Научная статья на тему 'Модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта в опорном вузе на примере кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В. Г. Шухова'

Модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта в опорном вузе на примере кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В. Г. Шухова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ ВУЗ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / КОММЕРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / COMMERCIAL COMPONENT / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / PEOPLE WITH DISABILITIES / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / BASIC HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамской Сергей Иванович, Егоров Дмитрий Евгеньевич, Амельченко Ирина Анатольевна

Реорганизация системы образования, формирование опорных вузов несомненно должно способствовать повышению качества высшего образования, способствовать формированию системы бизнес структур, способствующих разработки и производству инновационного продукта. В работе приведен опыт функционирования кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В. Г. Шухова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамской Сергей Иванович, Егоров Дмитрий Евгеньевич, Амельченко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FUNCTIONING OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN THE REFERENCE INSTITUTION ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT BSTU. VG SHUKHOVA

The reorganization of the education system, the formation of supporting universities should undoubtedly contribute to improving the quality of higher education, to promote the formation of a system of business structures that promote the development and production of an innovative product. The work shows the experience of the Department of Physical Education and Sports BSTU. V.G. Shukhov.

Текст научной работы на тему «Модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта в опорном вузе на примере кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В. Г. Шухова»

Следует отметить, что основными видами деятельности ГБУСО Оренбургской области Комплексного центра социального обслуживания населения в Южном округе города Оренбурга являются: социальная реабилитация инвалидов, участие в организации отдыха и оздоровления детей, оказание помощи женщинами детям-жертвам насилия в семье, внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальных услугах и местных социально-экономических условиях.

Выводы. Таким образом, формирование профессиональной компетентности студента с ограниченными возможностями здоровья, позволило трактовать понятие «профессиональная компетентность» как интегративное качество личности, структурно представленное совокупностью ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой компетенций, которое обеспечивает на практике способность и готовность специалиста использовать в профессиональной деятельности имеющиеся знания, умения и опыт, активизирующие профессиональную самореализацию специалиста и повышение качества социального обслуживания населения.

Следует актуализировать деятельность региональных Комплексных Центров социального обслуживания населения, на базе которых осуществляется организация, реализация и внедрение на учебно-производственной практики.

Литература:

1. Амельченко Т.В. Формирование профессиональной компетентности в социально-педагогическом образовании: монография. — Чита: ЧитГУ, 2011.

2. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис... д-ра пед. наук. —Улан-Удэ, 2010.

3. Белоновская И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: монография. — М.: Институт профессионального образования, 2005.

4. Грант в сфере научной и научно-технической деятельности по проекту «Развитие профессиональной компетентности социального работника как фактор минимизации рисков защищенности населения региона» № 3072/692-1У-ОЗ «Об областных грантах в сфере научной и научно-технической деятельности». — Оренбург, 2013.

5. Касаркина Е.Н. Показатели профессиональной компетентности личности и деятельности социальных работников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. научной конф. — СПб: Реноме, 2012.

6. Комплексный Центр социального обслуживания населения Ленинского района города Екатеринбурга (ГБУ КЦСОН). [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lensobes.ru/ (дата обращения 15.02.2018).

7. Кочемасова Л.А. Профессиональная компетентность социального работника: модель, технология, инноватика развития: монография / под науч. ред. С.В. Сальцевой. — Оренбург: «Экспресс-печать»,

2013. — 228 с.

8. Кочемасова Л.А. Социально-педагогические предпосылки развития профессиональной компетентности социального работника // European Social Science Journal. — Рига - Москва, 2013. — №9. — Т. 3. — С. 277-285

9. Кочемасова Л.А. Развитие профессиональной компетентности социального работника в процессе практической подготовки с учетом региональных особенностей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: Изд-во СибАК,

2014. — № 4 (39). Ч.2. — С. 8-14.

