Научная статья на тему 'Особенности технико-тактических действий в современном пляжном футболе'

Особенности технико-тактических действий в современном пляжном футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1859
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЯЖНЫЙ ФУТБОЛ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОМАНДЫ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рооп Артур Алексеевич, Нифонтов Максим Юрьевич, Иванов Валентин Валентинович

Целью данного исследования являлось определение основных характеристик технико-тактических действий сильнейших команд по пляжному футболу. В ходе исследования был проведен видеоанализ 32-х матчей чемпионата мира по пляжному футболу 2017 года. Объектом исследования являлись соревновательные действия футболистов, приводящие к взятию ворот. Выявлены процентные соотношения результативных технико-тактический действий и «стандартных положений» и предложен ряд практических рекомендаций по оптимизации тренировочного процесса в командах по пляжному футболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рооп Артур Алексеевич, Нифонтов Максим Юрьевич, Иванов Валентин Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of competitive activity in modern beach football

The purpose of this study is identification of the main characteristics of the technical and tactical actions of the strongest beach soccer teams. In the course of the study a video analysis was conducted of the 32 FIFA Beach Football World Cup (2017) matches. The object of the study was the competitive actions of the players leading to the score. It identified the percentage of the effective technical and tactical actions and standard situations and proposed a number of the recommendations for optimizing the training process in the beach soccer teams.

Текст научной работы на тему «Особенности технико-тактических действий в современном пляжном футболе»

2. Privalov, A.V. (2016), "Spatial orientation as a reflection of the coordination abilities of football players", Actual problems of adaptive physical culture and adaptive sports: education, science, practice, development prospects: mater. Intern. scientific and practical. Conf. (Sterlitamak, May 17-18, 2016), publishing house "Phobos", Sterlitamak, pp. 268-272.

3. Privalov, A.V. and Dyachenko, N.A. (2016), "Evaluation of the spatial structure of movements in the technical training of players", Olympic sport and sport for all. Materials of the 20th International Scientific Congress, dedicated to the 120th anniversary of the State University. P.F. Lesgaft, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 430-432.

4. Privalov, A.V. and Dyachenko, N.A. (2016), "Determining the parameters of the spatial structure of movements in the technical training of players", Culture is physical and health, No. 4 (59), pp. 2426.

5. Privalov, A.V. (2017), "Increase the technical preparedness of players based on the correction of the power capabilities of individual muscle groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 196-201.

Контактная информация: prival-87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2018

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ

ПЛЯЖНОМ ФУТБОЛЕ

Артур Алексеевич Рооп, старший преподаватель, Максим Юрьевич Нифонтов,

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Валентин Валентинович

Иванов, арбитр ФИФА, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

Аннотация

Целью данного исследования являлось определение основных характеристик технико-тактических действий сильнейших команд по пляжному футболу. В ходе исследования был проведен видеоанализ 32-х матчей чемпионата мира по пляжному футболу 2017 года. Объектом исследования являлись соревновательные действия футболистов, приводящие к взятию ворот. Выявлены процентные соотношения результативных технико-тактический действий и «стандартных положений» и предложен ряд практических рекомендаций по оптимизации тренировочного процесса в командах по пляжному футболу.

Ключевые слова: пляжный футбол, соревновательная деятельность, технико-тактические действия, результативность команды, специфические требования.

FEATURES OF COMPETITIVE ACTIVITY IN MODERN BEACH FOOTBALL

Artur Alekseevich Roop, the senior teacher, Maksim Yuryevich Nifontov, the candidate of psychological sciences, department chairman, The Lesgaft State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Valentin Valentinovich Ivanov, FIFA referee, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, RUDN University, Moscow

Annotation

The purpose of this study is identification of the main characteristics of the technical and tactical actions of the strongest beach soccer teams. In the course of the study a video analysis was conducted of the 32 FIFA Beach Football World Cup (2017) matches. The object of the study was the competitive actions of the players leading to the score. It identified the percentage of the effective technical and tactical actions and standard situations and proposed a number of the recommendations for optimizing the training process in the beach soccer teams.

