Научная статья на тему 'Влияние утомления на качество выполнения технико-тактических действий в мини-футбол'

Влияние утомления на качество выполнения технико-тактических действий в мини-футбол Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / ФУТБОЛИСТЫ / FOOTBALL PLAYERS / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / HEART RATE / FUTSAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грачев Александр Сергеевич, Кравцов Виктор Васильевич

В статье представлены результаты анализа технико-тактических действий футболистов в матчах Чемпионата города Белгорода и Чемпионат Белгородской области по мини-футболу сезона 2017-2018 гг. Для этого была проведена видео съемка 4-х матчей с участием студенческой команды «Технолог» Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Подсчет успешности технико-тактических действий осуществлялся вручную, посредством видео просмотра и фиксации результатов в специальном протоколе. Для оценки утомления игроков использовались приборы и программное обеспечение Polar Team Solution, регистрирующие пульсовые показатели спортсменов. Следующим этапом анализа была синхронизация данных, характеризующих утомление игроков и успешность выполнения ими технических приемов. В результате чего удалось установить, что количество брака у игроков возрастает примерно на 120% в тех случаях, когда футболисты проводят на площадке более 30 секунд, находясь в «красной зоне» (171 уд/мин и более). Также удалось установить, что практически все голы были пропущены после того, как три и более игроков на площадке оказывались в «красной зоне». Таким образом, проведенное исследование показало необходимость проведения более глубокого анализа данного вопроса с последующей разработкой методики подготовки футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of fatigue on the quality of technical and tactical actions in futsal

The article presents the results of the analysis of technical and tactical actions of football players in the matches of the championship of Belgorod and the championship of Belgorod region on futsal season 2017-2018. For this purpose, video shooting of 4 matches with the participation of the student team «Technologist» Belgorod state technological University. named after V.G. Shukhov. Calculation of the success of technical and tactical actions was carried out manually, by means of video inspection and fixing of results in the special protocol. To assess the fatigue of the players used devices and software Polar Team Solution, recording pulse parameters of athletes. The next stage of the analysis was the synchronization of data that characterize the fatigue of players and the success of their techniques. As a result, it was found that the number of defects in the players increases by about 120% in cases where the players spend on the site for more than 30 seconds, while in the «red zone» (171 bpm or more). Also able to establish that almost all goals were missed after three or more players on the site were in the «red zone». Thus, the study showed the need for a more in-depth analysis of the issue with the subsequent development of methods of training players.

Текст научной работы на тему «Влияние утомления на качество выполнения технико-тактических действий в мини-футбол»

9. Севрюк А. Ю. Роль баскетбола в физическом воспитании студентов / А. Ю. Севрюк, В. С. Нерик, И. В. Чернышева и др. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXI Междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 4(31). С. 387-393.

10. Церковная Е.В. Баскетбол как средство развития выносливости и психофизиологических способностей студентов технических вузов [Электронный ресурс] / Е.В. Церковная // - Физическое воспитание студентов творческих специальностей - 2007. - №1. С. 157-161. - Режим доступа: http://sportlib.info/Books/XXPI/2007N1/p157-161.htm.

Педагогика

УДК 796.332.6

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Грачев Александр Сергеевич

ФГБОУ ВО«Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова» (г. Белгород);

доцент кафедры физического воспитания и спорта Кравцов Виктор Васильевич

ФГБОУ ВО«Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова» (г. Белгород)

ВЛИЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ

ДЕЙСТВИЙ В МИНИ-ФУТБОЛ

Аннотация. В статье представлены результаты анализа технико-тактических действий футболистов в матчах Чемпионата города Белгорода и Чемпионат Белгородской области по мини-футболу сезона 2017-2018 гг. Для этого была проведена видео съемка 4-х матчей с участием студенческой команды «Технолог» Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Подсчет успешности технико-тактических действий осуществлялся вручную, посредством видео просмотра и фиксации результатов в специальном протоколе. Для оценки утомления игроков использовались приборы и программное обеспечение Polar Team Solution, регистрирующие пульсовые показатели спортсменов. Следующим этапом анализа была синхронизация данных, характеризующих утомление игроков и успешность выполнения ими технических приемов. В результате чего удалось установить, что количество брака у игроков возрастает примерно на 120% в тех случаях, когда футболисты проводят на площадке более 30 секунд, находясь в «красной зоне» (171 уд/мин и более). Также удалось установить, что практически все голы были пропущены после того, как три и более игроков на площадке оказывались в «красной зоне». Таким образом, проведенное исследование показало необходимость проведения более глубокого анализа данного вопроса с последующей разработкой методики подготовки футболистов.

