Научная статья на тему 'Технико-тактические действия соревновательной деятельности студентов специализации «Футбол» сравнительно со сборной командой университета'

Технико-тактические действия соревновательной деятельности студентов специализации «Футбол» сравнительно со сборной командой университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ФУТБОЛ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / СБОРНАЯ КОМАНДА УНИВЕРСИТЕТА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS'' SPECIALIZATION FOOTBALL / TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS / THE TEAM OF UNIVERSITY OF COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюба Илья Петрович, Осипов Сергей Владимирович, Стратилатова Елена Николаевна

Соревновательная деятельность в футболе характеризуется большими физическими нагрузками, поиском наиболее рациональных решений ведения игры в постоянном противоборстве и дефиците времени, так как этот вид относится к спортивной деятельности, в которой преимущества над соперником выражаются не только в физической подготовленности, но и в умении предугадать ответные действия. Установленные характеристики технико-тактических действий членов сборной команды университета послужили основой для разработки технологии управления учебнотренировочным процессом студентов специализации футбол на основе структуры соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзюба Илья Петрович, Осипов Сергей Владимирович, Стратилатова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and tactical actions competitive activity of students with specialization football compared with the team of the University

Competitive activity in football is characterized by large physical activities, the search for the most rational solutions of the game is in a constant confrontation and lack of time, as this species belongs to the sporting activity in which the advantages over rival expressed not only in physical fitness, but also the ability to predict the response. Specified characteristics of technical and tactical action team members of the university serve as the basis for the development of technology management training and training process of students' specialization football based on the structure of competitive activity.

Текст научной работы на тему «Технико-тактические действия соревновательной деятельности студентов специализации «Футбол» сравнительно со сборной командой университета»

УДК 79б.332378 И. П. ДЗЮБА

С. В. ОСИПОВ Е. Н. СТРАТИЛАТОВА

Омский государственный технический университет

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ФУТБОЛ» СРАВНИТЕЛЬНО СО СБОРНОЙ КОМАНДОЙ УНИВЕРСИТЕТА____________________________________

Соревновательная деятельность в футболе характеризуется большими физическими нагрузками, поиском наиболее рациональных решений ведения игры в постоянном противоборстве и дефиците времени, так как этот вид относится к спортивной деятельности, в которой преимущества над соперником выражаются не только в физической подготовленности, но и в умении предугадать ответные действия. Установленные характеристики технико-тактических действий членов сборной команды университета послужили основой для разработки технологии управления учебнотренировочным процессом студентов специализации футбол на основе структуры соревновательной деятельности.

Ключевые слова: студенты специализации футбол, технико-тактические действия, сборная команда университета, соревновательная деятельность.

Футбол является видом спорта, требующим проявлений специальных физических способностей в различных игровых ситуациях [1]. Поскольку специальная подготовка представляет основу соревновательной деятельности, она находится в прямой зависимости от особенностей технико-тактических действий, выполняемых в процессе игры и психической напряженности [2, 3].

Известно, что на передний план в спорте выдвигается стремление к успеху и реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также здорового честолюбия [4].

В техническом вузе (с преимущественным количеством мужского контингента) наибольший интерес представляет спортивная специализация «футбол».

Исследование этой проблемы очень важно, так как футбол пользуется большой популярностью у студентов и является одним из необходимых средств физической подготовки, укрепления и поддержания здоровья студенческой молодежи в процессе физического воспитания в вузе [5 — 7].

Научные исследования регистрации соревновательной деятельности позволили накопить обширный материал о технико-тактических действиях квалифицированных спортсменов в юношеском возрасте — В. В. Суворов, (2000) [8]; в студенческом — Д. В. Выприков (2008) [9]; К. Л. Полуренко (2008) [10] и др. Однако для студентов спортивной специализации «футбол» научно-методических исследований недостаточно, вследствие чего данная проблема продолжает оставаться практически неизученной.

Целью предлагаемой работы явилась разработка структуры физической и технико-тактической подготовленности студентов специализации футбол на основе соревновательной деятельности, а в данной статье рассматривается сравнительная оценка исследуемых показателей сравнительно со сборной командой по футболу Омского государственного технического университета.

