рить 4-му фактору, необходимо предусмотреть критерии, позволяющие сотруднику учебного заведения самостоятельно (в установленных границах, диапазоны которых могут быть фиксированы и оговорены характеризующими признаками) оценивать свою деятельность по всем разделам видов работ. Коллегиальное же нормотворчество в этом случае как раз и направляется на определение и корректирование границ и характеризующих признаков.
Указанные недостатки, на наш взгляд, вполне устранимы, а внедрение комплексных рейтингов, учитывающих научно-исследовательскую, учебную, воспитательную, иные виды выполнения функциональных обязанностей, целесообразно при условии коллегиальной работы по их разработке, а также реализации принципа самооценки. Отсутствие подобных рейтингов, известных автору, является следствием нежелания руководства при решении задачи повышения эффективности образовательной подготовки опираться на доверительность, демократизм отношений, а также на механизмы, повышающие заинтересованность своих подчиненных и расширяющие спектр областей самореализации (5-й, 6-й факторы), напрямую связанных с выполнением функциональных обязанностей (не говоря уже о сфере любительских интересов).
В заключение акцентируем внимание на следующих выводах.
1.Важным ориентиром в кадровой работе является учет стремления личности к творческой самореализации. Перспективно курирование досуга работников милиции, грамотное создание условий которого стимулирует рост профессионализма через творческую самореализацию личности на любительском уровне. С другой стороны, необходимо совершенствовать саму профессиональную деятельность в целях повышения удовлетворенности сотрудника милиции от выполнения функциональных обязанностей, расширять возможности влияния на жизнь и работу коллектива. Актуальным является совершенствование рутинных сфер деятельности, в том числе — за счет активного освоения возможностей компьютерных технологий.
2. Большое значение имеет пропаганда, внедрение нового стиля руководства, предполагающего более демократичные коллегиальные механизмы взаимодействия. В связи с этим положительной является тенденция, связанная с привлечением возможностей специалистов-психологов к совершенствованию деятельности ОВД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. — М., 1991.
2. Лукин Н.Н. Научно-техническое творчество и его роль в развитии культуры личности // Автореф...докт. дис. — Иркутск, 1996. — С.32.
3. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982.
4. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М., 1992.
МОТИВАЦИЯ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВВ МВД РОССИИ В СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.А.Камышанов
Военный университет Минобороны России,
г.Москва
Обстановка, в которой командирам подразделений внутренних войск МВД России приходится выполнять возложенные на них специфические задачи, характеризуется наличием комплекса экстремальных ситуаций служебно-боевой деятельности. Значительная часть таких ситуаций оказывает прямое влияние на эффективность индивидуальной деятельности офицера.
Системообразующим элементом структуры деятельности являются потребности и мотивы. Они формируются и развиваются в ходе профессиональной подготовки, затем в ходе фактически разворачивающейся деятельности, когда командиру подразделения приходится преодолевать трудности в деятельности, испытывая борьбу мотивов, и осуществлять сознательный выбор тех мотивов, которые имеют позитивную социальную направленность. Мотивация рассматривается как вся совокупность мотивов, побуждающих человека к достижению цели действия и деятельности (5; 12). Зависимость мотива от осознания цели есть, вместе с тем, зависимость от правильного понимания социальных требований, которые предъявляются к действиям и поступкам командира, в том числе и от правильного понимания им служебно-боевых задач.
В исследованиях военных психологов (1; 3; 9) в этой связи также выделяется несколько групп мотивов. К первой группе относятся мотивы, определяемые особенностями личности военнослужащего, идейными установками, эстетическими потребностями и идеалами, общим отношением к своему долгу, к своим командирам и начальникам. Вторую группу составляют мотивы, порождаемые характером обстановки, ее динамичностью, сложностью и т.п. К третьей группе отнесены мотивы, возникающие в связи с прямым требованием старших начальников выполнить поставленную задачу.
