Проходовский, О.Н. Московченко. - Иркутск: ИрГМУ, 2009. - 181 с.
7. Думбай В.Н., Физиологические основы валеологии труда и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Думбай, К.Е. Бугаев - Ростов-на Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 128 с.
8. Захарова Л.В. Физическая культура в системе высшего образования: учебное пособие Ч. I: Теоретический аспект / Л.В. Захарова. - Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т., 2009. - 136 с.
9. Захарова Л.В. Физическая культура в системе высшего образования: учебное пособие Ч. II: Практический аспект / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, Д.А. Шубин. - Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. инт., 2009. - 312 с.
10. Захарова Л.В. Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев, О.Н. Московченко, Д.А. Шубин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 612 с.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: 3-е изд. Советский спорт, 2009. - 200 с.
12. Ivanitsky V, Moskovchenko O. Sports Selection-Based Optimisation of Physical Exercise load for Finswimmers // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 8 (2012, 5) - P. 1092-1102.
13. Московченко О.Н. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебно-методическое пособие / О.Н. Московченко, Т.А. Шубина - Красноярск: ИПЦ - КГТУ, 1999. -40 с.
14. Московченко О.Н. Контрольные упражнения для оценки различных сторон подготовленности пловцов-подводников / О.Н. Московченко, В.В. Иваницкий, Е.К. Михайлова // Материалы Международной научно-практической конференции специалистов подводного спорта (5-6 мая 2010, г. Красноярск) под общ. ред. О.Н. Московченко. Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2010. - С. 88-92.
15. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: Монография / О.Н. Московченко. - М.: Наука. «Флинта», 2012. 312 с.
16. Московченко О.Н. Подводный спорт и дайвинг: Учебное пособие: Словарь-справочник / сост. О.Н. Московченко, И.А. Толстопятов, А.В. Александров. - Изд. 2-е, перераб. и доп. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 316 с.: ил. КГПУим. В.П. Астафьева, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, М.: Флинта, М.:Наука.
17. Moskovchenko O.N., Kattcin O.A., Shubin D.A., Zirianova V.I. Healthy life-style: Students' personal behavioral models (the results of the sampling study in Siberian Federal University), 2014. Volume 6, Issue 1, Supplement 1, Article ID: BM-014-14. P. 1-7.
18. Московченко О.Н. Педагогическая деятельность магистра: Учебное пособие / О.Н. Московченко. -Красноярск, 2014: Изд. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева - 148 с.
19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 408 с.
20. Шумаков А.В. Выделение информативных педагогических тестов для оценки физических качеств борцов греко-римского стиля / А.В. Шумаков, О. Н. Московченко // Материалы междунар. симпозиума «Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии». Красноярск: КрасГУ, 2004. С. 42-45.
21. Шумаков А.В. Морфометрические критерии спортивного отбора борцов греко-римского стиля / Физическая культура и спорт в системе образования: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, 23-25 апреля 2010 г. Отв. К.П. Базарин. // А.В. Шумаков., О.Н. Московченко - Красноярск: ИПК СФУ, 2010. С. 110-116.
Педагогика
УДК 7967012.68
старший преподаватель Шумилов Антон Юрьевич
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кутергин Николай Борисович
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); старший преподаватель Горбатенко Андрей Васильевич
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)
АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ИГРОКОВ МИНИ-ФУТБОЛЬНОЙ
КОМАНДЫ БГТУ ИМ. В. Г. ШУХОВА
Аннотация. В работе представлен анализ разработанной методики, направленной на повышения технико-тактических взаимодействий футболистов на примере сборной команды БГТУ им В.Г. Шухова. Проанализированные данные учебно-тренировочного и соревновательного процесса, вносились изменения, с целью устранения ошибок в тактических построениях игры команды. Проведенный авторами анализ эксперимента выявил, что данные взаимосвязи логичны и соответствуют результатам исследований команд высшей квалификации.
Ключевые слова: мини-футбол, технико-тактическая подготовка, взаимодействия, игроки, футболисты. Annotation. The paper presents an analysis of the developed methodology aimed at enhancing the technical and tactical interactions of football players on the example of the team of the BSTU named after VG. Shukhov. Analyzed data of the training and competition process, changes were made to eliminate mistakes in the tactical constructs of the team's game. The analysis of the experiment carried out by the authors revealed that these interrelations are logical and correspond to the results of studies of teams of higher qualification.
