Научная статья на тему 'Мотивация как фактор повышения эффективности труда государственных служащих'

Мотивация как фактор повышения эффективности труда государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1515
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация как фактор повышения эффективности труда государственных служащих»

0-1.У1Л. Абрамова,

аспирантка кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»

С)Эинакадем.ии

МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Важнейшим направлением реформирования и повышения эффективности государственной службы Российской Федерации на современном этапе является создание гибкой системы стимулирования её служащих.

В разные годы вопросы научной идентификации категорий «стимулирование» и «поощрение» рассматривались в работах таких известных учёных, как С.С. Алексеев, В.М.Баранов, К.С. Вельский, А.М. Васильев, В.М. Ве-дяхин, О.В. Макаров, А.В. Малько, А.Ф. Ноздрачёв, Л.И. Петражицкий, Г.М. Петров, И.Н. Сенякин и др.

По мнению А.В. Малько [6], наиболее последовательно разрабатывающего вопросы поощрения, — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения субъекта, в результате чего он вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Из данного определения учёный выделяет следующие признаки поощрения: заслуженное поведение субъекта; добровольное поведение субъекта; юридически одобряется; взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его; имеет стимулирующий характер.

К.С. Вельский выделил три группы поощрений [5]: 1) моральные (награждение почётными грамотами, занесение в Книгу почёта и на Доску почёта, объявление благодарности, награждение орденами и медалями, присвоение почётных званий); 2) материальные (денежные премии, ценные подарки, вознаграждение по итогам года); 3) организационные (продвижение по службе).

А.Ф. Ноздрачёв понимает под поощрением меры морального и материального характера, связанные с публичным признанием заслуг государственных служащих, за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты в государственной службе [7; с. 373] .

По мнению Д.М. Овсянко, поощрения выступают важнейшим средством воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины. Они позволяют выработать у госслужащих сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизуют их на преодоление трудностей [8, с. 167] .

Таким образом, стимулирование есть определённое воздействие на личность, создание внешней ситуации, побуждающей её действовать определённым образом. Меры стимулирования могут иметь материальный, моральный и статусный (организационный) характер.

Вопросы стимулирования государственных служащих получили закрепление в законодательстве о государственной службе, которое включает Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ [1], Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [2], указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ, ведомственные нормативные акты.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 ИЮЛЯ 2004 г. № 79-ФЗ устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 указанного Закона «гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации».

Законодательство РФ предусматривает три варианта оплаты труда государственного гражданского служащего Российской Федерации.

Первый вариант определяет выплату гражданскому служащему денежного содержания (основного средства материального обеспечения государственного служащего), включающего в себя: должностной оклад; оклад за классный чин; ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет

(в процентном соотношении к должностному окладу); ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы (в процентном соотношении к должностному окладу); ежемесячную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (в процентном соотношении к должностному окладу, при условии оформления допуска к таким сведениям); премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утверждённым представителем нанимателя; ежемесячное денежное поощрение; единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь (в сумме трёх должностных окладов); другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно-право-выми актами.

Второй вариант устанавливает состав денежного содержания в виде единого денежного вознаграждения; премий за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утверждённым представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальной помощи.

Третий вариант предусматривает особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В разделе IV «Оплата труда» служебного контракта должен быть указан только один из вышеуказанных вариантов оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии со ст. 50 «Закона о государственной гражданской службы РФ» размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются).

В последние годы в России был принят ряд нормативных актов, содержащих различные стимулирующие меры. К ним можно отнести, в частности, Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о почетных наименованиях объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» от 12 июля 2000 г. № 1292 [3]; возрождение дореволюционного военного ордена Святого Георгия и знака отличия «Георгиевский Крест», военных орденов Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника; установление звания Героя Российской Федерации и др.

Законом о государственной гражданской службе РФ (ст.55) закреплён перечень поощрений и награждений за безупречную и эффективную гражданскую службу: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почётной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа; 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; 5) поощрение Правительства Российской Федерации; 6) поощрение Президента Российской Федерации; 7) присвоение почётных званий Российской Федерации; 8) награждение знаками отличия Российской Федерации; 9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Рассматривая вопрос о видах стимулирования государственных служащих нельзя не отметить, что многие государственные служащие поощряются в соответствии с Уставами и Положениями о дисциплине (военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и т.д.). Перечень поощрений в этих нормативных актах достаточно широкий, многие меры сходны. Кроме того, в этих актах гораздо больше, чем в Положении о федеральной государственной службе, мер морального поощрения, многие меры напрямую связаны с наличием специальных званий и во всех этих актах предусматривается такой вид поощрения, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. Поощрения осуществляются органом или должностным лицом, имеющим право назначать государственного служащего на соответствующую должность. В наиболее полном виде порядок применения поощрений к государственным служащим на сегодняшний день урегулирован только Трудовым кодексом Российской Федерации.

Однако в целом можно сказать, что вопросы стимулирования государственных служащих ещё недостаточно урегулированы в законодательстве. Отсутствует соответствующий нормативный акт, регламентирующий данную процедуру. Должностные оклады государственных служащих не всегда соответствуют сложности возлагаемых на них обязанностей и задач, степени ответственности перед обществом и государством, особенно это относится к военной и правоохранительной службе. Вместе с тем очевидно стремление законодателя создать чёткую систему оплаты труда и поощрения за эффективную службу.

С этой точки зрения, на наш взгляд, интересен опыт Японии. Рассмотрим его подробнее.

