социальных взаимоотношений, формирования коммуникативных навыков, социальной и коммуникативной компетентности [9]. Реализовать технологию необходимо с учетом особенностей возрастного периода.
В основу работы по социально-педагогическому проектированию в начальной общеобразовательной школе должны быть положены и четко соблюдаться методологические принципы:
- принцип гуманизма, который заключается в личностно-ориентированном характере социально-педагогического проектирования;
- принцип демократизации, направленный на обеспечение доступности социально-педагогического проектирования для всех участников образовательного процесса, включая и родителей;
- принцип непрерывности, обеспечивающий постоянное развитие как обучающихся, так и преподавателей;
- принцип вариативности, предусматривающий возможность выбора членами проекта форм, технологий, подходов, приемов успешной реализации социально-педагогического проекта.
Выводы. Таким образом, формирование творческого мышления обучающихся является одной из злободневных проблем педагогической теории и практики, так как во многом наличие творческого мышления определяет способность человека к самореализации, саморазвитии и самовоспитании в сложных социокультурных условиях современного общества. В настоящее время на первый план педагогическое сообщество выдвинуло не просто наличие знаний, умений и навыков, а способности к творческому применению этих знаний, умений и навыков в конкретных ситуациях. Чтобы усвоить конкретные знания, умения и навыки, применить то или иное правило, овладеть определенными компетенциями, сформировать универсальные учебные действия решаются поисково-творческие нестандартные задачи с целью развития творческого мышления и интеллектуальных способностей обучающихся.
Технология социально-педагогического проектирования является уникальным средством сотворчества педагога и детей, позволяющим решить и задачи формирования социальной и коммуникативной компетентности учащихся, и задачи оптимизации, совершенствования локальных педагогических или социальных процессов (например, взаимоотношения в коллективе класса). Результатом такой деятельности выступает совместно разработанный педагогический важный продукт.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 2018. С. 182-195.
2. Буршит И.Е. О роли исследовательской деятельности обучающихся младших классов // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 8 (30). С. 109-111.
3. Вадаханович, С.А. Макаревич Е.Е. В поисках новых путей творческого самовыражения / С.А. Вадаханович, Е.Е. Макаревич // Адукацыя i выхаванне. 2019. №9. С. 28-32
4. Вишневая Н.Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы: автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н.Э. Вишневая. Иркутск, 2016. 34 с.
5. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. - 2018. №8. С. 13-18
6. Данельченко Т.А. Педагогические условия активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4-1 (29). С. 121-125.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
9. Кремнева Н.А. Развитие творческого мышления младших школьников посредством использования триз-технологии во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № Т38. С. 81-85.
10. Тимашкова, Л.Н. Психолого-педагогические условия развития одаренности учащихся / Л.Н. Тимашкова // Адукацыя i выхаванне. 2017. № 3. С. 16-18.
Педагогика
УДК 378
кандидат социологических наук, профессор Крамской Сергей Иванович
Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат биологических наук, доцент Амельченко Ирина Анатольевна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич
Московский политехнический университет (г. Москва)
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ЭЛЕКТИВНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования мотивационной сферы культуры здоровья в контексте повышения эффективности учебного процесса. Анализируются факторы, влияющие на интерес к занятиям в дистанционном формате у студентов. Представлены подходы формирования у молодежи осознанной потребности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях для поддержания оптимального состояния организма с использованием современных цифровых технологий.
Ключевые слова: мотивация, интерес, дистанционное обучение, информационные ресурсы, электронные гаджеты, двигательная активность, мотивация, элективные дисциплины по физической культуре.
Annotation. The article deals with the formation of the motive sphere of health culture in the context of improving the effectiveness of the educational process. Factors influencing interest in distance learning from students are analyzed. There are presented approaches of formation in young people of conscious need for systematic physical education and recreation activities in order to maintain optimal state of organism using modern digital technologies.