Keywords: mini-football, technical and tactical training, interactions, players, football players.
Введение. В спортивной и научно-методической литературе встречается большое количество работ, посвященных тренировке футболистов в мини-футболе. В основном авторы затрагивают вопросы физическая подготовка футболистов. Многие специалисты подробно описывают техническую и тактическую подготовку
мини-футбольных команды спортивных школ и команд высшей квалификации. Ряд специалистов рассматривает специфику психологической подготовки в мини-футболе. При этом практически нет работ, характеризующих методику формирования технико-тактической подготовленности футболистов сборных команд ВУЗов по мини-футболу [10:11].
В ходе изучения литературы и анализе научных источников по данной проблеме были выявлены основные факторы, которые влияют на подготовку студентов-футболистов различной квалификации, занимающихся мини-футболом. Основное внимание было сосредоточено на работах по проблеме тактической подготовки в мини-футболе [3;8]. Анализ научно-методической литературы позволил определить степень изучения данной проблемы, позволил теоретически сформировать и обосновать рабочую гипотезу, сформировать цели и задачи для решения данной проблемы исследования [9].
Изложение основного материала статьи. Педагогическое наблюдение осуществлялось в течение всего педагогического эксперимента за учебно-тренировочным процессом студентов-футболистов, занимающихся мини-футболом. Эксперимент проходил с сентября 2015 года по ноябрь 2016. Предметом наблюдения выступала разработанная нами методика, направленная на повышения технико-тактических взаимодействий футболистов [4].
В организации и проведении педагогического эксперимента приняли участия 22 футболистов, которые входят в сборную команду БГТУ им. В.Г. Шухова. Одна группа футболистов, состоящая из 11 человек проходила учебно-тренировочные занятия по обычной методике, согласно планов тренера. В учебно-тренировочный процесс другой группы, которая также состояла из 11 человек, была включена разработанная нами методика. В течение всего педагогического эксперимента футболисты экспериментальной группы систематически выполняли упражнения разработанной нами методики. В учебно-тренировочный процесс футболистов контрольной группы входили те же упражнения, но не в том количестве и не в той последовательности как предлагает наша методика [7].
Во время проведения исследования использовалась видеосъемка футбольных матчей с последующей обработкой данных каждого матча. С помощью видеосъемки после обработки данных в учебно-тренировочный и соревновательный процесс, тренерами сборной команды БГТУ им. В.Г. Шухова вносились изменения, с целью устранения ошибок в тактических построениях игры команды.
Анализ проводился следующим образом. Эксперты просматривали видеозапись игры и давали качественную и количественную оценку (шкала от 0-очень плохо до 10 - очень хорошо) тактическим взаимодействиям команды. В качестве экспертов выступили тренера сборной команды БГТУ им. В.Г. Шухова по мини-футболу: Кравцов В.В., Грачев А.С., Дмитриенко В.Г., Денисенко С.В.
1) Фактический материал обрабатывался с помощью математико-статических методов.
1. Среднее арифметическое значение х для неупорядочного ряда измерений вычисляют по формуле:
- 1 у
х =— Ь х1
П
2. Получили две выборки, независимость которых обеспечивалась планированием эксперимента.
Гипотеза Но: ^ х = ^ у. Альтернатива Н1: ^ х
Ф V
3. Выборочные характеристики рассчитали по формулам:
У
у. Уровень значимости, а = 0,05.
" 1 П х =— Ь х1 п '=1
Б/
1
п -1
I х
;-1
- II х
VI-1 У
п
4. Для проверки гипотезы о равенстве дисперсии применили Р-критерий на уровне значимости двустороннего Р-критерия: а = 0,05.
Б 2 Р = \
Б
Значение ¥ -критерия выводили по формуле 2
Критическое значение Р0,05 двустороннего Р-критерия находим в таблице.
_2 2 О 2 = О2
Если ¥ < ¥0,05 принимали предположение о равенстве генеральных дисперсии [ 2 ].
Б-
Б ? + Б
2
г =
х - 2
] и [
Б-
х - 2
]. Критическое
5. Значение ^критерия вычисляли по формулам: [ значение критерия при а = 0,05 и V = 10 находили в таблице.
Вывод: Если г < 10,05, то на уровне значимости 0,05 принимали гипотезу Но.