Ключевые слова: мини-футбол, футболисты, технико-тактические действия, частота сердечных сокращений.

Annotation. The article presents the results of the analysis of technical and tactical actions of football players in the matches of the championship of Belgorod and the championship of Belgorod region on futsal season 2017-2018. For this purpose, video shooting of 4 matches with the participation of the student team «Technologist» Belgorod state technological University. named after V.G. Shukhov. Calculation of the success of technical and tactical actions was carried out manually, by means of video inspection and fixing of results in the special protocol. To assess the fatigue of the players used devices and software Polar Team Solution, recording pulse parameters of athletes. The next stage of the analysis was the synchronization of data that characterize the fatigue of players and the success of their techniques. As a result, it was found that the number of defects in the players increases by about 120% in cases where the players spend on the site for more than 30 seconds, while in the «red zone» (171 bpm or more). Also able to establish that almost all goals were missed after three or more players on the site were in the «red zone». Thus, the study showed the need for a more in-depth analysis of the issue with the subsequent development of methods of training players.

Keywords: futsal, football players, technical and tactical actions, heart rate.

Введение. На сегодняшний день в спорте большое значение отводится научному подходу [2]. Не исключением является мини-футбол. Анализ эффективности игровой деятельности футболистов подвергается тщательному анализу, на основании которого в дальнейшем выстраивается вся тренировочная работа [1, 3]. Как отмечает А.Г. Поливаев [2] «современный спорт всё больше использует компьютерные технологии для моделирования, организации, сопровождения и контроля тренировочной и соревновательной деятельности». Поэтому можно предположить, что контроль и внесение своевременных коррективов в построение и организацию тренировочной и соревновательной работы футбольной команды, должны оказать положительный эффект на ее выступление.

Анализ специальной литературы по данному вопросу показал, что большинство исследованией направлены на изучение технико-тактических показателей футболистов в игре, оценки изменения их функциональных характеристик и уровня физической подготовленности. Ряд работ направлен на разработку эффективного инструментария обработки информации о показателях соревновательной деятельности футболистов. Некоторые статьи зарубежных специалистов посвящены оценке «игровых зон», из которых наиболее часто забиваются голы. При этом нам не встретилось работ, направленных на поиск причин увеличения брака футболистами при выполнении технико-тактических приемов или причин, по которым команды пропускают голы. Учитывая интенсивность игровой деятельность в мини-футболе и функциональные сдвиги в работе сердечно-сосудистой системы футболистов во время нахождения на площадке, причиной увеличения брака может являться утомление игроков.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является анализ взаимосвязи увеличения пульсовых значений футболистов и качества выполнения технико-тактических приемов в игре.

Изложение основного материала статьи. Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование. Для этого была проведена видео съемка 4-х матчей студенческой команды «Технолог» Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова) в

рамках Чемпионата города Белгорода (2 матча) и Чемпионата Белгородской области (2 матча). После чего был проведен подсчет успешных и с браком технико-тактических действий (ТТД) футболистов. Для этого был использован разработанный нами протокол матча [3], в котором ставилась отметка об успешности ТТД футболиста с указанием времени матча. Для получения данных о показателях частоты сердечных сокращений (ЧСС) в игре, были использованы пульсометры и программное обеспечение Polar Team Solution. Стоит отметить, что данное программное обеспечение позволяет выгружать данные только в виде графиков в формате PDF. В результате чего приходилось вручную преобразовывать эти данные в Excel графики, на которые можно было наложить результаты ТТД футболистов. Таким образом, по каждому из видов ТТД для каждого футболиста мы получали график успешности выполнения технического приема и значение ЧСС в момент его выполнения. Это позволило нам не только визуально увидеть, как ЧСС влияет на качество выполнения ТТД, но и понять насколько процентов увеличивается брак при различных пульсовых значениях. Следующим этапом обработки информации был анализ «игровых зон», из которых соперник наносил удары, приведшие к голам, а также показатели ЧСС футболистов, находящихся на площадке в это время. Для этого также в Excel выстраивался сводный график всех игроков команды и откладывались временные точки, когда был пропущен гол. Для оценки «игровых зон», из которых были нанесены удары по воротам, применялась методика, предложенная испанским специалистом Javier Martin Rascon [4].