Методы и организация исследования. Для изучения показателей физической и технической подготовленности были использованы традиционные методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогические наблюдения, эксперимент, тестирование общей и специальной подготовленности, экспертное оценивание соревновательной деятельности, видеонаблюдение, статистическая обработка результатов по критериям Шапиро-Уилки ', Фишера F, Стьюдента t внутри и между группами; специальных технико-тактических действий по ранговому критерию Вилкок-сона.

Педагогические видеонаблюдения соревновательной деятельности футболистов сборной команды Омского государственного технического университета позволили выявить основные показатели ее структуры (табл. 1), что послужило ориентиром для обучения студентов спортивной специализации.

Как видно, особое место занимают короткие и средние передачи мяча в различных направлениях, контроль мяча (ведение и обводка). Не менее значительны удары по воротам и точность их выполнения. Результаты данного анализа позволили нам определить, что игроки сборной команды в среднем за игру выполняют 90 передач вперед при 29 % брака, 54 передачи назад и поперек при 9 % брака, что говорит о лучшем контроле мяча и более высокой сыгранности у сборной команды.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

Основные компоненты соревновательной деятельности сборной команды Омского государственного технического университета, (п=35)

Примечание: ТТД — технико-тактические действия, ТТД(-) — неточно выполненные действия

В то же время при выполнении длинных передач сборная Омского государственного технического университета совершает 54% брака, что говорит о недостаточной работе по этому техническому элементу. Также можно отметить и низкое количество прострелов (в среднем 3) за игру.

Следует отметить, что при контроле мяча большое значение имеет использование такого технического элемента, как ведение и обводка. В среднем за игру ведение применялось 26 раз. При обводке сборная совершает 38 % брака, при отборе мяча —14 % брака.

С тактической стороны важное значение имеют перехваты, выбор позиции, «чтение игры», предугадывания следующего хода соперника. Так, в сборной команде процент брака составил 14 %.

Для выявления физической готовности можно отметить такой показатель как единоборства внизу и вверху. В команде они составили 50 и 46 % соответственно.

Выявлено также, что в среднем за игру при игре головой сборная команда совершает 20% брака.

Известно, что немаловажное значение имеет конечный результат матча. Он достигается наибольшим количеством забитых мячей в ворота соперника, поэтому для нас представляло интерес качество ударов по воротам. Считалась разница ударов, попавших в створ ворот и не попавших. Так, при ударах ногами в сборной команде это составило 47 % брака. При этом было выявлено небольшое количество (в среднем по 2) ударов головой.

В среднем за один матч сборная команда Омского государственного технического университета

совершает 509 технико-тактических действий при 39 % брака.

Таким образом, представленные данные указывают на то, что игроки сборной команды чаще всего используют ведение — 5 %, короткие и средние передачи — 28 %, отбор — 14 %, обводку — 6 %, перехват — 10 %, единоборства — 12 %, длинные передачи — 13 %.

При этом сборная команда за 6 проведенных матчей совершает в среднем 43 потери мяча.

Данные показатели согласуются с мнением Е. В. Скоморохова (1976) [11], который установил, что в финальном матче за 90 минут игры квалифицированные футболисты в среднем выполняют 440 — 500 действий с мячом, считая данные величины нижней границей модели технико-тактических действий.

Анализ технико-тактических действий студентов специализации «футбол» в сравнении со сборной Омского государственного технического университета, как и следовало ожидать, свидетельствует, что эти показатели значительно ниже.

Проведя анализ общей физической, специальной и технической подготовленности футболистов, следует отметить, что полученные результаты закономерны, так как опыт игры в футбол у этих студентов практически минимальный, что подтверждает необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

Таким образом, учитывая отсутствие навыков технико-тактических действий у студентов специализации «футбол», в отличие от показателей футболистов команды Омского государственного технического университета, позволило внести наиболее приоритетные приемы в учебно-тренировочный процесс, что и было проведено в формирующем эксперименте.

Отсутствие данных о структуре соревновательной деятельности студентов специализации «футбол» ставит ряд вопросов на этапе начального обучения для этой категории занимающихся.

Вследствие этого требуют исследования положения о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, ее тактики в различных обстоятельствах и в целом сути соревновательной деятельности, позволяющей привести к результату, то есть формированию команды факультета для участия в университетских матчах с дальнейшим пополнением игроками сборной команды университета, в силу того что часть ее ежегодно убывает после окончания учебы.