10.Кочемасова Л.А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов в образовательном пространстве вуза // Успехи современной науки. — Белгород, 2016. — №7. — Т.1 — С. 88-90

11. Lyubov G. Pak. Projecting and Implementation of Professional-Personal Environ-ment for Future Teache / Rimma Kh. Gilmeeva, Polina У. Solovyova, Elina I. Nikonova, Lyubov G. Pak, Tatiana I. Shulga, Vadim N. Perekrestov, Alexandr L. Makarov // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. — 2017. — 1059-1067.

Педагогика

УДК: 796.06

кандидат социологических наук, профессор Крамской Сергей Иванович

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат биологических наук, доцент Амельченко Ирина Анатольевна

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород)

МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В ОПОРНОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА БГТУ

ИМ. В. Г. ШУХОВА

Аннотация. Реорганизация системы образования, формирование опорных вузов несомненно должно способствовать повышению качества высшего образования, способствовать формированию системы бизнес структур, способствующих разработки и производству инновационного продукта. В работе приведен опыт функционирования кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В. Г. Шухова.

Ключевые слова: опорный вуз, материально-техническая база, социальная работа, коммерческая составляющая, люди с ограниченными возможностями, население, студенчество.

Annotation. The reorganization of the education system, the formation of supporting universities should undoubtedly contribute to improving the quality of higher education, to promote the formation of a system of business structures that promote the development and production of an innovative product. The work shows the experience of the Department of Physical Education and Sports BSTU. V.G. Shukhov.

Keywords: basic high school, material and technical base, social work, commercial component, people with disabilities, population, students.

Введение. Модернизация системы высшего образования набирает новые обороты. В современных условиях акцент сделан на опорные вузы. Опорный вуз в Российской федерации — это объединение существующих высших учебных заведений в регионе направленное на обеспечения рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. Создав систему региональных опорных вузов, система высшего образования может своевременно отвечать на запросы работодателей, на прогноз социально-экономического развития области и, способствовать усилению материально-технической базы.

Программа по созданию опорных университетов нацелена на трансформацию существующих высших учебных заведений в центры генерации современных исследований, подготовке квалифицированных кадров и создания новых рабочих мест. Обязанность университета разработать и реализовать совместно с региональными властями программу развития опорного университета с целями, в числе которых высокий уровень трудоустройства выпускников, показатели публикационной активности научных работников, рост объема НИОКР и т.д. Данное условие невозможно выполнить без соответствующего обеспечения, причем данное обеспечение должно охватывать не только материально-техническое, но и кадровое [1]. В подготовке кадров для предприятий акцент ставиться на опорных вузах. Так на портале [3] приводится характеристика сети опорных университетов к 2022 году (прогноз):

— обучается 25% контингента, в т. ч. 40% магистрантов;

— объем НИОКР на 1 НИР - выше в 2 раза, чем в среднем по системе;

— объем публикационной активности - выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе.

Для определения опорного вуза среди других вузов проводится конкурс. Целью проведения конкурса является отбор проектов программ развития, направленных на формирование опорных университетов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе за счет создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов [4].

Изложение основного материала статьи. В результате конкурса одним из 33 в кагорту опорных вузов вошел и БГТУ им. В.Г. Шухова, который позиционирует себя как региональный лидер в сфере подготовки элитных инженерных кадров, включая подготовку в сфере технологического предпринимательства и индивидуального консалтингового сопровождения открытия стартапов студентами и молодыми учеными. В качестве примера считаем целесообразным представить результаты работы кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова, который участвовал в конкурсе на статус опорного вуза.

Для кафедры физического воспитания и спорта как структурной единицы БГТУ им. В.Г. Шухова участие в проекте «Белгородчина - территория спорта и здорового образа жизни» значит выполнение целого комплекса мероприятий, как со студентами, так и с различными группами населения г. Белгорода.

