Научная статья на тему 'Оплата труда государственных гражданских служащих'

Оплата труда государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1515
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оплата труда государственных гражданских служащих»

Оплата труда государственных гражданских служащих

Вагина Л. В.

Людмила Владимировна Вагина — кандидат экономических наук, доцент Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

системе государственной гражданской .службы прямые денежные выплаты называются денежным содержанием. Этим лишь подчеркивается специфика профессиональной служебной деятельности. Денежное содержание обычно рассматривается как особая форма существования заработной платы этой категории работников.

Человеческая деятельность в рамках института государственной гражданской службы Российской Федерации подчиняется разбивке на виды работ, отражает структуру трудовой деятельности по видам работ в зависимости от специфики государственного органа, основывается на знаниях и умениях того, кто ее выполняет.

Виды работ учитываются в разделении всех должностей государственной гражданской службы на категории — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты (табл. 1).

Структура служебной деятельности в рамках вида работ делится по группам должностей — младшие, старшие, ведущие, главные и высшие. Требования к знаниям и умениям отражаются в квалификационных требованиях по конкретной должности государственной гражданской службы определенной категории и группы (табл. 2, 3, 4, 5).

Должности категории «руководители» замещаются на определенный срок полномочий

м к

О 5 ^ I

О <

м ес

р- о

м £т 2

19

3/2006

Таблица 1. Виды работ по категориям государственной гражданской службы

Категории должностей Примеры возможных видов профессиональной деятельности

Руководители Принятие государственных управленческих решений; проведение совещаний; выдача указаний и поручений; принятие решений о поощрениях и наказаниях подчиненных государственных гражданских служащих; распределение обязанностей среди подчиненных; контроль; прием граждан; координация деятельности структурных подразделений государственного органа; установление производственных отношений с другими организациями, государственными органами и хозяйствующими субъектами, организация договорных работ и др.

Помощники (советники) Участие в подготовке и проведении официальных мероприятий (приемы, визиты, поездки); участие в подготовке проектов решений государственных органов; аналитическая работа; внесение предложений по профилю деятельности государственного органа; контроль за ходом выполнения поручений лица, деятельность которого обеспечивается; отчет о выполненных поручениях; работа с информацией; выполнение иных поручений, др.

Специалисты Виды профессиональной деятельности весьма разнообразны и зависят от специфики деятельности конкретного государственного органа

Обеспечивающие специалисты Должностные обязанности обеспечивающих специалистов связаны с организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим, хозяйственным и иным обеспечением деятельности государственных органов

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

м £т 2

20

3/2006

или без ограничения срока полномочий, к ним относятся:

- должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений;

- должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов феде-

ральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений; должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Категория Г руппы должностей Классные чины Квалификационные требования

действительный высшее профессиональное об-

государствен н ый разование; не менее 6 лет ста-

советник РФ жа государственной граждан-

высшая 1,2,3 классов ской службы (государственной

службы иных видов) или не ме-

нее 7 лет стажа работы по спе-

циальности

государствен н ый высшее профессиональное об-

с; ш советник РФ разование; не менее 4 лет ста-

1— 1,2,3 классов жа государственной граждан-

§ главная ской службы (государственной

ш § службы иных видов) или не ме-

£ нее 5 лет стажа работы по спе-

циальности

советник высшее профессиональное об-

государственной разование; не менее 2 лет ста-

гражданской жа государственной граждан-

ведущая службы РФ ской службы (государственной

1,2,3 классов службы иных видов) или не ме-

нее 4 лет стажа работы по спе-

циальности

Должности категории «помощники (советники)» учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий. Эти должности замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий государственных служащих категории «руководители».

Категория «помощники» исполняет свои профессиональные обя-

занности в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих государственную должность, или должности государственной гражданской службы категории «руководители».

Должности специалистов учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаются без ограничения срока полномочий.

Эта, как правило, самая многочисленная по штатному составу категория должностей государственной гражданской службы в государ-

м к

О 5 ^ I

О <

м ес

о

м £т 2

21

3/2006

Таблица 3. Должности гражданской государственной службы.