6. Для сравнения зависимости переменных - использовали коэффициент корреляции Пирсона (г-Пирсона): где - значения переменной Х:У > - значения переменной У; X -
среднее арифметическое для переменной Х:У - среднее арифметическое f, = —' •' —
для переменной У. ' \/т.{г;Я* -.'/)-
Для оценки показателей технико-тактических действий (ТТД) игроков сборной БГТУ им. В.Г. Шухова была проведена видео фиксация 8 матчей Чемпионата города Белгорода по мини-футболу (сезон 2015-2016гг). Были посчитаны следующие показатели ТТД каждого игрока: передачи меча (длинные, средние, короткие), прием мяча, отбор мяча, «обводка» соперника, удары по воротам и общее количество ТТД, представленные в таблице 1 [10].
и
2
Суммарные значения ТТД (без учета их эффективности) футболистов сборной команды БГТУ им. В.Г. Шухова в играх Чемпионата города Белгорода
№ игры Передача мяча Приём мяча Обводка соперника Отбор мяча / потеря мяча Удар Всего ТТД Турнир. место соперника
Длинные Средние Короткие
1 11 160 176 243 21 133 34 778 5
2 3 229 184 328 23 75 32 874 4
3 2 227 227 353 37 95 31 972 7
4 0 266 206 328 27 71 46 1001 13
5 0 215 178 287 20 57 36 793 10
6 0 215 116 244 27 78 42 722 8
7 0 255 180 304 23 74 58 892 14
8 0 239 143 300 14 72 46 814 15
Из представленной таблицы видно, что в играх с командами, занимающими верхние строчки турнирной таблицы показатели несколько хуже, чем с командами-аутсайдерами. Чтобы определить насколько объективны наши суждения, нами был проведен корреляционный анализ ТТД и занимаемое место соперника в Чемпионате, который представлен в таблице 2.
Таблица 2
Взаимосвязь ТТД футболистов сборной команды БГТУ им. В.Г. Шухова и занимаемых мест соперников в Чемпионате города Белгорода
Передача Мяча а к а ч я м я р е а к и н р е я
н о
р оп с
ы н н и н е я к т а ч я а м ё еп о с й к до а ч а р Д н н о от с е а р и
и д е ор и ов б о об ра г е нр у н
« О М с1 О д > т
Длин. 1,0
Передача мяча Сред. -0,8 1,0
Корот. 0,1 0,2 1,0
Приём мяча -0,4 0,7 0,7 1,0
Обводка соперника -0,1 0,1 0,5 0,4 1,0
Отбор мяча / потеря мяча 0,9 -0,7 0,1 -0,3 0,2 1,0
Удар -0,5 0,6 -0,3 -0,1 -0,3 -0,4 1,0
Всего ТТД -0,2 0,6 0,9 0,9 0,5 -0,1 0,1 1,0
Турнир место соперника -0,6 0,7 -0,1 0,1 -0,4 -0,5 0,8 0,2 1,0
Из таблицы 2 видно, что корреляционная связь между показателями ТТД футболистов сборной БГТУ им. В.Г. Шухова и «классом команды» (т.е., чем меньше цифровое значение места команды, тем выше ее «класс») имеет следующий вид:
- чем ниже «класс» команды, тем меньше игроки сборной БГТУ им. В.Г. Шухова выполняли длинных передач;
- с более слабым соперником количество средних передач и ударов по воротам было больше, чем с командами из верхней части турнирной таблицы [6].
Следует отметить, что помимо вышеописанных взаимосвязей ТТД и «классом» соперника, выявлен ряд корреляционных связей между различными технико-тактическим действиями.[1;6] Но, поскольку анализ ТТД проводился без разделения их на успешные и неуспешные (точные и неточные), мы считаем представленные результаты малоинформативными. В связи с чем, мы посчитали необходимы представить результаты показателей ТТД с учетом вышеописанных критериев (таблица 3).
