Научная статья на тему 'Актуализация потребности в саморазвитии у будущего педагога'

Актуализация потребности в саморазвитии у будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1481
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Н. А.

В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного саморазвития будущего педагога, рассматриваются подходы к определению понятия «саморазвитие», приводится анализ результатов исследования потребности в саморазвитии и ее актуализации у студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация потребности в саморазвитии у будущего педагога»

ББК 74.48 УДК 378

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Н.А. Романова ЧГПУ

В статье обосновывается актуальность проблемы профессионально-личностного саморазвития будущего педагога, рассматриваются подходы к определению понятия «саморазвитие», приводится анализ результатов исследования потребности в саморазвитии и ее актуализации у студентов педа-

гогического вуза.

Проблема профессионально-личностного саморазвития педагога приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самоуправления профессиональной деятельностью, а профессиональный успех все более зависит от самостоятельности специалиста, способности адаптироваться в условиях инновационных изменений, готовности к постоянному саморазвитию, повышению уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Задача профессионально-педагогического образования в связи с этим - не только подготовить компетентного специалиста, но и обеспечить условия для эффективного профессионального и личностного саморазвития будущего учителя [5].

В отечественной науке в настоящее время большое внимание уделяется проблеме профессионального развития и саморазвития педагога (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков и др.). Профессиональное развитие учителя рассматривается как рост, становление, интеграция, реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, а саморазвитие - как активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к положительным изменениям в его педагогической деятельности. Так, А.К. Маркова определяет профессиональное саморазвитие как само-проектирование личности педагога, построение собственной стратегии профессионального роста [6]. Л.М. Митина, рассматривая профессиональное саморазвитие как

необходимое условие становления конкурентоспособной личности, определяет его как способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и выделяет три стадии психологической перестройки личности в процессе саморазвития: самоопределение, самовыражение и самореализацию [7].

В зарубежных теориях также подчеркивается особая значимость феномена саморазвития как основного внутреннего механизма развития личности (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс). Саморазвитие рассматривается этими авторами как стремление становиться более способным, компетентным, как тенденция к реализации внутреннего потенциала личности [2].

Изучив подходы к проблеме профессионального саморазвития в психолого-педагоги-ческой литературе, мы считаем необходимым отметить:

- во-первых, превращение педагога в субъекта профессионального развития, заинтересованного в самоизменении, обусловливает становление его как профессионала, способного к творческому проектированию педагогической деятельности;

- во-вторых, становление педагога-профессионапа возможно лишь в результате единства развития профессионализма и личностных характеристик, что позволяет говорить о саморазвитии педагога как о профессионально-личностном саморазвитии.

При определении профессиональноличностного саморазвития мы опирались на точку зрения О.В. Еремкиной. Саморазвитие, по ее мнению, - это сознательная практиче-

ская деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, при определении профессионального саморазвития речь идет о самосовершенствовании личности в соответствии с требованиями профессии к человеку [8].

Таким образом, профессиональноличностное саморазвитие педагога мы понимаем как осознанную, самостоятельную, систематическую деятельность педагога, направленную на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, результатом которой является повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства.

Проблема профессионально-личностного саморазвития будущего учителя является составной частью сложной проблемы формирования и развития личности педагога и, на наш взгляд, заслуживает особого внимания на начальных этапах профессионального становления - этапах профессиональной подготовки и профессиональной адаптации (по Э.Ф. Зееру) [4]. Необходимость формирования учителя как субъекта педагогической деятельности, как мастера педагогического труда, не откладывая профессиональный рост на более поздние периоды профессионального становления, подчеркивается в трудах А.К. Марковой [6]. Согласно периодизации становления субъ-ектности человека, разработанной В.И. Сло-бодчиковым, период юности является сен-зитивным для становления человека как субъекта саморазвития [11]. Таким образом, в учебно-профессиональной деятельности, которая является ведущей в юношеском возрасте, необходимо создать условия для актуализации потребности в саморазвитии.

Термин «актуализация» происходит от латинского асйтИБ (деятельный) и понимается в философии как переход из состояния возможности в состояние действительности [3], в психологии - как воспроизведение индивидуального опыта в практической деятельности [9].

Под актуализацией потребности в саморазвитии будущего педагога мы будем понимать перевод этой потребности из потенциальной возможности (готовность будущего педагога к саморазвитию) в актуальное действие (проектирование программы саморазвития и ее реализация в практической деятельности). В связи с этим необходимо выделить в процессе актуализации потреб-

ности в саморазвитии будущего педагога ряд последовательных шагов:

- осознание личностью потребности в саморазвитии;

- определение цели саморазвития;

- проектирование процесса саморазвития (составление программы саморазвития);

- определение средств и способов саморазвития;

- непосредственная деятельность личности по реализации программы саморазвития;

- рефлексия, самооценка результатов деятельности по самосовершенствованию;

- осознание новой потребности и определение новых целей саморазвития.

Приведем некоторые данные результатов исследования проблемы актуализации потребности в саморазвитии будущего педагога, задачами которого мы ставили определить наличие у студентов потребности в саморазвитии, выявить представления будущих педагогов о методах, приемах и средствах саморазвития, выяснить, актуализируется ли эта потребность в конкретной деятельности. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики: методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, методика оценки готовности к саморазвитию И.М. Юсупова и методика оценки способности к саморазвитию В.И. Андреева.