Полученные результаты ТТД представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели ТТД футболистов в играх с разными соперниками

Команда-соперник «БСМ-Проект» г. Белгород МФК «Белгород» г. Белгород «Каскад» п. Чернянка «Спартак» г. Валуйки

Передача мяча Длин. Точ. 1 4 2 2

Неточ. 0 2 6 3

Сред. Точ. 235 131 196 196

Неточ. 38 32 39 37

Корот Точ. 193 170 184 208

Неточ. 23 15 9 30

Приём мяча Успеш. 308 227 313 334

Неуспеш. 21 17 16 20

Обводка соперника Успеш. 20 17 15 25

Неуспеш. 7 4 8 13

Отбор мяча 49 70 36 56

Потеря мяча 19 59 37 36

Удар в створ ворот 32 21 20 19

мимо ворот 13 12 11 11

Всего ТТД Успеш. 838 641 766 840

Неуспеш. 122 141 127 150

В игре с командой «БСМ-Проект» была одержана победа со счетом 6:3, в матче с МФК «Белгород» поражение со счетом 5:11 и в матчах «Каскад» и «Спартак» ничьи 3:3. Таким образом, в выигранном матче соотношение успешных и неуспешных ТТД выглядел следующим образом: успешных - 87,3%, неуспешных - 12,7%. В матчах с ничейным результатом с «Каскадом»: успешные ТТД - 85,8%, неуспешные ТТД - 14,2%; со «Спартаком»: успешные ТТД - 84,8%, неуспешные ТТД - 15,2%. В проигранном матче: успешные ТТД -82,0%, неуспешные ТТД - 18,0%. Кроме того суммарное количество ТТД в проигранном матче на 21% меньше среднего значения ТТД трех других матчей. Результаты показателей ТТД с учетом пульсовых зон представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели ТТД футболистов в различных пульсовых зонах

Соперник БСМ-Проект г. Белгород МФК Белгород г. Белгород Каскад п. Чернянка Спартак г. Валуйки

З Ж К З Ж К З Ж К З Ж К

Длин. Точ. 0 1 0 1 2 1 0 2 0 1 0 1

Неточ. 0 0 0 0 1 1 1 3 2 0 0 3

Передача Сред. Точ. 28 183 24 13 107 11 24 152 20 23 153 20

мяча Неточ. 0 26 12 4 20 8 4 27 8 4 27 6

Корот Точ. 19 149 25 15 134 21 22 140 22 25 158 25

Неточ. 1 15 7 2 9 4 1 5 3 2 24 4

Приём мяча Успеш. 31 240 37 22 186 19 34 235 44 37 254 43

Неуспеш. 1 14 6 2 11 4 2 11 3 2 14 4

Обводка Успеш. 2 16 3 2 13 2 2 12 1 3 20 2

соперника Неуспеш. 0 4 3 0 2 2 1 6 1 1 8 4

Отбор мяча 6 39 4 6 55 9 4 28 4 6 42 8

Потеря мяча 0 14 5 7 42 10 2 26 9 4 24 8

Удар в створ ворот 4 24 4 2 16 3 2 16 2 2 15 2

мимо ворот 1 9 3 1 9 2 0 8 3 1 8 2

Всего ТТД Успеш. 90 652 97 61 513 66 88 585 93 97 642 101

Неуспеш. 3 82 36 16 94 31 11 86 29 14 105 31

З - «Зелена зона» - 133-152 уд./мин Ж - «Желтая зона» - 152-171 уд./мин К - «Красная зона» - 171-200 уд./мин

Сравнительный анализ ошибок, совершенных игроками при разном уровне интенсивности выполняемой нагрузки (в разных зонах ЧСС), показал, что при ЧСС 171 уд./мин и более:

- количество брака в длинных передачах возрастает на 133%, средних передачах - 130%, коротких -111%;

- количество брака при приеме мяча увеличивается на 116%;

- количество неудачных обводок соперника (дриблинг) увеличивается на 200%;

- количество проигранных единоборств увеличивается на 63%;

- количество ударов мимо ворот увеличивается на 85%.