Выделяют также общие социальные и частные мотивы как проявление актуализируемых в конкретной ситуации потребностей (2; 7). Основные из них раскрываются в стремлении добросовестно выполнять все приказы и распоряжения командиров и начальников; получении морального одобрения своих поступков и действий со стороны командиров и товарищей по службе; осознание себя как человека, выполняющего особую, социально значимую деятельность, которая отличает его самого и его сослуживцев от остальных членов общества и других военнослужащих; в одобрении поступков и выделении личных заслуг перед Родиной; следование традици-
ям подразделения, части, войск, восстановление традиций русского воинства, возвращение к вере и национальное возрождение; стремление не допускать поступков и действий, которые могут быть осуждены коллективным мнением и законом; в самоутверждении среди сослуживцев своими служебно-боевыми достижениями и др.
Мотивам свойственна определенная совокупность содержательных и динамических характеристик. Содержательные преимущественно связаны с особенностями деятельности и включают формы субъективного проявления мотивов, степень их осознания, актуализации и значимости функции мотивов, место в иерархии побуждений. Динамические характеристики прямо не связаны с особенностями деятельности, а в большей степени зависят от личностных (в том числе психофизиологических) особенностей человека и проявляются в силе воздействия мотивов на деятельность, интенсивности, устойчивости, быстроте возникновения, эмоциональной окраске. Динамическая и содержательная стороны мотивов находятся в тесном единстве, так как их динамические возможности зависят от качественных, содержательных характеристик. Ряд авторов (4) показывают другое систематизированное представление мотивов военнослужащих, выделяя в них личностные и ситуационные (табл.).
Н.Ф.Феденко изучал мотивы как один из важнейших компонентов психологии личности воина. В процессе своего исследования он пришел к выводу, что положительные мотивы деятельности воинов являются не только целью воспитания, но и предпосылкой его профессионального успеха (11). М.И. Дьяченко, проводя психологический анализ
Акмеологическое представлені
боевой деятельности военнослужащих, также исследовал роль мотивов в ее структуре (5). Он выявил устойчивую зависимость морально-психологической готовности к боевым действиям от уровня развития их мотивов. Л.Ф.Железняк, изучая формирование военно-профессиональной направленности личности курсантов и офицеров, установил роль мотивов в ее структуре, уточнил формы их проявления и разработал подходы к их классификации. Именно им была обоснована идея о том, что система мотивов является стержнем военно-профессиональной направленности (6). Э.П.Утлик исследуя мотивы признания авторитета офицера в процессе осуществления им руководства курсантским подразделением, выявил, что одним из основных условий эффективности руководства учебным процессом является знание обучающим мотивов обучения курсантов (10). Это положение важно и для данного исследования.
Можно предположить, что невысокая эффективность служебно-боевой деятельности, в том числе, связана с недостаточной сформированностью части мотивационной структуры личности офицера, которая содержит мотивы профессиональной деятельности командира подразделения ВВ. Для исследования данной гипотезы нами была применена методика выявления структуры мотивов, связанных с профессиональной деятельностью. Такой методикой стали беседы с командирами подразделений, заполнение и последующий анализ анкет с ранжировкой ведущих мотивов СБД, бланков МПДО и др. Анализ выявленной в исследовании структуры мотивов командиров представляется возможным на основе подхода, разработанного А.Г.Марковой (8).
Таблица
е мотивации военнослужащего
Личностные мотивы Ситуационные мотивы
Социально-ценностные мотивы — социальная ценность и важность воинского труда; — престиж профессии в глазах окружающих; — уверенность в перспективе, росте квалификации; — гражданские мотивы; — нравственные мотивы. По степени сложности — простые (на физиологическом уровне); — сложные (осознание целей действия).
Мотивы сотрудничества — стремление к коллективным целям; — сплочения и взаимопомощи; — психологического комфорта; — коллективного признания; — самоутверждения. По силе и уровню сознательности — осознанные; — неосознанные.