Японские методы государственного управления основаны на национальных традициях и обычаях. Сложившееся под влиянием религиозных течений (синтоизма, буддизма и конфуцианства) японское правосознание характеризуется понятием «ва» (дух гармонии). В нём соединяются присущие японской культуре представления об иерархии и гармонии. Одно из центральных мест

в системе принятия управленческих решений занимают отношения «он» (долг благодарности), носящие вертикальный характер, т.е. возникающие между индивидом и лицом, занимающим более высокое положение в социальной иерархии и оказывающим благодеяние и покровительство нижестоящим, что побуждает последних к ответной признательности [4; с. 404, 406].

Государственная служба в Японии охватывает административную, дипломатическую и судебные сферы. В категорию государственных служащих (кокка кОмуин) принято включать не только чиновников, но также и лиц, работающих на принадлежащих государству предприятиях, служащих государственных железных дорог, работников телевидения, государственных школ, военнослужащих «сил самообороны», сотрудников полиции.

Конституция Японии закрепила положение государственных служащих как «слуг всего общества, а не какой-либо одной его части» (ст.15). Закон о государственных служащих 1947 г. с многочисленными изменениями и дополнениями — основной источник правового регулирования государственной службы.

Находящиеся на государственной службе лица в зависимости от характера выполняемой работы подразделяются на две основные группы: а) работники «обычной службы», б) работники «особой службы».

Работники «обычной службы» - это основная масса государственных служащих. Они направляются на работу после сдачи экзаменов на должность, и их жалованье определяется соответствующей стандартной шкалой. Все работники, входящие в эту группу, делятся Законом на семь категорий, причём к чиновникам, как таковым, можно отнести только лиц первой категории, занимающихся канцелярской работой и трудом, требующим специальных профессиональных знаний, и получающих жалованье за административную работу. Именно эта категория государственных служащих является самой многочисленной среди других категорий. К последним относятся работники полиции и налоговой службы, просвещения, здравоохранения, научные работники, и т.д.

Служебное положение государственных служащих определяется должностями, которые они занимают в соответствии со своим рангом, стажем работы и др. От должности, определяющей объём полномочий, зависит размер жалованья, которое жёстко регламентировано специальной шкалой. В соответствии с этой шкалой все государственные служащие, входящие в первую категорию лиц, занятых на «обычной службе», подразделяются на восемь рангов. Каждый ранг, в свою очередь, делится на 15 разрядов. Ранг каждого чиновника зависит от должности, занимаемой им в государственном аппарате, а его разряд — от стажа работы, образования, служебных характеристик и т.п. Высшим рангом в иерархии является первый, что же касается разрядов, то первый разряд

в каждой ранговой категории — самый низкооплачиваемый. Кроме должностного оклада государственный служащий получает различные надбавки: премии, доплату на содержание домашнего хозяйства, за сверхурочные, за работу в выходные дни, «отраслевые» надбавки и др.

По мнению экспертов [9], Япония относится к странам, создавшим достаточные условия для того, чтобы государственные служащие дорожили местом своей работы, не чувствовали себя ущемлёнными в материальном плане, по сравнению с работниками частного сектора, ощущали устойчивость своего положения и имели реальную возможность продвижения по службе в соответствии со своими деловыми качествами. Справедливое проведение кадровой политики и защита интересов служащих возложены на совет по делам персонала, который подотчётен кабинету министров, но формируется главой правительства с согласия обеих палат парламента.

Японским законодательством установлено, что оплата труда служащих «должна соответствовать общему положению в обществе». Совет по делам персонала ежегодно докладывает парламенту и правительству о национальных тенденциях в оплате труда. При выявлении заметных сдвигов зарплаты в частном секторе (не менее чем на 5%) совет обязан вносить рекомендации о соответственном изменении и уровня зарплаты госслужащих, которые парламент обычно утверждает. Эти же положения применимы и по отношению к служащим местного самоуправления [9].

По мнению профессор Гарвардского университета Э. Вогеля, японское чиновничество отличает высокий профессионализм, преемственность, глубокое чувство ответственности [10; р.70-71].

Полагаем, что наряду с высокой политической культурой служащих, с их стремлением к гармонизации межличностных отношений, система стимулирования государственных служащих в Японии является важнейшим фактором эффективности госаппарата в целом.

Проведённый анализ показывает, что, для того чтобы российский государственный служащий выполнял социальные требования и придерживался высоких этических норм, он должен быть инициирован системой стимулирования к их осуществлению. В этих целях необходимо создать оптимальные нор-мативно-правовые и организационные условия, включающие:

— ясную систему статусного определения (перспективы профессионального роста);

— систему материальных и моральных стимулов, применение которых зависит от продолжительности и условий прохождения государственной службы, а не от субъективного волеизъявления вышестоящих руководителей;

— систему индексации должностных окладов, соответствующую изменениям в уровне оплаты труда в частном секторе.

Эти меры, в свою очередь, предполагают разработку и утверждение этического кодекса государственного служащего, а также принятие специального

нормативного акта, комплексно регламентирующего систему стимулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2065 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 г. № 309-Ф3 // «Российская газета» ОТ 05.12.2007 Г.).

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ //Собрание законодательств Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215 (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ, от 02.03.2007 г. № 24-ФЗ).

3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о почетных наименованиях объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» от 12 июля 2000 г. № 1292 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 29.Ст. 3058.

4. Административное право зарубежных стран: Учебник /Под ред. А.Н. Ко-зырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003.

5. Вельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления): Учебное пособие / Вельский К.С.; отв. ред.: Е.С. Фролов. м.: РИО вюзи, 1988.

6. Малько А.В. Поощр ение как правовое средство //Правоведение.

1996. № 3 (214). С. 26 - 36.

7. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: Учебник. М.: Статут, 1999.

8. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Юрист, 1996.

9. Сенаторов А. Как избавиться от коррупции? [Электронный ресурс] // Япония сегодня. 2001. № 7. http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/ 0108/04.shtml.

10. Vogel Е. Japan as Number One. Lesson for American. Cambridge, Harvard Univ., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.