Научная статья на тему 'Мотивация обучения современных студентов педагогического вуза'

Мотивация обучения современных студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING ACTIVITIES / УЧИТЕЛЬ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Светлана Алексеевна

В статье представлены, основные результаты исследования, в ходе которого изучались мотивы поступления студентов в педагогический вуз. В целом полученные результаты показывают, что характер мотивации студентов является адекватным их учебной деятельности. Приведенные данные свидетельствуют об осознанности выбора будущей профессии большинством студентов вуза, что связано с педагогической направленностью их личности. Рассмотрены вопросы, касающиеся видения студентами своей преподавательской деятельности в будущем, а также показана значимость мотивации для продуктивной работы педагога. В статье раскрывается актуальность таких компонентов профессионализма, как успех и личная удовлетворенность с точки зрения результативного и эффективного осуществления педагогической деятельности специалистом. Эти составляющие в конечном итоге обуславливают реализацию необходимых морально-психологических факторов и положительно влияют на динамику внутриличностного состояния педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation for Training Modern Students of Pedagogical Universities

The article presents the main results of the research, during which the motives of entering students the Pedagogical Universities were studied. On the whole, the results show that the nature of studentsmotivation is adequate to their training activities. The data indicate an awareness of future career choice by the majority of University students, which is associated with a pedagogical orientation of their personality. The issues concerning the vision by students of the teaching activity in the future are considered and also the importance of motivation for productive work of the teacher is shown. The article reveals the importance of such components of professionalism as success and personal satisfaction in terms of effective and efficient implementation of pedagogical activities by the specialists. These components will eventually determine the implementation of the necessary moral and psychological factors and positively affect the dynamics of interpersonal status of a teacher

Текст научной работы на тему «Мотивация обучения современных студентов педагогического вуза»

УДК 159.9.07 ББК 88.6

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

С.А. Володина

Аннотация. В статье представлены основные результат ы исследования, в ходе которого изучались мотивы поступления студентов в педагогический вуз. В целом полученные результаты показывают, что характер мотивации студентов является адекватным их учебной деятельности. Приведенные данные свидетельствуют об осознанности выбора будущей профессии большинством студентов вуза, что связано с педагогической направленност ью их личност и,

Рассмотрены вопросы, касающиеся видения студентами своей преподавательской деятельности в будущем, а также показана значимость мотивации для продукт ивной работ ы педагога,

В статье раскрывается актуальность таких компонентов профессионализма, как успех и личная удовлет воренность с точки зрения результативного и эффективного осуществления педагогической деятельности специалистом. Эти составляющие в конечном итоге обуславливают реализацию необходимых морально-психологических факторов и положительно влияют на динамику внутриличностного состояния педагога,

Ключевые слова: мотивация, студенты, педагогическая деятельность, учитель.

S.A. Volodina

Abstract. The article presents the main results of the research, during which the motives of entering students the Pedagogical Universities were studied, On the whole, the results show that the nature of studen ts' motivation is adequate to their training activities. The data indicate an awareness of fu ture career choice by the m ajority of University studen ts, which is associated with a pedagogical orien tation of their personality.

The issues concerning the vision by studen ts of the teaching activity in the future are considered and also the importance of motivation for productive work of the teacher is shown,

MOTIVATION FOR TRAINING MODERN STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Преподаватель ^

4/2014

The article reveals the importance of such components of professionalism as success and personal satisfaction in terms of effective and efficien t implementation of pedagogical activities by the specialists. These components will even tually determ ine the implem en tation of the necessary moral and psychological factors and positively affect the dynam ics of in terpersonal status of a teacher.

Keywords: motivation, students, teaching activities, teacher.

Развитие отечественной системы

образования сопровождается различными реформами, постоянными изменениями, нововведениями, что обуславливается повышением требований к профессиональной подготовке современного учителя и качествам его личности. Важнейшей составляющей конкурентоспособного на рынке труда специалиста сферы образования выступает его мотивация к педагогической деятельности, позволяющая не только результативно выполнять профессиональные задачи, но и эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

Мотнвацнонная составляющая является важной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе н педагогической. Мотивация как процесс, происходящий в самом человеке, направляет его поведение, конкретные действия н поступки в определенное русло.

Проблему мотивации в подготовке личности к професснонально-пе-дагогической деятельности рассматривали в своих работах многие отечественные педагоги и психологи (Э.Ф. Зеер, H.A. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, JI.M. Митина, В.А. Сластенин и др.).

Так, Э.Ф. Зеер считает, что одной из важных составляющих профессионального развития личности явля-

ется формирование у нее устойчивых положительных мотивов, а также социально значимых н профессионально важных качеств личности [1].

А.К. Маркова среди составляющих структуры личности профессионала одной из первых выделяет мотивацию (направленность личности и ее виды) и свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния) [2].

Важной характеристикой труда учителя, по мнению Л.М. Митнной, является педагогическая направленность, включающая интерес и любовь к педагогической деятельности, осознание трудности в учительской работе, стремление овладеть основами педагогического мастерства. Педагогическая направленность становится мотивацией совершенствования и выражается в стремлении личности к самореализации [3].

Таким образом, дня достижения высокого качества подготовки будущего учителя необходимо, в первую очередь, развитие у него мотивационной сферы педагогической деятельности.