Категория «Помощники»

Категория Г руппы должностей Классные чины Квалификационные требования

высшее профессиональное обра-

действительный зование; не менее 6 лет стажа

высшая государственный советник РФ государственной гражданской службы (государственной службы

_ 1, 2, 3 классов иных видов) или не менее 7 лет

* стажа работы по специальности

X н ф высшее профессиональное обра-

ш 0 _о_ * 5 1 главная государственный советник РФ 1, 2, 3 классов зование; не менее 4 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 5 лет

3 о стажа работы по специальности

5 о с советник высшее профессиональное образование; не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 4 лет стажа работы по специальности

ведущая государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3 классов

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

м £т 2

22

3/2006

ственных органах. Сюда могут быть отнесены должности начальника отдела в департаменте и управлении, советника, референта, консультанта, главного специалиста-эксперта, спе-циалиста-эксперта и т. д.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» замещаются без ограничения срока полномочий. Сюда могут быть отнесены должности главного специалиста 1-2 разрядов, ведущего специалиста 1-3 разрядов, специалистов 1-3 разрядов.

Такой жесткий каркас организационного строения должностей и обязательный характер его применения для всех организаций государствен-

ной службы задает структуру оплаты труда. Структура оплаты труда государственных гражданских служащих неразрывно связана с организационными факторами государственных органов (рис. 1).

В общем случае с течением времени структура оплаты труда не служит застывшим явлением. Она изменяется, трансформируется, оптимизируется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов организации. Эти процессы могут быть связаны с поиском и выбором определенного набора составляющих оплаты труда — происходит поиск лучшей структуры; или с совершенствованием уже имеющейся

Категория Группы должно- стей Классные чины Квалификационные требования

высшее профессиональное обра-

действительным зование; не менее 6 лет стажа го-

высшая государственный советник РФ 1,2,3 классов сударственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 7 лет стажа работы по специальности

высшее профессиональное обра-

государственный советник РФ 1,2,3 классов зование; не менее 4 лет стажа го-

!□ н о главная сударственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 5 лет стажа

с; я работы по специальности

3- а> □ О советник государственной гражданской службы РФ 1,2,3 классов высшее профессиональное образование; не менее 2 лет стажа го-

ведущая сударственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 4 лет стажа работы по специальности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

референт высшее профессиональное обра-

государственной зование; не менее 3 лет стажа ра-

старшая гражданской службы РФ 1,2,3 классов боты по специальности

структуры (изменение соотношения величин составляющих, введение новых составляющих без принципиального изменения структуры, разработка локальных нормативных актов по правилам выплаты составляющих структуры и т. д.) — поиск лучшей практики.

Структура оплаты труда в системе государственной гражданской службы носит сложносоставной характер. Она складывается из должностного оклада и ряда надбавок к должностному окладу. Это своего

рода основные и дополнительные части оплаты труда государственного гражданского служащего. При этом “ ^ часть дополнительных выплат сего- ^ х дня в системе государственной граж- “ « данской службы носит обязательный характер, т. е. гражданские служа-

СС

щие их получают ежемесячно в зара- < ^ нее установленных частях от должностного оклада (рис. 2).

с

Основная часть оплаты труда го- ^

сударственного гражданского служащего состоит не только из оклада по

23

3/2006

Таблица 5. Должности гражданской государственной службы.

Категория «Обеспечивающие специалисты»

Категория

Группы

должно-

стей

Классные чины

Квалификационные

требования

л

Б

я

О)

с

о

О)

се

ш

т

О)

с

О

аз

ю

О

главная

ведущая

старшая

младшая

государственный советник РФ

1,2,3 классов

высшее профессиональное образование; не менее 4 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 5 лет стажа работы по специальности

советник государственной гражданской службы РФ

1,2,3 классов

высшее профессиональное образование; не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 4 лет стажа работы по специальности

референт государственной гражданской службы РФ

1,2,3 классов

среднее профессиональное образование; не менее 3 лет стажа работы по специальности

секретарь государственной гражданской службы РФ 1,2,3 классов

среднее профессиональное образование; без предъявления требований к стажу

м к

О х ^ I

о <

м ес

О м £т

^СС

2

24

3/2006

замещаемой должности государственной гражданской службы, но и оклада за классный чин, надбавки к должностному окладу за стаж государственной службы, за особые условия государственной службы и денежного поощрения.

Денежное содержание по своей структуре неоднородно. Отражение в ней связи между государственным служащим и государством с одной стороны и, с другой стороны, субъективных качеств государственного служа-

щего обусловливает выделение двух частей в структуре заработной платы. Постоянная и переменная части гарантируются государственным бюджетом вследствие перераспределительных механизмов в обществе.

Постоянная часть формируется фактически от успехов всего народнохозяйственного комплекса. Для факторов, влияющих на основную часть денежного содержания, характерно длительное воздействие. Основная, постоянная часть

Рис. 1. Экономическое воздействие на структуру оплаты труда в государственной гражданской службе

м к

О х ^ I

о <

м ес

р- О м £т

2

25

3/2006

Система должностных Оклад за классный Надбавки к должностному Денежное поощрение Премия Другие выплаты

окладов чин окладу

Рис. 2. Структура денежного содержания государственного гражданского

служащего

м к

О X ^ I О < м ес

р- о

м £т

^сс

2

26

3/2006

денежного содержания составляет сферу централизованного регулирования, осуществляемую в Российской Федерации главой государства.