Военно-профессиональные мотивы достижения — интерес к профессии; — стремление к творчеству и инициативе; — заинтересованность в совершенствовании воинского мастерства; — стремление к расширению кругозора; — удовлетворённость выбранной профессией; — стремление к руководству; — стремление к расширению сферы своего влияния. По силе значимости — актуализированные; — неактуализированные.
Утилитарные мотивы — заинтересованность в оплате; удовлетворенность бытовыми условиями; стремление к улучшению условий службы; стремление к карьере, престижу и др.
Рассмотрим содержание структурных компонентов мотивации командира подразделения ВВ:
I. Мотивы понимания предназначения профессии офицера ВВ:
— стремление обеспечить общественную безопасность в России;
— потребность в оказании помощи правоохранительным органам в борьбе с нарушителями законов (бандитами, террористами, наркоторговцами и пр.);
— желание оказать помощь органам власти и ОВД в становлении законности и правопорядка в стране;
— стремление достичь высоких результатов служебно-боевой деятельности подразделения, части.
II. Мотивы профессиональной деятельности командира подразделения:
— стремление доказать правонарушителям возможность установления твердой законности в стране;
— потребность в овладении навыками преодоления противодействия исполнению обязанностей службы;
— установка на овладение и совершенствование навыков личного единоборства и стрельбы из огнестрельного оружия;
— желание доминировать, стремление к власти над другими людьми и управлению процессами развития ситуаций;
— компенсация профессиональных недостатков и недоработок в воинской специальности;
— стремление быть поощренным за успехи в служебно-боевой деятельности на самом высоком уровне.
III. Мотивы профессионального общения командира подразделения:
— стремление к имиджу представителя власти РФ на “мятежной” территории;
— интерес к развитию и реализации лидерских индивидуально-психологических качеств;
— престиж данной деятельности среди военнослужащих ВВ;
— потребность в сотрудничестве на равных с другими командирами подразделений, имеющими высокие заслуги в служебно-боевой деятельности;
— стремление к влиянию на мнение командования и других офицеров части;
— желание самоутвердиться в офицерском коллективе подразделения, части.
IV. Мотивы проявления личности командира в СБД:
— интерес к проявлению особых индивидуально-психологических качеств личности;
— потребность в самореализации своей личности;
— стремление овладеть навыками разрешения критических и конфликтных ситуаций;
— установка на воспитание в себе стойкости к трудностям служебной деятельности;
— стремление к совершенствованию и развитию специальных профессиональных знаний, навыков и умений.
Выявленные группы мотивов являются постоянно действующими при подготовке к служебно-боевой деятельности и в ходе ее осуществления. Кроме того, были выявлены и группы ситуационных мотивов, связанных с выполнением конкретных функций служебно-боевой деятельности. Они проявляются в определенных ситуациях, которые могут стимулировать эффективность деятельности командира подразделения или снижать ее. Такими мотивами представляются: стремление во что бы то ни стало “наказать” данного нарушителя; заинтересованность в личном обогащении за счет взяток; установка на формальное выполнение служебно-боевых задач; стремление научить подчиненных правильным действиям в экстремальных ситуациях; установка на доказательство превосходства вооруженной силы; потребность в удовлетворении властных амбиций и др. Данными ситуационными мотивами иногда руководствуется командир подразделения при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях.
Кроме того, при исследовании структуры мотивов командиров с разными сроками нахождения в должности были вскрыты некоторые различия. Представляется необходимым рассмотреть их более подробно, что поможет понять системогенез мотивов офицера, командира внутренних войск МВД России.
