Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ГАНДБОЛ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫБОР ВИДА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MARTIAL ARTS / THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS / MOTIVATION / SPORTS GAMES / HANDBALL / ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / COMPETITIVE ACTIVITY / THE CHOICE OF THE TYPE OF SPORTIVE ACTIVITY / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамской Сергей Иванович, Амельченко Ирина Анатольевна, Егоров Дмитрий Евгеньевич

В материале статьи рассматриваются вопросы активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту. Выявляются моменты, снижающие интерес к обозначенной дисциплине. Предложены направления по активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамской Сергей Иванович, Амельченко Ирина Анатольевна, Егоров Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY ACTIVITIES OF ELECTIVE DISCIPLINES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN TECHNICAL UNIVERSITIES

The article deals with the activation of interest in elective disciplines in physical culture and sports. Identifies points that reduce the interest in the indicated discipline. The directions on activation of interest to elective disciplines on physical culture and sport are offered.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ»

4. Дронова В.Н. Особенности речевой деятельности ребенка, поступающего в первый класс // Гаудеамус. - Тамбов, 2002. - № 2 (2). - С. 138-148.

5. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.

6. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог: монография. - Мн., 2003. - С. 200.

7. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич Мн., 2001. С. 179.

8. Сокорутова Л.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-179.

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1989. -Т. 4: Родное слово. - 528 с.

Педагогика

УДК 796/799

кандидат социологических наук, профессор Крамской Сергей Иванович

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат биологических анук, доцент Амельченко Ирина Анатольевна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ТЕХНИЧЕСКИХ

ВУЗАХ

Аннотация. В материале статьи рассматриваются вопросы активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту. Выявляются моменты, снижающие интерес к обозначенной дисциплине. Предложены направления по активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: единоборства, уровень физической подготовленности, мотивация, спортивные игры, гандбол, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, соревновательная деятельность, выбор вида спортивной деятельности, материально-техническое обеспечение.

Annotation. The article deals with the activation of interest in elective disciplines in physical culture and sports. Identifies points that reduce the interest in the indicated discipline. The directions on activation of interest to elective disciplines on physical culture and sport are offered.

Keyword: martial arts, the level of physical fitness, motivation, sports games, handball, elective disciplines in physical culture and sports, competitive activity, the choice of the type of sportive activity, logistics.

Введение Анализируя данные Крамской С.И., Егоров Д.Е., Амельченко И.А., посвященную исследованию уровня физической подготовленности студентов состояния их здоровья была выявлена динамика ухудшения здоровья, развитию гиподинамии, формирования зависимости от различных современных «гаджетов». Крамской С.И. [4], Егоров Д.Е. [3], Виленский М.Я., Горшаков А.Г. [1], указывают на различные причины развития данной ситуации, где среди прочих, основной выделена низкая эффективность дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту. Одной из причин развития данной ситуации по мнению авторов была сильная загруженность студентов учебной деятельностью.

Изложение основного материала статьи. Состояние здоровья и уровень физической подготовленности современной молодежи вызывает тревогу у многих специалистов (педагогики, медицины и т.д.). И на данную ситуацию указывают целый ряд специалистов Крамской С.И. Амельченко И.А. [4], Егоров Д.Е. [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [8], утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета, в пункте 6.5. утверждено следующее: дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

— «Базовая» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы), реализуемую в виде теоретических (лекционных) и практических (семинарских) занятий;

— «Элективная» в объеме не менее 328 академических часов, которая является также обязательной для каждой образовательной программы, предполагая выбор по видам спорта для студентов основной и подготовительной медицинских групп здоровья.

Дисциплина "Элективные курсы по физической культуре" направлена на формирование физической культуры личности обучающихся, подготовку к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья.

Особенностью элективных дисциплин является возможность выбора видов спортивной деятельности, но вопрос заключается в возможности учебного заведения удовлетворить данное желание. Наличие материальной базы и профессорско-преподавательского состава, где отсутствие одного из составляющих делает невозможным реализацию данной программы.

Для выявления видов спортивной деятельности был проведен опрос студентов 1-3 курсов. У юношей первым по количеству желающих были спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол). Далее расположились желание заниматься единоборствами. На третьем месте оказались workout и parkour.

У девушек на первое место вышили желание заниматься степ аэробикой. Так как по мнению студенток данный вид спортивной деятельности наиболее эффективны для приведения тела к «эталонным» показателям. На втором месте оказались упражнения на тренажерах. И на третьем месте оказались спортивные игры.