Дополнительная часть денежного содержания зависит от переменных факторов, отражающих субъективное состояние государственного служащего и его отношение к своему труду. Эти факторы довольно изменчивы по сравнению с постоянной частью и отражают переменную часть денежного содержания. Премии и другие выплаты позволяют обеспечивать учет реальных затрат труда, принесших определенный результат деятельности. Так как оценка конкретных результатов в значительной степени зависит от особенностей государственного органа, а руководители различных уровней самостоятельно определяют ценность того или иного достигнутого результата, то дополнительная часть денежного содержание составляет сферу локального регулирования, осуществляемого руководством государственных органов.

Вышедший летом 2006 г. Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»1 установил размеры всех составляющих постоянных выплат с разбивкой должностей государственной гражданской службы по федеральным органам государственной власти. Установлены размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральным государственным гражданским

Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. 2006. № 31 (I). Ст. 3459.

служащим в администрации Президента РФ, в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, в федеральных министерствах, агентствах и службах, в аппарате Правительства РФ, в представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, а также в Конституционном суде, в судах общей юрисдикции РФ, прокуратуре РФ, в аппаратах Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ,уполномо-ченного по правам человека в РФ.

Указ определяет систему должностных окладов. Размеры окладов по должностям федеральной государственной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

Надбавки к должностному окладу установлены в следующих размерах:

- ежемесячная надбавка за выслугу лет;

При стаже государственной службы В процентах от должностного оклада

от 1 года до 5 лет 10

от 5 до 10 лет 15

от 10 до 15 лет 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свыше 15 30

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы;

а) по высшей группе должностей — от 150 до 200% должностного оклада,

б) по главной группе должностей — от 120 до 150% должностного оклада,

в) по старшей группе должностей — от 90 до 120% должностного оклада,

г) по старшей группе должностей — от 60 до 90% должностного оклада,

д) по младшей группе должностей — до 60% должностного оклада.

Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государ-

ственных гражданских служащих» установил и правила формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. В частности, для выплаты ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в фонде оплаты труда предусматривается полтора должностных оклада, для единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи — три оклада денежного содержания и т. д.

Составляющие денежного содержания государственных гражданских служащих и процесс формирования фонда оплаты труда, закрепленных в Указе Президента РФ, можно представить в виде схемы (см. рис. 3).

Замещаемая должность

г.....і.......і.........................1

Денежное

содержание

Долж-

ностной

оклад

Оклад за классный чин

Надбавка за особые условия госслуж-бы

Надбавка за выслугу лет

Премия

Денежное поощрение

Федеральные государственные гражданские служащие:

Ежемесячные денежные выплаты (в % от должностного оклада)

33%

60-200%

10-30%

м к

О X ^ I

О <

Ш ес

хг о ¡X ^

2

27

Фонд заработной платы

4 должностных оклада

14 должностных окладов

3 должностных оклада

2 оклада денежного содержания

Гражданские государственные служащие субъектов РФ:

Определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Рис. 3. Схема денежного содержания и формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих РФ

3/2006

м к

О X ^ I О < м ес

о

м £т 2

28

3/2006

Кроме того, принят Указ Президента РФ 25 июля 2006 г. № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу», который определил суммы денежных выплат при поощрении и награждении федеральных государственных гражданских служащих. В этих случаях выплачивается единовременное поощрение в следующих размерах:

а) при поощрении Правительством Российской Федерации — в размере оклада месячного денежного содержания;

б) при поощрении Президентом Российской Федерации — в размере двух окладов месячного денежного содержания;

в) при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации — в размере трех окладов месячного денежного содержания;

г) при награждении орденами и медалями Российской Федерации в размере пяти окладов месячного денежного содержания;

д) при награждении знаком особого отличия — медалью «Золотая Звезда» — в размере десяти окладов месячного денежного содержания.

За безупречную и эффективную гражданскую службу могут применяться объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения, награждение почетной грамотой государственного органа, иные виды поощрения и награждения государственного органа, единовременная выплата в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Соответствующая запись о поощрении и награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

Принятые указы Президента РФ продолжили поиск «лучшей практики» в организации денежного содержания государственных гражданских служащих. Они не изменили уже сложившуюся структуру, а лишь проиндексировал ее составляющие, тем самым несколько улучшив ситуацию с покупательной способностью доходов специалистов в государственных органах власти и управления.