Таким образом можно констатировать, что игровое состояние игрока, находящегося в «красной зоне» по пульсовым показателям, является неэффективным и зачастую негативно сказывается на командной игре.

Развивая дальше логику исследования нами был проведен анализ игровых зон, из которых наносился удар соперником, после которого был забит гол. Для этого применялась схема предложенная испанским специалистом Javier Martin Rascon [4]. На рисунке 1 точками представлены места, из которых соперник наносил удар и забивал гол.

Рисунок 1. Зоны из которых были забиты голы

Как видно из рисунка 1 больше всего ударов, после которых были забиты голы, было нанесено из зон «2» и «5». Следовательно можно предположить, что из зон «2» и «5» игрокам атакующей команды легче всего поразить ворота соперника. Из зоны «3» было забито 3 гола. Причем один гол был забит после выполнения обводки защитника и нанесения прямого удара, а 2 гола после замыкания прострела с противоположного фланга. Из зоны «1» и «6» забито по 2 гола. Один гол из зоны «1» был забит после прострела с противоположного фланга и один гол после прямого удара. Из зоны «6» два мяча были забиты прямым ударом. Такое соотношение зон, из которых были забиты голы, мы объясняем тем, что у большинства футболистов в командах-соперниках ведущей ногой является правая. Что подтверждается тем, что только в двух голах из зон «1», «3» удар был нанесен левой ногой. В остальных случаях мяч достигал цели после удара правой ногой. Один мяч был забит после удара из зоны «4» ударом правой ногой. Гол из зоны «8» был забит после пробития 10-метрового удара, также правой ногой. Из зоны «9» удар был нанесен тоже правой ногой, но при этом был рикошет от игрока обороняющейся команды, в результате которого мяч изменил направление и залетел в ворота.

Анализ ударов, нанесенных из зоны «2», после которых были забиты мячи показал, что 2 гола были забиты после удара правой ногой и 3 гола - после удара левой. Голы забитые из зоны «5» имели схожие показатели с голами, забитыми из зоны «2», только здесь 3 раза мяч влетел в сетку ворот после ударов правой ногой и 2 раза - после удара левой ногой.

Резюмируя полученные данные, следует отметить, что в матчах, в которых у большинства игроков команды соперников ведущей ногой является правая, необходимо в тренировочной работе уделять больше внимания перекрыванию зон «4» и «1». Потому что большинство прострелов наносятся именно из этих зон. В результате чего соперник получает возможность нанести удар из «2» и «3» зоны. Кроме этого при отработки технико-тактических взаимодействий при игре в обороне необходимо помнить, что наиболее опасные и приводящие к голам удары наносятся из центральной зоны (зоны «2» и «5»). Поэтому игроки должны стараться расположиться при отборе мяча таким образом, чтобы максимально оттеснить соперника к боковой линии поля.

Наиболее значимым шагом нашего исследования являлся анализ пропущенных голов с учетом пульсовых показателей игроков, находящихся на площадке. В данном случае мы руководствовались следующей интерпретацией показателей состояния футболистов на поле. В случае, если 3 и более игроков в момент пропущенного мяча находились в «красной зоне» по пульсовому значению, то маркеру места откуда наносился удар присваивался символ «К». Если 2 игрока находились в «желтой зоне», а 2 игрока в «красной зоне», то маркеру места нанесения удара, приведшего к голу присваивался символ «Ж». Если 2 игрока находились в «зеленой зоне», а 2 игрока в «красной зоне», то маркер получал символ «Ж». Если 3 и более футболистов находились в «желтой зоне», то маркер получал символ «Ж». Если 2 игрока находились в «желтой зоне», а 2 в «зеленой», то маркер получал символ «З». И, соответственно, если 3 и более игроков находились в «зеленой зоне», то маркеру присваивался символ «З». На рисунке 2 представлены голы, пропущенные командой «Технолог» с учетом степени изменения пульсовых значений футболистов, находящихся на поле.