Суммарные значения ТТД футболистов сборной команды БГТУ им. В.Г. Шухова в играх
Чемпионата города Белгорода
№ 1 2 3 4 5 6 7 8
Соперник Белэнергомаш Фишка Форвард Альянс БМК Энергомаш БелГАУ Лотос
Длин. Точ. 3 2 1 0 0 0 0 0
Неточ. 8 1 1 0 0 0 0 0
Передача мяча Сред. Точ. 126 188 188 226 177 176 199 214
Неточ. 34 41 39 40 38 39 56 25
Корот. Точ. 162 175 198 184 162 106 165 129
Неточ. 14 9 29 22 16 10 15 14
Приём мяча Успеш. 227 313 334 308 274 227 286 285
Неуспеш. 16 15 19 20 13 17 18 15
Обводка соперника Успеш. 17 15 25 20 18 19 19 11
Неуспеш. 4 8 12 7 2 8 4 3
Отбор мяча 74 38 59 52 41 50 55 56
Потеря мяча 59 37 36 19 16 28 19 16
Удар в створ ворот 22 21 20 33 20 25 42 31
мимо ворот 12 11 11 13 16 17 16 15
Всего ТТД Успеш. 631 752 825 879 692 603 766 726
Неуспеш. 147 122 147 122 101 119 126 88
Турнир место соперника 5 4 7 13 10 8 14 15
Оценка взаимосвязи мест занимаемых соперниками с показателями технико-тактических действий игроков сборной БГТУ им. В.Г. Шухова выявила:
-снижение количества точных длинных передач в играх с командами из верхней части турнирной таблицы, т.е. чем выше «класс» команды соперника, тем меньше точных длинных передач делали игроки сборной БГТУ им. В.Г. Шухова; [2]
- прямую зависимость количества точных передач на среднюю дистанцию с местом команды в турнирной таблице;
- в играх с более слабыми соперниками игроки сборной БГТУ им. В.Г. Шухова совершали меньше потерь мяча и, наоборот, с более сильными соперниками количество потерь увеличивалось;
- количество ударов в створ ворот было больше в играх с командами из нижней части таблицы и, соответственно, меньше с лидерами Чемпионата Белгорода [5].
Выводы. Анализ проведения эксперимента выявил, что данные взаимосвязи логичны и соответствуют результатам исследований команд высшей квалификации. Но в тоже время отсутствие взаимосвязи между «классом» соперника и суммарным объемом ТТД и рядом отдельных видов ТТД, позволяет предположить, что положительный результат во многом зависит от тех показателей, по которым была выявлена корреляционная связь. Кроме того, по средствам экспертных оценок были выявлены следующие показатели: Белэнергомпш - 7,3; Фишка - 5,1; Форвард - 8,3; Альянс - 7,9; БМК - 7,7; Энергомаш - 8,0; БелГАУ - 6,9; Лотос - 8,2.
Следует отметить отсутствие корреляционных связей между экспертными оценками и показателями технико-тактических действий. Также не выявлено связи между местом, занимаемым командой соперников в турнирной таблице, и средним значением экспертной оценки.
Литература:
1. Андреев, С.Н. Анализ соревновательной практики профессиональных мини-футбольных клубов / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, К.В. Еременко // Ученые записки Ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №1. - С. 3-6.
2. Грачев А.С. Обучение атакующим технтко- тактическим взаимодействиям в мини-футболе/ А.С. Грачев, С.А. Мельников// Научный журнал Дискурс. - 2016. - №2 (2). - 38-4
3. Ежов П.Ф. Оценка тренировочных нагрузок спортсменов высокой квалификации в мини-футболе / П.Ф. Ежов // учеб.пособие. - Малаховка: Изд-во МГАФК. - 2006. - 85 с.
4. Кошбахтиев И.А. Мини-футбол как эффективное средство улучшения физической и умственной работоспособности студентов / И.А. Кошбахтиев, М.В. Моисеева // ACADEMY. - 2016. №10 (13) - С. 21-22.
5. Кравцов В.Г. Анализ выступлений команды «Технолог» БГТУ имени В.Г. Шухова по мини-футболу сезона 2013-14 года / В.В. Кравцов, В.Г. Дмитриенко // Энергосберегающие технологические комплексы и оборудование для производства строительных материалов: Межвузовский сборник статей. Под ред. В.С. Богданова. - Белгород, - 2014. - С. 453-455.
6. Крамской, С.И. Физическая культура, спорт и здоровье студентов / С.И. Крамской, И.А. Амельченко // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 1- С. 78.
7. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований / А.А. Красников // Теория и практика физической культуры. - 2006 - №9 - С. 23-24.
8. Мутко, В.Л. Мини-футбол - игра для всех. / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г.Алиев // - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.
9. Мутко В.Л. Мини-футбол в высших учебных заведениях / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. // М.: Советский спорт. - 2010. - 320 с.