Если для организации занятий по спортивным играм, степ аэробикой и занятий на тренажерах найти специалиста не представляется проблемой, то для занятий workout и parkour найти специалиста

представляется весьма проблематичным. Проблему усугубляет то, что для вузов необходим специалист с ученой степенью и званием. И выполнение данного условия с каждым годом становиться все труднее и труднее.

Одним из эффективных способов устранения представленной ситуации является активизации интереса к Элективным дисциплинам физическое воспитание и спорт, ведение здорового образа и спортивного стиля жизни. Но отчасти низкий интерес к элективным дисциплинам физическая физкультура и спорт заключается в:

— материально-техническом обеспечении представленной дисциплины (для элективных дисциплин необходим выбор, но как сделать данный выбор, если недостаточно спортивных залов, нет или не хватает спортивного инвентаря (футбольных, волейбольных и баскетбольных мячей и др. спортивного инвентаря)). Так же не все родители готовы приобрести спортивную амуницию необходимую для занятий, например, хоккеем. Немногие учебные заведения способны оплачивать аренду спортивного сооружения (ледовой арены) для занятий хоккеем;

— не хватает плоскостных открытых спортивных сооружений, или их состояние опасное для занимающихся;

— средний возраст профессорско-преподавательского состава 40 -50 лет и старше, а в данном возрасте технически правильно продемонстрировать элементы workout и других современных видов спортивной деятельности достаточно проблематично;

— из-за низких зарплат выплачиваемым профессорско-преподавательскому составу найти желающих работать за данное денежное вознаграждение немного;

— отсутствие спортивного инвентаря для зимних видов спорта, приобрести лыжи (средняя цена одной пары лыж 5000 руб, но необходимо 2 пары каждому занимающемуся. Одна пара лыж для классических ходов, другая для коньковых ходов, необходимы лыжные палки, цена также достаточно высокая. Одна пара стоит примерно от 1000 - 1500 руб, но их так же необходимо 2 пары. Необходимы лыжные ботинки для классических и коньковых ходов. Стоимость ботинок так же в пределах 2000 - 5000 руб. Так же есть ряд трат необходимых для приобретения лыжных мазей, парафинов и т.д. Как видим траты на лыжный спорт достаточно большие, что не всем доступно.

По данным авторов Наговицын Р.С. [4], возможность выбора спортивной деятельности для студентов является стимулирующим фактором интереса к занятиям. В ходе опроса студентов 1-3 курсов все 100% опрошенных указали, что занимались бы с большим интересом, если бы у них была возможность выбора вида спортивной деятельности. Одним из факторов, стимулирующих к занятиям по выбору являлись возможность научиться единоборствам 40%, причем единоборства выбирали юноши и девушки. Для девушек мотивом к занятиям единоборствами являлось возможность научиться оказывать противодействия молодым людям и агрессивным девушкам. Со слов девушек агрессивных представительниц слабого пола становиться все больше и больше. Данное обстоятельство подтверждается и результатами опросов студентов и школьников, в ходе которого выяснилось, что девушки более жестоки в выяснении отношений. Следующим в иерархии интересов расположились спортивные игры 38%, среди игр первенство занял футбол, второе место баскетбол, и далее расположился волейбол.

Не менее интересным являлись число респондентов 26%, которые не определились с выбором вида спортивной деятельности. Не определившиеся студенты сетуют на отсутствие времени на занятия, большой загруженностью учебной деятельностью, неудобным расписанием функционирования секции, далеко добираться до дома. При анализе результатов сдачи зачетной и экзаменационной сессий выяснилось, что средняя оценка сдачи экзаменов была 3,6-4,2 балла, 8% из не определившихся в выборе спортивной деятельности не сдали зачетную сессию в установленные сроки. Данное обстоятельство говорит о неспособности рационально организовать свое время и низком уровне подготовленности студентов.

Для активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту необходимо связать их со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом ГТО. При реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту и сдаче контрольных нормативов студенты могут в динамике отслеживать уровень физической подготовленности и готовность к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Для выявления интереса к подготовке и сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО был проведен опрос студентов 1-3 курсов, в ходе которого было выявлено, что для студентов интерес составляет в случае, если им будут бонусы в виде значка и т.д. Просто готовится к сдаче нормативов не представляет интереса. Зачет они и так получат при условии посещения занятий и сдачи нормативов на положительную оценку. А знак ГТО любого ранга, достаточно ценный и соответственно за него побороться стоит.

Нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО сдаваемые в тестовом центре помогут повысить интерес к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту.

В ходе опроса студентов так же выяснилось, что замена стандартных нормативов сдачей норм Всероссийского комплекса ГТО для студентов более приоритетно. Возможность сдать нормы и получить заветный знак ГТО, для студентов имеет значение. Так же будет стимулировать студентов различные «бонусы» от директората института за сдачу норм комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки.

В БГТУ им. В.Г. Шухова получил свое развитие инновационо-спортивный региональный кластер спортивных единоборств дзюдо и самбо, что способствует повышению интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, обеспечивающий возможность подготовки студентов и спортсменов из числа обучающихся в вузе.

Для студентов созданы условия для занятий спортивными единоборствами дзюдо и самбо, а также кибоксингом, функционирующими в БГТУ им. В.Г. Шухова секциях.

Среди студентов проводится работа по популяризации занятий различными видами спорта. В университете совместно с Федерацией гандбола Белгородской области создан центр развития гандбола.

Студенты во время проведения занятий спортивными играми изучают не только принципы и правила игры в волейбол или баскетбол, но и совершенствуют свои навыки и умения в игровой деятельности. По опросам студентов включение в учебные занятия гандбола стимулирует интерес к занятиям, создает положительный эмоциональный фон. Так же в ходе учебных занятий гандболом были выявлены студенты с

опытом игровой соревновательной деятельности, для включения их в сборные команды институтов и университета. Помимо положительного эмоционального фона и повышенного интереса к занятиям студенты проявили интерес к соревновательной деятельности и либо сами участвуют в соревнованиях по различным видам спорта, либо посещают соревнования, проводимые в стенах университета и вне их.

Так же было интересно желание студентов к участию в соревновательной деятельности. Результаты опроса представлены на рис. 1.

не определились и если их пригласят участию, то они не откажутся от участия

27%

Рисунок 1. Распределение ответов по участию в соревновательной деятельности

Причем те, которые хотели участвовать в соревнованиях в большинстве своем уже занимались или имели опыт занятий в секциях.

Для определения выбора для элективных дисциплин по физической культуре и спорту был проведен опрос студентов. Среди предпочтений в видах спортивной деятельности у девушек выбор был сделан в пользу аэробики, дзюдо, настольного тенниса. У юношей выбор остановился на единоборствах (дзюдо, кикбоксинг, гиревого спорта, спортивных игр (футбол, настольный теннис).

Основными причинами отказа от соревновательной деятельности было: недостаток времени для подготовки к соревнованиям, неудобное время функционирования секций и проведения спортивных мероприятий, и следующее мнение: занимаюсь для себя, а не для соревнований.

Выводы. Одно из направлений повышения эффективности элективных дисциплин по физической культуре необходимо активно использовать соревнования. Но студенты не охотно принимают участие в соревнованиях. Со слов респондентов основным мотивом, препятствующим участию в соревнованиях, был следующим: боязнь неудач, им станет стыдно, если он проиграют на соревнованиях. Причем данного мнения придерживались как юноши, так и девушки. Следующим ответом было «все будут смотреть как я не умею.......»

Для активизации интереса к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту необходимо решить ряд проблем:

— расширить список секций для внеурочной формы организации занятий;

— по возможности сделать максимальное число секций на без возмездной основе для студентов;

— предоставить студентам возможность выбора вида спортивной деятельности для занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту;

— включать в структуру занятий современные тенденции фитнеса (для девушек строить занятия с элементами степ аэробики, для юношей включать элементы единоборств и спортивных игр);

— вести планомерную подготовку к участию в соревнованиях;

— не привлекать студентов к участию в соревнованиях в обязательном порядке, а привлекать только по желанию студентов;

— проводить разъяснительную работу со студентами по поводу участия в соревнованиях;

— разработать мероприятия по поощрению студентов, регулярно участвующих в соревнованиях;

— привлекать к соревнованиям сотрудников и профессорско-преподавательский состав;

— отображать итоги соревнований в средствах массовой информации учебного заведения.

Для активизации интереса к подготовке сдачи контрольных нормативов необходимо их принимать в форме соревнований.