Рисунок 2. Зоны, из которых были забиты голы с учетом пульсовых значений футболистов

обороняющейся команды

Как видно из рисунка 2 большинство голов (12 голов) были забиты в тот момент времени, когда на площадке находилось 3 и более футболистов с ЧСС выше 171 уд/мин. Причем стоит отметить, что на таком пульсе (171 уд/мин и выше) футболисты играли 30-40 секунд. В результате чего они теряли концентрацию внимания, ошибались в простых ситуациях, что в итоге приводило к пропущенному голу. Стоит также отметить, что наибольшее количество голов (3 гола) были забиты из зоны «5». По два гола были забиты из зон «1-3» и по одному голу - из зон «4» и «6». В случаях, когда выполнялось условие, описанное ранее и игровой ситуации присваивалась «желтая зона» было забито 6 голов. Из рисунка 2 видно, что удары наносились зон «2» - 3 гола, «5» - 2 гола и «3» - 1 гол. Два пропущенных гола в ситуации когда командный уровень ЧСС находился в «зеленой зоне» наблюдался в двух случаях. В первом случае после удара случился рикошет от игрока обороняющейся команды, а во втором случае у двух игроков, находящихся на площадке показатели ЧСС приближались к «красной зоне», а двое других только вышли на поле с замены и находились в «зеленой зоне». Таким образом, один из игроков, находящийся в «желтой зоне» позволил сопернику обыграть себя в середину (зона «6») и нанести удар по воротам, который привел к голу. В целом стоит отметить, что наиболее опасные ситуации, которые возникали возле ворот команды «Технолог» и приводили к пропущенным мячам, обусловлены утомлением игроков.

Выводы. Проведенное исследование позволило установить, что при увеличении показателей ЧСС футболистов до 171 уд/мин и выше негативно сказывается на успешности выполнения ТТД. Количество брака увеличивается более чем в 2 раза. В проигранных играх количество ТТД футболистов на 18-25% меньше, чем в играх, закончившихся ничейным результатом или победой.

Другим не менее значимым результатом проведенного исследования стало выявление игровых зон, из которых наиболее часто наносились удары, приводившие к голам. Причем большое значение имело соотношение игроков, у которых правая или левая нога является ведущей. Анализ пропущенных мячей показал, что примерно 65% голов было забито правой ногой и 35% левой. При этом соотношение игроков в командах-соперниках было следующим: 78% футболистов с ведущей правой ногой и 22% - левой.

Доказана значимость и важность контроля показателей ЧСС игроков во время матча. Результаты синхронизации данных о зонах, из которых были забиты голы и показателях ЧСС футболистов, находящихся в этот момент на площадке, свидетельствуют о том, что примерно 60% голов были забиты в тот момент когда три и более игроков имели ЧСС 171 уд/мин и выше.

В целом можно констатировать, что объективность полученных данных можно поставить под сомнение, поскольку проведен анализ только 4-х матчей. Поэтому дальнейшим направлением нашего исследования будет увеличение количества игр и их последующий анализ.

Литература:

1. Инновационные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие / С.И. Крамской, И.А. Амельченко, М.В. Ковалева; под ред. С.И. Крамского. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - 391 с.

2. Поливаев А.Г. Автоматизированная система оценки коэффициента полезности игрока в мини-футболе / А.Г. Поливаев // Омский научный вестник. - 2015. - № 4 (141). - С. 219-223.

3. Шумилов А.Ю. Оценка успешности технико-тактических действий футболистов в мини-футболе в играх с соперниками различной квалификации / А.Ю. Шумилов, А.С. Грачев // Сборник: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведения. - Белгород, 2016. - С. 306-310.

4. Rascón J.M. Donde radica el error del gol en el futbol-sala. Análisis del portero / Rascón J.M. // Revista internacional de deportes colectivos. - 2009. -2. - P. 36-57.