Исследование проводилось в целях сбора данных перед изучением спецкурса «Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя» на факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета в 2002-2003 гг. В исследовании принимали участие студенты дневного и заочного отделений (151 человек), обучающиеся по специальностям «Учитель начальных классов - психология», «Учитель начальных классов - дошкольная педагогика и психология», «Учитель начальных классов - логопедия»: 46 студентов первого курса, 45 студентов второго курса, 60 студентов пятого курса (в том числе 28 студентов заочного отделения со стажем работы в школе).

Прокомментируем полученные данные по некоторым методикам. Потребность в саморазвитии является показателем, определяющим педагогическую направленность будущего учителя, поскольку наличие такой потребности является устойчивым мотивом

учебно-профессиональной деятельности. Для определения наличия у будущих педагогов потребности в саморазвитии мы воспользовались методикой диагностики степени удовлетворенности основных потребностей [12].

Анализируя результаты методики, необходимо отметить, что число студентов с ярко выраженной потребностью в саморазвитии на протяжении этапа профессиональной подготовки постепенно растет (см. таблицу). Это говорит о том, что приобретенные профессиональные знания и умения, а также включение в практическую деятельность актуализирует потребности саморазвитии.

Вместе с тем нельзя не отметить большое количество студентов с доминирующими материальными потребностями. Это объясняет тот факт, что выпускники после окончания педагогического вуза часто меняют свой взгляд на профессиональный выбор, ищут более оплачиваемую работу, а многие вообще не работают по специальности учителя.

В методике И.М. Юсупова «Готовность к саморазвитию» [8] прослеживается взаимосвязь готовности к самопознанию и готовности к самосовершенствованию, которое понимается автором как синоним саморазвития. Анализ данных, полученных по методике И.М. Юсупова, показал, что будущие учителя в большей степени готовы к самопознанию, нежели к саморазвитию (см. рисунок).

Эти данные подтверждаются и резуль-

татами оценки способности к саморазвитию по методике В.И. Андреева [1]. Основная доля студентов (63,3 %) показывает средний уровень способности к саморазвитию, 8,3 % имеют низкий уровень. Высокий уровень способности к саморазвитию наблюдается у 29,3 % студентов пятого курса, 28 % студентов первого курса, 31 % студентов заочного отделения, имеющих стаж работы в школе. Таким образом, динамика перехода на более высокий уровень за годы учебы незначительна.

Эти данные подтверждают вывод о том, что выпускники педагогических вузов в массе своей не подготовлены к профессиональному саморазвитию. Проведенный нами опрос студентов показывает, что будущие учителя в большинстве своем испытывают затруднения в организации процесса саморазвития. 76 % студентов из числа опрошенных считают, что в педагогическом вузе необходим специальный курс по подготовке будущего учителя к профессиональноличностному саморазвитию.

В связи с этим мы полагаем, что основной запас знаний и умений в области профессионально-личностного саморазвития должен формироваться у будущего учителя в период профессиональной подготовки. Благоприятные условия должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное стремление к развитию, которое в конечном итоге становится личной потребностью в саморазвитии. Важнейшая задача в процессе актуализации профессионально-личност-

Тзблица

Соотношение результатов по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

№ п/п Неудовлетворенные потребности Количество студентов (всего 151 человек)

1 курс 3 курс 5 курс 030 со стажем работы в школе

ъ % Ъ % Ъ % Ъ %

I Материальные потребности 14 30,43 16 35,55 9 28,12 9 32,14

2 Потребности в безопасности 6 13,04 2 4,44 2 6,25 1 3,57

3 Социальные потребности 15 32,60 10 22,22 8 25,00 7 25

4 Потребности в признании 4 8,69 6 13,33 3 9,37 2 7,14

5 Потребности в саморазвитии 7 15,21 11 24,44 10 31,25 9 32,14

.мопознанию

Состояние готовности к саморазвитию по методике И.М. Юсупова

ного саморазвития, на наш взгляд, - обеспечить постоянное формирование таких потребностей, их удовлетворение и формирование на этой основе новых потребностей более высокого порядка. Необходимые приемы и методы саморазвития формируются на основе осознания личностью противоречия между наличными возможностями и объективной необходимостью самосовершенствования. Нами обосновано, что актуализации потребности в саморазвитии на этапе профессиональной подготовки могут способствовать:

- активизация деятельности будущего педагога по самопознанию;

- вооружение студентов знаниями о методах, приемах и средствах саморазвития;

- организация творческого взаимодействия студентов между собой на основе сотрудничества;

- организация взаимодействия студентов и преподавателя как субъект-субъект-ных взаимоотношений;

- реализация индивидуально-личностного подхода в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Ан-

дреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор /Н.Р. Битянова. - М.: Московский пси-холого-социальный институт «Флинта», 1998. -48 с.

3. Грицанов, A.A. Новейший философский словарь / A.A. Грицанов. - М.: Наука, 1999. -359 с.

4. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч. -метод, пособие / Э. Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1999. - 98 с.

5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. -2002. -№ 1. - С. 97-115.

6. Маркова, А. К. Психология труда учителя/А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. -192 с.

7. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. -400 с.

8. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

9. Психология. Словарь / под. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

10. Савва, Л. И. Формирование межличностного познания будущего педагога: модели технологии и практика: монография / Л. И. Савва. - Магнитогорск: МаГУ, 2001.

- 136 с.

11. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев.

- М.: Школьная пресса, 2000. -416 с.

12. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.