Научная статья на тему 'Мотивация как фактор влияния на успешное обучение иностранным языкам аспирантов медицинских вузов'

Мотивация как фактор влияния на успешное обучение иностранным языкам аспирантов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНАЛИЗ МОТИВОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ / EDUCATIONAL ACTIVITY / FACTORS OF INFLUENCE / MOTIVATION / SUCCESSFUL LEARNING / THE ANALYSIS OF MOTIVES / MOTIVES CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубачева К.И.

Статья посвящена исследованию мотивации изучения иностранного языка аспирантами медицинского вуза. Мотивация рассматривается автором как фактор влияния на успешность обучения профессиональному иностранному языку. В статье представлен теоретический анализ экспериментальных исследований проблем обучения аспирантов, таких как: индивидуально-личностные особенности, статус в группе, позитивный или негативный опыт изучения иностранного языка и т.д. Статья содержит материал о результатах анкетирования аспирантов по вопросам, касающимся целей изучения иностранного языка, возможностей его применения в практической профессиональной деятельности и прочее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS A FACTOR OF INFLuENCE ON THE SuCCESS OF FOREIGN LANGuAGE TEACHING OF POSTGRAduATES IN MEdICAL SCHOOLS

The article is devoted to investigation of the motivation in learning a foreign language by postgraduates in the medical school. Motivation is regarded by the author as a factor of influence on the success of the professional foreign language teaching. The paper presents a theoretical analysis of experimental studies of postgraduate teaching issues such as: individual personality traits, the status in the group, positive or negative experience of learning a foreign language, etc. This article contains the material on the results of the postgraduate students’ survey on issues related to the objectives of learning a foreign language, its application possibilities in practical professional work and so on.

Текст научной работы на тему «Мотивация как фактор влияния на успешное обучение иностранным языкам аспирантов медицинских вузов»

УДК: 61:378.048.2:811

мотивация как фактор влияния на успешное обучение иностранным языкам аспирантов медицинских вузов

К.И. Кубачева

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,

Санкт-Петербург, Россия

Статья посвящена исследованию мотивации изучения иностранного языка аспирантами медицинского вуза. Мотивация рассматривается автором как фактор влияния на успешность обучения профессиональному иностранному языку. В статье представлен теоретический анализ экспериментальных исследований проблем обучения аспирантов, таких как: индивидуально-личностные особенности, статус в группе, позитивный или негативный опыт изучения иностранного языка и т.д. Статья содержит материал о результатах анкетирования аспирантов по вопросам, касающимся целей изучения иностранного языка, возможностей его применения в практической профессиональной деятельности и прочее.

Ключевые слова: учебная деятельность, факторы влияния, мотивация, успешное обучение, анализ мотивов, классификация мотивов.

введение.

Психолого-возрастные особенности взрослых определяют особую роль мотивации в успешном овладении ими иностранным языком.

Мотивация особое место в комплексе факторов и условий, влияющих на эффективность обучения взрослых. Это тот фактор, который придает учебной деятельности направленность, избирательность, осмысленность, динамичность и обуславливает ее успешность.

Мотивация учебной деятельности рассматривается учеными как многофункциональная система побудителей, включающая потребности, мотивы, цели, интересы, стремления, идеалы, эмоции (Маслоу, 1999). В общей теории мотивации разработано положение, согласно которому мотивация не сводится к механической, статической сумме отдельных мотивов, а рассматривается как динамическое, развивающееся целостное образование, включающее побуждения разного уровня в их взаимосвязи (Рубинштейн, 1958; While, 1959 и др.). «Мотивы стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность. Значительный интерес представляет мотивация для организации процесса обучения и направления мыслительной деятельности студентов» [Архангельский, 1974: С. 161].

Цель статьи заключается в выявлении особенностей обучения аспирантов иностранному языку в медицинском вузе и в определении роли мотивации в успешности процесса овладения иноязычными навыками и умениями в профессиональном обучении аспирантов в устной и письменной формах.