Педагогика

УДК: 378

доктор юридических наук, профессор Гуренко-Вайцман Марина Николаевна

Медицинская академия имени С. И. Георгиевского (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); доктор культурологии, доктор философии, профессор Сугробова Юлия Юрьевна Медицинская академия имени С. И. Георгиевского (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АКЦЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Анализируя современные образовательные технологии, автор предлагает свою авторскую культуротворческую модель этнонационального образования в республике Крым, которая направлена на создание целостного культурного пространства, гармонизацию отношений между этносами и на консолидацию единой гражданской нации России.

Ключевые слова: полиэтническое общество, образование, культуротворчество, образовательная культуротворческая модель, межкультурный диалог.

Annotation. The article analyses topicality of modern educational technologies and an author the cultural creativity model of ethnonational education of Crimea is offered, focusing not only on harmonization of interethnic relations in the education system, but, mainly, on consolidation of single civil nation of Russia, creation of integral polyethnic cultural space.

Keywords: educational cultural creativity model, intercultural dialogue, polyethnic society, education, cultural creativity.

Введение. Современное российское общество проходит важный и сложный этап своей внутренней ценностной трансформации. Глобальные общественные преобразования, происходящие в социокультурной и духовной сфере, не только актуализировали потребности решения проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, но и обострили сущностные проблемы подростковой и молодежной среды.

Современное образовательное пространство РФ важным для себя определило подготовку профессионально компетентных и конкурентоспособных специалистов - социально активных личностей, которые будут способствовать устойчивому, безопасному и успешному развитию демократического общества. Важно подчеркнуть, что для развивающегося общества крайне важна современно образованная и нравственно ориентированная молодежь, которая сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора и обладать развитым чувством ответственности за судьбу людей и страны.

Признавая, что в России образование всегда входило в область главнейших государственных приоритетов, можно констатировать, что социокультурное пространство образовательной среды выступает одним из его ценностных ориентиров.

Понимая важность социокультурной среды как источника воспитания и развития человека, особое внимание ученых - исследователей приковано к сложной современной структуре окружений деятельности человека: общественных, материальных и духовных аспектов их проявлений. Особый акцент делается на осмыслении и понимании функционального взаимодействия сообществ в условиях глобализации и трайболизации, их изменений в полиэтническом пространстве.

Это объясняется тем, что социокультурная среда выступает системой взаимодействия между членами общества, в целом, и непосредственно подрастающим поколением, в частности, и возникающих проблем по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Известный ученый, автор многих работ о педагогике и психологии Б.П. Черник, раскрывая сущностное определение социокультурной среды, определяет его как конкретное, «... непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества» [2, С. 132]. Речь идет о социокультурной среде, которая играет ключевую роль в процессе формировании потребностей и ценностных ориентаций личности.

Основываясь на том, что единое социокультурное пространство России составляют народы, которые сами по себе являются самобытными этнокультурными единицами, в последнее время все большую актуальность в научных исследованиях занимает изучение их культурного наследия. Именно оно является тем прочным фундаментом, на основе которого сохраняются каждая нация и устанавливаются развивающиеся гармонизирующие отношения, прививаются подрастающему поколению взаимная заинтересованность и открытость, потребность изучения собственных традиций и обеспечение слияние национальных историй в общую многонациональную российскую культуру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом не маловажными остаются факторы риска межэтнических отношений, о чем свидетельствуют различные внешние и внутренние тенденции, направленные на деградацию социокультурного единства России. В том числе и влияние различных проявлений ксенофобии, этноцентризма, дискриминации по этническому признаку, межэтнических напряженностей и открытых конфликтов во внешнем мире, что происходят в противовес ситуациям консенсусного единства.

В целом, все это и предопределяет необходимость не только конструктивной стратегии развития каждой нации, этноса и всего российского общества, но и создание таких социокультурных технологий, эффективность которых, в первую очередь, определяют образовательные практики.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая социокультурную образовательную среду, как определенного транслятора знаний, норм и ценностей культуры, усилиями ученых различных сфер знаний сформирована определенная предметная область междисциплинарного анализа. Данные исследования проведены усилиями ученых философских, педагогических, культурологических, социологических, этнологических, политологических и исторических знаний. На основе комплексного подхода различных гуманитарных наук изучаются различные стороны данного феномена. С феноменологической точки зрения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.