10. Романов В.М. Мини-футбол в вузе / В.М. Романов, В.К.Плохов // учебное пособие. - Уфа: Изд-во Уфимского гос. авиац. гос. ун-та, - 2005. - 86 с.
11. Шумилов А.Ю. В вопросу использования игры мини-футбол в рамках дисциплины «Физическая культура» в ВУЗе /А.Ю. Шумилов, А.С. Грачев // «Дискурс». - 2017. - 3 (5). - С. 61-65.
Педагогика
УДК 37.011.31
кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Елена Викторовна
Московский городской педагогический университет (г. Москва);
кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Татьяна Николаевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация. Представленная статья позволяет получить разносторонние представления о формировании этической компетенции современного педагога. В ней раскрывается ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой четких нравственных установок, соблюдения этических нормы поведения учителя. Содержание материала статьи систематизирует и обобщает уже имеющиеся знания о процессах и явлениях педагогической действительности. Предлагаемый материал сочетает в себе исторический и акмеологический подход к изучению педагогического мастерства, важной составной частью которого является, в том числе формирование и развитие этической компетентности самого педагога. Авторы раскрывают ряд понятий, связанных с характеристикой системы этического и нравственного воспитания школьников. Особое внимание в статье отводится проблеме нравственного формирования личности ребенка. Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблем совершенствования педагогического мастерства, интеграция философских, педагогических и психологических теорий и концепций творческой деятельности. Материал статьи вооружает учителя современными методиками изучения и совершенствования своего профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.
Ключевые слова: этические нормы, нравственность, социальные факторы, формирование личности, этическая компетентность, общественное воспитание, педагогический этикет, моральные нормы, система этического воспитания.
Annotation. The presented article allows receiving versatile ideas about the formation of the ethical competence of the modern teacher. It reveals a number of key concepts related to the characterization of clear moral attitudes, the observance of the ethical norms of the behavior of the teacher. The content of this article systematizes and generalizes already existing knowledge about the processes and phenomena of pedagogical reality. The proposed material combines a historical and acmeological approach to the study of pedagogical skill, an important part of which is, among other things, the formation and development of the ethical competence of the teacher himself. The authors disclose a number of concepts related to the characterization of the system of ethical and moral education of schoolchildren. Particular attention in the article is given to the problem of the moral formation of the child's personality. Struzhnev is an interdisciplinary approach to studying the problems of improving pedagogical skill, the integration of philosophical, pedagogical and psychological theories and concepts of creative activity. The article's material equips teachers with modern methods of studying and improving their professional skills. The article can be interesting and useful to students of pedagogical universities, as well as postgraduate students, students of advanced training courses, practitioners and all interested persons.
Keywords: ethical norms, morality, social factors, personality formation, ethical competence, public education, pedagogical etiquette, moral norms, ethical education system.
Введение. В последние годы в нашем обществе бытует мнение, что молодежь не имеет четких нравственных установок, не соблюдает этические нормы поведения. В связи с этим возникают вопросы: от чего или от кого зависит нравственный облик молодежи? Кто оказывает большое влияние на нравственное формирование личности ребенка?
Изложение основного материала статьи. Первые этические нормы дети усваивают в семье. Они их воспринимают некритично, усвоение правил поведения происходит благодаря подражанию действиям и поведению родителей, либо взрослых, которые являются референтными личностями для ребенка. Ключевое влияние на формирование личности ребенка оказывает и социальная среда, в которой он воспитывается, и такие социальные факторы, как страна, государство, общество сверстников, социальные институты (детский сад, школа, институт) и т.д.
Когда ребенок поступает в детский сад, а затем в школу, возникают определенные противоречия между системами семейного и общественного воспитания. Часто родители считают, что вся ответственность по этическому воспитанию детей ложится на педагогов, так как с ними дети проводят зачастую больше времени. Данное утверждение не является истинным. Ведь только совместные усилия педагогов и родителей, а также всего общества, могут дать положительные результаты. Но также следует отметить, что личность учителя для школьников часто является примером. Поэтому для формирования этической культуры учащихся необходимо, чтобы педагог сам был этически компетентен.
Этическая компетентность предполагает не только знание педагогом норм поведения и их соблюдение, а также умение привить детям этические нормы. Для современного педагога очень важно знать и соблюдать педагогический этикет.