Задачи: - выявить факторы, обусловливающие изменение мотивации аспирантов в изучении иностранному языку;

- предложить основные приемы/направления в обеспечении профессиональной мотивации аспирантов в медицинском вузе.

Теоретический анализ экспериментальных исследований проблем обучения аспирантов позволил выделить целый ряд факторов, обусловливающих изменения в мотивации учебной деятельности у взрослых:

- исходное отношение к предмету обучения -позитивный или негативный опыт изучения иностранного языка (Моргун, 1981);

- содержание и организация учебной деятельности (Вершловский, 1987);

- успешность - неуспешность предыдущей учебной деятельности (Рогова, 1982);

- индивидуально-личностные особенности;

- статус в группе;

- способность работать в коллективе;

- отношения преподавателя и обучаемых, складывающиеся в процессе учебной деятельности;

- использование современных технологии обучения.

Данные факторы можно классифицировать как объективные, связанные с условиями протекания учебной деятельности, и субъективные, связанные с субъектом обучения, его индивидуальными особенностями.

В качестве объективных факторов могут рассматриваться:

- цели и задачи обучения;

- содержание обучения;

- организация и методы обучения.

Для успешной учебной деятельности аспирантов субъективными факторами являются следующие:

- наличие сформировавшейся системы ценностей, приоритетов, сложившихся в результате жизненного опыта и профессиональной деятельности НР;

- место иностранного языка как дополнительного вида деятельности для взрослой аудитории.

Анализ мотивов, целей обучения и интересов аспирантов на занятиях по английскому языку в системе высшего медицинского образования -подготовки кадров высшей квалификации за последние годы показывает, что растет количество желающих совершенствовать уровень владения профессиональным английским языком.

Кроме этого, результаты анкетирования показывают, что период изучения иностранных языков аспирантами колеблется от пяти до десяти лет. Особенно важно отметить, что две трети аспирантов приходят изучать тот же самый иностранный язык, которым они не овладели за годы пребывания в школе, институте, других учебных заведениях, поэтому возникает необходимость оценить уровень владения аспирантами иностранным языком.

Автором настоящего исследования было проведено анкетирование 167 аспирантов первого года обучения, поступивших в аспирантуру СЗГМУ в 2014 и 2015 годах. 95% доверительные интервалы (ДИ) для оценки ответов на принципиально важные вопросы анкеты определены с помощью углового преобразования Фишера.

Цель работы заключалась в оценке осознанности аспирантами реальности поставленных ими целей овладения иностранным языком.

На вопрос «Можно ли овладеть необходимым уровнем сформированности навыка общаться на иностранном языке на занятиях в вузе?» положительно ответили 137 чел. (82,0%; 95% ДИ=75,8% - 87,4%), что свидетельствует о значительной убежденности в возможности получения качественного образования по иностранному языку.

Проведенное исследование позволило собрать информацию об успехах и перспективах аспирантов. Оказалось, что не все аспиранты регулярно посещают и готовятся к занятиям из-за своего графика работы. Только 128 чел. (76,6%; 95%ДИ=69,9% - 82,7%) из них занимаются ежедневно, остальные - накануне или в день проведения занятий.

Выяснилось, что в среднем на подготовку домашнего задания к очередному занятию аспиранты затрачивают около двух часов.

В ходе опроса было выявлено, что существующий режим работы аспирантов удовлетворяет большинство слушателей (115 чел.; 68,9%; 95%ДИ=61,7% - 75,7%), так как они работают или учатся в различных медицинских учебных заведениях.

Главными в анкете были те вопросы, которые должны были выявить мотивы изучения иностранного языка аспирантами. Вопросы были сформулированы так:

Чему вы хотите научиться на занятиях по иностранному языку?

Какие разделы в медицинской литературе вас интересуют больше всего?

К какому результату вы намерены прийти?