Вопреки сложившемуся в обществе мнению о высоких заработных платах государственных чиновников, необходимо отметить, что индексация должностных окладов гражданских служащих происходит чрезвычайно редко. За более чем десятилетний срок с момента законодательного оформления социального института государственной службы (1995 г.), на федеральной государственной гражданской службе должностные оклады индексировались всего три раза: с 1 ноября 1999 г. в 1,5 раза; с 1 декабря 2000 г. в 1,2 раза; с 1 октября 2003 г в 1,1 раза. Таким образом, к лету 2006 г индексация окладов было произведена всего в 1,98 раза.

Указом Президента РФ от 25 июля

2006 г. «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» должностные оклады увеличены в среднем в 1,2 раза. В целом, индексация должностных окладов за период с 1995 г. (принятие первого федерального закона о государственной службе «Об основах государственной службы Российской Федерации») до

текущего времени была произведена в 2,4 раза (на 240%).

Для сравнения напомним, что за это время рост минимального размера оплаты труда (МРОТ) составил 733%. Изменение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций народного хозяйства в 2004 г. по отношению к 1995 г. составило 13,4 раза. А в целом по отрасли «Управление» изменение среднемесячной заработной платы работников в 2004 г. составило лишь 89% к уровню 1991 г. Столь низкие темпы роста должностных окладов привели к тому, что покупательная способность денежного содержания государственных служащих к 2004 году не достигла додефолто-вого уровня (1998 г.)

Устанавливаемые государством должностные оклады гражданских служащих остаются достаточно низкими, пересматриваются редко и находятся в несоответствии с уровнями оплаты труда по ряду отраслей народного хозяйства. Поэтому в системе государственной гражданской службы традиционно высок уровень дополнительных выплат. Это позволяет хоть как-то увязывать оплату труда государственных гражданских служащих с интенсивностью и ответственностью служебной деятельности. В целом доля должностного оклада в общем объеме денежного содержания не превышает 30-35%, все

остальное составляют дополнительные выплаты. При низком базовом окладе ежемесячные премии и денежное поощрение являются формой компенсации, а не стимулирования результативности профессиональной деятельности.

Оплата труда — одна из многих подсистем в организации государственной гражданской службы. Следовательно, она должна быть согласована со всеми остальными подсистемами и четко соответствовать им. С вступлением в силу Указа Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих с 1 августа 2006 г. одновременно вступили в силу ряд ранее принятых и временно отложенных указов Президента РФ, а именно, о реестре должностей федеральной государственной гражданской службы2; о квалификационных требованиях к должностям государственной гражданской службы3.

Основным и единственным источником денежного содержания гражданских служащих является государственный бюджет. Глава государства, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию РФ, еще в 1998 году определил финансовые источники оплаты труда государственных служащих: «Финансирование всех государственных органов, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации должно осу-

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г., № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных служащих». СЗ РФ. 2005. № 40. Ст. 4017.

м к

О х ^ I

о <

м ес

О м £т

2

29

3/2006

3

ществляться исключительно за счет средств соответствующего бюджета. Антиконституционна и практика участия органов государственной власти в коммерческой деятельности. Если органам государственной власти законом разрешено оказывать платные услуги, то средства от их оказания должны поступать в соответствующий бюджет и расходоваться на общегосударственные цели».

В проекте федерального бюджета на 2007 г. в целях выполнения положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части ежегодной индексации с учетом уровня инфляции учтены расходы на увеличение окладов денежного содержания. Расходы на финансирование обеспечения увеличения денежного содержания федеральных государственных служащих в

2007 г. составят с 1 января — на 10%; с 1 декабря — на 15%.

Основными критериями хорошего трудоустройства для граждан явля-

ются достойная оплата, востребованность результатов труда и наличие социальных гарантий в случае наступления нетрудоспособности или пенсионного возраста. Эффективность государственной власти в России в определяющей степени зависит от качества работы системы государственной службы. Чтобы направить деятельность государственных служащих на решение проблем общества, на удовлетворение запросов и нужд граждан, им нужно платить достойную заработную плату.

Сейчас необходимо повышать оплату труда, совершенствовать механизмы поощрений и вознаграждений, расширять возможности материального стимулирования, внедрять инновационные модели денежного содержания. Именно таким образом следует создавать условия для того, чтобы государственные гражданские служащие могли эффективно исполнять свои должностные обязанности.

м к

о х

0 <

м ес

с

1 о м £т

^сс

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.