Специалистами кафедры физического воспитания и спорта решается комплекс задач: образовательная составляющая проявляется в формировании активной жизненной позиции, мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, формирование культуры занятий различными видами спортивной деятельности, объема необходимых и профессионально значимых умений и навыков, повышение уровня психофизических качеств. Имиджевая - привлечение в физкультурно-спортивную деятельность максимального числа людей, задействование материально-технической базы БГТУ им. В.Г. Шухова для организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, участие и достижения спортсменов в соревнованиях различного уровня способствуют формированию имиджа вуза с высоким уровнем и культурой преподавания, материальной и технической обеспеченности учебного и учебно-тренировочного процесса. Коммерческая - материальная база, ее использование для оздоровления студенчества, людей с ограниченными возможностями, жителями г. Белгорода, и близ лежащих территорий, также успехи спортсменов на спортивной арене способствуют увеличению числа поступающих в университет. Увеличению коммерческой составляющей будет способствовать и привлечение специалистов БГТУ им. В.Г. Шухова к обслуживанию соревнований различного уровня, в том числе и на коммерческой основе. Еще одной из улучшающей коммерческой составляющей является увеличению числа занимающихся в секциях, в том числе и на коммерческой основе.

Решению задач:

• Сформировать потребность молодежи в здоровом образе жизни и регулярных занятиях различными видами спортивной деятельности.

• Сформировать потребность молодежи в активной жизненной позиции, волонтерстве.

• Продемонстрировать для студентов перспективы в достижении спортивного мастерства на примере спортсменов высшей квалификации, в том числе и на примере студентов БГТУ им. В.Г. Шухова.

• Привлечь в университет талантливых абитуриентов.

• Развить у студентов коммуникабельность и интерес в повышении спортивного мастерства и самосовершенствованию.

• Формирование потребности в постоянном самосовершенствовании.

• Воспитания нетерпимости к асоциальному поведению и приобщения к вредным привычкам.

Проблематика проекта и цели.

• Формирование мотивации студентов к здоровому образу жизни, формирование потребности к регулярным самостоятельным занятиям выбранными видами спортивной деятельности.

• Повышение уровня знаний студентов в сфере физической культуры и спорта и смежных сферах (педагогика, физиология, спортивная медицина).

• Популяризация видов спорта.

• Популяризация волонтерского движения.

• Позиционирование БГТУ им. В.Г. Шухова как университета, в котором для реализации себя нет преград.

• Развитие навыков как самостоятельной, так и командной работы у студентов.

Перечисленное выше возможно решить через воспитание активной позиции, где не последнюю роль в данном деле должен сыграть и Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс готов к труду и обороне

(ГТО). Современный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс Готов к труду и обороне (ГТО) получил новую жизнь указом президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года за № 172 был. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы "отмечалось, что "Российское общество кровно заинтересованно в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины" [2].

Одним из 12 регионов, реализующих проект по внедрению комплекса «Готов к труду и обороне» стала Белгородская область. В Белгородской области комплекс ГТО был возрожден еще в 2001 году.

Коллектив кафедры физического воспитания и спорта В БГТУ им. В.Г. Шухова ведет целенаправленную работу по вовлечению к подготовке и сдаче нормативов ГТО среди различных групп населения, которые регулярно занимаются на спортивных объектах университета. БГТУ им. В.Г. Шухова является тестирующей площадкой ГТО для различных слоев населения.

В БГТУ им. В.Г. Шухова одно из составляющих успеха является сформированная материально-техническая база, спортивные объекты которой включены в реестр Министерства спорта России дает право проводить спортивно-массовые мероприятия различного уровня, вплоть до Всероссийских включительно. Данная база включает в себя два игровых зала для проведения учебных и учебно-тренировочных занятий. В общежитии №5 оборудован специализированный зал гиревого спорта для силовых видов спорта. Обустроены два игровых зала для проведения учебных и учебно-тренировочных занятий. В общежитии №2 находится зал для аэробики и фитнеса. Возведены два теннисных корта, площадки для гандбола и мини-футбола, пляжных видов спорта, специальная площадка для подготовки к выполнению норм ГТО, оборудован силовой городок (Workout), ледовая арена для занятий хоккеем и фигурным катанием, лыжная база. Функционируют стрелковый тир, шахматный клуб. Установлен ринг для занятий боксом и кикбоксингом, приобретено и уложено татами для занятий дзюдо и самбо.

