Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛИСТЫ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ / ПРОФЕССИОГРАММА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL QUALITIES / ENGINEERING SPECIALISTS / PROFESSIOGRAM / CONTROL STANDARDS / ENDURANCE / STRENGTH ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинов Евгений Викторович, Бухтоярова Елена Владимировна, Вялых Надежда Николаевна

В материале статьи рассматривается проблематика воспитания профессионально значимых физических качеств. Основная проблема определения профессионально значимых физических качеств заключается в широком спектре специальностей инженерного профиля и широкого спектра выполняемых функций, что предъявляет разные требования к физическим качествам и уровню их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинов Евгений Викторович, Бухтоярова Елена Владимировна, Вялых Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE PROBLEM OF FORMING PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

The material of the article deals with the issue of education of professionally significant physical qualities. The main problem of determining professionally significant physical qualities lies in a wide range of specialties of engineering profile and a wide range of functions performed, which puts different requirements to physical qualities and level of their development.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378 13.00.08

доктор медицинских наук, доцент Литвинов Евгений Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный технический университет" (ВГТУ) (г. Воронеж); старший преподаватель Бухтоярова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный технический университет" (ВГТУ) (г. Воронеж); старший преподаватель Вялых Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный технический университет" (ВГТУ) (г. Воронеж)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В материале статьи рассматривается проблематика воспитания профессионально значимых физических качеств. Основная проблема определения профессионально значимых физических качеств заключается в широком спектре специальностей инженерного профиля и широкого спектра выполняемых функций, что предъявляет разные требования к физическим качествам и уровню их развития.

Ключевые слова: профессионально значимые физические качества, специалисты инженерного профиля, профессиограмма, контрольные нормативы, выносливость, силовая выносливость.

Annоtation. The material of the article deals with the issue of education of professionally significant physical qualities. The main problem of determining professionally significant physical qualities lies in a wide range of specialties of engineering profile and a wide range of functions performed, which puts different requirements to physical qualities and level of their development.

Keywords: professionally significant physical qualities, engineering specialists, professiogram, control standards, endurance, strength endurance.

Введение. В связи с изменениями самого производства, внедрение новых технологий, роботизированных комплексов, произошло снижение доли физического труда или его полное исключение, и замещение его интеллектуальным. В результате данных преобразований возникает проблема профессионально прикладной подготовки, определения и формирования профессионально значимых физических качеств. Причем необходимо рассматривать не только формирование профессионально значимых физических качеств, необходимо рассмотреть и мероприятия по сохранению и укреплению состояния здоровья, повышения двигательной активности, предотвращение развития гипокинезии.

Проблематика формирования уровня профессионально значимых физических качеств студентов технического вуза вызывает интерес и рассматривается в трудах многих специалистов [3, 4], но проблема усложняется исходно низким уровнем физической подготовленности, где особенно большую трудность представляют тесты практически на все виды выносливости. Это подтверждается и результатами исследований ряда специалистов сферы физической культуры и спорта [1, 2, 3, 4].

И этому есть объективные причины. Одна из них низкая заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом [1, 6, 8].

Изложение основного материала статьи. Для определения направлений формирования профессионально значимых физических качеств средствами физической культуры и отношения студентов к элективным дисциплинам по физической культуре и спорту был проведен опрос методом анкетирования студенческой молодежи 1-3 курсов. В опросе приняли участие юноши и девушки, общим числом 260 человек.

Профессионально значимые физические качества определяли по профессиограмме [9], а также в ходе бесед со специалистами инженерного профиля, преподавателями физического воспитания. Проблема определения профессионально значимых физических качеств для специалистов инженерного профиля заключается в широком спектре специальностей (инженеры строительного профиля, IT специалисты, инженеры экологи и т.д.). В ходе исследования проанализировали физические качества, требующиеся при выполнении служебных функций и оценивали физические качества, наиболее востребованные в ходе трудовой деятельности у специалистов инженерного профиля.

Профессиональные операции определяли по профессиограмме. Далее определяли какие физические качества наиболее задействованы при выполнении трудовой деятельности. Уровень развития профессионально значимых физических качеств и общей физической подготовленности оценивали по результатам сдачи контрольных нормативов. Скоростные качества оценивали результатами тестирования в беге на 100 м., состояние выносливости - по результатам бега на 3000 м у юношей и бега на 2000 м у девушек. Об уровне силовой выносливости судили по результатам теста подтягивание на высокой перекладине у юношей и на низкой перекладине у девушек. И скоростно-силовые качества оценивали по данным прыжка с места как у юношей, так и у девушек.