Структура мотивов офицеров со сроком службы до 1,5-2 лет
Анализ результатов опроса показал доминирование в мотивационной сфере офицеров мотивов профессиональной деятельности и профессионального общения путем выделения наиболее выраженных мотивов:
%
Потребность в овладении навыками рукопашного боя и стрельбы из стрелкового оружия. 79
Развитие и реализация лидерских задатков. 65
Желание быстрее самоутвердиться в коллективе части. 62
Достижение высоких результатов в выполнении служебно-боевых задач. 61
Самореализация своей личности. 55
И затем — наименее выраженных мотивов:
%
Стремление быть поощренным за успехи в служебно-боевой деятельности. 15
Воспитание в себе стойкости к трудностям служебно-боевой деятельности. 18
Обеспечение общественной безопасности РФ. 24
Структура мотивов командиров подразделений, находившихся в должности более 5 лет У этой категории офицеров в большей степени выражены мотивы понимания предназначения профессии, проявления и развития личности в профессиональной деятельности. Расстановка этих мотивов выглядит следующим образом:
Представленные данные показывают, что более сбалансированной, стабильной выглядит структура мотивов командиров с опытом 3-5 лет. Очевидно, этот срок пребывания в должности, соответствующее ему развитие познавательной, эмоциональноволевой и других сфер личности командира подразделения оказывают в том числе и формирующее
%
Достижение высоких результатов СБД подразделения, части. 72
Сотрудничество на равных с более опытными командирами. 66
Самоутверждение в коллективе офицеров части. 62
Самореализация своей личности. 54
Потребность в овладении навыками рукопашного боя и стрельбы из стрелкового оружия. 46
Обеспечение общественной безопасности России. 45
Структура мотивов офицеров, имеющих опыт работы более 10 лет Структура мотивов этой категории офицеров несколько иная, чем у предыдущих групп. На первый план вышли мотивы проявления и развития личности в профессии, понимания предназначения данной деятельности. Расстановка мотивов оказалась следующей:
влияние на иерархию профессиональных ценностей, потребностей и мотивов.
Таким образом, мотивация командира подразделения ВВ к служебно-боевой деятельности представляет собой совокупность профессиональных мотивов, побуждающих его к достижению цели деятельности и успешному решению поставленных служебно-боевых задач.
Наиболее выраженные мотивы: %
Постановка заслона нарушителям законов. 73
Овладение навыками разрешения критических и конфликтных ситуаций. 65
Влияние на мнение командования и других офицеров части. 57
Желание доминировать, стремление к власти над другими людьми и управлению процесса- 55
ми развития ситуаций.
Компенсация профессиональных недостатков и недоработок в основной военной специаль- 52
ности
Наименее выраженные мотивы: %
Мотивы, связанные со стремлением к имиджу представителя власти на территории выпол- 5
нения служебно-боевых задач.
Развитие и реализация лидерских индивидуально-психологических качеств. 12
Стремление быть поощренным за успехи в служебно-боевой деятельности на любом уровне. 18
Воспитание в себе стойкости к трудностям служебно-боевой деятельности. 23
Самореализация личности. 25
Таким образом, мотивация командиров подразделения, как показало исследование, претерпевала изменения по мере обретения офицерами опыта служебно-боевой деятельности и изменения индивидуальной ситуации социально-психологической адап-тированности в коллективе сослуживцев. Если полученные данные представить динамически, в соответствии со стажем, то заметны смещение с минимальных показателей по группам мотивов профессиональной деятельности и проявления личности в деятельности у офицеров со стажем 1,5-2 года к максимальным у офицеров со стажем более 10 лет. В группе мотивов профессионального общения и понимания предназначения профессии наблюдалось снижение показателей.
Основными тенденциями в разработке подходов к управлению процессом формирования мотивации командира подразделения представляются рассмотрение мотивации командира как:
— предпосылки и условия эффективной служебно-боевой деятельности;
— как результата организации и становления этой деятельности;
— как результата становления личности командира подразделения в процессе предварительной профессиональной и психологической подготовки, а также самой деятельности.
Структура мотивации командира подразделения ВВ представляется совокупностью постоянно действующих и ситуационных мотивов, которые вклю-
чают мотивы предназначения профессии, мотивы профессиональной служебно-боевой деятельности, мотивы профессионального общения и мотивы проявления личности в профессии. С ростом опыта деятельности и срока нахождения в должности наблюдается динамика доминирования данных мотивов офицера, что отражает процесс становления и развития всей структуры его мотивации к профессиональной служебно-боевой деятельности.