На территории вузовского кампуса сооружено легкоатлетическое ядро, которое состоит из легкоатлетического сектора, трибун на 2000 зрителей и раздевалок, способными вместить одновременно не менее 150 участников соревнований и футбольного поля покрытым естественным газоном.

Не менее значительное внимание уделяется и водным видам спорта. В феврале 2012 г. начались регулярные занятия со студентами, сотрудниками и преподавателями в плавательном бассейне. В 2014 г. был введен в эксплуатацию бассейн для игровых видов спорта. В данном бассейне получили свое развитие водные виды спортивных игр (водное поло), а также синхронное плавание. Оба бассейна имеют оборудование, позволяющее проводить соревнования по водным видам спорта различного уровня.

Для вовлечения еще большего числа к сдаче норм ГТО на спортивных объектах университета в течение года проводится значительное число спортивно-массовых мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни. В настоящее время в работу 40 секций привлечено более 1500 человек. Планируется увеличить число занимающихся в секциях до 3000 человек. Профессорско-преподавательским составом кафедры физического воспитания и спорта активно ведется секционная работа, в которых студенты занимаются настольным теннисом и лыжными гонками, кикбоксингом и шахматами, армрестлингом и легкой атлетикой, пулевой стрельбой и плаванием, теннисом и аэробикой, гиревым спортом и лаптой.

• Кроме этого, порядка 280 человек студентов-спортсменов тренируются в сб. командах Белгородской области и СШОР г. Белгорода у ведущих специалистов (по боксу, спортивному ориентированию, спортивному туризму, тяжелой атлетике, спортивным танцам и др. видам спорта);

• Клуб любителей плавания «Проплыви» - 60 человек;

• Клуб любителей водного поло (любительская Шуховская лига) - 108 человек;

• Совместный проект с Белгородской областной Федерацией футбола «Стрела» (детско-юношеский и студенческий футбол) - 80 человек.

Активно развиваются спортивные игры: гандбол, причем гандбол развивается в двух направлениях: пляжный гандбол и классический, мини-футбол, баскетбол, волейбол, водное поло.

Развитая спортивная инфраструктура университета используется, и будет использоваться как региональная и городская площадка для проведения различных соревнований, формирования групп общефизической подготовки, водных процедур для лиц «третьего» возраста, организации площадок (точек приема) норм ГТО.

Таблица 1

Количество мероприятий по уровню и числа участников

№ Категории мероприятия Количество Количество

п\п мероприятий участников

1. Всероссийского уровня 12 2600

2. Областного уровня 30 3200

3. Городские соревнования 30 3300

4. Внутренние соревнования 38 3700

Также было проведено три соревнования для лиц с ограниченными возможностями в которых приняло участие 400 человек. Для лиц пенсионного возраста было поведено соревнование, в котором приняло участие 200 человек.

Кроме соревнований, проводимых на базе БГТУ им. В.Г. Шухова, жители г. Белгорода занимаются самостоятельно на спортивной базе университета, совершенствуя свои физические кондиции и состояние здоровья круглогодично занимаясь на стадионе и тропах здоровья. Зимой заливается каток, где все желающие на безвозмездной основе могут заниматься различными зимними видами спорта (хоккей, фигурное катание и т.д.). Социальная составляющая реализуется через предоставление возможности различным слоям населения с различной спортивной подготовленностью заниматься в бассейнах, тренажерных залах и спортивных залах.

Таблица 2

Количество мероприятий и числа занимающихся по различным группам населения

№ п\п Вид мероприятия Количество мероприятий Количество участников

1. Всего соревнований 110 12800

2. Соревнования со школьниками 11 800

3. Соревнования со студентами 85 10000

4. Соревнования с различными группами населения 14 2000

Таблица 3

Организация спортивно-оздоровительной деятельности для населения города и региона на спортивных объектах университета

Доля студентов очной формы обучения, вовлеченных в реализацию мероприятий блока, процентов 5 10 15 25 30

Численность студентов, занимающихся спортивными единоборствами дзюдо и самбо, человек 20 40 60 80 100

Количество проведенных публичных мероприятий (круглые столы, конференции, семинары, фестивали, флешмобы и др.), единиц 5 10 15 18 22

Численность участников волонтерского движения, человек 1000 1500 2000 2500 3000

В БГТУ им. В.Г. Шухова идет полным ходом внедрение «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». По инициативе БГТУ им. В.Г. Шухова были разработаны планы организации и проведения мероприятий по выполнению норм ГТО среди населения. В настоящее время в тестировании приняли участие более 1300 человек.В результате реализации мероприятия к сдаче норм ГТО к 2021 году будет привлечено более 5000 человек.