В ходе анализа литературных источников [1, 2] было выявлена ситуация недостаточного развития уровня физической подготовленности современных студентов. По данным ряда авторов [2, 3, 4] наибольшая проблемная ситуация проявляется в развитии выносливости, что подтвердилось и результатами наше тестирования. Большая часть девушек не смогли преодолеть 2000 м на положительную оценку, значительная часть тестируемых сошла с дистанции. Так как для ряда специальностей выносливость является профессионально значимой, то необходимо акцент в развитии сместить именно на развитие выносливости, тем более, что по данным [7] выносливость имеет высокий коэффициент корреляции с работоспособностью.

Тестирование общей выносливости в тесте бег 2000м. наглядно представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты теста бег 2000 м. (девушки)

Та же тревожная ситуация у юношей с силовой выносливостью (подтягивание на высокой перекладине). Причем студенты 1 курса не только не смогли подтянуться на высокой перекладине, но и не знают техники выполнения упражнения, что говорит о формальном подходе к дисциплине физическая культура в школе. Результаты тестирования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты теста подтягивание на высокой перекладине (юноши)

Данные полученные при выполнении девушками теста отжимание от гимнастической скамьи так же не утешительны.

Рисунок 3. Результаты теста отжимание от гимнастической скамьи (девушки)

Результаты тестирования скоростно-силовых качеств и гибкости особой тревоги не вызывает. Значительная часть юношей и девушек справились с данным тестом на положительную оценку.

Так же проблемная ситуация проявилась и с недостаточно сформированным объемом умений и навыков. Девушки и юноши не знают или не умеют выполнять ряд нормативов. Девушки не могут выполнить отжимание от гимнастической скамьи, юноши не могут или не знают правила выполнения подтягивание на высокой перекладине. Не умеют прыгать в длину с места как юноши, так и девушки.

Для выяснения сложившейся ситуации с уровнем воспитания физических качеств был проведен опрос студентов 1 курса и их родителей. В ходе бесед со студентами 1 курса и их родителей выяснилась, что в ряде школ физическую культуру вели специалисты преподающие другие предметы (учитель по трудам или безопасности жизнедеятельности). И все обучение сводилось к бегу по стадиону или в парковой зоне, игре в футбол у юношей и в волейбол у девушек. Как результат плачевное состояние с уровнем развития физических качеств, объемом двигательных умений и навыков.

Следующей проблемой для формирования необходимого уровня физической подготовленности, а так же воспитания профессионально важных физических качеств было отсутствие спортивных сооружений или их неудовлетворительное состояние в ряде школ. Причем в городских поселениях практически все школы имеют спортивные сооружения в удовлетворительном состоянии, а в сельских данные сооружения зачастую отсутствуют или находятся в ненадлежащем состоянии. И как следствие, студенты 1 курсов не умеют передвигаться на лыжах, плавать, играть в волейбол или баскетбол. В большинстве своем, сложившаяся ситуация сложилась из-за слабой материальной базы учебного заведения, отсутствия плавательных бассейнов, лыжной базы и т.д.

Перечисленное выше отчасти объясняет ситуацию, при которой студенты, поступившие на 1 курс, не знают техники старта, бега и финиширования на короткие дистанции, имеют низкий уровень развития физических качеств.

Но негатив к физической культуре начинает сменяться позитивным отношением, спортивный и здоровый образ жизни стали «модными». Стало престижным заниматься в различных фитнес клубах, заниматься экстремальными видами экстремальными видами спортивной деятельности (Workout, парашютный спорт и т.д.), посредством которых расширяют объем умений и навыков. Данное условие делает возможным не только акцентированно развивать профессионально важные физические качества, но и сформировать необходимый объем умений и навыков. Данное происходит и вузах, студенты приобщаются к спортивно-массовым мероприятиям, занимаются в секциях. В БГТУ им. В.Г. Шухова функционирует значительное число спортивных секций легкой атлетики, плавания, единоборств (дзюдо, кикбоксинг, самбо и т.д.), спортивных игр (секция футбола, гандбола, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, ватерполо), зимних видов спорта (лыжные гонки, хоккей), стрелкового спорта и т.д. При кафедре «Защиты в чрезвычайных ситуациях» функционирует секция пожарно-прикладного спорта. Студенты, занимаясь в спортивных секциях вуза формируют необходимый объем прикладных умений и навыков, знаний, воспитывают профессионально важные физические качества.

Так моду набирает спортивное движение «пробеги», не менее интересно направление «проплыви». Часть студентов, проходящих обучение на 1 курсе не умеют плавать. Так преподавателями БГТУ им. В.Г. Шухова провели опрос студентов 1-3 курсов умеют ли они плавать и один из десяти опрошенных не умеет плавать. Так же в ходе занятий в бассейне данное число студентов увеличилось до двух - трех человек из десяти.