Keywords: motivation, interest, distance learning, in-formation resources, electronic gadgets, motor activity, motivation, elective disciplines in physical culture.
Введение. Мотивация в любом виде деятельности как фактор эффективности играет доминирующее значение, на что указывают достаточно значительное число авторов [3, 4, 5, 9, 10, 11]. Поэтому для повышения эффективности учебного процесса в том числе и элективных дисциплин по физической культуре и спорту в дистанционном формате необходимо рассмотреть направления формирования мотивации и выявления факторов, влияющих на ее формирование.
Методы исследований: социологический опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, анализ литературных источников. По анкете, разработанной авторским коллективом, было опрошено 140 человек: 70 юношей и 70 девушек 3 курсов обучения. Так же был проведен эксперимент, в котором приняли участие юноши и девушки 3 курса основного учебного отделения в количестве 70 человек.
Изложение основного материала статьи. Система высшего образования постоянно претерпевает изменения сообразно тенденциям в экономике, обществе и производстве. Одной из современных тенденций является цифровизация всех сфер деятельности человека. Технологический прорыв в сфере информационных и цифровых технологий дал активное развитие дистанционной форме организации и проведения занятий, которая постоянно совершенствуется, основываясь на развивающихся сервисах и технологиях.
Применение современных информационных технологий для активизации познавательного интереса студентов при изучении элективных дисциплин по физической культуре и спорту является фактором, стимулирующим интерес к данным занятиям, повышающим мотивацию. Современные технологии позволяют раскрывать практическую значимость изучаемого материала, предлагать собственные решения и задавать вопросы. Современные технологии позволяют воссоздавать обстановку реальности, и увидеть процессы, происходящие в организме занимающегося при занятиях различными видами спортивной деятельности. В результате активизируется познавательная деятельность занимающегося.
Но данный технологический прорыв в образовательном процессе, не будет иметь большого значения без формирования мотивации к самой учебной деятельности. Учебный процесс и секционные занятия должны быть построены с учетом интересов студентов.
По данным авторов [3] мотивация - это внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. Мотивация является причиной поведения и способностью человека деятельно удовлетворять свои потребности.
На процесс развития человека напрямую влияет мотивация достижения, стремление к определенной цели, ожидаемые результаты, оценка эффективности предпринятых действий.
Формирование мотивации, ее направления, изучение мотивов поведения, представляет основную проблему в изучении психологии человека, на что указывают специалисты в области психологии, педагогики, социологии.
Составляющая мотивации включает такие виды побуждений, как мотивы, потребности, интересы, цели, влечения, мотивационную готовность к выполнению действия, идеалы и т.д.
Для устойчивой мотивации необходимого стимулирование познавательной деятельности студентов, т.е. формирование необходимого объема знаний о влиянии занятий различными видами спортивной деятельности на организм занимающегося. Как в режиме практических занятий, так и в дистанционном формате могут быть рекомендованы библиотеки Национального проекта КУЛЬТУРА, Литнет, liveinternet.ru, Юрайт, E library и ряд других ресурсов, в том числе и медиа, число которых растет из года в год. Основной проблемой для студентов является сложность выбора контента, так как на просторах интернета достаточно большой объем материалов, представленных неспециалистами что искажает картину изучаемого материала.
Одной из важных проблем формирования мотивации к занятиям, в том числе и различными видами спортивной деятельности в том числе и в дистанционном формате является выявление и формирование потребности студентов [3, 4, 5, 6, 9, 10, 11].
По результатам исследований ряда специалистов [5, 6, 11] для формирования устойчивой мотивации, в том числе и по дисциплинам физической культуры и спорта должна включать ряд компонентов:
- необходимо организовывать занятия с учетом интересов студентов;
- преподавателям необходимо освоить виды спортивной деятельности наиболее интересные студентам (не включаются экзотические виды);
- для контроля выполненной нагрузки необходимо использовать в процессе занятий устройства контроля ЧСС;
- необходимы приложения, в котором выдаются рекомендации по двигательным объемам и интенсивности;
- необходим качественный инвентарь.