Выдвинутая в исследовании гипотеза о возможности совершенствования служебно-боевой деятельности на основе воспитания и актуализации у командиров подразделений ВВ мотивов достижения успеха нашла экспериментальное подтверждение. Полученный образец динамики мотивационной установки на достижение успеха в деятельности может служить в качестве убедительного примера взаимосвязи эффективности деятельности офицера и сфор-мированности мотивационной сферы его личности.
Выводы
Ситуации служебно-боевой деятельности оказывают прямое влияние на эффективность деятельности офицера. Трудности в первую очередь вызывает отрицательное воздействие на психику командира подразделения факторов ситуаций, которые группируются по двум основаниям: на оказывающие прямое и опосредованное эмоциональное воздействие.
Причины неэффективной или малоэффективной деятельности командира подразделения обусловлены наличием трудностей объективного и субъективного характера, комплекса ошибок (процессуальных, индивидуально-психологических) и недостатками в профессиональной и психологической подготовке. Существенное повышение эффективности деятельности командира подразделения ВВ представляется возможным в рамках введения в предварительную подготовку специалистов элементов моделирования трудных ситуаций СБД, а также действия отрицательных психогенных факторов. Пси-холого-педагогические усилия должностных лиц, ответственных за их профессиональную подготовку, также должны быть сориентированы на формирование у командиров подразделений социально направленной структуры мотивов.
Формирование мотивации офицеров, решающих задачи повышенной сложности и ответственности, является одним из приоритетных направлений их подготовки. Мотивационная установка командира подразделения на достижение успеха в служебнобоевой деятельности оказывает положительное влияние на эффективность не только подготовки, но и последующей деятельности. Важным элементом успешности и эффективности деятельности является готовность командира подразделения к служебнобоевой деятельности в любых условиях обстановки, стремление к безусловному и надежному решению поставленных задач, и функциональная устойчивость психики к негативным воздействиям среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Ав-тореф. канд. дис... — М.: ГАВС, 1994.
2. Анцупов А.Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора: Автореф. канд. дис... — М.: ВПА, 1986.
3. Волковицкий Г.А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис. канд. психол. наук. — М., 1994.
4. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. — М., 1995.
5. Дьяченко М.И. Морально-политическая и психологическая подготовка курсантов // Основы психологии и педагогики высшей военной школы. — М.: ВПА, 1975.
6. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, ее формы и развитие: Автореф. докт. дис...— М.: ВПА, 1982.
7. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевой деятельности личного состава частей Сухопутных войск в локальных конфликтах: Автореф. докт. дис... — М.: ВУ, 1998.
8. Маркова А.К Психология профессионализма. — М., 1996.
9. Мощенко А. В. Формирование психологической готовности суворовцев к обучению в ввузах ВС: Дис...канд. психол. наук. — М.: ГАВС, 1993.
10. Утлик Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения. Автореф. канд. дис... — М.: ВУ, 1997.
11. Феденко Н.Ф., Ельчанинов П.Е. Некоторые проблемы военной психологии. В 2 ч. — М., 1974.
12. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. — М., 1986.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ПЕРИОД
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ
Доцент Г.И.Левин
Омский государственный университет путей сообщения
Канд. педаг. наук, доцент А.Ф.Караваев
Омская академия МВД России
Физическая культура и спорт — средство гармонично развитой личности. Именно физические и умственные способности молодого человека в сочетании дают наиболее высокий уровень его образованности.
Физические качества, которые с помощью физической культуры и спорта помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, позволяют рационально распределить свое рабочее время, вырабатывает потребность в здоровом образе жизни.
Поэтому занятия физическими упражнениями должны стать всеобщим делом, повседневной потребностью каждого человека.