Следует отметить, что достижение победного результата в игре обусловлено наличием определенного уровня технического мастерства футболистов, то есть количественно-качественными характеристиками технико-тактических действий в соревнованиях. Вот почему необходимость тщательного анализа показателей не только команды, но и каждого игрока является важной составляющей управления соревновательной деятельностью футболистов, а значит, и выбор тактического плана на конкретную игру [2, 12].

Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин (2004) [13] подчеркивают, что использование математических моделей имитационного моделирования в подготовке спортсменов — дело весьма перспективное, однако оно требует довольно длительной работы целого коллектива высококвалифицированных специалистов разного профиля (экспертов, механиков, математиков и программистов). В нашем исследовании для студен-

Классификация ТДД % брака ТТД (-) Эталонный уровень

Передачи Корот- кие, средние Назад, поперек 9 5 54

Вперед 29 26 90

На ход 50 5 10

Длинные 54 35 65

Прострелы - 3

Ведение - 26

Обводка 38 11 29

Отбор 36 25 70

Перехват 14 7 50

Единобор- ства Внизу 50 16 32

Вверху 46 13 28

Игра головой 20 7 35

& 3 >?а Ногой 47 7 15

Головой - 2

Потери 43 -

ТТД 200 509

Кбр, % 39

Показатели количественно-качественных характеристик соревновательной деятельности контрольной и экспериментальной групп с эталонным уровнем до эксперимента

Классификация ТДД ТТД КГ ЭГ Эталонный уровень Р достоверность

Г Э 1 Г К ЭГ - Эталон КГ - Эталон

Передачи Короткие, средние Назад, поперек і 24±3 27±2 54±2 >0,05 <0,05 <0,05

2 8±2 10±2 5±1 >0,05 <0,05 <0,05

Вперед 1 76±3 75±4 90±4 >0,05 <0,05 <0,05

2 39±3 40±3 26±2 >0,05 <0,05 <0,05

На ход 1 4±1 6±2 10±1 >0,05 <0,05 <0,05

2 3±1 3±1 5±1 >0,05 <0,05 <0,05

Длинные 1 76±4 69±4 65±3 <0,05 >0,05 <0,05

2 42±3 45±3 35±1 >0,05 <0,05 <0,05

Прострелы 1 4±3 4±2 3±1 >0,05 >0,05 >0,05

Ведение 1 39±2 41±2 26±2 >0,05 <0,05 <0,05

Обводка 1 35±3 36±2 29±2 >0,05 <0,05 <0,05

2 16±1 17±1 11±2 >0,05 <0,05 <0,05

Отбор 1 65±4 64±4 70±2 >0,05 <0,05 <0,05

2 37±2 37±3 25±3 >0,05 <0,05 <0,05

Перехват 1 37±2 34±2 50±4 <0,05 <0,05 <0,05

2 19±2 17±2 7±2 >0,05 <0,05 <0,05

Единоборства Внизу 1 35±2 37±3 32±3 >0,05 <0,05 >0,05

2 23±2 21±2 16±2 >0,05 <0,05 <0,05

Вверху 1 17±3 17±4 28±3 >0,05 <0,05 <0,05

2 14±3 13±3 13±2 >0,05 >0,05 >0,05

Игра головой 1 27±3 25±2 35±4 >0,05 <0,05 <0,05

2 12±2 15±2 7±3 <0,05 <0,05 <0,05

Удары Ногой 1 20±2 19±2 15±2 >0,05 <0,05 <0,05

2 16±3 14±2 7±1 >0,05 <0,05 <0,05

Головой 1 2±0,7 2±0,6 2±1 >0,05 >0,05 >0,05

2 1±0,4 1±0,9 - >0,05 <0,05 <0,05

Потери (-) 53±5 52±3 43±3 >0,05 <0,05 <0,05

ТТД 1 437±22 457±24 509±34 >0,05 <0,05 <0,05

2 282±23 284±21 200±23 >0,05 <0,05 <0,05

Кбр, % - 65 62 39 >0,05 <0,05 <0,05

Примечание: ТТД — технико-тактические действия, ЭГ — экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, 1 — общее количество технико-тактических действий, 2 — отрицательные действия от общего количества технико-тактических действий.