Для выявления интереса студентов к элективным дисциплинам была разработана анкета и проведен опрос. Результаты опроса представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Отношения студентов к занятиям по элективным дисциплинам физической культуры
и спорта
Элективные дисциплины подразумевают возможность выбора студентами вида спортивной деятельности сообразно своим интересам и потребностям.
Для выявления наиболее интересных для студентов видов спортивной деятельности был проведен опрос студентов. Результаты опроса приведены на рис. 2 (юноши) и рис. 3 (девушки).
Рисунок 2. Распределение интересов по видам спортивной деятельности (юноши)
гнмннастнка
39%
Рисунок 3. Распределение интересов по видам спортивной деятельности (девушки)
Для организации занятий со студентами избранными видами физкультурно-спортивной деятельности необходима соответствующая материально-техническая база и наличие специалистов определенного профиля.
На вопрос «Занимаетесь ли Вы в секциях различными видами спортивной деятельности?», студенты ответили, что занимаются: в секциях при учебном заведении - 46%, в фитнесс клубах вне стен вуза - 22% и остальные предпочитают самостоятельные занятия.
Интересы девушек и юношей при занятиях в секциях по некоторым позициям имеют различия, что отражено на рис. 4 и рис. 5.
Рисунок 4. Интересы девушек для занятий различными видами спортивной деятельности
Рисунок 4. Интересы юношей для занятий различными видами спортивной деятельности
Нельзя не отметить влияние современных технологий на состояние мотивации и ее формирование. Цифровые технологии позволяют расширить объём материала, и сделать его более ярким и запоминающимся, что повышает интерес к занятиям, на что указывают [1, 2, 7, 8]. В результате опроса студентов было выявлено следующее: все респонденты отметили положительную значимость для усвоения материала наличие видео контента, раскрывающего изучаемые вопросы. Но на занятиях элективными дисциплинами по физической культуре и спорту 60% респондентов предпочитают медиа контент, где материал представляется спортсменами, так как они демонстрируют задание более качественно и выглядят более эффектно, что повышает интерес к данным занятиям. В процессе демонстраций спортсменами упражнений у студентов формируется цель, стать такими подтянутыми и стройными, умеющими красиво выполнять двигательное действие и научиться выполнять задание так же, как демонстрируют спортсмены.
В ходе проведенного опроса студентов, было выяснено, что студенты более охотно занимаются дистанционно в сравнении с традиционной системой обучения. Полученные результаты опроса обусловлены следующими факторами:
- занимаются в более комфортных условиях;
- никто не видит огрехи в фигуре или технике выполнения упражнений;
- занимаюсь один или в компании с родителями или родственниками;
- занимаюсь в той форме, которая есть и это никому не видно;
- выбор комфортного времени занятия;
- занимаюсь наиболее интересным видом спортивной деятельности.
Для повышения информативности и достоверности отправляемой информации и формирования положительной мотивационной сферы на занятиях элективными дисциплинами по физической культуре и спорту был проведен эксперимент, в котором приняли участие юноши и девушки 3 курса основного учебного отделения в количестве 70 человек.
Для обеспечения контроля над реакцией организма на нагрузку и дистанции, преодоленной во время занятия, была создана группа, удаленно занимающаяся с пульсометром, с возможностью подключения к компьютеру.
У кого не было пульсометра, студенты использовали кардиодатчик, который «привязывался» к
смартфону. Для смартфонов по выбору студентов использовали приложения, в которых можно было отследить дистанцию, преодоленную студентом во время занятий, большинство студентов остановили свой выбор на программах Nike Training Club, Map My Fitness, Charity Miles.
Студентам предлагались ряд видов спортивной деятельности на выбор, и далее студенты занимались по программе избранного вида. Студенты самостоятельно искали и изучали материал о влиянии избранного вида спортивной деятельности на организм занимающегося.