Для популяризации соревновательной деятельности необходимо ее совместить со сдачей норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Вручать знаки ГТО на собраниях коллектива, данное условие позволит привлечь большего числа людей к сдаче норм ГТО.

Литература:

1. Виленский М.Я., Горшаков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.:

Гардарики, 2007. 218 с.

2. Егоров Д.Е. Современный подход в совершенствовании учебного процесса по физ. воспитанию в вузе / Качество жизни: теория и практика социальной экономики. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Часть II. Белгород - Москва. БелГТАСМ, 2002. С. 54-56.

3. Крамской, С.И. О реализации оздоровительной программы в условиях технического вуза / С.И. Крамской, И.А. Амельченко // Высшее образование в России. - М., 2014. — № 3. - С. 94-96.

4. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 293-298

5. Пономаренко А.А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов/ А.А. Пономаренко, В.А. Ченобытов // Молодой ученый. 2013. С. 356-358.

6. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис.... канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

7. http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения 20/11/2019)

Педагогика

УДК: 378.146

преподаватель кафедры иностранных языков Кувшинова Яна Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры иностранных языков Самойлова Мария Дмитриевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ГОВОРЕНИЕКАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО

ВУЗА

Аннотация. В данной статье авторы обосновывают необходимость развития навыков говорения на английском языке у курсантов авиационноговуза. Анализируются основные методы и приемы развития коммуникативных навыков в процессе обучения. Описана система работы при обучении говорению на английском языке курсантов авиационного вуза. Рассматриваетсявзаимосвязь говорения с другими видами речевой деятельности.

Ключевые слова: иностранный язык, говорение, чтение, работа с текстом, аудирование, мотивация, дискуссия, ролевая игра.

Annotation. In this article, the authors justify the necessity of developmentof speaking skills in English at cadets of aviation high school. The main methods and techniques of development of communication skills in the learning process are analyzed. The article describes the system of work in teaching English speaking cadets of aviation University. The interrelation of speaking with other types of speech activity is considered.

Keywords:foreign language, speaking, reading, text work, listening, motivation, discussion, role-playing game.

Единственная известная мне роскошь -это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

Введение. Обучение английскому языку необходимо в контексте современных технологий и в условиях быстро меняющегося мира. На сегодняшний день дисциплина «Иностранный язык» входит в обязательную программу любого высшего учебного заведения. Не исключение и наш вуз: важным средством профессионального успеха авиационного специалиста является приобретение им иноязычной коммуникативной компетенции, которая обеспечивает безопасность полетов.Эффективное взаимодействие с наземными службами предполагает овладение устной речью на английском языке, т.е. высокий уровень сформированности навыков говорения.

Изложение основного материала статьи. Говорение возникает только тогда, когда у людей появляется потребность сказать что-то друг другу. Именно поэтому, в структуре говорения психологи выделяют мотивационно-побудительную часть [3]. В научной интерпретации говорение является процессом создания смыслового содержания и обмена им с помощью вербальных и невербальных символов [4]. Коммуникативный подход в обучении английскому языку предполагает организацию процесса на основе заданий коммуникативного характера, имитирующих ситуации профессионального общения. Следуя принципу коммуникативной направленности вся система работы преподавателей кафедры иностранных языков нашего вуза подчинена созданию у курсантов мотивации к говорению на английском языке. Практическое занятие ведется полностью на английском языке. Коммуникация курсантов поощряется в любом виде, даже если в речи присутствуют ошибки, неискажающие информацию, или неточности.

Применение различных методов и приемов на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык» имеют особый педагогический эффект, если они применяются в условиях, когда преподаватель сам владеет грамотной, четкой и беглой иностранной речью, умеет четко формулировать задания, мастерски использует средства обучения, в том числе технические, а также создает благоприятные условия для речевой деятельности (когда обучающимся хочется слышать иностранную речь, говорить на иностранномязыке, когда они имеют возможность высказывать свои мысли, не боясь при этом допустить ошибки).

Важное значение в обучении говорению имеет создание такой речевой ситуации, которая стимулировала бы у обучающихся интерес. В связи с этим возникает необходимость постановок перед обучающимися таких заданий, которые вызвали бы у них стремление выразить собственное мнение, развивать критическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Для достижения высокой эффективности практического занятия по дисциплине «Иностранный язык»преподаватели используютследующие виды установок:

1. Гипотетические вопросы, побуждающие обучающихся делать высказывания: "What do you think about this?", "Are there any other opinions?", "Who thinks differently?".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.