наказания, посредством использования такого основного средства исправления, как общественно полезный труд. Это во многом и обусловливает необходимость применения методов психологии в деятельности сотрудников исправительных учреждений, где обязателен учет анализа результатов диагностики отдельных сторон мотивации осужденных к труду. Изучение особенностей мотивации осужденных к труду в местах лишения свободы ста-

© Александров Б. В., 2019

новится актуальным в свете исследования их ресоциализации. Автор отмечает ценности, которые, являясь структурными компонентами мотивации, способствуют процессу ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания. По результатам исследования, для трудоустроенных осужденных сфера профессиональной жизни и образования значима. Напротив, у осужденных, нежелающих работать, выявлено преобладание состязательного мотива, который определяет их отрицательную позицию в среде осужденных. В целом содержание статьи охватывает исследования мотивационных компонентов, таких как: мотивы, ценности и отношение, оказывающих влияние на ресоци-ализацию лиц, отбывающих уголовное наказание, которые следует учитывать при психолого-педагогическом воздействии на осужденных, с учетом соци-

ально-психологической характеристики этих лиц и в зависимости от критериев их занятости в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: осужденные, исправительные учреждения, мотивация, ценности, мотив, труд, отношение к труду, ресоциализация.

В практической деятельности сотрудников исправительных учреждений мотивация как психологическая категория приобретает важное значение, в связи с тем что любое воздействие на личность человека, преступившего закон, в местах лишения свободы направлено на достижение цели его исправления, следовательно, на освобождение гражданина, адаптированного к условиям современного общества.

Труд, как известно, выступает средством исправления осужденных. Он является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных, духовных ценностей и личного достатка [2, с. 733].

В процессе трудовой деятельности любой человек отвлечен от различных (в том числе негативных) мыслей, а также от возможного проявления асоциального поведения и поступков, которые не соответствуют установленным в обществе нормам и правилам поведения, общественной морали [1, с. 74]. В связи с этим деятельность всех служб и отделов пенитенциарных учреждений должна быть направлена на вовлечение спецконтингента в трудовой процесс, при этом добровольное изъявление желания, стремление тру-

диться, интерес к работе, увлечение ею будут способствовать ресоциали-зации лица, преступившего закон. Посредством трудоустройства в исправительном учреждении человек, отбывающий уголовное наказание, сможет удовлетворить свои материальные и духовные потребности, развить навыки взаимодействия и общения в коллективе, получить опыт работы, возможно, специальность, что позволит обеспечить себя занятостью и после освобождения.

У осужденного, трудоустроенного в исправительном учреждении, следует выделить следующие степени адапти-рованности, которые влияют и на последующую мотивацию к трудовой деятельности:

- начальная - приспособление к нормам и требованиям, установленным в коллективе, то есть в своем сознании человек еще не принимает ценностей новой среды (положительного фактора для продолжения работы), но знает, как он должен вести себя;

- стадия терпимости - проявление терпимости к системе ценностей и образцам поведения, присущим данному трудовому коллективу, в связи с чем у человека может сформироваться отрицательная мотивация к деятельности;

- аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей той среды, в которой он находится, причем новая среда частично признает ценности и самого индивида. Такой процесс приспособления создает благоприятные условия для продолжения работы в коллективе;

- ассимиляция - полное совпадение поведения индивида с принятыми нормами той среды, где он находится, в свою очередь, среда полностью принимает систему ценностей индивида. Цен-

ностные ориентации, как правило, задают направление действиям человека и определяют его отношение к различным сторонам окружающей действительности. С термином «отношение» связано и понятие мотивации,которая предопределяет поведение индивида,а ее положительное формирование способствует развитию личности.

Мотивация связана и с потребностями, удовлетворить которые старается каждый человек, при этом базовые потребности индивид стремится удовлетворить в первую очередь. Труд, как уже было указано, способствует удовлетворению материальных потребностей, позволяющих человеку обеспечить себя питанием, водой, то есть необходимыми для поддержания жизни организма ресурсами, поэтому эти потребности первостепенны. Недостаток таких ресурсов или возможность улучшить питание, увеличить снабжение себя продуктами становятся мотивами к занятию трудовой деятельностью, приносящей доход. Потребность - это психологическая компонента личности, обусловленная необходимостью ее жизнедеятельности и являющаяся побуждающим механизмом к началу активности.

Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть мотивов. В этом случае мотив выступает как поиск конкретного предмета удовлетворения потребности. А. Н. Леонтьев отмечал, что одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслоо-бразующие мотивы), другие исполняют роль побудительных факторов, которые могут быть как положительными, так и отрицательными (мотивы-стимулы). Известно, что мотивация происходит от слова «мотив», что в переводе с

латинского означает «двигаю». Характеристиками мотива выступают: его направленность (общественная, индивидуальная и др.) на удовлетворение потребностей; ориентированность на внешние и внутренние факторы, объясняющие поведение; сила и устойчивость, выступающие его динамическими характеристиками. Наибольший интерес представляет направленность, выраженная в устойчивом доминировании одних мотивов над другими. Она включает в себя ценностные ориентации человека, позволяющие понять личностный смысл его деятельности. Ценности неотделимы от понятия мотивации, так как, во-первых, они являются предметами, имеющими важное значение для человека, и могут удовлетворять его различные потребности, во-вторых, заложенная в них положительная значимость побуждает индивида к определенным действиям во благо своего существования, образующих некую основу сознания, влияющих на поведение и развитие личности.

Особое место в системе ценностного восприятия труда и связанных с ним компонентов занимает его значимость для человека. Так, выполняя работу, порицаемую обществом, но имея высокое вознаграждение за нее, человек помогает своему больному родному, выделяя часть денежных средств на его лечение. В этом случае ценностью выступает жизнь близкого человека, это и побуждает гражданина заняться данной деятельностью.

Для более ясного понимания мотивации к труду следует обратиться к вопросу о том, какие компоненты составляют такую мотивацию и что влияет на ее формирование? Обобщим изложенное и выделим следующие компоненты мотивации к трудовой деятельности:

- материальное вознаграждение;

- престиж профессии, позволяющий гражданину приобрести высокий социальный статус в обществе;

- условия труда;

- интерес к выбранной работе;

- удовлетворение от труда;

- возможность саморазвития, самосовершенствования;

- социально-психологический климат в коллективе и установление социальных контактов;

- содержание труда;

- возможность реализации внепро-фессиональных целей: отдых и развлечения, поддержание и укрепление здоровья, психическое развитие и др.

Таким образом, мотивация к труду -это сложный процесс, представляющий собой образование психологических особенностей личности, влияющих на поведение человека и побуждающих его к трудовой деятельности.

Труд оказывает положительное влияние на стимулирование у осужденных правопослушного поведения. Ответы представителей администрации на вопрос анкеты о влиянии занятости трудом лиц, отбывающих уголовные наказания в исправительной колонии, на их поведение позволили прийти к выводу о том, что граждане, которые трудятся в местах лишения свободы, в меньшей степени нарушают требования режима содержания. На данное обстоятельство указали 49,4 % сотрудников, также об этом свидетельствует и наличие малого количества, а иногда и полного отсутствия материалов о применении к осужденным мер дисциплинарного воздействия в личных делах осужденных, занятых трудом в исправительном учреждении.

Обращаясь к понятию «ресоциа-лизация», следует отметить, что этот

термин означает повторное усвоение индивидом социального опыта, норм, знаний, правил, ценностей, культуры труда в различных видах деятельности, формирование привычек и обретение статуса в соответствии с социально одобряемыми требованиями, существующими в обществе.

Проведенное на базе исправительных учреждений УФСИН России по Воронежской и Рязанской областям исследование, направленное на изучение отношения к труду, в том числе мотивации к трудовой деятельности, позволило выявить специфические особенности взаимосвязи ресоциализации и мотивации осужденных к труду. Так, с помощью методики «Уровень притязаний личности» (опросник В. К. Герба-чевского) были получены обобщенные данные по категориям осужденных, различающихся по критерию трудоустройства в исправительных учреждениях. Анализ результатов показал, что в целом каждой из групп (трудоустроенные и удовлетворенные работой в исправительном учреждении, не трудоустроенные, но желающие трудиться в учреждении и нежелающие работать, отказывающиеся от работы) соответствует средний уровень притязаний. Однако значимое различие у лиц, занятых трудовой деятельностью в колонии, отмечено по такому компоненту, как состязательный мотив, он оказался ниже, чем у желающих работать, но нетрудоустроенных (р = 0,0044) и нетрудоустроенных, отказывающихся работать (р = 0,0008). Это свидетельствует о том, что трудоустроенные лица в местах лишения свободы придают меньшее значение высоким результатам в деятельности других субъектов, то есть стараются быть более самостоятельными, при этом не выделяясь из

Рис. 1. Показатели значимости различий результатов обследования осужденных, различающихся по критерию занятости в исправительном учреждении, по методике «Уровень притязаний личности»

В. К. Гербачевского

Трудоустройство в ИУ; LS Means Wilks lambda=,67300, F(30, 338)=2,4671, p=,000t Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

: Внутренний мотив : Состязательный мотив

Трудоустроен в ИУ Желает работать в ИУ

Не желает трудиться, отказывается от работы в ИУ

Трудоустройство в ИУ

общей массы, у них снижено стремление к соперничеству, менее выражена потребность во власти. Однако у них повышена инициативность, что помогает им в решении задач, значимое различие с нежелающими трудиться равно р = 0,0324. Напротив, осужденные, нежелающие работать, склонны придавать личностное значение результатам деятельности в сравнении с теми, кто желает работать в исправительном учреждении, и тем самым выделять себя среди остальных, что предопределяет их завышенную самооценку, в этом случае значимость полученных результатов составила р = 0,0407 (рис. 1).