Ответы на вопросы анкеты показали, что аспиранты хотели бы:

- читать зарубежную литературу по профилю подготовки;

- общаться с иностранцами без переводчика;

- узнать о новых методах лечения различных заболеваний зарубежными коллегами;

- синхронно переводить лекции зарубежных коллег;

- свободно общаться по электронной почте и т.д.

Ответы аспирантов на вопросы анкеты представляются довольно интересными. Многие аспиранты указывали не на один какой-либо мотив, а на несколько, один из которых являлся ведущим. Но главной целью аспиранты указывали возможность подготовиться к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку и получить в будущем возможность использовать иностранный язык в своей работе.

Большинство опрошенных считали главным мотивом желание научиться читать и понимать международные медицинские журналы в оригинале, ознакомиться с современной методикой лечения заболеваний по своей специальности, описанной зарубежными специалистами. Некоторые аспиранты отметили и такой мотив, как мотив материальной заинтересованности.

В целом мотивы, называемые аспирантами, ранжировались в такой последовательности:

1) желание научиться читать международные медицинские журналы в оригинале;

2) материальная заинтересованность;

3) использование иностранного языка в профессиональной деятельности;

4) желание подготовиться к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку;

5) возможность дополнительной практики в области реального общения на иностранном языке.

6) желание добиться уважения окружающих.

108

Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова

Заключение.

Обобщая результаты исследования проблемы мотивации аспирантов медицинских специальностей к изучению английского языка, мы выделили три основных мотива:

- «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, их совершенствованию);

- «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями с помощью ИЯ и сформировать профессионально важные способности);

- «получение диплома» (стремление приобрести диплом кандидата медицинских наук при условии активного усвоения знаний по своей специальности на английском языке и развития иноязычных речевых способностей).

Литература

1. Маслоу А.Д. Мотивация и личность / А.Д. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 479 с.

2. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АПН СССР, 1958. - 147 с.

3. While R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological review. -1959. - Vol. 66. - P. 297-333.

4. Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии : учеб. пособие / В.Ф. Моргун. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - 81 с.

5. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / С.Г. Вершлов-ский ; АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. - М. : Педагогика, 1987. - 183 с.

6. Рогова Г.В. Организация языкового материала как фактор, определяющий успешность обучения речевой деятельности школьников // Отбор и организация языкового материала для обучения говорению на иностранном языке в средней школе : сб. науч. тр. / НИИ шк. ; науч. ред. В.А. Слободчиков. - М., 1982. - С. 5-9.

К.И. Кубачева

Тел.: (812) 303-50-00

E-mail: rectorat@szgmu.ru

К.И. Кубачева. Мотивация как фактор влияния на успешное обучение иностранным языкам аспирантов медицинских вузов // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета. — 2017. — T 9. — № 1. - P. 107-109.

MOTIVATION AS A FACTOR OF INFLuENCE ON THE SuCCESS OF FOREIGN

language teaching of postgraduates in medical schools

K.I. Kubacheva

North-Western State Medical University named after I.I Mechnikov, Russia, Saint-Petersburg

The article is devoted to investigation of the motivation in learning a foreign language by postgraduates in the medical school. Motivation is regarded by the author as a factor of influence on the success of the professional foreign language teaching. The paper presents a theoretical analysis of experimental studies of postgraduate teaching issues such as: individual personality traits, the status in the group, positive or negative experience of learning a foreign language, etc. This article contains the material on the results of the postgraduate students' survey on issues related to the objectives of learning a foreign language, its application possibilities in practical professional work and so on.

Key words: educational activity, factors of influence, motivation, successful learning, the analysis of motives, motives classification.

Authors K.I. Kubacheva Tel: (812) 303-50-00 E-mail: rectorat@szgmu.ru

K.I. Kubacheva. Motivation as a factor of influence on the success of foreign language teaching of postgraduates in medical schools // Herald of the Northwestern State Medical University named after I.I. Mechnikov. — 2017. — T 9. — № 1. — P. 107-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.