Большинством студентов были выбраны циклические виды спорта (бег и ходьба). Выбор обусловлен доступностью и наличием мест для занятий, не требующих специального оборудования, возможностью заниматься на свежем воздухе в период карантинных мероприятий. Так же студенты обосновали выбор циклических видов спортивной деятельности простотой занятий, спортивная форма для бега или ходьбы есть практически у всех и эффективностью в коррекции веса и форм тела.
В качестве мотивации к занятиям использовали данные о эффективном влиянии занятий бегом на снижение массы тела и высокой оздоровительной составляющей данных занятий. В процессе занятий ставились задачи: повышение двигательной активности, снятия психологического напряжения от длительного нахождения в ограниченном пространстве, воспитание выносливости, ловкости и координационных способностей.
Для выявления более комфортных мест для занятий бегом был проведен опрос студентов, в ходе которого выяснилось следующее (рис. 5).
Рисунок 5. Наиболее комфортные места занятий бегом
В ходе опроса выяснилось, что снижает интерес к бегу на стадионе монотонность бега по кругу стадиона, тогда как занятиям в парке мешают люди, выгуливающие собак, а также большое число прохожих. В лесу мешает бегу не подготовленность трасс, торчащие корни деревьев и т.д.
Так же одним из факторов, влияющих на стимулирование интереса к занятиям различными видами спортивной деятельности, является использование гаджетов во время занятий. Достаточное большое число студентов пользуются устройствами (умные часы и браслеты), с функционалом фиксации частоты сердечных сокращений, количества выполненных шагов и т.д. Студенты отметили, что им в процессе занятий интересно следить за реакцией организма на выполняемую нагрузку. Немаловажным фактором является возможность контроля рекомендованной нагрузки.
Так в группах, занимающихся с электронными пульсометрами и кардио датчиками, студенты проявили большую заинтересованность в занятиях. Это проявилось результате опроса респондентов, так и в большем количестве студентов, присылающих дневник самоконтроля и трек преодоленной дистанции. Тогда как в группах, занимающихся без гаджетов количество студентов, присылающих дневник самоконтроля, снизилось, что объяснялось плохим интернетом и невозможностью отправить дневник самоконтроля.
При выявлении причин данной ситуации выяснилось, что студентам заниматься с пульсометрами и кардиодатчиками интереснее. Есть возможность проконтролировать пульс, отследить его динамику ЧСС. Со слов студентов на просторах интернета и девушкам было интересно заниматься с нагрузками, посредством которых достигается коррекция форм тела (придание рельефа, прорисовка фигуры) и снижение массы тела. Данный мотив для 70% девушек оказался превалирующим среди других. Для остальных основным мотивом было получение зачета.
Так же к занимающимся с электронными гаджетами подключались и члены семьи, что также со слов студентов повышало интерес к занятиям. Дневник самоконтроля содержал строку масса тела, которую студенты должны были заполнить. Но в данном случае возникла проблема, весы оказались не у всех занимающихся. Но интерес и желание отследить динамику массы тела стимулировали к приобретению данных устройств. И практически 42% занимающихся зафиксировали желаемую динамику веса. Со слов студентов это стало возможным в результате повышения двигательной активности, нормализации питания и устранения «перекусов» далеко не «здоровой пищей» и возможности контролировать динамику веса. Тогда как остальные указали, что к весне скинут лишний вес и приобретут столь желанные кондиции.
Как показывают проведенные исследования, различные виды двигательной активности должны быть неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека, в том числе и в период дистанционного обучения. Сложившаяся эпидемическая ситуация затронула многие аспекты жизни, существенно ограничила ранее настолько привычные стороны жизнедеятельности, в том числе и физическую активность. При таком раскладе появляется ряд проблем с рациональной организацией жизнедеятельности студентов, поддержанием необходимого уровня двигательной активности, соблюдением техники безопасности во время самостоятельных занятий. Важным моментом является, и умение сформировать у студентов привычку
разумно проводить время. Самостоятельные оздоровительные занятия на открытом воздухе - один из лучших безопасных способов реализации потребности в движении, исходя из сложившихся условий.