Влияние блока на развитие университета: привлечение в университет талантливых абитуриентов.

Взаимосвязь с региональным развитием: содействие в реализации государственной программы Белгородской области «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 годы».

В рамках реализации этого проекта планируется проведение целого комплекса спортивно-массовых мерориятий.

В связи с поэтапным внедрением «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по инициативе БГТУ им. В.Г. Шухова были разработаны планы организации и проведения мероприятий по выполнению норм ГТО среди населения. В настоящее время в тестировании приняли участие более 1760 человек. Знаки отличия получили: золотые - 6 студентов и 8 преподавателей кафедры ФВиС; серебряные - 28 студентов; бронзовые - 59. В результате реализации мероприятия к сдаче норм ГтО к 2021 году будет привлечено более 5000 человек.

Огромное внимание кафедра уделяет проведению университетской Спартакиады, в которой участвуют команды институтов БГТУ им В.Г. Шухова в 16 видах программы. Это самые массовые соревнования, где состязаются более 1000 студентов в каждом учебном году. В 2017 году началась 44 спартакиада.

Не менее значительными являются и спортивные достижения БГТУ им. В.Г. Шухова. За последние пять лет в сборных командах университета подготовлены:

• «Заслуженный мастер спорта России» - 2 человека

• «Мастер спорта России международного класса» - 5 человек

• «Мастер спорта России» - более 80 человек

• Кандидат мастера спорта - 270 человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• I разряд - 160 человек

• массовые разряды - более 380 человек

• Мужская сборная команда университета по гандболу - победитель Чемпионата России среди команд высшей лиги сезона 2017, победитель Чемпионата России по пляжному гандболу сезона 2017.

• Женская сборная команда университета по волейболу - бронзовые победители V Всероссийской летней Универсиады 2016, бронзовые призеры чемпионата России среди команд I лиги.

В университете создан центр развития баскетбола. Мужская сборная команда университета выступает в Студенческие лиги ВТБ.

Так же на базе университета создается инновационо-спортивный региональный кластер спортивных единоборств дзюдо и самбо, обеспечивающий необходимые условия для подготовки любителей и профессионалов из числа обучающихся в вузе, учащихся школ, а также для приобщения молодежи к изучению основ и популяризации спортивных единоборств как составляющей здорового образа жизни. Функционируют спортивные секции по самбо и дзюдо, занятия провидит высоко квалифицированный специалист - заслуженный мастер спорта по дзюдо, кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Н.Б. Сборная команда университета по самбо в октябре месяце 2017г. выступила в IX Всероссийском фестивале студенческого спорта.

Ведется работа по популяризации различных видов спорта. Так центр развития единоборств совместно со спортивно-патриотическим клубом «Белогор» провели «Мастер-класс» с чемпионами мира по боевому самбо, мастерами спорта международного класса братьями Виктором и Вадимом Немковыми. Вадим Немков является выпускником нашего университета. Данное мероприятие имело большой успех у студенческой молодежи университета и жителей города.

В университете совместно с Федерацией гандбола Белгородской области создан центр развития гандбола в Белгородской области, где основную роль в организации данного центра сыграли хорошие традиции, кадровое обеспечение, отличная спортивная база. Сборная команда университета по гандболу - победитель (2017г.) и многократный призер Чемпионата России по гандболу среди мужских команд высшей лиги, победитель (2017г.) и пятикратный призёр чемпионата страны по пляжному гандболу, девятикратный призёр Кубка России по пляжному гандболу. 38 гандболистам присвоено спортивное звание «Мастер спорта России». Десять студентов университета в составе молодежной сборной команды страны - призеры чемпионата Европы по пляжному гандболу. Неоднократные победители молодежного Чемпионата России по пляжному гандболу.