тов спортивной специализации «футбол» таковой явилась сборная команда по футболу Омского государственного технического университета. В связи с этим для оценки технической подготовленности нами был использован экспертный метод (3 чело-

века), из которых один является главным тренеров сборной команды университета по футболу.

При выявлении различий ^-критерий) для независимых выборок (между экспериментальной и контрольной группами) мы применяли критерий

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

*

Показатели количественно-качественных характеристик соревновательной деятельности контрольной и экспериментальной групп с эталонным уровнем после эксперимента

Классификация ТДД ТТД КГ ЭГ Эталонный уровень Р достоверность

Г Э 1 Г К ЭГ - Эталон КГ - Эталон

Передачи Короткие, средние Назад, поперек і 32±2 51±5 54±2 <0,05 >0,05 <0,05

2 8±2 5±1 5±1 <0,05 >0,05 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вперед 1 79±2 88±5 90±4 <0,05 >0,05 <0,05

2 36±1 29±2 26±2 <0,05 <0,05 <0,05

На ход 1 5±1 7±1 10±1 <0,05 <0,05 <0,05

2 2±1 3±1 5±1 >0,05 <0,05 <0,05

Длинные 1 74±3 67±2 65±3 <0,05 >0,05 <0,05

2 40±3 35±2 35±1 <0,05 >0,05 <0,05

Прострелы 1 5±1 4±1 3±1 >0,05 >0,05 <0,05

Ведение 1 31±2 29±2 26±2 <0,05 <0,05 <0,05

Обводка 1 37±5 39±4 29±2 >0,05 <0,05 <0,05

2 17±2 12±2 11±2 <0,05 >0,05 <0,05

Отбор 1 64±3 67±4 70±2 >0,05 >0,05 <0,05

2 34±5 27±4 25±3 <0,05 >0,05 <0,05

Перехват 1 36±3 47±3 50±4 <0,05 >0,05 <0,05

2 15±4 9±3 7±2 <0,05 >0,05 <0,05

Единоборства Внизу 1 37±3 39±2 32±3 >0,05 <0,05 <0,05

2 24±5 17±3 16±2 <0,05 >0,05 <0,05

Вверху 1 19±3 21±3 28±3 >0,05 <0,05 <0,05

2 15±2 13±4 13±2 >0,05 >0,05 >0,05

Игра головой 1 23±3 29±4 35±4 <0,05 <0,05 <0,05

2 14±3 11±2 7±3 <0,05 <0,05 <0,05

Удары Ногой 1 18±2 21±2 15±2 <0,05 <0,05 <0,05

2 14±1 12±3 7±1 >0,05 <0,05 <0,05

Головой 1 2±0,4 3±1 2±1 >0,05 >0,05 >0,05

2 1±0,6 1±0,4 - >0,05 <0,05 <0,05

Потери (-) 52±3 46±4 43±3 <0,05 >0,05 <0,05

ТТД 1 461±32 512±39 509±34 <0,05 >0,05 <0,05

2 271±32 220±31 200±23 <0,05 >0,05 <0,05

Кбр, % - 59 43 39 <0,05 >0,05 <0,05

Примечание: ТТД — технико-тактические действия, ЭГ — экспериментальная группа, КГ — контрольная группа, 1 — общее количество технико-тактических действий, 2 — отрицательные действия от общего количества технико-тактических действий.

Вилкоксона с уровнем значимости а = 0,05. Критическое значение двустороннего критерия W 0,05 = = 1,13. При значении '-критерия > W 0,05=1,13, можно утверждать о статистически значимом различии выборок с вероятностью 95 %.

Для связных выборок (экспериментальная, контрольная группа до и после эксперимента) использовался и-критерий Вилкоксона, с уровнем значимо-

сти а = 2,02. Критическое значение двустороннего критерия и0,05=1,96. Таким образом, при значении и-критерия > и 0,05= 1,96, можно утверждать о статистически значимом различии выборок с вероятностью 95 %.

До начала эксперимента (табл. 2) достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами не было выявлено по всем показателям,

кроме длинных передач, перехвата мяча и количества неточных действий при игре головой.

После эксперимента (табл. 3) произошли достоверно (р<0,05) значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по следующим технико-тактическим характеристикам: количество неточных действий при передачах на ход; прострелах; обводка; отбор мяча; единоборство внизу, при этом неточных действий в экспериментальной группе достоверно меньше; единоборство и количество брака внизу; количество неточных действий при ударах ногами, при этом в показателе количество ударов ногами в экспериментальной группе достоверно больше; при ударах головой и количестве брака.