Представленные результаты также указывают на то, что состязательный мотив преобладает у осужденных, нежелающих работать в исправительных учреждениях. Эти лица, как правило, ставят себя выше других, демонстрируя превосходство, что обусловлива-

ет отрицательное отношение к труду и отсутствие у них желания работать в местах лишения свободы. Напротив, осужденным, желающим работать, но нетрудоустроенным свойствен внутренний мотив, означающий наличие привлекательности в самом процессе трудовой деятельности. В связи с этим обязанность лиц, отбывающих уголовное наказание, трудиться в местах, определяемых администрацией колонии, может стать несопоставимой с тем, какую работу желает избрать осужденный, какой внутренний мотив преобладает у него, что может являться причиной, по которой эти лица не заняты в местах лишения свободы.

Одним из ключевых аспектов ресо-циализации, как было отмечено ранее, является усвоение социального опыта, знаний, ценностей, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности каждому человеку. В свою очередь, ценности выступают ориентирами для

людей, в том числе для осужденных к лишению свободы. Мотивация же выступает системой побуждающих сил, задающих направленность и детерминирующих поведение. Она возникает в момент совершения тех или иных действий личностью на пути к удовлетворению потребностей, которые с течением времени могут превратиться в жизненные ценности и способствовать недопущению индивидами противоправных действий, ассоциальных поступков, различных форм девиантно-го поведения. В основе формирования мотивации к различным действиям лежат ценностные ориентации. Не исключением является и труд, общественный характер которого позволяет говорить о нем как о средстве исправления, тесно связанном с процессом ресоциали-зации. Изложенное подводит к изучению ценностей осужденных, которые составляют ядро мотивации.

Так, результаты сравнительного анализа показателей по шкалам морфологического теста жизненных ценностей в различных группах испытуемых (рис. 2) позволили выделить значимость сферы профессиональной жизни у трудоустроенных осужденных, которая составила в сравнении с лицами, желающими работать, но нетрудоустроенными и нежелающими трудиться, р = 0,0010 и р = 0,0004, указывая на то, что трудоустроенные, удовлетворенные работой в местах лишения свободы, характеризуются как лица, отдающие много времени своей работе, включающиеся в решение многих производственных проблем, при этом считающие, что профессиональная деятельность выступает одним из главных направлений в жизни человека. Они заинтересованы в развитии своих профессиональных навыков. Другим значимым показателем этой катего-

Трудоустройство BHy;LS Means Wilhs lambda=,62660, F(28,340)=3,1972, p=,00000 S Профессия

Effective hypothesis decomposition S Образование

Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

60 |-.-.-.-

44 ■

42 I-.-.-.-

Трудоустроен вИУ Желает работатьвИУ

Не желает трудиться, отказывается от работы в ИУ

Трудоустройство в ИУ

Рис. 2. Показатели значимости различий результатов обследования осужденных, различающихся по критерию занятости в исправительном учреждении, по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной

рии, но уже лишь в сопоставлении с осужденными, нежелающими работать, где значимость различий составила р = 0,0055, явилась сфера образования. Из этого следует, что у большинства трудоустроенных осужденных выражено стремление к повышению уровня образования, они расширяют кругозор, считая одним из приоритетов в жизни обучение и получение новых знаний.

В результате обследования осужденных в исправительных учреждениях было установлено, что мотивация к труду обусловлена такими жизненными ценностями, как профессия и образование, являющимися неотъемлемыми компонентами ресоциализации, в случае когда человек, находящийся в местах лишения свободы, придает значение получению знаний, формированию трудовых и профессиональных навыков, а также отсутствием состязательного мотива, который не позволяет занимать им позицию превосходства над другими.

Таким образом, рассмотренные компоненты мотивации осужденных к труду свидетельствуют о предпосылках формирования и изменения отдельных личностных особенностей лиц, отбывающих уголовное наказание, которые определяя поведение, способствуют их ресоциализации и являются ее неотъемлемыми факторами.

Библиографический список

1. Александров Б. В., Несмелова О. М. Влияние отношения к труду на ре-

социализацию осужденных // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 3(7). С. 73-75.

2. Александров Б. В. Отношение осужденных к труду и его влияние на их ресоциализацию // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-25 нояб. 2016 г.) : в 2 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2016. С. 732-735.

3. Александров Б. В. Некоторые психологические характеристики осужденных, различающихся по критерию занятости в исправительном учреждении // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сб. тез. выст. и докл. участников Меж-дунар. науч.-практ. конф. Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 111-113.

4. Бабурин С. В. Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации к труду у осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 4(45). С. 7-12.

5. Колышницына Е. Н., Антонян Ю. М. Мотивация поведения осужденных : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 144 с.

6. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М. : Пер Сэ, 2003. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.