Keywords: beach football, high qualification, competitive activity, technical and tactical actions, training process.

ВВЕДЕНИЕ

Современный пляжный футбол это игровой, командный вид спорта, который развивается в соответствии с закономерностями спортивных состязаний и претендует на включение в программу Олимпийских игр. Рост популярности пляжного футбола объясняется преимуществами и отличительными особенностями игровой деятельности спортсменов. Специфика игровой площадки позволяет избежать травм связанных с падением и значительно снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Характеристики размеров площадки и особенности правил игры позволяют отличиться каждому игроку и делают игру очень зрелищной и результативной.

Огромный вклад в развитие пляжного футбола в мире и стране внесла спортивная команда сборной России. Наша сборная по праву считается одной из сильнейших команд старого света и планеты. Подтверждением этому являются две победы на Чемпионатах мира (2011, 2013) и бронза в (2015), пять побед в Евролиге (2009, 2011, 2013, 2014, 2017), две победы в Кубке Европы (2010, 2012), три победы в Межконтинентальном кубке (2011, 2012, 2015) и победа в первых Европейских играх (2015). На сегодняшний день в нашей стране существует и продолжает развиваться спортивная инфраструктура, строятся крытые манежи и открытые стадионы для игры в пляжный футбол. Высокий уровень команд на внутреннем чемпионате создает благоприятную конкурентную среду для спортивного совершенствования игроков. Но, несмотря на это, содержание тренировки в пляжном футболе не имеет должного научного обоснования, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. При этом, отечественной спортивной наукой предпринимались попытки изучения пляжного футбола, однако, они носили эпизодический и фрагментарный характер [3].

Последний чемпионат мира 2017 года по пляжному футболу на Багамских остовах, свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности нашей команды на международной арене. Подтверждением этому является то, что наша сборная, не смогла принять участие в этом состязании, заняв в квалификации только пятое место. Решающей для нашей команды стала игра со сборной Польши, которая была проиграна со счетом 3:5. То есть, для достижения высокой результативности соревновательной деятельности сборной команды на международной арене, успешного отбора на следующий чемпионат мира в 2019 году необходима оптимизация процесса подготовки спортсменов, основанная на комплексном анализе состояния мирового пляжного футбола, учете тенденций его развития, особенностей соревновательной деятельности и системном подходе к обоснованию содержания тренировки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение особенностей технико-тактических действий игроков пляжного футбола основывалось на анализе видеозаписей матчей чемпионата мира по пляжному футболу 2017 года, в котором приняли участие 16 команд. Было проанализировано 32 матча, 25 из которых закончились в основное время, 3 завершились победой одной из команд в дополнительное время, а в 4-х матчах для определения победителя потребовалась серия пенальти. Результаты видеоанализа заносились в специальный протокол и подвергались математической обработке. На основе полученных данных было сформулировано заключение и разработаны практические рекомендации для тренеров по пляжному футболу.

В процессе анализа установлено, что за время турнира было забито 266 мяча. При этом результативность матча составила в среднем 8,31±3,5 мяча за игру. Для сравнения, на последнем мировом первенстве по большому футболу в Бразилии (2014 год) средняя результативность была равна 2,67±1,7 мяча за игру, что соответствует увеличению более чем в три раза.

В процессе выявления особенностей современного пляжного футбола было проанализировано процентное соотношение результативных технико-тактических действий игроков (таблица 1).

Таблица 1 - Процентное соотношение результативных технико-тактических действий иг-

роков на Чемпионате мира по пляжному футболу 2017 (п=32)

Ситуации, которые привели к взятию ворот Количество забитых мячей %

Удар с песка 76 29

Удар с лета (стопой) 61 23

Удар через себя (бисиклета) 40 15

Удар головой, грудью 33 12

Штрафной удар 34 13

Пенальти 13 5

Гол, забитый вратарем 5 2

Автогол 4 1

Итого 266

Из полученных данных следует, что половина всех мячей (134 мяча) было забито игроками со «второго этажа». Это объясняется тем, что передачи мяча верхом имеют более высокий процент точности по сравнению с передачами низом. Тем самым можно сделать заключение, что умение контролировать мяч и передавать его, не опуская на песок, является модельной характеристикой для команд, которые претендуют на достижение высоких результатов. Например, победитель турнира сборная Бразилии забила на турнире 38 мячей, из которых 20 (52%) были забиты со «второго этажа».