С целью выявления мотивов поступления и обучения в вузе студентов Московского педагогического государственного университета было проведено исследование, в основу которого положен письменный опрос н беседа.

4 / 2014

Преподаватель ^

В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения института филологии и иностранных языков МПГУ. Всего к участию было привлечено 83 человека, обучающихся на втором курсе по профилю «Педагогическое образование», нз них 74 девушки и 9 юношей. Характеристики данной выборки обоснованы тем, что студенты, обучающиеся второй год, на основе своего опыта уже способны сделать первоначальные выводы о правильности выбора профессии учителя. В дальнейшем предполагается провести аналогичное исследование с этими же студентами на старших курсах для выявления динамики мотивации.

В ходе проведенного исследования были получены следующие обобщенные результаты (рис. 1):

Как видно из представленной диаграммы на рисунке 1, основными мотивами поступления современных студентов в институт филологии II иностранных языков педагогического вуза являются: желание преподавать (26%), желание выучить ино-

странный язык (13%), любовь к детям (14%), любовь и интерес к выбранному предмету (12%). Достаточно большой процент влияния значимых взрослых на решение поступить либо в данный вуз, либо на данный факультет — 12 %. Этот ответ характерен в основном для студентов, обучающихся на филологическом факультете (влияние любимого учителя или учебного предмета, а также членов семьи).

Интересным представляется видение студентов своей преподавательской деятельности в будущем. При ответе на вопрос: «Есть ли у Вас желание работать в школе?» были получены следующие результаты (рис. 2):

Как видно из представленной диаграммы на рисунке 2, большинство студентов второкурсников рассматривают школу в качестве будущего места работы — 63 %. Некоторые студенты испытывают сомнения по поводу возможности работы в школе (нз полученных ответов: «не готов к работе с детьми», «не уверен, что смогу работать в школе» и т.п.). Отрица-

Рис. 1. Мотивы обучения студентов в педагогическом вузе

□ хочу быть преподавателем

■ еыучить инострвнь й язык

□ любовь к детям

□ люблю предмет (литература, русский или иностранный языки)

■ по стопам родителей (учителей)

□ широкие возможности профессий

■ хороший & уз

□ прош ел на бюджет

■ доступная ирна обучения

■ случайно попал

О получить высшее образование

Преподаватель ^

4/2014

□ да

11%

6%

20%

63%

I нет

□ сомневаюсь

□ да, но при определенных условиях

Рис. 2. Результаты ответов студентов на вопрос «Есть ли у Вас желание работать в школе?»

тельный ответ на поставленнын вопрос дали 20% респондентов. При этом некоторые из них декларировали желание преподавать иностранный язык вне школы. Часть студентов выразило готовность работать в школе, но при определенных условиях (например, готов работать в той школе, в которой учился или только в частной школе и др.).

В целом, как показывают результаты исследования, характер мотивации студентов является адекватным учебной деятельности. Полученные данные подтверждают осознанность выбора большинством студентов будущей профессии и свидетельствуют о педагогической направленности их личности. Большая часть респондентов подчеркивают значимость и важность профессии учителя — 79%, только 6% студентов отрицательно ответило на данный вопрос.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что поступление в педагогический вуз н выбор профессии педагога — это только начальная ступень процесса профессионального самоопределения личности. Дальнейшее обучение в вузе, педагогическая практика, жизненный опыт могут привести к изменению в профессно-

4 / 2014

нальной позиции человека. Такие компоненты профессионализма, как успех н удовлетворенность, обуславливают проявление важных морально-психологических факторов, положительно влияющих на внутрилич-ностное состояние педагога. Это особенно актуально для результативного н эффективного исполнения специалистом своей профессиональной деятельности.

В настоящее время серьезной проблемой является нежелание многих выпускников педагогических вузов идти работать в школу, несмотря на осознанный выбор ими будущей профессии. В частности, к такому выводу нередко приходят студенты после прохождения производственной практики в школе, даже при высокой мотивационной составляющей. Среди актуальных причин появления сомнений в возможной реализации себя в профессии педагога студенты называют следующие:

• большое количество работы, не связанной с подготовкой и проведением уроков;

• невозможность реализации творческого потенциала личности в силу высокой загруженности учителя;

Преподаватель

1ЕК

• неуверенность в реальности достижения требуемых результатов и др.

Таким образом, проблема возможности самореализации будущего педагога при высоком уровне мотивации к педагогической деятельности является актуальной задачей и требует качественного решения. Повышение мотивационной составляющей в профессиональной деятельности педагога способствует достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и повышению результативности и эффективности деятельности образовательного учреждения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

3. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. -320 с.

REFERENCES

1. Zeer Je.F., Psihologija professional'nogo razvitija, Moscow, 2006, 240 p.

2. Markova A.K., Psihologija professionaliz-ma, Moscow, 1996, 312 p.

3. Mitina L.M., Psihologija truda i professional'nogo razvitija uchitelja, Moscow, 2004, 320 p.

Володина Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Московский педагогический государственный университет, s-volodina@list.ru Volodina S.A., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Psychology Department, Moscow State Pedagogical University, s-volodina@list.ru

72

Преподаватель

ВЕК

4 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.