Выводы. Подводя итоги выше приведенному можно констатировать, что спортивная материально-техническая база, имеющаяся в БГТУ им. В..Г. Шухова и выработанная модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта наиболее полно соответствует модели современного опорного вуза. Так как кафедра физического воспитания и спорта круглогодично задействована в реализации многих проектов от городского, районного, областного до Всероссийского уровня.

Литература:

1. Ы{р://опорныйуниверситет.рф/

2. https://trand-store.ru/rating/opornyie-vuzyi-rossii-spisok.html

3. https://минобрнауки.рф/новости/8058/файл/7386/10.%20Соболев.pdf

4. http://опорныйуниверситет.рф/about

УДК:799.3

кандидат педагогических наук, доцент Кривцов Александр Сергеевич

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова» (г кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Николай Борисович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова» (г доцент Тарасенко Александр Алексеевич Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ

Аннотация. В данной статье представлены некоторые тесты и показатели, на которые следует обратить внимание тренеру, при отборе перспективных спортсменов в секцию пулевой стрельбы.

Ключевые слова: пулевая стрельба, отбор, тесты, соревнования.

Annotation. This article presents some tests and indicators, which should be paid attention to the coach, when selecting prospective athletes in the section of bullet shooting.

Keywords: shooting, selection, tests, competitions.

Введение. Спортивный отбор представляет собой вид профессионального отбора наиболее одаренных и подготовленных спортсменов. Требования, предъявляемые современной действительностью к людям, в любой сфере деятельности вынуждают ориентировать каждого человека в область наиболее сообразную его наклонностям, качествам и способностям.

Спортивный отбор является, прежде всего, процессом, в результате которого применяется комплекс различных средств и методов и в результате их применения выявляются дети или действующие спортсмены, наиболее перспективные в данном виде спорта (спортивной специализации). Главное значение в спортивном отборе имеют индивидуальные особенности людей. При этом характер отбора зависит от специфики вида спорта.

«Спортивная ориентация» также имеет большое значение и тесно связано с отбором в спорте. Во время мероприятий по спортивной ориентации выбирают вид спорта из большого количества имеющихся, а во время отбора происходит обратный процесс, направленный на выявления перспективного человека для отдельного вида спорта [6]. Исследование сущности спортивного отбора к настоящему времени позволяет выделить несколько положений, которые становятся сегодня наиболее актуальными. Первое положение заключается в том, что следует выявлять не просто массу различных показателей, влияющих на дальнейшую результативность спортсмена, а перечень наиболее актуальных параметров и факторов.

Перечень таких факторов и параметров обусловлен, в первую очередь, глубиной проводимых обследований, развитием вида спорта и появлением новых выдающихся результатов, новых правил соревнований, новых технических и тактических приемов, предъявляющих новые требования к возможностям спортсменов.

Следующее положение тесно связано с предыдущим и заключается в том, что к настоящему времени большинство специалистов склоняются к мнению о необходимости выявления наименее изменчивых факторов и параметров, влияющих на перспективность спортсмена или новичка. Среди таких факторов часто определяются те, которые имеют биологическую природу, например, антропометрические и морфологические параметры. Поэтому в качестве критериев отбора, не рекомендуется опираться на признаки временного характера, а выбирать наименее изменчивые, которые часто связаны с наследственностью, генетической предрасположенностью к виду или к группе видов спорта [1].

Третье положение - по содержанию отбор должен быть не односторонним, а комплексным. Такой подход позволяет всесторонне оценить способности испытуемого и повышает вероятность точного определения его перспективности в спорте.

Следующее положение касается того, что важную информацию приносит не только диагностика исходного уровня способностей спортсмена, но и темпы прироста его достижений. Часто случается, что крепкие невысокие студенты на первоначальном этапе спортивной подготовки прогрессируют быстрее, но в дальнейшем именно они отсеиваются как неперспективные.

Педагогика

. Белгород); . Белгород);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.