Из этого следует, что предложенная нами технология управления учебно-тренировочным процессом студентов на основе структуры соревновательной деятельности оправдала выдвинутые предположения о необходимости включения соревновательной деятельности на раннем этапе подготовки даже для студентов, не имеющих спортивного опыта в этом виде, то есть студентов специализации «футбол».

При этом сравнение полученных показателей технико-тактических действий соревновательной деятельности экспериментальной группы с эталоном (сборной командой университета) позволяет выбрать наиболее информативные из них для совершенствования учебно-тренировочного процесса студентов специализации футбол.

Спортивная специализация футбол в техническом вузе является наиболее востребованной. Несмотря на то что футбол не входит в обязательные базовые разделы программы по физической культуре, почти в каждом учебном заведении имеются спортивные секции по этому виду.

Заключение

1. Эффективность разработанной нами и внедренной в учебный процесс технологии управления учебно-тренировочным процессом студентов специализации футбол на основе структуры соревновательной деятельности подтверждается количественными и качественными показателями по итогам эксперимента.

2. Раннее участие студентов экспериментальной группы в соревновательной деятельности позволяет корректировать ошибки по ходу освоения учебного материала, снимая напряженность от получения неудовлетворенности в ходе отборочных матчей между группами и факультетами, что способствует снижению пропусков занятий, более внимательному отношению к консультациям, даваемым преподавателем по ходу учебно-тренировочного процесса.

Библиографический список

1. Новокшенов, И. Н. Специальная физическая подготовка футболистов различных амплуа на этапе спортивного совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Новокшенов ; ВГАФК. — Волгоград, 2000. — 24 с.

2. Гаджиев, Г. М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. М. Гаджиев ; ВНИИФК. — М., 1984. — 24 с.

3. Бабкин, А. Е. Технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Е. Бабкин ; РГУФК. — М., 2004. — 20 с.

4. Тихонова, В. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самосовершенствованию : дис. ... канд. пед. наук / В. К. Тихонова. — М., 2000. — 165 с.

5. Куликов, С. И. Технология начальной подготовки по мини-футболу студентов нефизкультурных вузов / С. И. Куликов, Л. Л. Куликова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : XII Междунар. науч.-практ. конф. (28 — 29 апреля 2009 г.). — Томск, 2009. — Т. 1. — С. 174 — 176.

6. Полуренко, К. Л. Управление тренировочным процессом студенческих команд по мини-футболу с использованием комплексного педагогического контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. Л. Полуренко. — Хабаровск, 2008. — 24 с.

7. Смирнов, А. А. Контроль технической подготовленности мужской студенческой команды по мини-футболу / А. А. Смирнов // Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы Между-нар. симп. (17 — 18 октября 2008 г.). — Красноярск, 2008. — С. 219 — 221.

8. Суворов, В В. Методы регистрации соревновательной деятельности футболистов : учеб.-метод. пособие / В. В. Суворов. — Краснодар, 2000. — 45 с.

9. Выприков, Д. В. Построение учебно-тренировочного процесса на основе комплексной оценки нагрузок квалифицированных спортсменов в мини-футболе : дис ... канд. пед. наук / Д. В. Выприков. — М., 2008. — 161 с.

10. Полуренко, К. Л. Управление тренировочным процессом команд по мини-футболу с использованием комплексного педагогического контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. Л. Полуренко. — Хабаровск, 2008. — 25 с.

11. Скоморохов, Е. В. К вопросу об эффективности игры головой в футболе / Е. В. Скоморохов // Вопросы физ. культ. и спорта : сб. тр., выпуск № 1. — Барнаул : Катынь, 1976. — С. 24 — 25.

12. Федотова, Е. В, Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Н. В.Федотова. — М. : Спутник, 2001. — 245 с.

13. Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. — М. : Физкультура и спорт, 2004. — 328 с.

ДЗЮБА Илья Петрович, аспирант и преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. ОСИПОВ Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. СТРАТИЛАТОВА Елена Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.05.2013 г.

© И. П. Дзюба, С. В. Осипов, Е. Н. Стратилатова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.