Как правило, это студенты, проживающие в сельской местности, где нет водоемов и бассейнов и соответственно нет возможности научиться плавать. Данная ситуация подтверждается и результатами исследований Г.М. Нижник [5] и Н.М. Баламутовой [1], более 30 % девушек и 20-40 % юношей к моменту окончания средней школы не держатся на поверхности воды или не умеют плавать, далее данные школьники становятся абитуриентами и студентами высших учебных заведений. И ситуация повторяется, только уже в вузе.

Одним из эффективных направлений формирования профессионально важных физических качеств и формирования необходимого объема умений и навыков являются самостоятельные занятия. Составить план самостоятельных занятий не составляет труда, помогут преподаватели кафедры физического воспитания и спорта или необходимую информацию можно найти в интернете. Но для самостоятельных занятий студенты

спрашивают спортивный инвентарь (футбольный или баскетбольный мячи), коньки и т. д. на кафедрах, так как приобрести данный спортивный инвентарь студенты не могут в силу материальных проблем, но у кафедр нет возможности его раздавать. Поэтому целесообразно организовать прокат спортивного инвентаря для студентов. В БГТУ им. В.Г. Шухова функционирует пункт проката спортивного инвентаря, который пользуется популярностью у молодежи, так как в зоне шаговой доступности можно взять велосипед, коньки и другой спортивный инвентарь для самостоятельных занятий и формирования профессионально значимых качеств.

Выводы. Для повышения эффективности формирования профессионально важных физических качеств и необходимого объема умений и навыков у студентов технического вуза, необходимо активнее приобщать молодежь к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Так же одним из направлений решения описанной проблемы является приобщение к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Так как в самом названии данного комплекса есть слова, «готов к труду и обороне». Но необходимо выполнить ряд мероприятий:

• Необходимо отслеживать изменения в профессиональной деятельности специалистов инженерного профиля для своевременных внесений корректив в подготовку специалистов.

• Вести планомерную подготовку к сдаче норм Всероссийского комплекса ГТО.

• Недопущение формального подхода к сдаче норм Всероссийского комплекса ГТО.

• Разработать стимулирующие мероприятия для занимающихся различными видами спортивной деятельности и участвующих в спортивно-массовых мероприятиях.

• Организовать пункты проката спортивного инвентаря.

• Стоимость проката спортивного инвентаря должна быть доступна студентам и время работы оптимизировано под режим учебной деятельности студентов.

• При воспитании профессионально значимых физических качеств акцент необходимо ставить на воспитании выносливости, так как выносливость востребована практически во всех специальностях инженерного профиля и имеет высокую корреляцию с работоспособностью и показателями здоровья.

• Для эффективной подготовки специалистов, формирования требуемого профессиональной деятельностью объема умений и навыков, физической подготовленности необходимо анализировать профессиональную деятельность специалистов разных специальностей.

• Так же необходимо разработать план мероприятий по профессионально-прикладным видам спорта, или видам спорта, акцентированно воздействующим на профессионально важные качества.

Литература:

1. Баламутова Н.М. Исследование показателей физического развития и физической подготовленности студенток с исходным уровнем умения плавать / Н.М. Баламутова, Н.Ф. Кожух, Л.В. Шейко, И.П. Олейников //Физическое воспитание студентов. 2011. № 1. С. 11.

2. Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Хабаровск 2000. 108 с.

3. Егоров Д.Е. Уровень физических кондиций, состояния здоровья студентов технического вуза и занятость на рынке труда / Д.Е. Егоров, И.В. Куликова // Научный журнал «Дискурс». - 2016. - 1 (1). -С. 39-44.

4. Крамской С.И. О реализации оздоровительной программы в условиях технического вуза / С.И. Крамской, И.А. Амельченко // Высшее образование в России (научно-педагогический журнал). - М. -2014. - № 3. - С. 94-96.

5. Нижник Г.Н. Обучение плаванию девушек 18-20 лет с использованием аквааэробики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 2012. 24 с.

6. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой // Известия Сочинского Государственного университета / Сочи (ВАК). 2013. № 1 (23). С. 114-117.

7. Уилмор Дж. Х., Д.Л. Костили. Физиология спорта и двигательной активности. Киев: Олимпийская литература, 2002. - 178 с.

8. Хрущ О.И. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности / Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. Номер: 3 // Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре. 2017 С. 145-150

9. profigrama.ru /http://profigrama.ru/profession/all (дата обращения 15.11.019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.