Кроме этого, установлено, что на технико-тактический прием «удар через себя» или «бисиклета» приходиться 40 (15%) всех забитых мячей. При этом 58% забитых данным способом мячей (23 из 40) были забиты командами, занявшими с 1-го по 4-е место (Италия - 8, Иран - 7, Таити - 3, Бразилия - 6), а сборные команды Мексики, Эквадора, Сенегала, Багамских островов, Польши, Панамы, ОАЭ не смогли поразить ворота соперника ударом через себя ни разу. Меньшее количество голов, забитых с поверхности площадки, объясняется сложностью выполнения удара по мячу на неровной песчаной поверхности и непредсказуемости траектории его отскока.

В силу особенностей правил игры в пляжный футбол, любое нарушение правил может быть решающим в определении победителя, так как это приводит к назначению штрафного удара или пенальти. В процессе видеоанализа результативности таких действий установлено, что команды забили со штрафных 13% (34) и с пенальти 5% (13) мячей. В среднем за матч забивался 1,47±1,4 мяч, но при этом нарушались правила 12,6±5,3 раза (почти в 9 раз больше). То есть, эффективность реализации штрафных ударов и пенальти в пляжном футболе составляла всего 12%. На наш взгляд, причины такой невысокой реализации кроются, прежде всего, в особенностях требований правил игры: штрафной удар или пенальти должен исполнять тот игрок, против которого нарушили правила (исключение составляет случай, когда игрок не может продолжать игру, и удар может выполнить другой игрок). В связи с этим, далее в процессе исследования была осуществлена оценка вклада штрафных ударов и пенальти в общую результативность игры по сравнению с другими стандартными положениями (таблица 2).

Таблица 2 - Соотношение результативности стандартных положений при взятии ворот на чемпионате мира 2017 г. по пляжному футболу (п=32)_

Стандартные положения Количество забитых мячей %

Штрафные удар 34 40

Пенальти 13 15

Угловой удар 16 19

Аут 13 15

Розыгрыш с центра поля 9 11

Итого 85

Выявлено, что на долю стандартных положений приходится 85 забитых мячей, что составляет 32% от общего их количества. Больше половины 55% (47) составляют штрафные удары и пенальти. Причем посредством штрафных было забито 40% (34) всех мячей. Влад остальных стандартных положений в результативность матча был приблизительно

одинаков. Из этого следует, что, как умение работать команды с мячом вверху, так и умение исполнять штрафные удары является технико-тактической характеристикой команды высокой квалификации.

Кроме этого, установлено, что относительно небольшие размеры площадки и большая штрафная зона предъявляют высочайшие требования к качеству игры вратаря как при действиях на линии, так и при действиях на выходах из ворот. Так на чемпионате мира 2017 года в среднем по воротам осуществлялось 46,7±7,9 ударов, из которых в створ -15,6±5,2 что соответствовало 37%. Возможность взять мяч в руки после передачи от своего партнера и небольшие размеры площадки возлагали на вратаря функции «диспетчера», который должен доставлять мяч от своих ворот в чужую штрафную. Непосредственно голевыми стали 20 передач рукой и еще 7 передач - ногой. Кроме того, вратари еще 5 раз поражали ворота соперника ударом со своей половины. Следует также отметить, что специфика игрового покрытия оказывала значительное влияние на действия голкипера. Так 22% (59) мячей было пропущено вратарями после непредсказуемого отскока мяча от песка и изменения траектории полета.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ технико-тактических действий команд-участниц чемпионата мира 2017 года по пляжному футболу позволил конкретизировать особенности соревновательной деятельности и необходимость их комплексного учета в процессе проектирования содержания подготовки спортсменов. Установлено, что:

- современный пляжный футбол предъявляет высочайшие требования к технической подготовке каждого игрока, включая вратаря;

- для достижения высоких результатов все игроки должны уметь контролировать мяч вверху и передавать его друг другу, не опуская на песок;

- значительный вклад в итоговый результат команды вносят стандартные положения (особенно штрафные удары), поэтому каждый игрок должен в совершенстве владеть техникой их реализации;

- качество и уверенность действий голкипера в пляжном футболе в большей степени, чем в других видах футбола (большом или мини) определяет итоговый результат команды;

- эффективность действий вратаря при вводе мяча в игру, при взаимодействии с партнерами, контроле мяча указывает на необходимость детальной разработки содержания его подготовки с учетом особенностей пляжного футбола.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы технической подготовки в футболе : монография / В.Н. Селуянов, М.П. Ше-стаков, С. Диас, М. Ферейра. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 104 с.

2. Шамадрин, А.И. Функциональная подготовка футболистов различной игровой специализации : учебно-методическое пособие / А.И. Шамадрин, А.А. Шамадрин, И.Н. Солопов. - Волгоград : [б.и.], 2010. - 157 с.

3. Мухамедзянов, Р.Р. Качественная и количественная характеристика игровой деятельности футболистов высокой квалификации в пляжном футболе / Р.Р. Мухамедзянов, М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 81-83.

REFERENCES

1. Seluyanov, V.N., Shestakov, L.S., Diaz, S. and Ferreira, M. (2009), Technical training Problems in football. Monograph, TVT Division, Moscow.

2. Shamadrin, A.I., Shamadrin, A.A. and Solopov, I.N. (2010), Functional training of football players of various game specialization: educational and methodical grant, Volgograd.

3. Muchamedzyanov, R.R. and Nifontov, M.Yu. (2015), "Qualitative and quantitative characteristics of the game activity of highly skilled players in beach football", Uchenye zapiski universiteta imeni

P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 81-83.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2018

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ВУЗЕ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент,

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация

В статье показаны пути реализации проблемы формирования мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе за счет использования методических приемов, направленных на формирование знаний ценностных физкультурных установок и методик моделирования личностной траектории самостоятельной физкультурной деятельности; умений самостоятельно организовывать и реализовывать личную физкультурную деятельность.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная деятельность, мотивация, самостоятельная физкультурная деятельность, студенты.

FORMATION OF MOTIVATION TO INDEPENDENCE IN THE ORGANIZATION OF MOTOR ACTIVITY IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article shows the ways for realization of the problem of formation of the motivation to independence in the organization of motor activity at the pedagogical university due to the use of the methodical methods in the educational process aimed at formation of knowledge of the value physical education settings and methods of modeling the personal trajectory of independent physical activity; the ability to organize independently and implement personal physical activity.

Keywords: physical education, motor activity, motivation, independent physical activities of students.

Переход физкультурного образования в высших учебных заведениях к установке на здоровьеформирование и самостоятельный выбор вида физкультурно-спортивной деятельности, дефицит часов, отведенных на дисциплину «Элективные курсы по физической культуре и спорту» ставит перед преподавательским составом задачу повышения эффективности организации процесса физического воспитания. Нам видится, что одним из путей решения этой проблемы является формирование у студентов самостоятельности в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности [4]. Основную цель работы мы видим в том, чтобы научить студентов самостоятельному использованию средств физической культуры для достижения жизненной и социальной успешности.

Направленность на формирование устойчивой мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе стала основной целевой установкой нашей работы. Исходя из заявленной цели, основополагающими задачами выступил ряд теоретических и практических аспектов, направленных на формирование мотива-ционной составляющей физкультурного образовательного процесса, а именно:

- сформировать знания о ценностных физкультурных установках (личной и общественной гигиены, особенностей организации индивидуального двигательного режима,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.