Различные формы являются одним из средств двигательной активности повышения адаптационного потенциала организма при воздействии чрезвычайных факторов. Сформированная культура здоровья помогает личности выполнять намеченные планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Выводы. Для формирования мотивации и интереса к занятиям различными видами спортивной деятельности необходимо:
- для формирования мотивации необходимо проводить работу по популяризации занятий различными видами спортивной деятельности;
- для формирования мотивации к занятиям различными видами спортивной деятельности необходимо активнее использовать цифровые технологии, что позволит решить комплекс задач, среди которых формирование здорового образа жизни, контроль реакции на нагрузку, повышение интереса к занятиям различными видами спортивной деятельности;
- необходимо сформировать навыки и знания, для контроля физического состояния, как фактора успешности предстоящей карьеры;
- обучить преподавателей методике формирования установки на успешность;
- необходимо работать над формированием позиции успешности студентов, как фактора достижения поставленной цели;
- наличие мотивации достижения;
- усвоение определенного объема теоретических знаний с использованием современных информационных технологий о влиянии на организм систематической физической нагрузки;
- на практике учитывать интересы студентов к определенным видам, а также местам занятий, предоставив возможность выбора (исходя из реальных условий);
- научить студента грамотно дозировать физическую нагрузку, в том числе и с использованием электронных гаджетов, с соблюдением техники безопасности;
- необходимо выстраивать работу на формирование интереса к занятиям различными видами спортивной деятельности, для этого необходимо использовать различные средства (рассказ, цифровые технологии и т.д.) демонстрирующие эффективность вида спортивной деятельности для достижения поставленных целей или формирования интересов занимающегося;
- сформировать потребность к активному отдыху.
Литература:
1. Балыхин М.Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ / Вестник российского университета дружбы народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. Номер: 4. Российский университет дружбы народов (РУДН). - Москва. - 2008. - 68 с.
2. Веряскина А.Н. Современный технологический переворот: методологический и дидактические аспекты. / Современные наукоемкие технологии. // ООО "Издательский дом "Академия естествознания". Москва. Номер: 9. - 2015. - 110 с.
3. Ильин И.П. Мотивация и мотивы / И.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2000. - 298 с.
4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев; отв. ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1998. - 191 с.
5. Крамской С.И., Амельченко И.А. Физическое воспитание и спорт: инновационные направления и конструктивный подход // Культура физическая и здоровье. - 2019. - №2 (70). - С. 163-165.
6. Крамской С.И., Амельченко И.А. Формирование здоровья в системе традиционных ценностей (на примере БГТУ им. В.Г. Шухова) // Культура физическая и здоровье. - №3 (63). - 2017. - С. 133-135.
7. Лебедева Т.Е. Информационные технологии на практических занятиях в вузе // Высшее образование сегодня. - 2007. - №8. - С. 49-51.
8. Лебедева Т.Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2008. - 22 с.
9. Основы социальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия 2002. - 480 с.
10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. 2-е изд. Спб.: Питер, 2003. - 450 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Краснова Елена Леонидовна
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны);
кандидат педагогических наук, доцент Масленникова Надежда Николаевна
ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет» (г. Казань)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассматривается роль компетентностного подхода в процессе подготовки учителя к профессиональной деятельности. Высшее учебное образование ставит перед собой цель не просто подготовить будущего учителя, а обеспечить его профессиональное становление и всесторонне развития и самосовершенствования. В систему высшего профессионального образования внедрение компетентностного подхода направлено на повышение конкурентоспособности будущего учителя, обновление содержания, методологии и развивающей среды обучения. Необходимость включения компетентностного подхода в систему образования определяется потребностями времени и изменениями, происходящими в образовательной парадигме.